О ближних

Аватара пользователя
о.Емельян (ученик)
издатель
Сообщения: 767
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 13:42
Откуда: Красноярский край
Контактная информация:

Сообщение о.Емельян (ученик) » 24 ноя 2009, 12:19

Да простят меня батюшки, но по-моему есть разные "домашние". Те, которых Евангелие называет врагами, это враги нашей веры. Но, как известно, врагов тоже нужно любить и помогать им, особенно если это наши родственники... Видя такое христианское отношение к ним, они возможно из врагов станут нашими друзьями.
Как ни крути, но ближе кровных домашних у нас нет и быть не может в этом мире. И если мы даже о них забываем заботиться, мы действительно становимся хуже неверных.
= "Кто любит Бога, тот ненавидит грех"
= "Великая истина: вместо того чтобы жаловаться на мировую тьму, зажги свою маленькую лучинку"
= "Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства" (свт. Игнатий Брянчанинов)

Аватара пользователя
Саша
патриот форума
Сообщения: 1327
Зарегистрирован: 25 июн 2007, 22:27
Контактная информация:

Сообщение Саша » 24 ноя 2009, 14:58

Код: Выделить всё

http://rutube.ru/tracks/2647492.html?v=4fdefa7f6e37b86cf90249eb5be2406c
gimn seme

Эти слова не проста песня, это шедевр.

да прибудит эти слова ваших сердцах во все века.. :D

Натка
протоветеран
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 11:19
Контактная информация:

Сообщение Натка » 26 ноя 2009, 13:28

Ксения,может перенести тему в другой раздел, а то мы резвимся в батюшкиных разделах,без ихнего присутствия.Они и слова не написали а мы уже отметилисьИзображение

Думаю,что смирение самое главное в общении с родными.
Раньше я очень сильно возмущалась,что отец меня гнобит,и бывает методы его не очень отцовские,считала его реальным врагом,отравителем моей жизни.Изображение
Никакой мягкости,постоянный контроль...В итоге,после проделанного,под "чутким руководством отца" ,понимаешь,что он делает всё правильно и желает ,так своеобразно ,мне добра.
Так проявляет свое волнение.
Это я поняла,когда начала слушать отца.Изображение
И он подобрел,чудным образом. :) :)

о.Александр
издатель
Сообщения: 655
Зарегистрирован: 08 окт 2009, 14:46
Контактная информация:

Сообщение о.Александр » 27 ноя 2009, 10:26

Мне кажется, что эти две цитаты дополняют друг друга или учат нас находить золотую середину, по отношению к ближним.
Вторая цитата говорит о последних временах, по большей части, как мне кажется, отсюда становится понятным её содержание, потому что в те времена отношения между людьми будут не сладкие, а особенно между близкими. А если эта вражда будет на религиозной почве, то еще печальнее, поэтому Евангелие и учит о том, что домашние могут стать врагами. И это действително, тот человек который желает тебе, чтобы ты был в отдалении от Истины, не враг ли тебе???
А вот первая цитата учит нас тому, как христианин должен относиться к людям, особенно близким. И это должно происходить независимо от ситуации. Другими словами, тебе даны две Истины, одна информативного характера, а другая для действий, вот и определись насколько Ты христианин евангельский, чтобы понять какая цитата для одного, а какая для другого.

о. Валерий
писатель
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 04 сен 2009, 11:19
Контактная информация:

Сообщение о. Валерий » 27 ноя 2009, 11:29

Всем поклон! Хотелось бы немного добавить по данному вопросу. Слова Спасителя или цитаты из Евангелия, в любом случае, нельзя отрывать от контекста. Именно так и поступают сектанты. Просто ведь может случиться и то и другое. И не раз в жизни мы видим этому подтверждение.

Алекc_
частый гость
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 30 ноя 2009, 10:23
Контактная информация:

Сообщение Алекc_ » 30 ноя 2009, 11:34

Если для себя четко представлять, что как для тебя, так и для ближнего твоего, кем бы он не был, цена вопроса вечный ад, и если этот вопрос будет мучить тебя неотступно, как самое главное в твоей жизни и во время даже самой тяжелой твоей болезни будет сильнее любой мысли и любой боли, только тогда ты сможешь взвешивать свои дела к своему ближнему. Нас губит хладность, как к нашему состоянию и равнодушие ко своему спасению, так такая же хладность и к ближним. Хладность ко своему спасению, равнодушие, беспечность - есть уныние. Смысл этого слова в наши времена утрачен и используется неверно. А вот неверие в помощь Божию, отчаяние в своем спасении, тяжелая грусть и как соответствие злоба и раздражение, есть злопечалие. И именно им мы точим свою душу о ближних своих.

Аватара пользователя
о.Артемий
заслуженный писатель
Сообщения: 412
Зарегистрирован: 05 сен 2009, 08:53
Контактная информация:

Сообщение о.Артемий » 30 ноя 2009, 14:08

Хладность ко своему спасению, равнодушие, беспечность - есть уныние. Смысл этого слова в наши времена утрачен и используется неверно.
А в каком смысле сейчас употребляется это слово? Может дело в контексте?..
Солженицин, теска Ваш, в одном из последних интервью выразил мысль о том, что в нашем мире говорить о любви к ближнему - утопия. Самое реальное - это научиться хотя бы не желать зла и не творить другим того, что себе не пожелаешь...
По-этому, я согласен с мнением, что РАВНОДУШИЕ, бывает не полезно для нашей души.
Для размышления небольшое изречение ниже :
"Не бойся врагов-в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей-в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся РАВНОДУШНЫХ-они не убивают и не предают,но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство"-Бурно Эссенский.
Не совсем в тему, но мысль мне очень нравится.

Алекc_
частый гость
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 30 ноя 2009, 10:23
Контактная информация:

Сообщение Алекc_ » 30 ноя 2009, 14:32

Слово уныние употребляется вместо слова злопечалие. Замена смысловой нагрузки произошла от изменения мировоззрения. Попробуйте хоть на малое время полностью занять свой ум мыслью о том, что наша жизнь единственно ко спасению а все остальное ни что Тогда вы сами почувствуете что хладдность и равнодушие и беспечность есть уныние души.

Аватара пользователя
о.Емельян (ученик)
издатель
Сообщения: 767
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 13:42
Откуда: Красноярский край
Контактная информация:

Сообщение о.Емельян (ученик) » 30 ноя 2009, 15:47

Ксения,
могу вас заверить, что вы еще очень многого не знаете) невозможно огласить человека на всю жизнь вперед.. Всегда нужен личный духовный опыт - падения, восстания, ошибки, победы.. Это ЖИЗНЬ. Она учит каждый день и каждый час.
= "Кто любит Бога, тот ненавидит грех"
= "Великая истина: вместо того чтобы жаловаться на мировую тьму, зажги свою маленькую лучинку"
= "Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства" (свт. Игнатий Брянчанинов)

Алекc_
частый гость
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 30 ноя 2009, 10:23
Контактная информация:

Сообщение Алекc_ » 30 ноя 2009, 17:38

Ксения, вы задели невероятно больной вопрос. Что есть крещение взрослого человека не имеющего не то что о крещении, а вообще о вере даже поверхностного представления. Человек приходит в храм, что то подвигло его душу к этому, над ним совершают обряд по полному чину в котором он ничегошеньки не понимает и о котором он не имеет ни малейшего представления. Я понимаю, что книг кругом множество и возможности у многих есть но, значительно легче подается обучению язычник, чем атеист либо деист, но это обучению. Возможности самообразования в этом вопросе просто ограниченны. Почему у всяких иеговистов и прославленцев столько паствы, а потому что они растолковывают, учат. Я думаю, что крестить без огласительной подготовки можно только младенцев. Вот смотришь, людей крестят - крестят - крестят, а в храм на службу годами ходят одни и те же, редко когда кто новый появится, вроде и крещенных много а православных мало.

Аватара пользователя
о.Артемий
заслуженный писатель
Сообщения: 412
Зарегистрирован: 05 сен 2009, 08:53
Контактная информация:

Сообщение о.Артемий » 30 ноя 2009, 17:44

над ним совершают обряд по полному чину
Любопытства ради, скажите, пожалуйста, а каким чином крестят у Вас?
Взрослых просто кропят или полным погружением?

Алекc_
частый гость
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 30 ноя 2009, 10:23
Контактная информация:

Сообщение Алекc_ » 30 ноя 2009, 18:01

В нашем храме, так же как и в вашем да практически повсеместно делают троекратное погружение головы в купель. Говорят есть храмы где делают полное погружение, но мне видеть не приходилось.

Аватара пользователя
о.Емельян (ученик)
издатель
Сообщения: 767
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 13:42
Откуда: Красноярский край
Контактная информация:

Сообщение о.Емельян (ученик) » 30 ноя 2009, 20:18

Ксения,
наличие веры и знаний - это хорошо конечно, но это еще не гарантия спасения, ибо "и бесы веруют", и "знания надмевают"...
Многие еретики - это очень начитанные люди, они знают Библию почти наизусть. И что это даёт?
Именно в простых, неученых людях (вспомним апостолов например) Бог обычно действует наиболее сильно, ибо "сила Его в немощи совершается".
Жизнь часто испытывает нашу веру, причем для каждого - свои, индивидуальные испытания. Об этих испытаниях вам не расскажут на огласительных курсах.. это надо самому пережить, испытать, научиться... В этом и состоит опыт ЖИВОЙ веры. Да поможет нам всем Господь!
= "Кто любит Бога, тот ненавидит грех"
= "Великая истина: вместо того чтобы жаловаться на мировую тьму, зажги свою маленькую лучинку"
= "Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства" (свт. Игнатий Брянчанинов)

Аватара пользователя
и.Сергий
издатель
Сообщения: 797
Зарегистрирован: 13 мар 2007, 17:34
Откуда: Россия, Ачинск
Контактная информация:

Сообщение и.Сергий » 30 ноя 2009, 20:25

Когда я крестился в 1991 году из того, что говорил священник я понял только одно - завтра утром надо прийти в храм голодным. (Да и это не все запомнить могут :) То придут после завтрака, то после исповеди со спокойной совестью домой уедут). Это Вам, Ксения, сейчас все понятно в огласительных беседах. Если бы мне сказали перед крещением, что нужно ходить на какие-то там беседы, - вполне вероятно, что я и сейчас еще был бы некрещеным. Все в свое время. Для людей, которые находятся вне Церкви, часто кажется многое неправильным и несовершенным в ее устройстве. Когда приближаешься к Церкви - взгляд на многие вещи меняется. Не забывайте: Христос - Глава Церкви. И у Него, поверьте, есть серьезные рычаги управления :)

Алекc_
частый гость
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 30 ноя 2009, 10:23
Контактная информация:

Сообщение Алекc_ » 01 дек 2009, 08:51

Вопрос о учености и неучености апостолов весьма не однозначный, по той причине что это апостолы, но именно их пример и можно избрать как показательный в вопросе просвещения в вере. Господь положил столько времени и столько сил, что бы учить. Апостолов Он учил их более всех, так как именно они затем продолжили дело Божие на земле. В чем заключается проповедь христианства, в обучении. Человек должен выбирать что то как человек,т.е через свое разумение. Апостолы сначала рассказывали, объясняли, учили и только затем крестили. В первые времена вообще крестили только во взрослом возрасте и только тогда когда человек принимал осознанное решение и так было достаточно долго. Затем времена менялись и крестить стали и в младенчестве, но опять же при наличии взрослых крестных родителей. В чем роль этих родителей??? если сейчас спросить крестных, а что вы должны делать на практике став крестными, мало кто ответит, так как не знают. Если обратить внимание на ап.Павла которого избрал Господь уже после Вознесения, то явно бросается в глаза его просвещенность в вопросах веры. Если смотреть с этого момента и до наших дней, то будет ясно, что на апостольское служение Господь избирает только просвещенных. Вопрос а зачем, пусть крестят да только, а потом после крещения и будут обучаться. Получается что вера православная такова, что ее принимают по полной бестолковости что ли. Нет и еще раз нет. Обратимся к главной службе - литургии и увидим, что она поделена на литургию оглашенных и литургию верных. Кто еще будет отрицать полную необходимость обучения до крещения, если даже самая главная служба в своем составе содержит это. На литургии перед Евангелием читают Апостола, таков порядок, я не оговорился именно порядок. По прочтении Евангелия священник читает проповедь, т.е. растолковывает значение того что он только что прочел и делает это как для верующих(по той причине что невозможно преуспеть без постоянного обучения) так и для оглашенных. Я думаю что если бы в обучении не было такой явной, острой необходимости, то литургия, как главная служба совершалась бы исключительно для верных. Единственное что упускается так это толкование Апостола, но для этого необходимо время помимо службы. Литургия по своему составу достаточно сложна и для современно человека, ощутительно продолжительна, по немощи своей он не может быть к ней во внимании в продолжении всей службы, но это при условии что он ее хоть поверхностно но знает и понимает. Что делает человек на литургии, когда он мало, что понимает и мало что знает, он занимает свой ум вещами совершенно посторонними, а литургия превращается в языческое шаманство и не отличает человек а в чем разница, между православием, мусульманством, и буддизмом потому что все непонятное он ставит в один ряд. Я не знаю таких мест ни у св.отцев, ни в Апостоле ни в Евангелии где сказано, что можно уверовать без понимания. Вы скажите а разбойник на кресте, а я отвечу что история православной церкви просто изобилует случаями когда вера и естественно знание, дается Духом Святым. Но это случаи особые и хоть их и много на они на перечет.
Аргумент в отношении того, что если не крестить без оглашенной подготовки, то люди не пойдут креститься совершенно безосновательный, кроме того здесь происходит нарушение формальной логики. Предположение не может ни доказать ни опровергнуть действительное. Огласительная подготовка существовала от начала православной церкви - это действительность, о том что люди не будут креститься если проводить огласительную подготовку есть предположение.

Аватара пользователя
о.Артемий
заслуженный писатель
Сообщения: 412
Зарегистрирован: 05 сен 2009, 08:53
Контактная информация:

Сообщение о.Артемий » 01 дек 2009, 14:14

Алекc, как Вы считаете, священник должен быть богословом? В смысле знаний или для прихода достаточно "базовых" познаний в основных вопросах? Я говорю не про требоисполнителей как таковых... На Ваш взгляд, есть ли необходимость заниматься наукой, филосовией, историей.., или священнику стоит обратить свой взор на паству и их душевные потребности?
Обратимся к главной службе - литургии и увидим, что она поделена на литургию оглашенных и литургию верных.
Литургия оглашенных и её молитвенные прошения, по сути, не имеют прежднего значения. Иститута оглашенных просто нет. Вы скажите: а как же "недельное оглашение" - в некоторых храмах за седьмицу до Таинства какой-нибудь катехизатор общается с желающими и отвечает на их вопросы... А я замечу, что эти "желающие" придут потом на крещение и только. Сама служба и как Вы, Алекс, заметили
... по своему составу достаточно сложна и для современно человека, ощутительно продолжительна, по немощи своей он не может быть к ней во внимании в продолжении всей службы, но это при условии что он ее хоть поверхностно но знает и понимает.

Алекc_
частый гость
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 30 ноя 2009, 10:23
Контактная информация:

Сообщение Алекc_ » 02 дек 2009, 11:10

д.Артемий
Для того чтобы, оказывать реальную помощь своей пастве необходимо знать как можно больше, в идеале вы должны давать ответ на любой вопрос, но отмечу как главное, именно с православной точки зрения. Картина мира должна быть у вас православная и целостная. Все что смущает вас, т.е. заставляет как бы принять непонятную точку зрения не совсем соответствующую православной позиции, не оставляйте в покое, обязательно ищите ответ. Поймите, православие - это истина, т.е. это то, что есть на самом деле, все что не соответствует истине, есть заблуждение и соответственно ведет к гибели, в прямом смысле этого слова. Серафим Саровский говорил, что необходимо, ежедневно читать Евангелие и св.отцев, для того что бы ум как бы постоянно пребывал в правильном расположении, как бы окунался в истину и находился в ней. Вы должны сами в себе иметь истинное миропредставление, миропонимание, мироощущение. Для многих людей, вера это что такое отдельное от жизни, там где то, по субботам и воскресениям. Вера это и есть жизнь, необходимо стремиться к тому что бы вера пребывала с вами постоянно, ежесекундно. Представте себе состояние первого праведника Еноха , он постоянно пребывал в состоянии "пред Богом". Невозможно пребывать в этом состоянии не имея Бога в мыслях в любой проблеме, мысли, вопросе, деле. Что иметь Бога необходимо иметь перво наперво правильное миропредставление, православное. В противном случае вас будет легко запутать, сбить с толку и ввергнуть в грех, бойтесь этого, цена вопроса вечная жизнь или вечная смерть.
Вы хотите сказать, что на литургии в отношении оглашенных - которых нет, священник с дьяконом играют комедию, или литургия "устарела" и ее пора реформировать.
Литургия незыблема, горе тому кто что либо прибавит или отнимет от нее. Изменить значение чего либо в литургии, значить менять литургию. Вы совершенно не задумываясь сказали кощунственную фразу. Необходимо понять как это должно быть в наши дни и привести в полное соответствие с литургией.
В отношении немощи я это сказал к тому, что единственным способом избавления от нее, есть литургия, чем более человек понимает в службе, тем более участвует в ней своей душой(молитвой), тем менее в нем становится немощи.
Что делать мальчишке если он не может подтянуться на турнике????? Вы предлагаете стоять возле него оперевшись на столб, а надобно карабкаться на него и пытаться подтянуться и поверте - получится. Я это в свое время на себе испытал и детей своих тому учил.

Аватара пользователя
о.Емельян (ученик)
издатель
Сообщения: 767
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 13:42
Откуда: Красноярский край
Контактная информация:

Сообщение о.Емельян (ученик) » 02 дек 2009, 13:20

Не будем забывать, что священники - это слуги Божии. И когда они принимают решение - крестить или не крестить - они восновном руководствуются внутренним наитием. Удивляет позиция некоторых особо ревнивых мирян, которые начинают осуждать священство или даже учить, что и как им делать... Думаю, батюшки сами страдают от того, что их духовные чада ведут порой не совсем христианский образ жизни. Вспомним апостолов. Они тоже учили и крестили много людей. Однако в их посланиях мы встречаем массу обличительных, а порой и гневных слов в отношении крещеных. Бывали даже случаи, когда апостолы наказывали смертью за несоответствие христианским нормам.
Далее. Возьмем пример самого Христа. Вы думаете, у Него было только 12 ближайших учеников? На самом деле, их было намного больше. Только многие отошли от Христа, ибо не смогли принять Его учение. Вот и осталось 12. Да и то, один из них - Иуда - впоследствии оказался предателем.
К чему я это говорю? К тому, что священники не виноваты в том, что люди ведут себя плохо после Крещения. Иначе нам придется осудить самих апостолов и даже Христа, ведь и у них были недостойные последователи...

А разве среди сидящих в тюрьмах нет тех, кто был крещен в детстве? Есть, и немало. Так почему "добрый" священник, окрестивший того парня, виноват, а другие священники, крестившие младенцев (которые впоследствии оказались разбойниками) - не виновны?? И там, и там совершено Таинство Крещения. И там, и там результат похожий - тюрьма.

Еще немного о Крещении. Мне один батюшка рассказывал, что однажды к нему принесли крестить младенца. Крестным отцом должен был быть взрослый парень, крещеный в детстве. Однако у батюшки возникло внутреннее противление, когда он увидел крестного. На вопрос о том, знает ли что-нибудь крестный о Христе, был дан отрицательный ответ. И батюшка крестил младенца без крестного. Я это к тому, что у священников есть внутреннее чутье на людей (дар Божий, данный при хиротонии). Так что, священники не виноваты. Виноваты сами крещаемые. Вот с них и надо спрашивать.
= "Кто любит Бога, тот ненавидит грех"
= "Великая истина: вместо того чтобы жаловаться на мировую тьму, зажги свою маленькую лучинку"
= "Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства" (свт. Игнатий Брянчанинов)

Аватара пользователя
о.Емельян (ученик)
издатель
Сообщения: 767
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 13:42
Откуда: Красноярский край
Контактная информация:

Сообщение о.Емельян (ученик) » 02 дек 2009, 18:37

Ксения,
я к тому, что решение - крестить или не крестить, оглашать или не оглашать, отпевать или не отпевать, и т.п. - принимает приходской священник. А когда миряне начинают выражать недовольство уровнем оглашения, уровнем Крещения, уровнем знаний - они тем самым осуждают священников (возможно, невольно) в якобы их неумелости, косности и бездействии... Мол, вот так у нас всё плохо, потому что батюшки неправильно и не тех крестят, не оглашают, не просвещают и т.д..
При этом мы забываем, что Бог поругаем не бывает. И если некий батюшка в чем-то согрешает или недобросовестно исполняет свои обязанности, то для этого есть епископы, которые своей властью могут запретить данного батюшку в служении. То есть, суд над священниками идет сверху, а не снизу.
В наше время мы должны радоваться, что люди в храмы бегут, а не в синагоги и мечети. И даже тот факт, что человек при вопросе о его вере скажет: "я - православный", не может не радовать. Пусть он не разбирается в догматах, но ведь выбор он свой сделал в сторону Православия, а не в сторону ислама, иудаизма или сектанства! А его дальнейшее духовное развитие и просвещение зависит только от него, т.к. все условия для этого есть - храмы, проповеди, книги, тот же интернет..
= "Кто любит Бога, тот ненавидит грех"
= "Великая истина: вместо того чтобы жаловаться на мировую тьму, зажги свою маленькую лучинку"
= "Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства" (свт. Игнатий Брянчанинов)

Алекc_
частый гость
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 30 ноя 2009, 10:23
Контактная информация:

Сообщение Алекc_ » 02 дек 2009, 19:24

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Епархиальной конференции
«Насущные вопросы катехизации. Традиции и современность»

(19 апреля 2007года, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра)
Епархиальная конференция проходила в дни святой Христовой Пасхи, в преддверии недели Жен Мироносиц. На конференции присутствовало более 80-ти человек из числа мирян и духовенства. Было заслушано десять докладов священнослужителей нашей епархии, имеющих достаточный и плодотворный опыт различных форм и уровней катехизации в наши дни. Работа конференции показала, что катехизаторская деятельность должна пронизывать все сферы и уровни практической церковной деятельности: миссионерской, учительной, издательской, социально-благотворительной, пастырской и других видов церковного служения. При целостном взгляде и подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов.
Катехизация как:

а) приобщение оглашаемых лиц, (готовящихся к сознательному принятию Крещения) к христианскому вероучительному знанию б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня)

в) как деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе

г) как собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе

В настоящее время существует ряд причин и факторов, которые формируют в современном обществе взгляды и образ жизни, совершенно чуждые православному христианскому мировоззрению и этике.К указанным негативным факторам относятся: прозелитизм инославных конфессий, деструктивная деятельность сект, распространяемые СМИ суеверия, а также набирающие популярность оккультные практики. Церковь сегодня живет в условиях многоконфессионального и во многом атеистического общества, которое придерживается принципа светскости в области образования и воспитания подрастающего поколения.В связи с этим миссионерская и катехизаторская деятельность приобретают особое значение для плодотворной и спасительной деятельности Церкви в мире. Одной из наиболее значимых сторон проповеди в современном мире является традиционная для Церкви предкрещальная катехизация. Она призвана духовно и нравственно подготовить человека к принятию первого Таинства Православной Церкви - Крещения, шага, который будет определять как земную, так и вечную участь нового члена Христова Тела. Однако сложившаяся практика как предкрещальной катехизации, так и самого Крещения в силу ряда причин исторического характера не соответствует ни православной церковной традиции, ни подлинным нуждам Церкви в обретении новых, живых членов, несмотря на давно открывшиеся возможности и условия современной жизни.

Мы, участники Епархиальной конференции «Насущные вопросы катехизации. Традиции и современность», опираясь на учение Православной Церкви отмечаем, что для восприятия человеком величайших даров Божией благодати в святых Таинствах недостаточно формального совершения их чина. Это учение исходит из уст Воскресшего Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16) и исповедуется святыми Отцами: "Но надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху через Крещение ничего не бывает механически, а все совершается с сознательным участием нравственно-свободных решимостей самого человека" (Свт. Феофан Затворник).

Крещение - это средство, подающее Божественную благодать. Как всякий дар, она должна быть свободно усвоена. Если же у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия, «вода остается водою» (свт. Григорий Нисский), «ибо не рождает Дух воли не хотящей» (прп. Максим Исповедник). В зависимости от свободных человеческих усилий, благодать Крещения, которая сама по себе, как действие Божие, совершенна и неизменна, либо раскрывается в человеке, либо утрачивается им и гаснет. Кроме того, чин Крещения рассчитан именно на сознательное принятие этого Таинства. Таким образом, Таинства сами по себе, без встречного движения свободной воли человека остаются невоспринятым Божиим даром. Данное учение отражено и в канонических нормах Церкви. Оно является основанием правильного уклада церковной жизни и личной аскезы. Игнорирование традиционного взгляда Церкви на необходимость подготовительного периода перед Крещением на практике приводит к распространению формализма и обрядоверия.

Как следствие этих негативных явлений на сегодняшний день мы можем констатировать широкое распространение номинального христианства, не церковного характера жизни, мировоззрения и образа отношений.

В данных условиях особое значение приобретает целенаправленная и систематическая работа с каждым человеком с самого начального момента его обращения к вере, сопряженного с Крещением. Крайне необходимой помощью людям, которые искренне стремятся жить с Богом, является предкрещальная катехизация. О ее важной роли говорят каноны Церкви (2 пр. I Вс. Соб., 45 и 47 пр. Лаод. Соб., и другие).

Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Соб.). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Соб., 8 пр. VII Вс. Соб.). Все канонические нормы, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры. К сожалению, вместо следования учению Церкви широкое распространение получил обычай формального отношения к Крещению, что негативно влияет на все сферы церковной жизни.

В связи с вышеизложенным, очевидной является необходимость возрождения евангельских оснований и канонической дисциплины в церковной жизни. Работа конференции показала, что в настоящее время практика предкрещальной катехизации получает все более широкое распространение, как в масштабах целых епархий, так и на отдельных приходах. Анализ успешного опыта работы современных катехизаторов позволяет определять степень применимости различных методик оглашения в конкретных приходских условиях и избежать ошибок и крайностей. В то же время назрела острая необходимость выработки единых, наиболее эффективных принципов катехизации.

Учитывая специфику и ритм жизни современного общества можно обозначить следующие из них:

1. Катехизация должна способствовать практическому воцерковлению и нравственному оздоровлению людей.Рекомендовать отцам настоятелям особенно в густонаселенных районах города учреждать в храмах консультативные пункты в воскресные и праздничные дни для первичных катехизических бесед с невоцерковленными людьми силами церковн-опытных, образованнх, благочестивых мирян.
2. Оглашение не должно ограничиваться посещением огласительных бесед, а дополняться знакомством и вхождением в литургическую жизнь Церкви.
3. Период оглашения не завершается Крещением, а продолжается в условиях общинной жизни конкретного прихода.
4. Работа с оглашаемыми должна дифференцироваться с учетом различных возрастных групп, социальных и образовательных особенностей.
5. Организованная катехизация не может подменять личной пастырской активности в работе с оглашенными.
6. В число лиц, участвующих в обязательной огласительной подготовке, необходимо включать невоцерковленных родителей малолетних детей перед их Крещением.
7. В процессе проведения конференции было достигнуто соглашение по следующим предложениям:
8. Смиренно просить Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского оказать молитвенную и административную поддержку в деле просвещения населения. Осознавая, что в рамках отдельного прихода нельзя проводить полноценную катехизаторскую работу призвать всех клириков нашей епархии проводить данную работу повсеместно.
9. В связи с необходимостью выработки единообразной практики катехизации в приходах епархии, просить Отдел религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии, используя материалы конференции и обширный современный опыт, определить форму оглашения с последующей разработкой дифференцированной системы методов оглашения.
10. Создать в епархии методический центр и Курсы практической Катехизации с целью повышения квалификации священнослужителей и приходских катехизаторов (из числа мирян) в области катехизации.
11. Разработать методические рекомендации по практическим видам катехизации на основе современного опыта РПЦ, различных возможностей и условий, на приходском уровне.
12. В целях повышения эффективности огласительной деятельности создать в каждом благочинии централизованные школы катехизации.
13. Усилить работу на приходах по включению оглашаемых в жизнь прихода. В качестве первого этапа предлагается ввести в практику катехизации совместную молитву, общение совместно с трапезой, а также вернуть Крещению значение литургическогоТаинства,совершаемого в присутствии общины.
14. Осуществлять помощь сельским приходам в организации катехизации.

Ответить

Вернуться в «Спрашиваем священника»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей