"впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" - а вот это место не очень. Объясните, пожалуйста.
Святитель Иоанн Златоуст:
«Сам спасется, но так, как бы из огня»: вот и другое. Эти слова означают следующее: он сам не погибнет так, как дела, не обратится в ничто, но останется в огне. Это апостол и называет спасением; потому не просто сказал: спасется, а прибавил: как бы из огня. Так и мы обыкновенно говорим: в огне сохраняются – о таких вещах, которые не сгорают и не вдруг обращаются в пепел. Потому, слыша об огне, не думай, что сожигаемые обратятся в ничто. Не удивляйся и тому, что апостол называет такое мучение спасением; он нередко о предметах неприятных употребляет хорошие выражения, а о предметах приятных – нехорошие. Например, слово плен обозначает дурной предмет; но Павел употребляет его по хорошему, говоря: «пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор.10:5). Также, говоря о худом, употребляет хорошее выражение в следующих словах: «грех царствовал» (Рим. 5:21); между тем слово царствование скорее хорошо звучит. Так и здесь, сказав:спасется, он выражает не что иное, как продолжение наказания, и как бы так говорит: сам же будет мучиться непрестанно.»
Блаженный Феофилакт Болгарский:
«(15) Впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. - Сам он не погибнет так, как его дела, не перейдет то есть в ничтожество, но спасется, то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне. И у нас о том дереве, которое не легко сгорает и обращается в пепел, говорят обыкновенно, что оно остается целым в огне, так что для сожжения его употребляется довольно много времени. Итак, грешник несет потерю от того, что трудился над такими делами, от которых погибает, и все свои усилия употребил на то, что не имеет бытия и не существует (ибо всякое зло есть нечто несуществующее), подобно тому, как если бы кто за большую цену купил себе труп вместо живого тела. Между тем сам, то есть грешник, спасется, то есть сохранится целым для вечных мучений.»
Я понимаю эти слова так: Апостол говорит о людях верующих, основанием жизни которых стал Иисус Христос, о членах Церкви. Тех, кто строит на этом основании из золота, драгоценных камней - мы называем святыми. Большая же часть из нас строит из дерева и соломы, так как дел веры мало. Живем в расслаблении и саможалении. Соответственно, за такую нашу нерадивую жизнь нам придется расплатиться, потерпеть ущерб. И здесь, в земной жизни, и на мытарствах... Но мы надеемся, что нашу веру в Него Господь не отринет, вспомнит нас в День Страшного Суда.