Так же как и у любого другого человека и поныне. Но Творец то заранее знал, что будет и в Писании один сценарий без вариантов от первородного греха, до пришествия Спасителя и до Апокалипсиса и Страшного Суда.в то же время он не был "тупой" компьютерной программой, которая бы исполняла "забитые" алгоритмы, у него было творческое отношение к возделыванию сада, как мне думается, соответственно и свобода выбора к решению проблем.
"Критикую Осипова"
Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»
Является ли Страшный суд страшным и почему? Делает ли выбор сама душа или Бог определяет участь человека?
Проф. А. И. Осипов пишет: «По учению Церкви, по всеобщем воскресении человек вновь получает тело, восстанавливается полнота его духовно-телесной природы. Это возвращает волю к самоопределению и, следовательно, последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и полного исцеления – в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером земной жизни. Отсюда и страшность Последнего суда – человек навсегда решает свою вечную участь».1
Мысль о самостоятельном самоопределении души на Страшном суде профессором проговаривается не один раз2 и в основе этой мысли лежит твёрдая уверенность в трёх «истинах»:
что и на Суде Господь не судит, не наказывает, не совершает насилия над человеком, сохраняя свободу выбора человека и проявляя свою любовь,
до Страшного суда период загробной жизни – это время самоопределения,
На Страшном суде завершится процесс становления и самоопределения.3
Важно отметить, что проф. А. И. Осипов утверждает, что высказанные им тезисы не являются какими-то частными мнениями, а отождествляет их с учением Церкви. Тем не менее, он в качестве подтверждения церковности высказанных им мнений не приводит ни одного подтверждения из Священного Писания и творений Святых Отцов Церкви. Приведённые им высказывания прп. Исаака Сирина и свт. Иоанна Златоуста лишь раскрывают учение Церкви о свойствах Божиих любви и благости. Никто не станет оспаривать того, что «Потому Он уготовал геенну, что Он - благ».4
Проф. А. И. Осипов в своем учении о Боге как абсолютной любви постоянно отрицает другие Его свойства, и прежде всего, справедливость и мздовоздаяние.
Свт. Иоанн, упрекая тех, которые отрицают вечность наказаний в геенне, пишет: «Но скажешь, так поступают люди, а Бог человеколюбив? Во первых и люди так поступают (т.е. наказывают) не по жестокости, а по человеколюбию; и Бог так наказывает потому, что Он человеколюбив; по величию милости Его велико и наказание Его. Следовательно, когда ты говоришь, что Бог человеколюбив, то тем более доказываешь справедливость наказания, если мы грешим против такого Существа. Посему и Павел говорит: страшно есть еже впасти в руце Бога Живаго (Евр. 10, 31)».5
Относительно того, что на суде Господь являет Себя как настоящий справедливый судья, Который Сам вершит суд над человеком, а не предоставляет делать душе выбор, свт. Иоанн Златоуст пишет:
«Скажи мне, неужели мы ничем не отличаемся от свиней и ослов? Если нет ни суда, ни воздаяния, ни судилища: то для чего мы почтены таким даром – словом, и всё мы имеем в подчинении? Для чего мы начальствуем, а то подначально? Смотри, как дьявол теснит нас со всех сторон своими убеждениями, чтобы мы не знали дара Божия… Повидимому он отвергает суд; а этим отвергается бытие Бога; ибо дьявол всегда таков, - всё предлагает с хитростью, а не прямо, чтобы мы не остерегались.Если нет суда, то Бог, судя по человечески несраведлив, то Он и не Бог; когда же Он не Бог, - все пошло просто: нет ни добродетели, ни порока».6
А в другой беседе «О страшном суде и воздаянии грешникам» свт. Иоанн подтверждает учение о реальности суда и служении Господа как судии, а не пассивного наблюдателя за самоопределением человека: «Будем, увещеваю, возлюбленные, избегать порока и избирать добродетель, дабы нам не посрамиться в день откровения дел. Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, говорит Павел, да примет кийждо, яже содела, или блага, или зла (2 Кор.5, 10). Будем же иметь в душе это судилище и представим, что оно теперь существует, что судия сидит и все открывается и выставляется на вид. Ибо нам нужно будет не только предстать, но и открыться…Обличу тя, говорит Господь, и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Пс.49, 21)».7
Ни Священное Писание, ни Святые Отцы Церкви не учат ничего о Суде как последней возможности обращения души к Богу, о решении самим человеком навсегда своей участи, завершении процесса самоопределения.
Прп. Иустин (Попович) подчеркивает:
Последний Всеобщий суд «будет судом всеобщей правды и абсолютной милости Божией, так как Господь всех и каждого будет судить по Своей бесконечной правде и бесконечной милости».8
Поэтому Бога никто не сможет обвинить в несправедливости.9
На Страшном суде «ничего не будет упущено и забыто», «ни преувеличено, не уменьшено, но всё будет беспристрастно утверждено и непогрешимо взвешено».10
Страх и ужас Страшного суда для грешников будет состоять в том, что «в это мгновение все они ясно осознают и со всей очевидностью увидят, что Иисус Христос действительно воплотился ради спасения всех, пострадал за всех, всем дал в Церкви благодатные средства спасения».11
Господь после отделения праведников от грешников «праведных удостоит вечного блаженства в Царствии Божием, а неправедных – вечных мук в царстве дьявола».12
Опасность тезисов проф. А. И. Осипова заключается в том, что он Бога постоянно представляет в качестве безликого наблюдателя за действиями человека, Который никогда не вмешивается в его жизнь и судьбу. Это, заметим индуистское представление о Боге Брахме, который лишь охраняет законы мироздания, но не меняет ничего и не вмешивается ни во что.