Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Под Покровом Богородицы. Казанскому собору 190 лет

Под Покровом Богородицы
Казанскому собору 190 лет

Трудно сегодня представить наш город без Казанского собора – единственного действующего храма Ачинска и Ачинского района, пережившего годы страшных испытаний и гонений за веру XX века. Наверное, его можно сравнить с сердцем Ачинска. Сюда мы идем и с радостью, и с горем, идем за душевным спокойствием к своей Матери – Церкви.

Народная мудрость говорит: «Храм не в брёвнах, а в рёбрах». И еще: «У Бога нет других рук, кроме наших». История Казанского собора убеждает нас в ее истинности. Сколько было трагических, переломных моментов в «судьбе» нашего любимого храма, и всегда находились люди, верные Богу и Его Храму, готовые даже жизнь свою отдать за него.

Строили всем миром
История Казанского собора началась апрельским днем 1822 года, когда жители 10-ти тысячного Ачинска, в котором уже было 2 храма – главный трехпрестольный Троицкий собор и кладбищенский Крестовоздвиженский, выразили «непреклонное усердие» на средства горожан построить еще одну «каменную церковь, в коей быть приделам – первому во имя пожертвованного для сей церкви ныне вдовой ачинской мещанкой Марфой Юрьевцевой образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, нарекаемой Казанскою, в серебряной ризе, убранной жемчугом и соответствующими в приличных местах камнями; второму – во имя Вознесения Господа нашего Бога Иисуса Христа», избрав «в строителей оной церкви известных в добропорядочном поведении и усердных Богу ачинских мещан Алексея Данилова Хворостова и помощником к нему Семена Ермолаева Патюкова», которым было поручено «где следует испрашивать должное на сооружение оной позволение и для сего собирать сумму».

На прошения Хворостова о строительстве нового храма был получен отказ. Но Алексей Данилович проявил настойчивость, главным аргументом своих прошений о дозволении строительства храма ставя «непреклонное усердие» ачинцев. Разрешение было получено, и 10 августа 1826 года, епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Михаил, проезжая через Ачинск, «заложил во имя Казанской Божией Матери трехпрестольный храм». В сентябре этого же года Алексей Хворостов заключил контракт с мастером каменных зданий, енисейским мещанином Иваном Ивановым сыном Ишимцовым «о возведении означенного храма со всею отделкою, кроме иконостаса и крылосов»». Строился храм по проекту первого енисейского губернского архитектора Павла Федоровича Воцкого.

В то время, когда решалось – быть или не быть храму, в келье, специально построенной Алексеем Хворостовым во дворе своего дома, жил «брат» Даниил – будущий святой Даниил Ачинский. Конечно же, в основании храма – его молитва и предстательство пред Царицей Небесной.

Святой праведный Феодор Томский – «Фёдор Кузьмич» прибыл в село Зерцалы 26 марта 1837 года. На ачинской земле прошла большая часть его молитвенного подвига, и, безусловно, звучала его молитва и в стенах Казанского храма.

Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 г. сообщает нам, что: «Ачинский Богородице-Казанской церкви приход открыт в 1829 г . и выделен из прихода Ачинского Троицкого собора. В состав прихода, кроме части г. Ачинска, входят две деревни: Мазуль в 2,5 в. от города и Карловка в 8 в. Первая деревня существует более 100 лет, вторая основана в 1895 г . Церковь в приходе одна, каменная, построена в 1830 г . Престолов в ней три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, правый во славу Вознесения Господня, левый во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Церковная библиотека состоит из 538 томов. Церковная летопись ведется с 1867 г . В ризнице церкви хранятся св. Евангелие печати 1657г. и постная триодь 1656 г . Особым почитанием прихожан пользуется древняя икона Казанской Божией Матери, писанная в 18 ст. и по преданию найденная на том месте, где построен теперешний Казанский храм…»
Так и жил храм. Ачинцы ходили на службы, исповедовались, причащались, крестили детей, отпевали умерших. Менялись священнослужители, поколения верующих…

Когда пришла беда…
В 1917 году началась другая, трагическая история нашего храма. Произошла пролетарская революция, жестокая и безжалостная. Для построения «коммунистического рая» большевики не жалели крови. И хотя первой жертвой этого кровавого бунта стала Церковь, новая власть оставила для своей идеологии ее нравственные законы. «Моральный кодекс строителя коммунизма» - это Нагорная проповедь без Христа. Коммунистам мешала только вера людей в Спасителя, вера праведников в Царство Небесное. Эта вера, по мнению безбожных властей, отвлекала народ от главного – от строительства коммунистического рая на земле. Место Бога должен был занять Вождь. Место Церкви – партия.

Был издан Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Началась «эпоха невиданных гонений за веру, по своим масштабам, циничности и жестокости превосходящая всё, что когда-либо выпадало на долю последователей Христовых» (Патриарх Алексий Второй).

Первым делом нужно было подорвать Церковь экономически. Власти арестовали церковные счета, которые, по сути, являлись общинными, общественными. Описали церковные ценности. Начали реквизировать иконы в дорогих окладах, кресты из драгоценных металлов, украшенные самоцветами, другие предметы церковной утвари, которые были для верующих не предметами роскоши, но великими святынями. Юридически своим Декретом большевики отделили Церковь от государства, фактически национализировали её имущество.

Начались расправы над служителями Церкви. Первыми на Ачинской земле в январе 1919 года приняли смерть священник Ново-Еловского храма Владимир Фокин, священник села Петровское Михаил Каргополов, священники села Тургенево Трофим Кузнецов, села Алтат Александр Поливанов. На юбилейном Архиерейском соборе 2000 г., в числе тысяч священников и мирян, пострадавших за веру Христову в годы гонений, они были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
После окончательной победы советской власти и установления диктатуры пролетариата священнослужителей уже не расстреливали без суда и следствия. Власти создавали видимость правосудия, арестовывая священнослужителей по надуманным поводам. Обвиняли в посягательстве на советский строй, шпионаже в пользу всех империалистических разведок, вредительстве. Объявив их чуждым классовым элементом, запирали в тюрьмах, уничтожали в концлагерях.

В начале 30-х в Ачинске исчез с лица земли Крестовоздвиженский храм, в 1934 г. был разрушен Троицкий собор, из кирпичей которого построена городская баня.
Быть верующим во второй половине 30-х годов было крайне опасно. Их лишали избирательных прав, не давали работать по специальности, увольняли с работы. Замеченных с крестиком детей высмеивали и морально травили в школе. Многие, испугавшись за себя и своих близких, боялись подойти к храму, не то, что отстоять службу в нём. Бывший церковный староста отказался от исполнения своих обязанностей. Тогда этот крест приняла на себя прихожанка храма Наталья Сергеева. Когда члены ликвидационной комиссии пришли к ней за ключами от храма, чтобы изъять церковные ценности, она решительно отказалась открыть храм, а когда в 1937 году над храмом нависла угроза закрытия и разрушения - ездила в Москву к Председателю Президиума Верховного Совета Калинину с просьбой верующих о разрешении службы в церкви. В результате – 10 лет «без права переписки». Расстреляна в Ачинске 11 марта 1942 года.

В 1936 году в Ачинске, в котором остался один действующий храм, был свой Архиерей. Сергий (Куминский) (1869 - 1937), епископ Ачинский, викарий Красноярской епархии, бывший полковой священник, в 1923 году, после смерти жены принявший монашеский постриг и тайную от властей епископскую хиротонию. 14 апреля 1936 года назначен на Ачинскую кафедру, временно совмещал управление Красноярской и Енисейской епархией. Служил в Казанском храме. 4 ноября 1937 года, в день престольного праздника, был арестован и помещен в Ачинскую тюрьму. В постановлении об избрании меры пресечения от 14 ноября 1937 года утверждалось, что он состоял "членом контрреволюционной организации офицерско-белогвардейского заговора и проводил контрреволюционную работу". На единственном допросе, несмотря на давление следователя, вины своей не признал. 5 декабря того же года на заседании тройки УНКВД по Красноярскому краю был приговорен к расстрелу. Расстрелян 11 декабря 1937 года в г. Ачинске.

Вместе с епископом Сергием 10 и 11 декабря 1937 года расстреляны: священник Казанского храма Македоний Сташевский, до принятия сана в 1920 году бывший начальником Красноярской телеграфной сети, стоявший у истоков телефонизации Красноярья, священник Казанского храма Иоанн Попов, диакон Казанского храма Георгий Строкачинский, диакон Казанского храма Николай Кармальский, священник села Козловка Александр Амвросов, священник села Ольховка Николай Богоявленский, священник из Чернореченской Евгений Клавсуц, священник из Новой Еловки Гавриил Быстров, священник из Ольховки Григорий Мелентов, священник села Красновка Алексей Шатов, священник села Бирилюссы Евфимий Ячмень. Всего же в тридцатых годах только в Ачинске было расстреляно 27 священников и дьяконов.

Вновь открыты двери храма
2 сентября 1939 года Казанский собор постановлением Крайисполкома был закрыт. Чудом спасенный от неизбежного разрушения письмом отдела госохраны памятников культуры, стоял он без крестов и без молитвы. Использовали храм под склад военторга.

В 1943 году, по окончании срока заключения, в Ачинск, в ссылку прибыла бывшая монахиня Усть-Медведицкого монастыря города Серафимомович Волгоградской области монахиня Раиса (Кривошлыкова). Великая молитвенница и подвижница, получившая от Господа дар прозорливости, принесла в Ачинск молитвенный дух, собрав вокруг себя верующих людей.

В 1946 году монахиня Раиса и бывший в Ачинске в ссылке игумен Феодосий (Борисов) начали сбор подписей под прошением об открытии для верующих Казанского храма. Горожане с большим желанием ставили свои подписи под прошением. Взошли ростки веры, посеянные матушкой Раисой в сердцах многих ачинцев. На первую службу, которая состоялась 19 декабря в день памяти Николая Чудотворца, столь почитаемого матушкой, собралось очень много народа – полный храм. Во время литургии матушке было явление Пресвятой Богородицы. Монахиня Раиса говорила, что будут ещё гонения на Церковь и разорение монастырей. Закроют многие церкви, но этот храм устоит, потому что хозяйка в нём - Царица Небесная, что в этом храме большая благодать. Матушка всегда убеждала и утверждала, что в храм надо бежать бегом, все бросать и бежать.

Первым священником после открытия Казанского храма стал протоиерей Михаил Сорокоумовский. В апреле 1938 года приговоренный к высшей мере наказания, проходил он под конвоем мимо Казанского храма. Тогда он и дал обет: «Матерь Божия, если останусь жив, сразу приду к Тебе». В мае приговор был пересмотрен. Расстрел заменили десятью годами лагерей в Туруханском крае.

Освободившись из лагеря, даже не заехав к семье, которая была в Новосибирске, прямо в тюремной робе, протоиерей Михаил приехал в Ачинск. Получив Указ от правящего Архиерея, отец Михаил стал служить в Казанском храме, поселившись в боковой комнате притвора. День и ночь был при церкви. Служил и сторожил. В незастекленные окна внизу купола внутрь церкви заносило снег. Печь топилась только в алтаре, поддерживая там температуру чуть выше нуля. Отец Михаил старался вернуть храму хотя бы подобие былого величия. При нём были отреставрированы боковые приделы. Починили покрытие главного купола. Изготовили часть оконных рам. Отремонтировали две печи (голландки). И даже купили лошадь, чтобы было на чём ездить на требы, дрова возить. Протоиерей Михаил Сорокоумовский прослужил в Ачинске пять лет, после чего был переведен в Томск.

В 1953 году настоятелем Казанского собора был назначен протоиерей Иосиф Шаповалов. До этого он служил в деревне Парной Шарыповского района. В свободное от службы время, крестьянствовал. В Ачинск перебрался с деревенским скарбом, коровой. При нём на куполах была настелена новая кровля, закончен ремонт и реставрация боковых приделов, изготовлены семь напольных киотов. Некоторые из них до сих пор стоят в храме.

Протоиерей Иосиф направил в горсовет ходатайство о расширении прихрамовой территории за счет свободных участков с северной и северо-восточной сторон и сноса двух ветхих бараков с южной стороны. Получил положительный ответ. Отец Иосиф даже заказал в отделе архитектуры проекты и сметы на строительство крестильни, жилого дома, склада.

При Н.С. Хрущеве, обещавшем показать по телевизору последнего попа, начинался новый виток гонения на Церковь. В Красноярске был закрыт Покровский собор и переделан сначала в мастерскую, а затем в выставочный зал. Решение о расширении церковной ограды Казанского храма было отменено. Чуть не вплотную к церкви начали строить здание военкомата. Много испытавший за свою жизнь скорбей батюшка не смог перенести нового уничтожения храмов, которые часто исчезали с лица земли за одну ночь. Сердце отца Иосифа не выдержало – зимой 1959 года он скончался и был погребен на городском кладбище. Трудолюбивый, простой и доступный отец Иосиф оставил по себе добрую память в сердцах прихожан и в истории возрождения Казанского собора.

С 1961 года гонения на Церковь и её служителей усилились. Давление на Церковь велось со всех сторон. На местном уровне обязанности уполномоченного по делам религий возлагались на секретарей горисполкомов. Они, используя все рычаги государственной власти, создавали невыносимые условия для деятельности священников. Отсюда такая частая смена настоятелей Казанского собора в шестидесятые-семидесятые годы. Но, вопреки всем противодействиям, службы в храме продолжались, многие служившие в нём, оставили по себе добрую память.
Как живешь, любимый храм?
4 ноября 1993 года настоятелем Казанского собора был назначен протоиерей Евгений Фролов. Он же является и благочинным церквей Ачинского округа. За плечами отца Евгения к тому времени уже было 14 лет службы в священном сане и построенный Троицкий собор в городе Шарыпово.

Отец Евгений вложил много сил и трудов в благоукрашение нашего храма, придание ему современного величественного облика, в возрождение и утверждение церковной и богослужебной жизни, духовное просвещение ачинцев. Были привлечены высококлассные мастера для изготовления нового резного иконостаса главного придела, киотов храмовых икон, ограждения для детского хора и клиросов. Произведена роспись внутренних стен храма, изготовлены и установленные новые «золотые» купола.
Под Покровом Богородицы. Казанскому собору 190 лет
За годы служения отца Евгения в Приходе открыт гимназический храм во имя святого Великомученика Георгия Победоносца, храм Святого Великомученика Пантелеимона при ЦРБ, при котором организовано сестричество. Построен храм святого праведного Даниила Ачинского в Привокзальном районе, построена часовня cв. Архистратига Михаила на юго-западном направлении дорог, часовня Святителя Николая в трамвайном управлении, часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всецарица" в санатории "Родник". Открыт храм во имя cвятого Даниила Ачинского в селе Белый Яр, построен храм новомучеников и исповедников Церкви Русской в следственном изоляторе.

20 лет назад, 6 апреля 2000 года, была открыта Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия. За это время, время становления, формирования устоев и традиций, в школе выросло целое поколение учеников.
Создателем и первым директором гимназии была матушка Светлана Павловна Фролова. Светлана Павловна — дочь потомственного священника, супруга и мать священников, — всю свою жизнь посвятила служению Святой Православной Церкви. После смерти матушки Светланы ее дело продолжает дочь - нынешний директор гимназии Светлана Евгеньевна Фролова.

Сегодня в Ачинском Богородице–Казанском приходе несут пастырское служение 7 священников и 1 диакон. Настоятель митрофорный протоиерей Евгений Григорьевич Фролов, штатные священники протоиерей Александр Александрович Яблушевский, протоиерей Сергий Викторович Пигасов, протоиерей Дионисий Борисович Колмаков, протоиерей Валерий Юрьевич Русаков, иерей Александр Викторович Сафимов, иерей Артемий Николаевич Катюшкин, протодиакон Виталий Викторович Каменюк. Состав духовенства в городе стабилен, все священнослужители служат в соборе более 12 лет.

Как и в давние времена, так и сейчас жизнь храма невозможна без преданных Богу и Церкви людей. Мало кто задумывается над тем, сколько всего нужно для обеспечения полноценной жизни храма. Ведь, кроме богослужений, в зоне ответственности духовенства - Воскресная школа, Богословский семинар. В попечении прихода Ачинский следственный изолятор, две воинские части, казачество. Священнослужители собора сотрудничают с реабилитационными центрами, детскими домами, психоневрологическим интернатом, учебными заведениями. Приход ведет миссионерскую, духовно-просветительскую работу, взаимодействует с краеведческим музеем, библиотеками, общественностью города. Действует сайт http://aksobor.ru, выпускается ежемесячная 8-страничная газета «Ачинский благовестник».

А сколько всего нужно для совершения богослужений?
Верхний (большой) хор Казанского собора более 36 лет возглавляет Наталья Юрьевна Коробкова. Вместе с ней пришли еще три человека. Они и теперь составляют «костяк» хора, в составе которого в разные годы было от 7 до 15 человек. Все певчие имеют музыкальное образование.

Малым хором (клиросом) Казанского собора уже 13 лет руководит матушка Татьяна Русакова. 6 дней в неделю, утром и вечером, певчие приходят на службу, выкраивая время, не занятое основной «мирской» работой, не смотря на занятость своими домашними делами, детьми. Без них служба невозможна. На «ангельском месте» (так называют клирос по аналогии с Ангелами, непрестанно воспевающими хвалу Богу) много молодежи, но есть и такие, которые служат более 20 лет.

Ни одна служба не обходится без просфор, которые выпекаются в просфорной. Руководит «просфорницами» послушница Елизавета, которая хранит преемственность традиций и отвечает за качество и достаточность богослужебных просфор.
Главные помощники священников во время богослужения - пономари, послушники. Они зажигают лампады в Алтаре, разжигают и подают кадило в определенные моменты службы, выходят с подсвечниками, звонят в колокола, читают поминальные книжки и записки, и даже убираются в Алтарях, так как входить в Алтарь никому, кроме священников и пономарей, не позволено.

И постоянных прихожан, и тех, кто впервые или от случая к случаю входит в храм, встречают работницы иконной лавки и регистратуры. Им приходится разрешать с людьми большую часть всех вопросов, часто отирать слезы и даже выслушивать «исповеди» людей, которые пока не готовы подойти к священнику.

За чистотой и порядком в храме следят уборщицы. Они возжигают лампады у икон, следят за чистотой подсвечников, ежедневно моют пол в храме и служебных помещениях. Часто приходящие в храм люди обращаются к ним за советом – перед какой иконой поставить свечу, какому святому помолиться в своих житейских нуждах.

Все работники храма прошли обучение на Богословском семинаре, который более 20 лет действует в Казанском соборе. Программа обучения семинара рассчитана на 3 года, но главным является даже не овладение богословскими знаниями, а получение православного взгляда на жизнь, на ближних и на самих себя, умение ориентироваться в информационном потоке, сохраняя православный взгляд на происходящее в мире, стране. Слушатели семинара – главные помощники Прихода. В большие праздники и важные для храма события, такие, как Крещение Господне, родительские субботы, встреча святых мощей, - они приходят на помощь храму.

В Воскресной школе, которая носит имя священномученика Евфимия Горячева, служившего в Ачинске, обучаются основам православного вероучения и церковной жизни дети от 7 до 15 лет. Кроме Закона Божия в воскресной школе детей учат пению, рукоделию. После занятий ребят угощают обедом в храмовой трапезной.

В соборе действует библиотека православной литературы, в которой почти тысяча книг.

Под Покровом Богородицы. Казанскому собору 190 лет
Уже более 20 лет при больничном храме святого Великомученика Пантелеимона действует православное сестричество. Сестры милосердия ежедневно дежурят в храме, разносят по палатам ЦРБ святую воду, иконки, святыни, поддерживают больных добрым словом, а тех, кто хочет услышать – и евангельским.

Кроме всего сказанного, нужно еще обеспечить содержание в чистоте богослужебных одежд, облачений Алтарей и храма, благоустройство и озеленение прихрамовой территории, и многое, многое другое. Все это труд людей, неравнодушных и преданных Церкви.

Под Покровом Богородицы. Казанскому собору 190 лет
И, конечно же, не обойтись нашему храму, который является памятником истории и культуры федерального значения, без помощи городских властей, предпринимателей, руководителей предприятий, с честью продолжающих традиции православного меценатства, таких как Владимир Николаевич Чернышенко, Сергей Николаевич Никитин, Владимир Владимирович Колычев, Татьяна Сергеевна Коротина и просто неравнодушных горожан.

С Днем рождения, любимый храм! Да пребудешь ты с нами до скончания века радуя, утешая, пробуждая к любви, свету и добру многие и многие поколения ачинцев.

Священник Казанского собора Сергий Пигасов
© 2003-2024 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)