Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Ужурский Петро-Павловский приход

Ужурский Петро-Павловский приход
Ужурский Петро-Павловский приход открыт в конце 18 столетия. С. Ужур расположено на р. Ужур в хлебородной местности, и находится от Красноярска в 306 в., от у. г. Ачинска в 136 в. Почтовое отделение находится в с. Ужур. Приход состоит из с. Ужурского и восьми деревень; Кулунской, Андроновой, Усть-Изыкчульской, Баитатской. Лопатинской, Усть-Сосновской, Васильевской и Столбинской. 1-я отстоит от села Ужурского в 4 вер., 2-я в 25 в., 3-я в 20 в., 4-я в 18 в., 5-я в 20 в., 6-я в 8 в., 7 я в 12 в. и 8-я в 12 в.; препятствий в сообщении нх с селом Ужурским нет. Церковь в приходе одна, каменная; престолов в ней два: первый во имя Св. Ап. Петра и Павла и второй в честь Богоявления Господня. Ужурская церковь построена в 1824 г . Церковная летопись ведется с 1824 г . Библиотека при церкви состоит из 508 томов. Школ в приходе 4, все министерские, 1-я в Ужуре 2-х классная, открыта в 1857 году, 2-я в д. Лопатинской, 1-классная. открыта в 1910 г ., 3-я в д. Васильевской, 1-классная, открыта в 1912 г . и 4-я в д. Усть-Сосновской, 1-классная, открыта в 1912 г . Есть церковно-приходское попечительство. Из гражданских учреждений в с. Ужуре имеются: почтово-телеграфное отделение, мировой участок, врачебный пункт и волостное правление. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Жалованья священнику 300 р., диакону 150 р. и псаломщику 100 р. в год, кружечных доходов получается около 500 р. в год. Дома для причта построены на церковной усадьбе тщанием прихожан в 1889 году и составляют собственность их. Дома в хорошем состоянии, удобные. Земли при церкви: усадебной вместе с погостом церковным 3 дес., сенокосной 52 десятины. Церковнаго капитала 9224 р. 96 к. Всего населения в приходе 5902 души, из них мужского пола 3023, женского 2883. иноверцев 134, инославных 7. Население состоит из коренных сибиряков и частью из переселенцев. Главное занятие населения - хлебопашество и скотоводство.

(Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 г) .

Священнослужители

Любутский Константин протоиерей 1876 - 1904 гг. (прот. 1892 – 1904, благочинный 1885 – 1904)
Онисимов Михаил священник 1879 г.
Рефектов Петр священник 1888 – 1890 гг.
Любутский Алексий священник 1905 – 1915 гг.
Самойлов Василий священник 1915 – 1917 гг.
Богоявленский Ипполит священник 1915 – 1917 гг. заштатный
Горбунов Феодор священник 1917 – 1920 гг.
Дышаев Андрей священник 1919 г.
Покровский Михаил священник 1919 – 1920 гг.

Успенский Иоанн диакон на вакансии псаломщика 1850 – 1884 гг.
Орестов Василий диакон 1858 – 1878 гг.
Ористов Павел диакон 1879 – 1883 гг.
Рудаков Иоанн диакон 1892 – 1893 гг.
Трескин Василий диакон 1896 – 1899 гг.
Торопов Григорий диакон 1901 – 1910 гг.
Токарев Иоанн диакон 1911 – 1916 гг.
Паршоков Симеон диакон 1917 – 1918 гг.
Белошапкин Евфимий диакон 1919 – 1920 гг.

Петро-Павловский храм был заложен в 1770 г. и освящен 28 января 1775 г по Высочайшему разрешению митрополита Тобольского и Сибирского Павла «о постройке церкви возле реки Ужур», при условии, что строительство будет осуществлено на средства прихожан «собственным коштом». Средства на церковь дал кызыльский князь Гавриил Ульчугачев. Юридически православные храмы для новокрещеных должны были строиться на казенные средства. Еще Петр I издал указ «для оных новокрещенных на строение церквей и утвари, на дачу оным новокрещенным для крещения, казне митрополичьей давать по одной тысяче рублей на год по указу из Штатс-Контор коллегии из неокладных доходов казны губернии». Но деньги на строительство, как правило, собирали прихожане, на их мизерные средства были небольшие по размерам, деревянные. Таким, изначально, и был Свято-Петропавловский храм. Приход в то время состоял из села Ужурского и восьми деревень: Кулунской, Андроновской, Усть- Изыкчульской, Баитатской, Лопатинской, Усть-Сосновской, Васильевской и Столбинской.
Первая церковь была деревянная. Чтобы сделать новую веру более понятной для недавних кочевников, храм построили в виде юрты, а священников обязали знать хакасский язык. В те времена крещеных хакасов по официальным данным церковной статистики насчитывалось более 1700 человек.
Каменный храм возведён русскими переселенцами в 1821-1824 гг.
В то время Ужур представлял собой небольшой хакасский улус. Прибывшие вместе с крестьянами священники приобщали местное население к православной вере. В 1826 г. к первому приделу пристроили второй, выполненный уже в традиционном стиле русского религиозного зодчества. После этого храм стал своеобразным символом единения двух народов, при священнике Алексие Ифтигнееве с двумя престолами: первый во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (сохранив первоначальную архитектурную особенность - в виде юрты) и второй - в честь Богоявления Господня.
Тяжёлые времена настали для Петро-Павловского храма после 1917 года. С выходом в 1920 году декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви и на основании инструкции №16 была проведена опись церковного имущества и изъятие ценностей, архивов, арестованы счета церквей в казначействе. Сами храмы были переданы на содержание общинам верующих по договорам.
В начале 20-х годов ХХ века Красноярская епархия распалась и на месте её Ачинского и Минусинского округов было сформировано Ачинское викариатство, которое просуществовало до начала 1940-х годов. В этот период церковь переживала труднейшие времена, ослабло централизованное руководство, подняли голов3 и вышли из подполья обновленцы и другие религиозные течения, которые ранее притеснялись государством. Церковь, раздираемая изнутри собственными противоречиями и снаружи воинствующими безбожниками, стала разваливаться. Так, в 1927 году при стечении большого количества верующих отрёкся от сана священник Ужурской Петро-Павловской церкви о. Фёдор (Фёдор Яковлевич Горбунов). Старожилы рассказывают, что в те страшные годы прямо у стен Храма был расстрелян Ужурский священник о. Александр. В момент своей гибели он сжимал в руке крест, который палачи пытались вырвать из окоченевших рук. Но и мёртвый, батюшка не отрёкся от веры – пальцы так крепко сжимали распятие, что разгневанным убийцам пришлось отрубить его руку вместе с крестом.
К зиме 1929-30 г. резко возросла активность «Союза воинствующих безбожников» за закрытие церквей. 30 марта 1930 года Ужурская Петро-Павловская церковь была закрыта, однако, на основании апрельского постановления Совнаркома «О необоснованном закрытии церквей и ущемлении свободы совести граждан» вскоре возобновила свою деятельность.
В 30-е годы на священнослужителей обрушилась волна репрессий. Многие из них были арестованы, отправлены в тюрьмы и сосланы. Исполнение священниками своего долга расценивалось властями как подрыв колхозного строя и посягательство на основы государства. В 1932 году была окончательно закрыта и разорена Ужурская Петро-Павловская церковь, сняты колокола и разрушена колокольня. После закрытия церковь использовалась как клуб. С началом войны – как призывной участок, где размещались будущие защитники Родины до отправки к местам формирования. В конце 1941 – начале 1942 года церковь использовали как общежитие для эвакуированных калмыков, затем – как склад для хранения зерна и кож, механические мастерские.
27 июля 1945 года Ужурским поселковым советом было принято решение о восстановлении и открытии Ужурской Петро-Павловской церкви. После почти 13-летнего перерыва Ужурская Петро-Павловская церковь вновь приняла верующих. Первое торжественное богослужение состоялось 13 сентября 1945 года, а 23 января 1946 года церковь вновь была открыта и обрела свою вторую жизнь. Народ, вспомнив своё православное прошлое, вновь потянулся к церкви. Резко возросло число крещений, венчаний и отпеваний.
Однако, с приходом к власти Н.С. Хрущёва, вновь начались гонения на церковь. С 1956 по 1964 годы были закрыты практически все церкви в западной группе районов Красноярского края. Среди немногих выстоявших в эпоху гонений, осталась и Ужурская Петро-Павловская церковь, которая и до настоящего времени остаётся единственной в Ужурском районе.
С назначением в 1984 году к Ужурской Петро-Павловской церкви священником протоиерея Евгения Фролова, были проведены крупные реставрационно-восстановительные работы, приуроченные к празднованию 1000-летия крещения Руси. Первоначально была перекрыта крыша на основном храме, приделе и колокольне, одновременно проводились работы по строительству кочегарки под Богоявленским приделом, проводилась холодная вода и велась наружная покраска церкви. В то же время благоустраивалась территория, прилегающая к церкви, бетонировались дорожки и площадка перед входом, старые деревянные полы в храме заменили бетонными, выложенными мраморной крошкой. Восстановлением храма занимались простые прихожане, работавшие в неурочное время, вечерами и по выходным. В те же годы Юрием Николаевичем Евсеевым была выполнена и частично обновлена роспись в приделе Богоявления Господня и главном храме, которую мы видим в Петропавловском храме и по сей день.
С 15 июля 1997 года назначен настоятелем в Петро-Павловскую церковь иерей Роман Янушкявичюс.
С момента вступления в должность настоятеля Петро-Павловского храма отец Роман активно ведет работу по катехизаторской и образовательной деятельности, работу с молодежью и вооруженными силами. На приходе действует Воскресная школа численностью 25 человек (15 из которых дети из интерната), при войсковой части 32441 и Управлении строительных работ созданы и работают Православные молитвенные комнаты.
В настоящее время настоятелем Петро-Павловского храма г. Ужура является иерей Павел Сергеевич Третьяков.
В храме находится особо почитаемая икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина. Сам Петро-Павловский храм является памятником архитектуры XVIII века.

Петро-Павловский храм
662253, Ужурский район,
г. Ужур, ул. Советская, 2
тел. (391-56) 2-29-67

Настоятель Петро-Павловского храма г. Ужур
иерей Павел Сергеевич Третьяков
Родился 29 августа 1974 года в городе Канске Красноярского края.
Образование высшее.
27 сентября 1995 года в Трехсвятительском храме г. Красноярска епископом Красноярским и Енисейским Антонием рукоположен в сан диакона, а 7 января 1996 года в Покровском Кафедральном соборе г. Красноярска – в сан пресвитера.
Имеет церковные награды:
Право ношения Набедренника – 1998 год;
Право ношения Камилавки – 2000 год.
Наперсный Крест - 2005 год.
Назначен настоятелем Никольского храма 1 октября 2009 года.

Храм Петра и Павла. – Некос В.В., Рычкова С.Г., Янушкявичюс Р.А.// Ужур, 2004г.
© 2003-2024 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)