Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Мало-Улуйский Богородице-Казанский приход

Мало-Улуйский Богородице-Казанский приход
Мало-Улуйский Богородице-Казанский приход открыт в 1870 г . и выделен из прихода Назаровской Троицкой церкви. С. Мало-Улуйское расположено на речке Улуй, отчего и получило свое название. Малым Улуем оно называется в отличие от другого села, расположенного также на этой реке, которое называется Больше-Улуйским. Местность гористая, покрытая березовым и осиновым лесом, здоровая. Село находится от г. Красноярска в 186 в., от г. Ачинска в 18 в., от Ново-Назаровского волостного правления и врачебного пункта в 12 в. Кроме села, в приходе имеется три деревни: Голосопская в 5 в., Заворская в 6 в. и Гарская в 10 в. Пути сообщешя удобны. Церковь в селе деревянная, построена в 1870 г . Престол в ней один в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковная библиотека имеется, но небольшая. Церковно-приходская школа имеется в самом селе с 40 - 50 учениками при 1 учащем; помещается в своем здании. При церкви существует приходское попечительство, а при школе школьное попечительство, но средствами ни то, ни другое не богато. Причт состоит из священника и псаломщика. Жалованья от казны свящ. 450 р., псал. 175 р. Братских доходов поступает около 400 р. в год. Дом для священника имеется, но очень холодный. Дома для псаломщика нет; выдаются квартирные деньги по 2 р. в месяц. Сенокосной земли у причта 53 десятины; пахотной земли не отведено. Капиталов причта 100 р. Капиталов церкви 441 р. Всего населения православного вероисповедания в приходе числится 1245 д. и католиков 80 д. Население в селе Мало-Улуйском старожильческое, а в остальных деревнях переселенцы из Виленской, Гродненской и Минской губ. Занятие жителей: хлебопашество, извоз и продажа дров.

(Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 г) .




Священнослужители

Трескин Иоанн священник 1873 – 1877 гг.
Климовский Григорий священник 1877 г.
Удимов Димитрий священник 1877 – 1881 гг. (зав)
Головин Борис священник 1878 – 1879 гг.
Соколов Анатолий священник 1881 – 1888 гг.
Суслов Иоанн священник 1888 – 1891 гг.
Тихвинский Иоанн священник 1891 г.
Зубцов Николай священник 1891 – 1897 гг.
Нешумов Николай священник 1897 - 1898 гг.
Черкасов Петр священник 1899 – 1900 гг.
Смирнов Кирилл священник 1900 г.
Хаов Иоанн священник 1901 – 1902 гг.
Солодчин Петр священник 1903 – 1904 гг.
Любутский Митрофан священник 1904 – 1909 гг.
Толмачев Илия священник 1911 – 1914 гг.
Пикановский Николай священник 1911 – 1914 гг.
Андреев Маркиан диакон 1913 – 1914 гг.
Волков Павел священник 1914 – 1917 гг.
Николаев Иоанн священник 1918 г.
Хруцкий Николай священник 1924 г.
Стрельников Елисей священник 1932 г.


Рассказ Елены Ивановны Кожаевой 1913 г.р. Записан 15 апреля 2002 г.

Мало-Улуйский Богородице-Казанский приход
Елена Кожаева «У нас в Малом Улуе, – продолжает свой рассказ Елена Кожаева, - церковь была хорошая, красивая. Потом все разломали, колокола, кресты сняли, сделали клуб, но народ в него не стал ходить, тогда сделали амбар.
Батюшка жил у соседей. А сосед был неспокойный, что-то разобиделся и отказал ему. Батюшка попросился на квартиру к нам, и отец его пустил. У нас было две комнаты – маленькую отдали ему. Дети его жили в Иркутске и все писали: «Папа, приезжай, приезжай, а то посадят тебя», а он служил до самого конца, пока церковь не закрыли. Батюшка был старенький и всегда поствовал. Он помидорки садил, ел огурчики, хлебушек, рябинку парил. Полномочный ему говорил: «Что же вы питаетесь так плохо? У вас же такое образование. Вы бы бросили это все и жили прекрасно. Вам бы место дали». А он сказал: «Не хочу Христа продавать».
У нас в деревне жили два старичка убогих, и отец всегда их приглашал на большие праздники – разговляться. Мама никогда против не была, и мы радовались. Придут и радуются – с нами сидят за одним столом! Праздники всегда отмечали. На Пасху, на Казанскую, соберутся с соседями, столик поставят. Посидят у нас – к соседям идут. И старички эти узнают – придут. Пьяных не было, пили помалу раньше. А сестра отца жила в другой деревне и говорила недовольно: «К тебе, братец, когда ни приедешь, - а ты все с этими старичками». А он сестре и скажет: «Сестрица, они же своего стола не сделают, только здесь и порадуются». Отец всегда подавал милостыню. Когда началась война, стало плохо с хлебом, он и говорит матери: «Мать, уже не будем подавать милостыню, хлебца-то нет у нас. И в эту же ночь ему приснилось: пришла женщина в темной одежде и говорит: «Подавай милостыню, тебе осталось немного уже подавать, а иначе и то, что ты подавал - все пропадет» Он напугался, проснулся и говорит: «Мать, хоть картошечку, но будем подавать». И подавал, пока не умер».







Клуб в Мало-Улуйской Богородице-Казанской церкви все-таки открыли. Атеистическая пропаганда сделала свое дело. После войны там уже вовсю плясали и пели, а в Алтаре смонтировали кинопроектор. Сейчас клуб закрыт в связи с аварийным состоянием здания.

(Из книги "175 лет Казанскому собору")
© 2003-2024 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)