Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Бирилюсский Спасский приход

Бирилюсский Спасский приход существует с 1783 года. Сначала он именовался Мелецким, потому что храм находился в Мелецком остроге (иыне просто Мелецкий улус). Храм сей построен был на берегу реки Чулым; в 1840-50 годах прошлого столетия храм начало подмывать водою, и тогда было приступлено к постройке нового храма, но уже не в Мелецке, а в улусе Бирилюсском. Храм сей был построен в 1852 году тщанием прихожан. По распоряжению епархиального начальства утварь, иконостас и церковный архив перенесены были в новый храм, а стены старого были преданы огню; на его месте теперь течет река Чулым. С. Бирилюсское и все улусы, входящие в состав прихода, расположены по берегам реки Чулым на протяжении 156 верст. Местность кругом таежная и болотистая; хлебопашеством здесь почти не занимаются. В весеннее время все улусы и село бывают залиты водой, и сообщение тогда возможно лишь в лодке и с опытным проводником. От епархиального города село находится в 273 в., от у. г. Ачинска и железнодорожной станции в 110 вер., почтовое отделение, волостное правление и врачебный пункт находятся в самом селе. Всего в приходе 18 улусов и 9 деревень. Улусы Назаровский, Усть-Кемчугский, Яланский, Подкаменский, Щелевский, Мелецкий, Армачевский, Ладыкский, Елдовский, Протокский, Кильчевский, Тюляжинский, Костинский, Когтеневский, Старо-Амачеевский, Ново-Амачеевский, Байдуковский и Кульбенский. Деревни: Сосновая, Шпагина, Борисовская, Семеновка, Александровка, Кирчитная, Рождественская и Ново-Михайловская. Кроме Сосновой, все деревни переселенческие; обитатели их переселились из губерний Вятской, Воронежской, Минской и Могилевской. Во время весеннего разлива воды все деревни отрезаны от селения; более всего от этого страдают Шпагина и Сосновая, так как они отрезаны еще рекой Кемчугом; в осенние рекоставы сообщение с поселками тоже бывает прервано. Самая ближняя деревня к селу в 7 верстах, а ближайший улус в 12 верстах. Самая же дальняя деревня в 35 верст., а улус в 140 верстах. Храм в приходе один, деревянный, просторный и крепкий, престолов в нем 2; главный во имя Всемилостивого Спаса, а придельный во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Из старинных предметов церковной утвари обращают па себя внимание напрестольный крест (серебряный) с датой «1783 года ноябр. Л. Е» . затем оловянные потир и 2 дискоса. Библиотека при церкви состоит из 125 томов. Часовен в приходе 2: В дер. Сосновой во имя Пр. Илии и в улусе Мелецком в честь Иверской иконы Божией Матери. Церковно-приходских школ в приходе 2: одна в с. Бирилюсском а другая в дер. Сосновой; помещаются в собственных деревянных и удобных зданиях. С мая месяца 1915 года открыто церковно-приходское попечительство. В самом селе имеются почтовое отделение, волостное правление, врачебный пункт и кредитное товарищество. Причт состоит из священника и псаломщика. Содержание от казны священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. Братских доходов 700 руб. Причтовые дома есть: священнический ветхий, а псаломщический новый, перестроен в 1915 году; оба дома холодные. Церковной земли сенокосной и усадебной 55 десятин, а пахотной не имеется. Церковного капитала 200 р. причтового 300 р. Большая часть населения в приходе инородцы Качинского племени, а остальные —переселенцы из разных губерний. Всего числится м. п. 1300 душ, ж. п. 1289 душ. В районе прихода находятся пять магометанских деревень. Евреев в приходе 19 душ. Среди инородцев проживает одно семейство старообрядческое, безпоповского толка. Инородцы и крестьяне из сибиряков занимаются исключительно рыбной ловлей и охотой, хлебопашества почти нет, так как высоких мест мало, а на низинах все уносит водой во время разлива. Переселенцы поселились по выгоркам и занимаются хлебопашеством, но пока своего хлеба им еще недостаточно.

(Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 г) .


Священнослужители

Суслов Иоанн священник 1864 г.
Заводовский Алексий священник 1877 - 1897
Зубцов Николай священник 1898 г .
Кошков Алексий священник 1898 – 1901 гг.
Архангельский Николай священник 1901 – 1910 гг.
Симонов Александр диакон 1905 – 1907 гг.
Прозоровский Кирилл священник 1912 г .
Быстров Гавриил священник 1918 - 1930 г.



Из статьи "Памятник - часовенка"

«3 августа 2008 года на заседании музейного Совета МУК Бирилюсский краеведческий музей, который был проведен совместно со священником Свято – Троицкого храма иереем Сергием Маханько, было решено в с. Бирилюссы на месте, где стояла церковь установить «Часовенку» в память о священниках, расстрелянных в годы репрессий.

Церковь в с. Бирилюссы носила название во имя Всемилостивого Спаса, была построена в 1852 году. Сохранилось описание Бирилюсской церкви: «Храм деревянный, просторный и крепкий, престолов в нем два: главный – во имя Всемилостивого Спаса и предельный во имя Георгия Победоносца. Из старинных предметов утвари обращают на себя внимание серебряный наперсный крест с датой 1783 года ноября месяца, оловянный потир и два дискоса. На начало ХХ века церковная библиотека состояла из 125 томов». Изъятие церковных ценностей происходило в двадцатые годы прошлого столетия, потом продолжилось в тридцатые годы, однако описей церковного имущества в документах районного архива не обнаружено.
В протоколе №12 заседания президиума Бирилюсского РИКа от 13.02 1938 года (Бирилюсский архив ф.3,оп.1,д.76,л.82) сказано:
«Слушали – о перестройке помещения Бирилюсской церкви под Дом обороны трудящихся (докладчик Павлов)
- Заслушав доклад Павлова о перестройке закрытой Бирилюсской церкви под Дом обороны, заседание президиума Бирилюсского райисполкома отмечает:

«Бирилюсская церковь за неимением желающих религиозных общин или группы верующих выполнять статьи: 2, 4,5,6,7,8, 27,28,29 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 03.04.1928 года и согласно ст. 65, 66 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929г, считается фактически закрытой в 1930 году, но юридически документально закрытие церкви не оформлено.
Бирилюсский райисполком, руководствуясь Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929г, объявил специальным объявлением от 05.02.1938г всем желающим религиозным общинам или группам верующих зарегистрироваться в комиссии по религиозным вопросам при райисполкоме и снять пустующую церковь по договору для отправления религиозных обрядов. Объявление провисело на ограде церкви с 05.02 по 13.02.1938г, но желающих не оказалось.
Президиум Бирилюсского райисполкома постановляет:
1. Бирилюсскую церковь, фактически закрытую в 1930 году, которую религиозные общины или группы верующих не изъявили желания снять по договору, ввиду необходимости помещения для оборонной нужды трудящихся с. Бирилюссы, церковь ликвидировать. Помещение церкви передать под Дом обороны.
2. Для установления ветхости помещения церкви и для составления сметы перестройки помещения церкви под Дом обороны создать комиссию из трех человек: Павлова, Коломенского, Бардышева.
3. Для ликвидации церковного имущества создать комиссию из пяти человек: Павлова, Коломенского, Дмитриенко, Бардышева, Туртанова.
4. Просить крайисполком утвердить наше решение. К постановлению прилагаются: акт инвентаризации церкви и церковного имущества, смета оборудования помещения бывшей церкви под Дом обороны»

(Председателем Бирилюсского РИКа в 1938г работал Бондаренко, секретарем райкома партии - Чернов. О Павлове и Бардышеве сведений пока нет, Коломенский – начальник райфинотдела, Дмитриенко – начальник милиции, Туртанов А.А. – директор школы, политрук погиб в октябре 1941г. Прим. Н.Л.)

Церковь была передана под Дом обороны. (Мы пока не установили, что это за организация – Дом обороны? Имела ли она отношение к военкомату, или к милиции, или к какой-нибудь общественной организации типа ДОСОАФ? Затем церковь переоборудовали под сельский клуб. В начале 1960-х организовали комсомольский воскресник по строительству танцплощадки у клуба. Самым кощунственным было то, что возвели ее на могилах священников, похороненных рядом с церковью. Мы – школьники вытанцовывали шейк и твист на летней танцплощадке, а наши бабушки и мамы, вздыхая, говорили: «Господи, ведь грех-то какой на могилах плясать!» В конце 1980-х в бывшем клубе разместили библиотеку. А потом случился пожар, уничтоживший здание бывшей церкви – прим. Н.Л.)

Первые упоминания о лишении священников политических прав в районном архиве датированы 1923г. В протоколе №1 заседания Бирилюсского РИКа (ф3,оп.1,д.52,л.1), в списке лиц, лишенных избирательных прав по волости, указаны имена:
Быстров Гавриил Дмитриевич – священник Бирилюсской церкви
Быстрова Павлина Петровна – жена священника
Дружинин Илья Фролович 1884г - псаломщик
Зырянов Александр Федорович 1881г.р. – священник д. Малая Кеть
Яхонтов Михаил – псаломщик
Лавров Федор Владимирнович – священник из Мелецка
Лаврова Вера Павловна - жена священника
Габов Павел Алексеевич – псаломщик из Мелецка
Сторожев Никита Евдокимович – священник из д. Михайлов Погост (Катык)
Сторожева Валентина Васильевна – жена священника.
Сорокоумовский Михаил Степанович – священник из Алтата (ф.116,д.52,л.1)

В 1923 году впервые говориться об отчуждении имущества священнослужителей. В Бирилюссах проходит общее собрание жителей с. Бирилюссы, под председательством Мордвинова, секретаре Чернышове. На собрании поднимается вопрос об изъятии сенокосных угодий у священника Бирилюсский церкви Быстрова Гавриила Дмитриевича в пользу бедных. Далее говорится о том, кому предназначаются эти покосы. (Бирилюсский архив ф.3, оп.1, д.35, л.25)

О репрессиях над священнослужителями нашего района в годы Большого террора удалось узнать из Книги Памяти жертв политических репрессий, из архивных источников, из воспоминаний односельчан.

1. Быстров Гавриил Дмитриевич 1879 г.р, служивший в Бирилюсской церкви священником до мая 1930 г, расстрелян в Ачинске 11.12.1937г.
2. Войтюк Иван Степанович 1895 г.р. священник д. Петровка,
выслан за пределы района, дальнейшая судьба не известна.
3 Зверева Авдотья Кирилловна 1861 г.р. выслана в 1929 году, как «служительница религиозного дурмана», ссылку отбывала в. Демьяновка Бирилюсского района.
4 Зверева Васса Степановна 1859 г.р. выслана в 1929г в д. Демьяновка Бирилюсского района, как монахиня, судьба неизвестна
5 Каргополов Михаил, священник с. Петровка, убит партизанами из отряда П.Е.Щетинкина в 1919г.
6 Лавров Владимир Федорович 1905г.р., сын священника, служил псаломщиком в Бирилюсской церкви. Жена Анастасия (отчество не указано) 1905г.р, в 1930 году лишаются избирательных прав. Вместе с детьми: четырехлетним Иваном и двухлетним Константином, переезжают в Канск. Там Владимир Федорович служит священником кладбищенской церкви. Расстрелян 04.01.1938г в тюрьме г. Канска. После расстрела мужа Анастасия с детьми вернулась в Бирилюссы, дальнейшая судьба неизвестна.
7 Мелентов Григорий Михайлович 1863 г.р. В 1911 году служил в церкви Северный Катык. В 1930 году арестован в д. Петровка – осужден на три года. После отбытия наказания вернулся в Петровку. Расстрелян 11.12. 1937 года в Ачинске.
8 Преображенский Вениамин Сергеевич – о. Василий (епископ из Кинешмы) 1871г.р. Прибыл в Бирилюссы в 1942г из Москвы. Проживал по ул. Мельничная 14. Умер в Бирилюссах 13 августа 1945г. Захоронение установлено, туда приезжают паломники из Ивановской епархии, городов и районов Красноярского края.
9 Сорокоумовский Михаил Степанович 1887 г.р. – священник с. Алтат. Родился в Донской губернии. Учился юриспруденции в Варшавском университете. Знал латынь, греческий, английский, французский и немецкий языки. В 1939 г. осужден на 10 лет ИТЛ + 5 лет лишения политических прав. Срок отбывал в Туруханске.
10 Богданов Николай Гаврилович в июле 1932 года лишается политических прав, как проповедник старообрядческой общины. Судьба не известна.
11 Сычкин Федор Николаевич, проповедник старообрядческой общины 01.05.1930г решением Президиума РИКа «определен к высылке из района, как служитель религиозного культа». Судьба неизвестна.
12 Дякин Михаил Васильевич 1884г.р. священник из Воронежской области, прибывает в ссылку в Бирилюсский район в 1935г. Местом проживания значится д. Кирчиж. В 1937г арестован, осужден на 10 лет ИТЛ. В начале войны его опять отправили в ссылку в наш район. Умер он в 1942г. в п. Полевом. Захоронение не найдено. Умер от истощения.
13 Ячмень Ефим Тимофеевич 1884г.р. священник Бирилюсской церкви, расстрелян в Ачинске, в 1937г.

Бирилюсских священников расстреляли в Ачинске, захоронения неизвестны».

Надежда Александровна Лактионова
Директор МУК Бирилюсский
краеведческий музей


http://forum.vgd.ru/508/65177/
© 2003-2024 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)