Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Алтатский Михаило-Архангельский приход

Алтатский Михаило-Архангельский приход открыт в 1888 г. и выделен из прихода Назаровской Троицкой церкви. С. Алтатское стоит в лесистой долине реки Чулым на ее небольшом притоке Алтат, отчего и произошло название села. Местность здоровая. Село находится от г. Ачинска в 50 в., от г. Красноярска в 200 в.. от ж. д. станции Критово в 20 в., от Ново-Назаровскаго почтоваго отделения и Назаровскаго волостного правления и врачебнаго пункта в 25 в. Кроме села, в приходе четыре деревни: Акатка или Павловка в 18 в., населенная почти исключительно раскольниками, Захаринка в 15 в., пос. Боровой_в 17 в. и Викентьевка в 7 в. Пути сообщеня удобны, за исключением д. Викентьевки, отделенной от села рекой Чулымом. Церковь в селе деревянная, построена в 1887 г . и капитально ремонтирована в 1907 г . Престол в церкви один в честь св. Арх. Михаила. Церковная библиотека состоит из 255 томов. В селе имеется двухклассная церковная школа с 100 учениками при трех учащих; помещается в своем удобном здании. Министерская школа имеется в д. Захаринке с 65 учениками при 1 учащем. В приходе имеется приходское попечительство и общество потребителей. Штатный причт состоит из священника и псаломщика. Жалованья священнику 300р., и псаломщику 100 р. Братских доходов поступает около 800 р. в год. Дом для священника имеется. Дом псаломщика за ветхостью продан, приняты меры к постройке нового дома. Сенокосной земли у причта 11'/4 дес. Пахотной земли нет. Капиталов причта и церкви нет. Всего населения православного вероисповедания в приходе числится 2995 человек. Раскольников Австрийского согласия 548 чел., безпоповцев 245, евреев 4. Население в с. Алтатском старожильческое, в деревнях -переселенцы из Рязанской, Курской, Могилевской, Гродненской и др. губерний. Главное занятие жителей - земледелие.

(Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 г) .


29 декабря 1931 года РИК Назаровского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял решение о закрытии храма:

"Учитывая быстрый рост соц. сектора, с ростом переустройства сельского хозяйства на соц. рельсы, бурно возрастают культурные потребности, село же Алтат не может развернуть в достаточной мере культурную работу в виду отсутствия дома культуры. Алтатская община верующих нарушила договор об уплате в срок страховых сборов и налогов, кроме того община от содержания культурного помещения отказалась и на основании требований самих масс трудящихся, молитвенный пункт в с. Алтат ликвидировать и здание церкви передать в распоряжение сельсовета для использования под культурные цели". (Архив г. Назарово, фонд 14/583, дело №2, л.502).

Священнослужители

Нечаев Петр священник 1888 - 1899 гг.
Катанов Василий священник 1899 – 1907 гг.
Евтюгин Александр священник 1907 – 1908 гг.
Черкасов Петр священник 1908 - 1910 гг.
Зеленецкий Иаков священник 1910 гг.
Поливанов Александр священник 1912 – 1919 гг.
(Ачинский архив Ф-70. Оп. 1. Д.Д.63.70.75.79.84.91.95.107.115.123.126.134.140.148.153.162.176.189.197.200.219.222.248.261.274.293.318.)

Сейчас Алтат — деревня, в составе Дороховского сельского совета Назаровского района Красноярского края. Население менее 300 человек.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года 133 мужчины и 132 женщины из 265 чел.

Архивных записей или каких-либо других документов об истории села Алтат Назаровского района я не нашел. О прошедших событиях, фактах мне поведали, светлой памяти, мой дядя по матери Константин Лукич Третьяков и моя мать Вера Иосифовна Беляева. Воспоминания дяди Константина Лукича и других старожилов-алтатцев я решил записать в связи с 250-летнем села Алтат.
Во время царствования Елизаветы Петровны в 1740 году один из предприимчивых промышленников с запада России решил построить в Енисейской тайге завод по производству питьевого спирта. Место для строительства он выбрал в конце большой излучины- петли реки Чулым. Сюда и направил промышленник небольшую группу казаков - добровольцев из своего отряда.
Благодатные природные условия так и манили трудолюбивых, соскучившихся по свободному труду казаков. Четверо упоминаемых казаков - Арефьев, Альков, Третьяков и Тихонов снабжены были умеренными подъемными средствами - лошадьми и орудиями для обработки земли.
В первое лето казаки-добровольцы построили временные жилища - избы и подняли два десятка десятин залогу - будущей пашни.
Через некоторое время к ним приехали жены, и зародилась жизнь на взгорке у большого уникального ключа - речки Алтатки, которая впадает в реку Чулым в двух километрах от появившегося поселения.
Ключ этот был самым большим в родниковой Алтатке. Вода в этом ключе была очень чистая, прозрачная и очень приятная на вкус. Зимой ключ не замерзал и в лютые морозы (-55-60 градусов). К сожалению, в настоящее время ключ-родник загублен.
это правда я видела этот ключ, баба маша водила меня туда, я там была и действительно не замерзал, мне тогда лет 8 было, вы тоже там с Ирой были, это когда я вас перцем накормила острым, вы плакали еще
Свобода предпринимательства, трудолюбие и благодатные природные условия содействовали казакам. Они укреплялись. Увеличивалась зажиточность их дворов, семей. Сторицей окупался их самоотверженный труд. Здесь возделывались не только зерновые культуры, но и разводили скот, птицу, пчел. Урожаи получали отменные.
Семьи росли, отделялись. Строилась, увеличивалась деревня. В Алтат привозили невест из ближайших деревень. Приезжали на жительство из других мест. В деревне появились улицы, строительство велось уже на левобережной стороне Алтатки. На речке Алтатке строились водяные мельницы, было 5 мельниц. Спиртзавод уже полностью обеспечивался сырьем. Из-за падения цен на зерно и картофель алтатцы стали возить излишки продуктов на базар в город Ачинск, торговали мясом.
это точно Петров Алексей , муж бабы Маши, отец мамы был родом из зареченского алтата
С годами деревня увеличивалась. Появились семьи Арефьевых, Альковых, Третьяковых, Тихоновых и другие. Для лучшего различия в роду Арефьевых, например, появились Сашины, Елизаровские (это по имени основателя рода или по уличному прозвищу). Альковы делились на Захарятских, Касирят и других. Третьяковы делились на Спириных, Шама-раевых, а Тихоновы - на Белятских, Червяковых. В Алтате уже насчитывалось восемь улиц. В 1888 году была построена Михайло-Архангельская церковь. Алтат стали называть селом. Церковь была единственным очагом культуры, где священник организовал хор певчих из крестьян.
Альковы делились на Захарятских, Касирят и других.
По праздникам проводились песнопения, религиозная служба, справлялись многие другие обряды и в будничные дни. В селе было много молодежи. В свободное время молодежь собиралась на улицах, на горе, на опушке близлежащего леса. Пели под гармошку частушки, песни, устраивали игры. Гуляния проходили на центральной улице. Это называлось "пойду гулять па Большую". В зимнее время молодежь вскладчину откупала у какой-нибудь одинокой старушки или вдовы избу на вечер, и там играли, танцевали, плясали под гармонь.
В 1888 году в Алтате открыта церковно-приходская школа. В 1911-1912годах построена типовая просторная школа. С ростом населения увеличивалось число учащихся. Из-за хороших природных условий на постоянное жительство люди приезжали из разных мест, в поисках свободных земель. В 1911 году приехали около 30 семей переселенцев из Мордовии.
Мужчины в Алтате были все мастеровые. В зимнее время изготовляли отменные валенки. Были среди них хорошие плотники. Молодые женщины и девушки-переселенки в праздничные дни привлекали внимание алтатцев яркими национальными костюмами. С приездом переселенцев из Мордовии на сельском сходе было им поставлено условие - построить мост через Алтатку, который и простоял 25 лет. Многие из мордвов переселились в д. Поперечку.
Вскоре началась империалистическая война с Германией.Захирели хозяйства, так как все здоровые мужчины были в армии. Много алтатцев не вернулось с фронта. Великую Октябрьскую революцию в Алтате встре-ОснователидеревниПоперечки. тили без особых прецедентов. Зажиточные крестьяне были недовольны переворотом. Середняки жили в ожидании чего-то, а бедняцкая часть населения приветствовала народившуюся Советскую власть.
В период гражданской войны среди алтатцев убитых не было, за исключением одного случая. В 1919 году белогвардейская армия Колчака поспешно отступала на восток через Алтат. Преследующая Красная армия догнала колчаковцев в Алтате, и на улице Заречной завязался бой. Шальной пулей через окно был убит в своем доме крестьянин П. Альков. Продовольственный обоз колчаковской части захватили красные.
После Первой империалистической и гражданской войн алтатцы начали восстанавливать хозяйства. В этот период прибыли переселенцы из Белоруссии. В 1925 году в Алтате уже насчитывалось 650 дворов и свыше 2200 человек населения. В этом же году переселецы из Мордовии в 19 километрах юго-западнее Алтата обосновали выселок и уехали туда на жительство. Так появилась деревня Поперсчка.
Из крестьян д. Алтат и других мест, в шести километрах западнее от Алтата за бором организована коммуна "Смерть собственности". Эта коммуна просуществовала недолго.
В 1929 году в Алтате началось раскулачивание. Настоящие эксплуататоры - кулаки были грамотными и выехали раньше, а под раскулачивание угодили самые трудолюбивые крестьяне, хозяйства которых были средней мощности и даже менее средней. За весь период раскулачивания репрессированы, высланы в северные районы 72 хозяйства.
В 1930 году один из намеченных к раскулачиванию крестьян М.И. Альков из жалости к своему имуществу заболел и повесился в завозне.
Первый колхоз в Алтате имени Буденного организован в декабре 1929 года. Первым председателем из двадцатипятитысячников стал Абрам Никитич Канюк. В 1930-1931 годах организовали еще несколько колхозов, потом они слились в более крупные три хозяйства: имени Буденного, "Серп и Молот" и "Заветы Ильича". Некоторые крестьяне не хотели вступать в колхозы, так их почти насильно загоняли, облагали непосильными налогами, доводили твердые задания, а за невыполнение этих заданий единоличников судили. Большинство их без желания вступали в колхозы и при первой возможности уезжали. "Убегали", как тогда говорили,на стройки в город. Новая форма ведения хозяйства, очень низкая оплата труда негативно сказались на благополучии колхозов. Население уменьшалось.
Очень большие разрушения хозяйствам причинила Отечественная война. Колхозам доводились высокие планы поставок зерна и других продуктов государству. Денежные налоги, государственные займы разоряли колхозников. Из личных подсобных хозяйств, кроме того, они поставляли государству молоко, мясо, шерсть, яйца, картофель. Бедность, голод, нищета полонили алтатцев. Тяжелые потери понесли они в этой кровопролитной войне, более 150 человек не вернулись с фронта. После возвращения солдат домой положение несколько стало исправляться.
В 1951 году все три колхоза объединились в один - имени Ленина. Хозяйство становилось на ноги. Повысилась урожайность, строились животноводческие помещения и зерносклады. Колхоз приобрел локомобиль, была построена электростанция, электролиния по селу. В 1960 году колхоз имени Ленина преобразовали в шестое отделение Ададымс-кого совхоза. Колхозники, теперь уже рабочие колхоза, стали получать заработную плату деньгами.
Позднее Алтат передали в Дороховский овощемолочный совхоз, назвали вторым отделением. Жизненные условия рабочих совхоза улучшились. До Алтата построена проезжая дорога, хороший клуб, школа и магазин, имеется фельдшерский пункт. Всевозможные преобразования, изменения, проходившие повсюду, урбанизация, переезд населения в город и низкая зарплата рабочих совхозов негативно сказались на развитии Алтата. Сейчас в Алтате насчитывается 132 двора, гделроживает 342 человека.
В. Беляев, председатель Алтатского сельсовета с 1949 по 1959 годы
Газета "Советское Причулымье", 13 декабря 1990 года
© 2003-2024 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)