Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Ачинский Троицкий соборный приход

Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 г .

Ачинский Троицкий соборный приход открыт в 1795 г . В состав прихода, кроме части г. Ачинска, входят подгородныя деревни Курбатова. Игинка, Преображенская, Большой-Салырь и Айдашка. От епархиального гор. Красноярска приход находится в 166 в. Ачинский Троицкий собор построен в 1802 г . Храм каменный, трехпрестольный: главный храм в честь Св. Троицы, правый придел во имя Свят. Николая, левый придел во имя Свят. Иннокентия Иркутского. Левый придел построен в 1876 г . Приписных церквей две: кладбищенская Крестовоздвиженская (постр. в 1906 г .) и тюремная Михаило-Архангельская. В д. Курбатовой имеется часовня. Библиотека соборная состоит из 498 томов. Церковная школа имеется в д. Игинке, учащихся 25 чел. Кроме того, в приходе пять одноклассных министерских школ, 8-классная женск. гимназия и 4-классное городское училище. Причт собора состоит из протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков. Казенного жалованья причту не положено. Кружечных доходов за 1914 г . получено 3886 р. 90 к. Причтовых домов три; состояние их удовлетворительное. Церковного капитала 2600 р. Земли при соборе нет. Населения в приходе 1557 д. м. п. и 1409 д. ж. п., в том числе инославных 398 д. м. п. и 224 д. ж. п.


Из книги "175 лет Казанскому собору"

К концу 18 века Ачинск уже считался довольно крупным поселением Сибири для того времени. Этому способствовало то, что через него прошёл Московский тракт. А где дорога, там и развитие.

Никольская церковь, построенная во времена острога, уже не вмещала верующих, бывала изрядно переполнена во время богослужений. Жители Ачинска нуждались в новом просторном храме. И в 1797 году было принято решение и начато строительство Свято-Троицкого собора.

Ачинский Троицкий соборный приход
Первый каменный храм городские власти задумали грандиозным и величественным. Бургомистром в то время был статский советник Дмитрий Глазов. Создали попечительский совет по возведению собора, в который вошли уважаемые жители Ачинска. Они заказывали проект, согласовывали его с Духовным правлением, вели сбор средств, заказывали колокола и церковную утварь, нанимали подрядчиков, следили за качеством и сроками работ. Место для собора выбрали в центре, на пересечении Иннокентьевского переулка и Родионовской, позднее Троицкой улицы.

Свято-Троицкий собор «о двух приделах», теплом и холодном был возведён всего за 5 лет. Это вместе с внутренним убранством. С высокой колокольнею. Очень красивый по своему архитектурному замыслу. Благовест колоколов, с главным колоколом весом в 800 килограммов, доносился до ближайших деревень.

К приходу Свято – Троицкого собора также относились деревни Курбатово, Большая Салырь, Айдашки, казачья станица Преображенская и относящийся к ней хутор Игинка. В функцию приходов тех времен входило ведение, или, выражаясь нынешним языком, запись актов гражданского состояния. Велись метрические книги, книги венчаний, крещений, регистрации смертей. В семидесятые годы XIX века Троицкий собор достраивался; был построен ещё один придел – Иннокентьевский, - в честь Святителя и Чудотворца Иннокентия Иркутского.

На содержание собора казенных денег не выделялось. Он существовал только на пожертвования прихожан и меценатов, а также на сборы за исполнение треб. Велись книги учёта приходов и расходов, инвентаризации церковного имущества. Была при церкви библиотека духовных книг из 498 томов.

Служители собора были заняты не только богослужением и исполнением треб, но вели просветительскую деятельность в церковно-приходских школах, обучали крестьянских детей Закону Божьему и начальной грамоте. Вели уроки Закона Божьего в светских учебных заведениях. Церковная школа имелась в хуторе Игинка. Кроме того, в приходе было пять одноклассных министерских школ, 8-классная женская Гимназия и 4-классное городское училище.

Из собственности у собора были тиконостас Троицкого соборари жилых дома для протоиерея и священников, переходящие по должности. В год окончания строительства собора, ставший незадолго до этого бургомистром коллежский асессор (8-ой гражданский чин 14-ступенчатой Табели о рангах, соответствующий военному чину майора), Григорий Чемеров пожертвовал в собственность собору мельницу, которую священнослужители сдавали в аренду, а полученные доходы использовали на содержание храма.

В ведении Троицкой соборной церкви была временная кладбищенская Апостоло–Филипповская церковь и тюремная Михаило - Архангельская. До 1855 года к соборному приходу относились также часовни деревень Тарутино и Курбатово, станицы Белоярской.

В 1866 году на базарной площади, «прямо лавок Гостиннаго двора», была возведена часовня «в память спасения Государя Императора Александра Николаевича от злодейского покушения на жизнь Его Величества».

В 1868 году рядом с въездом на городское кладбище поставили деревянную церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В начале 20 века на кладбище решили поставить вместо деревянной церкви каменную. Было это в начале 1902 года. Создали попечительский совет, который быстро занялся сбором средств, заказом проекта, закупкой стройматериалов и наймом подрядчиков. Рассчитывали за теплое время года возвести здание, а в зимнее заняться его внутренним обустройством. В марте известный томский архитектор Лыгин сдал заказанный ему проект Крестовоздвиженской церкви. Однако, новый младший архитектор В.А.Соколовский признал проект «неудобным» и предложил свои услуги «исправить его, сообразуясь с первоначальным чертежом». Поправки и согласования задержали на год строительство церкви. Но это оказалось на пользу дела, так как проект воплотил в себе всё лучшее из традиций храмовой архитектуры. Большие пожертвования на строительство церкви сделал ачинский купец Григорий Николаевич Максимов.

Крестовоздвиженский храм Отстроенная кладбищенская Крестовоздвиженская церковь была величественна и красива. И очень вместительна, чтобы все верующие, провожающие в последний путь своих родственников и близких, могли присутствовать при заупокойной службе.

У православных людей всегда было уважительное и благоговейное отношение к памяти усопших, к их честным останкам. Перед смертью каждый православный исповедовался, причащался Святых Христовых Тайн. Предсмертное время и сама смерть освящалась молитвой, церковными Таинствами. Таинством считалась и сама смерть как переход от временной жизни, полной скорбей и болезней, к жизни вечной, в которой для верующего «нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания». Потому и умершие назывались не мертвецами, а усопшими. Усопшего обязательно отпевали в церкви. Приходской священник, обычно знавший каждого своего прихожанина, провожал гроб до кладбища, где служилась заупокойная лития.

Жизнь нового храма оказалась короткой. В 1924 году большевики закрыли его. Через год сняли колокола. В 1928 году к кладбищенской Крестовоздвиженской церкви подвели электричество и соорудили в ней спортивный зал. Так среди могилок своих предков люди новой коммунистической формации занимались физкультурой. В начале 30-х годов самый красивый храм нашего города исчез с лица земли.

Какой же была дальнейшая судьба Троицкого собора? «Неистовые атеисты», чтобы смягчить общественное мнение, - пишет в «Летописи града Ачинска» известный краевед Геннадий Степанович Лопаткин, - старались привлечь на свою сторону часть верующих и кому-то пришло в голову привлечь на небогоугодное дело блаженных, которые всегда кормились возле паперти Троицкого собора. Их было двое. Тихий, благостный Мишенька Прозорливый, которого привечали все, и умственно отсталый нищий, хромой на одну ногу, за что имел кличку «Каташа». Сами они ничего не могли сделать, но под их прикрытием, якобы с согласия верующих, в одну из осенних ночей «неистовые» разломали колокольню и сбросили на землю главный колокол, самый красивый и звонкий из имеющихся в Ачинске. В следующие три ночи сняли и сбросили остальные колокола».

5 марта 1934 года на заседании Президиума горсовета под номером 11 рассматривался вопрос «О сносе бывшей церкви, прилегающей к саду Ленина». Было решено: «Считать невозможным использование помещения бывшей церкви без материальных затрат и, принимая во внимание безобразное архитектурное состояние здания, напоминающее обыкновенные складские помещения, расположенные в центре города, просить райисполком разрешить снос указанного помещения, а материал использовать для нужд строительства» (фонд Р.310 опись 1 д. 79 п. 17). В начале 1934 года Троицкий собор был взорван. Стараниями «неистовых атеистов» из блоков и кирпичей собора была построена городская баня, причём в непосредственной близости от того места, где ещё со времён ачинского острога стояла самая первая церковь Святителя Николая Чудотворца. На фундаменте Троицкого собора соорудили летний кинотеатр. Кинотеатр дважды горел; после второго пожара восстанавливать его не стали.

«Каташа», помогавший сбрасывать колокола с Троицкого собора, презираемый народом, совсем тронулся умом. Он постоянно ходил с мешком за плечами, набирал храмовых кирпичей и носил их по городу, выкрикивая: «Камни святые! Я святотатец!» Где-то спрятав эти кирпичи, он шел за новыми. Каташа умер в начале шестидесятых годов. Мишеньку Прозорливого народ простил, прикармливал его. Он после гибели храма как-то незаметно исчез из города, куда – никто не знает.

На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года священник Троицкого собора священномученик протоиерей Евфимий Горячев был причислен к лику святых. Епископ Красноярский Амфилохий (Скворцов) также удостоился мученического венца. Он был расстрелян 1 октября 1937 года, испытав на себе все тяготы сталинских застенков. Вошли в сонм новомучеников российских священники Владимир Фокин, Михаил Каргополов, Трофим Кузнецов.

4 ноября 2002 года в день престольного праздника Ачинского Казанского собора на месте разрушенного Свято-Троицкого собора, бывшего некогда главной святыней города Ачинска, был установлен Поклонный Крест. Крест освятил Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. Промыслом Божиим это важное событие в духовной жизни ачинцев состоялось в год 200-летия со дня освящения собора.


Священнослужители Троицкого собора г. Ачинска

Сретенский Александр протоиерей 1846 – 1880 гг.
Евтихиев Дмитрий священник 1846 - 1858 гг.
Суслов Иоанн диакон 1851 - 1864 гг.
Левитский Василий диакон 1877 – 1902 гг.
Апраксин Александр священник 1863 – 1881 гг.
Александров Александр диакон 1877 – 1903 гг.
Сретенский Сергий священник 1878 – 1879 гг.
Хаов Иоанн диакон 1880 г.
Смирнов Павел протоиерей 1880 – 1893 гг. благочинный
Солотчин Константин священник 1881 – 1897 гг.
Ягодинский Николай диакон 1881 – 1890 гг.
Смирнов Стефан протоиерей 1893 – 1903 гг. благочинный - 1893 – 1897гг.
Успенский Феодор псаломщик 1896 – 1899 гг.
Смирненский Николай священник 1897 – 1898 гг. благочинный
Купрессов Феодор священник 1897 – 1907 гг.
Александров Александр протоиерей 1903 – 1907 гг.
Александров Константин диакон 1906 г.
Яхонтов Андрей протоиерей 1907 – 1915 гг. благочинный - 1907 – 1916 гг.
Бутыркин Всеволод священник 1907 – 1911 гг.
Гобов Феодор диакон 1909 – 1913 гг.
Евтифеев Алексий священник 1911 - 1925, умер
Гордеев Василий диакон 1914 – 1915 гг.
Копосов Михаил протоиерей 1915 – 1930 гг. благочинный
Бычковский Василий диакон 1916 – 1917 гг.
Мосейчук Андрей диакон 1917 – 1918 гг.
Круженый Кодрат диакон 1918 – 1919 гг.
Мосейчук Андрей священник 1925 - ?
Горячев Евфимий священник 1926 - 1929 арест
Хруцкий Николай, настоятель, протоиерей 1930 - 1931, арест
Пикановский Николай священник 1930 - 1931г. арест
Легков Иоанн, диакон 1930 - 1931 гг., арест
© 2003-2024 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)