ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 8. Август 2011 г .

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

Величаем Тя,

пренепорочная Мати Христа Бога нашего,

и всеславное славим успение Твое.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.

Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа — Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.

Святая Церковь старается и в нас вселить такое же безстрашие к смерти, а умерших называет усопшими, то есть уснувшими. Блаженная жизнь с Богом, Богородицей, святыми и своими близкими в будущем настолько несомненна для христианина, что он воистину смотрит на смерть только как на сон.

В некоторых европейских странах: Голландии, Франции и других - день Успения Божией Матери (15 августа) является общенациональным праздником и нерабочим днем.


Преображение Господне: «Хорошо нам здесь быть!»

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние. (Кондак Праздника).

В земной жизни Господа Иисуса Христа было очень немного радостных, светлых минут. Бог воплотился, пришел в этот мир прежде всего для того, чтобы погрузиться в нашу тьму, разделить с нами скорбь и будни человеческого существования. Именно потому Господь Иисус Христос столько времени проводил с людьми грешными, нуждавшимися в очищении, просвещении, спасении. Именно потому Господь избрал для Себя крестный путь, пострадал за людей, был отвергнут ими, принял оплевание и заушение, крестную смерть и сошел во ад, чтобы все то пространство, где до Его прихода царствовало зло, наполнить Своим Божеством и светом.

В Евангелии описано лишь несколько случаев, когда Божество Христа было видимым образом явлено людям. Например, это произошло во время крещения Иисуса, когда с неба прозвучал голос Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Другим таким моментом – и именно его мы вспоминаем сегодня – было преображение, когда Господь, взяв трех своих ближайших учеников, взошел с ними на высокую гору, и там, когда Он молился, «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». И голос Отца прозвучал вновь: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте».

Когда видение еще продолжалось, один из учеников, Петр, сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии», – ибо Моисей и Илия явились Иисусу и беседовали с Ним об исходе Его, т. е. о Его крестной смерти (Мф. 17:1-9). Слова апостола Петра были естественной реакцией человека на присутствие Божие, на Его внезапное явление, на неожиданное, светоносное посещение свыше. «Хорошо нам здесь быть», – т. е. хорошо бы, чтобы все это продлилось, чтобы этот момент славы, света никогда не кончался. Но после восшествия Иисуса на гору было сошествие с нее, были Его встречи с бесноватым отроком и многими другими людьми, нуждавшимися в исцелении. Сойдя с горы, Господь вновь погрузился в нашу человеческую тьму, чтобы разделить ее с нами. А затем был Гефсиманский сад и Голгофа.

Каждый из нас проходит через разные состояния. Иногда мы бываем на Фаворе, а иногда оказываемся на Голгофе. Иногда присутствие Божие столь ощутимо, явно, что нам хотелось бы, чтобы эти минуты никогда не кончались, длились вечно. Но иногда Бог словно бы покидает нас, оставляет во тьме наедине с самими собой, с нашими проблемами и грехами. Но в такие минуты особенно важно помнить о Его присутствии и о том, что нашу человеческую тьму Он просвещает изнутри божественным светом.

Божественный свет, который был явлен ученикам на Фаворе, – это не какой-то материальный свет, который сияет «как солнце», но это Свет Нетварный, это Сам Бог, само присутствие Божие, энергия Божия – то божественное действие, посещение свыше, в котором является людям слава Божия. И этот свет осиял не только учеников на Фаворе, Он являл себя многим людям, многим святым, в том числе святителю Григорию Паламе и преподобному Симеону Новому Богослову. И среди наших современников есть люди, которые созерцают божественный свет. Блаженной памяти старец архимандрит Софроний неоднократно удостаивался лицезреть божественный свет, который был для него не только явлением славы Божией, преображавшей его изнутри.

Вот как пишет об этом Святитель Григорий (Палама): «Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный. Так, и по учению Богословствующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими. Видишь ли, что очи, видящие по природе, слепы по отношению к тому Свету?»

Но для чего Господь посещает нас Своим божественным светом? Не для того, чтобы, ярко блеснув, быстро исчезнуть и оставить нас во тьме. Господь посещает нас, чтобы, узрев Его свет, мы сделались пронизаны им и вся наша жизнь изменилась, чтобы с нами происходило то, о чем Сам Господь сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Божественный свет посещает нас, чтобы преобразить не только все вокруг нас, но и нашу собственную жизнь, дабы мы изменились, и свет Божий начал через нас распространяться на других людей.

Именно потому Церковь празднует Преображение Господне, что оно может стать и нашим преображением, что и для нас могут открыться двери к созерцанию божественного света, – созерцанию которого за прошедшие века удостаивались столь многие. Но чтобы этот свет не был поглощен нашей человеческой греховной тьмой, мы должны жить в соответствии с Евангелием, и через наши добрые дела, через весь наш облик люди узнавали Христа. Ведь о Христе и христианстве судят прежде всего по нам, верующим, членам Церкви. Вокруг нас живет немало людей, которые, может быть, уже давно пришли бы в Церковь, если бы на жизненном пути не повстречали христианина, который не был достоин этого высокого звания и который, вместо того чтобы излучать свет и сияние Божества, источал смрад греховных страстей.

Будем помнить о том, что те минуты просветления, которые мы время от времени испытываем или здесь, в храме, причащаясь Святых Христовых Тайн, или во время молитвы, даются нам, чтобы мы менялись к лучшему, преображались. Будем стремиться к тому, чтобы в нравственном и духовном плане всегда быть на предельной доступной для нас высоте, никогда не опускаясь ниже той очень высокой планки, которую мы видим в Евангелии. Аминь.

Епископ Александр (Милеант) «Практическая гомилетика. Проповеди»


Псевдоблагочестие в семье

Отрывок из книги иеромонаха Макария (Маркиша) «Мужчина и женщина»  – в рамках серии «Вопросы и ответы».

— Вот уже несколько лет меня посещает мысль о том, что я могла бы посвятить некоторое время монастырю и приложить там все усилия для своего духовного исцеления. Но я не могу надолго покинуть мужа, свою семью: они меня очень любят и будут страдать в мое отсутствие… Им будет тяжело, и я не могу их оставить в таком положении.

— Неплохая вроде бы мысль, но что заставляет вас стремиться именно в монастырь для духовного исцеления, если оно вам в самом деле необходимо? Разве вас лечат монастырские стены, монастырский устав или монастырская трапезная?

Надо ли вам напоминать, что вас исцеляет Христос, Истинный Бог и что условия для исцеления мы создаем своей любовью к Нему и к нашим ближним? У вас есть семья — это прекрасно!

Если есть семья, есть люди, которые вас любят и которым вы нужны, то не она ли создает идеальные условия для любого духовного исцеления?! Для того Господь и создал семью, чтобы в ней возрастала любовь, чтобы люди получали все духовные плоды на ее основе…

Лично для вас существует особое святое место, место вашего жизненного подвига — ваша семья, ваш дом, ваша «малая Церковь». Оставить его в погоне за неким призрачным исцелением было бы глубокой, непоправимой ошибкой.

Исцеление должно быть не призрачным, а реальным. Обязательно нужно найти такой храм и священника, где вы станете серьезно и сознательно исповедоваться. В наше время в большом городе это, к счастью, совсем не сложно. Верно, что именно за этим люди стремятся в монастыри.

Кратковременная поездка пошла бы на пользу и вам — вместе с мужем, разумеется, — но в первую очередь надо устроить свое исцеление по месту жительства.

— У меня двое детей, часто болеют, муж много работает. Никак не могу выбраться, чтобы поехать по святым местам… Что делать?

— Благодарить Господа, что Он, посредством трудностей и болезней ваших детей, предохраняет вас от ненужных, бесполезных для вас и вашей семьи дел, удерживает вас в своем доме, на своем месте.

Неужели вам кажется, что мать и жена должна бежать прочь из семьи «по святым местам», оставив мужа и детей? Кому на пользу такой «подвиг»? Помните: для вас нет другого святого места, такого как ваш дом, ваша «малая Церковь».

— После многих лет в браке я начал думать, не принять ли мне монашеский постриг. Моя жена несчастлива со мной — это твердо осознанный и принятый мною факт. Причина? Их тысячи! Да, я несовершенен. Но что поделаешь? Для чего-то Господь дал мне все мои качества?! Нельзя же прибавить себе росту на локоть.

— Не надо прибавлять себе росту. Это неразумно. Не для этого Господь дал вам жизнь, жену, детей. Едва ли не самая гнусная и губительная ложь безбожного мира заключается в этих словах: «Какой я есть, таким я и останусь».

На самом деле наоборот: «Какой я есть, таким я не буду больше никогда». Жизнь — не состояние, а процесс.

Восхождение в гору или соскальзывание с нее происходит в зависимости от направления моей воли. Что во мне есть доброго и светлого, то я, благодаря Господу, буду в себе укреплять и развивать. Что есть во мне злого и темного, то я, с Божией помощью, буду в себе искоренять и уничтожать. Это называется покаяние. Это называется жизнь. Не надо прибавлять себе росту. Надо прибавить добра и убавить в себе греха. Этим все главное сказано. А выводы очень простые.

Начиная с сегодняшнего дня посмотрите на себя другими глазами — глазами Христа. И исполняйте Его волю здесь и сейчас, а не в фантастическом «постриге» или еще какой-то выдумке. Рядом с вами — живые люди, ваша жена и дети, которым вы можете принести добро. Вы можете сделать их счастливыми — это опять же не состояние, а процесс.

Каждый день, каждый час посвятите тому, чтобы в чем-то, хотя бы в чем-то, сделать их счастливее, радостнее, ближе ко Христу. Дети, в силу их возраста, будут постепенно отходить от вас («Оставит человек отца и мать….»), а жена, наоборот, приближаться к вам, по мере того как вы будете преодолевать ошибки, грехи и заблуждения прошлого. Не останавливайтесь в этом благодатном подвиге! Путей и способов — тысячи! Употребите здравый смысл и жизненный опыт, молитву и христианскую мудрость, чтобы выбрать наилучшие для вас. Начинаем с себя самого. Начинаем сегодня же.


Беседа перед исповедью

Священник Александр Ельчанинов

Мы проживаем время Успенского поста, времени для более внимательного взгляда на нашу внутреннюю жизнь, может быть более частой Исповеди и Причастия. Размышления об исповеди из книги «Записи» священника Александра Ельчанинова помогают вдумчиво подготовиться к церковным Таинствам.

«Се время благоприятно, и день очищения». Время, когда мы можем отложить тяжкое бремя греховное, разорвать вериги греха: «скинию падшую и сокрушенную» нашей души увидеть вновь обновленной и светлой. Но к этому блаженному очищению ведет не легкий путь.

Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса: «Не отложить ли? достаточно ли приготовлен, не слишком ли часто говею?» Нужно дать твердый отпор этим сомнениям. «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сирах, 2, 2). Если ты решил говеть, — явится множество препятствий, внутренних и внешних: они исчезают, как только проявишь твердость в своих намерениях.

В частности, вопрос о частой исповеди: надо исповедываться много чаще, чем это у нас принято; по крайней мере во всех четырех постах. Нам, одержимым «дреманием ленностным», неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться; это, во-первых; а во-вторых — необходимо тянуть какую-то ниточку от исповеди к исповеди, чтобы промежутки между периодами говения были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми впечатлениями от последнего говения и возбуждаемыми ожиданием близкой новой исповеди.

«Покаяние должно быть совершенно свободное и никак не вынужденное лицом исповедующим». Для человека, действительно страдающего язвой своего греха, — безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех; лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. Другое дело, если мы, оставив существо таинства покаяния, идем на исповедь для беседы. Вот тут-то и важно различать исповедь от духовной беседы, которая может совершаться и вне таинства, и лучше, если совершается отдельно от него, так как беседа, хотя и о духовных предметах, может рассеять, расхолодить исповедующегося, вовлечь в богословский спор, ослабить остроту покаянного чувства.

Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о себе и менее всего — не «благочестивый обычай». Исповедь — горячее покаяние сердца, жажда очищения, идущая от ощущения святыни, умирание для греха и оживание для святости. Раскаянность — уже степень святости, и бесчувственность, неверие — положение вне святыни, вне Бога.

Разберемся, как нам относиться к таинству покаяния, что требуется от приходящего к таинству, как к нему готовиться, что считать важнейшим моментом (в той части таинства, которая касается исповедующегося).

Несомненно, первым действием будет испытание сердца. Для этого и положены дни подготовки к таинству (говение). «Видеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности — действительно, есть дар Божий», — говорит о. Иоанн Кронштадтский. Обычно, люди неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их «гнусности». «Ничего особенного», «как у всех», «только мелкие грехи» — «не украл, не убил» — таково обычное начало исповеди у многих. А самолюбие, неперенесение укоров, черствость, человекоугодие, слабость веры и любви, малодушие, духовная леность — разве это не важные грехи? Разве мы можем утверждать, что достаточно любим Бога, что вера наша действенна и горяча? Что каждого человека мы любим, как брата во Христе? Что мы достигли кротости, безгневия, смирения? Если же нет, то в чем заключается наше христианство? Чем объяснить нашу самоуверенность на исповеди, как не «окамененным нечувствием», как не «мертвостью сердечной, душевной смертью, телесную предварящей»? Почему святые отцы, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали к Иисусу Сладчайшему: «Никто же согреши на земли от века, якоже согреших аз окаянный и блудный», а мы убеждены, что у нас все благополучно! Чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце; а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать.

Поэтому прямой путь к познанию своих грехов это — приближение к свету и молитва об этом свете, который есть суд миру и всему «мирскому» в нас самих (Ин. 3, 19). А пока нет такой близости к Христу, при которой покаянное чувство является нашим обычным состоянием, надо, готовясь к исповеди, проверять свою совесть — по заповедям, по некоторым молитвам (например, 3-я вечерняя, 4-я перед причащением), по некоторым местам Евангелия (например, По. 5 гл., Римл. 12 г ., Ефесс. 4, поел. Иакова, особенно гл. 3).

Разбираясь в своем душевном хозяйстве, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы от более глубоких причин. Например, очень важны — рассеянность на молитве, дремота и невнимание в церкви, отсутствие интереса к чтению Священного Писания; но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу? Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение упреков, неуступчивость, упрямство; но важнее открыть их связь с самолюбием и гордостью.

Если мы замечаем в себе стремление к обществу, словоохотливость, насмешливость, усиленную заботу о своей наружности и не только о своей — но своих близких, обстановке дома — то надо внимательно исследовать, не является ли это формой «многообразного тщеславия».

Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, неутешно скорбим об отшедших, то кроме силы и глубины наших чувств, не свидетельствует ли все это также о неверии в Промысел Божий?

Есть еще одно вспомогательное средство, ведущее нас к познанию своих грехов, — вспоминать, в чем обычно обвиняют нас другие люди, люди, бок о бок живущие с нами, близкие: почти всегда их обвинения, укоры, нападки имеют основания.

Необходимо еще перед исповедью просить прощения всех, перед кем виновен, идти к исповеди с неотягощенной совестью.

При таком испытании сердца нужно следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца; ставши на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. В таких случаях временно оставить испытание своей души и посадить себя на простую питательную диету, молитвой и добрыми делами упростить и прояснить свою душу.

Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясны грехи. Иначе — приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце.

Но знать свои грехи, это еще не значит — каяться в них. Правда, Господь принимает исповедание — искреннее, добросовестное, — когда оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния (если мы исповедуем мужественно и этот грех — наше «окамененное нечувствие»). Все же «сокрушение сердца», скорбь о грехах своих, есть важнейшее из всего, что мы можем принести на исповедь. Но что же делать, если «иссохшие греховным пламенем» наше сердце не орошается живительными водами слез? Что, если «немощь душевная и плоти неможение» так велики, что мы не способны на искреннее покаяние? Это все-таки не причина откладывать исповедь — Бог может коснуться нашего сердца и в течение самой исповеди: само исповедывание, наименование наших грехов может смягчить наше сердце, утончить духовное зрение, обострить покаянное чувство. Больше же всего к преодолению нашей духовной вялости служат приготовления к исповеди, пост, который, истощая наше тело, нарушает гибельное для духовной жизни наше телесное благополучие и благодушие, молитва, ночные мысли о смерти, чтение Евангелия, житий святых, творений св. отцов, усиленная борьба с собой, упражнение в добрых делах.

Наше бесчувствие на исповеди большею частью имеет своим корнем отсутствие страха Божия и скрытое неверие. Сюда и должны быть направлены наши усилия. Вот почему так важны слезы на исповеди — они размягчают наше окаменение, потрясают нас «от верху до ногу», упрощают, дают благодетельное самозабвение, устраняют главное препятствие к покаянию, нашу «самость». Гордые и самолюбивые не плачут. Раз заплакал, значит — смягчился, истаял, смирился. Вот почему после таких слез — кротость, безгневие, умягченность, умиленность, мир в душе у тех, кому Господь послал «радостотворный» (творящий радость) плач. Не нужно стыдиться слез на исповеди, нужно дать им свободно литься, омывая наши скверны. «Тучи ми подаждь слез в поста красный день, яко да восплачу и омыю скверну, яже от сластей, и явлюся тебе очищен» (1-я седмица Великого Поста, пон. вечера).

Третий момент исповеди — словесное исповедание грехов. Не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилия; исповедь есть подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями (например, «грешен против 7-й заповеди»). Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», ссылок на третьих лиц, введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения в грехе. Иногда на исповеди ссылаются на слабуо память, не дающую, будто, возможности вспомнить грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко забываем свои грехопадения; но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, особенно больно задевшие наше самолюбие, или, наоборот, польстившие нашему тщеславию, наши удачи, похвалы по нашему адресу — мы помним долгие годы. Все, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним, и, если мы забываем наши грехи, то не значит ли это, что мы не придаем им серьезного значения?

Знак совершившегося покаяния — чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Но, говорят, как это возможно? Как я могу обещать себе и своему духовнику, что я не повторю своего греха? Не будет ли ближе к истине как раз обратное — уверенность, что грех повторится? — Ведь, опытом своим, всякий знает, что через некоторое время неизбежно возвращаешься к тем же грехам; наблюдая за собой из года в год, не замечаешь никакого улучшения, «подпрыгнешь — и опять останешься на том же месте!» — Было бы ужасно, если бы это было так. Но, к счастью, это не так. Не бывает случая, чтобы, при наличии доброго желания исправиться, последовательные исповеди и св. Причастие не произвели бы в душе благодетельных перемен.

Но дело в том, что — прежде всего — мы не судьи самим себе; человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше, так как и он, судящий, и то, что он судит, — величины меняющиеся. Возросшая строгость к себе, усилившая зрячесть духовная, обостренный страх греха могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились: они остались те же, может быть, даже ослабели, но мы их раньше не так замечали. Кроме того, Бог, по особому Промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего греха — тщеславия и гордости. Часто бывает, что грех-то остался, но частые исповеди и причащение Св. Тайн расшатали и ослабили его корни. Да сама борьба с грехом, страдания о своих грехах — разве не приобретение? «Не устрашайся», говорил Иоанн Лествичник, «хотя бы ты падал каждый день, и не отходил от путей Божьих; стой мужественно, и Ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение».

Если же нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты,  слезами омыть ее от черноты и скверны. Стремящийся к этому всегда достигнет того, чего ищет.

Только не будем приписывать себе свои успехи, расчитывать на свои силы, надеяться на свои усилия. — Это бы значило погубить все приобретенное. «Рассеянный мой ум собери. Господи, и оледеневшее сердце очисти; яко Петру, дай ми покаяние, яко мытарю — воздыхание и якоже блуднице — слезы».


Осторожно, секта!

Не раз уже говорено о последствиях воздействия тоталитарных организаций и нетрадиционных культов на человека. Часто люди превращаются в рабов, при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний вся их жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ними и остальным миром создается стена отчуждения, они отдают организации свое имущество, свои силы, здоровье... Часто это кончается сумасшествием или самоубийством (иногда убийством). Количество сект, псевдорелигий, всяческих орденов, магов и целителей в сегодняшней России зашкаливает за все разумные пределы и стремительно продолжает расти. О том, как уберечь себя и своих близких от попадания в секту, рассказывает заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета профессор Александр Дворкин.

НАИБОЛЬШУЮ опасность для окружающих представляют так называемые тоталитарные секты — особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к наживе и власти над своими последователями, скрывают свои намерения под религиозными, политическими, психотерапевтическими, оздоровительными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. Важно подчеркнуть, что сектантская структура — это не религиозная организация в том виде, как мы обычно привыкли ее себе представлять. Эта организация больше похожа на мафию или тоталитаристскую партию с железной дисциплиной и беспрекословным подчинением лидеру организации. В любом случае, наиболее опасная секта – та, в которую попали вы или близкие вам люди.

Какие бывают секты?

В зависимости от характера маскировки секты можно поделить на псевдорелигиозные: среди них — «Общество Сознания Кришны», «Свидетели Иеговы», «Церковь объединения преподобного Муна», «Богородичный центр»; псевдомедицинские — культ Норбекова, секты Антоненко, Грабового, «Аят»; псевдопедагогические — школы Щетинина, Столбуна; коммерческие — «Гербалайф», «Амвей», «Вижн»; оккультные — «Радостея», «Рейки» и т.д.

Как завлекает людей в секты?

Способы завлечения в секты очень разнообразны. Вам никогда не скажут: «Приходите в секту», зато пригласят на бесплатные курсы иностранного языка, кулинарного мастерства или психологический тренинг, предложат интересную высокооплачиваемую работу (часто в общественном транспорте расклеивают объявления: «Приглашаются энергичные люди в возрасте от 16 до 50 лет, опыт работы не обязателен, зарплата от 1000 у.е. в месяц»), позовут на лекцию по философии или в кружок по изучению Библии, порекомендуют врача, «который лечит от всех болезней» и т. д. Если вам предлагают поучаствовать в уличном соцопросе, не спешите давать свои личные данные — адрес, телефон… Вообще сектанта-вербовщика нетрудно вычислить. Достаточно задать ему несколько вопросов о деятельности организации, при этом ясно давая понять, что не удовлетворитесь уклончивыми отповедями, а ждете прямых и искренних ответов. И если вы услышите что-то вроде: «Мы просто стремимся помочь людям освободиться от их проблем» или «Мы просто приглашаем вас на интересный семинар, где будут обсуждаться вопросы, волнующие все человечество» — у вас есть полное основание насторожиться.

Как правило, жертвами сектантов становятся люди, переживающие стресс. В это время они особенно подвержены внушению. К группе риска относятся также пенсионеры. Уходит, например, человек на заслуженный отдых, меняет образ жизни с активного на размеренный, начинает скучать. Это очень удобный для сектантов момент. Молодежь тоже подвержена влиянию в силу своей любознательности и избытка энергии. Поэтому внимательно следите за состоянием своих близких, старайтесь помогать им в сложные моменты жизни. Протяните руку помощи до того, как ее протянет сектант-вербовщик.

По каким признакам можно определить, что ваш близкий попал в секту и как его оттуда вытащить?

Попав в секту, человек меняется буквально на глазах. Становится другим его образ жизни, настроение, появляются новые знакомые, книги. Он может стать замкнутым или, наоборот, очень общительным, начать проповедовать. Поведение начинающего сектанта сравнимо с поведением влюбленного, недаром первое время пребывания в секте психологи называют медовым месяцем. Если такой период уже наступил, задача родственников — просто сохранять отношения со своим близким, не спорить с ним и не пытаться ни в чем переубедить, ведь секта делает все возможное, чтобы он разорвал связи с ними. Новому члену секты внушают, что он попал в группу избранных, элиту, а все «непосвященные» — враги и завистники. И когда человек видит озабоченные, недовольные лица друзей и родственников, он верит словам наставников. Между тем доверительные отношения с попавшим в секту иногда оказываются единственной спасительной ниточкой, которая позволяет своевременно вызволить его оттуда. Как правило, на всю жизнь люди в тоталитарных сектах не остаются — либо сами уходят, либо их выбрасывают как отработанный материал. Но и то и другое приводит бывшего члена секты к разочарованию, опустошенности, болезням и даже самоубийству.

Куда обращаться людям за помощью и защитой, если они сами или их родственники пострадали от секты?

К сожалению, пока нет специальных служб, которые бы комплексно решили проблему по выводу людей из сект и реабилитации этих людей в повседневной жизни. В первую очередь необходимо обратиться в правоохранительные органы и в суд по месту жительства, потому что в действиях сект практически всегда просматриваются правонарушения различных степеней сложности и явно нарушаются права человека. Обратитесь к психологам и психотерапевтам. Необходимо сделать все, чтобы человек начал активную трудовую и общественную деятельность, потому что в секте он привык к активности, и вот эту активность нужно направить в положительное русло.

Источник: газета «Аргументы и факты».

Любые заявления организаторов и руководителей сект, организаций об их связи с Православной Церковью и соответствия их учений с Православным вероучением, а также о полученных ими благословениях на деятельность, не имеют никаких оснований. (Спросите, и пусть они покажут соответствующие документы, что они имеют право заниматься религиозной деятельностью.)

Секты не имеют Апостольского преемства, не имеют определенных догматов веры, не могут четко сформулировать свою веру в Бога. Некоторые не имеют государственной регистрации.

«Руководители», «старейшины», «пасторы», таких религий, как правило, не имеют никакого духовного образования, документов, подтверждающих, об окончании духовных школ и назначении их духовно руководить людьми в том или другом городе, поселке.


О ДУХОВНОЙ ВОЙНЕ  И ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ

Старец Силуан Афонский

Господь сказал Своим ученикам: «Мир Мой даю вам» (Иоан. 14,27).

Этот мир Христов надо просить у Бога, и Господь даст просящему; и когда получим его, то надо свято блюсти его и умножать; но кто не предался воле Божией в скорбях, тот не может познать Божия милосердия.

Если постигнет тебя беда, не унывай, но помни, что милостиво Господь смотрит на тебя, и не допускай мысли: «станет ли Господь смотреть на меня, когда я Его оскорбляю», потому что Господь по естеству есть Милость, но с верою обратись к Богу и, как евангельский блудный сын, скажи: «Не достоин я назваться сыном Твоим», и увидишь, как будешь ты мил Отцу, и будет тогда неописуемая радость на душе.

* * *

Люди не учатся смирению, и за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и потому страдает весь мир. А если бы люди познали Господа, какой Он милостивый, смиренный и кроткий, то за один час изменилось бы лицо всего мира, и у всех была бы великая радость и любовь.

Господь Милостивый дал нам покаяние, и покаянием все исправляется. Покаянием мы получаем прощение грехов; за покаяние приходит благодать Святого Духа, и так познаем Бога.

Если кто потерял мир и страдает, то пусть покается, и Господь даст ему Свой мир. Если какой народ или государство страдает, то надо всем покаяться, и тогда все исправится от Бога.

* * *

Вся наша брань за то, чтобы смирить себя. Враги наши пали гордостью, и нас они туда же влекут. Но мы братья, смирим себя, и тогда увидим славу Господню еще здесь на земле (Мф. 16, 28; Мрк. 9, 1), ибо Господь смиренным дает познать Себя Духом Святым.

* * *

Святой Апостол Иоанн Богослов говорит, что заповеди Божий не тяжки, а легки (1 Иоан. 5, 3). Но легки они только от любви, а если нет любви, то все трудно. Поэтому храни любовь, не теряй ее, потому что хотя и возможно ее вернуть, но это дается многими слезами и молитвами, а без любви трудно жить на свете. А кто пребывает в злобе, то это смерть души, от чего да сохранит нас Господь.


Вопрос священнику

Вопрос: Свечи ставит каждый, кто приходит в храм, но все ли делают это с правильным пониманием этого действа? Церковная свеча – это жертва Богу, или добровольное пожертвование на храм? Разве нужна такая жертва  Богу? Пророк Давид сказал: "Жертва Богу - дух сокрушен." - неужели это не так?!

Ответ:  Псалмопевец Давид не отменил этими словами ветхозаветной жертвы Более того, он сам эти жертвы постоянно приносил. Ветхозаветная жертва отменена Господом Иисусом Христом, который раз и навсегда принес в жертву Богу Свою жизнь на Кресте. А царь Давид просто показал приоритеты, важность того, с каким сердечным чувством должна приноситься эта жертва. Так и при возжжении свечей, действии, необходимость и важность которого мы приняли в Предании от Отцов Церкви, все зависит от того, с каким сердечным чувством мы это делаем. Для одних свеча это – малая жертва Богу, для других – просто жертва храму. Иные зажигают свечу, когда внезапно отключили электроэнергию, другие ставят за упокой своего живого врага. А кто-то просто стены в храме коптит. Так что все зависит от нас и нашего сердца. Для меня возжжение свечи – это часть моего молитвенного обращения к Богу, ибо именно ради Него, ради того, чтобы Он "приклонил ухо Свое" к молитве моей, я ее зажигаю. И здесь же я понимаю, что это – жертва Храму Божиему, его служителям, благодаря которым я имею такую возможность - обратиться к Всемогущему Богу именно там, где, я уверен, Он лучше, быстрее всего меня услышит.

Вопрос: Здравствуйте!

 Так вышло, что я родила одна (готова выслушать всё о себе - сама понимаю, что грешная ещё какая)... Отец с ребёнком общается, но совсем мало и мне кажется, что его желание общения угасает с каждым днём…  Сейчас сыну год и ему нужна я, моя любовь и опека, но он будет взрослеть и как же обойтись без мужского примера? Я очень переживаю, что у моего сына нет отца, нет сильной руки рядом! Уже до отчаяния доходило...

 Подскажите, как мне себя вести, как воспитать сына правильно? Очень надеюсь на советы!!!

Ответ: Здравствуйте, Анна! Очень много в храм приходит пожилых людей, которые жалуются на то, что их обижают дети. Причем эти дети были воспитаны в полных, благополучных семьях, но без Бога. Конечно, воспитать сына без отца – тяжело и для Вас и для сына. Может, Бог даст, найдется у Вас верный человек, который станет для Вашего сына отцом. А если нет – не отчаивайтесь, предайте себя и сына в руки Божии. Приведите сына в храм, отдайте в Воскресную школу, «заразите» верой, любовью к людям. Ребенок, воспитанный в страхе Божием, будет подарком и для Вас и для окружающих людей. И никто не обвинит его в ущербности. Спаси Вас Бог!

На вопросы отвечал священник Казанского собора г. Ачинска Сергий Пигасов.


ПИСЬМА

Игумена Никона (Воробьева)

Дорогая м.В.!

Письмо Ваше я получил. Благодарю вас всех.

Дорогая м.В., чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он чувствует себя недостойнее, грешнее, грешнее всех человеков. Так чувствовали себя Св. Отцы. Примеров много Вы и сами вспомните.

Мытарь по другой причине считал себя грешным. Но осознал свою греховность, не оправдывал себя и просил только милости и прощения от Господа, и получил его. Все люди имеют неоплатный долг пред Богом. Никакие подвиги не могут оплатить долга. Сам Господь говорит, что если сотворите вся повеленная вам (т.е. все заповеди), – считайте себя рабами непотребными, которые обязаны сделать все, что им приказывает хозяин. Значит, все мы, постоянно нарушающие заповеди, обязаны иметь настроение души, как у мытаря. Не искать в себе каких-либо достоинств, какие бы подвиги не несли. Всегда мы рабы неключимые. Только милость Божия прощает кающихся и включает в царствие Божие.

Вот почему искание высоких духовных состояний запрещено Св. Отцами и Господом. Весь наш внутренний подвиг должен сосредоточиться в покаянии и во всем, что содействует покаянию, а Божие придет само собою, когда место будет чисто и если изволит Господь. Если в подвижнике нет искреннего сердечного чувства греховности и сокрушенного сердца, то такой подвижник обязательно находится в прелести. Особенно находящийся в молитвенном подвиге должен иметь молитву мытаря и сокрушение мытаря, иначе он будет обманут бесами, приобретет высокоумие, тщеславие и прелесть. От этого нас да избавит Господь.

Вот ответ на ваше желание знать, что значит иметь устроение мытаря. Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как должно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение). После пришествия Спасителя и Его страданий молитва мытаря Св. Отцами заменена молитвой Иисусовой. Смысл один и тот же.

Простите меня. Прошу ваших молитв. Всем привет и благословение Божие. Пишите. Н. 18/II–54 г.

*  *  *

Дорогие М., К.! Мир вам и спасение!

М., ты не скучай. И мать, и я тебя любим и жалеем. Надо вам немного одним пожить. Старайтесь все делать и говорить как бы в присутствии Божием. Оно ведь так и есть. Господь во всякое время везде и видит все наше: сердце и мысли, не только слова и дела. И "несодеянное (даже) мое видеста очи Твои". Вот и надо жить в чувстве присутствия Божия. Как говорил и чувствовал пророк Давид: предзрех Господа Моего предо мною выну. Если бы дал Господь это чувство, то всегда было бы легко, радостно, всегда сердце молилось бы или, если еще не достигли того, то было бы настроение молитвенное и при всяком обращении с молитвой, сердце немедленно отвечало бы сочувствием, умилением и глубоким сокрушением и страхом Божиим, т.е. боязнью чем-либо оскорбить Господа. А от этого страха уже рождается и любовь к Богу, и, как говорят Св.Отцы, польются слезы, разгорается сердце и открывается дверь в таинство будущего века.

Матрешки мои дорогие, стоит поработать Господу, стоит потерпеть все скорби, как бы ни были тяжелы они, лишь бы не лишиться оных вечных благ, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша. Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир.

К., ты дочь моя, так сохрани мир, ибо меня одна девяностодвухлетняя монахиня слепая назвала сыном мира, а ты будь дочерью мира, ибо в мире место Божие. Не вини никого. Сама видишь, что, когда нет людей, то раздражаешься на кошку или даже на вещи. Значит, в тебе живет гнев, а не люди в тебя вкладывают.

Мир Божий да осенит всех вас. Любящий вас О. 11/II–1949 г.


А.С. Пушкин

"Отче наш"

Я слышал — в келии простой

 Старик молитвою чудесной

 Молился тихо предо мной:

 "Отец людей, Отец Небесный!

 Да имя вечное Твое

 Святится нашими сердцами;

 Да придет Царствие Твое,

 Твоя да будет воля с нами,

 Как в небесах, так на земли.

 Насущный хлеб нам ниспошли

 Своею щедрою рукою;

 И как прощаем мы людей,

 Так нас, ничтожных пред Тобою,

 Прости, Отец, Своих детей;

 Не ввергни нас во искушенье,

 И от лукавого прельщенья

 Избави нас!.."

 Перед крестом

 Так он молился. Свет лампады

 Мерцал впотьмах издалека,

 И сердце чуяло отраду

 От той молитвы старика.


Н. Поздняков

ЕВАНГЕЛИЕ

Благоговейною рукою

Касаюсь вещих я листков,

И путеводною звездою

Мне в них сияет свет Христов.

В минуты скорби и сомнений,

В часы невыплаканных дум,

Где вожделенных разрешений

Отыщет истомленный ум?

И за страницею страница

Мне вечной правдою горит,

И все тут, все — слова и лица —

Успокоенье мне дарит.

Готов презреть я жизни холод,

Ее томящий, смутный гнет,

И сердцем снова свеж и молод

Гляжу с надеждою вперед.

Симеон Афонский


Что такое Любовь?

Обычные люди любят "обычного” Бога; но Сам Бог любит не обычных людей, которые готовы любить не обычного Бога.

Чем меньше ходишь по больницам, тем больше остается здоровья; чем меньше имеешь дела с дурными мыслями, тем светлее на сердце и тем крепче дух и тело.

Когда Бог делает человека человеком, он отвечает возмущением и ропотом. Но когда он все же станет человеком, возмущение и ропот сменяются горячей благодарностью и любовью.

Тот, кто смотрит по сторонам, потеряет себя и не найдет Бога; тот, кто смотрит в свое сердце, – забудет мир, обретет себя и встретится с Богом.

Тот, кто служит миру, – служит вещам и выбирает суету; тот, кто служит Богу, – любит только Его и выбирает Его вечность.Бесконечные перемены – это бесчисленные облики мира, но неизменность – это лик Самого Бога.

Любая вещь не несет в себе радости – этой радостью нас наделяет только Бог.


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

Рассказ для детей «Телезвезда»

Однажды Сережу Кириллова показали по телевизору. Случилось это так. В городе бушевал грипп, и в храмах благословили совершать особые молебны об избавлении от эпидемии этой болезни. В один из дней отец Александр совершал после Литургии такой молебен. Сережа вышел из алтаря с зажженным кадилом и увидел, что в храме работают тележурналисты с большой черной камерой на высокой треноге и мохнатым микрофоном. Сначала взяли интервью у батюшки, потом у Сережи. (Мальчику казалось, что он сказал что-то чрезвычайно умное.) Вечером передачу показали по телевизору. Кирилловы в полном составе застыли у экрана. Сережа в стихаре на фоне иконостаса казался очень серьезным.

* * *

На следующий день мальчик, как обычно, отправился в школу. Ребята давно знали, что он прислуживает в храме, и в основном относились к этому нормально, без насмешек. Но в тот день Сережа вошел в класс и всем своим существом почувствовал враждебную атмосферу.

— Смотрите-ка, поп-звезда пришел! — громко сказал Костя Ромашов. Класс дружно разразился хохотом.

— Не поп-звезда, а Сережа Попович! — пошутил кто-то еще. Класс заливался смехом. Сережа, густо покраснев, прошел на свое место, но, едва сев, тут же вскочил, пронзенный болью. На стуле лежала кнопка. Последовала новая волна хохота.

Наконец вошла учительница, и начались занятия. Очень скоро Сережа обнаружил, что весь класс настроен против него. Мальчик не узнавал своих одноклассников, их будто подменили. Бывшие приятели превратились в каких-то злобных существ. И дружок Коля, как нарочно, заболел и не ходил в школу. Таким образом, Сережа оказался один против всего класса. Поразмыслив, он понял, в чем дело. Одноклассник Костя Ромашов давным-давно мечтал стать известным актером, занимался в театральном кружке. Именно он, увидев передачу с Сережей, снедаемый завистью, настраивал класс враждебно. Мальчик это понял, но откуда в его одноклассниках взялось столько ненависти — понять не мог.

Началась самая настоящая травля. Сережу обзывали, ставили подножки, когда он шел к доске отвечать, рвали тетради и учебники, кидались испачканной мелом тряпкой. Каждый раз, когда мальчик входил в класс, ему казалось, что он входит в клетку с хищниками.

* * *

А эпидемия гриппа тем временем пришла в школу. В параллельном 5«Б» заболела половина учеников. Поговаривали, что школу могут закрыть на карантин. Во время одного из таких разговоров, на перемене, Костя Ромашов вдруг сказал:

— Просто надо помолиться и окропить наш класс святой водой. Тогда никакого гриппа не будет. Мне наша поп-звезда не даст соврать.

Вытащили из шкафа половое ведро, набрали из-под крана воды. Ромашов нашел грязный веник и, макая его в ведро, пошел по классу, обрызгивая, как бы кропилом, стены. Сережа кинулся отнимать веник.

— Отдай, дурак, Бог накажет! — кричал он, борясь с Ромашовым.

— А я в Него не верю! — кричал в ответ Костя.— А если Он есть, пусть меня, как тебя, по телеку покажут. Вот тогда, может, поверю.

Наконец Сережа вырвал веник и, не удержавшись на ногах, упал на пол. Его окатили из ведра водой. Мальчик встал, вышел из кабинета и, давясь слезами, побрел домой. На улице было холодно. Сережа специально не стал надевать куртку, шел мокрый. Ему хотелось заболеть и поскорей умереть или, по крайней мере, не ходить в школу хотя бы неделю, а лучше — не ходить вообще никогда.

— Господи, зачем все это? — с досадой размышлял он.— Ведь я не хотел, чтобы меня показывали по телевизору. Ромашов хочет, сделай так, чтобы показали его, а меня бы, наконец, оставили в покое.

Придя домой, он лег, уткнулся лицом в подушку и так пролежал весь вечер. В храме шла служба, нужно было идти помогать в алтаре, но сил встать не было. Мальчик очень надеялся, что завтра заболеет и можно будет не ходить в школу.

Проснувшись утром, Сережа, к своему великому сожалению, почувствовал, что совершенно здоров. Не ходить в школу без причины он все же не мог. Поэтому, прочитав утренние молитвы, он вышел из дома.

* * *

У двери в класс мальчик остановился, собрался с духом и, мелко перекрестившись, чтобы никто не заметил, шагнул в кабинет. В классе почему-то никого не было. Сережа сел на свое место. Прозвенел звонок. Пришла Наталия Николаевна и, оглядев поверх больших черных очков пустые парты, спросила:

— Кириллов, а где все?

Сережа пожал плечами. Наталия Николаевна сходила в учительскую и, вернувшись, сказала:

— Все заболели, кроме тебя, Кириллов. Ты что, какой-то особенный?

— Нет,— ответил Сережа.— Я просто чеснок ем, поэтому меня микробы боятся.

Школу закрыли на карантин на две недели. Когда снова началась учеба, оказалось, что все выздоровели, кроме Ромашова. Поговаривали, что у него после гриппа какое-то серьезное осложнение. Сережу, наконец, оставили в покое.

* * *

Однажды вечером мальчик смотрел телевизор. Шел сюжет о разыгравшейся в городе эпидемии гриппа. Вдруг на экране появилось знакомое лицо. В больничной палате, на койке, сидел бледный от болезни Костя Ромашов и что-то говорил в камеру. Сережа запомнил номер больницы и на следующий день, купив фруктов, отправился навестить Ромашова.

В больнице пахло карболкой. По коридору с огромной скоростью пронесся человек в белом халате. Шаркая тапочками, бесцельно бродили больные.

Когда Сережа вошел в палату, Костя сильно удивился и даже напугался. Потом они разговорились.

— А ведь ко мне из нашего класса только ты один и приехал,— задумчиво сказал Костя.— Нас теперь двоих любить не будут, ведь мы с тобой оба — телезвезды.

— Ага,— кивнул Сережа,— голливудского масштаба.

Уже почти выйдя из палаты, Сережа оглянулся. Костя, бледный, сидел на кровати, чистил принесенный Сережей апельсин и виновато улыбался.

Денис Каменщиков


КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Православно-верующие христиане осеняют себя крестным знамением перед молитвой, войдя в храм, во время богослужения, до и после вкушения пищи, до и после окончания работы. Крестное знамение свидетельствует о нашей вере в Иисуса Христа и в Пресвятую

Троицу, а также о подчинении Господней воле. Преклонением во время молитвы головы и поклонами мы выражаем по отношению к Богу свою покорность и повиновение Ему.

Крестное знамение

1. Во имя Отца - лоб

2. и Сына - живот

3. и Святого - правое плечо

4. Духа - левое плечо

Аминь - произнося это слово, что значит - да будет так - опускаем

руку и склоняем голову.

Так складываем пальцы для крестного знамения -они

должны быть сложены, согласно рисунку, вместе.

Три пальца символизируют Пресвятую Троицу: Бога

Отца, Сына Божия и Святого Духа.

Два пальца символизируют два естества в Иисусе Христе: Божеское и человеческое.


Православные загадки

Кто придумать этот мир

Так чудесно смог?

Жизнь Кто людям подарил,

Ну, конечно, …. (Бог)

Горы, травы и цветы,

И лесов краса –

Это все подарок нам

От Господа -… (Отца)

Если кто тебя обидел,

Бог учил нас не кричать,

Не держать в сердце обиды,

А от всей души … (прощать)

Если жить долго хотите,

Благословенья получать,

То тогда должны вы, дети,

Папу с мамой … (почитать)

Как Господь людей всех любит,

Так и мы должны любить.

Помните об этом, люди,

И давайте в мире … (жить)

автор: Тихонова Марина

Кому на свете равных нет?

Кто в этом мире так велик,

Чья слава выше звезд?

Не сомневаясь ни на миг,

Мы говорим: ... (Христос)

Кому на свете равных нет?

Кто миру свет принес?

Кто царь царей: Один ответ!

Так кто же Он? ... (Христос)

Кто добровольно шел на крест

И Сам Свой крест понес?

Кто был распят, затем воскрес?

Конечно же,... (Христос)

Кого Отец на небеса

Божественно вознес?

Кто и сегодня чудеса

Являет нам? ... (Христос)

автор: Валерий Шумилин


Стихи для детей

Вечером в лампадке огонек горел

И Хранитель-Ангел

на дитя смотрел.

Детская молитва – в ней слова просты,

Сказаны от сердца, светлы и чисты.

«Господи, помилуй,

маму сохрани,

Помогай всем людям – добрые они!

Бабушке здоровья дай на много дней,

Чтобы завтра утром

в храм пошли мы с ней!

Кто сейчас болеет, кому тяжело,

Господи, помилуй,

не оставь его!»

 Юрий Лобастов

 
Детская вера

 Там в саду под белою берёзой

 Маленькая девочка стояла.

 Перед Богом, проливая слёзы

 К помощи Спасителя взывала...

 Маленькие нежные ладошки

 Для молитвы трепетно сложила:-

 Боже, милый,- прошептала крошка...

 И к земле головку опустила.

 Знаю, слышишь, Боженька родимый,

 Со слезами девочка сказала,

 Исцели мамулечку, любимый,

 Мама очень сильно захворала!

 Ты же Сильный, Добрый, Ты поможешь,

 Исцелишь, я знаю, я же верю...

 сейчас меня Ты слышишь, Боже,

 Мама выздоровеет милостью Твоею!!!

 Божий Ангел с неба опустился

 И обнял девчоночку за плечи,

 Он к малышке очень торопился

 Сквозь туман и облака навстречу!

 И девчушка в небо посмотрела: -

 Отче наш, шептала Божье Слово...

 С верой на Спасителя глядела -

 Бог услышал! Мамочка здорова.


19 августа - Преображение Господне (Яблочный спас)

Праздник посвящен воспоминанию евангельского повествования о Преображении Иисуса Христа (Мф. 17:1-13, Мк. 9:1-12, Лк. 9:28-36). В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа.

 Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него - Единородного Сына Божия.

Это событие - открытие тайны Божественного промысла о спасении человека, обожествление всей человеческой природы, совершившееся через рождение Иисуса Христа.

Яблочный Спас отмечается Церковью 19 августа с IV века, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения. Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам. Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы он не совпадал с Великим постом. Западные христиане празднуют этот день 6 августа, а православные - 19 августа по новому стилю, что соответствует 6 августа по юлианскому календарю.

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или Яблочным Спасом.

В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть этого урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии - Причастия Святых Таинств. В тех странах, где не растет виноград, установился обычай освящать вместо винограда яблоки.

Согласно Православному календарю, этот праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается кушать яблоки и другие фрукты, которые были освещены во время праздничной литургии. А непосредственно в день праздника Преображения Господня церковным уставом разрешено есть рыбу, морепродукты и вино. В связи с этим предлагаем вам праздничное меню.

САЛАТ ОВОЩНОЙ С КАЛЬМАРАМИ

 Кальмары - 100 г ., перец сладкий - 1 шт., помидоры - 1 шт., огурцы - 1 шт., лук репчатый - 1 головка, лук-порей - 1 головка, морковь - 1 шт., оливки и маслины без косточек - 8 шт., лук маринованный - 1 головка, масло оливковое - 1 ст. ложка, лимон - 1/2 шт., лавровый лист - 1 шт., зелень петрушки, соль, перец черный молотый - по вкусу

Кальмары очистите и варите 2 минуты в подсоленной воде, добавив репчатый лук, морковь, лавровый лист. Откиньте на сито. Охладите и нарежьте соломкой. Помидор, огурец, сладкий перец, маринованный лук нарежьте кубиками, смешайте с кальмарами. Добавьте нарезанные колечками маслины и оливки. Заправьте салат маслом, свежевыжатым лимонным соком, посолите, поперчите и поставьте на 30 минут в холодильник. Перед подачей украсьте зеленью.

СУП-ПЮРЕ ИЗ ФАСОЛИ С ОРЕХАМИ

Фасоль стручковая - 500 г ., орехи грецкие толченые - 1/2 стакана, масло растительное - 4 ст. ложки, лук репчатый - 3 головки, зелень, соль

Лук очистите, нарежьте кубиками и обжарьте на масле без изменения цвета.

 Предварительно замоченную фасоль залейте водой, сварите до мягкости, процедите через дуршлаг, протрите, разведите пюре отваром и прокипятите 5 минут. Лук положите в кипящий суп, добавьте орехи, соль и варите еще 10 минут. При подаче добавьте в суп мелко нарезанную зелень.

ЛОСОСЬ С ОГУРЦАМИ

Лосось - 1 кг филе, огурцы - 1 шт., лук репчатый крупный - 2 головки, сок лимонный - 1 ст. ложка, масло растительное - 3 ст. ложки, зелень укропа - 2 ст. ложки, уксус винный - 2 ст. ложки, перец черный молотый, соль

Мелко нашинкованный лук спассеруйте в разогретом масле до золотистого цвета. Сняв с огня, добавьте лимонный сок, посолите, поперчите. Огурец очистите от кожицы, разрежьте пополам, удалите семена, нарежьте тонкими ломтиками и смешайте с луком. Филе лосося разрежьте на 4 куска, посолите, уложите в форму, смазанную маслом, сверху выложите огурцы с луком. Запекайте в духовке в течение 15-20 минут при 180-200 °С. При подаче посыпьте укропом, сбрызните уксусом.

ЯБЛОКИ ПЕЧЕНЫЕ

4 больших яблока, 2 ст. ложки сахара, изюм, орехи, ванилин или корица.

Яблоки промыть, осторожно вынуть сердцевину, наполнить их смесью изюма, сахара, измельченных орехов с ванилином или корицей. Форму выстлать промасленной пергаментной бумагой или фольгой, положить в нее яблоки, запечь в духовке в течение 20 минут.


ВСЕМИЛОСТИВЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬ

О святом великомученике и целителе Пантелеимоне

Всю жизнь свою на земле святой Пантелеимон посвятил помощи страждущим, больным и убогим. Он лечил людей «безмездно», то есть даром, не брал с них платы. Много претерпел он мучений, но от веры не отрекся, а отдал жизнь за Христа. Святому Пантелеимону молятся об исцелении самых различных недугов.

Отец святого Пантелеимона был неверным, но мать была христианкой, и она с раннего детства воспитывала своего сына в христианском благочестии, уча веровать в единого истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, угождать Ему добрыми делами.

Но мать умерла, когда святой Пантелеимон был еще очень мал, и — воспитанный отцом — он оставил христианскую веру. Получив прекрасное светское образование и отличаясь умом и красотой, Пантелеимон был замечен царем и уже готовился поступить к нему на службу. Но тут милостивый Господь, хотя спасти заблудшего юношу, свел его со святым священником Ермолаем. Тот, поговорив с Пантелеимоном, сказал ему: “Верь мне, о добрый юноша! Истинный и всемогущий Бог — Иисус Христос. И если ты уверуешь во Христа, то будешь исцелять всякие болезни одним призыванием Его Пречистого имени. Как невозможно исчислить песок морской, небесных звезд и капель воды, так нельзя исчислить чудес и измерить величия Божия”.

С этого дня Пантелеимон каждый день приходил к старцу Ермолаю и беседовал с ним, укрепляясь в познании истинного Бога.

Однажды случилось ему на дороге найти мертвого ребенка, укушенного огромной змеей, и саму змею, лежащую рядом. Видя это, Пантелеимон подумал: “Теперь пришло время испытать мне и убедиться, истинно ли все, что говорил старец Ермолай”. Взглянув на небо, он произнес:

“Господи Иисусе Христе, хотя я и недостоин призывать тебя, но если Ты хочешь, чтобы я сделался рабом Твоим, яви силу Твою и сделай так, чтобы во имя Твое мальчик ожил, а змея умерла”.

И тотчас мальчик встал живым, а змея развалилась пополам. Тогда Пантелеимон совершенно уверовал во Христа, принял святое крещение и причастился Божественных Тайн Тела и Крови Христовых.

После этого святой раздал все свое имущество бедным и начал творить много добрых дел. Ему дан был Богом дар исцеления, и он бесплатно исцелял всякие болезни призыванием имени Иисуса Христа. Тогда же все жители города стали прибегать за помощью только ко святому Пантелеимону, а над другими врачами смеяться. Врачи обиделись и донесли нечестивому царю Максимиану, что Пантелеимон — христианин.

Царь стал уговаривать святого отречься от Христа, но безуспешно. Тогда он приказал повесить обнаженного мученика на дереве и железными когтями строгать его тело, опаляя ребра свечами. Святой же, перенося эти муки, воскликнул:

“Господи Иисусе Христе! Предстань мне в эту минуту и дай терпение до конца выдержать мучения”.

И явился ему Господь, и сказал:

“Не бойся, Я с тобою”.

И тотчас руки мучителей как бы омертвели. Тогда царь повелел растопить олово в большом котле и бросить туда мученика. Пантелеимон же молился Богу, и Господь снова явился ему и, взяв его за руку, вошел с ним в котел. И тотчас огонь угас и олово остыло.

Тогда царь решил утопить святого Пантелеимона.

Ему навязали на шею большой камень и бросили в море далеко от берега. Но Христос опять явился мученику, и тот вышел на берег, воспевая и славя Бога.

Когда Пантелеимона попытались отдать на съедение диким зверям, Господь силой своей укротил их, так что, подползая к святому, хищники лизали ноги его.

После этого царь приказал жестоко избить мученика, а потом отрубить ему голову мечом.

Так святой великомученик Пантелеимон преставился ко Господу, и теперь он подает от Бога благодать и исцеление всем с верою прибегающим к нему.

Отрывок из книги «Жития святых для детей».


Бог сказал мне «Нет»

 Я попросил Бога подарить мне счастье, и Бог сказал мне «Нет». Он сказал, что дает Благословения, а буду ли я счастлив, зависит от меня.

 Я попросил у Бога забрать мою гордыню, и Бог сказал мне «Нет». Он сказал, что гордыню не забирают. От нее отказываются.

 Я попросил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал «Нет».  Он сказал, что страдания отделяют человека от мирских забот и приближают к Нему.

 Я попросил сил, и Он послал мне испытания, чтобы закалить меня.

 Я попросил  мудрости, и Бог послал мне проблем, над которыми нужно ломать голову.

 Я попросил мужества, и Бог послал мне опасности.

 Я попросил любви, и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи.

 Я попросил благ, и Бог дал мне возможности.

 Я попросил у Бога духовного роста, но Бог сказал мне «Нет».  Он сказал, что дух должно самому взращивать, а Он лишь будет отсекать лишнее от меня, чтобы заставить плодоносить.

 Я попросил у Бога помочь мне любить других, также  как Он любит меня, и Бог сказал  «Наконец - то ты понял, о чем нужно просить».

 Я не получил ничего из того что просил, но получил все то, что мне было нужно.

Бог внял моим молитвам.


Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ