ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 9. Сентябрь 2011 г .

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

8 (21) сентября

Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка – ''от Назарета может ли что добро быти'', - говорили евреи, когда услышали, что оттуда явился великий Пророк Иисус. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом. Когда в предсказанное пророками время скипетр царский перешел к чужеземцу Ироду; когда наступило железное, все разбивающее царство Римское; когда обнаружился общий упадок нравственности и религии, - тогда иудеи с нетерпением стали ожидать появления Мессии, надеясь видеть Его в образе великого царя-завоевателя, который освободит их от чужеземного ига и предоставит им господство над другими народами.

 В Назарете жила благочестивая чета – Иоаким и Анна. Иоаким происходил из колена Иудина, царского племени, Анна была младшей дочерью священника от племени Ааронова, Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи. Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди Его и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним. Ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам. Остальное же употребляли для собственных потребностей. Они были бы счастливы, если б не бесплодие, преисполнявшее скорбью их сердца. По понятиям того времени бесчадие считальсь бесславием и тяжелым наказанием, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого рода чрез рождение обетованного Мессии. Прошло 50 лет их брачной жизни, а они терпели поношение бездетства. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Безропотно несли они тяжесть испытания, продолжая вести жизнь в посте, молитве и милостынях, укрепляя друг друга любовью и не теряя надежды на милость Божию.

 В великие праздники они посещали Иерусалим. Так ко дню обновления храма пришел Иоаким во храм, чтобы вместе с другими своими соотечественниками принести жертву. Но архиерей отверг его приношение, укорив его бесчадием: ''Господь ради каких-нибудь тайных грехов твоих отнял от тебя Свое благословение''. Тяжело было Иоакиму слышать такие нарекания всенародно и, не возвращаясь домой, он ушел в пустыню. Сорок дней праведный старец плакал, постился и молился, взывая к Богу, чтобы отняты были от него позор и нарекания, чтобы даровано было ему чадо в старости. В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном мужу, неутешно плакала Анна и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад. Там, под лавровым деревом, с глубокой верой на милость Божию приносила она Ему свои слезные молитвы, прося послать ей в старости радость чадородия. И вдруг пред нею явился Ангел Господень и сказал: ''Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и ею дастся спасение всему миру''. Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: ''Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя Святое Имя Его''. Ангел Божий явился и праведному Иоакиму в пустыне и сказал: ''Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у золотых ворот, найдешь жену твою, которой я возвестил это''.

 Супруги встретились, принесли благодарственные жертвы в храме Божием и возвратились домой с твердой верой в исполнение обетования Господа. Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря (ст. ст.) зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых, лишенных чадородия родителей, для того, чтобы рожденное Дитя было всеми признано за особый дар Божий, потому что чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо, единственную благодатную весть, что от Девы родится Спаситель мира. По учению Православной Церкви, Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены. Един Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого. Пресвятая Дева Мария родилась в Назарете от некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже свое величие. Ни блеск, ни слава мира не окружали ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира.

 По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит ''госпожа'', ''надежда''. Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения. В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник: еще в IV в. равноапостольная Елена соорудила храм в честь и память Рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский, совершается 21 сентября (н. ст.). Это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость. Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.


Воздвижение Креста Господня

27 сентября Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Велико значение этого праздника, в Богослужебном круге Церкви он относится к двунадесятым, то есть, к двенадцати главным праздникам.

 Праздник Воздвижения подобен Страстной неделе, которая бывает перед Пасхой, он также посвящен усиленной молитве и строгому посту, но если на Страстной мы вместе с Церковью плачем над Божественным Страдальцем, то в день Воздвиженья мы радуемся о плодах Его страданий: искуплении человечества от первородного греха и победе Спасителя над адом и смертью. Церковь воздвигает Честный Крест, как орудие этой победы, и в этот день особо чествует Его, как величайшую святыню.

Мать императора Константина Великого, св. Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Христа и сам крест, на котором он был распят. Это была задача весьма трудная. За два столетия перед тем император Адриан приказал совершенно завалить пещеру Гроба Господня, чтобы сделать неузнаваемым место Его распятия и погребения, и на нем воздвигнуты были даже храмы в честь Юпитера и Венеры. Несмотря на это, произведенные Еленой раскопки увенчались успехом: пещера Гроба Господня была найдена и неподалеку от нее открыты были три креста и даже доска с надписью, которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте Иисуса Христа. По некоторым признакам можно было догадываться, который именно из трех крестов есть крест Иисуса Христа; окончательным в том удостоверением послужило исцеление больной, приложившейся к кресту. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. Часть этого «животворящего» креста Елена послала своему сыну Константину, а остальная, главная часть его положена была в главной иерусалимской церкви. Над пещерой Гроба Господня впоследствии построена была церковь, освященная 14 сентября 335. Чтобы дать возможность многочисленным христианам, отовсюду собравшимся на торжество, увидеть великую святыню, епископ Макарий поднимал или «воздвигал» крест над головами молящихся, и от этого собственно поднятия или «воздвижения» и получил свое название праздник.


Мученицы Вера, Надежда и Любовь и их мать София

День памяти:  17 (30) сентября

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

 «У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

 «Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.


Кто мой ближний?

 Существует такая общеизвестная фраза: «Христианство есть религия любви».

Никто не будет спорить с тем, что она справедлива.

Но она таит в себе серьезную опасность: ведь если мы имеем неправильное представление о любви, то мы неправильно судим и о христианстве.

А мы и в самом деле зачастую имеем о любви несколько туманное представление и потому легко обманываемся.

Нам кажется, что чувство, родившееся в нашей душе, — любовь, а это может быть просто мечтательность, тщеславие, гордость, блудная страсть…

Мы рассуждаем о любви с большим жаром, нам кажется, что приобрести эту добродетель сравнительно легко.

На самом деле это, конечно, не так.

Настоящая христианская любовь — это вершина добродетелей, идеал, и если кто-то думает, что он уже стяжал ее, то я вынужден предостеречь этого человека от поспешных выводов. Но вместе с тем мы должны изо всех сил стремиться к этому идеалу — это наш христианский долг.

Начнем с того, что любить ближнего мы должны по-евангельски.

Господь дал нам ориентир: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Можем ли мы сказать, что любим наших ближних именно так?

Наверное, никто не дерзнет ответить на это утвердительно.

На деле мы постоянно нарушаем, я бы даже сказал, нагло попираем эту заповедь.

 В течение дня мы многократно, в разных бытовых ситуациях предпочитаем себя, а не ближнего, и даже не замечаем этого: например, настаиваем на своем мнении, свои нужды считаем гораздо более важными, чем нужды ближнего.

А нам надо осознать, что мы такие же, как все прочие люди, природа у нас одинаковая. Один, может, немножко умнее, другой немножко попроще, один повыше ростом, другой пониже, один поздоровее, другой немощный, но никакой особенной разницы между нами нет.

Даже между мужским и женским полом нет такого большого различия, как принято об этом думать. Поэтому правильно было бы рассудить так: если я люблю себя, то я, естественно, буду любить и ближнего, который ничем от меня не отличается.

Если мне кажется, что я более достоин любви, значит, я считаю себя лучше, чем он. А это иллюзия: «Я лучше только потому, что это я». Итак, мы обязаны любить всякого человека. Как? Нам сказано: «Как самого себя».

Себя любишь — значит, люби и ближнего, себя жалеешь — жалей и ближнего, к себе снисходишь — снизойди и ближнему, себе желаешь благ — доставляй их и ближнему.

 Но здесь мы подходим к другому важному моменту.

Какие блага я должен доставлять ближнему?

Те, которые я желаю себе.

Но ведь не все желают себе одних и тех же благ. И поэтому, чтобы любить ближнего правильно, надо вначале правильно полюбить самого себя.

Надо увидеть в себе бессмертный образ Божий, начать желать себе истинного блага — спасения в вечности.

А если человек страстный принимает себя таким, какой он есть — скажем, любит выпить и не видит в этом ничего страшного, — то он будет потакать этой страсти и в ближнем.

Примером неправильной любви к ближнему может служить современный гуманизм. Гуманисты не могут любить ближнего правильно, потому что не любят Бога. Их любовь и сострадание развращают человека и приводят его к душевной гибели. Научиться любить ближнего правильно мы сможем только тогда, когда поймем, что как человек есть образ и подобие Божие, так и заповедь о любви к нему есть образ и подобие заповеди о любви к Богу.

Тогда мы перестанем замечать в каждом человеке все то, что является в нем случайным: неприязнь по отношению к нам, его грехи, даже самые страшные его падения, а будем видеть в нем нечто постоянное, незыблемое, а именно образ Божий.

Преподобный старец Силуан Афонский молился обо всех людях, желая им не какого-то земного благополучия, а именно того, чтобы они возлюбили Бога.

«Господи, сделай так, чтобы Духом Святым познали Тебя все народы земли», — вот чего он просил и о чем переживал.

Конечно, такие переживания для нас слишком возвышенны, но они, по крайней мере, дают нам понятие о том, какие чувства испытывают люди, имеющие истинную любовь к ближнему.

 Когда Господь напомнил книжнику заповедь о любви к ближнему, тот, желая оправдаться в ее неисполнении, спросил: «А кто мой ближний»?

И мы тоже часто под ближним понимаем некую абстракцию, например «все человечество», тем самым уклоняясь от исполнения заповеди.

Например, жалеем каких-нибудь африканских аборигенов: вот как им тяжело живется, у них нищета, голод, — и нам кажется, что мы преисполнены истинной христианской любви. В то же время на соседа по лестничной площадке мы можем раздражаться до бешенства из-за какой-нибудь мелочи.

О чем это свидетельствует?

О том, что на самом деле у нас нет никакой любви.

Нам надо стряхнуть с себя мечтательность и понять: ближний — это конкретный человек, тот, кто в данную минуту рядом с нами: член нашей семьи, сослуживец, случайный попутчик и так далее.

 Приснопамятный архимандрит Софроний Сахаров очень мудро говорит о том, что если мы научимся вести себя по-христиански с теми немногими людьми, которые нас окружают, то научимся любить и все человечество.

Не надо забывать, что начинается все с малого. Если мы грубо ответили или отнеслись с пренебрежением к какому-то человеку, то это не пустяк!

Представьте себе: этот человек похож на многих и многих людей, разбросанных по всему миру, и если мы его презираем, значит, мы плохо относимся уже к нескольким миллионам человек.

Мы обидели этого человека — значит, мы обидели миллионы других людей во всем подобных ему по характеру, может быть, имеющих и подобные слабости.

 Мы часто даже не замечаем подобных проступков и мечтаем: «А как стать бесстрастным?

А как стать святым?

А как любить всех в мире, всех до единого?»

И тут же: «Да чего же вы толкаетесь-то?!» Потому что кто-то в общественном транспорте помешал нам распространить свою душу на все человечество.

Обидеть мимоходом какого-то человека — это, повторю, совсем не мелочь.

Мой духовник, отец Андрей (Машков) как-то рассказывал мне о дарственной надписи, которую сделал на своей фотографии выдающийся одесский архипастырь, владыка Никон (Петин). Фотография эта предназначалась близкому человеку владыки, впоследствии священнику, и на ней были простые слова: «Саша, не обижай людей».

Отец Андрей восхищался глубиной этих слов. Я тогда этого не понял, подумав: ну и что в них такого, особенно высокого? А ведь эти слова есть евангельская заповедь. Господь так прямо и говорит: «Не обижай» (Мк. 10, 19). Казалось бы, как просто. На самом же деле — как трудно! Если человек постоянно помнит о том, что никого не нужно обижать, то это говорит о его необыкновенной любви к ближнему.

 Нам, повторю, надо постараться любить ближних, в буквальном смысле слова ближних — тех, кто находится рядом.

И любить не мечтательно, а деятельно, оказывать им конкретную помощь.

Конечно, нужно понимать, что наши силы ограничены: я не могу накормить всех людей. Но зато я имею возможность кроме своей семьи помочь еще своим нуждающимся соседям, могу поддерживать какую-то семью или какого-нибудь пенсионера, не имеющего достаточных средств для существования.

Вот это уже и значит, что я люблю ближнего, как самого себя. Хочу здесь сделать оговорку, что во всем нужен здравый смысл. Заповедь любить каждого не освобождает нас от обязанности думать. Бывают случаи, когда люди из любви принимают в дом какого-то сомнительного странника, а он потом им такой вред приносит, что не знают, как из этого выпутаться. Если мы проявляем некоторое рассуждение и благоразумие, то это не значит, будто мы не имеем любви.

Всегда нужно рассуждать и трезво все оценивать.

 Что делать, если мы стараемся творить добрые дела, помогать людям, но в нашем сердце нет чувства любви к ближнему?

Во-первых, надо продолжать понуждать себя к исполнению заповеди, пусть и из чувства долга.

А во-вторых, надо понимать, что без молитвы мы настоящей любви не приобретем.

Может показаться, что мы, уединяясь для молитвы, предпочитая общение с Богом, отвращаемся от людей. Но на самом деле приобрести любовь к человеку иным образом невозможно. Если мы будем усердно молиться, участвовать в церковных таинствах, в особенности в причащении Тела и Крови Христовых, — то в какой-то момент обнаружим, что наше каменное сердце начало согреваться, что мы естественно испытываем сочувствие к людям, которые нас окружают, а прихожан нашего храма действительно ощущаем своими братьями и сестрами. В нашем сердце постепенно водворится истинная евангельская любовь и мы начнем видеть в каждом человеке образ Божий, образ Христов. Вот идеал, к которому мы должны стремиться. Вот какая это высота! Но высота — не значит недостижимость. Конечно, словосочетание "реальный идеал" звучит как-то странно, но на самом деле для христиан идеал должен быть именно реальным, то есть достижимым. Если бы этого идеала достиг всего один человек в мире, то это уже было бы доказательством, что это возможно, а таких людей весьма много: это все святые Вселенской Церкви.

Поэтому не будем унывать, а будем терпеливо трудиться, каждый день понемножку продвигаясь к этому высокому идеалу — настоящей христианской любви.


ПРИЧАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

Дети, как и взрослые, готовятся к причащению постом, исповедью и молитвой.

Но подготовка детей к причастию отличается от подготовки взрослых.

От рождения до 3 лет.

О подготовке детей к причащению в этом возрасте можно сказать очень просто: дети пока никак не готовятся. Грудных детей можно покормить перед причастием, если они этого требуют. В этом возрасте дети не постятся - ведь они еще не вполне научились управлять своими чувствами и поведением.

Например, ребенок, с утра зайдя на кухню и увидев там печенье, возьмет его, хотя две минуты назад мама ему строго напомнила, что кушать перед причастием нельзя. Он понял это и с легкостью согласился с мамой, его желание вполне совпадает с ее желанием. Но вот перед ним печенье, и возникает уже новое желание. В ребенке два желания, а управлять ими он еще не умеет, поэтому побеждает, как правило, последнее. Ребенок съест это печенье, и не будет виноват в этом.

Нельзя требовать от него того, на что он еще не способен.

Поэтому ребенка в этом возрасте можно покормить перед причащением, если он голоден.

Ближе к 3 годам желательно, чтобы ребенок все же не ел перед причастием, но если он что-то еду случайно съел, это не препятствует ему причащаться.

Приходить на литургию можно за 15 минут до начала причащения. Так, если служба в храме начинается в 9.00, то приходить с малыша ми можно примерно к 10.15. Пришли, через 15 минут будет причащение, причастились, еще через 15 минут - конец службы. Итого около получаса - даже самый беспокойный ребенок способен выдержать это время. Надо только заранее выяснить в храме, в какое время лучше прийти с ребенком на причастие.

Детей в этом возрасте лучше всего причащать каждую неделю. Особые молитвы перед причастием с ребенком пока не читаются, исповеди также пока нет.

От 3 до 7 лет.

В 3 года у ребенка наступает определенный переходный возраст, он взрослеет и может управлять своими чувствами и действиями.

Поэтому с 3 до 7 лет дети причащаются уже натощак.

В 3 года ребенку можно объяснить, что до службы есть нельзя, и он уже может себя остановить при виде случайно оставленного лакомства. Если ребенок все же съест что-то, то он может быть не допущен к причастию, но это должен решить священник, учитывая возраст ребенка, степень его воцерковления, воцерковления его родителей и многое другое.

В этом возрасте ребенка также приводят не к началу службы, хотя и немного раньше, чем малышей - лучше всего за 15-30 минут до причастия.

Дома вместе с родителями ребенок может прочитать несколько знакомых ему молитв.

Детей этого возраста можно причащать каждую неделю, в большинстве своем они еще не исповедуются (некоторые дети могут вполне сознательно исповедоваться и в 6 лет).

От 7 до 14 лет.

В 7 лет наступает следующий этап развития ребенка. Он становится «маленьким взрослым», поэтому все делает, как взрослые, только в меньшем объеме.

Например, взрослые постятся два-три дня, а ребенок должен поститься хотя бы один день.

Взрослые читают полное молитвенное правило, а ребенку достаточно нескольких коротеньких молитв.

И, наконец, с 7 лет дети начинают исповедоваться. Далее, по мере взросления, они все больше приближаются к взрослым: постятся с каждым разом чуть дольше, читают больше молитв и более серьезно исповедуются.

Постепенно ребенок приходит к тому, что в 14 лет он начинает готовиться к исповеди и причастию как взрослый человек: бывает на всенощном бдении накануне литургии, молится на литургии с самого начала службы, постится два-три дня (можно и больше), читает полностью Последование ко Святому Причащению и положенные каноны.

Как и взрослые, с 7 лет дети обычно причащаются один раз в две-три недели, обязательно исповедуясь перед этим.

книга отца Илии Шугаева «Растим сына, растим дочь».


11 (24) сентября — память преподобного Силуана Афонского

Нам приходит мысль, что в лице Старца Силуана промысл Божий дает миру новый пример и новое свидетельство о безмерности любви Божией, чтобы и чрез него, Силуана, воспрянули люди, парализованные отчаянием. (Из жизнеописания старца Силуана Афонского).

Милостивый Господь любит Своих рабов и дает им скорби на земле, чтобы в скорбях душа научилась смирению и преданности воли Божией и обрела душа в боли покой, за который сказал Господь: "Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим".(Св.Силуан Афонский).

Семен Иванович Антонов — будущий старец Силуан — родился в 1866 г . в селе Шовском (Тамбовская губерния) в крестьянской семье. Родители его были трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными, В семье радушно принимали странников, отец беседовал с ними о Боге и о христианской жизни, и эти беседы производили глубокое впечатление на восприимчивую душу отрока.

О родителях своих он всегда говорил с особым благоговением, а об отце часто любил повторять: "...Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный. Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: "Ты, Иван Петрович, погорел", а он отвечает: "Бог даст, поправлюсь". Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: "Смотри, у нас воруют снопы", а он: "Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, — стало быть, у него нужда есть".

Иван Петрович принимал в доме странников, и вот однажды, не ведая того, пригласил к столу человека, вложившего в сердце сына своими дерзкими словами сомнение в вере. К ним в дом пришел книгоноша и, беседуя с отцом, убеждал его, что Христос не Бог и что вообще Бога нет. Мальчика Семена особенно поразили слова: «Где Он, Бог-то?», и он подумал: «Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога». Позже, когда Семен узнал о святой жизни Иоанна Сезеновского, о чудесах на его могиле, то подумал: «Если он — святой, то, значит, Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле искать Его». При этой мысли юное сердце загорелось любовью к Господу.

Но Богу было угодно попустить Семену еще одно искушение: изведать те общие человеческие грехи, которые в наше время считаются чуть ли не нормой: блуд, пьянство, кровавые драки. И, хотя это был краткий момент в его молодой жизни, но он заставил почувствовать весь ужас греха, в первую очередь, блудного. Тогда в тонком сне юноша увидел, как к нему в рот заползла змея. Семен почувствовал сильное омерзение и проснулся, и в это время услышал слова: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно, так мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». По глубокому убеждению старца — это был голос Богородицы. Чувство глубокого стыда и покаяния охватило душу юноши, и он решает уйти в монастырь. Но отец категорически наказал закончить сначала военную службу.

По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон; в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона он прибыл осенью 1892 г . Первым послушанием брата Симеона стала работа на мельнице. Скоро он получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар: его молитва стала «самодвижной». Вместе с тем неопытный инок подвергался разнообразным демоническим нападениям.

По прошествии полугода борьбы с ними брат Симеон изнемог: он почувствовал полную оставленность, его душу охватила адская тоска. Спустя час молодому послушнику явился Господь Иисус. Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые в начале своего пути получают ту меру Благодати, которая обычно дается совершенным. Когда действие благодати стало слабеть, Симеона охватило «скучание о Господе». Чтобы Христос мог пребывать в нем, ему предстояло «разумным подвигом» очистить себя от страстей.

Постриженный в 1896 г . в мантию, отец Силуан по-прежнему несет монастырские послушания, в глубине сердца обучаясь «умному трезвению» — борьбе с помыслами; несет подвиг отсечения своей воли и предания себя на волю Божию. Спит он сидя, один - два часа в сутки урывками по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе проходит пятнадцать лет. И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: «Господи <...> что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? <...> чтобы смирилась моя душа?». И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся.

С этого момента преподобный Силуан окончательно утвердился на пути спасения. Но только еще через пятнадцать лет он достиг бесстрастия. Господь, познанный им в первом откровении, теперь неотступно пребывал с ним. С ростом благодатных посещений менялся характер молитвы Преподобного. В ней начинает преобладать молитва за мир, «за всего Адама, как за самого себя». Из этой молитвы рождается его свидетельство о нерушимой связи каждого человека со своим ближним: «Брат наш есть наша жизнь», и его убежденность в том, что любовь к ближнему — условие познания Бога: «Кто не имеет в себе любви к врагам, в том Дух Божий не обитает».

Постриженный в схиму в 1911 г . преподобный Силуан несет послушание монастырского эконома. Тогда же он пишет свои записки, опубликованные в 1952 г . его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым; +1993). Многие монашествующие называют их Новым Добротолюбием.

Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благословения Божия они являются только вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Он не искал мученичества, но всей своей жизнью повторил аскетический опыт отцов Церкви.

Преподобный Силуан скончался, не прерывая молитвы, поболев перед смертью чуть больше недели.

С 1970-х гг. известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы Преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре. Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.

Преподобный Силуан с плачем молился о всем мире тогда, когда мир был охвачен братоубийственной войной, когда Россию раздирала гражданская война, когда множество людей становилось жертвами массового террора, и Русская Церковь шла путем мученичества. Духом проживая трагедию человечества, старец Силуан в молитве сораспинался кроткому, любящему Христу и «мог умолить Его о неисчетном множестве людей». На иконе предстоящий Христу преподобный Силуан держит свиток со словами этой молитвы: Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли.


Раздражительный начальник и непослушный подчиненный

Отрывки и записок святого Силуана Афонского

Вопрос: Как может сохранить мир начальник, если у него люди непослушливые?

Трудно начальнику и прискорбно, если люди его не слушаются, но чтобы сохранить мир, он должен помнить, что хотя люди и непослушливы, но все же их любит Господь и умер в страданиях за их спасение, и надо усердно за них молиться и тогда молящемуся даст Господь молитву, и ты из опыта познаешь, как ум молящегося имеет к Богу дерзновение и любовь, и хотя ты грешный человек, но Господь даст тебе вкусить плоды молитвы, и если так привыкнешь молиться за подчиненных, то в душе у тебя будет великий мир и любовь.

Вопрос: Как может сохранить мир душевный подчиненный, если у него начальник раздражительный и злой человек?

Раздражительный человек сам несет большое страдание от злого духа. Мучение это он терпит за гордость. Подчиненный, кто бы он ни был, должен знать это и молиться за больного душою своего начальника, и тогда Господь, видя терпение его, даст ему (подчиненному) прощение грехов и постоянную молитву. Великое дело пред Богом молиться за тех, кто обижает и оскорбляет нас; за это Господь даст благодать, и ты Духом Святым познаешь Господа, и тогда с радостью будешь терпеть все скорби за Него, и даст тебе Господь любовь ко всему миру, и ты горячо будешь желать добра всем, и будешь молиться за всех, как за свою душу.

Господь заповедал любить врагов, и кто любит врагов, тот уподобляется Господу; но любить врагов возможно только по благодати Святого Духа, и поэтому, как только обидит тебя кто-нибудь, молись за него Богу, и тогда сохранишь мир в душе и благодать Божию. А если ты будешь роптать и ругать своего начальника, то и сам ты станешь раздражительный, как он, и исполнится тогда на тебе слово пророка Давида: «Со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 27).

Так и послушнику — трудно сохранить мир, если у него старец дурного характера. Жить у плохого старца — это великий крест для послушника; ему приходится молиться за старца, и тогда сохранится мир душевный и телесный. А если ты начальник, и тебе придется судить кого-нибудь за плохие дела, то молись Господу, чтобы Он даровал тебе милующее сердце, которое любит Господь и тогда ты правильно рассудишь; но если ты будешь судить по делам, то будут ошибки, и не угоден ты будешь Господу.

Судить надо с тем, чтобы человек исправился, и надо жалеть всякую душу, всю тварь и все создание Божие, и самому во всем иметь чистую совесть, и тогда в душе и уме будет большой мир. Будем жить в мире и любви, и тогда Господь послушает нас и даст нам чего бы мы ни попросили полезного.

Дух Святой — в любви. Так говорит Писание и показывает опыт.

Невозможно душе иметь мир, если не будем всеми силами просить у Господа — любить всех людей. Господь знал, что если врагов не будем любить, то мира в душе не будет, и потому дал нам заповедь: «Любите врагов ваших». Если не будем любить врагов, то лишь по временам душа будет как бы спокойна, но если мы любим врагов, то мир в душе пребывает день и ночь.

Блюди в душе мир благодати Святого Духа; не теряй его за малые дела. Если ты дашь мир брату своему, то Господь даст тебе несравненно больше, а если оскорбишь ты брата, то и на твою душу неизбежно придет скорбь.

Если придет блудный помысл, сразу же отгони его, и тогда сохранишь мир души своей, а если примешь его, то душа потеряет любовь к Богу, и уже не будешь иметь ты дерзновения в молитве.

Если отсечешь свою волю, то победил врага, и в награду получишь мир души, а если сотворишь свою волю, то ты побежден врагом, и уныние будет мучить душу твою. Кто имеет страсть любостяжания, гот не может любить Бога и ближнего; ум и сердце такого человека заняты богатством, и нет у него духа покаяния и сокрушения о грехах, и душа его не может знать сладость мира Христова.

Душа, познавшая Господа, всегда хочет видеть его в себе, ибо Он приходит в душу тихо, и дает душе мир, и свидетельствует спасение без слов.

Если бы цари и правители народов знали любовь Божию, то никогда бы не воевали. Война посылается за грехи, а не за любовь. Господь создал нас по любви и заповедал нам жить в любви и славить Его.

Если бы начальники хранили заповеди Господни, а народ и подчиненные слушались их во смирении, то на земле был бы великий мир и веселие, но ради властолюбия и непослушания гордых страдает вся вселенная. Молю Тебя, Милостивый Господи, дай всему народу от Адама до конца веков познать Тебя, что Ты благ и милостив, да насладятся все народы миром Твоим и да видят все свет Лица Твоего. Твой взор тих и кроток и привлекает душу.


Вопрос священнику

Вопрос: Здравствуйте, мое имя Ксения. Церковь учит повиноваться властям, над нами поставленным. Но в жизни часто бывает всё не по правилам. Вы наверное не сталкивались со светскими властями в жизни, кроме храма, или официально. Дело в том, что среди этих властей очень много оборотней, взяточников, вымогателей, не честных и не чистых на руку.

Ответ:  Здравствуйте, Ксения. Ваш упрек мне вполне справедлив: я не пережил того, что пережили Вы. Но дело в том, что Заповедь, слово Божие от моих переживаний не зависит и не изменится. Все мы находимся под крестом, - каждый под своим. И все мы могли бы высказать упрек Тому, кто на наст крест этот возложил. Если бы не Его Крест. В наших крестах, которые и крестами то назвать нельзя, так, крестики – Он дает нам облегчение и утешение. Себя же Самого Он на Кресте этого утешения лишил, возгласив «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты меня оставил!» Нет такой боли, такой скорби у людей, которые могли бы достигнуть до скорби «Великого Страдальца». Потому и тяжело христианство. Все мы, верующие в Христа, с удовольствием и радостью исполнили бы Его Заповеди, если бы… Если бы были здоровы, веселы, сыты, благополучны. И если бы враги, которых Он повелевает любить и благословлять, были порядочными, человеколюбивыми и приятными… Но Ему то, а вернее, нам самим, нужно, чтоб мы исполняли, пытались исполнять Заповедь и тогда, когда нам не просто тяжело, а невыносимо. И когда в ответ на наше добро в нас летит камень. Христос нас об этом в Евангелии предупредил: «…если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:25-26). Эти слова мы всегда пытаемся пропустить в Евангелии. Но Господь зря ничего не говорит. И даны они для того, чтобы в минуту искушения мы оставались верны Богу и Его Заповеди. Простите за высокие слова.

Вопрос: Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос. У меня возникают матершинные мысли на Бога. Раньше причиной этого было проверить накажет он меня за это или нет, глупый был, дурью маялся, а теперь страшно перед Богом и избавится от них не могу. Что делать!? Если каяться священнику, неужели придется говорить на исповеди какие именно слова скверные я произношу в мыслях? Очень не хотелось бы говорить их священнику.

Ответ:  Здравствуйте, Дмитрий! То, что с Вами происходит, называется «хульные помыслы». Они приходят независимо от Вашей воли, вкладывает их в Вашу голову сатана. Как себя вести при этом? Осознать и исповедать перед самим собой и перед Богом, что это мысли не Ваши, не принимать их и не останавливать на них внимание, а сразу же приносить сердечное покаяние Богу. На исповеди нужно каяться в хульных помыслах, конечно же, не произнося конкретных слов. Причиной хульных помыслов, как говорят святые, является гордость. Бороться с ними Вы не можете, раз они приходят помимо Вашей воли, а вот бороться с гордостью, смиряться перед Богом и людьми – должны. К смиренным сатана не подступает.

На вопросы отвечал священник Казанского собора г. Ачинска Сергий Пигасов.

Свои вопросы вы можете задать на форуме сайта Казанского собора aksobor.ru


ПИСЬМА

Игумена Никона (Воробьева)

Мир тебе, честная мать М.!

Письмецо твое я получил. Ты сознаешь себя неправой во многих отношениях. Я рад этому. Человек, который упорно себя оправдывает, а других винит – находится на ложном пути: он или не сделает никакого успеха в духовной жизни, или неминуемо будет в сетях прелести. Наше спасение не в подвигах, а в сознании, глубоком, искреннем, сердечном сознании своей греховности, испорченности, бессилия самому исправиться. Из этого сознания родится сокрушение, плач и некоторое смирение и т.д.

Если же нет этого сознания, да еще (Боже сохрани!) есть самооправдание – то всуе будут все труды и даже породят высокоумие и гордыню. Итак, в малом и большом, в житейских делах и в духовном, сама с собой и в сношениях с людьми старайся себя ставить на последнее место (по Евангелию: не садиться на первое место) – и тогда получишь мир душе своей и прочее, что выше говорилось, а с ними или через них и спасение.

Поклон и благословение Божие тебе, К. и всем знакомым.

Прости меня за обиды тебе и прочим. Наши тебе кланяются. Бог тебя простит за все, и я прощаю.

И.Н. 1949 г .

*  *  *

Дорогая М.!

Очень тебе сочувствую в болезни твоей и скорбях. Господь да исцелит тебя, и тело, и душу твою.

Ты потому не можешь молиться без рассеяния, что: 1) слишком привязана к миру и 2) нет глубокого сознания своей греховности, а всегда самооправдание. От глубокого сокрушения и сердечного плача очищается сердце и появляется ощущение присутствия Божия, и рождается страх Божий, тогда и молитва делается теплее и собраннее... Не бывает детей без родителей, не бывает последующего без предыдущего.

Не буду много писать. Надеюсь увидеться скоро. Привет и благословение Божие тебе, м. В., К. и всем друзьям.

Н. 4/XII–50 г.

*  *  *

Дорогая ... !

Чаще думай о смерти и о том, кто тебя там встретит. Могут встретить Ангелы светлые, а могут окружить мрачные, злобные демоны. От одного взгляда на них можно сойти с ума.

Наше спасение в том и состоит, чтобы спастись, то есть не попасть в руки демонов, а избавиться от них и войти в царствие Божие, в бесконечную, непостижимую здесь радость и блаженство. Стоит здесь потрудиться, есть из-за чего. Демоны горды и овладевают гордецами, значит, надо нам смириться. Демоны гневливы, значит, надо нам приобретать кротость, чтобы они не овладели нами, как своими по душе. Демоны злопамятны, немилосердны, значит, нам надо скорее прощать и мириться с обидевшими и быть ко всем милостивыми. И так во всем.

Надо подавлять в своей душе бесовские свойства, а насаждать ангельские, которые указаны в св. Евангелии.

Если после смерти будет в душе нашей больше бесовского, то бесы овладеют нами. Если же мы еще здесь осознаем свои бесовские качества, будем просить за них прощения от Господа и сами всем будем прощать, то Господь простит нам, уничтожит в нас все дурное и не даст в руки бесов. Если мы здесь не будем никого осуждать, то и Господь нас не осудит там. Так и во всем.

Будем же жить в мире, прощая друг друга, мирясь скорее друг с другом, будем во всем каяться пред Богом и просить Его милости и спасения от бесов и вечных мук, пока еще есть время.

Не будем играть своей вечной участью. Господь да вразумит тебя. Аминь.


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В УЧЕНИИ

«Умственный труд едва ли не самый тяжелый для человека»

Обучение детей в школе всегда сопряжено со многими переживаниями родителей. Как ребенок будет учиться? Будет ли нравиться ему в школе? Все ли у него получится? Как и любой другой труд, учение должно быть правильно организовано. Здесь можно выделить ряд необходимых для этого условий.

К.Д. Ушинский

Внешние условия успешного обучения

1. Правильный режим дня.

Он должен выстраиваться в зависимости от темпа работы ребенка, его интересов и особенностей семьи. Тем не менее, существуют общие для всех правила организации умственного труда.

Так, например, не рекомендуется приступать к длительной подготовке уроков сразу после школы, иначе материал будет усваиваться дольше. Лучше в это время организовать для ребенка какой-либо доступный труд по дому или игру, организовать прогулку или просто дать отдохнуть. Обучение, проводимое с детьми не в свое время, способствует их быстрому утомлению, поэтому надо понаблюдать за ребенком – когда ему работается лучше. Умственным трудом нельзя заниматься непосредственно перед сном – мозг в этом случае во время сна не отдыхает должным образом, и на следующий день работоспособность оказывается сниженной. Вот почему занятие следует оканчивать не позднее, чем за 30 минут до сна. Во время каникул домашние задания лучше готовить в самые первые дни.

Составляя план занятий ребенка нужно ориентироваться не только на то, каким бы мы хотели его видеть, но прежде всего на то, каков он есть, чтобы поставить перед ним реальные цели. Полезно использовать и творческое настроение ребенка: если он расположен к занятию каким-либо определенным предметом, то с него и следует начинать домашний урок.

Умственная работа выполняется успешнее, если человек сидит не в мягком кресле или на диване, а на стуле – то есть находится в некотором физическом напряжении. Очень полезна смена видов деятельности – чередование умственного и физического труда. Но, при сильной усталости даже смена труда не является отдыхом – им может быть только сон. Ни в коем случае нельзя считать отдыхом слушание радио, какой-либо музыки и тем более просмотр видеофильмов и телепередач. Здесь человеку только кажется, что он отдыхает – его мозг работает, получая много впечатлений. Есть нормы для младших школьников в отношении просмотра телевизора: не более 2 раз в неделю по 1-1,5 ч.

2. Правильная организация рабочего места.

Необходимо приучить ребенка к тому, чтобы каждый предмет на его рабочем столе имел свое определенное и легкодоступное место. Поиск предметов рассеивает внимание, и работа выполняется медленнее. Детям следует объяснять, что тишина – это одно из необходимых условий успешного обучения. Ни в коем случае нельзя заниматься «под музыку»! Это снижает усвояемость материала и способствует еще большему утомлению человека.

Безусловно, что ребенок может заниматься только при достаточном освещении и в хорошо проветренной комнате.

3. Помощь родителей.

Прежде всего родитель должен желать помогать своему ребенку: мы учимся вместе – таков должен быть настрой. Со стороны родителей необходим постоянный интерес к учебе ребенка, семья должна принимать в ней активное участие, а не просто ожидать результата. На жизненном примере родителей дети должны видеть значимость учебной деятельности, только тогда у них будет зарождаться действительный интерес к познанию. В противном случае, если у ребенка не сформируется такая познавательная потребность, учебные действия будут совершаться им лишь под влиянием требований педагогов и родителей.

Не следует требовать слишком быстрого выполнения заданий или слишком многого. Повышенная требовательность со стороны родителей становится причиной высокой тревожности ребенка, невротических проявлений в сочетании с негативным отношением к обучению. Основные усилия должны быть направлены на повышение сосредоточенности внимания, развитие его произвольности, когда для концентрации внимания затрачивается определенное усилие. Просмотр же телевизионных передач, кинофильмов, компьютерные игры задействуют лишь непроизвольное внимание ребенка. Вот почему чем больше ребенок смотрит телевизор или занят электронными и компьютерными играми, тем меньше он желает делать усилие над собой для сосредоточения внимания. С самого раннего детства детям необходимо петь колыбельные, читать стихи, рассказывать сказки – ребенок учится слушать и запоминать, а значит – и быть внимательным.

Благословение родителей созидает дома детей – то есть весь их жизненный путь. А в детстве и юности он сопряжен с учением. Святая Церковь призывает родителей к постоянной молитве за своих чад, показывая ее силу на многочисленных примерах жизнеописаний святых угодников и благочестивых христиан. Всем известны святые, сподобившиеся особой благодати от Господа помогать в учении: преподобный Сергий Радонежский, праведный Иоанн Кронштадтский, пророк Наум, равноапостольные Кирилл и Мефодий, святитель Иоанн Златоуст. Перед началом учебного года в храмах совершается молебное пение - Святая Церковь возносит ко Господу молитвы за обучающихся отроков. Все, что имеем мы, незримо ниспосылается нам любвеобильным Богом, Он – податель всех наших благ и благ наших детей, так не будем забывать об этом! Именно эта истина должна быть осознана нашими детьми в первую очередь: все от Бога, и поэтому главное – не отойти от Него. Добрый совет родителя своему чаду - не забывать просить у Господа помощи в любом благом деле - никогда не будет безполезным, тот или иной плод он даст, хотя может быть для нас он так и останется незримым.

4. Окружение ребенка.

Семья должна быть действительным приютом для ребенка. За замечаниями и требованиями всегда должна быть видна причина, по которой они предъявляются к ребенку – родительская любовь и желание ему блага. Строгая любовь – вот основной принцип правильного воспитания. Долг родителя делать замечания, указывать на ошибки, помогать их исправлять, а что-либо и запрещать; но не выходить из себя, теряя самообладание и человеческое достоинство, проявляя раздражительность, вспыльчивость, обидчивость, грубость и тем более жестокость. Подобные методы не посеют в сердцах детей уважения и любви к родителям, а будут только разрушать семейный очаг. Не случайно говорится, что злоба и гнев утомляют человека больше, чем тяжелая работа. И как трудно жить в той семье, где они стали привычным способом общения!

С самого раннего детства необходимо ориентировать ребенка на внутренние духовно-нравственные ценности, а не на мнение окружающей среды. Только тогда у него сформируется правильная система ценностей, что будет залогом его личностной устойчивости.

Внутренние условия успешного обучения

Если при физической работе сразу видно того, кто использует так называемые малопроизводительные методы, то при умственной – почти все происходит «внутри». Вот почему важно выяснить, правильным ли способом решает, читает и считает ребенок.

1. Познавательный интерес – одно из важнейших условий успешности учебного процесса, так как он повышает работоспособность, улучшает внимание и запоминание. Материал, изучаемый на таком эмоциональном фоне, становится не мертвым грузом, а базой для духовно-нравственного развития личности и активного использования этих знаний. Даже самая пятерочная учеба, не наполненная интересом, а вымученная из чувства долга причиняет немалый ущерб становлению личности, затрудняя выход человека в самостоятельную жизнь.

Формирование познавательного интереса у ребенка происходит задолго до начала обучения в школе, что, к сожалению, часто упускается из вида. С самых ранних лет необходимо привлекать внимание к предметам и явлениям окружающего нас мира – небу, цветам, животным, дождю и т.п. Рассказ взрослого об этом должен быть ярким, интересным и кратким. Очень большое значение для развития познавательного интереса имеют детские вопросы «Почему?». Родителю необходимо отвечать на них, а не пресекать по причине собственной усталости. Проявляя равнодушие к этой первой любознательности наших детей, мы притупляем их познавательный интерес. Нередко, задавая вопрос «Почему?», ребенок уже имеет на него какой-то свой ответ. Поэтому полезно спросить у малыша: «А ты сам как думаешь?». Следует обращать внимание и на то, внимательно ли выслушивает ребенок ответы взрослого. Отсутствие интереса к нашему рассказу может свидетельствовать о том, что причиной вопросов ребенка является не познавательный интерес, а желание привлечь к себе внимание. Если по какой-либо причине ребенок совсем не прибегает к вопросам об окружающем, родитель должен сам стимулировать у него интерес, сам задавать вопросы («Как ты думаешь, почему…»).

Уровень познавательного интереса определяется не столько учебными навыками (счет, письмо, знание цветов и т.п.), сколько умением думать, обобщать, сравнивать, отвечать на вопросы. Учить ребенка думать – это главное. А для этого необходимо при разговоре с ребенком постоянно возвращаться к его личному опыту, уже накопленному им, к тому, что он может вспомнить.

Конечно же, когда познавательный интерес не сформировался у ребенка в свое время, родителям приходится затрачивать гораздо больше усилий для правильной организации его учебной деятельности. Здесь необходимо и убеждение, и личный пример, и большая помощь, и особый молитвенный подвиг. При подготовке уроков полезно в этом случае начинать с того, что больше всего интересует ребенка и легче дается ему. Это будет повышать его учебный настрой. Что-либо сложное и нелюбимое следует разбирать на интересном материале. Так, если у ребенка есть трудности с чтением, можно предлагать ему дома для чтения вслух его любимые произведения. Важно не запускать какой-либо материал, а сразу догонять упущенное.

2.  Правильная организация ответа на уроке.

Следует объяснять детям, что для успешного обучения на уроке недопустимо быть невнимательным. Даже если трудно слушать объяснение учителя и кажется, что ничего непонятно, наш ум постепенно привыкает к данному учебному материалу и дома будет легче разобрать его.

Важно научить ребенка правильно отвечать на уроке. Краткая молитва перед ответом утешит волнующееся детское сердце - Господь явит свою помощь. Полезно воспользоваться и педагогическими рекомендациями. Во-первых, необходима добросовестная подготовка. Для этого полезно дома рассказывать вслух какой-либо урок, представляя себя отвечающим в классе. Во-вторых, при ответе на уроке все свое внимание следует сосредотачивать именно на излагаемом материале. Помыслы, типа «Что мне поставят?», «Какой зададут дополнительный вопрос?», «Что обо мне думают?» и т.п., только рассеют внимание, от чего явно пострадает ответ. Привычка прислушиваться к подсказкам также губительна для мыслительной деятельности, так как наш ум в такой момент перестает работать самостоятельно. И, в-третьих, ребенку не следует по причине страха избегать ответов на уроке. Да, сначала будет далеко не все гладко, но с каждым разом (пусть и с малым продвижением) ответы будут улучшаться. Необходимо больше читать вслух – медленно и выразительно, тогда отвечать станет легче.

3.  Способности ребенка.

Нередко при трудностях в учении основная вина перекладывается именно на отсутствие способностей у ребенка. Однако чаще всего они есть, только ребенок не желает учиться. А как можно научить человека, если он не хочет? Вот почему так необходимо с раннего детства, когда для этого есть все предпосылки, взращивать познавательный интерес ребенка. Да, безусловно, существуют определенные задатки – природные предпосылки способностей. Но это лишь предпосылки, проявления которых определяются образом жизни и условиями воспитания ребенка.

Мы перечислили лишь некоторые условия, необходимые для успешного обучения ребенка. Но важно понять, что отдельные приемы педагогического мастерства без правильного духовно-нравственного устроения семьи не решат главную задачу воспитания – приближение человека к совершенству, которое возможно только в единении с Богом.

Подготовила Анастасия Кокорева


Что значит молиться Богу?

Дети, вы знаете, что человек на земле не может жить благополучно без помощи других. Рождается он таким слабым, что если бы родители не позаботились о нем, то он тогда же мог бы и умереть. Чем больше отец и мать будут заботиться о детях, тем лучше будет детям; меньше им придется тогда испытать разных огорчений в жизни. У заботливых родителей детям всегда хорошо... Захочется им поесть, подойдут они к родителям, скажут, что им хочется есть, и родители тотчас же накормят их; будут дети зябнуть от холода, скажут об этом родителям, и они тотчас же их оденут; случится заболеть детям, подойдут они печальные к родителям, или только еще простынут, отец и мать тотчас же позаботятся полечить детей... Но откуда родители берут все необходимое и дают своим детям?.. Все необходимое и для детей и для себя родители получают от Бога, Который сотворил небо и землю и всех людей...

Вы замечали, что утром и вечером ваши родители молятся Богу, а также когда садятся за обед и после обеда; когда начинают какое-либо дело, то перекрестятся и скажут коротенькую молитву: Господи, благослови! и Господи, помоги! Иногда: Слава Богу! Слава Тебе, Господи! А когда бывает воскресный день, или праздник, то они еще ходят в церковь и там вместе с другими молятся Богу и просят всего необходимого для себя. Так! и Милосердый Бог все необходимое подает людям в свое время. Посеют люди хлеб в поле или посадят в огороде разные овощи и все это сделают с молитвою — тогда Бог народит всего вдоволь; на одно зернышко или на одну какую-нибудь картофелину родится нам больше десяти точно таких же зерен или картофелин. Или еще — срубят в лесу необходимые для постройки дома деревья, и через несколько лет на том же месте, без всякого участия человека, вырастут новые деревья.

Бог не только подает людям все необходимое для приготовления им пищи, жилья и одежды, но и помогает во всех добрых делах.— Вот вы, дети, пошли учиться... Нужно не сразу приниматься за учение, а сначала помолиться Богу, попросить, чтобы Бог помог учителям усерднее учить вас, а вам усерднее слушать и запоминать то, что будут говорить учителя; и каждый учебный день в школе нужно начинать тоже молитвой: «Господи, помоги!», и заканчивая: «Слава Тебе, Господи!», или другими коротенькими молитвами.

Зачем же мы все это будем делать? Затем, чтобы испросить у Бога необходимой нам помощи, чтобы Бог невидимо благословлял наши труды и подавал бы нам хорошие успехи в учении. Таким образом, в молитве мы обращаемся к Самому Богу, высказываем Ему наши нужды и просим у Него все, что необходимо нам для благополучной жизни.

Но не всегда в молитве мы должны только просить необходимого нам; в молитве же мы должны благодарить и прославлять Бога за все, что получаем от Него. Бог так милостив, что принимает благодарение и славословие от всех людей, а люди, пользуясь постоянно милостями Божиими, обязаны благодарить и прославлять Его каждый день и даже час. Для того же, дети, чтобы наша молитва была услышана Богом, надо нам всегда молиться с желанием и усердно, и во время молитвы нужно постараться вознестись своим умом на Небо и как бы предстать пред Лице Самого Бога... помолиться Богу — все равно, что побеседовать с Самим Богом. Итак, великое дело молитва, в молитве мы разговариваем с Самим Богом, и во время молитвы Он выслушивает нас во всем.

По «Объяснение церковных молитв детям». Первый год учения в начальных училищах. Вологда, 1884

Главное слово

К Саше в гости приехала бабушка. Она подарила ему кубики с буквами. Любое слово можно составить! «Я сам», закричал Саша, раскрыв коробку. «Он у нас все буквы знает», похвалила его мама. «И цифры до десяти», добавил папа. «Хорошо», улыбнулась бабушка и попросила: «Только пусть первое слово будет самым лучшим, красивым и главным». Саша стал обводить глазами комнату, ища такое слово, а бабушка поставила на буфет что-то золотистое...

«Какая красивая картина», подойдя, сказал Саша. «Это не картина, а икона», погладила его по голове бабушка. «На картину люди смотрят, а перед иконой молятся Богу». «Кому?» — не понял Саша. «Вот те раз», развела руками бабушка. «Читать и считать научился, а главного не знаешь! Бог — это Отец всех людей. Он любит нас больше, чем даже папа и мама. Он сотворил небо, землю и все-все, что есть на свете!» Саша внимательно выслушал бабушку и сложил из кубиков самое лучшее, самое красивое и самое главное слово: «БОГ».


Рассказ для детей: Воскресная прогулка

Мы все – Божии дети

В воскресенье папа и Даня, как у них было заведено, гуляли около озера.

День был замечательный, солнце в небесно-голубом платочке улыбалось им с самого утра, а ветер-ветерок ласково подталкивал в спину. Божия благодать!

На прогулках папа и Даня всегда сочиняли песенки. В зависимости от настроения они выходили разные - то «весёлки», то «грустилки».

-Давай сейчас попробуем сочинить весёлку? - предложил папа.

Даня долго думал, и наконец запел:

-Мы шагаем по планете!

-Мы за все на ней в ответе! - подхватил папа и спросил: -

Потому что Чьи мы дети?

-Божии! - ответил сын.

А потом Даня опять запел один:

-Мы шагаем по планете!

Мы за все на ней в ответе,

Потому что Божии дети!

-Здорово! - сказал папа и вручил сыну приз: пару его любимых конфет-батончиков.

-Батончик-вагончик, - срифмовал Даня и, прыгая на одной ноге, запихнул одну конфету в рот, а фантик, комкая, бросил на дорогу.

Папа сразу остановился и с грустью посмотрел на жуюшего сына и брошенный фантик.

-Папа, не смотри на меня осудительно: все бросают фантики на землю! - стал оправдываться он, - наша учительница по физкультуре говорит, что от фантиков земля веселей становится!

Разноцветней! - и Даня поддал фантик ногой.

-Данила, а ты разве дома бросаешь фантики на пол? - серьезно спросил папа.

-Нет. Вы с мамой не разрешаете... Это же наша квартира.

-Улица, лес, озеро, да вся планета - это тоже наша квартира, только очень большая, - объяснил отец. - Эту квартиру, этот прекрасный мир Бог создал для нас! Мы - Его дети, сам же только что пел. Мы в ответе за ее чистоту, понимаешь?

Мальчик задумался.

-Такая большая квартира? А где же потолок, где люстра?

-Потолок - это небо, а люстра, вон она! - и папа показал рукой на солнышко. - А ночью луна включается. Луна - ночник, чтобы тебе спать не было страшно.

-Ну, если квартира... - Данька поднял фантик и положил его в карман.

-Сынок, полюбуйся, как Бог постарался для людей, как все сделал красиво! - улыбнулся папа. - Вон, какие берега, как зеленый бархат, а озеро голубое, а ветер какой ласковый! - и он взял сына на руки и поднял высоко-высоко.

 - Гляди!

-Папочка! А озеро-то вовсе и не голубое, - сказал Данька сверху.

- Озеро грязное, и по нему плавают мусорные острова из пустых бутылок, банок и пакетов! Давай-ка я тебя подниму, сам увидишь, - предложил он.

-Не надо меня никуда поднимать, я и отсюда все вижу, - вздохнул отец и поставил сына на землю.

-А как ты думаешь, любят ли свою землю люди, которые ВОТ так мусорно к ней относятся? - спросил отец.

-Не любят. Я вот маму люблю и стараюсь не пачкать, когда она пол помоет.

-Ты молодец! И по земле, колобок, тоже надо ходить, чтобы не наследить, не испортить чего-нибудь, не сломать. Бог, когда создал весь этот чудесный мир, сказал: «Хорошо весьма!», то есть очень хорошо.

Вдруг раздался смех. Папа и сын повернули головы и увидели, как совсем молодые женщина и мужчина, схватившись за ветки старой липы, раскачивались на них, как на качелях.

Ветки липы, прогнувшись почти до земли, жалобно трещали под ними. А маленькая девочка, видимо, их дочка, стояла рядом и хохотала, глядя, как веселятся родители.

-Дереву же больно, что же они делают-то? - заохал Даня.

Сын и папа подошли к липовым качелям. Соседняя липа была уже вся обломана...

-Эй, айда с нами качаться! - закричали молодые родители папе и Дане.

-Ну, что, пойдем? - спросил папа, внимательно глядя на сына.

-Нет! - твердо ответил он. - Это дерево тоже из Божиего дома, его беречь надо.

Папа подошел к молодой паре и заговорил с родителями. «Качельники» сначала злились, говорили папе, что это не его дело, но потом, подумав, замолкли.

А в это время Данька беседовал с Олесей (так звали дочку):

-Мы - Божии дети, а вот это все вокруг, - тут он распахнул руки во все стороны, - наш дом. Его беречь надо. Олеся,  расскажи об этом папе и маме.

Девочка кивнула головой. Даня вынул из кармана второй батончик-вагончик и угостил Олесю, а потом попросил:

-Проследи за своими, чтобы больше ничего не сломали, ладно? А то они у тебя вон какие ломательные!

Девочка, жуя конфету, согласно кивнула головой. Гуляние папы и сына продолжилось. Даня громко пел, а папа тихонько подпевал:

-Мы шагаем по планете!

Мы с тобой за все в ответе,

Потому что - Божии дети!

Куликова Раиса.


Молитва

Ангелу-хранителю ребенка

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

(Ангел Божий, хранитель мой святой, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Усердно молю тебя: ты меня сегодня просвети, и от всякого зла сохрани, к добрым делам наставь, и на путь спасения направь. Аминь.)



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ