ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 5 апрель-май 2011 г.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Патриарха Московского и всея Руси

КИРИЛЛА

Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

2011

Возлюбленные о Господе архипастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

От сердца, исполненного благодарности Богу, возглашаю всем вам великую и спасительную весть:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Из года в год этим пасхальным восклицанием Церковь свидетельствует о том событии вселенского значения, что произошло почти две тысячи лет тому назад. Тогда ранним утром жены-мироносицы пришли к месту погребения своего Учителя и увидели, что гроб пуст. Божественная сила Христа победила закон смерти. Он воскрес, свидетельствуя всему человечеству, что смерть - это не конец жизни, что смерть преодолеваема силой Божией.

Воскресение Христово, будучи уникальным собы­тием в истории мира, по замыслу Божиему стало началом и нашего личного воскресения. Именно для того и пришел в мир Спаситель, пострадал, был распят и восстал от гроба, чтобы каждый имел возможность пройти через опыт вос­кресения из мертвых, и совсем не в переносном, а в прямом смысле этого слова. Об этом ясно говорит апостол Павел: «Бог... воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6, 14).

Вот почему праздник Пасхи есть праздник победы жизни над смертью, ибо Воскресением Христа Спасителя воскресе­ние из мертвых даровано и всем нам. И через какие бы труд­ные обстоятельства земного бытия мы ни проходили, какие бы испытания нас ни постигали, какими бы страхами нас ни пугали те, кто пытается, не имея духовной силы, прозре­вать будущее, наше восприятие мира должно быть спокой­ным и радостным, ибо Христос воскрес!

На Святой Руси праздник Пасхи всегда был самым вели­ким и светлым. В последние десятилетия он вновь вернулся во многие дома и семьи. И ныне его отмечают и там, где прежде не звучало пасхальное приветствие: в больницах и тюрьмах, в Армии и на Флоте, и даже в космосе. И дай Бог, чтобы за внешними изменениями, происходящими ныне в странах Русского мира, совершалось бы подлинное возрождение душ человеческих, чтобы радость Воскресения Христова наполняла бы сердце каждого, чтобы светом Божественной любви были согреты не только наши родные и близкие, но и люди, лишенные возможности побывать в храме, престарелые, больные и одинокие.

Через Воскресение Христово верующий человек обре­тает возможность приобщиться к ниспосылаемой свыше благодатной силе, дабы жить по правде и заповедям Божиим: быть добрым и милосердным, честным и благожелатель­ным в отношениях с людьми, способным разделять с ними и радость, и горе.

Это христианское отношение к ближним включает в себя также и заботу о своей стране, о своем народе, о своей семье, о доме. Проповедуя приоритет вечных духовных ценностей, Церковь призывает своих чад также и к бережному отноше­нию к временным, но реальным ценностям Богом сотворен­ного мира: к окружающей нас природе, к богатому культур­ному наследию, которое веками созидалось нашими пред­шественниками. Быть хранителями духовных сокровищ и традиций Православия означает активно преображать себя, свой внутренний мир, а также поддерживать красоту и гармонию окружающего нас мира и устроять их там, где они разрушены злой человеческой волей. Таково призвание и такова ответственность христианина.

Господь не требует от нас непосильных подвигов. Обра­щаясь к душе каждого человека, Он вновь и вновь взывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11,28-30). Чтобы почувствовать и понять, насколько благо и легко то бремя, которое возлагает на нас Господь, нужно научиться делать добро и ближним, и дальним. В этом учении трудны лишь первые шаги: вовремя остановиться и не отвечать на грубость грубостью, на зло злом, на ложь ложью, на осуж­дение осуждением. А затем хотя бы раз испытать удовлет­ворение от правильного и честного поступка, принес­шего пользу другому человеку, будь то в семье, на работе, на приходе или просто в общении с соседями и знакомыми.

Это чувство удовлетворения способно перерасти в радост­ное и оптимистичное состояние духа, если добрые дела, совершаемые не ради корысти, а от чистого сердца, стано­вятся частью нашей жизни. Только тогда почувствуем мы и изменения к лучшему в общественном бытии, когда осознаем наличие нерушимой связи между совершаемым нами добром и общественным благополучием.

Евангельская мотивация наших поступков, как в личной, так и в профессиональной и общественной сфере способна кардинально изменить нас самих и окружающий мир.

 «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» - воскли­цаем мы в эту светозарную ночь. Да воскреснет Бог в наших сердцах и да расточатся ложь, вражда, злоба, распри и вся­кие разделения в жизни нашей.

От души поздравляю всех вас, мои дорогие, с праздником Святой Пасхи. Помощь и благословение воистину Воскрес­шего Господа да сопутствуют каждому из нас в наших даль­нейших трудах во славу Церкви, на пользу стран, в' которых мы живем, на благо ближних и дальних. Аминь.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Москва,

Пасха Христова

2011 г .


ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

АРХИЕПИСКОПА КРАСНОЯРСКОГО И ЕНИСЕЙСКОГО

АНТОНИЯ

ЧЕСТНЫМ ПАСТЫРЯМ, БРАТИЯМ И СЕСТРАМ СВЯТЫХ ОБИТЕЛЕЙ, КЛИРУ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ  СВЯТОЙ ЦЕРКВИ

2011г.

«Вот наступил у нас вожделенный и спасительный праздник, день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа: сегодня люди соединились с ангелами, и облеченные телом вместе с безтелесными силами теперь возносят песнопения».           

(св. Иоанн Златоуст)

            Возлюбленные о Господе всечестнии отцы – пастыри на ниве Христовой, облечённые благодатию священнического и диаканского сана, иноки и инокини нашей земли Красноярской и ее молитвенники, представители власти, деятели науки и культуры, строители храмов, трудящиеся во всех областях многогранной деятельности во благо и процветание нашего народа, наши славные казаки, все воины, учащие и учащиеся воскресных школ, неутомимые кадеты, усердные мариинцы и студенты иных учебных заведений, дорогие наши сибиряки и все сограждане возрождаемого ныне святого Отечества нашего!

            В  этот благознаменитый светлый день праздника всех праздников и торжества из торжеств – Пасхи Христовой, обращаюсь к Вам  с вечно-живым и трепетно-ликующим приветствием:

«Христос Воскресе!»

            Ныне воистину «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», потому что Новозаветная Пасха в сравнении с Пасхой Ветхозаветной - много превосходнее! Первая – Ветхозаветная, освободила человека от рабства египетского, вторая – Новозаветная, освободила от первородного греха и окончательно примирила с Богом. Обещанный при грехопадении Спаситель  мира Мессия и Господь наш Иисус Христос своими Крестными страданиями за род человеческий и Воскресением, отверзл нам врата Рая, даровав всем верующим и любящим Его жизнь вечную. Как Ветхозаветная церковь, чающая явление в мир Христа Спасителя, так и  Новозаветная, принявшая Его, - стали церковью единой, Христовой, изначально вечной и никогда не делимой. Как вечен сам Бог и наш Творец, так вечна и св. Церковь, и никакие врата ада уже не одолеют пребывающих под ее покровом!

            Человек, изначально созданный Богом  существом физическим, духовным, разумным и свободным, некогда оступился, лишив себя райского блаженства через прегрешение, но милосердный Господь, в сей день Пасхи Христовой, вывел его  из адовых мук плена сатанинского и мы ныне вместе со всей Церковью празднуем светло «бытия вечного – начало», немыслимого без Церкви Христовой. Только в Св. Церкви Христовой пребывая, мы узнаем, как безсмертная душа человека после земного своего бытия не без нашей воли возвращается к своему Творцу и Богу. Св. Василий – Великий учитель Св. Церкви, говорит, что «только человек из всех остальных творений, создан Богом для духовной жизни и обладает безсмертием. Человек, - согласно Слову Божию - состоит из тела  и души, но высшее значение принадлежит только душе».(Твор. Стр. 358).            Итак, тело человека всего лишь является «прибежищем» для души и сотворено, как известно по Библии «из праха земного» (Быт.2,7).

            По духовному рассуждению, адекватному, кстати, и всем научным выводам, мир материального свойства, в том числе и тело человека, никогда не обращается в «ничто». Последнее совершенно очевидно, к примеру, для нашей космонавтики, и ученые серьезно задумываются над тем, как избавиться от так называемого «космического мусора», часть которого, в лучшем случае при приближении к земле  сгорает, оставляя земле свои  мельчайшие, но все же - частицы, а часть предметов просто очень и очень долго в космосе – блуждает, представляя реальную опасность для дальнейших экспериментов.

            Материальная же сущность физическая тела человека созданная Богом из тех же частиц земли, и при разлучении с душой возвращается в землю. «Однако при этом,- как поясняет св. Василий – в каждой из частиц тела, преданного земле, душа как на воске оставляет свою печать».  Для чего? Для того, чтобы она некогда обрела свое тело, преобразив его в новое состояние уже для новой, обновленной и вечной жизни.     

Далее, о нашей духовной субстанции – о безсмертной и вечной душе – говорится так: «Душа же человека – безсмертна и простирается в вечность, но при этом не прерывается её связь с телом». Вот почему каждого из нас, в особенности же в особые общецерковные дни поминовения наших почивших сродников, так непреодолимо влечет к месту их упокоения. Далее у Василия Великого: «В смерти, в этом  процессе распада живой цельности человека, не затрагивается душа, ибо, будучи простой и несложной, она разлагаться не может, как это происходит с частичками тела. Она остается в ожидании грядущего Суда Божия. В воскресении же своем она отовсюду соберет материальные частицы, входившие в состав её тела при её земной жизни и сообщит им тот вид, который соответствует внутреннему облику души… при этом тела восстановятся в первобытной красоте. Не воскреснет ничто, связанное с болезнью, дряхлостью, уродством. Не воскреснут ни старческие морщины, ни увечья, ни младенческая незрелость».  Словом, все мы будем такими, каковым был первозданный Адам, когда Бог вдохнул в него жизнь и человек стал душою живой» (Быт. 2,7).

            Конечно, создать из атомов и их частиц человеческую физическую, хотя бы, субстанцию, а тем более – оживить умершего, как это много раз совершал Христос Спаситель, любому самому нашему гениальному ученому скажем не под силу, как и тем более сотворить множество звезд, галактик и прочего, разумно наполнив их существами. В этом недоуменном для многих сравнении, как a priori, поставим точку из св. Евангелия: «Невозможное Человекам возможно Богу» (Лк.18,27). Безспорно одно: Божественный творческий процесс – бесконечен и бесконечно далеко отстоит от творческого потенциала самого великого ученого. И если Бог создал из частиц,  составляющих существо всей нашей планеты, то ничего удивительного нет в том, что в свое время и все частицы нашего телесного состава по нашим заслугам будут возвращены нам  вместе с душой в  самом обновленном виде. Подробности этого факта со всей силой этой правды, мы слышим за богослужением предпасхальным в чине погребения Спасителя. Это слова нашего Творца и Бога, обращенные к умершим: «И вложу Дух Мой в вас, и живы будете» (Иезек. 37,14). Последнее еще раз подтверждает любовь Бога к своему любимому творению – человеку, падшему в союзе с дьяволом – обольстителем, но через  Сына Божия – к Нему возвращаемого.

            Думаю, что единственными, кто мог бы нам представить всю пропасть, разделившую людей от Бога после грехопадения, это могли бы быть только сами первозданные наши прародители – Адам и Ева. Следствием же  грехопадения людей была утрата общения их с Духом Святым, как принципом бытия и жизни, поэтому эта утрата именуется «смертью физической и духовной». Но она, конечно, не коснулась Церкви, ибо  сам Господь – всегда пребывал в ней. Чтобы сократить несколько страдания человека после изгнания из Рая, Бог ограничил возраст человека всем грядущим поколениям, и пока в умах и сердцах людей будет памятование о Боге в исполнении спасительных заповедей Его – жизнь на земле будет продолжаться. Сегодня, увы, мы не можем этим похвалиться. Чем далее мы уходим от Бога, тем ближе приближаемся к злым делам.  Противостояния, войны, экологические катастрофы, и все происходящее по отступлению от заповедей Божиих в личной жизни человека простирающихся до убийств детей еще во утробе материнской, самоубийств, разбоев, грабежей, чудовищной жадности порождающей коррумпированных чиновников, наркомания, преступность, безнравственность, всякое насилие и прочие безумства сегодняшнего времени, давно бы уже погубили жизнь на земле, если бы не Господь, желающий и на «конец веков» всем спастись и в «разум истины приидти».

Все Священное Писание нас постоянно обновляет и восхищает премудростью нашего Творца и Бога, о чем воспел вдохновенно Давид, восклицая: «Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси!» (Пс. 103,24). И в другом месте о пребывании человека после Второго пришествия Христа, когда грешников, т.е. Богу противившихся уже не будет так: «Да изчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им» (Пс. 103,35).

Добавим, что видя мудрость Божию в спасительном домостроительстве исцеления нашей планеты от греха и порока, пророк Давид, как и премудрый Соломон, обладая многими талантами, понимали, что Премудростью Божией можно только бесконечно восхищаться. Какое же либо «соревнование» с Богом в научных тонкостях при всей и исключительной иногда гениальности человека, - есть внушение сатаны и по существу -  невежество, граничащее с безумием. При этом заметим, что Творец, создавший Человека и наделившим его творческим потенциалом во всех сферах его временной жизни никогда этого таланта его не лишал (См. Евангелие о талантах. Мф.25,25). Особо талантливые и все глубоко верующие во Христа члены св. Его Церкви в вечной жизни обретут еще больше возможностей для раскрытия своего творческого потенциала, ибо Господь говорит: «Се творю всё новоё» (Откр.21,5). И кто, как не они, будут участниками новых для них открытий. Кстати, все величайшие ученые всех эпох никогда не были атеистами!

            День Светлой Пасхи воистину есть и наше совоскресение с Воскресшим из мертвых Христом от  смерти греха – в жизнь без греха, а потому – вечную. Зло, как таковое – не создано Богом и противно Богу. Грех, как причина нашего временного бытия на земле, - окончательно уничтожен Христом, и тем восстановлено наше достоинство в грядущем обожении по слову нашего Творца: « Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.2,26).

            Будем же, дорогие братия и сестры, достойны этого Образа и подобия Божия, особенно в эти дни пасхального нашего обновления, евангельскими словами пасхальной Радости, произнесёнными впервые при лицезрении Воскресшего Христа Спасителя Его Святыми Апостолами:

Христос Воскресе!

И пусть мир Божий да водворится в сердцах ваших этим приветствием, дабы исправилась тем жизнь наша и утверждалось святое Отечество наше для наследования доброй жизни на нашей земле, приобретения нами в Царствии Небесном вечных благ с Воскресшим ныне Спасителем нашим Иисусом Христом, ему же слава во веки веков, ибо

ВОИСТИНУ ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С любовью во Христе –

Архиепископ Красноярский и Енисейский

АНТОНИЙ

Святая Пасха 2011г.                                                                                г. Красноярск


Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста

Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.


Пасха

Митрополит Антоний Сурожский

Мы поем Христово Воскресение, и вот только что словами святого Иоанна Златоустого мы провозглашали победу жизни над смертью: Где, ад, твое жало, где, смерть, твоя победа? Воскрес Христос - и ни один мертвец не остался в гробе... А вместе с этим мы видим собственными очами, мы слышим страшные вести о том, что смерть все еще косит вокруг нас, что умирают ближние, умирают молодые, умирают дорогие - где же это благовестие о победе жизни?

Смерть бывает разная. Бывает телесная смерть, но бывает смерть еще более страшная: разлука, разлука окончательная, разлука вечная, непреодолимая разлука. И эта смерть, в течение тысячелетий до прихода Христова, была опытом всего человечества. Оторвавшись от Бога, потеряв Бога как источник своей жизни, человечество стало не только умирать телом, но стало уходить окончательно, навсегда от общения с Ним. Умерев без Него, люди оставались мертвыми без Него.

И вот Христос, Сын Божий, Бог Живой пришел на землю, Он жил человеческой жизнью. Будучи Богом Живым, самой Жизнью, Он приобщился всему, что составляло судьбу человека: Он жаждал, был голоден, уставал; но страшнее всего - в конечном итоге Он приобщился умиранию и смерти. Как Бог Он умереть не мог; но по любви к нам Он разделил с нами нашу судьбу. С Богом остался и был отвержен людьми; с людьми не разлучился и на Кресте - о, на Кресте Он сказал самые страшные слова истории: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?.. И умер, умер: сама Жизнь умерла, потух свет, который Свет по существу...

И вот сошел Христос Своей душой в ту бездну Богооставленности, где нет Бога. Когда Он вошел в эту страшную область, Он Собой, Своим Божеством, Жизнью вечной, Светом неумирающим заполнил все. И эта смерть навсегда упразднена; теперь смерть мы называем успением, временным сном. И когда умираем, мы уходим не в бездну отчаяния и Богооставленности, а к Богу, возлюбившему нас так, что Он Сына Своего единородного, единственного, возлюбленного дал, чтобы мы поверили в Его любовь!

Можем ли мы в этой любви сомневаться, когда мы видим, знаем, чего эта любовь Богу стоила: жизнь Христа, смерть Христа, отверженность людьми, отверженность Богом, ужас Гефсиманского сада, когда Он ждал смерти, зная, что Его предал близкий ученик, зная, что через несколько часов Петр, другой Его ученик, от Него отречется и что все Его оставят умирать в одиночестве, умирать одному... И этим Он нам говорит: Смотрите: и это Я на Себя принял. Я умер, чтобы вы верили, что вы любимы Богом, и потому что вы Богом любимы, вы спасены... Потому что спасение наше не от нас зависит, а от этого чуда любви...

А мы - чем можем отозваться на эту любовь? Мы можем эту любовь принять благоговейно, трепетно в сердца наши, мы можем с изумлением предстоять перед этим чудом непобедимой Божественной любви. И если мы это поняли, тогда мы можем всю жизнь благодарить, превратить всю жизнь в благодарение: не по долгу поклоняться Богу, не по необходимости исполнять Его заповеди, а сказать: Господи! Если Ты нас так любишь, то можно Тебя почитать, любить, слушаться, потому что Твой путь - путь жизни...И всю жизнь, всю без остатка сделать не словом благодарности, не песнью благодарности, а живой благодарностью: так любить каждого человека, как его возлюбил Бог: любой ценой и до конца.

И если мы так научимся любить, то мир наш станет новым, другим миром; тогда придет к нам Царство Божие, Воскресение, новая жизнь. Но для этого каждый из нас должен умереть - не телесной смертью и не ужасной смертью разлуки, а отказом от всего себялюбия, от искания своего, открыться Богу, открыться другим, жить для других. Потому что воскреснуть вечной жизнью может только то, что сбросило с плеч, как старую, ненужную одежду, все временное и тленное... ТАК будем жить и такой мир создавать, и тогда возрадуется о нас Господь, и мы с радостью взглянем Ему и каждому человеку в лицо...

Христос Воскресе!

6 апреля 1980 г .


Слава Богу!

Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!

Кто с простотою сердца поверит предлагаемому здесь совету и при встретившейся нужде испытает его самым делом, тот узрит чудную силу славословия Бога... От одного шума этих слов, произносимых при скоплении мрачных помыслов печали и уныния, от одного шума этих слов, произносимых с понуждением, как бы одними устами, как бы только на воздух, содрогаются, обращаются в бегство князи воздушные; развеваются, как прах от сильного ветра, все помышления мрачные; отступают тягость и скука от души; к ней приходят и в ней водворяются легкость, спокойствие, мир, утешение, радость.

Слава Богу! Торжественные слова! Слова – провозглашение победы! Слова – веселие для всех верных рабов Бога, страх и поражение для всех врагов Его, сокрушение оружия их. Это оружие – грех; это оружие – плотский разум, падшая человеческая премудрость. Она возникла из падения, имеет начальною причиною своею грех, отвержена Богом, постоянно враждует на Бога, постоянно отвергается Богом. К уязвленному скорбию напрасно соберутся все премудрые земли; напрасно будут целить его врачевствами красноречия, философии; тщетен труд самого недугующего, если он захочет распутать многоплетенную сеть скорби усилиями собственного разума.

 Очень часто, почти всегда разум совершенно теряется в этой сети многоплетенной! Часто видит он себя опутанным, заключенным со всех сторон! Часто избавление, самое утешение кажутся уже невозможными! И гибнут многие под невыносимым гнетом лютой печали, гибнут от смертной язвы, язвы скорбной, не нашедши на земле никакого средства, довольно сильного, чтоб уврачевать эту язву. Земная премудрость представала со всеми средствами своими – все оказались бессильными, ничтожными.

Пренебреги, возлюбленнейший брат, отверженною Богом! Отложи к стороне все оружия твоего разума! Прими оружие, которое подается тебе буйством проповеди Христовой. Премудрость человеческая насмешливо улыбнется, увидя оружие, предлагаемое верою; падший разум по своему свойству вражды на Бога не замедлит представить умнейшие возражения, полные образованного скептицизма и иронии. Не обрати на них, на отверженных Богом, на врагов Божиих, никакого внимания. В скорби твоей начни произносить от души, повторять – вне всякого размышления – слова: слава Богу! Увидишь знамение, увидишь чудо: эти слова прогонят скорбь, призовут в сердце утешение, совершат то, чего не могли совершить разум разумных и премудрость премудрых земли. Посрамятся, посрамятся этот разум, эта премудрость, а ты, избавленный, исцеленный, верующий живою верою, доказанною тебе в тебе самом, будешь воссылать славу Богу!

Святитель ИГНАТИЙ Брянчанинов


Добрая мысль

Каким образом можно сохранять ту радость, какая получается в праздник Святой Пасхи? Нужно вообще быть самособранным и не рассеянным, не подавать со своей стороны никакого повода к оскорблению этой радости. Но все-таки, в конце концов, пребывание в этой радости в нас зависит не от нас, а от Виновника этой радости – Самого Господа. Он возносит нас, Он и смиряет нас, когда и как находит это необходимым и полезным для нас. Возносит нас, когда мы бываем смиренны, а смиряет, когда мы возносимся.

Архиепископ ФЕОФАН (Быстров)


Святой праведный Даниил Ачинский

Читая повествования из жизни святых, мы не просто удивляемся, но иногда приходим в истинное замешательство. Неужели такая жизнь возможна для человека? Может быть, автор жития святого приукрасил его подвиги?

Трудно человеку, который находится в греховном состоянии, понять и осмыслить жизнь святого. Многое не укладывается в нашем разуме. Зачем все это нужно: зачем изнурять себя постом,  отрекаться от благ цивилизации? Стоит ли, наконец, расставаться со своей жизнью ради веры?

Понять и оценить величие святости можно только тогда, когда человек сам встанет на путь духовной борьбы. Когда он поймет, как сильно проник в его душу грех, как далек он от совершенства и чистоты, тогда сердцем почувствует, как необходим ему искусный проводник из мрака погибели к свету, к жизни. В Церкви такими проводниками в жизнь вечную являются для нас святые – угодники Божии. Их жизнь для нас словно путеводная звезда, как маяк, указывающий путь спасения.

Конечно, нам сейчас нелегко жить так, как жили они, но если мы не будем стремиться к совершенству, не будем прилагать хотя бы минимальных усилий к духовному возрастанию, то жизнь наша замкнется в кругу мирской суеты, а в какой то момент может потерять всякий смысл.

В чем же причина нежной любви простых людей к старцу Даниилу? Любви, отсветы которой видны еще и в наше время, спустя несколько веков после кончины старца?

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся возле тебя». Из повествования о жизни старца Даниила мы знаем, что лишь один вид старца, его светлый лик, приводил людей в умиление. Одно присутствие рядом со старцем давало утешение в скорби, вселяло надежду, укрепляло терпение. Души вдруг оживали, и люди, пав на колени перед старцем, начинали со слезами исповедовать свои грехи.

Люди неверующие, живущие вне Церкви, не понимают смысла монашеского подвига. «Люди душевные, не имеющие духа», смотрят на мир плотским зрением, во всем желая найти пользу материальную, ощутимую. Видимых дел требуют они и от Церкви и даже от святых. «Отвергнись себя» - требует Спаситель от Своих последователей. Суровостью и безжалостностью к себе, к своей плоти с ее греховными наклонностями и страстями, преподобный Даниил победил самолюбие, эту матерь страстей. Ведь своя боль всегда ближе, именно самолюбие не дает нам возможности открыть сердце приходящему к нам брату. Жалея себя, мы, как улитки, закрываемся от боли, скорби, нужды ближнего. При этом сердце наше закрывается не только для ближнего, но и для Бога. Только отвергнув себя, победив всякую жалость к себе, святые получали доступ к Отцу Небесному, принимали в свое сердце всякого человека, и живущий в этом  сердце Дух Святой оживотворял и утешал каждого.

…Путь его в Сибирь был долгим. «Шел он вместе с преступниками в кандалах, которые хотели с него снять, но он не позволял снимать и называл их карманными часами», - повествует в своем «Сказании о старце Данииле» инок святой горы Афон Парфений – насельник русского Пантелеимоновского монастыря. По свежим следам, через 10 лет после Даниловой смерти собрал он сведения о праведнике.

Определили преступника на Боготольский винокуренный завод  на вечные каторжные работы, где он перенес много издевательств. Особенно ненавидели его за приверженность к молитве. Однажды зимней порою пристав Афанасьев посадил обнаженного узника на крышу своего дома и велел из машин поливать его водой, сам же насмешливо кричал снизу: «Спасайся, Даниил, ты же святой!» Как тут не вспомнить крики толпы, обращенной к распятому Спасителю: «Других спасал, так пусть спасет себя, если Он… Божий избранник»

Узник безропотно терпел все издевательства, полагая, что за грехи свои достоин куда большего наказания. Но когда после очередных измывательств над его жертвой приставу развернуло голову так, что лицо оказалось позади, а затылок встал на место лица, он испугался не на шутку, воспринял это как кару Божию и попросил прощения у смиренного каторжника, которого постоянно обзывал святошей. На что Даниил без обиды ответил ему: «Бог тебя простит, ибо я еще большего наказания достоин, потому что я – клятвопреступник». Вероятно, он имел в виду отказ от воинской службы.

После новых злоключений и неоднократной молитвенной помощи каторжника, уверовав в святость Даниила, его недавний мучитель вообще отпустил узника на волю, написав в донесении губернатору, что тот неспособен к работе.

Старец переселился в город Ачинск и попросил себе келью самую маленькую. Потом перешел он в дом купца Алексея Хворостова, строителя Казанской церкви. У него также построил келью и жил в ней несколько лет.

«В эту келлию двоим поместиться было нельзя. – повествует далее инок Парфений, - Трудно было занятие его: он трудился по ночам копая в огородах, чтобы никто его не видел; также и в поле косил и жал хлеб до совершенного изнеможения, потом немного отдыхал и вкушал пищи. Пища его была – ржаной хлеб с водою или картофель, которого он никогда не чистил. В последние годы он жил в деревне Зерцалах у крестьянина. Здесь уже келья у него была совершенный гроб, в которой он пребывал нагой, а платье свое оставлял в сенях, ибо в ней только мог поместиться на коленях для молитвы к Господу Богу. Окно кельи было в медный гривенник. Из нее он по целой седмице не выходил; светильника и лампады никогда не зажигал, но беспрестанно находился в молитве; иногда занимался и рукоделием: в сенях шил простую одежду, но платы за то не брал, разве хлеба для пищи. Милостыни не принимал и не давал, потому что нечего было подавать; жил в совершенном нестяжании, подобно птице: работал безмездно, к бедным ходил жать и косить, обычно в ночное время, чтобы мало его видели. Всегда он говорил: «лучше подавать, нежели принимать; а ежели нечего подать, то Бог и не потребует. Нищета Бога ради  лучше милостыни. А милость может оказать и неимущий: помоги бедному поработать, утешь его словом, помолись о нем Богу, - вот чрез сие можно любовь оказать ближнему»».

Однажды, приехавший за советом и наставлением к Даниилу епископ Иркутский Михаил, захотел отблагодарить старца, дав ему денег для лампадного масла. Старец отказался: «Лампадку для чего мне иметь, когда в душе моей тьма? А когда бывает в душе моей свет, тем более мне не нужна лампадка, - ей и без того светло и радостно»

«Носил он более двадцати лет тяжкие железные вериги и березовый пояс, который уже врос в тело его, с которым и похоронили его. Впрочем, не задолго до смерти, вериги он с себя снял. Спрашивал его один духовный его сын: «отче, для чего ты снял вериги?» Он ему ответил: «любезный мой брат, потому я снял с себя вериги, что они уже не стали приносить мне пользы: тело мое так к ним привыкло, что не чувствует ни тяжести, ни болезни. Посему и не стали они приносить никакой пользы душе моей. Ибо только тогда бывает полезна вещь, или подвиг, или добродетель для души, когда она наносит скорбь и обуздание телу. А люди видят на мне вериги, да и думают, что я, нося их, через это приобретаю себе великую пользу, тогда как они уже совсем мне бесполезны. Пусть лучше говорят, что Даниил ныне уже разленился и вериги с себя скинул: это будет для меня полезнее. А ты не соблазняйся обо мне».

Молитва у него текла из сердца, «как река эдемская», часто прерывая его разговор. Все разговоры и слова его были растворены слезами и любовью. Тело его было как восковое, лицо приятное и веселое, с малым румянцем. По целой седмице и более не вкушал он пищи, часто исповедовался и причащался святых Таин».

«Когда он удалился с завода, народ начал приходить к нему, так как еще на заводе он всех удивил своею жизнью. Посему и обращались к нему: одни, чтобы принять благословение на какое либо дело, другие – испросить душеполезный совет, а иные приходили только посмотреть на него, да и то за великое почитали, ибо он такую имел благодать, что кто только его увидит, весь изменяется, хоть бы и закоснелый был грешник: вдруг зарыдает, и признает свои грехи, и просит наставления».

Этого брата Даниила (так он себя велел называть при жизни своей) современники его почитали земным ангелом и небесным человеком. Он имел от Бога великие дарования: некоторые поступки его давали причину думать, что он знал дела и помышления других людей, прозревал отчасти и будущее. Говорил он больше в притчах и намеками, чтобы понятно было только тому, кому говорил; а иногда и прямо, если это было полезно…

Из книги «Казанскому собору 175 лет»


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Христос воскрес!

Царей могучих Повелитель,

Он - весь смиренье, весь - любовь,

За грешный мир святую кровь

Пролил как ангел - искупитель!

Христос воскрес!

Он людям дал

Завет святого всепрощенья,

Он падшим милость даровал

И за святые убежденья

Велел страдать, как сам страдал!

Христос воскрес!

Он возвестил,

Что на земле все люди - братья,

Он мир любовью обновил,

Он на кресте врагов простил,

И нам открыл свои объятья!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Пусть эти радостные звуки,

Как пенье ангелов с небес,

Рассеют злобу, скорби, муки!

Соединим все братски руки,

Обнимем всех! Христос воскрес!

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно:

Исполнен мир Его чудес

И славой несказанной.

Хвалите сонм бесплотных сил

И ангельские лики;

Из мрака скорбного могил

Свет воссиял великий.

Хвалите Господа с небес,

Холмы, утесы, горы!

Осанна! Смерти страх исчез.

Светлеют наши взоры.

Хвалите Бога, моря даль

И океан безбрежный!

Да смолкнет всякая печаль

И ропот безнадежный!

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть попрал навеки!


ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ

Вопрос: Господь Сам нетерпим ко всякому злу и ко всякому греху, и стремится искоренить его совершенно. Вот по этому подобию это свойство вложено и в человеческую натуру. Из этого следует, что истинно верующий человек ненавидит зло...Но как быть - если это зло, порок полностью овладевает твоими ближними? Терпеть? Не является ли это снисходительностью к греху и злу? Я понимаю, что праведный гнев направлен против греха, а не против человека. Но ведь грешный человек (мирской, не стремящийся к Богу, к покаянию...) он полностью порабощён греху и неразрывно с ним связан...

Ответ: Господь, будучи Сам Всесовершенным, умеет терпеть несовершенство. Даже в творении мира – не в мгновение, а в шесть дней, усматривается долготерпение Божие. Бог как бы дает время творению самому осознать свое несовершенство, откликнуться на призывающее «веяние Духа Божия». Господь долготерпелив к нам и совершаемому нами злу, зная, что «помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8, 21). И человек, чем ближе к Богу, а значит к совершенству – тем он будет более терпим к несовершенству окружающих его людей. Мы не можем и не должны смириться, примириться со злом в ближнем, посчитать его нормой. Но должны терпеть и врачевать его. Чем? – Любовью. Причем, любовь эта может быть и строгой.

Не был ли ответствен Христос за своих ближайших учеников – апостолов? И смотрите, какое долготерпение, какой такт Он проявляет по отношению к Иуде? На Тайной вечери Он обличает Иуду, давая понять, что Ему известен замысел предателя, тем самым не оставляя в небрежении его злого намерения, показывая отеческую заботу о нем, призывая к покаянию, - и в то же время обличает так кротко и тактично, что другие об этом даже не подозревают!

А как бережно относились к ближним святые отцы!

Авва Исайя: «Откуда могу знать, угоден ли я Богу, чтоб сказать брату: поступи так или иначе, - сам нахожусь еще под игом покаяния по причине грехов моих»

Авва Пимен: «Когда мы прикрываем согрешения братии, Бог покрывает наши согрешения; когда же мы обнаружим согрешения брата, тогда и Бог откроет согрешения наши»

Преподобный Исаак Сирин: «Покрой согрешающего, если это не приносит тебе вреда; этим ты ободришь его к покаянию и исправлению, а тебя будет поддерживать милость Владыки твоего.

Немоществующих и опечаленных сердцем утверди словом и всеми средствами, находящимися в твоей власти, и та десница, которая носит все, будет поддерживать тебя.

Прими участие трудом молитвы и скорбью твоего сердца в огорченных сердцем, и отверзется источник милости пред прошениями твоими»

Святитель Иоанн Златоуст: «Душа, если принужденим хотя раз будет приведена в стыд, впадает в нечувствительность, и после того уже не слушается и кротких слов, не преклоняется и угрозами, не трогается и благодеяниями…»

На вопросы отвечал священник Казанского собора иерей Сергий Пигасов

Свои вопросы вы можете задать на форуме сайта Казанского собора aksobor.ru


ПИСЬМА

Игумена Никона (Воробьева)

Дорогие ... , поздравляю вас с Праздником праздников и Торжеством из торжеств!

Да подаст вам Господь радость и веселие, и здравие душевное и телесное, да оградит от всякого зла и по смерти введет в вечную Пасху, где нескончаемое блаженство в общении с Самим Господом и со св. Ангелами, и со всеми святыми.

Но торжество Воскресения Христова наступило после Голгофы, и будущее вечное блаженство не может наступить для нас, если и мы не претерпим своего креста земной жизни без ропота.

Привет и поздравление вам и всем знающим и помнящим меня.

Н. 1949 г .

*  *  *

Дорогая М.! Мир тебе!

Жаль, что ты так страдала зубами. Очень сочувствую тебе. Жалею также, что не сумела приехать. Не обижайся на слова мои, что тебя, дескать, Господь не допустил. Конечно, если бы воля Божия была, то ты несомненно приехала бы. Значит, пока еще воли Божией нет. Я тебе всегда говорил, что надо тебе понемногу отрываться от привязанности излишней к вещам и вообще к миру, и смиряться пред К. и матерью, а ты все хочешь по-своему. Пусть будет хуже сделано, зато душа останется покойной. Что пользы весь мир приобрести, а повредить душе, а ведь речь идет только о картошке, помидорах, луке, а не о всем мире. Да ведь еще и неизвестно, когда больше получишь, вернее сказать, известно, что получишь больше тогда, когда станешь смиряться и ради Бога уступать, во всем предпочитать пользу души, угождение Господу, а не своему разуму и тщеславию, и настойчивости.

Сдерживай свой гнев, проси у Господа сил и способности не прогневлять Его, вспоминай чаще, какое бесчестие и какие муки претерпел Господь ради нашего спасения, а мы чем отвечаем Ему?

Если мы носим Его имя, то где наши дела во имя Его? Не противоречат ли они тому, что должно быть? А раз так, то будем без ропота терпеть хоть находящие скорби, если не налагаем на себя вольных подвигов, если не исполняем заповедей. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов и не себе угождайте...

Прости меня за огорчение. Привет и б. К., и всем вам.

Н. 1949 г .

*  *  *

Дорогая м.В.!

Радуйтеся о Господе! Мир Вам!

Жалею, что Вы слабеете, хотя и все мы идем к тому же концу. Будем благодарить Господа за то, что Он избрал нас из мира сего, отделил от него, взял в Свой удел. Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Господи, пробави милость Твою до конца! – Отдели и по смерти нас от врагов Твоих, хотя мы и недостойны этого, но по милосердию Твоему не отвергни нас от лица Твоего! Сподоби и нас со всеми святыми во веки веков благодарить и славословить Тебя за непостижимые милости Твои роду человеческому и нам, непотребным рабам Твоим! Слава Тебе, Отче, Сыне и Душе Святый во веки веков. Аминь.

Да благословит вас Господь, да укрепит и возвеселит радостию духовной.

Прошу усердно ваших святых молитв.

Недостойный Н. 1956 г .

*  *  *

Христос Воскресе!

Поздравляю всех вас с днем Света, Мира, Радости, залога будущей вечной жизни и блаженства! Да подаст вам Господь Иисус Христос мир душевный и разум духовный к познанию пути спасения, и силу к шествию по нему. Наипаче же да подаст всем нам смирение и покаяние.

Надеюсь увидеться с вами, о чем напишу в свое время.

И. Никон, 1954 г .


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

ЧТОБЫ ДЕТИ СЛЫШАЛИ НАС…

Нет нужды говорить о величайшей важности для человека послушания вообще, и, тем более, для только вступающего на дорогу жизни. Но как воспитать в детях послушание к тем правильным и добрым советам, которые им дают родители?

Прежде всего необходима согласованность действий между родителями: нельзя одному разрушать того, что строит другой. Ничто столько не укрепляет ребёнка в своенравии, как если один из родителей даёт ему то, в чём другой отказывает. Так должны поступать и другие члены семьи — старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки.

Любовь к ребёнку очень часто выражается у нас безусловным исполнением его воли. Однако не нужно забывать о том, что настоящая любовь может быть только там, где всё делается на благо человеку. И величайшим благом для ребёнка будет воспитание его настоящим человеком — человеком, умеющим бороться со своими недостатками, умеющим уступать и помогать другим, умеющим брать ответственность на себя и быть способным на самопожертвование. Возможно ли достижение такой цели при непрестанном потакании?

Родители должны видеть, что можно разрешить ребёнку, какое его желание естественно, а какое непозволительно. И в том, что непозволительно, нужно уметь отказать. Отказ не подразумевает неуважительного отношения к ребёнку, окрика или грубости, вовсе нет. Наоборот, это следует делать сдержанно, но одновременно строго. Жаль только, что зачастую мы запаздываем с этими мерами! Это нужно делать с самого раннего возраста — мы же сначала даём пищу детскому своенравию!

Следующий важный момент: предъявленное к ребёнку требование должно быть доведено до конца. В противном случае не будет никакой последовательности в воспитательных действиях родителей! К сожалению, подобный факт приходится очень часто наблюдать в наших семьях. В качестве примера расскажем один случай. Родители не разрешают ребёнку смотреть что-либо по телевизору. Но вот наступает день рождения мамы, счастливые супруги встречают гостей, им не терпится пообщаться с друзьями, и… детям разрешается смотреть всё, что они пожелают — лишь бы не мешали! А теперь зададим вопрос — будет ли после этого ребёнок слушаться родителей?

Следует обратить внимание и на то, что ребёнка необходимо приучать к вежливому тону при высказывании каких-либо пожеланий и просьб. Недопустимо, чтобы дети своевольно делали распоряжения. Детей необходимо учить высказывать свои просьбы спокойно — дети должны уметь просить, а не требовать.

Ещё один важный совет родителям — поступайте так, чтобы ваши дети имели к вам почтение. Почтение к родителям заложено в детях от природы, но очень часто мы, взрослые, разрушаем его. Может ли ребёнок почитать родителей, если он видит их в вечной ссоре и брани?! Может ли он относиться к нам с почтением, если мы делаем то, что ему запрещаем, от чего хотим его уберечь!

И последнее — мы, взрослые, должны стремиться к тому, чтобы не только запретить что-либо ребёнку, но, прежде всего, ПОМОЧЬ ему выполнить запрет. Он же только начинает жить, он, естественно, не знает ещё, как ему справиться с собой! И эти пути оказания помощи ребёнку мы должны непрерывно искать — в отдельных случаях они будут различными!

Из газеты «Пантелеимоновский Благовест»


О благодарности

Священник Константин Пархоменко

Дорогие ребята!

Я хочу поговорить с вами о благодарности. «Ну вот, - скажете вы, - опять о том, что не нужно забывать говорить «спасибо»…

Не совсем о том. Я хочу поговорить о благодарности Богу. В древней книге поучений, в которой собраны примеры из жизни святых старцев, есть такой рассказ:

Один прозорливый старец, сидя в монастыре на общей трапезе, где всем подавали одинаковое кушанье, - обратите внимание - одинаковое! увидел, что монахи подносят ко рту разное. Один - ложку меда, другой - кусочек хлеба, а иной - пучок травы…

Удивленный этим старец усердно молился Господу, прося ему открыть, что бы это значило. И ему было открыто: Тем, кто с благодарностью Богу принимают все, что с ними происходит, и ту же самую обеденную похлебку, тем Господь дает почувствовать и в пустой похлебке сладость меда. Кто забывает благодарить Бога, но, впрочем, старается все же быть Ему благодарным, чувствует вкус хлеба. А кто всем недоволен, все время бурчит, что все ему плохо.., для того и хорошая еда имеет вкус травы…

Поэтому открыл Господь подвижнику: чтобы жизнь наша была светлой и радостной, чтобы мы чувствовали «сладость» жизни, за все нужно благодарить Господа, как говорит апостол: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Коринфянам 10, 31). (Рассказ из Пролога, 4 авг.)

Вот этот рассказ, если мы хорошо над ним подумаем, дает нам ответ на очень важный вопрос: почему нам иногда кажется, что все у нас плохо, жизнь трудная и грустная, ничего не хочется делать, мы унываем.

Потому что мы не хотим видеть во всем, что в нашей жизни с нами происходит, заботливую и добрую руку Отца Небесного. Все, что окружает нас, - прекрасный, драгоценный дар Божий. Улыбка мамы, щебет птиц, запах леса, речка, в которой купаемся, кружка молока, которую выпиваем утром… Все, что вокруг нас, если присмотримся, замечательно, прекрасно! Благодарим мы за это Бога? Радуемся ли?

Нет: мы часто, давайте признаемся себе, думаем только об одном: как получить побольше удовольствий. Покатались на карусели – тянем папу к другой и ноем, что мало. Едим мороженое - а в голове мысль не даёт покоя: удастся ли выпросить второе. Посмотрели фильм - и сердимся, что мало, мы бы еще серию-другую посмотрели, а родители гонят.

Многие дети, да и не только дети, а и взрослые (потому что из неблагодарных детей вырастают неблагодарные взрослые) живут в этом мире и все время думают: как бы получить от жизни побольше.

Но христианин должен жить не с такими мыслями. Христианин за все, что у него есть, за все, что с ним происходит, должен благодарить Бога и радоваться.

Однажды ко мне в передачу, на радио позвонил человек и сказал: «Я, батюшка, хочу поделиться радостью. Я так счастлив, Господь мне столько радости дает: друзья, любимые люди которые меня окружают…». Я его попросил: «Расскажите о себе». Он: «Я, вообще, слепой…»

Закройте на минуту глаза. Не на три секунды, а на минуту, пять минут. Представьте, что так все время. Даже страшно становится. А вот этот человек радуется!

И скажите, он счастлив? Более счастлив, чем тот, кто уныло смотрит по сторонам, все видит, но его ничто не радует, потому что ему всего мало?

Вот так и мы, дорогие, давайте будем ценить то, что нам дал Господь. И благодарить Его за все. И тогда наша жизнь станет светлой и сладкой.

священник Константин Пархоменко.


Пасхальная ночь

Протоиерей Сергий Четвериков

Пасха - самый большой праздник для православных верующих.

В пасхальную ночь в церкви служится замечательная пасхальная заутреня. Жалко, что не все дети бывают на ней. Она напоминает как бы светлый царский пир.

Мне кажется, что в России раньше только маленькие дети да больные и старики оставались в пасхальную ночь дома. По всем русским дорогам, в городах и селах, спешили люди в эту ночь к храмам. А около церквей горели костры, смоляные бочки, в городах плошки и цветные фонарики. Говорят, что пасхальная ночь - такая безмолвная и тихая, как ни одна другая ночь в году. Все молящиеся зажигают свечи и ждут, когда священники в светлых ризах, с крестом, иконами и хоругвями выйдут из церкви - для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма и как бы прийти к запечатанному гробу Спасителя.

На пасхальной службе читается замечательное Слово Святого Иоанна Златоуста, вселяющее надежду и проникнутое необыкновенной любовью к людям:

„И все, кто, был благочестив и боголюбив,- пусть наслаждается этим добрым и светлым торжеством.

И все, кто был благоразумен,- пусть войдет в этот день в радость Господа своего. Если кто потрудился и постился - пусть получит сегодня награду. Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые - пусть одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своем убожестве - потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет - потому что в этот день Бог дал людям свое прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христа".


Символика пасхального стола

Всякую праздничную трапезу Типикон называет "великим утешением братии". Пасха, которая по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств", предполагает особенно обильную и разнообразную трапезу. Однако, разрешая это утешение, Церковь все же не особенно одобряет изысканные, требующие многих компонентов и сложных в приготовлении блюд, считая изыски кулинарии проявлением греха чревоугодия. На пасхальном столе должно быть нескольких простых, недорогих, но необыкновенно вкусных блюд, которые несут в себе глубокое символическое содержание.

С началом первой седмицы поста заботливые хозяйки начинают копить луковичное перо, которое лучше всякого импортного порошка окрашивает яйцо в самый правильный густой красно-коричневый цвет. Раскрашивание пасхального яйца — это самое настоящее искусство. Художники-миниатюристы способны изобразить на выпуклой поверхности храмы и монастыри, фантастические букеты, небесные светила, моря, леса, степи и горы, святых и ангелов. Только вся эта живопись — влияние Запада, а настоящее пасхальное яйцо всегда красится луковичным пером!

Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к довольно позднему апокрифу, в котором говорится об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением Римского кесаря.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт Церкви. Символическое значение яйца как начала новой жизни было известно и ранее. Христиане увидели в этом символе подтверждение своей веры в грядущее всеобщее воскресение. Красный цвет пасхального яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь, которая одна только может сокрушить ад!

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: "Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира" (Ин. 6, 48-51). Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Онтологический статус артоса не позволяет добавлять в него ничего лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических веществ. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

Однако в пасхальном куличе, этом артосе, перенесенном на праздничный стол, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества, готовность услышать любую молитву, придти на помощь последнему грешнику.

Наименование Господа Иисусом Сладчайшим в одном из древнейших акафистов помогает понять символику пасхального кулича.

Столь же ароматной и преукрашенной является еще одна непременная принадлежность пасхального стола — творожная пасха, которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном Писании символику. Земля, где в кисельных берегах текут молочные реки, является одним из наиболее распространенных архетипов, характерных для самых разных культур. Молочные реки в кисельных берегах были вековечной мечтой русского крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных песнях.

Господь, обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу "землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед" (Исх. 2, 7). Эта характеристика земли обетованной сохраняется на протяжении всего повествования о Пасхе — переходе евреев из Египта в Палестину. Она является прообразом Царства Небесного, путь в которое для верующего человека еще более труден, чем сорокалетнее путешествие иудеев. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, удостоенных спасения и вечного пребывания перед престолом Божиим.

Таким образом, творожная пасха — это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является бесконечным длящимся временем, бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец" (Апок. 21, 22).

Священник Михаил Воробьев


Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ