ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 2 февраль 2011 г.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

(Св. Иоанн Кронштадтский)

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром.

(Лук. 2:29)

Настоящий праздник Сретения Господня называется так потому, что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме четыредесятодневного Младенца, Господа Иисуса Христа с Пречитою Его Материю, взял Его на руки и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля (Лук. 2:29-32). Дивный был этот старец и по своей святости, ибо Дух Святой всегда пребывал в нем, и по своему просвещению и по своей старости, — ему было триста шестьдесят лет. Можно сказать, что сверх закона естества чудесно хранила его столь долго благодать Божия.

Вот что церковная история рассказывает об этом святом старце. Когда Птоломей, царь Египетский, живший почти за 300 лет до Рождества Христова, основатель славной Александрийской библиотеки, захотел перевести Библию с еврейского языка на греческий, то послал с просьбою о том к иудейскому первосвященнику. Первосвященник из числа Израильтян избрал семьдесят мужей мудрых и искусных, как в том, так и в другом языке. Между ними находим и праведного Симеона. Занимаясь переводом книги пророка Исайи, когда Симеон достигнул пророчества: Се Дева во чреве зачнет и родит Сына (Исайи 7:14), усумнился, и остановясь, рассуждал сам с собою — как девица может родить сына? Потом взял нож и хотел в своей рукописи изгладить пророчество. Вдруг является ему Ангел Господень и, удержав его руку, говорит ему: веруй тому, что написано. Ты сам узришь событие величайшего таинства, ибо не увидишь смерти, доколе не узришь имеющего родиться от пречистой Девы Христа Господня.

Утвердившись на словах Ангела и пророка, с того времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и постоянно молился Богу. Когда родившийся Спаситель после четыредесяти дней Богоблагодатной Матерью принесен был во храм, тогда Симеон, познав свыше, что сей младенец есть обещанный Спаситель и Матерь Его есть Святая Дева, на которой исполнилось пророчество Исайи, с благоговением и радостью принял в объятия свои Господа и произнес сказанные слова. Потом, возблагодарив Бога, давшего утешение Израилю, испустил дух свой. Вот почему Господь столь необыкновенно продолжил дни его, т. е. для того, чтобы ему дожить до того года, в который родился безлетный, безначальный Бог во плоти. Мы имеем счастье и блаженство не меньше Симеона, даже больше; ибо устами и сердцем мы приемлем Господа Иисуса Христа, когда причащаемся Его Таин.

По какому случаю установлен праздник Сретения Господня? Ибо он не вскоре после вознесения Господа на небо и по сошествию Святого Духа был установлен, как некоторые другие праздники: Пасха, Рождество, Крещение, Вознесение и Пятидесятница, а спустя почти 500 лет по Рождестве Христовом. Вот по какому случаю: во дни злополучного царствования Юстиниана, в последних числах октября в Константинополе и в окрестных странах открылось моровое поветрие и свирепствовало столь сильно, что наконец умирало людей тысяч по 10 ежедневно, и в некоторых местах оказалось такое запустение, что некому было погребать мертвых. А в Антиохии, сверх этой язвы продолжались ужасные землетрясения, несколько раз повторявшиеся, разрушавшие домы и Церкви, и множество народа погибало под их развалинами. Между прочими обрушилось здание храма, когда Евфрасий, епископ Антиохийский приносил бескровную жертву в нем. Город Помпеополь до половины разрушен, а другая половина его поглощена землею с тысячами жителей. Для отвращения этого гнева Господня, по особому откровению некоторому святому человеку, установлено торжественное празднество Сретения Господня. И как только, февраля 2 дня (15 февраля по н.с.), начали всенощное бдение с крестным ходом, в тот час язва миновала, мор перестал, землетрясение укротилось. Вот какой гнев Божий навлекают на нас и на самую землю беззакония наши, безверие наше, нерадение наше о спасении, неблагодарность, злонравие и жестокосердие наше.

О, страшное чудовище — грех! о всегубительное чудовище — грех! Будем всемерно бегать от этой стоглавой гидры, змеи. Будем убивать грехи в себе самих! Будем непрестанно каяться. Возлюбленные, без поста, покаяния и молитвы, как воину без оружия, христианину нельзя победить живущего в нем греха. Аминь.


АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ

Молитва за близких

 Желать спасения каждому человеку на земле, молиться не только о родных и близких, но и о незнакомых нам людях и даже о врагах – Святое Евангелие называет это делом любви и вменяет в обязанность всякому христианину.

 У многих из нас, к сожалению, существует неверное представление о молитве за ближних. Нам представляется, будто молитва за ближних далеко не столь полезна, как молитва за себя, будто она имеет гораздо меньшее значение. Мы воспринимаем молитву за других людей, как некую трудную обязанность – и только. Однако если бы мы знали, насколько важна, насколько необходима молитва за ближних – и для тех, за кого молятся, и для тех, кто молится, – если бы мы это понимали, то охотно, с большой радостью молились бы всякий раз, когда нас об этом попросят. Более того, мы сами просили бы у своего духовника разрешения молиться за любого человека, нуждающегося в молитвенной помощи.

 Преподобный Силуан Афонский говорил, что Бог даёт нам молитву за других людей для того, чтобы помиловать их: "Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь даёт скорбь о ком-нибудь и желание молиться о нем, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придет скорбь о ком-либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя, хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога". Он говорил об этом неоднократно, значит, это являлось его глубоким, опытным убеждением.

Богу угодно, чтобы мы молились не только за себя, но и за других людей. Поэтому каждый раз, когда мы чувствуем тревогу за какого-то человека, например, за дитя, которое болеет или скорбит, – это знак того, что Господь хочет подать помощь этому человеку через нас, через наши молитвы.

Нужно заметить, что молитва за ближних для нас - это не просто одно из возможных проявлений любви, но наша обязанность. Ведь любовь к ближнему - это заповедь Господня. И молитва за других – это высшее проявление любви, это духовная милостыня. Есть милостыня телесная, но духовная – несравненно выше, настолько, насколько и душа выше тела. Если мы не молимся о ближних, не радеем о такой молитве, то тем самым отвергаем возможность наилучшим образом исполнить заповедь о любви к ближнему.

Заповедь о молитве за других людей содержится, в первую, очередь в Евангелии. Сам Господь в молитве, которую Он дал Своим ученикам, заповедует, чтоб мы молились не за себя только, но и за других, ведь мы говорим "Отче наш", а не "мой". В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: "Молитеся за творящих вам напасть и гонящия вы" (Матф. 5, 44). Спаситель заповедал нам молитву о врагах, но не значит ли это, что мы тем более должны молиться за наших друзей?

Ни один человек не должен думать: "Я не могу молиться за других людей, это выше моей меры". Это ошибочное мнение, если Бог заповедал нам молиться за других, то это нам и по силам.

Подтверждают эту мысль и высказывания преподобного Силуана Афонского: "Возможно, что кто-нибудь подумает: как же я буду молиться за весь мир, когда сам за себя не могу молиться? Но так говорят те, кто не познал, что Господь слушает наши молитвы и приемлет их. Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько Милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем, и только Дух Святой открывает нам Его великую любовь"... "Раньше я думал, что Господь творит чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его".

Итак, главное, чтобы наша молитва совершалась со смирением, с надеждой не на наше личное преуспеяние, а на милость Божию. Так молиться способен каждый из нас, и к такой молитве и нужно себя понуждать.

Как правильно подавать записки "О здравии" или "О упокоении"

Что такое помянник и церковная записка

Церковная записка, подаваемая "О здравии" или "О упокоении", - это сравнительно недавнее явление.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.

Церковная молитва - эта та молитва, о которой Господь сказал: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19-20).

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего... "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков" (1 Тим. 2,1).

Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним" (Иак. 5, 14).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.

- Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец Иоанн.

- Помолитесь, - продолжала просить женщина. - Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.

Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:

- Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.

Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:

- Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.

Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

Кого нужно и можно поминать в записках

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, - "О здравии".

Понятие "здравие" включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: "молитесь друг за друга" (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

Так учит Священное Писание: "прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 1-4).

Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: "Поминайте наставников ваших" (Евр. 13,7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи : "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5,8).

За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: "отдавайте всякому должное... Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим. 13,7-8).

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих - великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем - и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, - "О упокоении". В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших - и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу - Господа Иисуса Христа. "Живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим. 14, 8-9).

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.


Святой мученик Трифон

14 (1 по ст. стилю) февраля

Светские праздники мы воспринимаем по-разному: кто-то радуется возможности сделать ближним что-то приятное, остаться в общем русле праздника и посочувствовать торжествам, кто-то подмечает, как многие праздники стали настоящим коммерческим культом, поднимающим продажи крыс, запредельно дорогих роз и всевозможных сердечек. Кто-то ломает голову, пытаясь оградить детей от того, что спешат устроить в школах не разобравшиеся во всех заграничных праздниках учителя, принуждая детей чуть не с первого класса подыскивать себе возлюбленных для поздравлений, кто-то и не помнит этих светских дат.

В мире сегодня день святого Валентина, ставший, после процесса политкорректных замен просто Валентиновым днем. Такая популярность праздника для нас должна иметь одно ясное следствие, говорил американский священник о. Джон Бокман, видя то, во что вылился сегодня день св. Валентина, мы, православные, просто обязаны почитать его память, вспоминая о том, что он претерпел страдания за Христа и отдал жизнь свою за Него. Мы должны помнить его не как организатора свадеб и сводника, что, кстати, не находит подтверждения ни в одном житии обоих известных нам мучеников, а как мученика Христова. Моли Бога о нас, святый мучениче Валентине!

Но в нашем календаре сегодня совсем другая дата – день памяти святого, особенно любимого на Руси и известного своей скорой помощью и ответом на наши молитвы. Святой мученик Трифон.

Почему люди отходят от Бога, или об исповедничестве XXI века

автор: Святейший Патриарх Кирилл

Это было в XVI веке при царе Иоанне Грозном. И чудо было очень простым, почти домашним, семейным, человеческим. Потерялся у царя сокол во время охоты, которого он любил. И поручил царь Иоанн Грозный найти эту птицу одному из своих слуг. Несчастный юноша по имени Трифон никак не мог выполнить приказ царя и, сильно помолившись своему небесному покровителю, во сне имел видение, как некий юноша на коне указывал ему место нахождения потерянной птицы. И, пробудившись от сна, нашел ее в том месте, где позже была построена известная московская церковь.

Какая удивительная связь: XVI век, Москва, Русь ? и век III, Малая Азия, Римская империя. Другой юноша по имени Трифон жил в то время. История донесла до нас мало сведений о его жизни. Но был он личностью совершенно незаурядной. Он прославился тем, что исцелял людей силой Господа Иисуса Христа. Он был христианином, лечил и исцелял людей, и совершал другие удивительные деяния. Например, когда на его деревню напали некие опасные насекомые, способные истребить весь урожай, то по молитвам Трифона это нашествие было остановлено, и урожай был спасен.

История доносит до нас сведения о том, как силой Божией Трифон исцелил душевно больную дочь Римского императора. Он помогал многим, и, конечно, прославился среди людей.

В III веке ко власти в Риме пришел император Декий. И всего-то он правил два года, но успел за время своего правления оставить страшный кровавый след на теле народа. Он решил по примеру некоторых своих предшественников поднять гонения на христиан. И, конечно, тут же чей-то указующий перст был направлен на Трифона ? христианина, известного во всей округе.

И когда потребовали от Трифона отказаться от веры, он не отказался. Перед тем как казнить, власти подвергли его страшным мучениям. Его тело рвали железными крючьями, но это казалось недостаточным мучителям. И тогда к этому истерзанному телу стали подносить открытый огонь, прикасаться раскаленным металлом. И даже этих страшных мучений оказалось мало гонителям. Они приказали вбить в стопы святого железные гвозди, и требовали, чтобы он шел на этих гвоздях.

Никакие самые страшные муки не могли сломить святого Трифона. И тогда повелел правитель отсечь ему голову. Склонился мученик со смирением и духовной силой перед палачом, но Господь взял душу святого Трифона, до того, как меч коснулся его тела.

Какая удивительная история. Для нас, современных людей, даже картину этих мучений представить трудно. Но ведь все было именно так. И возникает вопрос о том, какой же силой святой Трифон переносил эти страдания?

Многим из нас приходилось обжигаться, кому обо что: о горящую ли свечу, об утюг. Знаем, как реагируем в таком случае: резко отрываем руку от раскаленного предмета. Потому что нестерпимая боль ? даже мгновение кажется вечностью. Но как же можно было терпеть прикосновения огнем к разорванному крюками телу, и даже не кричать?

Но найдите сейчас такого сильного человека, который выдержал бы эту пытку, который не издал бы ни одного звука. Такого человека найти невозможно, потому что боль, которая была нанесена мучителями святому Трифону, превышает возможность человеческой психики справиться с этой болью. Эта боль уже за пределами человеческих возможностей. Какой же силой преодолевал святой Трифон эту беспредельную боль? И ответ, конечно, только один ? силой Божией.

Мы почитаем святых мучеников, не за их терпение, потому что никаким человеческим терпением невозможно справиться с мучением. Мы почитаем святых мучеников за то, что через их мучения и страдания явлена всем нам великая и спасающая сила Божия. Пример мучеников помогает нам понять, что означает сила Божия, применительно к человеческой жизни, человеческой личности. И мы видим на этом примере, как Бог возвышает человека, как Он делает его сильным и непобедимым, как Он дает ему способность сопротивляться злу, гонителям, и даже самой страшной боли. Мученики предстоят нам, как действительно герои духа, и мы со смирением преклоняем перед ними нашу главу, мы молимся им, как живым примерам того, что Бог совершает с человеком, когда человек открывает свой ум и свое сердце навстречу Богу.

Кто-то может сказать, что ну да, чего только в истории ни было, какие только подвижники, герои ни жили в стародавние времена. А вот выйдем мы сейчас из этого храма, окажемся в центре большого города. И как это трудно — все то, что мы слышали сегодня в храме о святом мученике Трифоне, соотнести с этим нашим опытом жизни в современной стране, в столичном городе.

На самом деле все то, что было актуально во времена святого Трифона, не теряет своей силы, своего значения и смысла сегодня. И обстоятельства жизни, внешне меняясь, остаются теми же. Человек живет со своими страстями, грехами, слабостями, и одновременно, каждому человеку, даже самому грешному подается помощь, благодать и сила, если человек способен принять это и желает принять.

И одновременно для того, чтобы стать исповедником веры христовой, чтобы быть верным Спасителю, не обязательно доказывать это физическими мучениями. Конечно, велик соблазн был, когда гонители веры предлагали христианам либо отказаться от Христа и обрести спокойную жизнь, вернуться в свои дома, жить так, как живут все, или принять страдания и мученическую смерть.

Но ведь и сегодня есть соблазны, которые предлагают нам либо остаться со Христом и переносить испытания, идти узким путем по жизни, или отказаться от Него и идти широким путем, по которому идут почти все, ни о чем не думая, наслаждаясь жизнью, видя главную цель своего бытия, чтобы жить богато, чтобы больше потреблять благ.

Сегодня никто не требует от нас испытывать физические страдания, чтобы доказать верность Спасителю, но искушения сегодняшнего дня не меньше, чем тех древних лет. Как сильно звучат слова Господа, обращенные к апостолам, а через них и ко всем нам: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убити, но бойтесь тех, кто душу способен погубить в геенне огненной».

И сегодня от христианина требуется такое же мужество, терпение, сила воли, но самое главное — доверие Господу и принятие Его в свое сердце, чтобы противостоять соблазнам жизни. Как во времена Трифона требовались терпение, и воля, и сила веры, чтобы вынести физические мучения за Господа и Спасителя. И сегодня от нас требуется вера во Христа и верность Господу. И требования сегодняшнего дня не меньше чем тех древних дней. Только искушения и соблазны более утонченные.

Сегодня нет выбора между верить ? не верить, сегодня никто не требует отказаться от Господа, никто не наказывает нас за то, что мы посещаем храмы, крестим своих детей, открыто проявляем свою религиозность. И, тем не менее, в этих условиях религиозной свободы другие искушения — не меньшие, а, может, даже утонченнее и сильнее воздействуют на наше сознание и нашу волю, отрывая от нас Господа.

Все хорошо знают, что во многих процветающих богатых странах, на которые нам показывают пальцем, как на пример для подражания, происходит массовый отход людей от веры, и не потому, что их кто-то гонит, и не потому, что быть верующим опасно. Совсем нет. Стоят открытые храмы, есть высшие богословские заведения, много семинарий и духовных школ, но все это стоит пустым, народ уходит из храмов. И страны, которые еще недавно называли себя христианскими, сегодня боятся или не желают сказать о том, что они христианские страны. Сегодня даже слово Рождество, которое является в этих странах самым известным праздником, изгоняется из обихода, а в некоторых странах даже запрещают публично ставить рождественские елки, потому что они напоминают о Рождестве. И ведь никто никого не принуждает силой.

Какой же силой отрываются человеческие души от Бога? Соблазном, указанием ложных жизненных путей. Как они представляют иные ценности и цели жизни, когда и не столько говорят, но сколько показывают привлекательность жизни не по закону духа, а по закону плоти. Вот эта жизнь по закону плоти, по похоти человеческой становится идеалом жизни. Ешь как можно больше, вкуснее, делай то, что хочешь, наслаждайся жизнью, нет никаких условностей, зачем нужно хранить чистоту семейных отношений, целомудрие ? все это пережитки прошлого. Живи по закону инстинкта.

И как же просто человеку жить по этому закону! Не требуется никаких волевых установок, не требуется никакого самоограничения, не требуется никакого контроля ? все возможно. И люди с легкостью, без всякой идеологической пропаганды, без всякого насилия, без всякого принуждения постепенно как бы обволакиваются этой страшной и губительной трясиной, которая засасывает, как бездонное болото. Человек не успевает даже понять, что с ним происходит, а он уже там, в той трясине, где нет кислорода, где нет жизни.

Вот этот образ жизни, стандартной мысли, эта жизненная философия является великим соблазном для молодежи. И ведь на эту ложную и опасную идею работают сегодня СМИ, эти красивые глянцевые журналы с рекламами, которые погружают нас в нереальный, несуществующий виртуальный мир. Но ведь как они притягивают взор, как они возбуждают человека, как они толкают человека на то, чтобы он покупал что-то новое, непременно другое, чтобы он стремился к тому, чего у него еще нет!

Вся эта индустрия, направленная на поддержку ложных ценностей и целей убивает душу, засасывая в трясину, в болото, где нет духовного кислорода, необходимого для жизни человека.

Легко ли противостоять всем этим соблазнам, особенно в том молодом возрасте, как вот эти мальчики и девочки, которые сегодня с нами? Когда на них обрушивается пропаганда, так легко отходящая к человеку, как бы без всякого конфликта захватывающая его ум и его сердце. Совсем нелегко. Никогда нелегко идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное. Но, только идя по этому пути, мы дышим кислородом веры, мы напитываем свою душу силой, мы становимся непобедимым, как был непобедим мученик Трифон.

Быть христианином сегодня ? это значит быть исповедником веры без видимых физических усилий каждый день. И в этом исповедничестве великий подвиг. И, конечно, сердце радуется, когда в Отечестве нашем, в исторической России, мы видим переполненные храмы. И молодежь нашу, которая идет по пути веры. Радуется сердце и к Богу возвышается молитва, чтобы никакие соблазны, никакие искушения не остановили это поступательное движение нашего народа, который пройдя через физические мучения за веру, сегодня понимает смысл того, что означает быть христианином. И мы должны высоко нести это звание христианина, для того, чтобы пример христианской жизни был сильнее соблазнов, которые обрушивают на нас современные СМИ. Чтобы пример христианской жизни был притягателен для людей, чтобы этот пример помогал понять, в чем, собственно, состоит смысл человеческой жизни. Чтобы с этим осознанием являлась нам сила Божия, укрепляющая нас на нашем жизненном пути. Аминь.


Притча о мытаре и фарисее

Свт. Феофан Затворник

«Два человека вошли в Храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9-14).

"Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному. Ибо вот фарисей кажется и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом.

Непостижимо для нас, как так - творение добрых дел, или праведность, для нас обязательны, как необходимое условие спасения, а между тем мы не можем основывать на них сей надежды своей: но сколько бы ни было у нас правых дел, все их должны счесть недостаточными и для восполнения их прибегать к другим средствам.

Непостижимо сие для нас, но так есть. Христианин в чувстве сердца своего должен носить глубокое убеждение в своем непотребстве при всей праведности, или при всем обилии добрых дел, о которых однако ж, должен ревновать неусыпно. Так спасались все, которые спаслись, и оставили нам в своем примере указание возможности таких чувств и побуждение к возгреванию их в себе самих. Посмотрите на покаянные молитвы, кои суть излияние душ святых Божиих, прославленных Церковью. Как они там осуждают себя перед Господом!... И следовательно, есть возможность в душе сознавать себя непотребным, несмотря на всю видимую чистоту души или исправность и честность поведения.

Приди, припади и всплачься пред Господом, сотворившим нас, с верою в Господа нашего Иисуса Христа, Своею бесценною кровью, пролитою на Кресте, омывающего все грехи наши и Своею беспредельною святостью восполняющего все недостатки наши. Ревнуй о добродетели, сна не давай очам, чтоб не пропустить случая к добру, не допустить недоброго чувства и не ослабнуть в ревности: но надежду спасения всю полагай в Господе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1 Кор.1,30)".


МЫСЛИ СВЯТЫХ ОТЦОВ

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Воздавай почтение ближнему как образу Божию, почтение в душе твоей, не видимое для других, явное лишь для совести твоей. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, - и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь».

«В каждом из нас глубоко сидит дух осуждения: по гордости, по самомнеию, высокомерию, по злобе и другим страстным побуждениям мы постоянно ищем и находим у ближнего множество недостатков, ошибок, погрешностей.  Замечено: когда ближний не принимает обличения, то такая слепая ревность производит памятозлобие и мстительность против него, а когда ближний покоряется, - то рождает тщеславное самодовольство».

«Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он, или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать перед Богом – себя».

«Будь бескорыстен пред Богом. Никак не позволь себе ожидания благодати: это – состояние и учение находящихся в самообольщении, отпавших от Истины. Стремись узреть грех твой и возрыдать о нем: это твое дело. А Бог сделает Свое дело, потому что Он верен, дал обетование и исполнит его. Благодать – Его! Дать ее – Его дело. Не сочти свои ризы чистыми, достойными духовного брачного чертога, сколько бы ты их ни обмывал: судия твой – Бог».

«Сердце, усиливаясь вкусить божественную сладость и другие божественные ощущения, и не находя их в себе, обольщает, обманывает, губит себя, входя в область лжи, в общение с бесами, подчиняясь их влиянию, порабощаясь их власти»

«Общий признак состояний духовных – глубокое смирение и смиренномудрие, соединенное с предпочтением себе всех ближних, с расположением, евангельскою любовью ко всем ближним, со стремлением к неизвестности, к удалению от мира...»

«Истинное утешение может низойти от одного Бога. Земные развлечения только заглушают скорбь, не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою. – Напротив того, утешение от Бога уничтожает печаль сердечную, в ея корне – в мрачных помыслах безнадёжия».

«…лучше быть грешником и видеть себя таковым, нежели быть по наружности праведником и почитать себя таковым».

«Те люди Богу свои, тем своим людям Он дает крепость, которые сохраняют верность к Нему в произволении в то время, как немощь их производит нарушение верности в делах… Встаньте в ряды грешников, припадите в смирении к стопам Христовым, предаваясь воле Его, поручая Его воле ваше настоящее и будущее».


ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ

Вопрос: Сейчас христиане по-разному относятся к словам Нагорной проповеди Спасителя. Одни считают их руководством к жизни, другие почитают за красивую сказку, а иные и не принимают, считая, что жить по ним неправильно. Прокомментируйте, пожалуйста!

Ответ: Для меня раньше казалось, что ответ на этот вопрос – очевиден. Но однажды, на семинаре в техникуме отраслевых технологий, после моего выступления одна учительница сказала примерно следующее: «Христианство - это тормоз прогресса. Оно мешает. Из-за него все беды в России. Оно растит мягкотелых и бесхребетных. Моих детей я так учить не буду». Для удобства комментария представим ответы на вопрос о Нагорной проповеди в таком виде: Слова Нагорной проповеди для меня:

1. Руководство к жизни. Стараюсь применять.

2. Не применяю по немощи, но сожалею об этом. Считаю, что так жить правильно.

3. Красивая, но нереальная сказка                                    

4. Считаю, что они требуют толкования: напр. кому и что дать (не всем же, кто попросит!) и т.д.                                     

5. Считаю их вредными. Из-за них у нас и жизнь плохая. Учить своих детей так не буду.

Первый путь – это путь христианский, тесный и прискорбный путь христианского совершенства. Это крестный путь смирения, победы над страстями, любви. Это путь святости. Им шли все святые. Принятие заповедей Христовых в качестве безусловного руководства к действию создает в духе человека подъемную силу к совершенству. А тормозов у нас предостаточно. Среди них и страсти, и "здравый смысл", и "чувство меры", и мудрость мирская. Человек никогда не сможет в точности исполнить то и так, что и как повелел Христос. И осознание этого всегда будет подвигать человека к покаянию, смирению, молитве и новым попыткам жить по-христиански. Это как в притче: «Что нужно для спасения – взять огромный камень и занести на гору. А как же я его занесу, если его и 10 человек не поднимут? А ты приложи все свои силы, а далее Господь все сделает за тебя».

Второй путь – путь человека, сочувствующего христианству. Это путь положительный. Вектор его направлен в нужную для спасения сторону. Это может быть и ответ совершенного в добродетели христианина, по смирению считающего себя еще не вставшим на путь спасения. Но таковых ныне маловато…

Третий путь – путь человека неверующего, или пока неверующего. Если Господь коснется его сердца – все может перемениться очень быстро.

Четвертый путь. Этот путь самый опасный. Это путь не просто реформирования христианства, но его полного уничтожения. Это путь искусственного расширения указанного Спасителем пути. Это путь страшнее сектантства, которое в свою очередь опаснее открытого неверия, так как обнадеживает спастись, враждуя с Церковью, а путь «толкования» обнадеживает спастись, думая, что ты в Церкви.

Это путь самоуспокоенности. Пьяница всегда найдет повод для выпивки и никогда не посчитает себя алкоголиком. Так действует любая страсть: человек жадный всегда найдет способ не дать просящему: «он пропьет», «он меня обманывает», «он должен сам работать – здоровый, иначе разленится», «он просит не на добро, «мне сейчас как раз деньги нужнее, вот подкоплю…» Человек злой всегда найдет способ любого личного врага перевести в разряд «общественного зла». «Он ведь не только меня обижает, но и других может обидеть, он опасен для общества, нужно пресечь его зло, да и для него будет лучше, если я его вовремя остановлю и т.д. и т.п.». Если бы так думал Серафим Саровский, он бы зарубил тех разбойников, которые на него напали в лесу… И самое страшное - совесть при этом спокойна! Этот путь никогда не приведет к смирению и спасению!

Еще это - путь духовного иудейства. Здесь толкование заповеди иного рода. «Это все сказано правильно, но не для меня. Я избранный, я иду по жизни особым путем, и на меня эти ограничения не действуют, так как я выполняю особую миссию Божию. Это путь для толпы, черни и гоев».

Четвертый путь - это путь антихриста. Я считаю, что именно этот путь ведет к воцарению антихриста, а не «происки врагов». Враги у России всегда были и всегда будут. Россия сильна Православной верой и Богом, Который хранит ее за эту веру. А вот если гниль заведется в тех, кто считает себя христианином – ее уже не вылечить. Можно и в Церковь ходить, и услаждаться пением и службой, и молитвы «вычитывать», и в пост мясо не есть, и при этом быть врагом Христовым.

Пятый путь – явных врагов Божиих. Путь открытой вражды на Христа, путь хулы на Духа Святого. Здесь все понятно.

Вопрос: Здравствуйте!

Скажите, пожалуйста, чем отличается понятие "за что" и "зачем"?

Обычно, когда человеку плохо - он спрашивает у Бога: "За что мне это всё, за что ты меня наказываешь?" Но я знаю, что правильно задавать вопрос:  "Зачем?"

Объясните, пожалуйста, в чём суть?

    

Ответ: Здравствуйте, Евгения!

Вопрос "за что" некорректен уже потому, что нас всегда есть "за что" наказать. И если бы Господь каждый раз наказывал нас, когда мы провинились, на нас места живого бы не осталось.

Думаю, что вопрос "за что" также уместен для человека, живущего духовной жизнью. Нужно ведь разобраться и понять, что именно я сделал неправильно. Но обычно в интонации вопроса "за что" содержится вызов и недоумение. Как правило, его продолжение, если даже мы его не озвучили, находится в наших мыслях " я ведь..." Ну а далее у кого какая фантазия. "Такой хороший", "всем помогаю", "ничего плохого не делаю", "живу как все" - вариаций много.

Вопрос "зачем" более правилен. Дело в том, что Господь наказывает именно "зачем", так как его наказание всегда имеет в виду наше исправление. Бог по жестокости не наказывает. Святые даже говорят, что человек, которого вразумительное наказание Божие не может чему-то научить - может прожить всю жизнь без наказания.

На вопросы отвечал священник Казанского собора иерей  Сергий Пигасов.

Свои вопросы вы можете задать на форуме сайта Казанского собора aksobor.ru


Игумен Никон (Воробьев)

ПИСЬМА

Дорогая матушка В.!

Мир Вам и благословение Божие и радость от Господа! Спаси Вас Господи за молитвы о мне. Я чувствую их. Очень бы рад был, если бы Вы приехали сюда отдохнуть. Наверное, Вы скучаете, как уехала М. Что делать? Будем готовиться к будущей вечной жизни, где не будет никаких скорбей и разлук.

М.В., найдите житие Паисия Величковского и в этой книге писания старца Василия, с. 72–134, кажется, о молитве Иисусовой. Если почувствуете молитву в сердце, то всегда будет хорошо.

Писать некогда. В. расскажет о нашей жизни.

Матушка, Вы меня никогда ничем не обижали. За указания спасибо, я всегда рад, когда указывают на мои ошибки.

Привет всем, всем и благословение Божие. Храни Вас Господь. Надеюсь летом увидеться с Вами.

Привет и благодарность М.К. Напрасно она думает, что я ее забыл. За каждой службой поминаю ее и всех козельских. Привет о.С., о.М., мат.А. и всем.

* * *

Дорогая, родная м.В.!

"Ищите прежде всего царствия Божия и правды его". Своею ли силою человек обеспечивает себя? Если трудитесь в телесном, должны трудиться и в душевном. Сердце свое так же, вернее, больше нужно обрабатывать, чем огород. Если человек платит наемным рабочим, ужели Господь оставит без платы тех, кто Ему будут работать? А как Ему работать? – Вы знаете все. Надо и помолиться, и внимать себе, бороться с помыслами, не ссориться из-за пустяков, уступать друг другу, хотя бы и дело пострадало (потом выиграете во много раз больше), скорее мириться, открывать помыслы, чаще причащаться и прочее.

Можно ли совместить это с работой? Если по немощи не все, то многое можно. А в неделании надо хоть сокрушаться и через это приобретать смирение, но никак не оправдываться, ибо через самооправдание мы лишаем себя возможности к росту духовному. Если же не делаем того, что должны, да еще не терпим обид и скорбей, и через то не сокрушаемся и не смиряемся, то не знаю уж, что и сказать. Чем мы будем лучше неверующих тогда? Поэтому и прошу вас всех: потерпите обиды, укоризны, несправедливости людские, понесите тяготы друг друга, чтобы хоть ими восполнить недостаток делания духовного. Главное – надо осознать себя достойным всяких оскорблений и скорбей ("достойное по делом нашим приемлем").

Вам известно, что в последние времена будут спасаться скорбями. Разве мы исключены из этого закона? Недаром Св. Отцы советовали чаще, ежедневно по многу раз, вспоминать о смерти, о Суде, о необходимости дать отчет Господу за каждое дело, слово, помышление, за лукавство, за привязанности к миру, за тщеславие, за все тайное, ведомое только Господу да нашей совести. И вы чаще вспоминайте об этом.

Дорогая м.В, может быть, я еще соберусь приехать к вам после Троицы. Господь да благословит вас всех. Скворец кланяется всем, если кого обидела, просит прощения.

Н. 1950 г .

* * *

Дорогая К.!

Жительство наше на небесех, скоро и ты пойдешь туда. Зачем так предаешься суете и скорбям земным? Все это пройдет. Когда будет тебе тяжело, то вспомни, что даже Матерь Божия претерпела в земной жизни такие скорби, каких мы не могли бы и вынести. На Ее глазах распяли Господа Иисуса Христа. Каково было Ей терпеть! Все друзья Спасителя кончили мученической смертью. А мученики?..

Триста лет лилась кровь христианских мучеников. А преподобные отцы и матери сколько понесли всяких трудов?

От тебя же Господь требует очень немного: веруй Господу и терпи маленькие скорби, которые вполне тебе по силам (Господь лучше тебя знает твои силы). Терпи и не ропщи. А если поропщешь, то покайся, попроси у Господа прощения, и Господь простит.

Терпи, милая, спасайся, копи капитал для будущей жизни, меньше придавай значения земным делам и скорбям. Прости меня и помолись, чтобы Господь и меня спас. М. здорова, все вспоминает вас и жалеет.

Н.

* * *

Дорогой ... !

     Хоть задним числом, но поздравляю тебя с днем Ангела и днем рождения. Я неважно чувствовал себя последнее время и никак не мог заставить себя взяться за перо.

     Тебе стукнуло 25 лет. Ты уже взрослый человек. В молодости все делают большую ошибку, откладывая на будущее, что следовало бы сделать теперь с напряжением всех сил.

     А в результате время уходит, человек стареет, условия могут измениться к худшему, часто изменяет здоровье – и человек не сделает того, что должен был сделать, к чему призывал его Господь, что ясно было и разуму, и сердцу. Остается только одно – сожалеть о прошлой бесплодной жизни и приносить покаяние.

     Возникают мысли: если бы можно было снова начать жить, то я уж не сделал бы многих ошибок. Это совсем не верно. Как в зерне яблони заключена вся яблоня в потенции, а не осина, так и каждая индивидуальность есть нечто неизменяемое в своей сущности.

     Можно и должно менять внешнюю эмпирическую, ветхую сторону на новую по заповедям евангельским.

     Поэтому можно вывести общее правило: в любом возрасте, в любых условиях, при любых занятиях надо поступать по Евангелию. Тогда не будет ошибок, не будет позднего сожаления и раскаяния. От исполнения евангельских заповедей личность человека, его образ Божий, его ноуменальная сущность будет расти, осознавать себя как образ Божий, противопоставит себя внешнему миру, станет выше его. Он установит реальную, вполне осознаваемую и чувствуемую связь с Богом и настолько твердую, что никакие и бури, и ветры мира сего не поколеблют его.

     Вывод из этого многословия: с сегодня начинай внимательно следить за собой, не нарушай, по возможности, ни малейшей заповеди евангельской: языком, зрением, слухом, осязанием и проч., и проч.

     Кто будет верен в малом, тот получит власть над многим. И не осуждай никого. Берегись при этом тщеславия, как самой ядовитой змеи, которая может убить и уничтожить все духовное, что ты приобрел.

     Вот тебе мой завет в день твоего 25-летия на всю остальную жизнь. Какова она будет по внешности – буди воля Божия, но всегда надо быть и деятельностью, и мыслями, и сердцем – с Богом. Тогда все будет хорошо. Ты видишь, как очевидно меняется буквально днями все мирское. Самое твердое – наука – сегодня отрицает вчерашнее. Искусство стало продажным, служит страстям. На людей положиться нельзя. Только в Боге твердость и разум, и мир, и радость, и скала непоколебимая против моря житейского.

     Как бы я хотел, чтобы ты принял эти слова не слухом только, но и всей жизнью. Это дало бы тебе спасение, свободу от людей и от обстоятельств и мирную жизнь среди бурь житейского моря. Говорю от всего сердца и от всей силы моей. Советую подумать – и действовать. Ведь это же заповедал Сам Господь Иисус Христос! Я только напоминаю тебе. Если верим в бытие Божие и в Сына Божия, то должны верить и словам Его, как непреложному закону, исполнение которого дает и мирское благополучие, и спасение.  Аминь.

Н. 29/III–63 г.

* * *

Дорогая душа!

Мира и спасения желаю тебе!

     Да вразумит тебя Господь на все доброе. Меня несколько беспокоит твое отношение ко мне. Ты увлекаешься и готова приписать мне такие добрые качества, каких во мне вовсе нет. Это вредно тебе и в дальнейшем может служить для тебя причиной ненужных огорчений. Не увлекайся. Будь спокойна и ровна в отношениях и проси Господа и Матерь Божию, чтобы Они внушали мне ли, или другому говорить тебе полезное на спасение души, ибо что значит человек?

     Я дал тебе согласие и теперь подтверждаю, что готов поделиться с тобой всеми своими знаниями и опытом, если это угодно Богу. Вернее, помочь найти для нужных случаев ответ не свой, а Св. Отцов. Поэтому ты должна смотреть на меня не как на отца, а, скорее, как на старшего спутника на одном пути. Я не имею дерзновения быть отцом духовным, как это было раньше, ибо сам нуждаюсь в руководстве и только по гордости и самоволию не мог подчинить себя никому. Прости меня.

Затем предупреждаю тебя, чтобы ты не верила снам. Вот ты видела меня хорошим, а обязательно увидишь много раз в самом отвратительном виде, чтобы родилось в тебе недоверие. Ты понимаешь, откуда и для чего? Вот почему не верь ни хорошим снам, ни дурным, если хочешь избежать многих неприятностей.

Относительно приезда должен тебе сказать, что сейчас находятся у меня гости. Когда они уедут, я извещу тебя. А может быть, и самому придется побывать по делам в С., тогда поговорим. Так что подожди приезжать. Хотелось бы и мне навестить о.Ф. Передай ему от меня искреннюю благодарность за его молитвы о мне, грешном. Если будет угодно Богу, то привезу опять подарок ему. Прошу его ради Бога не забывать и впредь меня в своих св. молитвах. Тебя я всегда поминаю и желаю от Господа всякой милости. Будь спокойна. Если возникнет какое недоумение в духовном делании, то пиши или запомни, чтобы при свидании разобрать его. Да хранит тебя Господь и Матерь Божия и благословит всяким благословением небесным.

Я здоров, доволен и благодарен Богу., лучшего не желаю, лишь бы этого не лишили. Да будет во всем воля Божия. Если есть деньги, то от меня израсходуй на о.Ф. частями 100 руб., я тебе их верну.

Н. 15/IV–49 г.


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

«Господи, Благослови!»

Каждое утро, когда мы просыпаемся, должны сложить три пальчика вместе — большой, указательный и средний, а два пальчика — безымянный и мизинец — прижать к ладошке, осенить себя крестом и сказать: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день. Сохрани от всех врагов, видимых и невидимых».

А какие у нас могут быть враги? Злые собаки, нехорошие люди, демоны. Точно так же обращаемся к Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю, благодарим за прошедшую ночь и просим благословения на сегодняшний день. Встанем перед святыми иконами и сделаем три земных поклончика.

Надо приучать себя с детства молиться и благодарить Господа. Собрались идти на улицу играть или в школу — всегда нужно встать и помолиться: «Господи, благослови!» Пришли из школы или с прогулки: «Господи, благодарю Тебя». Садимся делать уроки: «Господи, благослови». Кончили писать: «Господи, благодарю». Идем в магазин: «Господи, благослови». Всегда и на всяком месте надо обращаться к Богу.

А когда спать ложимся, надо прочитать молитву «Да воскреснет Бог» и поцеловать крестик, потому что Христос был распят на кресте за наши грехи. Поцеловали крестик, перекрестили подушку и ложимся в постель со словами: «Господи, благослови». Засыпаем и просыпаемся с молитвой.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)


Как рассказать малышу о Боге?

Из записок воспитателя детского сада

Обучая детей в детском саду, я на опыте убедилась в непреложности педагогической истины, что высшие психические функции ребенка, в том числе мышление и речь, развиваются полноценно лишь когда развитие ума не отрывается от развития души. Если этого нет, то легко заметить, что происходит сужение границ интеллектуальных возможностей ребенка (слово «интеллектуальный» мне хочется понимать, как это означено в словаре Даля: «духовный, умственный, разумный»). Преподаваемый при этом материал усваивается медленнее и быстрее стирается из памяти обучаемого, как погибает семя, посаженное в неудобренную почву.

Конечно, понимание этой проблемы с точки зрения Православия ко мне пришло не сразу. Потребовались годы учебы, христианского образования через участие в таинствах Церкви, чтение литературы и, наконец, получение благословения на катехизаторскую деятельность духовного отца.

Помню мои первые шаги в Церкви и в работе по специальности. До катехизаторства было еще далеко... Я работала первый или второй год в логопедическом саду. Воспитатели в группе были моложе меня, со средним педагогическим образованием. И вот как-то в начале учебного года, когда логопед проводит обследование речи детей, я, зайдя в группу за очередным ребенком, подошла к девочке, звали ее Лена, и предложила пройти со мной в кабинет посмотреть игрушки. Лена наотрез и даже как-то вызывающе отказалась. Я и так, и сяк — безрезультатно. Это было тяжелым ударом по нервам и самолюбию: осрамилась перед девчонками, только что вышедшими из педучилища, не справляюсь с детьми, теперь, возможно, меня не оформят на постоянную работу (я была временно взята, устроиться логопедом тогда было очень трудно). И вот эта, казавшаяся мне серьезной ситуация подтолкнула меня к молитве, я стала просить Господа помочь мне. Поразмышляв и помолившись в своем кабинете, я как-то успокоилась, появилась уверенность. Я вошла в группу, подошла к этой самой Лене и сказала: «Ну, Леночка, пойдем со мной». И девочка, как овечка, пошла. С тех пор мы с ней стали друзьями, для меня это было и чудом, и обретением молитвенного опыта.

И еще один случай, тоже мне запомнившийся. В группе был мальчик Сережа, поведение его было классически негативным, то есть в прямом смысле: сядь — он встанет, встань — он сядет, и т.п. Занятия срываются, я в раздражении и в смущении — не могу справиться с ребенком пяти лет. Но тот первый опыт обращения к Господу за помощью не забылся. Я снова стала молиться о вразумлении — как быть. И постепенно во мне возникла уверенность, что Сережа вовсе не виноват, просто по какой-то причине через него действует сила зла, противления, причиняющая и ему немало огорчений, так как его постоянно наказывали, не любили взрослые, а дети смеялись над ним, дразнили. У меня появилась жалость к мальчику. Когда началось очередное занятие с группой детей, Сережа снова стал проявлять свою негативность: прошу картинки, лежащие на столах, придвинуть к себе и перевернуть, — он все делает наоборот: отодвигает, крутит ими, а в глазах такой злой огонек, смотрит на меня с издевкой, как бы ожидая, что вот я взорвусь, накажу, накричу, а он будет и в наказании сопротивляться, а дети будут веселиться, смотря на это представление. Но тут получилось нечто неожиданное и для Сережи, и для детей. Я ласково посмотрела на Сережу и с искренней жалостью к несчастному мальчику сказала: «Сереженька, тебе опять плохо?» Кто-то из детей, уже зная, как обычно разворачиваются в таких случаях события, уже начал хихикать, но я сказала: «Дети, это совсем не смешно и такое может с каждым случиться, и это очень тяжело и даже больно, когда ты делаешь не то, что тебе хочется, не то, что надо, а наоборот». В глазах Сережи появилось выражение совсем другое — заинтересованность и даже доверчивость. «Подойди ко мне, Сережа, я знаю, как тебе плохо». Мальчик подошел, я его обняла, погладила по голове, спине. Он совсем обмяк, стал обычным ребенком, с хорошим, ясным взглядом. Мы с ним договорились, что я буду ему напоминать, как себя надо вести так, чтобы никто не подумал, что он больной, не такой как все человек. И дети будут помогать — не смеяться, не дразнить, а подойдут, ласково посмотрят в глазки, спросят, может, Сереже хочется поиграть с чьей-то игрушкой. С того занятия пошло хотя и медленное, но верное выздоровление Сережи.

В разных ситуациях на занятиях или вне их я стараюсь серьезно и ответственно говорить с детьми о Начале всех начал — Боге Творце, учу обращаться за помощью к Тому, Кто может дать все, при том что это послужит на благо.

Поражает способность ребенка 4–6 лет со значительным отставанием в развитии адекватно и с радостью воспринимать сообщения о жизни в Духе Святом. Иногда одного занятия, в структуру которого включены такие сообщения, бывает достаточно, чтобы дети стали умнее, духовнее, интеллектуальнее.

Святые отцы говорят так: «Если учишь другого, а сам не делаешь, то ты до основания разрушаешь тот дом, в котором ты живешь». Я глубоко задумалась. Многое из того, что я говорю детям, я в своей жизни не исполняю, хотя и желаю этого всей душой, прошу помощи у Бога. Дети всегда улавливают, когда им говорят то, что самим человеком не прочувствовано, а если им приходится слышать такое часто, то вырастают в конце концов лицемеры и фарисеи. Не знаю, права ли я, но все-таки учу детей тому, каким должен быть христианин. При этом я искренно признаюсь в своей несостоятельности, если это действительно так, и говорю: «Вот, дети, я с детства привыкла раздражаться, не знала, что это плохо, и до сих пор не могу избавиться от этой дурной привычки — греха. Помолитесь обо мне, чтобы Господь помог мне и чтобы мне не погибнуть». Слова эти действуют всегда благотворно, смирение учителя потрясает ребенка, при условии, если дети любят и уважают его. Пример покаяния и смирения глубоко оседает в уме, действуя положительно и на душу.

В заключение надо уточнить, что катехизаторская работа ведется мною в обычном, хотя и логопедическом, детском саду с детьми, ничего не знающими о Боге и Церкви, живущими в современной более или менее американизированно-компьютеризированной атмосфере. Поэтому в преподнесении учения о Христе и Его Церкви я стараюсь по мере сил быть разумно-рассудительной, чтобы не переусердствовать, превысив меру возможностей детей и их родителей.

В наше время государство стало ближе к Церкви, что повлияло и на родителей, и на воспитателей-педагогов, и теперь они могут без боязни в рамках Православия участвовать в процессе оздоровления себя, детей, и тем самым — народа нашей страны.

Несомненно, что катехизаторская деятельность с детьми не должна проводиться в отрыве от такой же деятельности с их родителями.

* * *

Было занятие по грамоте. Задан вопрос, кто-то поднял руку, кто-то ответил, но неправильно. Один мальчик, Максим, очень ответственный, старательный, но плохо успевающий, никак не может сообразить, что надо ответить, весь напрягся, брови свел, даже побледнел от умственных усилий, потом вдруг сложил пальцы для крестного знамения, перекрестился — и личико его сразу просветлело, засияло, он вскинул руку и ответил правильно. Педагог вместе с Максимом и всеми детьми порадовались такой скорой помощи Божией. Думается, что этот опыт останется на всю жизнь и у Максима, и у его товарищей.

Такие опыты — самые ценные, они запоминаются на всю жизнь.

* * *

Как-то Вовочка сообщил: «У Максима сегодня очень болел живот, а я молился». — «И живот перестал болеть?» — «Нет». — «Что же это?» — сокрушенно сказала педагог, не найдя что ответить. «Ну не сразу же», — вразумил ее Вовочка. «Конечно, не сразу, — радостно подхватила она, — некоторые люди всю жизнь молятся, чтобы Господь им что-то даровал, а иногда и не получают, потому что не полезно им это». «Да, конечно, — степенно ответил Вовочка, — может, не то просят».

* * *

Дети, если любят педагога, стараются делать, а особенно говорить так, как он их учит. Чтобы нравственно-религиозные беседы не стали для них лишь пищей для ума, чтобы они не применяли эти знания лишь на словах, не стали фарисеями, книжниками и лицемерами, нужно быть внимательным и осмотрительным при произнесении слов о Боге. И обязательно проверять, как знания действуют в жизни ребенка.

Чаще проводить беседы, где ребенок должен задуматься. Как стать хорошим человеком? Дети хорошо, правильно отвечают. «Хорошо вы все говорите, правильно — самое главное написано в Библии, надо ее читать. Но ведь не все, кто читает Библию, добрые люди. Почему так происходит — один знает всю Библию, а поступает дурно, а другой читать не умеет или Библии не имеет, а поступает хорошо?» Дети сосредоточено думают, но ответа дать не могут, конечно. «Потому что Бог — в сердце человека. Человек должен всегда слушать, что ему Бог в сердце говорит: хорошо он делает или плохо. Вы вот умненькие дети и, конечно, знаете, что такое хорошо и что такое плохо. Но вот бывает, что знаете — плохо это, так говорить или поступать нельзя, а все равно говорите и поступаете. Почему? Сердце не послушали, а в сердце Бог вам говорит — плохо! плохо! не делай этого! послушай меня! Ведь было с вами так?.. Значит, самое главное — не только знать, а выполнять, слушаться Бога — или слушая Его голос в сердце, или помня Его заповеди. Ведь наше сердце часто бывает таким, что Бог там не может находиться — так много там плохого: завидуем, злимся, грубим, назло что-то делаем, считаем себя лучше всех и т.д. Вот тогда надо слушать Бога через Библию — прочитать и стараться все выполнять, как там написано. И всегда поступать хорошо, даже если за это побьют».

* * *

Алеша всегда с большим вниманием слушал краткие беседы или высказывания педагога о Божественном. Но вдруг педагог заметила, что на последних занятиях, когда речь заходит о Божественных истинах, он как-то мрачнеет, становится беспокойным. И наконец Алеша высказался: «Мама говорит, что это все глупости и ничего этого нет. Все это выдумки». Да, серьезное выступление. Как помочь Алеше вновь обрести веру? — Разные люди, Алеша, думают и чувствуют по-разному. Но от этого ничего не меняется: остается в этом мире добро, есть зло. И это так и есть. Мне бы очень хотелось, чтобы и ты, и твоя мама верили и знали, что есть Бог и Он любит всех. И тебя, и твою маму. На предыдущих занятиях ты ведь с интересом слушал и соглашался со всем, что я говорила о Боге, и личико твое было светлым и радостным, а глазки сияли как звездочки. И мне приятно было смотреть на тебя. Ты еще не крепко веришь, поэтому первое столкновение с тем, кто не верит, для тебя тяжело. Тем более это мама. Да еще какая мама — любящая! Мама тебя так любит, что если ты не будешь с ней спорить, а просто будешь молиться Богу о ней, чтобы Господь ее просветил, то так и будет. Твоя чистая, горячая молитва о любимой маме будет услышана. Я подарю тебе книжку о том, какая крепкая вера была у одного мальчика и как эта вера спасла его отца. Почитай ее сам, а если трудно, попроси маму или кого-то из взрослых. А главное, сам поверь и не грусти, не сомневайся.

После моих слов Алеша как-то успокоился, скорбная складочка между бровями расправилась. В дальнейшем он снова с интересом и верою воспринимал все мои сообщения.

А через два года, когда Алеша уже был в школе, а к нам в детский сад поступила его сестричка Машенька, мы узнали от нее, что мама окрестила и Алешу и ее, о чем Маша сообщила с радостью при подготовке к празднику Рождества Христова.

М.С. Брызгалова, врач-логопед, воспитатель детского сада

Полный текст вы можете найти на сайте orthomama.ru в разделе «Маковка» >> «Воспитание» >> «Дети и вера»


РЕЦЕПТЫ БЛИНОВ НА МАСЛЕНИЦУ

И вот, на Масленицу зовем гостей и сами навещаем родных и близких, вспоминаем об обиженных, обездоленных, со всеми примиряемся, просим прощения ради Христа. Помня, что устав о пище в Неделю Сырную  уже не дозволяет мясную пищу, делаем богатый, разнообразный стол, чтобы всех утешить и порадовать.

РЕЦЕПТЫ БЛИНОВ

Блины обыкновенные

Мука 2,5 стакана

Яйца 4-5 шт.

Сахар 100 г .

Масло 200 г .

Молоко 3-4 стакана

Для обыкновенных, тонких блинчиков тесто готовят из муки, молока, яиц и соли. Для начала нужно отделить желтки от белков. Затем растереть желтки с сахаром, понемногу вливая в полученную смесь молоко. Следом добавляют соль и растопленное, разогретое сливочное масло. Осторожно всыпают муку и размешивают до получения однородной массы (главное, чтобы не было комочков!). В последнюю очередь добавляют пену взбитых белков. Блинчики выпекаются на смазанных маслом раскаленных сковородках.

 

Блины с припеком

Блины с припеком - так называют блины, в которых запечены какие-либо продукты: рубленые вареные яйца, грибы, измельченные овощи и пр. Т.е. блины с припеком - это своего рода пирожки-пельмени из блинного теста и "предки" закрытой пиццы. Пекут эти блины обычно таким образом: на сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин слегка подрумянивается, кладут на него начинку ("припек") и заливают его новой порцией теста так, чтобы "припек" оказался внутри блина. Затем переворачивают блин на другую сторону и слегка обжаривают.

 Сырные блины

Мука 2,5 стакана

Яйца 5 шт.

Сахар 100 г .

Масло 200 г .

Молоко 3 стакана

Соль 3/4 ч. л.

Сыр 300 г

На мелкой терке натереть сыр. Отделить желтки от белков. Взбить желтки с молоком, добавив туда же тертый сыр, муку, соль. Взбить белки и добавить полученную белковую пену в тесто. Обжаривать в масле до получения золотистой хрустящей корочки. При этом блинчики должны быть небольшими.

 

Картофельные блины:

Мука 1,5 стакана

Яйца 2 шт.

Сахар 100 г .

Масло 200 г .

Молоко 3 стакана

Картофель 400 г

Лук репчатый 1 головка

Соль и черный перец

Смешать молоко и яйца, муку и приправы. Тщательно вымесить, дать тесту постоять. В это время нарезать лук, натереть картофель и затем добавить их в тесто. Блинчики нужно делать небольшими, как оладьи, и обжаривать их на сливочном масле на медленном огне до золотисто-коричневой корочки.

 Украинские блины

Из 300 г пшена сварите вязкую кашу. Когда она остынет, протрите сквозь сито. К 0,5 стакана молока добавьте ст. ложку сливочного масла, доведите до кипения, всыпьте 1 стакан муки и заварите густое тесто без комков. Остудите его до температуры 30°С, введите дрожжи, разведенные в теплой воде, накройте полотенцем и поставьте в теплое место. Когда опара подойдет, добавьте кашу, 1 стакан молока, 2 желтка, растертые с 2 ст. ложками сахара. Посолите, влейте еще 2 стакана теплого молока и опять поставьте в тепло. Как только тесто подойдет, добавьте взбитые в пену белки и выпекайте блины.

Оладьи с сыром

сыр типа рокфор или стилтон раскрошенный - 4 ст. ложки

масло сливочное - 4 ст. ложки

мука пшеничная - 300 г

молоко - 225 г

кукуруза консервированная - 500 г

яйцо - 4 шт.

перец черный молотый, соль

Из муки, яиц, молока, соли и перца замесить жидкое однородное тесто. Добавить в него сыр и кукурузу, хорошо перемешать.

Выпекать оладьи на масле, поджаривая с обеих сторон.

Подавать с маслом, густыми сливками или сметаной.

 Блинчики быстрые

мука - 500 г

вода - 2 - 3 стакана

яйца - 2 - 4 шт.

сахар-песок - 1 ст. ложка

соль - 0,5 ч. ложки

пищевая сода - 0,5 ч. ложки

лимонная кислота - 0,5 ч. ложки

Способ приготовления:

В 3-х стаканах теплой воды размешать яйца, добавить соль, сахар, всыпать муку и тщательно перемешать, чтобы в массе не осталось комочков. Лимонную кислоту и пищевую соду развести в теплой воде, влить в подготовленное тесто, размешать и сразу начинать выпекать блинчики.

Подают блинчики горячими, полив растопленным сливочным маслом или сметаной, также можно подавать с любой начинкой.

  Оригинальные начинки

С печеными яблокам

Если вы готовы возиться у плиты, то попробуйте приготовить блинчики с печеными яблоками. Фрукты предварительно запеките в духовке, дайте остыть и разомните. К яблокам можно добавить корицу и немного лимона. После запекания таких блинчиков в духовке начинка напоминает густой джем или желе. А вот если запекать блинчики, начиненные сочными сырыми яблоками, то тесто может расползтись. 

С курагой и корицей

Промытые сухофрукты отварите с сахаром в небольшом количестве воды, превратите в пюре, добавьте по вкусу лимонный сок и толченые орехи. В тесто для блинчиков с абрикосовой начинкой добавьте столовую ложку корицы.

Сырные с зеленью и чесноком

Растолките сыр и смешайте с измельченной петрушкой, укропом, базиликом и чесноком. Если брынза попалась суховатая, можно добавить немного сметаны. В качестве пикантной начинки подойдет и морковь по-корейски, особенно если смешать ее с натертым сыром. Есть остатки еврейского салата (тертый сыр, вареные яйца, чеснок и майонез) - нафаршируйте им готовые несладкие блины и поставьте на одну-две минуты в микроволновую печь.

Приятного Вам аппетита!

Светлой и радостной Масленицы!


Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ