ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 1 январь 2011 г.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА

Архипастырям, пастырям, монашествующим

и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В нынешнюю светозарную ночь мы вновь духовно переживаем радость обретения миром своего Спасителя. Вновь мысленно зрим Сына Бога Живого, лежащего в яслях Вифлеемского вертепа. 4 Вновь слышим в сердцах своих ангельский глас, воспевающий хвалу Творцу и Искупителю: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).

Внимая славословию небесных сил, мы осознаём, что Рождество Христово исполнено вневременного значения и имеет прямое отноше¬ние к судьбе каждого человека. Даже тот, кто пока ещё ничего не знает о подвиге Спасителя, может теперь обрести познание Истины, стать чадом Божиим и наследовать жизнь вечную. Рождество Христово открывает нам правду о нас самих и делает возможным эту правду понять и усвоить.

Вспомним, что первый человек был создан Творцом совершенным, по образу и подобию Божию (см.: Быт. 1, 26). Но Адам, преступив заповедь, исказил замысел Создателя о себе. Лишившись живого общения с Богом, челове¬чество всё больше и больше погружалось в бездну греха и гордыни. И тогда Господь, любя своё творение и желая ему спасения, посылает в мир Единородного Сына, Который восстановил целостность человеческой природы и стал Новым Адамом. Христос показал нам пример жизни, сообразной Божественному замыслу о человеке. Этот пример есть надёж¬ный ориентир, который помогает нам не сбиться с пути и обрести единственно верное направле¬ние, приводящее к полноте жизни и в условиях земного бытия, и в вечности.

Мы идём по этому спасительному пути, когда откликаемся на Божий призывы. Один из таких обращённых к нам призывов содержится в послании апостола Павла: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» (1 Кор. 6, 20). Это значит, что мы возносим хвалу Богу не только молитвами и песнопениями, но и добрыми делами во благо ближнего, во благо своего народа, во благо Церкви.

Такой труд становится радостным трудом во имя Христово, он реально преобразует окру¬жающий мир и нас самих. Люди достигают сплочённости, работая не по принуждению и не ради корысти, а движимые искренним желанием сотворить дело доброе и полезное. Тем самым мы совместно служим Создателю, претворяя в жизнь Его волю. Греческое слово «литургия» переводится как «общее дело». Вся наша жизнь должна стать Литургией, общей молитвой и общим делом, совершаемым для того, чтобы воплотить в жизнь Божий замысел о мире и о человеке и тем самым воздать славу и хвалу Творцу. Это требует от нас солидар¬ности с братьями и сестрами по вере и даже с теми, кто еще не обрёл в сердце своём Господа, но, подобно евангельским волхвам, находится на пути к Нему.

Важность объединения усилий для преодоле¬ния скорбей и несчастий показали нам пожары, засухи и наводнения минувшего года в России и в некоторых других странах исторической Руси. Они ещё раз напомнили нам о христиан¬ском долге помощи ближним без различия убеждений, национальности, социального положения. В горячие летние месяцы многие люди щедро делились своими силами, временем и достоянием с теми, кого они даже не знали и которых вряд ли когда-либо увидят. Во имя чего они это делали? Во имя состра¬дания тем, кому плохо, кто терпит лишения и кому нужна помощь.

Общественная солидарность, совместные труды ради достижения общих целей невозможны без преодоления эгоизма, без понуждения себя к добру, без отказа от обра¬щённости исключительно к своим нуждам и интересам. В основании подлинного «единства духа» (Еф. 4, 3) лежит закон любви, завещанный нам Спасителем. Единение народа не может быть ограничено лишь минутами испытаний. Оно должно стать неотъемлемой частью нашего национального самосознания и жизни.

Сила церковного единства явственно ощущалась мной во время многочисленных поездок по епархиям России, Украины, Казахстана, Азербайджана. Всюду я видел готовность архипастырей, клира, монашествую¬щих и мирян трудиться на благо Православия, совершенствовать приходскую, монастырскую и епархиальную деятельность. Это вселяет надежду на успешное развитие церковной жизни в духе единения и соработничества.

От сердца, исполненного радости, поздравляю вас, Преосвященные архипастыри, досточтимые клирики, насельники обителей, братья и сестры, с великим и спасительным праздником Рождества Христова и Новолетием. Молитвенно желаю всем вам быть ревностными исполнителями воли Божией, приносящими духовные дары рождшемуся ныне Спасителю мира, дабы имя Его прославлялось всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово

2010/2011г.

Москва


РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего Антония Архиепископа Красноярского и Енисейского

Всечестной пастве Красноярского края

«Тот, Кто есть Сияние славы Отца,

Образ Ипостаси Его, Образ милости,

ради нашего спасения умалил Себя,

воплотился и родился от Девы»

(Св. Григорий Богослов)

Возлюбленные о Господе мои сослужители на ниве Христовой, начальствующие в наших свв. обителях, о. о. Благочинные, священнослужители наших храмов, иноки и инокини, представители власти, деятели науки и культуры, славные воины, казаки, студенты, все учащиеся: наши кадеты, воспитанники и воспитанницы Православных и мариинских гимназий, учащиеся воскресных школ, дорогие братия и сестры наших необъятных сибирских просторов!

Как не торжествовать нам и не радоваться в день сей величайший и преблагословенный, день спасительный для нас с Вами и для всего человечества, день исполнения всех ветхозаветных обетовании о явлении в мир обещанного Богом Спасителя нашего, день поистине радости вселенской: от первозданных Адама и Евы, всех их последующих поколений, и всех - грядущих!

Св. Григорий Богослов, своими боговдохновенными устами говорит нам о Христе Спасителе, как о Том, «Кто есть сияние славы Отца, образ Ипостаси Его, образ великой милости Божией» ко всем нам!

Особо ныне, в день Рождества Христова, взор наш устремлен к нашим прародителям, созданным Богом для жизни в Едеме, где они испытывали воистину райское блаженство от лицезрения Творца своего и мира - Ангельского! О сотворении человека в Библии сказано так: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Быт. 2,7). На тему сотворения человека, ясно сказано у нашего особо - почитаемого святого Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого): «Дух человеческий есть дыхание Духа Божиего, и уже поэтому он безсмертен, как все безтелесные ангельские духи» («Дух душа и тело» гл.9).

В лице Адама, а затем и Евы, и всё человечество приняло то, что принял Адам: каждый из нас дуновением Творца стал «душою живой», получив тем от Бога безсмертие и жизнь вечную. При творении они, и мы вместе с ними, наделены колоссальными возможностями в своей творческой деятельности, простирающейся безконечно, ибо Божий мир всегда безконечен и всегда - безвременнен.

По пребывание в «сиянии Славы Божией» для наших первозданных прародителей закончилось тогда, когда они нарушили единственную заповедь, им данную - о невкушении от древа познания добра и зла, нарушив которую, они познали и другой путь - путь, отдаляющий от Бога, и потому именуемый смертью. Но, как повествует Священное Писание «Бог смерти не сотворил» (Прем Л ,13). Все мы знаем, что человек - существо двухсоставное. Во-первых, это - тело, взятое от земли при творении, а во-вторых - беземертная душа его, данная ему непосредственно Самим Богом. Поэтому, нарушив заповедь, Адам и Ева - не умерли, а жили много лет. Однако при этом они «старели», жизнь стала зависеть от времени, она приближала смерть, чтобы затем воскреснуть со Христом в День Св. Пасхи в своем цветущем возрасте первого Адама. Преступлением заповеди Божией, они узнали, как горек стал их жизненный путь, и глубоко всю свою земную жизнь скорбели и каялись в совершенном. Вместо свободы, свойственной ангельскому миру, человек временно стал рабом несвободы подчинением себя диавольскому миру, удаляющему от Бога.

Все святые, хранившие себя от сетей диавольского обольщения «тьмы века сего», глубоко понимают этот страшный разрыв между небом и адом происшедший в человеке в момент грехопадения. Сам пророк и псалмопевец Давид впоследствии называл своего Создателя «Богом отмщений», и был прав, и много раз прегрешая перед Богом, он слезно молил Творца своего о прощении, много раз был прощаем, но никогда не пал окончательно, потому, что глубоко осознавал глубину своих прегрешений, понимая, что гнев Божий был всегда справедлив. Вся история Библии свидетельствует об этом всегда справедливом гневе Божием, а одновременно и о великой милости Божией, к тем, кто приносит Богу раскаяние в своих грехах. Но первым, кто согрешил перед Богом своей гордыней и безумием еще до творения человека был тот, кто некогда был светоносным ангелом и Господь молниеносно низвергл его за это молнией с неба вместе с падшими, как и он, ангелами - в бездну огня неугасимого и тьмы кромешной, именуемой Адом.

Согрешили затем Адам и Ева, не выдержав верности Богу, - и потеряли рай, согрешили затем некогда люди во времена Ноевы и сорокадневный потоп водный поглотил их. Согрешили граждане Содома и Гоморры, - и Господь сокрушил эти города огнем с небес и попалил их. Много подобных примеров мы знаем из истории древней, многое совершается ив наши времена: болезни, смерть безвременная, разорения стихийные, войны, пленения, нищета и другие безчисленные несчастья.

Всякий грех противен Богу, потому что его последствия всегда приносят необратимый вред душе человека, постепенно превращая его в жалкое послушное орудие Сатаны. Участь же самого Сатаны за его гордыню - предрешена Богом окончательно и безповоротно, и никогда уже он не войдет в область Божественного Света, где пребывал первоначально. Он прекрасно знает, что ни ему, ни отверженным от Бога бывшим ангелам, а ныне -демонам, никогда уже не приобрести того блаженного состояния, которое сразу же при изгнании из Едема соблазненных им Адама и Евы было им и всем людям обещано: «Семя жены сотрёт главу змия» (Быт. 3,15). Томимый страшной завистью к человеку и зная о явлении в мир Мессии и Христа - Сына Божия, диавол и поныне прилагает все свои усилия с клевретами своими действовать и влиять на человека так, чтобы как и им, человеку никогда уже жизни в Свете Божественном - не наследовать.

Но во избежание последнего, в самые критические моменты жизни Ветхозаветного народа израильского, Бог посылал им пророков, через которых вразумлял людей, дабы напоминать им о грядущем явлении в мир Христа Спасителями чем ближе было время Рождества Христова, тем наиболее ясно они говорили об исполнении обещанного Богом избавления их навсегда от тьмы греховной, их окружающей. Как бы приближая этот день исполнения Божия обетования «о Семени жены, уничтожившем грех», т.е. о Христе, св. пророк Исайя напоминал всем: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» что значит, «С нами Бог» (Ис. 7, 13,14).

И здесь мы, в нашем праздничном рассуждении, возвратимся к тексту ев. Григория Богослова, который, устами премудрости Божией, говорит в утешение следующее: Он, Господь и Создатель наш«умалил Себя, воплотился и родился от Девы»» а св. Ефрем Сирин раскрывает смысл этого спасительного события так: х<Божество приняло на Себя печать человека, дабы человечество украсилось печатью Божества». Эти слова - яркое свидетельство исполнения наидревнейшего того пророчества, от которого содрогается Сатана, зная что многие и многие как через Церковь Ветхозаветную, так от дня Рождества Христова - Церковь Новозаветную, наследуют Царство Христово через искупительные Его страдания за род человеческий.

Не будем забывать, что «весь мир во зле лежит» (1 Ин. 5,19), и свободное наше волеизъявление следовать за Спасителем, или блюсти в сердцах своих упомянутые нами заповеди Божий через Церковь, изначально Православную, нам Богом данную, и святые её Таинства, исцеляющие наши души от греховной скверны. Эта жизнь, со дня грехопадения первого, подвержена старению и физической смерти, душа же старению и смерти - не подвержена, и представ пред Богом, обретёт новое тело, уже никогда не стареющее, причём в возрасте совершенном, каковой первый Адам имел при своём оживлении в момент его творения Словом и Дуновением Божиим.

О вечной жизни человека убеждались многие и многие из живущих, когда сознательно это испытывая, видели на большом расстоянии своё тело, безжизненное и оставленное, а затем в него - возвращались, ощущая при этом странный холод, и постепенное возвращение в своё первоначальное состояние. Уж не говорю здесь подробно о преподобной Феодоре Цареградской, совершенно достоверно передавшей состояние души человека при прохождении мытарств, имевших место после её земной кончины. (Память св. Феодоры 12 января н.ст.). За усопших, как молилась Ветхозаветная Церковь, так и Новозаветная всегда молится, чтобы Господь за всё греховное простил их. Молитва, как правило, завершается пожеланием им Вечной Памяти у Бога в наследовании ими вечного блаженства со святыми.

В святой день Рождества Христова, упоминаются в св. Евангелии восточные волхвы, или мудрецы, пришедшие поклониться Рожденному Богомладенцу. Увидев Божественного Младенца, с Его Пречистой Матерью, они, руководимые божественным промыслом, с глубоким благоговением пали и поклонились, преподнеся свои дары - золото, как царю царствующих, ливан - как Богу, и смирну - как человеку смертному, по человеческой Его природе, принятой Им для искупления рода человеческого в Его грядущих крестных муках. Мы также можем принести в этот св. день наши дары. Каждый из нас, желающий праздновать Рождество Христа» должен прежде всего очистить свою безсмертную душу сорокадневным постом, искренне раскаяться в таинстве Исповеди и причаститься свв. Христовых Тайн. Первый наш дар Богу в день Рождества Христова - золото, т.е. наше сердце, очищенное, как золото от всякой нечистоты; второй дар - ливан - это наша искренняя любовь к Богу и нашим ближним и дальним; и третий дар - смирну, это укрощение плотских страстей, доводящих до самоубийств и посягательств на жизнь даже невинных детей.

Все народы современного мира: их поэты, писатели, художники и особо - одаренные люди, всегда уделяли теме безсмертия человека свои творения, иногда даже и не имея представления о Богом данной нам вере спасительной. После 70*летнего забвения всего святого в нашей стране, мы видим, как вера в сердцах людей постепенно оживает, строятся новые храмы, реставрируются старые. В Красноярске на правобережье, наконец - то воздвигнут величественный храм Рождества Христова! Душа радуется, глядя на него, но одновременно и огорчается полным равнодушием тех, кто умудряется уже сейчас захламить его территорию так называемыми «торговыми центрами», за ради получения своей жалкой прибыли даже там, где само место и здравый смысл любого человека категорически против этого протестуют. Чем может похвалиться любое село и любой город? Прежде всего - своими храмами, а главное - чистотой и благородством жителей, здесь живущих и заботящихся о правильном воспитании детей своих, в надежде, что они вырастут достойными сынами и дочерьми своего родного Отечества, утверждаемого на вечных и никогда не преходящих ценностях духовных. Не торговыми центрами украшается наша жизнь, а сердцами людей, жаждущими достойной богоугодной жизни на земле, источником осуществления которой всегда был, есть, и будет храм Божий. Вспомним здесь эти вечные библейские слова: «Если кто разорит Храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3,17). Каждый человек, Храм Божий посещающий, сам становится участником правды Божией, чтобы нести людям свою любовь, благожелательность и помощь всем в чем-то нуждающимся. Повсюду это понимают. Нигде не видел храма, на территории которого были бы «центры торговли», пугающие публику своими отвратительными рекламами, барами, музыкой! Что подумают гости города, наблюдающие подобную картину? Думаю, не подобает нам, Красноярцам, спокойно смотреть на этот строительный беспредел, открыто унижающий человеческое достоинство каждого Красноярца.

Господь щедр и милостив к нам, но спасение наше не без нас самих совершается, ибо, как сказано в Св. Евангелии «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него, Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому, что не уверовал во Имя Единородного Сына Божия (Ин. 3,17,18).

Итак, да хранит нас всех Господь и Царица Небесная от неверия и всякой нечистоты, ныне широко распространяемой некоторыми мнимыми богословами, не имеющими никакого здравого рассуждения о предмете веры. Всегда будем помнить слова св. апостола и евангелиста Матфея, сказанные против всякого рода сеющих вместо пшеницы - плевелы: «враг человека сделал это» (Мф. 13,28).

Сердечно поздравляю Вас с Рождеством Христовым и наступающим летом Благости Божией две тысячи одиннадцатым, и призываю на всех Вас Благословение Божие!

С любовью во Христе -

 

Архиепископ Красноярский и Енисейский

АНТОНИЙ

Рождество Христово

2010/2011                            Красноярск


Рождество Христово

 (Архиепископ Сурожский Антоний)

Около двух тысяч лет назад, в такую же ночь, как сегодняшняя, Божественная любовь вошла в мир в образе новорожденного Ребенка, со всей его хрупкостью, беззащитностью, которая поистине является образом любви, себя отдающей, никогда себя не защищающей, все дающей, на все надеющейся...

Один из современных наших духовников, отец Софроний, пишет: "Откровение о Боге говорит: Бог есть любовь, Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы; и как трудно людям согласиться с этим..." Трудно, потому что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствуют, скорее, об обратном. На самом деле: где же тот свет Любви Отчей, если все мы, подходя к концу своей жизни, вместе с Иовом, в горечи сердца сознаем: Лучшие думы мои, достояние сердца моего — разбиты, дни мои прошли, преисподняя станет домом моим — где же, после этого, надежда моя? И то, что от юности тайно, но сильно искало сердце мое — кто увидит?.. И вот жадно ищет душа встречи с Богом, чтобы сказать Ему: Зачем Ты дал мне жизнь? Я пресыщен страданиями, тьма вокруг меня; зачем Ты скрываешься от меня? Я знаю, что Ты благ, но почему, почему Ты так безразличен к страданию моему? Я не могу Тебя понять...

Разве не подымается этот крик со всей земли нашей, холодной, осиротелой, полной страха, и горечи, и боли? И какой же ответ дает Бог на это вопрошание, на эту тоску?.. Вот пример того, что говорит и как говорит Господь, из той же книги отца Софрония о Старце Силуане: "Жил на земле человек, муж гигантской силы духа; он долго молился с неудержимым плачем: Помилуй мя!.. Но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: Ты неумолим!.. И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг, на мгновение увидел живого Христа. Огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продолжалось еще мгновение, он умер бы. После этого он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая..."

И эта любовь — не чувство, не доброе отношение Божие к нам: это Сам Бог, пришедший в мир плотью новорожденного Христа. Он создал мир по любви; Он создал мир, чтобы разделить с ним ту ликующую, торжествующую жизнь, которая называется любовью и которая доходит до такого напряжения, до такой полноты, что она уже за пределом всякого ограничения, всякого умаления. Она отдает себя, забывая все, кроме любимого, дает, как будто, в беззащитности, в хрупкости, подобной этой плоти Ребенка, родившегося в Вифлееме. И взывает к нам Господь: Отзовитесь!..

Но чем мы отзовемся? В евангельском рассказе говорится о том, как волхвы пришли с востока со своими дарами; но куда нам прийти, и откуда? Они пришли издали, из того места, где не было Христа; и мы можем сейчас устремиться ко Христу, вездесущему, воскресшему, все победившему, из ночи, из тьмы собственной души. Сколько нас, кому темно, сколько нас, кто в потемках; вот из этих потемок пойдем к свету. А свет — это любовь. Из мрака злобы — пойдем к любви! Из греха — пойдем к любви, всепрощающей, исцеляющей! Из холода жизни — пойдем к любви, которая может согреть душу и все изменить в жизни! Из серой скудости житейской — пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но все велико, потому что все может стать знаком любви!..

И Господь зовет нас верить в себя. Вспомните дары этих волхвов. Принесли они золото: в темных недрах заключена его сверкающая слава, звонкая полнозвучность, нержавеющая чистота. И в каждом из нас есть эта слава, которая рвется к свету, и нержавеющая чистота души, которая способна на великое — только дали бы ей свободу любить без страха, любить от всей силы мощной души! Золото, о котором здесь говорится, это преображенная земля; откроем темные недра наши, в которых таится сияние света, и пойдем к свету!

Ладан принесли волхвы, который возносится и благоухает: принесем любовь, которая не только светом, не только нержавеющей своей чистотой сияет, славой блестит, но которая по всей земле распространится, как благоухание, лаской, любовью, теплотой...

Но и смирну принесли волхвы, как приносят мертвецу; Христос, бессмертный Бог, родился не для того, чтобы жить, подобно нам, а для того, чтобы умереть, подобно нам; жить нашей смертной жизнью для того, чтобы мы могли войти в Его бессмертную, торжествующую, ликующую вечность...

Кто хочет идти по Мне, да отвержется себя, да забудет о себе, да вспомнит только о том, что тысячи вокруг нуждаются в любви. Никто большей любви не имеет, как тот, кто свою жизнь отдаст; а отдать жизнь — это не обязательно умереть, это каждое мгновение жизни посвятить любви, творческой, зрячей, умной, смелой любви; любви, которая дает; любви, которая не защищает своего; любви, которая себя не защищает, не замыкается... Сила Божия в немощи совершается: нам не надо бояться любить — отдадим себя до конца, и тогда весть о родившемся сегодня Христе станет реальностью не только в нашей жизни, но в жизни миллионов людей — светом, теплом, радостью, обновлением всей жизни! Аминь.

( 1979 г .)


АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ

КРЕЩЕНИЕ – НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ

О СУТИ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

РАЗГОВОР О ТОМ, зачем человек приходит ко Крещению, нужно начать с повествования о том времени, когда Бог сотворил весь мир и людей, поставив их господствовать в новом мире.

Он наделил людей сознанием и свободой, чтобы они имели счастье любить, ибо любовь невозможна ни без сознания, ни без свободы. Любовь есть наивысшее благо, и этим наивысшим благом Господь Бог наделил людей, потому что Сам безмерно возлюбил их. С того времени жизнь Адама и Евы приобрела свой Смысл: любить все творение Божие, любить друг друга и больше всего любить Бога, как Источника этой любви.

Любовь сближает тех, кто любит. И поэтому Смыслом человеческой жизни стало также то, чтобы быть рядом с Богом.

ГРЕХОПАДЕНИЕ было предательством любви. которое было совершено первыми людьми. Они разменяли любовь к Богу на желание быть самостоятельными, автономными. Утратив любовь, они отдалились от Бога. Между ними и Богом была воздвигнута некая стена, которая препятствовала им общаться с Ним и быть с Ним в единстве.

Удалившись от Источника жизни – Бога, – люди получили смерть. Смерть была двоякой. Во-первых, духовной, от которой каменеет сердце, утрачивается способность любить, сострадать, иметь искренние и чистые отношения с другими людьми. Человек в своей духовной смерти разлагается на гордость, ненависть, зависть, лукавство и т.д., которые являются для него малым адом.

Во-вторых, это смерть физическая, то есть смерть тела. Ей предшествуют ее предтечи: телесные немощи, болезни, старость.

Удаленность людей от Бога повлияла на все человеческое общество, введя разложение в самые его основы. Это выразилось в возникновении социальной несправедливости, вражды, войн, геноцидов, фашизма и т.д.

ОДНАКО, хотя люди утратили и предали свою любовь к Богу, Бог продолжал безмерно любить людей. С самого момента грехопадения Он начал готовить спасение людей от греха и от отсутствия любви. Эта подготовка больше всего проявилась в истории ветхозаветного израильского народа, как она описана в книгах Ветхого Завета, составляющих первую часть Священного Писания или Библии.

ЦЕНТРОМ истории спасения человечества стало событие Боговоплощения, когда Сам Бог принял человеческое естество и родился от Девы Марии как человек.

Это был Богочеловек (то есть Бог и человек) Иисус Христос.

Он принял на Себя падшее, в клочья изодранное грехом человеческое естество, чтобы исцелить Его Собой, заживить его раны и соединить со Святой Троицей.

Через Боговоплощение совершилось великое Таинство Воссоединения человека с Богом, Таинство Спасения.

Господь и Бог наш Иисус Христос проповедал Свое учение, записанное позже Его учениками в Евангелиях, был схвачен по зависти иудеями, принял самые унизительные и жестокие муки: насмеяния, бичевание, был осужден на смерть и распят на кресте. Он больно предал Себя на эти страдания. В нем, в этом предании Себя на смерть, проявилась Его великая любовь к падшему человеческому роду.

Будучи Жизнью и Источником Жизни, Он не мог быть объятым смертью и адом, но разрушил их. Он победил смерть: духовную и физическую, – воскреснув на третий день после Своего распятия.

С тех пор разрушилось господство смерти над миром и человеком, ад был побежден. Это торжество Жизни и Любви Церковь особенно празднует в день Пасхи.

ЧЕРЕЗ сорок дней после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос вознесся на Небеса, а еще через десять дней – в праздник Пятидесятницы – ниспослал Духа Святого Своим ученикам. С тех пор все уверовавшие в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя составили Церковь Христову.

ЦЕРКОВЬ Христова есть Богочеловеческий организм, в котором люди соединяются с Богом и освящаются благодатью Божией Здесь они силой Христовой избавляются от смерти и получают Жизнь Вечную. В Церкви они ускользают из рук ада и вступают в Царство Божие, становясь детьми Божиими. Церковь сама есть Царство Божие на земле. Она объединяет в себе всех, кто имеет одинаковую – православную – веру в Господа нашего Иисуса Христа, кто живет одной церковной жизнью, участвуя в Таинствах Церкви, и кто принял Крещение во имя Святой Троицы.

Таким образом, вступление в Церковь и приобщение всех ее благ, каковыми являются Жизнь Вечная, воссоединение с Богом, воскрешение способности любить, радоваться чистой радостью, иметь духовное здравие и т.д., осуществляется через Крещение.

Крещение не принимают, чтобы не болеть, чтобы иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей, но чтобы иметь Жизнь Вечную и жить в единении с Богом.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВРЕМЯ КРЕЩЕНИЯ?

СЛОВО «крещение» (по-гречески «ваптисис») значит «погружение».

Главным действием Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются все его грехи, которые он совершил до Крещения.

Человек отрекается от сатаны и соединяется со Христом, становясь членом Церкви.

ЕСЛИ крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, которого крестит, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

РАССМОТРИМ более подробно, что происходит с человеком во время Крещения и к чему он обязывается после его принятия. Для этого используем текст чинопоследования этого Таинства.

СОВЕРШЕНИЮ Крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленный против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».

После этих молитв священник дует на уста крещаемого, его лоб и грудь, произнося слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце...».

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад, и священник спрашивает:

– Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни?

Крещаемый отвечает:

– Отрекаюсь.

Так повторяется трижды. Затем священник так же трижды спрашивает:

– Отрекся ли ты сатаны?

И крещаемый отвечает:

– Отрекся.

Священник говорит:

– И дунь, и плюнь на него.

Крещенный должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане. Таким образом крещаемый объявляет диаволу войну. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах, и прежде всего Таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в душе.

Наградой за победу будет жизнь вечная. Поражение тоже будет вечным – оно будет состоять в нескончаемых муках в преисподней вместе с сатаной и его ангелами.

ОДНАКО сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом – без союзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом.

Священник спрашивает:

– Сочетаешься ли ты со Христом?

Крещаемый отвечает:

– Сочетаюсь.

После этого священник спрашивает:

– Сочетался ли ты со Христом?

Крещаемый отвечает:

– Сочетался.

Священник спрашивает:

– И веруешь ли Ему?

Крещаемый отвечает:

– Верую Ему как Царю и Богу, – и затем читает Символ Веры.

ПОСЛЕ ЭТОГО начинается сам чин Крещения. Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушится под знамением образа Твоего креста все противные силы».

Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник помазывает крещаемого маслом: лоб, грудь и плечи. Масло -символ милости, и в данном случае милости Божией по отношению к кающемуся грешнику. При помазании маслом также имеется в виду притча о Добром Самарянине, рассказанная Спасителем. В этой притче Добрый Самарянин, который был прообразом Христа, помазал человека, «впавшего в разбойники», маслом, чтобы он исцелился.

ЗАТЕМ, наконец, наступает самый главный момент – само Крещение.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

– Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь (третье погружение).

ПОСЛЕ Крещения совершается Миропомазание, которое имеет следующий смысл.

В день Пятидесятницы, как уже было сказано выше, на учеников Христовых сошел Дух Святой. Через Миропомазание Дух Святой сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией.

Святое Миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая святыня.

Священник помазывает Святым Миром уже крещенного человека, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторяет слова:

Печать дара Духа Святаго. Аминь.

Через это священнодействие на человека сходит Дух Святой.

Затем читается Священное Писание, еще несколько молитв, и чин Крещения можно считать завершенным.

Однако человек, выходя из храма, должен помнить, что его христианская жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался со Христом. Теперь у него должна начаться другая жизнь...

КРЕЩЕНИЕ есть начало новой жизни. Человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд.

КРЕЩЕНИЕ ко многому обязывает человека. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д.

Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая прежде всего заключается в участии в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается в православных храмах во время Божественной Литургии. После принятия Крещения человек должен прийти в храм для воцерковления, после чего он уже может участвовать в Евхаристии.

ЕВХАРИСТИЯ является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой православной литургии дает людям Себя Самого в причащение. Люди причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое спасение.

КАЖДЫЙ истинно верующий во Христа должен регулярно участвовать в Евхаристии. Предварительно он обязан очистить свою совесть через Таинство Покаяния, несколько дней попоститься, подкрепляя пост усиленной молитвой. И затем, испросив разрешения у священника, причаститься Пречистых Таин Христовых.

Маленьких детей родители или крестные должны приносить на причастие как можно чаще. Им особой подготовки не требуется, так как они и без этого чисты. Единственное, что нужно – это чтобы дети причащались натощак, с утра ничего не поев.

ЕЩЕ ОДНИМ важнейшим условием духовной жизни является молитва. Человек, принявший Крещение, обязывается к молитве.

МОЛИТВА есть обращение человека к Богу. В ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения грехов, помощи в трудностях, благодарит Бога за Его благодеяния к себе.

Молитва есть пища для души, без которой та умирает от духовного голода.

Молиться нужно постоянно. Обычно все православные христиане утром и вечером читают так называемые «Утреннее» и «Вечернее правило», которые содержатся в «Молитвословах». Днем можно молиться «молитвой Иисусовой»:

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Или, более пространно:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.

Эта молитва удобна тем, что ею можно молиться везде: на улице, на работе, в пути.

В любом случае о своем молитвенном правиле нужно посоветоваться со священником.

ЧЕЛОВЕК, принявший Крещение, должен всегда помнить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах. Поэтому преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить ко всякого рода «экстрасенсам», «заклинателям», «народным целителям» и т.д. Таким образом он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с Христом, отрицаясь своего Крещения.

Человек должен оставаться верным Православной Церкви и не участвовать в собраниях баптистов, иеговистов и прочих сектантов. Смертельный грех совершают те, которые повторно принимают «крещение» у баптистов.

Христианин не может быть последователем Рерихов, оккультизма, различных восточных культов.

Таинство Крещения в Казанском соборе г. Ачинска совершается ежедневно в 12 и 16 часов. Приходить нужно за 30 минут до начала Таинства. Иметь при себе полотенце. Для младенцев необходим восприемник (крестный или крестная). Крестники должны быть верующими православными христианами, иметь нательный крестик на груди. Для желающих правильно подготовиться к Таинству Крещения и для восприемников в Казанском соборе проводятся огласительные (учительные) беседы. Беседы проводятся по субботам, с 13-30 до 14-30 в помещении Воскресной школы (в ограде собора).


Поучение на новый год. (Святого Иоанна Кронштадтского)

Кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5:17)

Вот, возлюбленные братья и сестры, мы и новый год встречаем, 1880 от Рождества Христова. К разным новостям это еще новость. А мы все почти так сильно любим новости, каждый по своему характеру, наклонностям, привычкам, или по так называемой собственной специальности, по роду своих занятий, своей службы. Иной любит новые книги, новости газетные, журнальные, или новости по службе, иной обновки в одежде, дети любят новые игрушки, платья, гостинцы, — но перечтешь ли все новости, которые занимают каждого из нас в жизни? Весьма странна, удивительна в каждом из нас страсть к новенькому. Ну что у вас новенького, спрашивают обыкновенно при встрече со знакомыми или товарищами по службе?

Видно, что у нас у всех есть что-то старенькое, что очень, очень надоело всем нам, что гнетет и давит всех нас потомков адамовых и возбуждает сильную жажду к чему-то новому. Что же это старенькое, что всем нам надоело? Это старенькое, ветхое — мы сами, братия мои, суета наша, грехи да страсти наши, эта старая нелепость, старая пакость, старая прелесть, глубоконасажденная в нас древним человекоубийцей, древним пакостником и прелестником — диаволом и сатаной. Вот, что в нас старое, ветхое, что нам ужасно надоедает, при всей своей прелести, вот что повергает нас в нравственную дряхлость, немощь, апатию, и что сильно возбуждает в нас такую сильную жажду нового. Только не на те новости мы обращаем внимание, на которые должно, и не тех новостей ищем, которых надо: мы, будучи сами суетны, и за новостями гоняемся суетными, пустыми, ничтожными, которые или исчезают со своим появлением, или скоро наскучивают нам, переставая быть новостями. Какая же это действительная новость, которой мы должны искать, желать, которую должны действительно полюбить, к которой должны привязаться всем сердцем, всем существом нашим?

Эта новость есть благодать Божия, принесенная на землю воплотившимся Сыном Божиим, благодать обновления, примирения с Богом, прощения грехов, возрождения, освящения, обожения. Вот наша истинная, животворная, вечная новость, — благодать Господа нашего Иисуса Христа и обновление наших душ Божией благодатью. Мы должны возродиться, обновиться, обожиться, отбросить от себя с отвращением всякую прелестную нелепость и ветхость греховную, и жить в новости христианской жизни, свято, непорочно. Если кто во Христе, тот новая тварь, говорит святой апостол. Се, творю все новое, говорит Господь, (Апок. 21:5) т.е. делаю всех новыми людьми. Что же скажем, спрашивает апостол? Оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха, т.е. в крещении: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим. 6:1-6). И так с нового года будем непременно трудиться, с Божией помощью, над обновлением самих себя, — сделаемся новым творением, с отторжением ветхости греха.

Итак, дальше от нас с нового года, всякий грех! Дальше низкое самолюбие, плотоугодие, сладострастие! Дальше гнев, ярость, ненависть, раздражительность, ругательства, хулы, ложь! Дальше пьянство, обжорство! Дальше любостяжание, скупость, жестокосердие! Дальше леность и нерадение о спасении душ своих, дальше леность и невнимание к молитве, леность и косность к добрым делам! Займемся с нового года хорошенько своими душами, своим вечным спасением, своею вечною судьбою, и — своим обновлением.

Аминь.


Вопрос священнику

Вопрос: Наличие чувства юмора русскому народу помогало выжить во все времена. Одно дело хохотать, другое дело обсуждать некоторые вопросы с долей иронии!

Предание говорит, что до своей смерти четверодневный Лазарь был душой компании, на застольях веселился и шутил. Но после своего воскрешения Спасителем из мертвых он сильно изменился, стал в последствии епископом и до самой своей кончины ни разу даже не улыбнулся. Но ведь мы точно не знаем, почему Лазарь после чудесного воскрешения не улыбался - может у него пол организма отказало после такого "отката".  Ведь люди, пережившие клиническую смерть, вполне способны шутить.

Ответ: Во-первых, люди, пережившие клиническую смерть, имеют опыт очень неглубокого в нее погружения. Они были только на пороге смерти и до истязания бесами, до мытарств не дошли. Отсюда их благодушие. Они почувствовали себя легче, увидели свое бренное тело со стороны, увидели некий свет – это помогло им поверить в бессмертие души. Но православными их этот опыт не сделал.

Во-вторых – когда умер Лазарь – он погрузился в ад. Этот ад совсем не тот, в который, вероятно, попадем мы. Еще не были сокрушены врата ада сошествием в него Души Спасителя. Еще не попрана смерть Воскресением Христовым. Ее зубы крепки и объятия непреодолимы. Никакой отрады, надежды, утешения.

Теперь насчет чувства юмора. Многие святые отцы и старцы в монастырях позволяли себе пошутить с братией, чтобы разрядить обстановку, дать слабину душам. Но шутка шутке – рознь. Мое отношение к юмору определилось после очередного прочтения романа Булгакова «Мастер и Маргарита» - этой, несомненно, талантливой и мистической книги. Вспомните шутки неразлучной парочки Коровьева и Бегемота – слуг сатаны. (Их юмор еще искрометнее, чем в «прожекторе пересхилтон». Причем это их иронично-пренебрежительное отношение - ко всем людям, кроме своего «начальника»). А также причину и следствие этих шуток. "Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого пошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал". Юмор питает наше тщеславие. А другого человека очень часто ранит, или просто непонятен ему.

На вопросы отвечал священник Казанского собора иерей  Сергий Пигасов.

Свои вопросы вы можете задать на форуме сайта Казанского собора aksobor.ru


Игумен Никон (Воробьев)

Дорогая м.В.!

Поздравляю Вас с праздниками и с Новым годом. Да подаст вам Господь мир душевный, здравие телесное и извещение спасения. Да подаст Господь терпение своих немощей, и тяготу окружающих нести не только без ропота, но и с благодарностью к Господу Спасителю нашему, понесшему ради нас всякие оскорбления и злострадания. Да подаст Вам Господь нелицемерную истинную любовь к ближним и ко всем людям. Простите и меня грешного, немощного и неразумного. Сознаю все и желаю исправиться, но не вижу этого. Остается только сокрушение сердца и покаяние слезное, но увы! – И этого не вижу в себе. Надежда только на милосердие Божие и на молитвы Ваши и ближних.

Еще раз желаю Вам и всем всяких благ от Господа. Простите, помолитесь о мне грешном.

Все, всем привет и благословение Божие.

Н.

10/I–1950 г

Дорогие ... !

Мира желаю вам, мира Божия, превосходящего всякое разумение и соединяющего человека с Богом. А чтобы этот мир осенил человека, надо самим потрудиться в стяжании мирного устроения души, в терпении недостатков друг друга, во всепрощении всяких обид всем.

Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов, а исполнивший закон Христов осенится и миром Христовым, превысшим обыкновенного человеческого разумения. Мир этот делает человека нечувствительным к земным скорбям и страданиям, погашает всякий интерес к миру сему, влечет человека гор’е, рождает в сердце любовь ко всем, которая покрывает все недостатки ближнего, не замечает их, заставляет жалеть другого больше, чем себя. К этому миру и призваны все верующие во Христа, а в особенности монашествующие.

А если ничего нет этого, то будем хоть плакать пред Богом, что мы нищи, убоги, наги от всего доброго, и перестанем осуждать и укорять друг друга, будучи сами негодны, находясь в опасности быть отверженными Господом. Врачевахом Вавилона – и не исцеле. Долго ли еще будет терпеть нас Господь? С любовию Божиею связана и правда Божия, по которой Адам изгнан из рая, попущен потоп, сожжены Содом и Гоморра, распят Господь Иисус Христос за наши грехи.

Будем же смиряться друг пред другом и пред Господом и оплакивать свои неисцельные язвы, и по силе своей понуждать себя к любви друг ко другу. Тогда за смирение и терпение других и нас потерпит Господь по закону: в нюже меру мерите, возмерится вам. А если без борьбы будем отдаваться страстям, то что ожидает нас, как не отвержение? Царство Божие есть царство мира, любви, радости, кротости и проч., а с противоположными качествами в царство Божие мы не будем допущены. Надо переламывать себя, оплакивать загнивание души своей и умолять, как прокаженный, чтобы Господь исцелил и очистил нас. Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и откроются вам двери покаяния, плача, умиления, от которых и родится мир и спасение. Сие и буди, буди!

М.В. и сестры! Вы думаете, что я изменился в отношении к вам, что у меня есть какие-то секреты от вас и прочее – все это пустое, вражии наваждения. Не слушайте никого, живите своим умом, а в чем сомневаетесь или соблазняетесь – попросту спросите, а не давайте места врагу. Я вообще стал мало писать, многим вовсе не пишу и не отвечаю. Хочу и посещения сократить.

Почему М. не приехал а? Но если приедет и не привезет книг (багажом можно) с этажерки, то не пущу и в дом, так же и других, кто оттуда приедет. Если бы я устроился в Козельске, то, конечно, опять стал бы жить у вас, но, может быть, Господь и отвел бы на другое место за немирствие сестер. Можно временно потерпеть, послушать сцены, но постоянно видеть и слышать без надежды на исправление – зачем? Не обижайтесь. Я себя виню, что слишком мягко относился к этому. Может быть, надо было строже быть и наказывать поклонами или иначе как, а то вовсе не сдерживаются. Не думайте, что Скворец наговорил. Я сам достаточно хорошо знаю. А если что кто и сказал, то они и обязаны говорить, да и вы сами не должны скрывать, а сразу написать мне, если сами не справляетесь.

Простите, что пробрал, сам будучи негоден. Желаю вам всяких благ, временных и вечных, да вразумит и укрепит вас Господь в борьбе с врагом и поможет победить его смирением и сокрушением сердечным.

Будьте здоровы. Господь да благословит всех вас. Всем привет. Привет и лучшие пожелания М.К.

Простите, и вас да простит Господь и помилует, и благословит!

Н.

1/II–50 г.


В Рождественскую ночь

О, как бы я желал, огнем пылая веры

И душу скорбную очистив от грехов,

Увидеть полумрак убогой той пещеры,

Для нас где воссияла Вечная Любовь,

Где Дева над Христом стояла Пресвятая,

Взирая на Младенца взглядом, полным слез,

Как будто страшные страданья прозревая,

Что принял на Кресте за грешный мир Христос!

О, как бы я хотел облить слезами ясли,

Где возлежал Христос-Младенец, и с мольбой

Припасть, молить Его о том, чтобы погасли

И злоба, и вражда над грешною землей.

Чтоб человек в страстях, озлобленный, усталый,

Истерзанный тоской, жестокою борьбой,

Забыл столетия больного идеалы

И вновь проникся крепкой верою святой,

О том, чтоб и ему, как пастырям смиренным,

В Рождественскую ночь с небесной высоты

Звезда чудесная огнем своим священным

Блеснула, полная нездешней красоты.

О том, чтоб и его, усталого, больного,

Как древних пастырей библейских и волхвов,

Она всегда б вела в ночь Рождества Христова

Туда, где родились и Правда, и Любовь.

В. Иванов

Ночь на Рождество

Пусть все поругано веками преступлений,

Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,

Но совести укор сильнее всех сомнений,

И не погаснет то, что раз в душе зажглось.

Великое не тщетно совершилось;

Не даром средь людей явился Бог;

К земле недаром Небо преклонилось,

И распахнулся вечности чертог.

В незримой глубине сознанья мирового

Источник истины живет, не заглушен,

И над руинами позора векового

Глагол ее звучит, как похоронный звон.

Родился в мире Свет, и Свет отвергнут тьмою,

Но светит он во тьме, где грань добра и зла,

Не властью внешнею, а правдою самою

Князь века осужден и все его дела.

 

Владимир Соловьев

1894

С нами Бог

Во тьму веков та ночь уж отступила,

Когда, устав от злобы и тревог,

Земля в объятьях неба опочила,

И в тишине родился с нами Бог.

И многое уж невозможно ныне:

Цари на небо больше не глядят,

И пастыри не слушают в пустыне,

Как ангелы про Бога говорят.

Но вечное, что в эту ночь открылось, -

Несокрушимо временем оно,

И Слово вновь в душе твоей родилось,

Рожденное пред яслями давно.

Да, с нами Бог - не там, в шатре лазурном,

Не за пределами бесчисленных миров,

Не в злом огне и не в дыханьи бурном,

И не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь, средь суеты случайной,

В потоке мутном жизненных тревог,

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло! Мы вечны: с нами - Бог!

В. Соловьев

То были времена чудес,

Сбывалися слова пророка:

Сходили ангелы с небес,

Звезда катилась от Востока,

Мир искупленья ожидал -

И в бедных яслях Вифлеема,

Под песнь хвалебную Эдема,

Младенец дивный воссиял,

И загремел по Палестине

Глас вопиющего в пустыне...

 

Лев Мей

1855


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

Борис Ганаго:

Светлый праздник Рождества

(Отрывок)

На сей раз бабушка встретила Дмитрия Михайловича словами:

- Приближается большой праздник - Рождество Христово. Мы к нему давно готовимся. Но нам хотелось бы услышать ваши ответы на вопросы, которые у нас возникли.

- Какие именно?

- Ну-ка, Серёжа, давай твой.

- Почему, - Серёжа от напряжения даже наморщил лоб, - Бог - Он же Дух - стал человеком, Иисусом Христом?

- Вопрос этот возник и у меня, - присоединился к сыну папа. - Бог же Всемогущий. Он мог бы явиться на землю в таком виде, чтобы все затрепетали от страха и стали послушными. Он мог бы творить чудеса на глазах у всех людей, и все поверили бы в Него. Почему же Он явился им как человек?

- Такие вопросы, - Дмитрий Михайлович снова использовал для ответа притчу, - волновали и одного индуса, которого привлекало христианское учение. Но некоторые истины оставались для него загадкой. Такой непостижимой тайной для него была и тайна Боговоплощения, то есть явление Бога в образе человека, тайна рождения Христа.

Однажды, прогуливаясь и размышляя об этом, он едва не наступил на муравейник. Несколько минут он наблюдал, с каким старанием работают муравьи. Но вот его тень, заслонившая солнце, встревожила насекомых, которые, почувствовав опасность, стали прятаться. Он, полный ласки и заботы, сказал: «Дорогие, не бойтесь! Я не причиню вам никакого вреда. Я, как и вы, Божье творение. Зачем же я буду вас обижать? Хотите, я помогу вам? Почему вы убегаете, я же люблю вас?!»

Но муравьи удирали подальше. Его слова ничего для них не значили, потому что они их не понимали.

И тут к нему пришло решение волновавшего его вопроса. Как вы думаете, о чём догадался индус?

После услышанной истории ответ показался Серёже лёгким:

- О том, что Бог решил стать подобным человеку, чтобы люди не испугались Его.

- Правильно, чтобы они не видели в Нём чужого.

Но, поскольку ответ не был исчерпывающим, расспросы продолжались:

- Почему Он хотел, чтобы люди не боялись Его?

Полагая, что дети вряд ли додумаются, ответила мама:

- Вероятно, для того, чтобы не лишать людей их свободной воли, чтобы они совершали свои поступки не из страха, а так, как подсказывает им совесть.

Бабушка дополнила:

- Бог не хотел превращать людей в подневольных рабов, боящихся плети. Он хотел, чтобы мы стали Его чадами - сыновьями и дочерьми, Его наследниками.

- Замечательно. Господь хотел завоевать наши сердца Своей любовью, - подытожил Дмитрий Михайлович…


Для чего Христос пришел в мир?

Епископ Александр (Милеант)

О цели пришествия Сына Божия в мир образно и ярко говорит притча о заблудшей овце. Добрый Пастырь оставляет девяносто девять овец, под которыми подразумевается ангельский мир, и отправляется в горы, чтобы отыскать свою заблудшую овцу — погибающий в грехах человеческий род. Великая любовь Пастыря к гибнущей овце видна не только в том, что он заботливо ищет ее, но особенно в том, что он после нахождения берет ее на свои плечи и несет обратно. Иными словами, Бог Своей силой возвращает человеку утраченные им невинность, святость и блаженство. Соединившись с нашим человеческим естеством, Сын Божий, по слову Пророка, “взял на себя наши немощи и понес наши болезни” (Ис. 53 гл.).

 Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству. Рождество Христово свидетельствует о том, что мы достигаем конечной цели своей жизни не только верой и стремлением к добру, но, главное, возрождающей силой воплотившегося Сына Божия, с Которым мы соединяемся.

И, углубляясь в тайну воплощения Сына Божия, мы видим, что оно тесно связано с таинством Причащения и с Церковью, которая, по Апостольскому учению, есть таинственное тело Христово. В Причащении тела и крови Христовой человек приобщается к Бого–человеческой природе Христа, соединяется с Ним и в этом соединении весь преображается. Одновременно, в Причащении христианин соединяется и с другими членами Церкви — и так таинственное Тело Христово растет.

Инославные христиане, не верящие в Причащение, понимают соединение с Христом в иносказательном, переносном смысле, или в смысле одного духовного общения с Ним. Но для духовного общения воплощение Сына Божия излишне. Ведь и до Рождества Христова пророки и праведники удостаивались благодатного общения с Богом.

Нет, надо понять, что человек болен не только духовно, но и физически. Грехом повреждена вся человеческая природа. Необходимо поэтому исцелить всего человека, а не одну его духовную часть. Чтобы отвести всякие сомнения в необходимости всецелого общения с Собой, Господь Иисус Христос в Своей беседе о Хлебе Жизни так говорит: “Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день … Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Иоан.6:53-56). Немного позже, в беседе о виноградной лозе, Христос объясняет Своим ученикам, что именно в тесном соединении с Ним человек получает необходимые силы для духовного развития и совершенствования: “Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы — ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего” (Иоан. 15:4-6).

Справедливо некоторые святые Отцы уподобляли Причастие таинственному дереву жизни, от которого вкушали наши прародители в Эдеме и которое потом видел св. Иоанн Богослов в раю (Быт. 2:9, Ап. 2:7, 22:2). В Причащении христианин приобщается к бессмертной жизни Бого-человека!

Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия. Духовное обновление совершается в течение всей жизни христианина. Обновление же его физической природы завершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда “праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их” (Мат. 13:43).


Господь все видит

   У одной матери была дочка. Годика четыре. Она очень любила сметанку с крынок снимать. Сколько раз ей мама говорила, что нельзя потихонечку, втайне от всех лакомиться, ведь Господь все видит. Приходит с работы, а дочка опять всю сметанку слизала. Мама ей говорит: — Дочка, ты опять тайком лакомилась, но Господь видел, как ты сметану ела. А дочка отвечает:

— А Господь не видел!

— Как не видел? Почему?

— А я, когда ела, полотенце на икону повесила, закрыла им Господа, а как съела, полотенце сняла.

— Икона — это не Господь, это образ Спасителя. Вот если бы при жизни Иисуса Христа был фотоаппарат, то могла бы быть и Его фотография. Фотографии у нас нет, но есть написанное красками на доске Его изображение. И мы обращаемся не к краске, не к доске, а к Первому Образу — Самому Богу.

  О Боге нельзя думать: где-то дедушка с бородой летает. Бог — это чистейший Дух, Бог — это Любовь, потому Бога занавесить полотенчиком нельзя. Он всегда все видит и знает, спрятаться от Него невозможно, как невозможно скрыть все наши дела, они рано или поздно откроются.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)


ЕСЛИ ПОВЕРИМ

Борис Ганаго

Договорились ребятишки играть в “жмурки”. Одному завязали глаза полотенцем. Убедились, что подсматривать не может, закружили его и разбежались кто куда. Стали звать, хлопать в ладошки, чтобы он по звуку их ловил. Мальчуган с завязанными глазами пытался их схватить, бросался на каждый шорох. А ребята вдруг притихли — и ни звука, как будто никого нет. Но мальчик уверен, что они рядом. Не видит, но верит, что они здесь.

Вера и есть уверенность в невидимом, как в видимом.

Мама уложила младенца спать, спела ему колыбельную, перекрестила, поцеловала и вышла в соседнюю комнату. Малыш не видит её, но верит, что мама рядом. Стоит её позвать, и она придёт.

Так и Бога, и Заступницу нашу Богородицу мы не видим, но Они рядом. Лишь только позовём — будут с нами, хотя мы Их и не увидим.


РЕЦЕПТЫ ПРАЗДНИЧНЫХ БЛЮД

Гусь (утка) с яблоками

1 тушка, 40 г сливочного масла или маргарина, 500 г яблок, майоран, соль.

Предварительно обработанную тушку натереть солью, и майораном. Оставить на один час. Яблоки помыть, удалить семенное гнездо, разрезать пополам. Начинить ими тушку, зашить, положить на противень или в жаровню, смазанную растительным маслом. Полить сверху маслом, сбрызнуть водой и поставить в хорошо прогретую духовку. Жарить, постоянно увлажняя соусом и сбрызгивая водой. Готового гуся (утку) порезать на порции, положить на овальное блюдо, по краям положить яблоки. Остаток соуса подать в соуснице. Украсить зеленью (салат, петрушка, сельдерей). Подавать с тушеной капустой или свеклой.

Свиная грудинка с яблоками и капустой:

Грудинка (800гр.), квашеная капуста (100гр.), 5 кислых яблок, сливочное масло (50 гр.), 1 луковица, соль, перец и специи по вкусу.

Свиную грудинку нафаршировать, сделав надрезы ножем. Фарш: кислую капусту обварите кипятком и смешайте с нашинкованными яблоками и нарезанным сливочным маслом. Далее грудинку зашейте, обсыпьте мелко порезанным луком и жарьте в духовке на смазанной маслом сковороде до готовности.

Салат "Вкусненький"

300-400г вареного куриного мяса, 500г грибов,1 луковица, майонез, 1 ст. орехов, 1 банка кукурузы, зелень.

Отваренное куриное мясо порезать кубиками и обжарить на сливочном масле с грибами. Соединить эту массу с порезанным кубиками луком (можно его предварительно замариновать в уксусе), измельченными орехами и кукурузой. Все заправить майонезом, перемешать и по желанию добавить зелень!

Салат очень сытный и вкусный!

Приятного аппетита!

Рождественский миндальный кекс

Для формы диаметром 26 см: 250 г масла, 250 г сахара, одна ваниль (или чайная ложка ванильного сахара), соль на кончике ножа, 20 г рома, 6 яиц, 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя теста, 400 г изюма без косточек, 50 г молотых миндальных орехов, 100 г измельченных цукатов из лимонной корки, 100 г очищенного миндаля (раздробленного на половинки зерен), 2 чайные ложки сахара, 5 столовых ложек воды, 100 г марципана, 60 г сахарной пудры, 2 столовые ложки абрикосового мармелада. Шафран для окраски теста и пергаментная бумага для формы.

Выстелить пергаментной бумагой форму для кекса. Духовку разогреть до 180 градусов. Растереть масло с сахаром, солью, ванилью и ромом. Добавить яйцо и растирать, пока не получится пышная масса. Если масса осядет, добавить ложку муки. Муку смешать с разрыхлителем, изюмом, молотым миндалем и лимонными цукатами и постепенно перемешать с яично-масляной массой. Тесто переложить в форму, выровнять верх и уложить по поверхности плотно друг к другу половинки миндаля. Выпекать кекс час-полтора на втором уровне снизу. Прежде чем вынуть его из духовки, проверить с помощью деревянной спицы, полностью ли он пропечен - для этого проткнуть кекс, вытащить спицу, и если тесто к ней не прилипло - кекс готов. Испеченный кекс переложить вверх дном на кухонную решетку и некоторое время бумагу не снимать. Из воды и сахара сварить сироп (варить при постоянном помешивании 3 минуты), намазать верх кекса. Смешать с сахарной пудрой марципаны. Бока кекса намазать абрикосовым мармеладом. Марципановую массу тонко раскатать в полоску и обложить ею бока кекса. Выступающий верхний слой надрезать в виде отделочной бахромы. Из оставшихся марципанов можно сделать разные фигурки и украсить поверхность кекса.

Ореховое печенье

300 г сливочного масла или маргарина, 300 г сметаны, 3 желтка, сода на кончике ножа. 5 стаканов муки, 2 стакана молотых орехов. 2 стакана сахара.

Все смешать, раскатать лепешку толщиной 2?3 см, выпекать в духовке, предварительно разрезав лепешку на ромбики.

Торт ореховый

Мука?150 г, орехи грецкие толченые?250 г, пудра сахарная ?150 г, соль ?5 г, масло сливочное ?150 г, молоко ?30 г, повидло.

Замесить тесто из просеянной муки, толченых грецких орехов ( 150 г ), сахарной пудры, соли, сливочного масла и молока. Тесто раскатать, свернуть рулетом, разрезать поперек на 5 кусков, накрыть салфеткой и оставить на час в прохладном месте. Затем каждый кусок раскатать в пласт и выпечь в форме или на сковороде, предварительно посыпав дно мукой. Готовые пласты уложить на блюдо стопкой, прослоив их повидлом, сверху положить слой повидла, посыпать грецкими орехами ( 100 г ).


Божья елка

 

Ярко звездными лучами

Блещет неба синева.

– Отчего, скажи мне, мама,

Ярче в небе звезд сиянье

В ночь святую Рождества?

Словно елка в горном мире

В эту полночь зажжена

И алмазными огнями,

И сияньем звезд лучистых

Вся украшена она?

– Правда, сын мой, в Божьем небе

Ночью нынешней святой

Зажжена для мира елка

И полна даров чудесных

Для семьи она людской.

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там, вдали:

Светят в них дары святые –

Для людей – благоволенье,

Мир и правда – для земли.

Г. Гейне

Ко светлому празднику Рождества Христова

 

Для любимой дочери Татьяны.

 

Белым снегом метель запорошила

Все дороги, тропинки, холмы,

Как живешь ты, моя ты хорошая,

В том краю, где почти не бывает зимы?

 

Называется край тот Германия,

Там для жизни красивой все есть,

Но я знаю, что ты, моя Таня,

Свое сердце оставила здесь.

 

Там товаров полны магазины,

И отсутствует в них суета,

Красотою там блещут витрины,

Но холодная та красота.

 

Вот ведь в жизни как все получилось,

Уж давно ты живешь вдалеке,

По-иному там жить научилась,

Говоришь на ином языке.

 

Ну, а я хлопочу все по дому,

Чистоту и уют навожу,

И частенько дорогой знакомой

В Божий храм я на службу хожу.

 

В храме я нахожу утешенье,

На молитве стою не дыша,

Когда слушаю я песнопенье,

У меня замирает душа.

 

И на сердце становится легче,

Когда ночью ложуся я спать,

Словно Ангел-Хранитель мне шепчет:

"Спи, я буду твой сон охранять."

 

Как же раньше без веры мы жили,

Знали только работу и дом,

И мы просто безбожно грешили,

И не знали, куда мы идем.

 

Ни одной мы молитвы не знали,

И совсем позабыли Творца,

Семьи мы без венца создавали,

И не славили Бога Отца.

 

И тебе, дорогая Танюша,

Дам я свой материнский совет:

Никогда никого ты не слушай,

Будто не было Бога и нет.

 

Знай, что очень силен искуситель,

На погибель ведет он людей,

Но ты верь, что придет наш Спаситель

В светлой славе небесной своей.

 

Мария Ильинична Кобзева

Рождественский  разговор с сыном

 

Когда дитя рождается на свет,

Оно божественный приносит свет,

По образу Творца сотворено,

Привет передает нам от Него.

 

Любой ребенок - это благодать.

Как счастливы его отец и мать!

Любой ребенок  - это красота,

Невинности святая простота.

 

Теперь, мой друг, представь тот мощный свет,

Который вот уж двадцать сотен лет

Горит, не угасая, день и ночь,

И тьма его не может превозмочь.

 

Все потому, что в чудный день один

Отца небесного родился Сын.

Такое было в мире торжество,

Что до сих пор нам  светит Рождество.

 

А ты растешь, и задаешь вопрос:

"Как каждый год рождается Христос?"

Ответ, мой друг, придет, ты подожди,

А сам с Христом и ко Христу иди.

 

Ответ, мой друг, ищи в своей судьбе,

Пойми: Христос рождается в тебе.

И до тех пор, пока жива Земля,

Христос рождается, а в Нем - и ты, и я.

 

Н. А. Куконина


Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ