ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 9 сентябрь 2010 г.

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Богородицы произошло так: когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет (обещание), - если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу.

В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия, ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски "Госпожа, Надежда".

Рождество Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия. Спасителя мира. Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 8-го сентября (21 сент. н. ст.).

«Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь!».

Рассказ Натальи Сухининой

Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим -Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда – с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, – доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.

- Рождество Христово знаете? – Еще бы не знать нам Христово Рождество! – А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи…

Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением – Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.

Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя «грешнее всех в мире». Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце – подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: «Анна! Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь» – возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же – поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, – не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем, и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.

Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока – пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы… Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, – значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, – каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?

Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество… Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.


Воздвижение Креста Господня

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - церковный праздник, ежегодно совершаемый 14/27 сентября. Мать императора Константина Великого, св. Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Христа и сам крест, на котором он был распят. Это была задача весьма трудная. За два столетия перед тем император Адриан приказал совершенно завалить пещеру Гроба Господня, чтобы сделать неузнаваемым место Его распятия и погребения, и на нем воздвигнуты были даже храмы в честь Юпитера и Венеры. Несмотря на это, произведенные Еленой раскопки увенчались успехом: пещера Гроба Господня была найдена и неподалеку от нее открыты были три креста и даже доска с надписью, которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте Иисуса Христа. По некоторым признакам можно было догадываться, который именно из трех крестов есть крест Иисуса Христа; окончательным в том удостоверением послужило исцеление больной, приложившейся к кресту. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. Часть этого «животворящего» креста Елена послала своему сыну Константину, а остальная, главная часть его положена была в главной иерусалимской церкви. Над пещерой Гроба Господня впоследствии построена была церковь, освященная 14 сентября 335. Чтобы дать возможность многочисленным христианам, отовсюду собравшимся на торжество, увидеть великую святыню, епископ Макарий поднимал или «воздвигал» крест над головами молящихся, и от этого собственно поднятия или «воздвижения» и получил свое название праздник.


Крест Христов: что означают буквы на православном кресте?

Крест сопровождает христианина всю его жизнь. Мы видим распятия в храмах, дома, носим на груди. И тем не менее вопросов возникает множество. Попробуем разобраться, что означают детали креста на изображениях.

Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано: "Иисус Назарянин Царь Иудейский" (Ин. XIX, 19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина - подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя.

Буквы "К" и "Т" слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. "Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его" (Ин. XIX, 34). "Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. XIX, 34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия - по сторонам большей перекладины. "Солнце преложися во тьму, и луна в кровь претворися..."

Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Еврейское слово «Голгофа» значит «лоб» или просто «череп». Сокращение "ГГ" как раз и означает "гора Голгофа", а "МЛРБ" - "место лобное рай бысть". По преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек – Адам. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы..." "ГА" - глава Адама. Поэтому в символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом.

Иисус изображается с крестчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие "истинно Сущий", как Бог сказал Моисею "Аз есмь Сый" (Я есть Сущий) (Исх. III, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения - титлами, имя Спасителя "IC XC" - Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: "НИКА" (греч. - Победитель).

Большие многофигурные композиции Распятия - тема для отдельного рассмотрения. Чаще всего у Креста изображаются Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции - т. н. "Распятие с разбойниками", в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа - два разбойника: один с опущенной головой, другой - с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.


Силуан Афонский

Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: "Помилуй меня", но не слушал его Бог.

Прошло много времени такой молитвы, и силы души его истощились, он дошел до отчаяния и воскликнул: "Ты неумолим!" И когда с этими словами в его измученной от отчаяния душе еще что-то подорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа, огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось еще на мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, безпредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа; и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая. О нем, этом свидетеле Таинственной любви, предстоит нам слово.

Так начинается книга иеромонаха Сафрония о святом подвижнике, русском святогорце старце Силуане.

Жизнь старца Силуана удивительна своей простотой. Не выделялся он среди братии монастыря особым подвигом, превышавшим меры человеческих сил, не был отшельником, не совершал особых чудотворений, не был пастырем и не осталось после него круга учеников и последователей. В чем же его подвиги? Почему уже после нескольких десятилетий после смерти был прославлен он во святых Вселенской Церковью?

Остались его записи. На их основании, а еще и на воспоминаниях о встречах со старцем написана книга иеромонаха, а впоследствии и архимандрита Софрония (Сахарова). Рассказывать о старце Силуане, не пользуясь ей, невозможно. Жизнь блаженного старца Силуана протекала малоинтересно. До призывного возраста это была жизнь бедного русского крестьянина, потом обычная военная служба в низших чинах и затем долгие годы (46 лет) монастырской жизни простого монаха.

Формуляр монастыря говорит о нем следующее: схимонах отец Силуан, мирское имя Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии. Родился в 1866 году, на Афон приехал в 1892 году, в мантию пострижен в 1896 году, в схиму в 1911 году. Послушание проходил на мельнице, на Коломарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в экономии. Скончался 11/29 сентября 1938 года.

От "родился" до "скончался" - все бедно, не о чем рассказать, касаться же внутренней жизни человека перед Богом - дело нескромное, дерзновенное, но старцу, ушедшему из мира победителем мира, уже ничто не страшно, уже ничто не нарушит его вечного покоя в Боге.

Семья старца, как и многие патриархальные крестьянские семьи, отличалась благочестием, как говорил сам старец: "Я в меру отца моего не пришел. Он был совсем неграмотный, и даже "Отче наш" читал с ошибкой, говорил "днест" вместо "днесь", заучил в церкви по слуху, но был кроткий и мудрый человек". Внутреннее влечение к монашеству было у Симеона еще с детства, но с годами шум и веселье молодой жизни заглушило зов Бога в душе. Только после службы в армии он твердо решил оставить мир и уйти в монахи. Перед этим вместе с ротным писарем поехал к отцу Иоанну Кронштадтскому просить его молитв и благословения. Отца Иоанна в Кронштадте они не застали и решили оставить письма. Писарь стал выводить правильным почерком какое-то мудреное письмо, а Семен написал лишь несколько слов: "Батюшка, хочу пойти в монахи, помолитесь, чтобы мир меня не задержал". Возвратились они в Петербург, в казармы, и, по словам старца, уже не следующий день он почувствовал, что вокруг него "гудит адское пламя". Дома он пробыл после этого неделю и, навсегда распрощавшись с миром, уехал на Афон. Так началась новая подвижническая жизнь.

Афон

По афонским обычаям новоначальный послушник брат Симеон должен был провести несколько дней в полном покое, вспомнив все свои грехи за всю жизнь, и исповедать их духовнику. Испытываемое адское мучение породило в нем неудержимое горячее раскаяние. В таинстве покаяния он хотел освободить свою душу от всего, что тяготило ее, и потому с готовностью и великим страхом, ни в чем себя не оправдывая, исповедал все деяния своей жизни. Духовник сказал ему: "Ты исповедал грехи свои перед Богом и знай, что они тебе все прощены... Отныне положим начало новой жизни... Иди с миром и радуйся, что Господь привел тебя в эту пристань спасения".

Простая и верная душа брата Симеона, услышав от старца-духовника, что грехи ему прощены, по слову его: "Иди с миром и радуйся", отдался радости. Неопытный и наивный - он не знал еще, что подвижнику нужно воздержание и в радости, и потому сразу потерял то напряжение, в котором пребывала душа его после посещения Кронштадта. В последовавшем расслаблении он подвергся нападению блудной похоти и остановился на образах, которые рисовала ему страсть. Помысел говорил ему: "Иди в мир и женись".

Что потерпел молодой послушник, оставаясь наедине, мы не знаем. Когда он пошел исповедоваться, то духовник сказал ему: "Помыслов никогда не принимай, а как только придут, сразу отгоняй". От неожиданного срыва, который постиг брата Симеона, душа его пришла в великий трепет. Ощутив страшную силу греха, он снова почувствовал себя в адском пламени и решил неотступно молиться, доколе Бог не помилует его.

Он думал, что прибыл в пристань спасения, но вдруг увидел возможность гибели и здесь. Проходили месяц за месяцем, а мучительность демонских нападений все возрастала. Душевные силы молодого послушника стали падать, и мужество его изнемогало, страх гибели и отчаяния росли, ужас безнадежности все чаще и чаще овладевали всем его существом. Кто переживал что- либо подобное, тот знает, что никакое человеческое мужество, никакая человеческая сила не может устоять в этой духовной борьбе. Надорвался и брат Симеон, он дошел до последнего отчаяния и, сидя у себя в келии, в предвечернее время подумал: "Бога умалить невозможно". С этою мыслью он почувствовал полную оставленность, и душа его погрузилась в мрак адского томления и тоски. В тот же день во время вечерни в церкви Св. Пророка Ильи, что на мельнице, направо от Царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа. "Господь непостижимо явился" молодому послушнику, и все его существо и само тело его исполнилось огнем благодати Святого Духа. Тем огнем, который Господь низвел на землю Своим пришествием.

От видения Симеон пришел в изнеможение, и Господь скрылся. Невозможно описать состояние, в котором юноша находился в тот час. В явлении Господа послушнику Симеону, человеку простому, замечательно то, что тот "сразу узнал" и явившегося ему Христа, и Духа Святого, действовавшего в Нем. В своих писаниях он постоянно повторяет, что Господа познал он Духом Святым. Он утверждал, что когда Сам Господь явился душе, то она не может не узнать в Нем своего Творца и Бога.

"Держи ум во аде и не отчаивайся"

Ни испытание адскими муками, ни дар непрестанной внутренней молитвы, ни даже явление Господа не дало молодому монаху освобождения от бесовских нападений и брани помыслов. При всем напряжении молитвы ум его по временам омрачался видением бесов и потерей мира. Прошло пятнадцать лет со дня явления ему Господа. И вот однажды в одном из ночных мучительных борений с бесами, когда несмотря на все старания, чисто молиться не удавалось, Силуан встает с табурета, чтобы сделать поклоны, но видит перед собой огромную фигуру беса, стоящего впереди икон и ожидающего поклоны себе, келья полна бесов. Отец Силуан снова садится на табурет и, наклонив голову, с болезнью сердца говорит молитву: "Господи, ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?" И был ему ответ в душе: "Гордые всегда так страдают от бесов".

"Господи, - говорит, - научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа." И снова в сердце ответ от Бога: "Держи ум во аде и не отчаивайся". Монах Силуан после данного ему Господом откровения твердо встал на духовном пути. С того дня его любимой песнею, как сам он выражался, становится: "Скоро я умру, и окаянная душа моя снидет в тесный черный ад, и там один я буду томиться в мрачном пламени и плакать по Господу! Где ты, свет души моей? Зачем Ты оставил меня? Я не могу жить без Тебя". Это делание скоро привело к миру души и чистой молитве. Но даже и этот огненный путь оказался некратким.

...Да познают Тебя Духом Святым все народы земли

По мере того как возрастали благодатные посещения, возрастала в душе Силуана благодарность Богу: "О, Господи, как же Тебя благодарить за эту новую неисповедимую милость: невежде и грешнику Ты открываешь тайны Свои. Мир погибает в оковах отчаяния, а мне, последнему и худшему всех, Ты открываешь вечную жизнь. Господи, не могу я один, дай всему миру познать тебя".

Постепенно в молитвах его начинает преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога.

В своей беседе с одним монахом - пустынником, который говорил: "Бог испалит всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне". На это старец с видимым душевным волнением сказал: "Ну скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?"

- А что поделаешь, если виноваты? - говорит тот.

Тогда старец со скорбным лицом ответил: "Любовь не может этого понести... Нужно молиться за всех".

Старец говорил и писал, что любовь Христова не может потерпеть ничьей гибели и в своей заботе о спасении всех она идет к достижению своей цели путем жертвы.

"Монаху Господь дает любовь Святого Духа, и от этой любви сердце монаха печально о народе, потому что не все спасаются. Сам Господь до того был печален о народе, что предал Себя на Крестную смерть. И Божия Матерь ту же печаль о людях носила в Сердце Своем, и Она подобно Своему Возлюбленному Сыну всем до конца желала спасения.

В своем искании спасения всех любовь влечется идти до конца, и потому она объемлет не только мир ныне живущих на земле, но уже умерших, и самый ад, и тех, которые еще имеют родиться, т.е. всего Адама. И если ликует и радуется любовь, когда видит спасение братии, то плачет и молится, видя обратное, видя гибель их".

Молитва старца, его богообщение было настолько просто и дерзновенно, что при его жизни многие из братии опасались за него.

Уже после его смерти один из старейших монахов монастыря схимник Трофим говорил: "Теперь я увидел, что отец Силуан достиг меру святых отцов... Кончина его меня убедила. Я всегда любил его и радовался, встречаясь с ним, но мне казалось, что слишком прямо (непосредственно) говорил он с Богом, как-то так смело и дерзновенно говорил он о молитве и о Боге, как о родном отце".

Слова старца, его писания исполнены притягательной силы, открывая мир иной, мир души, живущей с Богом и в Боге.

Писания старца Силуана

Скучание о Боге

Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя.

Ты видишь, Господи, печаль мою и слезы... Если бы Ты не привлек меня Своею любовью, то не искал бы я Тебя так, как ищу, но Дух Твой дал мне познать Тебя, и радуется душа моя, что Ты мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по Тебе.

О покаянии

Душа моя познала Тебя, Господи, и я пишу милость Твою народу Твоему.

Не скорбите, народы, что вам трудно жить. Боритесь только с грехом и просите у Господа помощи, и даст вам, ибо Он милостив и любит нас.

О, народы! Слезно пишу я эти строки. Душа моя хочет, чтобы вы познали Господа и созерцали милости Его и славу. Мне 72 года; я скоро должен умереть и пишу вам о милости Господней, которую дал мне Господь познать Духом Святым; и Дух Святой научил меня любить народ. О, посадил бы вас на высокую гору, чтобы с высоты ее вы могли увидеть кроткое и милостивое лицо Господа, и возрадовались бы сердца ваши. Истину говорю вам, я не знаю в себе ничего доброго, и много у меня грехов, но благодать Святого Духа изгладила мои грехи, знаю я, что тем, кто борется с грехом, Господь дает не только прощение, но и благодать Святого Духа, который радует душу и дает ей глубокий и сладкий мир.

Горе мне: я пишу о любви Божией, а сам мало люблю Бога, и потому печален зело, и скорблю, как Адам, изгнанный из Рая, и рыдаю, и криком кричу: помилуй меня, Боже, падшее создание Твое.

Сколько раз Ты давал мне благодать Свою, и я не хранил ее, потому что тщеславна душа моя, но душа моя знает Тебя, Творца и Бога моего, и поэтому ищу Тебя, рыдая, как рыдал Иосиф об отце своем Иакове на гробе матери своей, уводимый в Египетское рабство.

Я оскорбляю Тебя грехами, и Ты уходишь от меня, и душа моя скучает по Тебе.

О, немощный мой дух! Он тухнет, как малая свеча от слабого ветра; а дух святых горел жарко, как терновый куст, и не боялся ветра. Кто даст мне жар такой, чтобы не знал я покоя ни день ни ночь от любви Божией? Горячая любовь Божия, ради нее святые терпели все скорби и достигли силы чудотворения. Они исцеляли больных, воскрешали мертвых. Они ходили по водам, поднимались во время молитвы на воздух; молитвою низводили дождь с неба, а я хотел бы научиться только смирению и любви Христовой, чтобы никого не обидеть, но молиться за всех, как за самого себя.

Перед смертью старец Силуан писал:

"Душа, которая познала Бога, своего Творца и Отца Небесного, не может иметь покоя на земле. И помышляет душа: "Когда явлюсь Господу, то во всем его милость умолю: за весь род христианский". И вместе думает: "Когда узрю Лицо Его любезное, то от радости не смогу ничего сказать, ибо от большой любви не может человек ничего говорить". И опять думает: "Буду молиться за весь род человеческий, дабы все люди обратились ко Господу и упокоились в Нем, ибо любовь Божия всем хочет спастись".

Подготовила Виктория Механикова.


Нательный крестик - зачем его носят на теле и можно ли снимать крест с себя?

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТИК

Из всех мировых религий христианство занимает в России особое положение. По статистике, не менее двух третей россиян приняли Таинство Крещения. В этом Таинстве, среди прочих действий, на шею человека возлагают нательный крест. О том, откуда появилась традиция ношения нательных крестиков, зачем его носят на теле и можно ли снимать крест с себя, – об этом и другом пойдет речь в нашей статье.

Немного истории

Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. Однако крест как орудие спасения был предметом величайшего чествования у христиан с самого основания Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. Из деяний 7-го Вселенского Собора (акт 4) мы знаем, что святые мученики Орест (пострадал ок. 304 г .) и Прокопий (умучен в 303 г .) носили на груди крест. Об этом обычае также пишет Понтий, жизнеописатель священномученика Киприана Карфагенского (ум. 258 г .), и другие. Христиане носили изображение креста на теле, чаще всего на челе и на груди. Если одни христиане носили крест под одеждой из-за страха гонений либо из благоговейного желания избежать осмеяния святыни язычниками, то были и другие, которые желали исповедовать Христа, свою веру. Такое смелое и решительное исповедничество побуждало делать изображение креста на челе как на самом заметном месте человеческого тела. Сегодня сохранилось очень мало внешних источников, которые сообщали бы об этой благочестивой традиции ношения креста, потому как в первые три века оно относилось к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты. На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. На русской земле кресты носили не на теле, а поверх одежды, «как ясные показатели христианского крещения». Назывались они энколпионами – от греческого слова «нагрудный». Энколпионы сначала имели форму четырехстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной их стороны помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже – и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей.

Значение креста

Что же символизирует собой нательный крестик и в чем необходимость его ношения? Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом. Эта сопричастность заключается не столько в том, чтобы теоретически признать, что Христос когда-то, более двух тысяч лет назад, в Иерусалиме физически и морально пострадал, сколько в том, чтобы принять: я, так же, как и Господь, готов ежедневно приносить себя в жертву – через борьбу со своими страстями, через прощение и неосуждение своих ближних, через построение своей жизни согласно Евангельским заповедям Спасителя – в знак любви и благодарности к Нему.

Большая честь

Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Сознательное пренебрежение и кощунственное отношение к кресту в русском народе всегда понималось как акт богоотступничества. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Православная Церковь верует, что по вере человека через крест Христов невидимым образом проявляется (действует) сила Божия. Крест является оружием против диавола. О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения Церковь может достоверно говорить, ссылаясь на опыт из жизни своих святых, а также на многочисленные свидетельства простых верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от злой силы – все эти и другие благодеяния по сей день через крест являют человеку любовь Божию.

Никчемные суеверия

Но, несмотря на животворящую силу креста, многие люди доверяют (следуют) различным суевериям, связанным с крестом. Вот пример одного из них: «Видеть во сне нательный крестик – тревожный знак, а если Вам приснилось, что Вы потеряли крестик, будьте готовы к неприятностям, которые не замедлят свалиться на Вас», – в один голос утверждают толкователи снов. Но самое распространенное суеверие, связанное с Распятием, говорит нам о том, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то брать его нельзя, так как тем самым мы берем на себя чужие грехи. Однако когда речь заходит о нахождении потерянных денег, то о чужих грехах, тем более о чужой боли, никто и не вспоминает. А на волнующих многих «серьезный вопрос» о том, что значит, когда потерялся крестик, хочется так же серьезно ответить, что это значит, что порвалась цепочка или веревочка, на которой висел этот крестик. Наличие в человеке суеверного, то есть напрасного, пустого отношения к кресту свидетельствует о маловерии и даже недоверии Христу, а значит, и Его искупительному жертвенному подвигу, совершенному на Кресте. В данном случае надежда и любовь к Богу и доверие к Божьему Промыслу заменяется недоверием и страхом перед неизвестным.

Сомнительные цели

С какой целью носят нательные крестики сегодня и носят ли их вообще? Вот какие ответы на этот вопрос были размещены на одном из интернет-форумов: • ношу как оберег-талисман; • потому что это красиво и, наверное, просто помогает; • крестик ношу, но не как символ веры, а как подарок близкого мне человека; • ношу потому, что, говорят, счастье приносит; • не ношу, так как считаю это идолопоклонничеством, в Библии нет указания на этот обычай; • крест не ношу по двум причинам: у меня ужасно чешется шея от всех эти цепочек, а второе – я, конечно, верующая, но не до такой же степени… Так рассуждают именно невоцерковленные люди с языческим, а то и потребительским отношением к вере и религии. Но среди такого типа людей есть часть, которая вообще не приемлет ношение креста, мотивируя это следующим: «Бог у меня и так в душе»; «В Библии Бог не повелевает носить крестик»; «Крест – это символ смерти, позорное орудие казни» и т.д. Чего только не придумает человек в качестве оправдания своего элементарного невежества в области христианской культуры! Таким образом, большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Церковь говорит о том, что крест – это святыня, на которой было совершено спасение людей, свидетельствующая о любви Божией к нам. По принятии Таинства Крещения человек начинает именоваться христианином, а значит, тем, кто готов всей своей жизнью засвидетельствовать верность Богу через несение своего жизненного креста и следование Его заповедям. Именно об этом постоянно напоминает нам образ креста на нашей груди. Православные христиане призваны, взирая на крест, относиться к нему с великим благоговением и ответственностью. Такое трепетное отношение к кресту и памятование о нем как о святыне зачастую удерживает человека от совершения плохого поступка. Недаром на Руси человеку, совершившему преступление, говорили: «Креста на тебе нет». Эта фраза несет в себе не буквальный, физический смысл отсутствия крестика на теле, но говорит об отсутствии памятования, серьезного христианского отношения к кресту и вере христианской. Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Благоговейное отношение к нательному кресту побуждает верующего человека не снимать крестик с тела без серьезной надобности. Тот факт, что на Руси делали специальные банные кресты из дерева, дабы не обжечься крестиком из металла, говорит о том, что люди не хотели снимать кресты даже на короткое время (во время мытья). Недаром в русском народе говорили: «Кто с крестом, тот со Христом». Но бывают ситуации, когда того требуют определенные обстоятельства – к примеру, операции на теле. В таких случаях не следует пренебрегать требованием врача, достаточно осенить себя крестным знамением и положиться на волю Божию. Вопрос, надевать или не надевать крестики грудным младенцам, у многих людей вызывает страх, потому как ребенок якобы может задушиться веревочкой или цепочкой, на которой находится Распятие. Но еще не известно ни одного такого несчастного случая, когда ребенок собственноручно задушил бы себя или нанес бы себе раны крестиком. Это всего лишь напрасные опасения или суеверные предрассудки взрослых. Единственный совет родителям – не следует надевать детям на шею слишком длинную веревочку или цепочку. Заключение Крест – это не просто память о дне крещения и не реликвия, которую должно хранить, не талисман и не подарок, но святыня, через которую Бог подает верующему человеку, ведущему правильную духовную жизнь, Свою благодать, утешение и поддержку. Не случайно русский народ сложил мудрую пословицу: «Не мы крест носим, а он нас носит». Являясь видимой святыней, нательный крест призван свидетельствовать о нашей вере во Христа, о нашей готовности жертвенно любить и прощать людей и жить согласно Евангельским заповедям. И дай Бог нам, взирая на свой крестик, чаще вспоминать слова Господа и действовать согласно Его призыву: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф 16:24).

 Диакон Константин Киосев Источник: сайт „Ортодоксика“


"В тюрьме, в подземелье, в темном, сыром углу вырос плющ..."

"Любовь Божия к нам открылась в том,

что Бог послал в мир Единородного Сына Своего,

чтобы мы получили жизнь через Него" (1 Ин. 4, 9)

В тюрьме, в подземелье, в темном, сыром углу вырос плющ. Ни одна капля дождя или росы никогда не орошала его. Тщедушные, полусухие листья впивали в себя лишь гнилую влагу подземелья. Но с наступлением лета солнечный луч стал проникать и в это мрачное место заточения. И каждый день, в продолжение одного часа, этот луч согревал бедное, погибающее растение.

И вот жизнь стала просыпаться в нем, корни ожили, листья стали подыматься к свету; пожелтелый ствол наполнился свежим соком; пошли новые ростки. И тоненькая ветка, постепенно подымаясь все выше вдоль стены, достигла наконец узенького окна и, пробившись сквозь железную решетку наружу, на волю, целый день уже могла пользоваться живительными лучами солнца. Ветка эта росла и росла, пока не покрыла густою зеленью всю наружную стену тюрьмы, придавая красу и свежесть мрачному зданию.

Так бывает и с душой человеческой, заточенной во мраке греха и разврата. Когда луч божественной любви, проникая в нее, коснется ожесточенного сердца, в душе пробуждается радостный трепет, она оживает и растет, впивая в себя благотворный луч божественного света, и возрождается к новой жизни. Она, как ожившая ветка, одевается прекрасной свежей листвой и наконец приносит плоды праведности, во славу Божию.

Человеческая мудрость стоит высоко в истории народов. Но никакая философия не может воскресить мертвую душу. Наука в наши дни творит чудеса: все препятствия в природе уничтожаются, расстояния уж не существуют, под землею и под водами пробиваются пути. Через неизмеримые пространства ведутся переговоры. Небесные светила вычисляются и вымеряются с математической точностью. Но и самая точная наука не может разрешить великий вопрос жизни и смерти. Еще менее может она вернуть угасшую жизнь. Один Христос дает жизнь, "чтобы имели жизнь с избытком" (Ин. 10, 10).

Его слово, Его Дух обновляет, оживляет омертвевшую душу, в Нем одном спасение и пробуждение от греховного сна, ибо "верующий в Него имеет жизнь вечную" (Ин. 6, 40).


ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ

Вопрос: Меня всегда интересовал вопрос, почему православные священники носят бороды? Актуальна ли борода теперь?

Ответ: Я не силен в богословии. Просто когда я пришел в Церковь, я увидел священников с бородой. Может быть, если бы в Церкви к моему приходу все были бритолицые, я бы тоже бороду не носил и считал это нормой. Мне кажется, что традиция - это достаточно серьезный аргумент. Думаю, традиция не нуждается в оправдании. Для меня вполне достаточно, что мой дед, когда был священником, носил бороду.

Ну, а если серьезно, священник должен отличаться от мирян и одеждой, и внешним видом. Я не говорю уже об образе жизни и об образе мыслей. Как сказал тот же Андрей Кураев о Православном Богослужении: "Детям это нравится". Я неоднократно становился свидетелем того, как образ священника для невоцерковленных маленьких детей ассоциируется с образом Христа, с образом Бога. Недавно я крестил в реабилитационном центре. Зашел один маленький человек лет пяти и сказал: "Боженька, привет!"

Вопрос: У нас поблизости в тайге, в Бирилюсском р-не, есть община староверов. Но хоть и информация о них скудная, всё же все знают, что в вере они более строги. Вообще они своей жизнью показывают, каким был образ старорусского человека во времена Святой Руси. Они словно навсегда застыли в том времени. Они сохранили строгое соблюдение обрядов и обычаев своих предков. Мы же всем этим пожертвовали, то во имя царя, то во имя империи, то во имя коммунизма. О них ещё говорят, что староверы - это русские, позвоночник которых не гнётся. Это самая достойная часть русского народа. Для них не существует прогресса, они не ищут комфорта, не имеют никаких документов, многодетные, трудолюбивые, глубоко-верующие.  Мы же всё это утратили...

Может быть, поэтому они как бы оградились от внешнего мира?

Ответ: То, что произошло со старообрядцами – это не только факт отдаленной истории. Эта опасность – опасность раскола, существует и в наше время. Наиболее консервативная часть Церкви противится тем изменениям, которые происходят в Церкви под влиянием окружающей действительности. Смириться с ними, принять их бывает для многих очень трудно, болезненно. Но какой же выход? Уйти в леса, взяв с собой десяток единомышленников, спасать свою душу, не прикасаясь к жизни окружающих? Так поступили старообрядцы. Я не осуждаю их, потому что не знаю, как сам поступил бы тогда на их месте. Так образовалась и Зарубежная Церковь. (Кстати, она сыграла свою миссионерскую роль в странах Запада, после чего воссоединилась с РПЦ. Думаю, и старообрядцы с их верностью Преданию, с их желанием безкомпромиссной чистоты – сыграли и еще сыграют свою роль в Божественном домостроительстве. Надеюсь, будет и объединение). Но Церковь потому и называется воинствующей, что она живет в мире, который враждебен ей, князь которого – диавол. И ее призвание – не только спасать себя и своих членов, но делать мир лучше, поднимать его за собой ввысь, к Богу, быть светильником, освещающим тьму безверия. И Христос молит Отца о верующих: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17, 16). Церковь консервативна, она с легкостью не прогибается под изменчивый мир. Но, живя в мире, Церковь не может быть совершенно свободна от его влияния. Степень компромисса определяется благоразумием и волей Божией. Как на войне бывает необходимость отступить по тактическим соображениям, чтобы решить главную стратегическую задачу, так и в Церкви допустимы изменения, перемены «по требованиям времени». Иначе можно остаться в совершенной изоляции от мира и предать свою основную задачу – его спасения, закрыть возможность спасения для молодых людей, поставить непреодолимую преграду для вступления в ее спасительное лоно новых членов.

Вопрос:  У меня есть вопрос. В последнее время он превратился для меня в раздрай в голове и полный хаос мыслей. В более широком смысле я бы его поставил так - соотношение современной жизни и Священного Писания. В более узком - неравнозначность людей по социальному и материальному положению. Например, олигарх N ( имена наших олигархов знают все) и рабочий завода D (а их имена даже знать необязательно, ибо их миллионы). Оба работают, каждый на своем месте. Первый имеет практически неограниченные возможности и удовольствия от жизни, вознаграждение второго едва позволяет обеспечить его семье минимальные потребности. Дело тут не в справедливости или отсутствия оной. Надеюсь, уважаемым форумчанам знакома Книга Иов Священного Писания и все знают ее содержание. Вообще, читая Библию, стараюсь, помимо понимания о чем идет речь, соотносить прочитанное с современной жизнью и современным человеком, ибо полагаю, что тексты Священного Писания относятся в равной степени как к людям, жившим тысячи лет назад, так и к нам. Так вот, помимо вывода о награде и приумножения благоденствия Иова за его духовную стойкость и верность Богу, я сделал и другой вывод, для себя неутешительный. Можно сказать, что рабочий D будет вознагражден на Небе, (по учению Господа Нашего Иисуса Христа) однако из Книги Иова напрямую следует, что Господь Бог, если благоволит к человеку, то дает ему все УЖЕ ПРИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. Далее, возвращаясь к олигарху N, моя голова задалась вопросом - это какие же нужно иметь заслуги перед Господом Богом и всем Воинством Небесным, чтобы Он дал все блага жизни и не только материальные. Они имеют возможность строить храмы, преподносить в них богатые дары, с ними беседуют сам Патриарх и высшие чины Русской Православной Церкви. Не поймите меня неправильно - это не зависть, просто сейчас я уже склоняюсь к мысли, что изначально для Господа Бога есть каста избранных и низшая каста черни и тщетны мои усилия жить в соответствии с заповедями Христовыми. И от этого становится жить еще тяжелее. Или же я не понимаю сути происходящих явлений, или неправильно понял генеральную мысль Книги Иов? Помогите разобраться в моей "каше".

Ответ: Действительно, Ветхий Завет практически не говорит о вечной жизни, о Царстве Небесном, которое в это время закрыто для человека. У ворот рая - ангел с огненным мечем. Удел праведников - ад. "С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю" - говорит праотец Иаков.

Только с пришествием в мир Спасителя, после Его Крестных Страданий открываются врата Царствия для человека. Потому воздаяние праотцам - в сей жизни (иначе как показать предпочтительность добродетели над пороком?). Благословение Божие и награда за праведность - многочадие и благополучие. А уже апостолы Христовы лишены этого. Их удел скорбь и мученичество (ибо чем сильнее могут они показать силу своего упования, как отвержением земного благополучия), награда - Царство Небесное, а опора в скорби - Воскресение Христово.

Что касается вопроса о бедности и богатстве, это ясно из притчи Спасителя о богаче и Лазаре (Лк 16; 19-31). Толкуя эту притчу Иоанн Златоуст говорит примерно следующее: тем, кто идет к погибели, Господь воздает за их малые добрые дела благами в сей жизни, как бы отдавая долги. (вспомните: "Я алкал, и вы дали Мне есть..."). Тем же, кто идет путем богоуподобления, Господь посылает скорби в земной жизни за их грехи и несовершенство добродетелей. В вечность войдут и те и другие без долгов. Праведники очищены скорбями, а грешники уже получившими воздаяние за свое добро, но и без надежды помилования.

На вопросы отвечал священник Казанского собора г. Ачинска Сергий Пигасов.

Свои вопросы вы можете задать на форуме сайта Ачинского благочиния http://www.aksobor.ru/forum/index.php


Письма Валаамского старца

(схиигумена Иоанна)

О святых Христовых тайнах

Это такое великое таинство выше всех добродетелей. Церковь видит в этом чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Но и приступать ко Святому Причащению Святых Христовых Таин, мы должны, насколько хватит наших сил, с чистою совестью. Ибо мы соединяемся со Христом. А как же можем соединиться со Христом, если имеем вражду на кого-либо, или превозношение, или осуждение. Святой апостол Павел говорит: "Ядый бо и пияй недостойне, суд себе есть и пить". (1 Кор.11, 29). В начале молитвы ко Святому Причащению сказано: "Хотя ясти, человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишься, огнь бо есть. Божественную же пия кровь ко общению, первые примирися тя опечалившим; таже дерзая Таинственное Бражно яждь". Слышишь причастник? Примирися - даже кто тебя опечалил. Еще говорится в конце молитвы: "Боготворящую кровь, ужаснися, человече, зря. Огнь бо есть недостойные попаляяй".

Ко Святому Причащению приступай в сознании своей греховности, просто и благоговейно, сознавая, что принимаешь именно Тело и Кровь Господню. А как мы, по телесной природе, не можем вкушать тело, Господь по своей милости благоволил нам грешным вкушать Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина.

24.1.1956 г.

Один иеродьякон сказал мне следующее: "в воскресенье во время соборного служения на литургии, у иеромонаха ... по принятии Святых Христовых Таин лицо озарилось как у преп. Серафима Саровского. Я смотрел на него и не мог оторваться от его лицезрения, так мне было приятно глядеть на него".

Этот иеромонах особенного ничего не проявлял; живет просто, большой труженик, ходит на все монастырские работы. Больше ничего не буду писать о нем, пророк без чести в отечествии своем.

Слава, Господи, святому снисхождению Твоему к роду человеческому, ибо Ты так изобильно даешь нам грешным, благодатные дары свои, во всех церковных Таинствах, а особенно на Божественной литургии в причащении Святых Христовых Таинств, ибо при этом мы соединяемся со Христом. Приступать ко св. Причащению должны благоговейно, просто, без натяжки, с сознанием своей великой греховности и не смущаться, если когда бывает сухость и хладнокровность. А чтобы иметь умиление, сердечное взыграние и озарение лица, как у упомянутого иеромонаха, к этому стремиться не надо. В этом дело благодати Божией, кому когда и какие дары Он дает по своему усмотрению.

***

У тебя опять страданье повторилось. Что делать? Не без Божией же воли это происходит, если Господь печется о птицах, неужели ты забыта у него? Молитву не оставляй, она поможет тебе.

Ты пишешь: "Простит ли тебя Господь?" Эта мысль дьявольская, он пугает тебя по своей злобе, не слушай его. Нет такого греха, чтобы превышало Божие милосердие.

Апостол Карп молил Господа, чтобы наказать двоих грешников; один еретик увлек в свою ересь православного, вот апостол и молит Господа наказать их. Господь явил такое видение: разверзлись небеса, облистал яркий свет. Апостол посмотрел вверх, видит Господа. Господь говорит ему: теперь посмотри вниз. Апостол посмотрел и увидел тех двух грешников на краю оврага, а внизу был страшный огромной величины змий. Господь говорит апостолу: "ты хочешь, чтобы я наказал этих грешников?" Апостол обрадовался, что они будут наказаны. Тогда Господь послал двух ангелов, чтобы они спасли этих грешников, и говорит апостолу: "Бей меня и распинай вторично, я готов еще пострадать за грешников". Этим видение и кончилось.

Вот какое великое милосердие Божие, готов еще страдать за грешников, а ты сомневаешься, что простит ли тебя Господь.

Я грешник молю Господа, чтобы он по Своему милосердию, дал вам терпение благодушно, без ропота, переносить ваши страдания. Прошу св.Молитв ваших.

13.4.1956 г.

Боголюбивый отец!

Получил я ваше письмо, и вы пишите, что духовная жизнь у вас не клеится, молитва пресекается, нападает уныние, леность, сухость и легкое отчаяние.

В этой временной жизни иначе и быть не может: приходится переживать всякие невзгоды, как кораблику в море - то ветры, то дождь, то буря, да такая, что мачты трещат; то и жди, что на подводный камень выкинет. В такие тяжелые минуты полезно прогуляться в лес, и посмотреть, как белки прыгают с елки на елку и птички хвалят Господа. Только бедный человек унывает и скорбит. Еще полезно с кем-нибудь поговорить. А врачует это тяжелое состояние - терпение, молитва и время. Еще смущают тебя старые привычки, и ты очень унываешь. Да тяжеловато переживаешь их, однако унывать не надо.

Преподобный Иоанн Листвичник говорит: "Часто старые привычки мучительным образом обладают нами и теми, которые оплакивают грехи свои; и сие не удивительно. Слово о судьбах и падениях темно для нас и никакой ум не постигнет. Еще не ужасайся, если и каждый день падешь и не отступай от пути Божия, но стой мужественно и, без сомнения, ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение".

Преп. Моисей говорит: «сила для желающего стяжать добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь».

Не падать свойственно только ангелам. Вот что говорит св. Ефрем Сирин: "Подвижнику и это надо знать: поколику душа несравненно выше тела, потолику и душевные добродетели особенно богоименные и богоподражательные, выше добродетелей телесных и душевные пороки тяжелые и пагубнее телесных, хотя не знаю, почему ускользает сие от разумных многих. Пьянства, блуда, воровства и близких к сим пороков (как таких, которых многие остерегаются и боятся) избегают: но равнодушно смотрят на пороки гораздо важнейшие, как душевные - зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол, сребролюбие". Некоторым это может быть будет не понятно и не вместимо, но преподобный сказал справедливо, ибо он сравнивает пороки душевные с телесными. А добродетель богоименная, это любовь, ибо Бог есть любовь.

Это я написал вам не в поблажку, а к сведению, чтобы духовную, жизнь понимал пошире. Важнее всего старайся быть мирным; а чтобы быть мирным не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и узнаваний новостей. Св. Отцы сказали: "Каким монах вышел из келии, то таким уже не вернется". А о газетах и слушаний новостей и говорить излишне.

Если будет какое недоразумение - пиши; постараюсь ответить насколько Господь вразумит меня грешного. Мне уже стукнуло 83 года и благодарю Бога, ибо я имею два утешения: 1-ое - хорошие глаза, свободно могу читать, и 2-ое - сам себя обслуживаю; а о болезнях умолчу.

Прошу св. Молитв ваших.

***

  Сердечно благодарю за образ преп. Серафима; созерцаю его житие и рассматриваю свое пустожитие; жутко делается, иногда готов волосы свои на голове рвать за свое нерадение. Время жития моего в сей юдоли плачевной приближается к концу и бренное мое тело взято из земли и в землю таки опустят. Пишу эти строки и плачу, Господи! Помоги же мне грешному изуверу принести истинное покаяние, подобно тому иноку Силуану, которого я отпевал не так давно, и сподобил причаститься Святых Твоих Таин, недостойно носящего светлые церковные ризы и именоваться служителем и совершителем Божественной литургии, опять плачу. Кончаю писать и ложусь в постель, продолжаю плакать и слезы текут струей. Тишина, огонь погашен, братия улеглась спать, и опять усиленный плач.

Суетный мир продолжает жить своей жизнью, а многогрешное мое тело лежит в холодной могиле, тело взято из земли и возвратится в землю, а дух возвратится к Богу, Который дал его, говорит Екклесиаст. А ты что приобрел для будущего века? А! Мученики покажут язвы за Христа, преподобные подвиги, а ты что? Напялил схиму на себя, обещался пред Евангелием и пред братией нести подвиги, а как живешь? Продолжаю плакать. Встал, пошел умылся, нашел огарок свечки, продолжаю писать; написал я тебе безумно, по безумию моему, но не буду безумен, ибо написал свое переживание, а если ты посмеешься - я не посетую на твой смех. А за мою болтовню, ибо я много иногда болтаю, повесил бы замок на мой рот, но в данное время нельзя этого сделать, духовничество и служба препятствуют....

28.1.1956 г.

Господь сказал.... Просите и дастся, толцыте и отверзется.

У меня грешного есть устарелая привычка, долго она мучила меня, боролся с ней и просил Господа, чтобы избавиться от нее, но Господь не помогал мне. Читаю книги святых отцов, знаю, по теории способы борьбы со страстями.

Святые отцы говорят: что начало страстей происходит так: прилог, сочетание, пленение и страсть. Если отсечем прилог, то за один раз отсечем всю страсть. Но я, по своей немощи и лености, попал в плен страсти, боролся и молился, но не мог освободиться из плена. Однажды, так было мне тяжело, сознал свою немощь и бессилие, возопил ко Господу: Господи, помоги мне немощному избавиться от сей страсти, и Господь по Своему милосердию помог мне грешному через людей, хотя они сделали бессознательно, а я ясно ощутил помощь Божию.

Молился и раньше, но очевидно не искренне и больше было надежды на свои усилия, а не на Божию помощь. Вот Господь и вразумил меня, чтобы я помнил его слова "без Меня, не можете творити ничесоже".

Слава, Господи, святому милосердию Твоему.


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

Отечник

Однажды старец взял сухое деревце, воткнул в землю и приказал ученику ежедневно поливать, пока на нем не появятся плоды. Воду приходилось носить издалека: утром пойдешь - к вечеру вернешься. Когда прошло три года, на дереве созрел плод. Старец сорвал его, принес в церковь и сказал братии:

- Идите вкусите от плода послушания.

Два старца жили вместе и ни разу друг с другом не повздорили. Один из них сказал:

- Давай и мы когда-нибудь поссоримся, как все люди.

- Даже не знаю, как это можно сделать,- ответил другой,- из-за чего?

- Вот смотри, я поставлю сюда глиняный кувшин и скажу, что он мой, а ты говори - нет, мой.

Так и сделали. Поставили кувшин, и один старец сказал:

- Это моя вещь.

- А я думаю, что моя.

- Нет, моя.

- Ну, если твоя, то и бери ее себе.

Так им и не удалось поссориться.

Преподобный Макарий Египетский со своим учеником отправился на Нитрийскую гору. По приказанию старца ученик ушел вперед; скоро ему встретился языческий жрец, который очень спешил, хотя и нес на плечах тяжелое полено.

- Куда ты, бес, так разбежался? - крикнул ученик.

За эти слова тот избил монаха до полусмерти. После этого жрец встретился с аввой Макарием, который приветливо сказал:

- Здравствуй, труженик, здравствуй!

Язычник удивился и спросил:

- Что ты нашел во мне хорошего и почему так меня приветствуешь?

- Я увидел, что ты трудишься и спешишь куда-то, и поэтому поздоровался с тобой,- ответил старец.

- От твоего ласкового слова я пришел в умиление и понял, что ты - великий слуга Божий. А вот раньше мне на дороге встретился монах, который обругал меня,- и я его побил! - Жрец упал к ногам аввы и воскликнул: - Не уйду от тебя - сделай меня монахом!

И он пошел со старцем. Дойдя до места, где лежал избитый ученик, они подняли его и на руках отнесли в церковь. Жрец принял христианство и вскоре был пострижен в монахи, а глядя на него, крестились и многие из язычников.

Авва Макарий сказал:

- Злое и гордое слово толкает ко злу и добрых людей, а слово смиренное и доброе обращает к добру и злых.

К одному пустыннику каждый день приходила волчица. Она появлялась, когда отшельник обедал, садилась у входа в его маленькую пещеру и ждала; получив объедки, лизала ему руки и уходила. Как-то монах отлучился на целый день. В обычное время к его келье пришла волчица и, увидев, что хозяина нет, вошла в пещеру. Там она нашла корзинку с едой и съела один хлеб.

Вернувшись, отшельник обнаружил пропажу и догадался, кто это сделал. На следующий день волчица не пришла. Ее не было несколько дней, и монах очень по ней скучал. Наконец, призванная его молитвами, она явилась в обычное время, но уже не смела подойти к двери, а сидела поодаль и от стыда не поднимала глаз. Пустынник подозвал ее, ласково погладил по голове и дал большой кусок хлеба. Получив прощение, волчица обрадовалась и с тех пор снова каждый день приходила к келье обедать.

Так по молитве верных служителей Господа и на неразумных животных является сила Божия, заставляя их стыдиться, раскаиваться и просить прощения.


КАК ВСЕ

Была девочка Маша как все. Все друг друга кличками обзывают, и она. Все ругаются, и она. Правда, скверные слова говорить ей не хотелось: они застревали у неё в горле. Но раз все, то...

Поселился в деревне, где жила Машенька, кузнец. Была у него чёрная громадная борода. Вот деревенские ребята и прозвали его Бородой. Ничего, казалось бы, в этом оскорбительного нет, да только ведь у всякого человека имя есть — в честь святого, чтобы был ему защитником и примером.

С именем человек неразрывно связан. Когда кто из злых людей хотел уничтожить в человеке самое сокровенное, святое, тогда вместо имени и давали либо номер, либо кличку. Иногда и дети по неразумию так поступают...

Идёт кузнец по улице, а ребятишки крикнут: “Борода!”, язык покажут, и утекать. Иногда даже камни ему вслед бросали. Маша тоже бросала, правда камешек поменьше выбирала, но бросала: раз все, значит, и она.

Кузнеца такие проделки детворы обижали. Человек он был новый в деревне, ни с кем близко ещё не успел познакомиться, а тут дети ему в спину камни бросают, дразнятся. Конечно, обидно. Втянет он в себя голову, ссутулится и уйдёт, опечаленный, к себе в кузницу.

Однажды Маша рассеянно стояла в церкви. Смысл Божественной службы пролетал мимо неё, будто кто-то заткнул ей уши. И вдруг Господь вернул ей слух, до её внимания долетели священные слова: “Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца”.

Задумалась девочка, испугалась: “Это же обо мне! Что же я делаю? За что Бороде язык показываю, зачем камни в него кидаю? За что не люблю? А если бы со мной так?”

И ещё поразили её слова Господа, сказанные священником во время проповеди: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”.

И решила Маша начать жить по-новому. Как встретит кузнеца — улыбнётся, назовёт по имени-отчеству, поклонится, здоровья пожелает. И кузнец при виде Машеньки улыбаться стал. Вся суровость куда-то пропала, даже Машиным родителям сказал:

— Девочка у вас замечательная!

Заметила деревенская детвора, как Маша с кузнецом приветливо разговаривает, и тоже с ним здороваться стала. Как-то раз всей гурьбой к нему в кузницу нагрянули. Тот их ласково принял, показал, как работает, и даже попробовать дал всем желающим. На прощанье каждого пряником угостил. Так они и подружились.

А Машенька с тех пор перестала быть как все, скорее все стали как Машенька, как её Бог научил.

Поэт Владимир Солоухин писал:

— Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто “ здравствуйте ”,

больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней

сделалось в мире?


О благодарности

Дорогие ребята!

Я хочу поговорить с вами о благодарности. «Ну вот, - скажете вы, - опять о том, что не нужно забывать говорить «спасибо»…

Не совсем о том. Я хочу поговорить о благодарности Богу. В древней книге поучений, в которой собраны примеры из жизни святых старцев, есть такой рассказ:

Один прозорливый старец, сидя в монастыре на общей трапезе, где всем подавали одинаковое кушанье, - обратите внимание - одинаковое! увидел, что монахи подносят ко рту разное. Один - ложку меда, другой - кусочек хлеба, а иной - пучок травы…

Удивленный этим старец усердно молился Господу, прося ему открыть, что бы это значило. И ему было открыто: Тем, кто с благодарностью Богу принимают все, что с ними происходит, и ту же самую обеденную похлебку, тем Господь дает почувствовать и в пустой похлебке сладость меда. Кто забывает благодарить Бога, но, впрочем, старается все же быть Ему благодарным, чувствует вкус хлеба. А кто всем недоволен, все время бурчит, что все ему плохо.., для того и хорошая еда имеет вкус травы…

Поэтому открыл Господь подвижнику: чтобы жизнь наша была светлой и радостной, чтобы мы чувствовали «сладость» жизни, за все нужно благодарить Господа, как говорит апостол: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Коринфянам 10, 31). (Рассказ из Пролога, 4 авг.)

Вот этот рассказ, если мы хорошо над ним подумаем, дает нам ответ на очень важный вопрос: почему нам иногда кажется, что все у нас плохо, жизнь трудная и грустная, ничего не хочется делать, мы унываем.

Потому что мы не хотим видеть во всем, что в нашей жизни с нами происходит, заботливую и добрую руку Отца Небесного. Все, что окружает нас, - прекрасный, драгоценный дар Божий. Улыбка мамы, щебет птиц, запах леса, речка, в которой купаемся, кружка молока, которую выпиваем утром… Все, что вокруг нас, если присмотримся, замечательно, прекрасно! Благодарим мы за это Бога? Радуемся ли?

Нет: мы часто, давайте признаемся себе, думаем только об одном: как получить побольше удовольствий. Покатались на карусели – тянем папу к другой и ноем, что мало. Едим мороженое - а в голове мысль не даёт покоя: удастся ли выпросить второе. Посмотрели фильм - и сердимся, что мало, мы бы еще серию-другую посмотрели, а родители гонят.

Многие дети, да и не только дети, а и взрослые (потому что из неблагодарных детей вырастают неблагодарные взрослые) живут в этом мире и все время думают: как бы получить от жизни побольше.

Но христианин должен жить не с такими мыслями. Христианин за все, что у него есть, за все, что с ним происходит, должен благодарить Бога и радоваться.

Однажды ко мне в передачу, на радио позвонил человек и сказал: «Я, батюшка, хочу поделиться радостью. Я так счастлив, Господь мне столько радости дает: друзья, любимые люди которые меня окружают…». Я его попросил: «Расскажите о себе». Он: «Я, вообще, слепой…»

Закройте на минуту глаза. Не на три секунды, а на минуту, пять минут. Представьте, что так все время. Даже страшно становится. А вот этот человек радуется!

И скажите, он счастлив? Более счастлив, чем тот, кто уныло смотрит по сторонам, все видит, но его ничто не радует, потому что ему всего мало?

Вот так и мы, дорогие, давайте будем ценить то, что нам дал Господь. И благодарить Его за все. И тогда наша жизнь станет светлой и сладкой.

 Священник Константин Пархоменко.


ДЕТСКАЯ ИСПОВЕДЬ

В детском доме батюшка со светлой душой окрестил сразу целую группу. Воспитательницу, которая для детей стала крёстной, они стали называть мамой. Группа была дружная. Конечно, и у них всякое бывало: могли и поссориться, и подраться. А потом опомнятся и друг другу руки протягивают:

— Прости меня.

— И ты прости.

Однажды появился среди них новенький и принёс с собой какой-то другой, недобрый дух.

Пропал у одного мальчика плеер. Кто взял? Без доказательств грешно кого-то обвинять. Пропал и пропал. А тут как раз пришло время детской исповеди, к которой все давно готовились. И вдруг этот новенький на исповеди признался батюшке:

— Я взял!

А потом ребятам:

— Это я, я взял! Простите...

Все замерли. Мальчик, у которого плеер исчез, сказал:

— Пусть он будет твоим.

Минута была удивительная. А одна девочка этому мальчику свой плеер отдала.

Не будем называть их имена. Зачем? Их знает Бог. И того, кто прощения просил, и тех, кто друг другу плеер передаривал.

Зачем им плеер, если они услышали голос Спасителя?


ПОХВАЛА ПЧЕЛЕ

Ты покинула пасеку чью-то

И свой труд на заре начала,

Золотое крылатое чудо,

Сотворённая Богом пчела.

Ты летишь и с тобой твои сестры, —

Сколько ваших угодий вокруг!

И гречишное поле, и пёстрый,

От росинок сверкающий луг;

Сад цветущий, как облако пышный,

Ждут в нем яблони белые вас

И впервые зацветшие вишни, —

Сколько доброго мёду он даст!

Вам, послушницам Божиим, рады

И берёзы, что в роще шумят,

И сирень у церковной ограды,

И ромашки на клумбе у врат!

В этом храме на службе Господней

На свещницах особенный жар, —

Мы поставили свечи сегодня

Восковые, — ваш Господу дар!

Мёд ваш — трапезы нашей прикраса.

Пусть пока собирается он, —

Мы дождёмся медового Спаса,

Когда будет мёд освящён.

Мир тебе, существо золотое,

Вечный путник медовых дорог!

Нам всегда твоё дело святое

Трудолюбия добрый урок

* * *

Выше облака любого,

Выше неба голубого,

Выше солнышка и звёзд

Свой престол Господь вознёс;

Где б мы ни были — Он с нами,

Он наш Бог, и потому

Он живёт, как будто в храме,

В сердце, преданном Ему.

 

МОЛИТВА ОТРОКА

К Тебе, о Боже мой,

Взываю я, молясь, —

Не дай греховной тьмой

Врагу окутать нас.

Нам с отроческих лет

В час жизни золотой

Да воссияет свет

Любви Твоей святой!

Дай, Господи, в добре

И вере возрасти, —

На утренней заре

Жизнь нашу освяти!

Во все года и дни

Товарищей моих

Спаси и сохрани

На всех путях земных!


Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ