ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 8 август 2010 г.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

15 (28) августа

«Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 26—27).

Евангелие от Иоанна повествует о том, что Иисус, претерпевая Крестные страдания, поручает свою Мать заботам любимого ученика Иоанна. Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Она была с теми, кто поддерживал и утверждал молодую христианскую Церковь. Уверовавшие во Христа приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу. Апостолы записали все, что Она рассказывала о Своей жизни и о земной жизни Своего Сына. Церковный историк Никифор Каллист подробно изложил предание, которое передает обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II в.

Никифор Каллист писал о том, что многие из тех, кто не верил в учение Христа, покушались на жизнь Матери Божией. Из дома Она выходила только в церковь и всегда в сопровождении близких. Нередко Она приходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и поведал о скором Ее переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Пресвятая Богородица рассказала об этом Иосифу из Аримафеи как о благой вести, потому что скоро Она должна была увидеть Своего Сына. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Успения в Иерусалим из дальних стран стали собираться Апостолы. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Она сообщила им, что скоро покинет их. Во время беседы с Апостолами пред Ней чудным образом предстал Апостол Павел со своими учениками. Наступил час, когда должно было свершиться Успение Божией Матери. Апостолы окружили ложе, на котором пребывала Дева Мария. Внезапный свет затмил пламя горевших свечей, и сошел сам Христос, окруженный Ангелами и Архангелами. Видевших это охватил священный трепет. Божия Матерь произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни.

Святые Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки. О погребальном шествии донесли первосвященникам. Послали стражу, чтобы разогнать процессию, но облако спустилось к земле и закрыло ее от нападавших. Были слышны шаги и пение, но никого не было видно. Первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Афония ужаснулся и раскаялся, он получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые Апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

По Божиему промыслу Апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Ее исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня за трапезой им явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с Вами во все дни». В ответ Апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Праздник Успения Пресвятой Богородицы торжественно совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Здесь возведен храм, в котором хранятся погребальные пелены Богородицы. В IV в. священный покров был перенесен во Влахернский храм. В 866 г . русский флот подошел к Константинополю, и город был осажден язычниками. Император и Патриарх Константинопольский молились всю ночь во Влахернском храме, а затем погрузили погребальную ризу Богоматери в море. Внезапно поднялась буря и разметала русские корабли в разные стороны. Русь потерпела поражение, которое знаменовало победу христианства.

В Русской Православной Церкви праздник Успения Божией Матери почитается особо, равно как и чудотворные иконы Успения: Киево-Печерские, две иконы Московского Успенского собора, Псковско-Печерская и другие.


Илия пророк защищал лучше, чем воинство

 

Илия, пожалуй, самый почитаемый на Руси ветхозаветный пророк. Илия, обрусев, превращался в "Ильюшку", но трудно себе представить, чтоб ревностный обличитель нечестивых евреев откликался на нечто подобное. В жизни этого праведника не было ничего "уменьшительно-ласкательного". Была пламенная молитва и совершавшиеся по ней чудеса, стояние за правду Божию, попираемую теми, кто предпочел золотых тельцов Единому Богу.

Само имя Илия переводится как «мой Бог - моя крепость» или «Бог есть Господь».

Пророк жил при самом нечестивом израильском царе - Ахаве (в 874-852 гг. до н. э.). Тягчайшим грехом царя было то, что в Самарии - столице Израильского царства - он велел поставить жертвенник языческому богу Ваалу. Известно, что в немалой степени насаждению культа Ваала способствовала жена царя, тирская царевна Иезевель.

Однажды Илия пришел к царю и прямо объявил, что Ахав прогневил Господа своей грешной жизнью. «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову», - сказал Илия.

Поверил царь пророку или нет, неизвестно. Однако в Израильском царстве действительно началась сильная засуха, а следом за ней и голод.

Чудо воскресения

Илия же по слову Божию удалился на Восток и поселился у потока Харафа. Утром и вечером вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду пророк брал из потока. Но, поскольку дождя не было много дней, поток, у которого жил Илия, иссяк.

Тогда Господь сказал, чтобы Илия пошел в Сидомский город Сарепту и поселился там у одной вдовы.

Вдова приняла гостя и дала ему напиться воды, а когда тот попросил дать ей хлеба, женщина ответила, что у нее есть только немного муки. Она согласилась испечь хлеб для Илии, себя и своего сына, а потом умереть - ведь больше еды в доме не было. Илия же пообещал ей, что, покуда он будет оставаться в ее доме, мука в кувшине не будет заканчиваться, так что они смогут спокойно есть хлеб, ведь так сказал Господь.

Вскоре у вдовы заболел и умер сын. Женщина сильно опечалилась и решила, что Илия поселился у нее в доме, чтобы напомнить ей ее грехи и в качестве наказания умертвить сына. Тогда пророк помолился Богу и попросил, чтобы он вернул жизнь ребенку женщины, которая согласилась его приютить. По слову Божию мальчик воскрес. По преданию, именно этот мальчик станет потом пророком Ионой. А позже именно его трехдневное "путешествие" во чреве кита, Церковь станет вспоминает как предзнаменование великого чуда Воскресения Христа.

Один Бог в Израиле

По прошествии многих дней Бог сказал, чтобы Илия возвращался в Израильское царство.

В столичном городе Самарии Илия должен был показать, что Ваал - ложный Бог, и обратить израильтян на путь истинный.

Илия попросил народ собрать 450 вааловых жрецов и сделать два жертвенника. На один из них положить тельца, приготовленного для Ваала, а на другой - для Господа, при этом жертвы не надо было поджигать. Сначала жрецы Ваала, а потом Илия должны воззвать каждый к тому, кому он поклонялся. Если Ваал - истинный бог, то он пошлет на тельца огонь, чтобы жертва сгорела, если же истинный Бог - Господь, то огонь пошлет Он.

Целый день жрецы призывали Ваала, но ответа не последовало. Они кололи друг друга ножами и копьями, кричали, но безуспешно. Илия же стоял и смеялся над ними:

- Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется.

Когда стало ясно, что Ваалов телец не загорится, Илия подозвал народ к себе. Он взял 12 (по числу колен Израилевых) камней, построил жертвенник, вырыл вокруг него ров и залил тельца и ров водой. В то время, когда обычно приносилась вечерняя жертва, он воззвал ко Господу:

- Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают они в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему!

Тогда огонь Господень ниспал на землю, и не только телец сгорел, но и дрова, и камни, и выкипела вода изо рва. Народ израильский пал на колени со словами: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!»

Вааловых же пророков Илия повелел схватить и отвести к потоку Киссону, и там заколол их.

После этого над Израильским царством прошел долгий и сильный дождь.

Илия пророк защищал лучше, чем воинство

У Илии был ученик - Елисей, которого он по слову Божию помазал в пророки. Как-то Илия сказал ему, что может попросить все, что хочет.

- Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне, - попросил юноша.

- Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, - ответил Илия.

Они шли и разговаривали, когда вдруг явилась огненная колесница, запряженная огненными конями, и Илия был вознесен в ней на небо.

- Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! - крикнул Елисей. Считается, что эти слова значат, что пророк Илия защищал Израиль лучше, чем все воинство - и колесницы, и конница.

Горько было Елисею расстаться с учителем, и в отчаянии он разодрал на себе одежды. Тогда к его ногам упала милоть (верхняя одежда) Илии. Елисей поднял ее и получил то, о чем просил, - пророческий дар. Первым свидетельством этого было то, что, когда он ударил милотью по иорданской воде, она расступилась перед ним, как некогда перед Илией.


Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (Спас на холсте)

16 августа празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города.

С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

У тех, кто видел этот Нерукотворенный Образ Господень, он невольно вызывал благоговение.

В иконе поражали глаза Спасителя - живые, блестящие, они пронизывали каждого, приближающегося к Образу. Казалось, глаза Спасителя испускают светлые лучи. Где бы ни стоял смотревший, создавалось ощущение, что Спаситель смотрит именно на него каким-то особо приятным и нежным взглядом.

Этот Образ имел что-то сверхъестественное. Многие художники и иконописцы, видевшие этот Образ, свидетельствовали, что никаким мастерством нельзя было достигнуть такого эффекта, что на земле нет красок, которые могут передать цвет Святого Образа.

О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море.

По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.

Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт.

Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов.

В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте".

Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.


Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (медовый Спас)

1 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с первого августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии "для освящения мест и отвращения болезней". 14 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

Русское название праздника "происхождение" - неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово "изнесение".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1 ". В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии.

Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас").

С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю, знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.


Преображение Господне

Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Бывает, что человек, которого мы знали близко, который казался знаком нам, знаем нам до самых глубин, вдруг предстанет перед нами, каким мы никогда его не видели, никогда не чуяли. Это бывает, когда коснется нас до самых глубин откровение любви, когда мы новыми глазами видим человека, когда видим мы его, как его видит Бог: во славе, как образ Божий, сияющий из глубин, который обычно от нас как бы утаен, закрыт - и нашей слепотой, и несовершенством человека.

Но бывает, что мы человека увидим по-новому, когда его самого коснется такая глубина радости или такое горе, что из самых недр его воссияет свет. Бывает, что радость человека преображает, но бывает, что предельный ужас боли, горя пробивается до самых недр человека, когда горе это, боль не соединяются ни с горечью, ни с мстительностью, а остаются в чистоте распятием человека, ужасом, который его обдал.

Из этих образов мы можем понять, что случилось на Фаворской горе, когда Христос стоял между Моисеем и Илией, между тем, который провозгласил Закон, и одним из самых величайших пророков, и беседовал с ними о том, чему надлежало быть, о том, что идет Он теперь на смерть, на распятие по любви Божественной и по Своей человеческой отдаче для спасения мира. В этот момент пробился Божественный свет, охватил всё Его естество, и ответно воссияла и Его человеческая природа, отдавшаяся до конца Живому Богу на смерть.

И ученики тогда увидели Его, каким Он был: Агнец Божий, распятый для спасения мира еще до того, как мир не стал. Для того, чтобы войти в это видение, им надо было самим приобщиться в какой-то мере тому, что совершалось. И церковное предание говорит, что эти три ученика представляли собой: один - веру, другой - любовь, третий - праведность. И они из глубин своего естества уловили нечто о совершающемся, увидели свет, который лился от Христа на всё окружающее, который делал одежды Его белоснежными, который падал на всё окружающее, вызывая как бы во всем ответную жизнь и отклик. И они вошли во славу Божию, в это облако, которое осеняло Синайскую гору, когда Бог говорил с Моисеем лицом к лицу, как с другом Своим - и было так хорошо, другого ничего не нужно было, кроме как быть перед лицом славы Господней.

Но они не уловили причину, они не уловили того, что только потому им так была открыта слава Божия, что их Учитель, Господь, Друг шел на смерть. Им хотелось остаться в этой радости, никогда не отлучиться от преображенного Христа: но именно для этой разлуки и пришли Моисей и Илия беседовать о ней со Спасителем. И когда ученики захотели остаться, Христос им ответил: Нет! И повел их в долину, с высот Фаворской славы в ужас земной нужды, земной трагедии. Они там встретили отца, который отчаялся о спасении своего ребенка; они застали там других учеников Спасителевых, которые ничего не могли сделать для отца с ребенком.

Фавор, слава связаны неразлучно с возвращением во тьму, и с распятием, со смертью, со схождением Христа в ад. И только после этого, когда всё будет совершено, только тогда воскреснет Господь в неотъемлемой уже славе.

Поймем же, что когда нам дано или человека или Живого Бога нашего воспринять в этой славе - это говорит нам о том, что пришло и нам время, вглядевшись с Фаворскую тайну, войти в мир, в трагический мир, во тьму мирскую, чтобы принести туда тот свет, который и во тьме светит, и который тьма бессильна объять: это наше призвание, как это было призвание учеников, и как это было дело Христово. Аминь!


ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ

Вопрос: Добрый день! пожалуйста подскажите, что делать, меня крестили в детстве, примерно лет в 6, при крещении вдруг поднялась температура, после всё прошло, имя дали то которое есть, но в церкви вроде алёна как имя отсутствует. Первый крестик к сожалению вскоре потерялся, новый как то не подошёл, одеваю, и происходят не очень приятные в жизни ситуации, купила другой освятила но носить не могу, очень верю в Господа Бога, но не понимаю, почему с крестиком, так скажем, не в ладах?

Ответ: Здравствуйте, Алена!

Помочь разобраться с именем попросите своего приходского священника, в газете давать советы неудобно, может Ваш батюшка по-другому решит. Насчет температуры - не обращайте внимания, это - мнительность.

Насчет крестика - это серьезно. Вы говорите, что верите в Бога. В то, что Бог есть, веруют многие – даже бесы. Можно верить в бытие Божие и жить во вражде с Ним. Правильнее говорить «я верю Богу». Вот это вера. Я верю, что Господь Бог любит меня, что Он ведет меня к спасению и готовит к Вечной жизни. Я верю, что Он все знает, все понимает, и что без Него, без Его участия и Благословения со мной ничего не случится. Потому Вы и боитесь крестика, что боитесь предать себя в руки Божии, жить по Его воле. А это оттого, что не знаете, как Он Вас любит, и не верите Ему. Если мои слова Вас немножко убедили – придите в храм с тем крестиком, который Вам нравится и попросите священника, чтобы он надел его на Вас – и больше уже никогда и ни при каких обстоятельствах не снимайте. Сняв его – Вы отрекаетесь от Распятого за Вас Христа, отрицаете Его власть над Вами, отвергаете свой жизненный крест, который возлагает Он на Вас. Этот крест наилегчайший из всех, он несоизмерим с тем Крестом, который нес Спаситель. Но он необходим для нас. Потому лучше нести его со смирением и верой в Бога, чем нести (все равно нести!) с ропотом и страхом «случайных» бед. Помоги Вам Бог!

Вопрос: Здравствуйте! Мое имя Денис.

Есть вопрос, но нет ответа. Дело все в том, что мне встречаются девушки, у которых по не объяснимым причинам падают православные крестики. То есть носить они их не могут. У меня же наоборот - ношу не снимая и все хорошо.

Что это может означать?

Ответ: Здравствуйте, Денис!

К сожалению, это встречается довольно часто. Человек принимает Крещение, начинает носить нательный крест. И тут происходят какие-то неприятные события, скорби. Он начинает ассоциировать их с крестом. (На самом деле, так оно и должно быть. «Назвался груздем – полезай в кузов». Христианин – воин Христов. При совершении Таинства Крещения крещаемый не просто отрекается от сатаны, но и плюет на него. Как Вы думаете, сатане это понравится? Вот и начинает он плести свои интриги. А Господь попускает, чтобы проверить – крестился человек ради моды или здоровья, или по вере в Спасителя? Да и - чтобы самому человеку стало это понятно). Снимает человек крестик – скорби утихают, «невезение» проходит.

Все просто. Снимает крестик тот, кто не готов пока пожертвовать ничем ради Христа и веры.

Если у Вас пока все хорошо – слава Богу. Причины могут быть разные. Но если Вы хотите быть не просто «крестоносцем», но христианином – должны быть готовы к жертве. Хотя бы начать молиться утром и вечером, учиться слушаться родителей (мне кажется, Вы еще молодой человек) и старших, подчиняться, прощать, ходить в храм на службы, А если начнете это исполнять – тогда, может быть, и удостоитесь понести скорби ради Христа. Их еще заслужить надо!

Вопрос: Батюшка ,расскажите пожалуйста о понятиях вечности и бесконечности.

Вот говорят, " вечные муки"...они бесконечны?

Или бесконечные муки - вечные?

Ответ: По мнению святых Отцов "вечное в собственном смысле принадлежит Божественной сущности, почему прилагается обыкновенно только достопоклоняемой и царственной Троице» (св. Исидор Пилусиот). Слово "бесконечный" более применимо к тварному миру, т.е. к тому, что имеет свое начало. Вечность - это жизнь вне времени, т.к. время тоже сотворено Богом вместе с миром ("времени уже не будет" (Откр. 10, 6)). Безконечность может быть одним из определений вечности.

Читал письма епископа Феофана, пришла мысль, которой хочу поделиться. Мысль о времени. Что значат слова Апостола Иоанна Богослова в Апокалипсисе «времени уже не будет» (Откр. 10, 6). Я всегда воспринимал эти слова в смысле «будет поздно». А недавно подумал о их страшном, прямом смысле. Текущее время – великое благо для человека. Мгновения, как срезы, как кадры проходят. Уже через мгновение, войдя в новый пласт, срез времени, мы можем осудить себя, свой поступок в том, прошедшем мгновении. А значит, в следующем мгновении – измениться, стать другим. Что значит вечность? Это остановившееся навсегда мгновение. Нет впереди нового года, нового месяца, нового дня, часа, минуты, секунды. (Потому говорит Господь «В чем застану в том и сужу». Время прошедшее, наша жизнь записана «на видео» у бесов. В Таинстве Покаяния данного Богом Церкви, Господь стирает те греховные сюжеты, в которых мы каемся. Все просто). Как же мы должны дорожить своим временем! Не с точки зрения того, чтобы сделать как можно больше дел. А в плане духовного совершенствования, покаяния, борьбы со страстями своими, которые будут мучить нас в этом мгновении, растянувшемся навсегда! Потому мы и молим Бога избавить нас от внезапной смерти. Страшно войти в вечность в скотском состоянии души.

На вопросы отвечал священник Казанского собора г. Ачинска Сергий Пигасов.


Письма Валаамского старца

(схиигумена Иоанна)

7.5.1955 г.

     Твое письмо я получил, все понял. Однако, не унывай и не скорби, что накричала на Х. - Это человеческое; впрочем, и ко смирению и к самопознанию своего устроения. Вот какие мы слабенькие - подул противный ветер и терпение лопнуло. Вместе жить и ладить, очень трудно, ибо устроение и характеры разные, а чтобы был мир  - требуется с обоих сторон стремление к миру.

     Читал я в Отечнике: два старца жили вместе. Вначале один говорит другому: как ты смотришь на меня? Другой отвечал: "Как на ангела". Поживши довольно времени, спрашивает опять: "А теперь как смотришь", тот ответил "А теперь как на дьявола и каждое твое слово, точно гвоздем колет меня". Это я привел пример не в поблажку, а чтобы не унывать, когда что стрясется по нашей немощи.

     Преп. Моисей говорил: "сила для желающего стяжать добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь: не падать свойственно только ангелам".

9.10.1955 г.

     Получил ваше письмо, просите меня ответить. Тебе не понятно у св. Апостола Павла следующее: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по его изволению, все содействует ко благу. А кого он предопределил тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал тех и прославил" (Римл.8,29-30).

     Отвечаю не по своему мудрованию, а на основании святоотеческого учения. Блаженный Феофилакт говорит: "и так сначала предвидение, потом предопределение. А званным становится человек по предвидению, т.е. По собственному его произволению (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение. И так, сначала предвидение, а потом предопределение".

     Господь призывает всех: "Прийдите ко мне вси труждающиеся и обремененные", но свободной воли, данной Господом не нарушает. Ибо от доброй воли зависит или стремиться ко спасению и ждать благодати, или желать зла и от благодати отвращаться.

     Знай, друже, что наш умишко очень ограниченный, да еще сердце загромождено страстями и мы не можем понять Божественного намерения во Святом Писании. Некоторые люди от незнания сущности Святого Писания, утверждают нелепое учение о безусловном предопределении одних ко спасению, а других к погибели; как будто Всеблагий Бог желает кому-нибудь погибели.

     Преп. Антоний Великий постился и молился, просил Бога открыть ему, почему одни умирают в молодости, а другие в старости, иные благочестиво живут - бедствуют, а худо живут - благоденствуют. Услышал голос: "Антоний! Внимай себе, а Суды Божии не испытывай, они тебе не полезны".

     Да разве человек может постигнуть Суды Божии? Почему одни бывают от рождения слепые, другие калеки, иные идиоты, и много есть, много, что для нас непостижимо. Ереси, секты и расколы произошли от неправильного понимания св. Писания и основаны на гордости и самовнушения. В православной вере авторитет: Вселенские соборы и учение святых Отцов.

     Вот, друг, как советую тебе читать Святое Писание: сперва помолись Богу, чтобы он открыл твой ум уразуметь писание: что понятно - старайся исполнять, а не понятное пропускай. Так св.Отцы советуют. Святое писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости.

14.11.1955 г.

     Прочел твое письмо и ты сознаешь себя очень болтливой. Святые Отцы сказали: иной целый день говорит и ему вменяется в молчание: ибо говорит все ради Бога, а иной целый день молчит и ему вменяется в празднословие. Проверь свою болтливость и сличи с советами св. Отцов!

     Еще пишешь, что очень занята житейскими заботами и плохо идет молитва. Наконец, надо же сознаться, что ты не монахиня и живешь в миру, как же можешь жить без забот? Читаешь св. Писание и не понимаешь силу их учения. Ибо и святые Отцы жили не без забот, и у них молитва присекалась и чувствовали себя иногда очень слабенькими; но они, как опытные и духовной брани, не малодушествовали в изменениях, а терпели неприятные свои переживания. Преп. Иоанн Колов такую имел благодатную, непрестанную молитву, что забывал про корзинки, которые надо было давать погонщику; пока идет за ними и забудет, зачем пошел. Этот же преподобный шел с погонщиком по скитской дороге и погонщик довел его до гнева, и убежал преподобный его погонщика. Вот и у святых бывают перемены, а ты хочешь чтобы у тебя все гладко. Помни, я как-то в нашем разговоре с тобой сказал тебе "лучше немощная совесть, чем добродетель со тщеславием".

     Вот что говорят святые: если подвизаетесь, как должно, не гордитесь тем, что поститесь. Если же тщеславитесь сим, то какая польза в посте? Лучше человеку есть мясо, нежели надмеваться и величаться. А преп. Моисей сказал: сила для желающего стяжать добродетель заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь. Не падать свойственно только ангелам. Буквоедам, не знающим силы духовной жизни, не понравятся подобные выписки, ибо у них все благочестие в наружном поведении. Очень прискорбно, что мы по своей неопытности в духовной жизни застреваем на букве, ибо буква убивает, а дух животворит.

     Господь да хранит вас своею милостью.

22.11.1955 г.

     Некий мудрый старец увещевал гордящегося брата, но сей ответил ему "Прости меня, отче, я не горд". Мудрый старец возразил ему: "Чем же ты яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд?".

     Да, гордость слепая сама себя не видит, гордость изобретение дьявольское. Вот исчаде ее: гнев, клевета, раздражительность, лицемерие, ненависть, прекословие, непокорность; она крепко настаивает на своем мнении, трудно подчиняется другим, замечаний не терпит, а сама любит делать замечание другим, слова выбрасывает не осмысленно: она не имеет терпения, чужда любви, дерзка даже до нанесения оскорблений, стремление к власти; гордые очень страдают хульными помыслами. Написал кратко на основании святоотческого учения.

     Теперь сообщу о смирении. О блаженное смирение, ты божественно, ибо преклонило небеса и воплотилось в человечество и грехи всего мира пригвоздило ко кресту. Душа моя трепещет, как я могу сказать что-нибудь о величии твоем?

     Богомудрые св. Отцы вот что говорят о смирении: от него происходит: кротость, приветливость, удобоумиление, милосердие, тихость, благопокорность. Смиренный не любопытствует о предметах непостижимых; а гордый хочет исследовать глубину судеб Господних. Смиренный не хвалится природными дарованиями и гнушается людскими похвалами - как человек одетый в шелковую одежду отбегает, если брызнут на него дегтем, чтобы не замарать своей дорогой одежды; так и смиренный убегает человеческой славы.

     Свойство смирения видеть свои грехи, а в других добрые качества: а гордости свойственно видеть в себе только хорошее, а в других только худое. Вот еще черта смирения: простота, откровенность и естественность. А что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выяснить словами, если человек не научится сему из опыта. Из одних слов нельзя сему научиться.

     Авва Засима говорил о смирении, его тут слушал ученый софист и говорит старцу: "Как ты считаешь себя грешным, раз ты не знаешь, что ты свят? Раз не знаешь, что имеешь добродетели? Ведь ты видишь, как исполняешь заповеди и считаешь себя грешным?" Старец же не нашелся что сказать и только говорит: "Не знаю, что сказать тебе, но я считаю себя грешным". Софист настаивал, желая узнать, как сие может быть. Тогда старец опять не нашелся, что сказать и говорит со своею святою простотою: "Не смущай меня, я подлинно считаю себя таким". Тут же находился авва Дорофей и объяснил это софисту: как в науках бывает некоторый навык и не умеют объяснить, так и в смирении. Авва Засима обнял его и сказал: "ты постиг дело, оно именно так бывает, как ты сказал". Софист остался доволен и согласился с ними.

     Из многого написать немного, если желаешь много и подробно знать, можешь прочесть в Добротолюбии.


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

Старец Паисий Святогорец о воспитании

"Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись с пути..."

Как выговаривать и наказывать?

Детей нужно принимать с добром, потому что у нынешних детей много эгоизма и они совершенно не реагируют на ругань. Если мы начинаем их ругать, душа их сразу же наполняется дурными помыслами.

Когда дети дурно ведут себя, предпочтительнее побранить их утром, ибо у них впереди весь день и они развлекутся впечатлениями. Если же вы побраните их вечером, то у них омрачается ум, что может привести и к более дурным поступкам.

Как уберечь ребенка от тщеславия?

Одно дело – это маленько похвалить ребенка, чтобы он не падал духом, другое – раздувать его эгоизм. Скажем, ребенок спутался, читая стишок, и теперь унывает. Его мама, видя это, говорит ему: «Ну все, все. Хорошо прочитал». Однако если он прочитал стихотворение хорошо и мать начнет нахваливать его перед другими: «Ну какой же ты молодец! Ты прочитал лучше всех детей! Мой ребенок лучше всех!» – то это плохо. Так родители часто культивируют в детях гордость.

Когда я был маленьким и бегал с ребятами наперегонки, то оставлял их позади. Они не давали мне бегать, прогоняли меня, дразнили «эмигрантиком», беженцем. Я приходил к маме в слезах. «Что ты плачешь?» – спрашивала меня она. «Мне ребята не дают с ними бегать», – отвечал я ей. «Тебе хочется побегать? Вот двор, бегай. Почему ты хочешь бегать на улице? Чтобы на тебя смотрели и говорили «молодец»? В этом есть гордость». В другой раз мне хотелось играть в мяч, а ребята опять меня прогоняли. Я снова плакал и шел к маме. «Что случилось, почему ты опять плачешь?» – спрашивала меня она. «Ребята не дают мне играть в мяч!» – говорил я. «Двор у нас большой, мячик у тебя есть, играй здесь. Что, хочешь, чтобы на тебя смотрели и любовались? В этом есть гордость». И тогда я подумал: мама права. И потихоньку мне расхотелось и бегать, и играть в мячик, чтобы меня видели, потому что я понял, что в этом есть гордость. «И правда, – думал я, – какая же все это чепуха! Мама права».

В чем задача воспитания?

Нужно «связать» детей с Богом и развивать у них понимание, что необходимо творить добро.

Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь


Божья Коровка

Это волшебный русский лес. В нем полным-полно зверей, птиц, грибов, ягод, и разноцветных бабочек, и добрых жучков-паучков. А вот самое главное дерево в лесу Дедушка Дуб. Тысячу лет живет старик на свете, все видел, все помнит. Его корни уходят в самую темную глубь земли, а ветки задевают тучи и радугу.

А еще этот дуб - большой дом. Посмотри-ка, сколько лесного народцу живет в его корнях, на стволе и на ветках!

Видишь блестящую красную точечку? Во-он там, на нижнем листочке? Это малютка Божья Коровка. Она только что появилась на свет. Открыла глазки-бусинки – благодать! Тепло! Cолнышко освещает весь Божий мир! Повертела головкой: все хлопочут. Кто гнездо вьет (А кто его вьет, ты знаешь?), кто мед добывает (В самом деле, кто?), кто плотину на ручье строит…(И действительно, кто это такой?)

- А я? - подумала малютка. – Веточку не поднять, хоботка нет, быстрой воды боюсь…Маленькая, слабая, кому я нужна?

Усталое солнце клонилось к закату, лес затихал, а Божья Коровка сидела на берегу озера и грустно смотрела на желтые кувшинки. Стало прохладно… Темно… Очень тихо… И вдруг - песенка! Да еще какая - звонкая, веселая!

- Кто тут?

- Это я, веселый Кузнечик, - ответили из травы. - Ночью я не сплю, а пою песни тем, кому очень грустно. Я буду петь для тебя от всей души, пока ты не улыбнешься!

- Спасибо, - вздохнула Божья Коровка. - Только песенкой моему горю не поможешь. Сколько лесного народцу вокруг - и у каждого есть дело, самое важное на свете. Одна я ни на что не гожусь. Мне, бездельнице, и на солнышко–то усталое стыдно смотреть.

- Так не бывает, - возразил Кузнечик. - Я точно знаю, что ты можешь помогать людям, особенно маленьким хорошеньким деткам. Они зовут тебя.

- Меня?!

- Да. Я часто слышал, как они поют: "Божья коровка, полети на небо, принеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого!"

- Ты смеешься надо мной. У меня не хватит сил, чтобы поднять даже малюсенькую крошечку.

- Хлебушек бывает разный. Есть черный и белый, с хрустящей душистой корочкой, с маслом и с колбасой. Его мы кладем в рот. А есть хлеб, которым кормится наша душа. Это рассказы о Божьих людях, добрые стихи и сказки, веселые и грустные картинки родной природы. Божья Коровка, ты умеешь летать, ты понимаешь человеческий и звериный язык! Вот и живи во славу Божью - рассказывай детям о добром мире!

Как обрадовалась Коровка, как благодарила она кузнечика! "Завтра с утра полечу далеко-далеко искать духовный хлебушек", - так она решила. А вышло не совсем так.

Стихотворение-телеграмма. Срочно. Божьей Коровке – в собственные лапки. От детей.

Божья Коровка, дам тебе хлеба,

Ты улетай поскорее на небо

И возвращайся с лучиком солнца -

Пусть засверкают наши оконца!

С тучкой, похожей на синего слоника!

Пусть все растут - великаны и гномики,

Дети, скворцы, огурцы, помидоры,

Рыбки, щенки, школы и светофоры -

Под разноцветным июльским дождем.

Яркую радугу мы подождем -

Пусть засияет в воздухе мостик!

Может быть, ангелы спустятся в гости!

Песенка Божьей Коровки.

Я не ягодка,

А Божья бусинка.

Вниз по радуге

Я не струсила –

Прокатилась и глазам

Не поверила:

Вкруг меня цветет, как храм,

Божье дерево…

Не наклеечка я,

А Божья крошечка.

Дождик - леечка Его,

А солнце – ложечка.

В золотую благодать

Алой бисеринкой

Я на жилочку листа

Им нанизана.

День-деньской суета

Птичья-зверева…

И зачем вошла сюда,

В эти двери я?

Если незачем –

Ломит косточки,

Молкнут певчие,

Гаснут звездочки…

Я хочу понять,

Тронуть лапочкой,

Ведь иначе зелень дня -

Просто тряпочка.

А пока я пасу

Малых деточек,

Просьбы детские несу

К верхним веточкам.

Торчинова Ж.В.


Как приучить себя к посту

Как нам приучить себя к посту? Для этого, прежде всего, требуется постепенность приучения.

Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - без толку злятся на всех и на все, или же пост скоро делается для них невыносимым, и они бросают его.

Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу.

Каждый сам должен определить - сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством.

Истинно постящийся христианин похож на горящую свечу: он приносит в жертву Богу своё привычное и более комфортное житие, укрощает в себе гордыню и пламень страстей, то есть сжигает Господу самого себя.


ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

В церкви яблоками пахнет.

Всяк,  войдя, вдохнет и ахнет:

"Ах!"

Горы яблок на столах,

И в корзинках, и в мешочках,

На тарелках, в узелочках.

Радость,хлопоты, волненье -

Скоро будет окропленье!

Кисть священник обмакнул -

И взмахнул.

Окропляются плоды,

Словно дождиком сады!

Я от счастья рот разинул -

Как зевака, как разиня,

А священник пошутил:

Взял меня и окропил,

Словно яблоко в корзине!

Нина Орлова.

ТРОИЦА!

Ах, Троица, ах, Троица,

Зелёная пора!

Как дышится, как молится,

Как звонится с утра!

Лишь только солнце двинется

И заблестит росой,

Земля, как именинница,

Возрадует красой.

Лежит пучками полными

Во всех углах полынь

И голубыми волнами

Плывёт землёй теплынь.

И сердце очищается

Любовью ко всему,

И так легко прощается,

Когда идёшь к Нему.

АНГЕЛ И МАЛЬЧИК

Марина Кравцова

Детский рассказ

Маленький Коля дружил с Ангелом. Однажды в Светлую Пасхальную ночь ровно в полночь Ангел подошел к Колиной кроватке и сказал:

- Христос воскресе!

Прекрасней Ангела Коля никого не видел - такой он был лучезарный, так светился его лик, и сияли белоснежные длинные одежды. Мальчик счастливо засмеялся в ответ...

Никто не верил малышу, когда тот рассказывал о чудесном знакомстве. "Сочиняет, - решили взрослые, - ну пусть поиграет. Вырастет, в школу пойдет - там, бедняжка, забудет обо всех своих ангелах".

Шло время...

В одно чудесное утро Коленька проснулся с ощущением праздника, словно наступил его день рождения. Подумал, почему так, и вспомнил: "Сегодня же бабушка приезжает! Насовсем!"

Бабушку Коля очень любил. Бабушка была строгая, не баловала его сладостями и редко гладила по голове, но когда усаживала его рядом с собой, задумывалась ненадолго... Все еще молодые глаза темнели, чуть склонялась седая голова, а Коля, приоткрыв рот от нетерпения, ждал чудесного. Вот сейчас бабушка тихонько улыбнется, и польется из ее уст сказка, да такая, что Коленька нигде больше бы не услышал, ни в одной книжке бы не прочел. Сказка длилась порой несколько вечеров. За окном - темень, а в комнате, будто солнце лучами играет, расцвечивается все бабушкиной сказкой как жар-птицыным пером...

Рассказывает бабушка складно, может, сама сочиняет - Коленька не задумывается. А то начнет говорить быль - про войну, про подвиги Колиного дедушки. Мужа бабушка давно схоронила, дочь все звала стареющую мать к себе. Да разве могла бабушка оставить родную деревню, дорогой сердцу дом, двор с покосившимся забором, сад со старыми корявыми яблонями и тонкими вишнями, от которых в мае бывала душистая цветочная метель...

Но в последние месяцы нездоровилось бабушке, да и устала она от одиночества. И вот - приезжает. Насовсем приезжает. Родители Колины уже и комнату приготовили.

Бабушка вошла в комнату, огляделась по-хозяйски. И перво-наперво открыла большой черный чемодан. Коленька любопытно в него заглянул. А бабушка принялась доставать да разворачивать из тонкой бумаги иконы - большие, малые, бумажные, деревянные... Рядками ложились они на стол, и стол засиял окладами, расцветился яркими красками образов. Коля хлопал пушистыми ресницами, жадно смотрел.

- А это кто? - ткнул маленьким пальчиком в золоченое изображение Спасителя. Бабушка улыбнулась:

- Это Господь наш. Боженька... Не знаешь? Эх ты!

Потрепала внучка за вихор.

- А это вот твой покровитель небесный - Никола Угодник, Чудотворец. Это Матерь Божия - Пресвятая Богородица...

Коля вдруг просиял:

- А его я знаю!

Хрупка была иконочка в тонкой рамке, на которой белел Ангел, строгий и прекрасный, словно внутрь себя глядящий печальными голубыми глазами. В деснице держал Ангел крест.

- Знаю, бабушка, знаю, - захлебывался Коля в восторге, - он ко мне к кроватке приходил! Хороший он, добрый, красивый. Бабушка молча слушала, положив руку на голову внука.

- Почему, ба, он больше ко мне не приходит? Когда он тебе приснится, поговори с ним, скажи, чтобы опять ко мне пришел. Ладно?

В дверях стояла Колина мама и улыбалась, но как-то виновато.

- Лена, его бы в церковь водить? - обратилась к ней бабушка. - А, дочь? Смотри-ка, как ангелы его любят.

Мама пожала плечами.

Началась у Коленьки новая жизнь. Каждое воскресение отныне шел он, крепко держась за руку бабушки, по прямой улице вдоль шоссе и гордо, без устали преодолевал долгий путь к храму. Там было золото огня, бликов и образов, пение небесное - воплощенная сказка... Там был уже не один Ангел, они сонмом многочисленным воспевали песнь Господу и служили Ему службы - но никто из людей не знал этого и не слышал. А Коля знал - бабушка рассказывала, да и чувствовал ведь! Но в поведении Ангелам не подражал. Чуть-чуть постоит спокойно, важно, крестясь сосредоточенно или кланяясь, едва головой до пола не доставая да подпевая хору: "Господи, помилуй" и "Аминь". Но тут же сорвется с места - помочь постоянной прихожанке пяти лет свечу догорающую загасить, или поздороваться с очередным знакомым, а то и получить от него конфету. Бабушка постоянно слышала: "Пойдем к иконке!", "Пить захотелось!" Или, когда Коленька уставал ждать причастия: "А скоро ли к батюшке?

Нелегко приходилось с непоседой. И молилась бабушка, чтобы мать его, дочка ее единственная, Леночка, сама бы в Бога стала верить да в церковь с Колей ходить. Она же, старуха, скоро с ним и справляться не сможет... Лето наступило - томительное и пыльное в городе, упоительно радостное, яркое - в деревне. Семья Колина уехала на бабушкину родину - уехала на бабушкину родину - вновь зазвучали голоса в доживающем век доме, в старом вишнево - яблоневом саду, во дворе с покосившимся забором...

Коля всюду бегал с ребятней. Мальчишки постарше приключений искали, а крохи мал мала - меньше за ними увязывались, так что не всегда маме и проследить за Колей удавалось. Только что тихонько играл за окном, и вот - на тебе!

А Коленька отправился с мальчишками в поход на старый дом. Дом был почему-то брошенный, без окон, без дверей, разоренный да осевший - напоминал перезрелый гриб. Кажется, ветер дунет чуть сильнее да снесет. Пылищи в нем было да грязи предостаточно, но интересовал мальчишек, конечно, чердак, на который из сеней вела деревянная лесенка. Быстро вскарабкались по ней мальчишки и Колю, рвущегося за ними, затащили. На чердаке - темно, жутковато, интересно... Лишь через круглое окно, лишенное стекла, солнце пробивает путь своим лучам в это царство пыли да обветшалости. Коленьку потянуло к нему - к стопу света. Подбежал к окошку, высунулся наполовину. Тут же смекнул - так ведь, чего доброго, и на крышу можно перебраться. Красота, подумано - сделано!

- Эй, я на крышу пошел! - крикнул Коля товарищам. Ребята сгрудились возле окна. Малыш был уже на крыше, и было ему очень весело. Повернулся к окну, хотел что-то мальчишкам сказать, да вдруг ноги его поползли по скату...

Ребята завизжали. Кто-то первым бросился к выходу, за ним - остальные. "Колька упал!" - вопили на разные голоса. Высыпали на улицу, видят: Коленька веселый сидит у стены под злополучном окошком на поросшем сорной травой развале камней и кирпичных осколков, о которые непременно должен был бы если не насмерть разбиться, то покалечиться.

- А меня Ангел взял и сюда посадил, - объяснил он, сам ангелоподобно улыбаясь тихой, светлой улыбкой...

Невдалеке, открыв рот, стояла соседка...

Узнав от соседки и из сбивчивых рассказов ребятни о происшедшем, Колины родители пришли в ужас. Малыш, на котором не было и царапины, твердил одно:

- Меня Ангел на ручки взял!

Бабушка в сильном волнении молилась. Мать и отец пошли посмотреть на старый дом. А бабушка, поразмыслив, сказала Коле:

- А все-таки, внучек, надо тебя наказать! Ангел тебя спас по своей доброте, а ты как бы снова шалить не вздумал, беспокоить своего Ангела - Хранителя напрасно. Он ведь, дружок, очень огорчается, когда Кто-нибудь себя ведет так, как ты сегодня...

Вскоре вернулись родители. Отец - молчаливый да призадумывавшийся. Мать - в слезах. Сына они нашли тише воды, ниже травы после краткого, но внушительного знакомства со старым дедовым ремнем.

Вечером мама усадила рядом с собой сынишку, прижала его к себе и тихо спросила:

- Значит, тебя Ангел спас?

- Он меня просто на ручки взял, - прошептал Коля и уткнулся носом в мамин бок.

Когда семья вернулась в город, Коля в первое же воскресение снова пошел в церковь. Но теперь его уже вела мама, ласково сжимая в своей теплой ладони маленькую детскую ручонку.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ