ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 6 июнь 2010 г.

Святые – ответ земли на любовь Божиию

митрополит Сурожский Антоний (Блум)

 

Матерь Божия и все святые, память которых мы сегодня празднуем, те, которые известны нам, потому что Бог открыл их нам и потому что они были поняты и узнаны или своими современниками, или, иногда, годы или столетия спустя, - все святые являются ответом земли на любовь Божию.

И это не только их личный ответ за самих себя, но и от лица всей твари, и от нашего лица также: потому что каждый из нас имеет поистине честь называться одним из их имен, нашим христианским именем, именем одного из этих святых. И эти святые, чьи имена перешли на нас, стоят перед Богом и молятся, чтобы не обесчестилось их имя в очах Божиих.

Святые Божии содержат и охватывают все творения в своей любви, в своем предстательстве, в своей молитве, в своем реальном, неотступном присутствии. Как дивно, что мы принадлежим к этой неисчислимой семье мужчин и женщин, детей, которые поняли, что замыслил Господь, когда Он пришел, жил, и учил, и умер за нас! Они откликнулись всем своим сердцем, они открылись всем своим умом, они поняли Его замысел и приняли Его весть со всей решимостью преодолеть в самих себе все, что было причиной Распятия; потому что если бы и один человек на земле отбился, отпал от Бога, Христос пришел бы спасти его ценой собственной жизни. Это Его собственное свидетельство; один подвижник ранних веков молился, чтобы Бог покарал грешников; и Христос явился ему и сказал: Никогда так не молись! Если бы и один человек на земле согрешил, Я пришел бы умереть за него...

Святые это люди, которые ответили любовью на любовь, люди, которые поняли, что если кто-то умирает за них, то единственный ответ благодарности - это стать такими, чтобы смерть его не была напрасной. Взять на себя свой крест означает именно это: отвернуться от всего, что убивает и распинает Христа, от всего, что окружало - и окружает! - Христа и ненавистью и непониманием. И нам это сделать легче, чем тем, которые жили в Его время. В те дни они могли в Нем ошибиться; но в наши дни, две тысячи лет спустя, когда мы читаем Евангелие и встает в этом рассказе вся мера роста Христова и Его личность, когда у нас есть миллионы свидетелей, которые говорят нам, что Он подлинно отдал Свою жизнь за нас и что единственное, чем мы можем отозваться, это отдать жизнь друг за друга ради Него, - как можно нам не отозваться!

Поэтому в сегодняшний день примем новое решение: слушать, как они слушали всем сердцем, всем умом, всей волей, всем существом, чтобы видеть, что случается, чтобы слышать, что Он говорит, - и ответить благодарностью и решимостью. И тогда, если мы принесем Богу это малое - нашу благодарность и нашу добрую волю, - сила, чтобы и нам тоже вырасти в меру роста, которую задумал, возмечтал для нас Бог, - сила будет от Бога. Как Он сказал: Сила Моя в немощи совершается, Моей благодати тебе достаточно... И Павел, который знал это, прибавляет в другом месте: Все возможно нам силой Божией, укрепляющей нас... Сомневаться не в чем: мы всё можем, если только дадим Богу спасти нас, понести нас от земли на Небо.

Давайте же начнем заново, так, чтобы святые, чьи имена мы носим, радовались о нас, чтобы Матерь Божия, Которая отдала Своего Сына на смерть, дабы мы могли отозваться, могли понять, могли спастись, радовалась о нас, и чтобы Христос видел, что не напрасно Он жил, учил и умирал. Будем Его славой, будем светом; это может быть малый огонек, как малая свеча, это может быть свет блистающий, подобно великим святым, - но будем светом, просвещающим мир и делающим его менее темным! Будем радостью так, чтобы и другие могли научиться радоваться о Господе! Аминь!


Неделя всех русских святых,

или Житие в России - больше чем житие...

 

Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших, который празднуется на второй неделе по Пятидесятнице, продолжает праздник Всех Святых, который мы праздновали на прошлой неделе. Этот день восстановлен для празднования на Поместном Соборе 1918 года, а многие из принявших это решение вскоре стали мучениками и тоже были причтены к собору русских святых. Сегодня Русская Православная Церковь поминает тот многообразный сонм христиан, говоривших по-русски и стяжавших Духа Святаго.

Язык менялся, и первые русские святые – первомученики российские Федор и Иоанн, принесенные в жертву языческим идолам будущим крестителем Руси князем Владимиром, говорили совсем иначе, чем патриарх Тихон или святитель Иларион Троицкий. Одни жили в маленьких селах и весях удельных княжеств, другие – в столицах могущественных государств – Киевской Руси, Московского Царства, Российской Империи, СССР. Некоторые прожили всю жизнь в одном месте, другие преодолевали огромные расстояния, служа Господу на горе Афоне, как св. Силуан, на Аляске, как св. Герман, на Филиппинах, как св. Иоанн Шанхайский. Во Христе нет ни эллина, ни иудея, но среди прославленных святых есть не только славяне по происхождению, но и варяги, итальянцы, греки, татары. Многие святые несли евангельское слово не слышавшим его доселе народам: в Пермский край, на Кольский полуостров, в Сибирь, в Японию. Среди святых были и боголюбивые крестьяне, и состоятельные купцы, и добродетельные жены, и великие правители. Всех объединила Божья благодать, но всех по-разному.

С самого Крещения Русь, переняв византийский аскетизм в лице св. Феодосия Печерского, поставила во главу угла служение людям, милосердие, помня, что «вера без дел мертва». Времена ордынского ига дают нам «первого русского мистика», по словам историка Г. Федотова, — св. Сергия Радонежского. В XVI веке эти два уклада русской святости оказываются в вынужденном противостоянии, но Церковь чтит как социально ориентированного св. Иосифа Волоцкого, так и отшельника св. Нила Сорского.

В XVIII веке подчиненная жесткому государственному контролю Церковь вдруг обретает новый дух древнего подвижничества – через св. Паисия Величковского зажигаются дивные огни русской духовности: Оптина пустынь и Саров. В XX веке суровые гонения дают длинный, как никогда, список новомучеников и страдальцев за веру Христову.

Вот Господь насылает нам знаменье,

Да его убояться не надобеть:

Убоимся греха непрощенного…

Волен Бог и во гневе и в знаменьи,

А к добру или к худу — нам видети… —

писал в середине XIX века Лев Мей.

Празднуя собор святых, в земле Российской просиявших, и читая их жития, порой по поворотам сюжета готовые стать детективными романами, волей-неволей соглашаешься с Меем: порой трудно представить, какие тягости и невзгоды приходилось переживать мирянам и монахам, священникам и епископам даже в самые, казалось бы, спокойные для православных времена.

Житие

Возьмем только некоторые отрывки из житий:

Преподобномученик Адриан Пошехонский. «На монастырь напали разбойники — крестьяне соседнего села Белого, ограбили его, а настоятеля — св. Адриана после жестоких пыток убили, раздавив полозьями саней». Истории с нападением разбойников на святых встречаются очень часто, даже св. Серафима Саровского грабители однажды избили, проломили голову обухом топора, но, не найдя в келлии ничего кроме икон и нескольких картофелин, ушли ни с чем.

Святитель Филипп. «Обвинители нашлись среди недостойных лиц духовенства, ненавидевших святителя за его строгость. Главным из них оказался соловецкий игумен Паисий, преемник его по настоятельству… опричники… набросились, сорвали облачение, вытолкали из собора… приговорили к пожизненному заключению в смрадной темнице, в цепях». Это случилось во времена столь любимого некоторыми ныне Ивана Грозного, который на умиротворяющие письма митрополита Филиппа, не боявшегося спорить с царем и всесильным Малютой Скуратовым, реагировал с таким презрением, что до сих пор в русском языке сохранилось словосочетание «филькина грамота».

Преподобный Иринарх. «Раз пошел он в лютый мороз в Ростов спасать одного боголюбца от правежа и отморозил себе пальцы на ногах. Три года проболел он после того…»

Преподобный Дионисий Радонежский. «Подвергли запрещению, заключению в дымной келье, всевозможным глумлениям, истязаниям и тяжелым епитимьям. Мало того, прп. Дионисия поставили на правеж, взыскивая с него долги, которые он делал на защиту Отечества…» А это уже события времен после Смутного времени, в ходе которого монах Троице-Сергиевой Лавры собирал средства на оборону от поляков и ополчение Минина и Пожарского. Впрочем, св. Дионисий являет собой образец настоящего христианского отношения к злоключениям. Как мы читаем в его житии, «Все это он переносил не только с замечательным спокойствием и достоинством… но и находил силу подшучивать над своим положением. Лицам же, уважавшим его и выражавшим ему сочувствие, он говорил: «Это не беда, а притча над бедой».

Преподобный Варлаам Чикойский (в миру – Василий Надежин). «Земская полиция давно уже проведывала и делала розыски о Надежине… пустынник Надежин был взят через полицию, после тщательного обыска в скиту, и посажен в острог». Это было уже в просвещенном 1827 году, когда властям подозрительным казалось одно желание уйти из мира.

Надо заметить, что в приведенных примерах почти все искушения приходили посредством христианского государства или же обычных людей вокруг, таких же православных христиан, жителей Святой Руси. К сожалению, мы очень часто не видим и не замечаем, кого обижаем, гоним, злословим, тогда как и возле нас могут оказаться отмеченные Божьей благодатью люди. Когда же обижены оказываемся мы, то ропщем на людей и на Бога, видя гигантскую несправедливость в том, что нас обидели, оскорбили, обсчитали.

На соборе 2000 года были прославлены сотни новых мучеников Российских, тех, кто был верен Христу в самые страшные годы гонений. В те годы в монастырях выстраивали монахов в шеренгу и предлагали всем отречься от Христа, выйти из шеренги, обещая помилование. И некоторые выходили. Но немногие. А расстреливали всех.

Вот рассказ о новомучениках земли Ачинской из книги  ееромонаха Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия».

 «Первым принял смерть священник Ново-Еловского прихода Владимир Фокин. Он был истинным пастырем и сердечным, отзывчивым человеком, почему и пользовался большим уважением среди своих прихожан и всех, знавших его. 24 января 1919 года он был захвачен отрядом Щетинкина и расстрелян в полутора километрах от деревни Лодочная. На теле его, кроме огнестрельных ран, оказалось три штыковых…

   Немного позднее был убит священник ачинского благочиния Михаил Каргополов, бывший до принятия сана офицером казачьих войск. Он был арестован 31 января. На передней подводе ехали арестовавшие его красно­армейцы, на задней — священник. Отъехав немногим более километра за село, красноармейцы остановили подводы, вытащили священника из саней, сняли с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда они попытались силой вырвать из рук священника крест, но безуспешно. Сжимая в руках крест, священник молился: "Не ведают, что творят!" Один из палачей выстрелил в упор в голову, отец Михаил упал, и они стали стрелять в него, выпустив зарядов двадцать…

   В тех же местах, неподалеку от села Бирилюссы, служил священник Трофим Кузнецов. Однажды в январе в село въехал отряд красных; расспросив, где дом священника, красноармейцы направились прямо к нему; вошли в горницу и, ничего не объясняя, приказали: «Ну, отец, давай собирайся. Пошли». Священник оделся, они усадили его в телегу и увезли из села. Наутро выяснилось, что палачи привезли о. Трофима на кладбище, привязали к берёзе, и затем каждый выстрелил в него».

Многие имена канули в Лету, от них остался только лагерный номер, никто не знает, где их могилы. Они умирают от голода, холода, пули… Но они не боятся смерти. Они выстояли до конца. И через десятилетия их прославляет Церковь. На Бутовском полигоне под Москвой расстреляны тысячи верующих. И сегодня на это место приезжают. Уже совершенно свободно, без страха гонений, тоже тысячи – молиться им.

Вот такие разные истории – бедняки и цари, ученые и неграмотные, монахи и многодетные, священники и маленькие дети – все они перед нами на иконе Всех Святых, в земле Российской просиявших.


Апостольский пост

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Петров или Апостольский пост, в память о двух самых почитаемых из 12 ближайших учеников Спасителя, апостолов Петра и Павла. В народе считается, что в Петров пост – в этом году он начинается 31 мая – ограничения в пище не слишком строги (разрешается рыба) потому, что апостол Петр, как и некоторые другие ученики Христа, добывал себе на пропитание рыболовством.

Установление этого поста – раньше его называли постом Пятидесятницы - относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г .; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь. Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший. Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем, как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста?

Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы... уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства...» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. - М., 1882. Сс. 151-152).

Правильный пост, напоминает известный богослов д.Андрей Кураев - это борьба за человеческое в самом себе. Он - попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Если это удалось, то тогда это "более высокое" (то есть душа) будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост - это радость. Как и правильно переживаемое Православие.


О святом Причащении

Необходимость и условия приготовления ко святому Причащению

 

"Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест Хлеба Сего и пьет из Чаши Сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11:28—29).

Чрезвычайное величие Таинства св. Причащения требует самого тщательного приготовления, соответствующего состояния души и тела человека. При надлежащем состоянии всего человека Оно дает величайшие плоды Свои; при отсутствии сего человек получает тягчайшее осуждение. Человек должен стать "Храмом Бога живаго" (2 Кор. 6:16). "Сообразно этому назначению должна быть настроена душа, должно быть настроено тело. Невозможно, невозможно принять Бога в душу, заимствовавшую свое настроение от сатаны! Невозможно принять Бога в тело, в котором владычествуют нечистые вожделения! Воспрещено Богом такое принятие под страшными угрозами. Попирающие величие Божие, попирающие Самого Бога, совершают грех безмерной тяжести".

"Кто будет есть Хлеб Сей и пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней" (1 Кор. 11:2 7). "Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1 Кор. 11:30—32),— так предупреждает и поучает ап. Павел.

"Они (Св. Тайны) входят в нашу сущность,— говорит св. Иоанн Дамаскин,— для сохранения и очищения нас от всякой скверны, для отражения от нас всякого вреда. Если же встречают в нас поддельное золото, то очищают его огнем суда, да не с миром осудимся в будущем веке. Очищают болезнями и всякими бедствиями" (Точное изложение Православной веры). Причащающийся должен знать, что, приемля их, он "суд себе яст и пиет" (1 Кор. 11:29). Этот суд оправдывает проводящих жизнь Богоугодную, расточает им духовные награды; он судит погрешности тех, Богоугождение которых недостаточно, врачует погрешности временными казнями, казнями страшными для тех, которые дерзают приступать к Св. Тайнам, проводя жизнь произвольно-греховную, противную заповедям Христовым". 

"Иное значение имеет недостойное причащение Св. Тайн при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающие вечную муку",— говорит св. Иоанн Дамаскин в Точном изложении Православной веры. Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека, осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие Его лицо заплеваниями, истерзавшие Тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием (по св. Иоанну Златоусту). Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию да позаботимся о своей душевной ризе; она измывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченною милостию Господа при нашем покаянии. Преп. Марк Подвижник пишет: "Между сеятвою и жатвою определено некоторое пространство времени: по этой причине мы не веруем воздаянию ("О законе духовном". Гл. 118). Этого рода неверию подвергаются почти все причащающиеся недостойно. Казнь отсрочивается, но она непременно постигнет нераскаянных грешников... Начало ее видим наиболее во внезапной смерти или в смерти, которая отнимает возможность покаяния. Сама казнь выполняется в стране загробной". Отвержение христианских Таинств без очевидного отвержения Христа в сущности есть отвержение Христа: при отвержении Таинств прекращается и уничтожается существенное общение с Христом. "Что же делать нам, чтобы не отпасть от Искупителя и не подвергнуться гневу Божию? "Сего ради,— отвечает ап. Павел,— подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем (Евр. 2:1), проводить жизнь при особенном внимании Новому Завету, в который благоволил Бог вступить с нами, соединив нас с Собою св. Таинствами".

Св. Василий Великий говорит: "Приступающий без разумения намерения, для которого дается Причащение Тела и Крови Христовой, не получает от сего пользы, а причащающийся недостойно осуждается". Св. Иоанн Златоуст пишет: "После принятия предложенного в Иуду вошел диавол, презрев не Тело Господне, но презрев Иуду за его бесстыдство, дабы ты знал, что на тех, которые недостойно причащаются Божественных Тайн, особенно нападает и постоянно входит диавол... Как опасно приступать без рассуждения, так и не приобщаться этой таинственной Вечери есть голод и смерть".

"Не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями. Под именем порочных пожеланий я разумею как телесные, так и любостяжание, гнев, злопамятность — и вообще все порочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего этого и тогда уже касаться этой чистой Жертвы, а не с небрежением и леностью, как бы по принуждению, приступать ради того, что случился праздник. С другой же стороны, когда есть сокрушение и готовность, не откладывать, потому что нет праздника. Как пришествие Его, доставившее нам великие и неизреченные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти Тайны навлекают большее наказание на недостойно причащающихся... Если бы захотели сознать грехи свои, сами себя осудить, признать свои беззакония, то избавились бы от наказания и здесь и там".

Прежде рассмотрения вопроса о приготовлении ко Причащению полезно остановить внимание на терминах, связанных с этим вопросом. Это "чистота", "достойно" и "недостойно". Они употребляются в святоотеческой литературе с разными оттенками мысли и значения, что может вызвать недоумение.

"Кафариотис, кафаротис" (с греч.) — чистота, опрятность, незапятнанность. "Кафарос" — чистый, свободный от порока, вины. Это свойство человека является необходимым условием для спасительного принятия Св. Тайн. Но оно же и составляет плод и цель Причащения: "Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха" (1 Ин. 1:7). Есть внешняя нечистота — телесная. Но главная — внутренняя, это грех, исходящий из сердца и оскверняющий человека (Мф. 15:19—20) и в душе и в теле его. Есть нечистота, доступная наблюдению человека и возможная в ее устранении и хранении от нее его силами. Но есть нечистота, глубоко скрывающаяся в природе человека, недоступная и для познания человеком. "Един свят, Един Господь". От этой нечистоты не свободен ни один человек. "Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя" (1 Ин. 1:8).

Прежде Причащения Св. Тайн от христианина требуется обязательно предварительная чистота, устранение всякой нечистоты, доступной для познания и исправления. Это чистота внешней жизни: тела, одежды, супружества и пр. Наряду с этим возможна чистота совести, сердца, мыслей, которая приобретается через покаяние действием Благодати, особенно в тяжелых грехах, где нередко нужны еще покаянные труды, епитимии для углубления чувства скорби о грехе, укрепления решимости исправления. Без этой чистоты приступать нельзя, и Причащение будет в осуждение. Причащение Св. Тайн дает глубочайшую чистоту, утверждая и возводя к совершенству то, что мог человек предварительно сделать в этом отношении — в деле, намерении, решимости,— дополняя то, что лежит за пределами доступного для него.

Св. Тайны, проникая во все существо человека, всюду уничтожают, попаляют грех, давая чистоту всем частям души и тела.

В соответствии с соблюдением предварительной чистоты разумеется и достойное Причащение: "аксиос" — достойный, или "анаксиос" — недостойный (от глагола "аксиоо" — считать достойным, удостаивать, требовать, желать, почитать). Понятие "достойно причаститься" — весьма относительно и условно и включает в себя соблюдение предварительной, возможной и необходимой для человека чистоты и желания, благоговения, почтения, как это следует из смысла слова "аксиоо". С точки же зрения внутренней, глубокой нечистоты, никто не может быть достойным этого Таинства. Приступающему и при соблюдении всех необходимых условий недопустимо чувство самодовольства, самоуспокоенности. Наоборот, вменяется в важнейшую обязанность сознание и чувство своего недостоинства. Чем выше восходит христианин по ступеням совершенства, чем ярче в его сердце является благодатный свет, тем сильнее его чувство не достоинства. От степени силы этого чувства зависят чувства страха, благоговения, умиления, любви — этих важнейших условий для спасительного принятия Св. Тайн.


Вопрос священнику

Вопрос: Здравствуйте.

Сегодня у меня умерла бабушка. Я помню что раньше (какое-то количество лет назад) она несколько раз упоминала о том что хочет быть кремированной, мотивируя тем, что не хочет "гнить в земле". Крещеной, насколько я знаю, она не была, хотя это достоверно не известно. Всю жизнь сильной религиозности я в ней не видел, но последние годы слышал от нее фразы вроде "радуюсь каждое утро за то, что Бог дал еще один день". Предполагаю, что, возможно, некоторая вера в ней появилась, либо же она стала больше заметна для нас, окружающих (по крайней мере, для меня)

И встал такой вопрос. Являются ли ее слова нескольколетней давности "волей усопшего" (иcходя из моих наблюдений за последнее время? И стоит ли нам ее кремировать, соблюдая, таким образом, ее волю? Или же все-таки лучше придать ее земле "по правилам"? )

Говоря о своей вере, однозначно ничего не могу сказать, но крещен. Никогда не молился, в церкви не был и познания в этом вопросе довольно поверхностные. Но при всем при этом хотелось бы сделать для бабушки "как лучше".

Заранее благодарен за ответ. Константин.

Извините за возможную сумбурность - переживаю.

Ответ: Здравствуйте, Константин!

Попробую ответить Вам. Естественно, с точки зрения Православия. Святые отцы говорят, что душа человеческая по природе христианка, независимо от того, воспринимает ли, ощущает ли она себя таковой. Так как создана по образу Христа. Христос создал Церковь. Традиция Церкви – погребение. Погребение символизирует нашу веру в Вечную Жизнь и Воскресение, потому и погребаем усопших лицом на восток – в ожидании Пришествия Христа.

Я бы советовал похоронить бабушку по-православному. За гробом нет неверующих. (Там пелена нашей самости и гордости, препятствующей нам признать бытие Божие и поверить в Его Церковь, спадет с наших глаз). И, конечно же – молиться о ней. Если есть сомнения в том, крещена ли она – можно подать записку в «условном» чине - «аще крещена». Если уверены, что не крещена, все равно – молитесь дома. Можно найти канон мученику Уару. Можно молиться своими словами. Можно ставить свечу в Церкви. В общем – помогайте бабушке. Молитва – это реальная помощь.

Вопрос: Здравствуйте!

Сегодня, на Троицу, ездил на родину. На кладбище встретил женщину - почти соседку. У нее там похоронен сын, который погиб в Чечне. И рассказывает она мне сон, который увидела в ночь на 9 мая. Будто бы пришла она на кладбище, а могилу сына найти не может. Поискала, людей поспрашивала - они ей указали на памятник. Смотрит она - памятник вроде тот. А фотография на памятнике - не та.

Вместо парня в камуфляже на фотографии изображен парень в дорогом красном одеянии, расшитом золотом. И рамка у фотографии позолоченная. И тогда женщина поворачивается к людям и изумленно произносит: "Так это же... икона".

Снова поворачивается к сыну, а он ей улыбается, и даже подмигнул.

Вот такую она мне рассказала сегодня историю. Говорит, была бы поблизости церковь - сходила бы, спросила, что это значит. Я ей пообещал - как приеду в Ачинск, обязательно задам священнику этот вопрос. Думаю, ей очень важно услышать ответ.

Спасибо.

Ответ: Здравствуйте!

Вообще то я к снам отношусь с недоверием. Там такая неразбериха... Там накручены дневные впечатления, мысли, мечтания, ассоциации. В общем - много чего. А главное - на сны могут оказывать влияние силы бесплотные, духовные. Причем, в подавляющем большинстве случаев это силы темные, бесовские. Им проще влиять на наше сознание по причине нашей гордости, нацеленности на грех, на зло.

Что касается конкретного случая, я не исключаю совершенно возможности Божественного вмешательства с целью утешения скорбящей матери. Хорошо бы, чтобы этот сон послужил ей к пробуждению веры. В то же время хочу предостеречь: может и сатана навести. И если Ваша знакомая впечатлительна и одинока - это может вывести ее из равновесия, подвигнуть к выходу из реальности, перевести в область мечтаний и фантазий (например, начнет ждать новых снов, новых подтверждений святости сына). Самое лучшее для Вашей знакомой - это с верой и упованием молиться о прощении грехов - своих и убиенного сына, не украшая его ореолом святости. Все согрешили - и все лишены славы Божией.

Вопрос: Что важнее для спасения души – вера или дела? Апостол Павел в послании к Ефесянам пишет: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8, 9). Достаточно ли одной веры для спасения?   

Ответ: Живая вера в Христа необходимо выражается делами по вере. Вера должна рождать жизнь по вере. «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2. 26). Бесспорно, без веры угодить Богу нельзя. И любые дела без веры совершаемые - мертвы. Но если человек имеет веру, а живет не по вере, приберегая ее проявления лишь для церковных собраний - он просто лжец.

«Одна вера, будь она истинная и православная вера, не принесет никакой пользы тому, кто верует без добрых дел. Явлением веры служит сила, исходящая от веры. Явлением же ее силы служит ревностное делание заповедей Божиих и богоугодных дел» (Преподобный Симеон Новый Богослов).

Так что и цитируемое послание Апостола Павла к Ефесянам и послание Апостола Иакова - это единое свидетельство Церкви. И это не противоречие - это дополнение.

На вопросы отвечал священник Казанского собора г. Ачинска Сергий Пигасов.


Письма Валаамского старца

(схиигумена Иоанна)

28.8.1954 г.

     Ты так безумно думаешь. Пишешь, что нет Бога, человек умер и все этим кончится, загробной жизни нет, это выдумка человеческая.

     Во время оно, пророк Давид сказал: "Рече безумец в сердце своем - нет Бога", вот и ты к этому безумию присоединилась. Ты так легкомысленно думаешь, а я глубоко верю и утверждаю, что есть Бог, есть будущая жизнь, есть вечное мучение для грешников, есть и вечное блаженство для праведников. Как же не верить в Бога, когда куда не посмотрю, везде вижу и созерцаю Божию премудрость и благость. Как все сотворено премудро и как сгармонирован весь земной шар! Святая Церковь поет: "Яко возвеличашася дела твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси". Чудные дела Твои, Господи, куда ни посмотрю, везде вижу творческую Твою руку. Смотрю на солнце и вижу точно золотая тарелочка освещает и согревает весь земной шар. А в лесу сколько зверей и у каждого зверя свои особенные свойства. Вот такая большая лошадь повинуется человеку, Господь сотворил ее в помощь человеку. А коровушка ест сено и желудок вырабатывает питательное молоко для человека. А кроткая овечка, сколько она делает человеку добра, выходит теплая шуба, чулки и многое другое. Смотрю в птичье царство, просто чудно, как они украшены и сколько разных пород. А в земле сколько разных червяков и букашек, есть и такие червяки, ночью светятся - точно огонек. Смотрю на муравья и удивляюсь его трудам, - обличает он меня ленивого. А пчелка мудрая, из разных цветов собирает такой сладкий мед для человека. А в воду посмотришь, там свое особенное рыбное царство, сколько ведь там разных пород, все живут и движутся по божьему назначению.

     Я вообще люблю природу. Приду в лес и удивляюсь каждому деревцу и холмику и созерцаю всемогущего творца. Вот теперь думаю и удивляюсь, как я явился на свет Божий. Зачатие мое было так: семя отца моего упало на землю матери моей, в виде червяка, и воспитывался в утробе матери моей девять месяцев и я постепенно приходил в зрак человека. В конце 9-го месяца, по закону природы вышел точно из темницы на белый свет. Крестили меня по православному обряду; благодарю Бога, что я православный. Верую несомненно в Бога, во св.Троицу, верую в Богородицу Приснодеву Марию и всех святых ублажаемых Православной Церковью. Верую во вселенские соборы и все св. Писания по катехизису; верую во все, что преподает нам святая Православная наша Церковь.

     Только вот что печально: наши православные не все знают свое православное учение, колеблются, даже некоторые попадают в разные секты и расколы. Они не знают, бедные, все ереси и секты основаны на гордости и самовнушении - говорят: "мы спасены". Они все писание целиком не признают, а выбирают только то, что оправдывает их учение. Мне говорил один сектант, что они все писание знают на зубок. Но я не удивляюсь этому их знанию: фарисеи тоже знали все писание, но не жили по писанию и не познали истины, распяли Господа.

     Перехожу опять к удивлению Божьей мудрости. Люблю лунные ночи зимой, везде полнейшая тишина, надеваю шубу, сапоги валенные и теплый колпак, выхожу на двор, вижу и удивляюсь Божией премудрости - луна светит, а звездочек сколько, а все небо ими украшено; все дальше и дальше видно, - только одни звездочки и конца нет. Чудные дела твои, Господи, вся премудростию сотворил еси!

     Мне говорил академик миссионер: в творении Божием под днями надо разуметь миллионы. Бедный ты миссионер; очень слабым представляешь Всемогущего Творца, приписываешь ему миллионы времени. Твой рассудок говорит так, а я верю, как сказал Господь: "бысть вечер, бысть утро день первый", надо и понимать сутками, а не миллионами. Ибо Господь сказал, и "Бысть так". Словом отделил воду от земли, вот воды с шумом и встали в указанные места, - стали моря, потекли реки, ручьи и по всей земле есть теплые воды и холодные родники. Господь сказал: "Да будет лес" - и стал лес по всей земле в совершенном виде, на север такой, а на юг иной, а потом уже постепенно растет. Так и птицы сотворены Божиим словом: сразу полетели по всей земле и разных пород; прочие все творении, как сказано в Библии. Чем больше рассматриваю природу, тем больше удивляюсь и познаю всемогущество Творца. Науки и не проходил, даже и не читал их, написал эту статейку от чувств, начитавшись Святого Писания. Жизнь моя прошла, вот уже пошел 82-ой год.

     Духом Святым сказано: человеку жизни на земле 70 лет. Конечно, и умирают и недоживши определенных лет, но Духом Святым сказано среднее число лет; если человек в силах - 80 лет, а большинство труды и болезни. Смерть неумолимый закон; весь род человеческий, от Адама до второго пришествия перейдет в другой мир, а тела по Божьему повелению воскреснут. Даже те тела, которые сжигают, тоже воскреснуть, я в этом не сомневаюсь. У Бога все возможно. И этот прекрасный мир, со временем уничтожится, как сказано во св. Писании.

     Человечество так оземленилось! Совсем забывают, что наша эта жизнь путь к вечности и приготовление к ней: волнуются и мятутся в сей юдоли плачевной. Даже мало таких встретишь, с которыми можно поговорить о едином на потребу. Может быть, народ уже подошел своею жизнью ко Второму Пришествию Спасителя, как к всемирному потопу.

11.11.1954 г.

     ... Ах, какой ты, безумный! Пишешь мне, что "не веришь в Бога и в его святой промысел и в бытие бесов". Неужели ты настолько слеп духовно, что не видишь в творении Творца - всемогущего Бога! Все так чудно сотворено и всему дан условный закон, и во веки веков он не изменится; мне помнится, что я писал тебе о Боге и о творениях его.

     А о существовании бесов кратко скажу из своего опыта. Жил я один в маленьком домике в предтеченском скиту на Валааме; сам себе готовил еду, растил овощи, а хлеб брал из монастыря, а изредка и сам пек. Ночи любил проводить без сна, ложился всегда после двенадцати, в 2 или в 3 часа. Конечно, днем спал сколько требовалось природе. Однажды, в 2 часа ночи, согрел самоварчик и вместо ужина стал пить чай; вдруг слышу, что кто-то идет в коридоре, отчетливо слышны шаги человеческие; хорошо помню, что двери заперты. У меня мурашки пошли по телу, а кот сгорбился и шерсть поднялась у него точно ждет кого-то, или что откроется дверь и войдет к нам. Я взял лампу, вышел в коридор, осмотрел везде, нет никого. Конечно, неверующий скажет, что это галлюцинация. Нет, это не галлюцинация, а именно бесы. Иногда были слышны стуки в раму, когда я читал свое правило, и еще были стуки, но всех не буду описывать.

     Вот еще приведу доказательство о существовании бесов, как и в Евангелии говорится. У меня был брат, жил в Петрограде, держал трактир, торговал хорошо, а я в то время жил там же на подворье Валаамского монастыря. Однажды приходит брат ко мне. Когда он пришел в келию, то почему-то стал очень волноваться. Я посадил его на стул, а вверху были иконы с мощами; вдруг брат вскакивает со стула и кричит: гадкие-гадкие иконы, и побежал из келии. Я остался в недоумении и думал, что это такое с ним случилось? Неужели бесноватый? Оказалось, что действительно - бесноватый. На следующий день пошел я к ним, его жена и говорит мне: "Когда он пришел домой, очень взволнованный, то стал кричать: "Что я больше никогда не пойду к брату, там у него гадкие иконы". А когда я буду говорить что-либо из св.Евангелия, он тревожится и говорит мне: "Не говори это мне". Если покропить еду св.Водой, он уже не будет есть, хоть и не видел, что кропили". Мне нужно было ехать в монастырь на пострижение в мантию. Приехал я в монастырь и попросил св. Игумена поминать на литургии болящего Иоанна, - его тоже звали Иоанном; еще попросил и некоторых схимников помолиться о нем.

     Совершилось таинство пострижения в мантию. Поехал обратно в многомятежный мир, взял с собой ягод земляники корзиночку из монастырского сада, покропил святой водой, думаю, вот угощу брата монастырскими ягодами. Приехал я в город, взял ягоды и пошел угощать ими брата. Смотрю: он кушает и благодарит меня за хорошие ягоды. Затем говорит мне: "как ты уехал в монастырь, как-то ночью, только что стал засыпать, вдруг, очень ясно вижу, что подходят ко мне два схимника и говорят мне ласково: "не скорби не скорби, будешь здоров", и ушли от меня. Я сразу же и поправился. Потом он сказал: "меня испортили худые люди по зависти".

     Этого случая я никогда не забуду. Верую в Бога и в его могущество, в чудное его творение; куда ни посмотрю, все меня удивляет и чувствую его творческий промысел о судьбах мира и человека.

     Как вы, безбожники, неужели не можете признать Бога Творца, смотря на все это чудное творение? Господь по своей благодати чудно все сотворил, дал условный закон и поддерживает свой мировой порядок, до Своего второго пришествия на землю, тогда этот чудный мир упразднится и будет вечная жизнь, не имущая конца.


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

День Ангела

При крещении ребенку дается имя какого-либо святого угодника Божиего, который становится небесным покровителем человека на всю жизнь. День памяти святого, в честь которого человек был наречен, называется именинами. Кроме того, этот праздник известен как тезоименитство. К небесному покровителю человек обращается в горе и радости, просит помощи в неприятностях и его святыми молитвами непременно получает ее.

Именины также называют днем Ангела, но следует понимать, что Ангел-хранитель и святой небесный покровитель – это два разных помощника человека.

Ангел дается людям при крещении. Человек никогда не бывает одинок, потому что Ангел — хранитель незримо сопровождает его везде. Тот, кто научится слышать его голос, не потеряет надежды на лучшее и всегда найдет поддержку в трудную минуту. И хотя зачастую даже православные христиане называют день, когда празднуется память их святого покровителя, днем Ангела,нужно понимать разницу.

Для настоящего христианина этот праздник важен не меньше, чем день его рождения.

Именины – это православное торжество с угощениями, поздравлениями и подарками. Однако в этот день чествуется не сам именинник, но, прежде всего –святой угодник Божий.

Как же должны праздновать день Ангела православные христиане?

Начало этого дня по возможности нужно провести в храме. Имениннику необходимо помолиться на Литургии, исповедаться, причаститься, попросить своего святого о помощи и заступлении.

После службы можно принять поздравления от друзей и родственников, а также пригласить их на дружеский обед в честь своего праздника, предварительно подготовив праздничные блюда. Не забудьте проверить, не проходит ли ваш день Ангела в постный день, и в зависимости от этого составьте подходящее меню. В Великий пост именины следует перенести с будних дней на выходные, а лучше – на Светлую седмицу.

Для собравшихся гостей можно устроить викторину. Следует начать подготавливать ее хотя бы за день до именин. Для этого необходимо иметь список гостей, жития их святых и умение составлять вопросы по имеющимся книгам. А на празднике приглашенные в игровой форме проверят,насколько хорошо они знают жития своих Небесных покровителей. Можно разделить гостей на две команды и дать им одинаковые темы, на которые необходимо будет придумать небольшие стихотворения. Время должно быть ограничено, но если команды не будут успевать, то лучше добавить еще две — три штрафные минутки, чтобы итог конкурса получился интересным для всех. Устройте театр — экспромт. Для этого подыщите в Патерике истории из жизни отцов — пустынников и предложите гостям инсценировать их. Зачастую эти короткие история содержат поучения, назидательные и понятные даже для детей. После всех конкурсов можно раздать участникам памятные призы.

Родителям хотелось бы посоветовать не пожалеть сил и времени для того, чтобы устроить для своего ребенка именины. Постарайтесь, чтобы этот день стал для него не менее, а может быть и более запоминающимся и ярким, чем день рождения.Проведите этот день с ребенком, сходите в храм,пригласите его друзей на праздничную трапезу. И, может быть,кто-то впервые услышит здесь об этом святом угоднике.

Если именины не у вас, а у вашего друга, нужно основательно подойти к выбору подарка. Не следует дарить то, что противоречит нормам Православия. Подарок лучше выбрать в любой православной лавке или храме. И нужно помнить, что лучшим сюрпризом является не дорогая вещь, а подходящая. Можно подарить икону с изображением его святого покровителя или житие, какую-либо другую православную литературу или лампадку. Практически все, приобретенное здесь, будет принято с радостью.

В день именин нужно еще тщательнее следить за собой и своими поступками. Вести себя следует внимательно, обдумывая слова и действия, не забывая, что утром вы причастились. Не следует уделять много времени веселью, лучше перечитать житие своего святого покровителя или другую церковную книгу, послушать духовную музыку и пойти на вечернюю службу.

Помогайте в этот день ближним, а перед сном молитесь с усердием и благоговением, вспоминая все, что сделал ваш святой во имя Господа, что сделали вы, благодаря помощи Ангела-хранителя.

Именины – это очень важный праздник в жизни христианина, и главное, за всеми хлопотами по подготовке к нему не забыть поздравить близких, чей день Ангела празднуется вместе с вашим.

Ангела-хранителя, и да поможет вам небесный покровитель!


ПРИТЧА О СТРАХЕ БОЖИЕМ

Действующие лица:

Ведущий — 13 лет,

Сережа — 9-10 лет,

Аня — 9-10 лет.

Действие происходит у них дома.

Из окна виден соседский дом.

Ведущий:

Я расскажу для вас историю вот эту:

Она случилась, верно, прошлым летом,

А может, и сто лет тому назад.

Но поученье нынче можно взять,

Как поступать, одним оставшись дома.

Вот так, как сказано, иль как-то по-иному?

Сережа:

Как хорошо, что дома мы одни!

Сюда быстрее, Анечка, взгляни,

Сюда, в окно: вон мама, уж далеко!

Ничье теперь на нас не смотрит око,

Раз так, поищем вкусного чего-то,

Полакомиться очень мне охота!

Аня:

И мне полакомиться хочется, Сережа,

Представь: как ты, и я хочу того же!

Но только вот что: вдруг нас кто увидит?

Он скажет маме, будет так обидно!

Сережа:

Пойдем в кладовку, там стоит варенье,

Я это видел: мама в воскресенье

Его несла оттуда для стола.

Я попросил, а мама не дала,

Сказала только мне: «Со всеми вместе!»

Нерадостное принял я известье!

Аня:

Увидит нас, наверное, сосед:

Он старенький такой, он домосед,

Его окно глядит в кладовку прямо,

И кажется: вот-вот откроет раму

И закричит, я просто вся дрожу,–

— Я вашей маме это расскажу!

Сережа:

Пойдем на кухню, Аннушка–трусиха,

Тихонечко, как мышки, очень тихо,

Там мама оставляла мед в горшочке,

Намажем медом хлеба два кусочка?

Аня:

А вдруг увидит в кухне нас соседка?

Рукой подать – соседская беседка,

Соседка с книгой там сидит, я знаю,

И кажется, что просто отдыхает,

Сама же смотрит только лишь за нами,

И все расскажет сразу нашей маме!

Сережа:

Таких трусих, как ты, найти непросто:

Боишься, что возьмем чего без спроса?

Но мама все равно дала б когда-то,

Ведь мы с тобой, никак, ее ребята!

Пойдем с тобой мы в погреб,— видел это,—

Там яблок столько, даже незаметно,

Что мы возьмем по одному, по паре,

И даже по три — брали, как не брали!

Аня:

А как же Тот, пред Кем укрытья нет?

Там, в погребе, конечно, не секрет,

Соседские глаза б не доглядели,

Что яблоки без спроса мы поели.

Но видит это Всемогущий Бог,

И Он заметит этот наш порок.

Когда гляжу я на Христа икону,

Я мамины слова всегда припомню:

На доброе Христос благословит,

А непослушным пальчиком грозит!

Мы не спросили маму – это раз,

И пусть лежат те яблоки для нас,

Но что без спросу взяли, то украли,

Да ведь еще, наверное, и врали,

Что ничего мы в погребе не брали

И даже дверь туда не открывали!

Сережа:

И правда, Аня, я и не послушал:

Все видит Бог! Он смотрит прямо в душу,

И лучше не пускать туда мне грех!

Теперь предупреждать я буду всех,

Когда замечу чье-то искушенье.

Аня:

А это вот – разумное решенье,

За это нас как раз похвалит Бог

И примет нас в Небесный Свой Чертог!

А мамочка придет – нас угостит,

А надо лишь получше попросить.

Ведущий:

Разумные дети в семье – вот награда,

И эту награду воспитывать надо,

И Господа чтить научить надо с детства,

И душу учить чистотою одеться,

И сердце от грязи учить очищать,

От злых супостатов свой мир защищать.

Родитель, на время принявший сей дар!

Пред Богом, смотри, в грязь лицом не ударь.

Воспитывай чадо словами, а сам

Живи ты по этим нехитрым словам.

Лишь только тогда сын впитает слова,

Когда у отца будет вера жива,

А вера без дел – абсолютный мертвец.

Вот вам поученье, а притче – конец.

Автор-составитель сборника "Наши праздники"

Преподаватель Решемской Православной Школы

им. Прав. Иоанна Кронштадтского

Низова Галина Юрьевна


Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и любовь к людям

 

Когда посмотришь вокруг себя, с болью в сердце видишь: люди становятся все более нетерпимыми, бессострадательными. Причины, породившие это явление, многообразны: экономические неустройства, роскошь немногих и обнищание большинства, низкий уровень культуры и нравственности, конфликты на межнациональной почве, неуверенность в завтрашнем дне. Из-за пустяков возникают ссоры, на первого встречного обрушиваются обиды и раздражение.

Пастырский опыт показывает: человек, который, не раскрывшись в своих душевных качествах, начал строить здание духовных добродетелей, даже точно следуя святоотеческим предписаниям, воздвигает такую стену гордыни и эгоизма, которую потом крайне трудно разрушить.

Семидесятилетний разрыв преемственности Православной жизни привел к явлению, о котором пришла пора говорить во весь голос. Не став людьми любящими, заботящимися, добрыми, искренними, многие верующие возомнили себя не просто церковными, не просто Православными, а во всем без исключения правыми.

Плоды нашего "воздержания" - это зачастую разваливающиеся семьи, более или менее благополучные до "воцерковления" одного из супругов… Плоды нашего "благочестия" - наши ближние, которые, перестав быть нейтральными по отношению к Вере, стали ее врагами.

А может быть, виноваты в этом мы, а не "они"?

- Да, но вроде бы на нас сбывается Писание…

- А если честнее посмотреть на вещи? Вот к примеру, ты стала верующей, а муж запил?

- А я за него читаю акафист "Неупиваемая чаша"…

- За него или против него? Любишь ли ты его во время этого чтения? В чем конкретно проявляется твоя любовь?

- А как мне его, пьяницу, любить? В церковь идти не хочет, венчаться не хочет….

Вот такой диалог…

Не раскрывшись в супружестве, в отцовстве, в материнстве, не научившись быть благодарными детьми, открытыми, верными, любящими людьми, мы ищем духовного, а духовное не дается нам.

Используя наработанные в мирской жизни механизмы достижения поставленных целей, мы достигаем кое-чего в жизни церковной: одни - священного сана, другие - рабочего места в околоцерковных сферах, третьи - привилегированного положения в ближайшем кругу особо чтимых в народе духовников. Но при этом не решается главный вопрос: ради чего? Желание "стать"; восприятие церковной жизни как поприща для самоутверждения не дают увидеть главного: где же во всем этом место Христу, подвигу, заповеданной Им жертвенной любви к ближнему?

Старец отец Алексей Мечев так говорил об отношениях с ближними: "Будьте теплом и светом для окружающих: старайтесь сперва согреть семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет все увеличиваться".

Казалось бы, все поставлено на цементе правильных формул: изречениях святых отцов, советах и благословениях духовников. При этом гордость окружающих будет отслеживаться и обличаться, а своя - никогда. Аскетика без любви похожа на замок Снежной Королевы - холодный, неприступный, но снаружи красивый.

За внешней церковностью, за церковной терминологией: "простите", "благословите", "искушение" и т.д., за церковной проблематикой (борьба с экуменизмом, масонством, сектантством) люди иногда хотят спрятаться от движения вглубь, от встречи с самим собой, настоящим….

Нет нам никакой пользы, если, воцерковившись, мы так и не засветимся любовью.

"Никто бы не оставался язычником, если бы мы были христианами, как следует", - сказал Иоанн Златоуст.

Если в неверующей семье один человек уверовал, у него есть лишь один способ привести к Вере остальных: если он не будет их чуждаться и противопоставлять "чистого себя" остальным "грешникам". Если он скажет: "Не приду я на вашу пьянку, празднуйте ваш семейный юбилей без меня, у меня пост!" - он навсегда останется в семье одним верующим.

Если он будет при каждом удобном и неудобном случае "проповедовать" - он тоже останется один. Помните: насилие ради любви убивает любовь. Но если они заметят, что твоя Вера помогает разрешению семейных проблем, если они увидят, что из храма ты возвращаешься светлее, чем пошел туда, если они увидят, что твой мир стал богаче и глубже, чем мир читателей газет - "глотателей пустоты", - то к Вере постепенно придут все ваши ближние. Учите детей в первую очередь не тому, как правильно брать благословение у батюшки, а тому, чтобы уступить место старику, подать руку женщине, выходящей из автобуса, и делать все это ради Христа. Перед рассказом о Небесном Отечестве научите детей любить Родину земную. Религиозное воспитание начинается не тогда, когда мать учит читать "Отче наш", а когда отец учит сына поблагодарить мать за выстиранную рубашку и приготовленный обед. Я намеренно не касался духовной глубины, которая проявляется в человеке по мере его воцерковления. Это была попытка подтолкнуть читателя разобраться в душевном устроении самого себя. И если во время чтения этой статьи вас вдруг попросят о каком-либо одолжении, бросьте чтение, оно подождет. Выполните человеческую просьбу, тем более, что это Сам Господь Иисус Христос через ближнего просит помощи.

Священник Александр Овчаренко


Задание: закончи диалог. Дорогие родители! Помогите своим деткам, обсудите с ними ситуацию.

Плохая оценка

– Ты чего такой сердитый, сынок?

– Училка по математике за домашнюю работу четверку поставила. Вот злюка!

– Вовсе она не злюка. Если так оценила твою работу, значит, заслужил.

– Все равно злюка. Могла бы и шестерку нарисовать. Ей что, трудно?

– Но это же обман. Почему она должна врать? Ты же на самом деле плохо сделал домашнюю работу.

– Ничего ты не понимаешь, мама! Я…, я старался. Но не получилось.

– Тогда завтра ты скажи учительнице, что ты постараешься еще. Что ты переделаешь задание. Скорее всего, ты просто немного поленился.

– Думаешь, она согласиться? Знаешь, что я скажу ей завтра:…….

Артемий Слезкин


Бог есть Дух

- Ах, маменька, могу ли я

Когда-нибудь увидеть Бога

Среди Небесного Чертога?

- Но разве ты, душа моя,

Его не видишь беспрерывно

Во всем, что вкруг тебя живет:

В полете птички, в плеске вод,

В цветке, во всей природе дивной.

Когда, вставая иль ложась,

Сложивши ручки, ты читаешь

Свою молитву, всякий раз

Тогда у Бога ты бываешь,

Ты видишь Господа... - Но я

Желал бы, маменька, глазами

Его увидеть там, над нами,

Где рай, где бабушка моя.

Там, няня говорит, в сияньи,

В великолепном одеяньи,

В венце, на троне золотом

Непостижимый восседает;

Простерт хор Ангелов кругом

И в гимнах Бога восхваляет.

Вот там бы я когда-нибудь

Желал на Господа взглянуть.

Мой сын, будь добр и чист душой,

Тогда увидишь ты Его

Не под одеждою земной,

О, нет, прекраснее того,

Каким ты мне Его представил.

Он - Дух; Его престол - весь мир,

Которым Он любовь прославил,

Где вызвал жизнь на чудный пир.

Я. Грот



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ