ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 5 май 2010 г.

Святая Троица

Перед Вознесением Своим на Небо Иисус Христос обещал апостолам послать им Святого Духа, Который будет просвещать их и утешать. Для этого Он повелел апостолам не уходить из Иерусалима, а быть всем вместе.

При Иерусалимском храме были небольшие горницы. Апостолы и другие верующие во Христа заняли одну такую горницу и там проводили целые дни в молитве. Сначала апостолов было одиннадцать, затем на место предавшего Иуды нужно было выбрать другого. По жребию им стал Матфий.

И вот на пятидесятый день по Воскресении Господнем Божия Матерь и апостолы утром собрались в свою горницу на молитву. И вдруг «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать... Собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились... Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились...» (Деян. 2, 2—8).

А иные из присутствовавших насмехались и говорили, что апостолы просто напились сладкого вина. Тогда Петр возвысил свой голос и возгласил: «Они не пьяны. Но это есть предреченное пророком: Иисус, Которого распяли, воскрес из мертвых и излил на нас Святого Духа. Мужи Израильские! Иисуса Назорея, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти... Не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления. Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (см. Деян. 2, 15—38).

Так говорил Петр. И крестилось в тот день около трех тысяч человек. И начала таким образом устрояться Церковь Христова, Царствие Божие на земле. Что же произошло в Иерусалимской горнице? Что это за языки пламени? Что это за шум? Что это за дары, которые получили апостолы? Что это такое — Церковь? Нам часто кажется, что Церковь — это дом Божий, куда мы приходим, чтобы молиться. Но это не совсем так. Дом Божий — всего лишь здание, храм, готовый принять в себя Церковь. Церковь — союз человеческих совестей, по словам митрополита Антония Храповицкого.

Пятидесятница — полная противоположность тому, что случилось в Вавилоне (см. Быт. 11,1—9). Жители этого города к концу 3-го тысячелетия до Рождества Христова отличались высоким культурным уровнем и гордились своими знаниями и наукой. Уверенные в себе, они считали, что могут добраться до неба собственными силами. «Сделаем себе памятник!» — сказали они. И хотели таким образом приобрести божественную силу, которая дала бы им возможность владеть всей землей. Они были сильны, Бог им был больше не нужен. Но Господь смешал языки и рассеял их по всей земле.

И вот мы разбросаны и отделены одни от других; никто больше никого не понимает; расы и нации, социальные и партийные группы ненавидят и уничтожают друг друга. Даже в семье люди разобщены: кажется, что существует какой-то барьер между мужьями и женами, между родителями и детьми. Каждый закрыт в клетке своего эгоизма — меня не понимают! Сколько существует искусственных средств, с помощью которых человек пытается выйти из этой изоляции, разбить стены, в которых заключена его личность. Все идет скверно — без Создателя. Люди не могут ни общаться друг с другом, ни включиться в Творение: вавилонская гордыня разрушила единство и гармонию мира.

Человек удалился от Бога. Но не праведных пришел спасать Христос, а грешных. Бог не оставил нас. Он позволил нам узнать все последствия нашей гордыни и эгоизма, дает изведать бездну падения и отчаяния. И Бог предпринял восстановление падшего мира — новое творение. Он послал Сына Своего, Который, родившись в человеческом теле и будучи безгрешным, приняв на себя самое страшное последствие греха — смерть, тем самым спас падшего человека от этих последствий. Так Иисусом Христом, Богочеловеком, Новым Адамом был открыт путь для нового Человека.

А чтобы каждый из нас мог вырасти в меру нового Человека, Он посылает нам Святого Духа: это — Пятидесятница. Языковой барьер снимается. Церковь получает дар единения, а человек — возможность спасения.

Дух сошел впервые, чтобы освятить свидетелей Воскресения Христова. И сходит сейчас, и будет сходить до скончания времен, ибо Церковь — это длящаяся Пятидесятница.

 

Сурова Л.В.


Троицкая суббота

 

К празднику Святой Троицы храмы украсят березками и, по традиции, несколько освященных березовых веточек мы принесем домой. Троица – радостный летний праздник… Но почему накануне этого светлого дня служится вселенская панихида?

 

На самом деле субботняя панихида нисколько не омрачает праздничного настроения. Больше того, она служит как бы его фундаментом.

Это в светской жизни принято считать, что умершего человека как бы не существует. Он не ходит, не ест и не пьет вместе с живущими, иными словами, его нет. Непросто даже в день смерти спокойно вспоминать об усопшем: как не подумать, что близкий, родной человек ушел куда-то навсегда, и никогда больше не будет возможности с ним поговорить или просто взять за руку.

А вот христиане представляют все это по-иному. Давным-давно, еще когда евреи жили в Египте (т.е. около 32-35 столетий назад), Бог говорил с пророком Моисеем и назвался «Богом Авраама, Исаака и Иакова». Когда мы говорим «я начальник такого-то», подразумевается, что «такой-то» жив. Аналогично и Бог говорил об этих трех людях как о живых, хотя они и умерли задолго до рождения Моисея.

Умерли, иначе, прекратилось их земное состояние, но не исчезли совсем. Позже Иисус Христос скажет: «Бог не есть Бог мертвых, но живых». И напомнит своим собеседникам фразу об Аврааме, Исааке и Иакове.

Конечная точка истории - момент Страшного суда , когда закончится течение времени и будет определена судьба каждого человека в безвременном состоянии - вечности. Пока судный день на наступил, люди могут как-то влиять на свою будущую жизнь в вечности. Те, кто еще живет на земле, имеют возможность совершать праведные поступки и приближать свое внутреннее состояние, свою душу к Богу. Те, кто умер, уже не могут совершать какие-либо поступки или что-то менять в себе. Зато за них и для них могут постараться живущие.

В христианстве живые и умершие люди - две части одного целого организма - человечества. Соответственно, радостные и горестные моменты истории переживают и те, и другие.

Когда около 20 веков назад через 50 дней после Воскресения Иисуса Христа на апостолов сошел Святой Дух, завершилось дело спасения человечества - всего человечества, а не только людей, которые жили в те времена. Поэтому уже первые христиане, празднуя этот день(он стал называться Троица), накануне вспоминали о тех, кто не дожил до него, но тоже нуждался в этом спасении, т.е. обо всех живших на земле людях. И верующие молили Бога, чтобы он даровал умершим прощение грехов и избавил их от мук в грядущей вечности.

Так сложилась традиция поминать усопших накануне праздника Троицы.

Иначе суббота перед Троицей называется родительской просто потому, что те, у кого умерли родители, как правило, сначала поминают их, а уже потом остальных людей.

Но ведь, по сути, все те, кто жил до нас, - это наши пра-родители, так что их поминовение тоже вполне можно назвать родительским.

А в самые первые времена поминовение усопших в Троицкую субботу было молитвой и воспоминанием о Ветхозаветной Церкви и как бы подготовкой к новому этапу жизни человечества - Церкви Новозаветной

В 2010 году, в связи с тем, что Троицкая суббота выпадает на 22 мая – праздник перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла служба Троицкой родительской субботы переносится на субботу 15 мая (по новому стилю).


Вознесение: истинное назначение человека

Что такое Вознесение ? Событие в жизни Иисуса Христа? Чудо, подобное вознесению пророка Илии? Или что-то еще?

 

Правильны все ответы. Конечно, это событие из жизни Спасителя. С этим не поспоришь. Да, оно было подобно, точнее, ему было подобно и в чем-то его предвосхищало вознесение на небо в колеснице пророка Илии. Но вот тут уже надо рассуждать осторожнее: Илия вознесся «яко на небо», а Иисус Христос - на самое небо.[i]

Небо в данном случае не нужно понимать как то голубое воздушное пространство, которое мы видим с земли, или как безграничные просторы космоса. Небо - это особая, невидимая обычными глазами область, в которой пребывает Бог и Его служители: ангелы, архангелы и прочие небесные силы , не имеющие плоти. Именно туда, в эту, казалось бы, недоступную для человека даль, вознесся Иисус Христос.

Даль для человека недоступная, а ведь удивительное заключается в том, что вознесся в нее Иисус Христос в человеческой плоти, т.е. по своему естеству будучи таким же человеком, как и все люди. Непостижимым образом в Нем соединились две природы - Божественная и человеческая. Божественная всегда пребывала на небесах (потому что Христос - Бог), а человеческая сначала (пока он жил на земле) пребывала на земле, а потом, на 40-й день после Пасхи, была вознесена на небо.

Это была несколько необычная плоть. И необычное в ней заключалось не только в том, что она пережила воскресение (которое после, в день страшного Суда, переживут тела всех людей) и что она могла быть, например, невидимой. Совершенно удивительно то, что тело, которое как-то принять считать вместилищем греха и всякой нечистоты, тело, которое мыслится как нечто низкое, несовершенное, оказалось совершенно иным. Вознесшись на небеса, Иисус Христос показал, что обычное человеческое тело при правильном состоянии духа и души может и должно быть не просто чистым, но богоносным, т.е. содержать в себе искорку Божества, Божественного Света.

«И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца», - читаем мы в «Символе веры» - молитве, в которой кратко излагается суть христианства. Значит, как говорил свт. Иоанн Златоуст, человеческое естество теперь находится в самой глубине Троицы, там же, где находится Бог! И это после того, как Ева и Адам не послушались Бога и не исполнили такой простой запрет: не есть плодов одного-единственного из всех росших в райском саду деревьев!.

Вот оно, самое настоящее доказательство любви Бога к людям! И это вознесение Иисуса Христа - веское доказательство примирения Бога с людьми.

Не надо воспринимать Вознесение просто как день разлуки Христа с учениками. Грустно, наверное, было видеть, как любимый Учитель поднимается все выше и выше на небеса и, наконец, исчезает из вида. Но ведь и радостно: возносится Он, поднимая на неизмеримую высоту человеческую природу, возносится, соединяя, примиряя Бога и человека, небесное и земное, возносится, чтобы потом, через 10 дней ниспослать на землю Утешителя - Святого Духа. Который будет всегда пребывать между людьми и правильно устраивать их жизнь. Поэтому, возвращаясь в Иерусалим с Елеонской горы, с которой вознесся Христос, ученики не плакали, а радовались.

Уходя с земли, Иисус Христос не просто покидал учеников. До времени сошествия Святого Духа он оставлял им знания о мире и людях, свое великое учение и бесценное благословение.

На это обращает особое внимание свт. Иоанн Златоуст в «Беседе на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа»: «дабы ученики не подумали, что Христос восшел яко на небо, подобно Илие, но - что Он вознесся на самое небо. Потому и сказано: вознесыйся от вас на небо, - и это прибавлено не напрасно. Илия взят был яко на небо, потому что он был раб; Иисус же вознесся на небо, потому что Он - Владыка; тот - на колеснице огненной, а этот - на облаке. Когда нужно было призвать раба, послана была колесница; а когда - Сына, то - престол царский, и не просто престол царский, но Отеческий. Об Отце говорит Исаия: се Господь седит на облаце легце (Ис. XIX, 1). Посему, так как Отец седит на облаце, то и Сыну Он послал облако. Илия при восхождении ниспустил милость на Елисея; а Иисус, восшедши, ниспослал дары на учеников, делающие не одного пророка, но множество Елисеев, или лучше сказать, гораздо больших и славнейших его»

. «Слово на праздник Вознесения» о. Иоанна Крестьянкина: «Небо, на которое вознесся Господь,- конечно, это не то звездное небо, которое мы с вами видим над собой. И не бесконечное мировое пространство, но высшее небо - место вечного пребывания Превечного Бога»  Именно так трактует Вознесение свт. Иоанн Златоуст в ««Беседе на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа»: «Ныне примирение у Бога с родом человеческим, ныне долговременная вражда прекратилась, и продолжительная война окончилась, ныне наступил некоторый дивный мир, никогда не ожидавшийся прежде».


Вопрос священнику

Вопрос: Не могу, помогите! Как отстать от окружающих меня людей? Я устала.

Хочу просить Господа о том, чтоб дал нам и детям другое окружение, приход. Очень тяжелая окружающая обстановка. Нет сил! Помогите!  Я знаю, что надо терпеть и смиряться, я как могла – старалась, но вот пришла та минута, та секунда, когда всё - закончилось терпение, смирение... больше не могу. Наталья.

Ответ: На любой войне видимой, все равно есть пауза, время для отдыха и время, что бы дух перевести. К сожалению, на войне духовной, невидимой, духи злобы поднебесной, нам этой паузы и возможности перевести дух практически не оставляют. Уход от людей и от общества, в котором мы общаемся, не избавляет нас от внутренних проблем - наших страстей. Я по себе знаю, как это бывает, когда не то, что бы общаться, видеть никого не хочется, да просто даже бросить все хочется и куда-нибудь убежать. Но суть в том, что некуда! И я точно знаю, что это моя проблема, а не проблема людей или общества, или еще чья-нибудь. И благодарение Богу за то, что Он не дает мне в этом состоянии закоснеть! Поэтому, если и пауза, то пусть она будет молитвенной, созерцающей и оценивающей свое собственное состояние. Боже, милостив буди мне грешному!

Вопрос: Здравствуйте! Мое имя Ксения. Святые Отцы, многими подвигами достигшие безгневия удивительной силы, единодушно свидетельствуют, что ничто так не отгоняет благодать Духа Святаго от нашего сердца, как гнев. Но ведь бывает гнев справедливый????. или нет? Господь, сотворив человека, вложил в душу его, можно сказать, – гнев, можно сказать, – ненависть. Ненависть ко греху, конечно, и ко злу... Господь Сам нетерпим ко всякому злу и ко всякому греху, и стремится искоренить его совершенно. Вот по этому подобию это свойство вложено и в человеческую натуру. Из этого следует, что истинно верующий человек ненавидит зло...Но как быть - если это зло, порок полностью овладевает твоими ближними? Терпеть? Не является ли это снисходительностью к греху и злу? Я понимаю, что праведный гнев направлен против греха, а не против человека.  Но ведь грешный человек ( мирской, не стремящийся к Богу, к покаянию...) он полностью порабощён греху и неразрывно с ним связан... Святитель Григорий Двоеслов, так рассуждает по этому поводу: «если мы в себе ненавидим грех, то должны ненавидеть его и в ближнем; если мы в себе боремся с грехом, то должны, по тем силам, и возможностям, и обязанностям, которые на нас возложены, бороться с ним и в ближних наших». Вопрос: всё же православный человек должен принимать всё и всех как оно есть?...либо бороться со злом, заложенным в ближнем?

Ответ: Дорогие мои! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», так говорил св. преподобный Серафим Саровский. Вы же знаете Ксения, что, не изменив что то в себе, мы вряд ли сможем исправить, что то и в ближнем. Наше внутреннее состояние настолько искалечено, что мне кажется, нужно сначала внутри себя попробовать, что-то возсоздать и исправить. В силу этого, мне кажется, очень трудно бывает распознать, насколько он, - гнев может быть справедливым. Замысел Творца, несомненно, был безупречен, первые люди в Раю были светоносными, они пребывали в неизреченной радости и благодати Божией, какой уж там гнев. Это потом уже, после грехопадения, - и разочарование, и недовольство, и ропот, и даже косвенное укорение Творца, в общем все то, чем сейчас наполнены наши души. И это сейчас мы с вами уже знаем, что можно и нужно гневаться на свои грехи. Я нисколько не хочу умалять творения и наставления св. отцов, там все душеполезно, там огромный опыт, я про то, что в силу нашей страстности, мы вряд ли сможем гневаться на беззакония наших ближних правильно. Поэтому, как мне кажется, лучше поработать над собой, - промахиваться будем меньше. Но я не говорю сейчас о какой-то вопиющей несправедливости и беззакониях, которые творятся злой волей человеческой, бывают моменты, когда мы просто не имеем права пройти мимо этого и должны обличать и пресекать этот безпредел! Ну, а в остальном лучше себе внимать.

 А ненавидеть и не терпеть в себе грех и грех в ближних, конечно нужно. Я про то, что в силу своего несовершенства и страстности, мы просто можем перепутать гнев на грех с гневом на личность, совершающую этот грех. Поэтому, если мы более или менее в себе разобрались, то пожалуйста, - можно и погневаться.

Вопрос: Здравствуйте! Мое имя Анатолий. Меня постоянно во время молитвы посещают всякие мысли - как с этим бороться? И еще меня мучает грех неверия - как от него можно избавиться?

Ответ: Мысль - она, как летящая птица. Мы не в силах запретить птице лететь, так же, как мы не в силах запретить приходить мыслям. Но в нашей власти - не дать этой летящей птице свить гнездо у нас на голове. Поэтому, должно быть непрестанное внимание к себе. Это и есть наш частный труд. А теперь по поводу маловерия - все мы такие, к сожалению. И это тоже есть поле для возделывания.

Это поле - вся наша жизнь!

На вопросы отвечал священник Казанского собора иерей Дионисий Колмаков.


Пошел, умылся и прозрел (Ин. 9; 11)

Проповедь в Неделю о слепом

митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Мы не слепы физически; но сколь многие из нас замкнуты в себе! Кто из нас может сказать, что он настолько открыт, что он способен воспринимать мир во всей его широте, во всей его глубине? 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы слышали сегодня рассказ о слепорожденном. Мы не знаем опытно, что такое телесная слепота; но мы можем представить, насколько этот человек был замурован в самом себе, насколько весь окружающий его мир существовал для него лишь как отдаленное звучание, нечто, чего он не мог вообразить, представить; он мог придумать мир вокруг себя: он мог на ощупь, на слух сколько-то представить себе то, что его окружает; но полная, совершенная реальность ускользала от него.

Мы не слепы физически; но сколь многие из нас замкнуты в себе! Кто из нас может сказать, что он настолько открыт, что он способен воспринимать мир во всей его широте, во всей его глубине? Мы встречаем людей и видим их своим взором, но часто ли случается, что за внешними очертаниями, формами, всей внешностью мы прозреваем что-то глубинное в человеке?

Как редко мы взглянем в глаза человека и поймем его до глубины! Мы окружены людьми, и каждый человек - единственный для Бога; но единственен ли для нас каждый человек? Разве вокруг нас не просто „люди"? Да, у них есть имена, фамилии, прозвища, мы можем их узнать по внешности, но мы их не знаем на сколько-нибудь значительной глубине...

Таково наше положение; мы слепы, мы глухи, мы бесчувственны к внешнему миру; а между тем мы призваны читать знамения. Когда мы встречаем кого-нибудь, мы должны бы подходить к этому человеку как к тайне, то есть как к чему-то, что мы можем открыть для себя только глубоким общением, войдя в такие взаимоотношения, может быть, безмолвные, может быть, облеченные в слова, но столь глубокие, что мы можем знать друг друга - не так, конечно, как Бог знает нас, но знать друг друга в свете Божием, просвещающем каждого из нас и всех нас.

Более того: мы можем, каждый в меру своих сил, своих дарований совершить то, что сделал Христос. Он отверз глаза этого человека. И что тот увидел? Первое, что он увидел, был лик воплощенного Сына Божия; иначе говоря, он увидел любовь воплощенную.

Когда его очи встретили взгляд Христа, он встретил Божие сострадание, Божию любовь , Божию глубокую заботу и понимание. Точно также многие люди могли бы начать прозревать, если, встречая нас, они встречали бы людей, в глазах которых, на лице которых они могли бы увидеть сияние подлинной, трезвой любви; такой любви, которая не сентиментальна, но зряча, любви, которая способна видеть и понять. Если бы так было, мы могли бы быть для окружающих нас людей откровением того смысла, который содержит, хранит мир: через искусство, через красоту, через науку, через все средства, которыми можно уловить красоту и провозгласить ее среди людей.

Но так ли мы поступаем? Заботимся ли мы о том, чтобы донести до каждого, кого мы встречаем, широту, и глубину, и красоту, и значение всего? Не стремимся ли мы больше получать, чем давать? А ведь апостол Павел говорит, что блаженнее давать, чем получать. А он получил так много! Он получил познание Бога в собственном опыте веры; он получил все научение, и познание, и опыт, доступный Ветхому Завету, а затем Христос Сам открылся ему: чего только он не получил! И, однако, он больше радовался, отдавая, потому что он не хотел быть обладателем всех выпавших ему сокровищ; он хотел делиться ими, отдавать, хотел воспламенить людей горевшим в нем огнем.

Задумаемся над тем, как мы богаты, как одарены, как много нам дано видеть, слышать. И осознаем, насколько трагично, вместе с тем, мы замкнуты в самих себе, пока мы не сокрушим эти стены ради того, чтобы давать, столь же щедро, столь же широко, не скупясь, как мы сами получили. Тогда, действительно, по слову Христову, радость наша исполнится. И никто, ничто не сможет никогда отнять ее от нас. Аминь!


Письма Валаамского старца

(схиигумена Иоанна)

21.7.1954 г.

     Ты пишешь, что читала у св.Отцов, как ученик сказал старцу о том, что некоторые сподобляются видеть св.Ангелов. Старец сказал: "блаженны те, которые непрестанно видят грех свой".

     А св.Петр Дамаскин пишет: "аще увидишь свои грехи, аки песок морской, и это есть здравие души". "Мне непонятно, пишешь ты, как святые могут видеть свои грехи, аки песок морской?". Эта степень высокого духовного преуспеяния, достояние св..Божиих людей, которые с Божией помощью очистили свое сердце от страстей: от гордости, тщеславия, лукавства, лицемерия и прочих пороков. Однако, и они не были свободны от прилогов и приражения страстей. Ибо пока душа носит тело, никак не может освободиться от прилогов страстных, хочет ли он этого или не хочет. Но победивши в себе страсти добродетелями, ум их с Божией помощью отражает эти прологи. Один Бог совершен и не изменен.

     Св.Отцы, по Божией милости, хоть и преуспели в духовной жизни, однако бывают у них и изменения. Грех все еще хитрит; бывают даже у них помыслы нечистые и скотские. Не дивись этому, так оно и есть. Это я пишу не свое мудрование, а мысли св. Богомудрых мужей. Вот такие изменения на чистом их сердце являют зрение своих грехов, "Аки песок морской", и считают себя поистине хуже всех людей.

     А мы, грешные, иногда говорим от невнимательной нашей жизни, что я очень грешный, даже и на свете нет такого человека, как я. Но это только пустословие и одни голые слова. Если бы говорили от чувств сердечных, тогда не осуждали бы других ни в чем, не гордились бы и не гневались бы и т.д. Сами не исполняем ни одной заповеди, а от других требуем исполнения. О, слепота наша сердечная! Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

     Я полагаю, что ты теперь поняла глубокие мысли св.Божиих людей. Прошу св. Молитв твоих.

3.8.1954 г.

     ...Знай, что во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, и страшный суд будет по св.Евангелию. Но мы так оземленились, что мало обращаем внимания на евангельские заповеди, но очень строго судим за какие-либо обряды. Конечно, обряды нужно исполнять; установленные св.Отцами, ибо они воспитывают душу в благочестии. Но все же, всегда надо обращать больше внимания на евангельские заповеди. Господь говорит: "Не судите, да не судимы будете, чего себе не хочешь, того и людям не делай". А мы-то, что глухие, не слышим, что Господь говорит нам и свободно нарушаем его святые заповеди.

     Осуждающий всегда ошибается и неправильно судит, ибо мы не знаем причину согрешающего, а судим по своему усмотрению. Кто как настроен, тот так и о других и заключает, ибо кривое око на всех криво глядит. Очень хорошо сказал преп. Дорофей: "Вот, если стоит человек у угла какого-либо здания, пройдут мимо него трое, и каждый подумает по своему устроению. Религиозный подумает о нем: вероятно ждет, когда ударят в колокол и пойдет в церковь. А вор подумает: "Когда будет потемнее, пойдет воровать". А блудник подумает: наверно поджидает женщину для греха. Очень справедливо сказано, и это видно почти на каждом шагу.

     А насколько тяжкий грех - осуждение, приведу один пример. В некоем монастыре инок впал в блуд. Великий старец сказал: о, худо он сделал. Умер тот инок и ангел по повелению Божию принес душу старцу и сказал: "Куда повелишь определить этого инока: в царство или в муку?" Ужаснулся старец, понял насколько тяжелый грех осуждение, горько заплакал. Через несколько времени ангел сказал: "Бог простил твой грех". Однако, старец до самой смерти не оставлял своего плача.

     Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоем.

4.8.1954 г.

     На длинное твое письмо я пишу тебе кратко. Пишешь, что 25 лет читаешь и слушаешь и питаешься словом Божиим, а толку нет. Какой же ты хочешь иметь толк? Или хочешь увидеть себя во всем исправной и святой? Но так в духовной жизни не бывает. Будь довольна тем, что видишь свои недостатки, ибо от этого, незаметно, постепенно приходит, хотя и в малой степени, смирение. А уклонения и увлечения очень смиряют нашу самость. Мне помнится, что я писал тебе об этом не один раз.

     Это хорошо, что вы с Х. желаете заняться молитвой, добрый час, умудри вас Господь! Однако, знайте, что всякое доброе дело - разговор духовный, чтение душеспасительных книг, потерпеть обиду и т.д. - относится к молитве.

     Господь по своему милосердию поможет вам положить доброе начало.

5.8.1954 г.

     Христос посреди нас!

     ... Просишь меня сделать указание или определить правило и наладить твою жизнь на путь истинный. Это твоя просьба превышает мой ум и духовные способности, но за послушание, позабыв свою немощь и неспособность, пишу, что Господь положит мне на сердце.

     Старайся не осуждать никого ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Помни, что за каждое праздное слово дадим ответ пред Богом на страшном суде. Двум Господам служить нельзя. Примиряйся с соперником, чтобы он не заключил тебя в темницу. Чтобы вражды не было ни с кем, иначе молитва не будет угодна Богу, даже послужит во грех. Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами не прощаем?

     Вот тебе коренное указание, на котором зиждется наше спасение. Конечно, легко указать и легко пожелать, но исполнить очень трудно и мы немощные; одних наших сил не хватит - должны просить помощи у Бога, чтобы Он по своему милосердию помог нам грешным. Вот св.Отцы и избрали молитву Иисусову - непрестанную. Вам, в миру живущим, очень трудно держать непрестанную молитву, однако, знай, св.Отцы всякое доброе дело приписывают молитве: добрый разговор, память Божия, терпеть - поношение, укорение, призрение и насмешки и т.д. Ты хочешь иметь определенное правило молитвенное. Преп. Исаак Сирин не советует обременять себя вычитыванием количеством стихословий и быть рабом у правила. Ибо в рабском делании нет мира ( слово 30, 136 стр., Издание 1911 г . "О том, как должно молиться без кружения мыслей").

     Можно читать утром и вечером несколько молитв, сами определяйте сколько, сообразуйтесь с временем, только, чтобы было не на ветер, а со вниманием, ибо внимание душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу св.Евангелия и главу апостольских посланий.

     По Божией милости, что было у меня на сердце, то и написал, и прими это не как закон или повеление, а как совет. Сама усматривай и сообразуйся с условием вашей жизни.

21.8.1954 г.

     Ты соблазняешься, что некоторые священнослужители совершают службу очень небрежно, и тебе иногда не хочется даже и в церковь идти. Знай и крепко веруй, что святые тайны совершаются не по достоинству священнослужителей, а по милости и любви Божией благодати.

     Вот приведу тебе образный пример: к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему св. Тайны. Кто-то наговорил отшельнику на пресвитера, и отшельник не принял пресвитера. Пресвитер ушел. И вот последовал к отшельнику голос: "Восхитили себе человеки Суд Мой". После этого, отшельник пришел в исступление и увидел золотой колодец, золотой сосуд веревку, и воду особенно хорошего достоинства. Увидел при этом какого-то прокаженного, который черпал воду и наполнял сосуд. Отшельник не мог пить, потому что черпал прокаженный. И опять был ему голос: "Почему ты не пьешь этой воды? Что тебе за дело до того, кто-бы ни черпал ее? Он только черпает и наливает в сосуд". Отшельник пришел в себя - призвал пресвитера и просил его преподавать святое причащение по-прежнему (Отечник).

     Никогда не осуждай священнослужителей, они погрешают, - они ответ дадут Богу в день судный. Лучше помолись за них и мысленно попроси святых их молитв. Так учат св. Отцы. Вот, ты видишь недостатки священнослужителей, а посмотри на себя, как ты стоишь и молишься: ведь бывает так, что вся служба проходит в мечтательных образах в вещах мира сего!

     Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати священнослужителей.


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

Ачинской православной гимназии – 10 лет

    В 2000 году по Благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Антония  Архиепископа Красноярского и Енисейского в Ачинске открылась Преображенская Православная гимназия начальных классов. Имя гимназии дано в честь праздника Преображения Господня. Учредителем является приход Свято-Казанского Собора г. Ачинска, настоятель которого – благочинный церквей Ачинского округа митрофорный протоиерей Евгений Фролов. Директором Православной  гимназии по Благословению Владыки Антония является матушка Светлана Павловна Фролова.

  

  Здание гимназии расположено на территории расформированного Ачинского военного авиационно-технического училища в корпусе № 12. Здание было построено в начале прошлого века. Нуждалось в реставрации ещё в то время, когда существовало АВАТУ. После закрытия училища, почти все его корпуса подверглись варварскому разрушению. Церковь получила здание под гимназию в очень плачевном состоянии. Практически оставались одни стены, добротно возведенные  дореволюционными строителями.

    Теперь все это позади. Здание приобрело ухоженный вид. В нем стало тепло, светло и уютно. Прилегающая территория ухожена, озеленена, обнесена забором. Систематически проводятся внешние и внутренние  ремонтные работы, чтобы  Православная гимназия стала ещё краше. Большую поддержку в открытии и работе Православной гимназии оказал и оказывает Попечительский совет, городская администрация, спонсоры.

В апреле 2000 года Церковь получила порушенное здание, а 1 сентября  она уже распахнула двери гимназии перед первыми её учениками. Здесь занимаются 40 детей. Многие - из малообеспеченных, неполных семей, имеющих родителей инвалидов. Некоторые только в стенах гимназии нашли любовь, ласку, внимание и доброе отношение к себе.  В стенах учебного заведения дети носят форму.

  Основной целью образовательного процесса в гимназии является получение воспитанниками начального и дополнительного образования в соответствии с государственными учебными стандартами, а также  воспитание учащихся в духе христианской нравственности и традиций Русской Православной Церкви.

 Образовательный процесс в Православной гимназии строится на основе гармоничного сочетания светского и религиозно-нравственного обучения и воспитания учащихся с соблюдением принципа церковности. В гимназии наряду с общеобразовательными предметами гимназисты изучают Закон Божий, церковно-славянский язык, историю Православия.  Начиная с первого класса, осваивают английский язык, проводятся уроки информатики в компьютерном классе, уроки этики, музыки, пения, рисования, трудового обучения и физической культуры. В Православной гимназии стараются развивать творческие способности своих воспитанников. Проводятся выставки  творчества. Дети посещают выставочный зал, музей, театр.  В гимназии организован музей  истории гимназии, есть библиотека, в фонде которой  кроме художественной и учебной литературы, есть православная для детей и взрослых.

 

  Хорошей традицией воспитанников Православной гимназии стали миссионерские поездки по Ачинскому району,  к Святому источнику в посёлок Дубинино. В честь первого выпуска в мае 2003 года заложили «Аллею выпускников», родилась ещё одна традиция.  На основе христианской нравственности в Православной гимназии складываются и другие традиции. Гимназисты и их родители посещают службы в Свято-Казанском соборе. Каждый понедельник перед началом учебной недели в церкви Георгия Победоносца служится молебен об учащих и учащихся гимназии. Уроки начинаются и заканчиваются молитвой.

Гимназисты любят участвовать в подготовке и проведении праздников «День знаний», «Рождество», «Пасха», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки». Особыми праздниками дети считают посещения гимназии Владыкой Антонием, отцом Евгением. Любовь и уважение испытывают к директору матушке Светлане.

  Все члены педагогического коллектива имеют специальное педагогическое образование и большой опыт работы, непрестанно повышают свой профессиональный уровень. Для обмена опытом проводятся открытые уроки, на которые приглашаются учителя из Мариинской гимназии и Кадетского корпуса. Создано методическое объединение учителей.  Гимназисты занимаются по программе «Школа 2100». Ведётся кружковая работа. Для подготовки детей к первому классу создан «нулевой» класс.

   За усердное служение Церкви, возрождение Православия и организацию Православной гимназии 21 июля 2003 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй наградил матушку орденом Святой Равноапостольской княгини Ольги 3-й степени.

   6 апреля исполнилось10 лет Ачинской православной гимназии. В связи с этим событием и днем рождения директора матушки Светланы Павловны Фроловой были зачитаны поздравления от Высокопреосвященнейшего Антония архиепископа Красноярского и Енисейского, главы города Илая Узбековича Ахметова, «РусАла», Ачинского Глиноземного комбината. А накануне, 4 апреля, к дню Святой Пасхи и 10-летнему юбилею Православной гимназии Святейший Патриарх Кирилл наградил матушку Светлану грамотой. (фото 1, 2, 3, 4)


Лестница на небо

Б.Ганаго

Народ стоял живой стеной, а Закхей был маленького роста. Как он ни подпрыгивал, ему не удавалось увидеть проходящего рядом Бога. Тогда Закхей стал искать какую-нибудь ступеньку или лесенку, желая чуть-чуть подняться над землей и хотя бы взглянуть на Того, Кто творит чудеса. Заметив стоящее дерево, он взобрался на него и не только увидел Богочеловека, но и Сам Господь, взглянув, обратился к нему так, будто знал его всегда:

-Закхей, сегодня Я приду к тебе.

Каждый человек может подняться над земной суетой, чтобы встретить Христа. И ступенькой к Богу служит молитва. Особенно молитва совместная.

В Константинополе началось страшное землетрясение. Земля содрогалась, дома рушились. Испуганные люди сбежались на площадь и слились, молясь, в единую душу. Их мольба была так сильна, что один мальчик на глазах у всего народа взлетел на небо.

Земля сотрясалась, а люди молились. И вот мальчик опустился на землю. В ответ на расспросы он рассказал, что слышал, как светлые ангелы пели:

- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный.

Народ подхватил ангельские слова и добавил к ним:

- Помилуй нас!

И Господь помиловал: землетрясение прекратилось.

Это произошло в давние времена. Но и теперь нас сотрясают бесчисленные беды, перед нами разверзаются невидимые пропасти.

Наша душа рвётся к небесам. Господь дал нам лестницу на небо - Церковь святую. В ней мы молимся вместе с ангелами и приближаемся к Богу.

Однажды батюшка Дмитрий Дудко и его сын подошли к сельскому храму и услышали поющий хор. Обошли вокруг. Все двери заколочены. В храме никого, а служба идёт, ангельские слова звучат.

Воистину, Церковь - дом Божий, дом молитвы, прибежище людей, услышавших зов Христа. Здесь не только мы приходим к Богу, но и Бог приходит к нам.


Собачка

Я жил в городе Иванове в четырех трамвайных остановках от Введенского храма.

На службу ездил трамваем. Когда заходил в трамвай, за мной следом забегала небольшая черная собачка. Проедет четыре остановки, и вместе со мной выходит из трамвая. Обежит вокруг храма - и домой.

А потом, когда я переехал ближе к храму, в церковный дом, мне уже не надо было на трамвае ездить, и собачка уже сама садилась в трамвай, выходила на нужной остановке и приходила к нам в гости.

Как-то она пропала, и ее года два не было.

А когда в город приехал Святейший Патриарх и служил у нас в монастыре, она в этот день снова появилась.

Бегает по территории, ко всем ластится, прыгает. Патриарх уехал, и ее опять не стало, опять убежала.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) "Господи, благослови!" Иваново, 2003.


Вездеприсутствие Божие

- Мама, как нужно жить, чтобы постоянно чувствовать вездеприсутствие Божие?.. - спросил один мальчик свою мать. - Я не совсем понял этот урок.

- Я объясню тебе это так, - ответила мать, - как слышала сама в детстве. Слушай!

Живи, дитя мое, всегда так, как будто ты видишь всегда перед собой Бога.

Не делай ничего такого, чему не желал бы ты иметь свидетелем Господа.

Не говори ничего, что не сказал бы ты вслух перед Богом.

Не пиши ничего такого, что ты стыдился бы показать Богу.

Не ходи никогда туда, где бы ты не надеялся увидеть Господа.

Не читай такой книги, про которую ты не желал бы, чтобы Господь спросил: "Покажи-ка Мне ее".

Никогда не проводи свое время так, чтобы ты мог бояться вопроса: "Что ты делаешь?" - или слов:

"Как тебе не стыдно!"

А. Царевский

Бойся Бога, дитя!

Бойся Бога, дитя,

Он не видим тобой,

Но глядит на тебя,

С вышины голубой.

Он читает в тебе

Все ведь мысли твои,

От Него никогда

Не уйдешь никуда.

Бойся Бога, дитя,

Будь покорен Ему

И ни зло, ни шутя

Не вреди никому.

Н. Волитарский


Берёза

 

Она, видать, уже стара,

Но как она прекрасна, —

Её чернённая кора

Бела, гладка атласно!

На черно-розовых ветвях,

Текущих вниз волнами,

Блистает в солнечных лучах

Зелёных листьев пламя.

Мы в день июньский золотой,

Сияющий светло нам,

Под праздник Троицы Святой

Приходим к ней с поклоном:

— Дай нам ветвей украсить храм,

Произрастенье рая, —

Чтобы как дивный фимиам

Они благоухали там,

Иконы осеняя!

Овеет их кадильный дым

И дух благоговенья,

И сладко будет слышать им

Молитвенное пенье..,

Ведь ты недаром так бела

И так пышна сегодня,

Живая Богу похвала,

Творение Господне!

Афанасьев Виктор

Троица

Ах, Троица, ах, Троица,

Зелёная пора!

Как дышится, как молится,

Как звонится с утра!

Лишь только солнце двинется

И заблестит росой,

Земля, как именинница,

Возрадует красой.

Лежит пучками полными

Во всех углах полынь

И голубыми волнами

Плывёт землёй теплынь.

И сердце очищается

Любовью ко всему,

И так легко прощается,

Когда идёшь к Нему.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ