ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 4 апрель 2010 г.

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

 Дорогие собратья архипастыри, всечестные

отцы-пресвитеры, боголюбивые диаконы,

благочестивые иноки и инокини, братья и сестры!

 

 В светлый и мироспасительный праздник Воскресения Господня сердечно рад приветствовать вас вдохновенными и неизменно великими словами пасхального благовестия:

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

  В эту светозарную ночь мы пребываем в жизнеутверждающем всеобщем ликовании, ибо событие, которое произошло много веков назад близ древнего Иерусалима, имеет прямое отношение к каждому из нас. Более того, Воскресение Христово обладает поистине вселенским значением, ибо через него Спаситель даровал возможность обрести благодатное единство с Богом каждому откликнувшемуся на Его призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).

Посему мы ныне совосклицаем вместе со Святителем Иоанном Златоустом: «Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство!» Празднуя Светлое Христово Воскресение, мы свидетельствуем о правоте этих слов, ибо каждый человек, даже самый последний грешник, искупленный кровью Христа, имеет надежду на спасение. За наши грехи, как и за грехи всего человеческого рода, заплачено драгоценной кровью Распятого. Чтобы воспринять плоды Искупления, нужно иметь веру и креститься (см. Мк. 16, 16). Большинство народа нашего крещено, но как же мало тех, кто имеет веру, способную изменить жизнь.

Перемена жизни во Христе не означает лишь перемену к лучшему. Это радикальное изменение, приводящее человека к торжеству жизни и полноте бытия (ср. Ин. 10, 10) как в нынешнем пребывании на земле, так и в веке грядущем.

И праздник Святой Пасхи помогает нам явственно почувствовать неразрывную связь не только с событиями двухтысячелетней давности, но и с грядущим торжеством «правды вечной» (ср.: Дан. 9, 24), когда «будет Бог всё во всём» (1 Кор. 15, 28). Мы учимся видеть в человеческой истории осуществление замысла Творца, осознавая глубину «богатства и премудрости и ведения Божия» (см.: Рим. 11, 33), которыми Всещедрый Создатель ведет человечество ко спасению.

Умение взглянуть на историю в свете Воскресения Христова особенно важно в нынешнюю эпоху - эпоху преобладания новостного взгляда на мир, когда чаяния и стремления человека ограничены сиюминутными заботами, и быстротекущее время заставляет наших современников забывать о том, что «дни лукавы» Живя новостями, страхами и хлопотами одного дня, мы склонны забывать о самом главном - о спасении души, о Промысле Божием, благом и совершенном.

Воскресение же Христово позволяет всем нам возвыситься над суетой житейских будней, дабы увидеть подлинное величие Божественной любви, ради блага человека снисшедшей даже до креста и смерти. Поэтому нам так важно осознавать, что своим Воскресением Господь обновляет человеческую природу, даруя укрепление внутренних сил каждому христианину в его служении Церкви, стране, обществу, семье, ближнему.

Немалые трудности выпадают на долю и простого человека, и целых народов: люди сегодня по всему миру страдают от вражды, войн, бедности, болезней, одиночества, житейской неустроенности. Мир мечется в поисках лучшей жизни, отчаявшись найти ответ на свои вопросы в людской логике, политических технологиях или экономических рецептах. Церковь и сама история свидетельствуют: жить надо по Слову Божьему. Тогда в свете Христова Воскресения нам откроется смысл происходящего, и мы обретем способ¬ность отвечать на самые опасные вызовы современности.

Пусть Воскресший Спаситель вдохнет и в наши души твердое намерение следовать Его заповедям!

Будем делиться друг с другом радостью нынешнего тор-жества! Согреем теплом сердец тех, кто сегодня страдает и испытывает лишения. Обратим пасхальное приветствие ко всем людям: и ближним, и дальним. Будем неленостно трудиться ради процветания стран, в которых мы живем.

Возношу горячие молитвы ко Господу о даровании нам жизни мирной и благоденственной. Да ниспошлет Он Церкви Своей помощь и силу усердно служить духовному благу окормляемых Ею народов, дабы все мы возрастали в вере, надежде и в любви.

Вновь обращаю к вам из глубины сердца своего торже-ственный возглас пасхальной радости о Боге, поправшем смерть и совоскресившем с Собою всё человечество:

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ

МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Москва,

Пасха Христова,

2010 г .


 

Пасхальное Послание Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Красноярского и Енисейского всечестной пастве Красноярского края

«Бог послал в мир Единородного

Сына Своего, чтобы мы получили

жизнь через Него…как в Адаме все умирают,

так во Христе все живут» (1 Ин.4,9; 1Кор.15,22)

Дорогие и возлюбленные о Господе мои сослужители, иноки, и инокини святых Обителей, представители власти, воины, славное казачество, кадеты, воспитанники и воспитанницы гимназий, студенты, учащие и учащиеся школ, братия и сестры нашей необъятной Сибири!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Всемирный и всесветлый Праздник Пасхи Христовой, в который мы с Вами ныне вступаем, воистину является «Торжеством из торжеств», ибо никакое другое праздничное торжество не может с ним сравниться.

День Святой Пасхи именуется «Праздником всех праздников», охватывающий радостью весь мир человеческий от первозданных Богом Адама и Евы до наших дней, и далее – до начала мира нового, вечного. Об этом говорит Сам Господь: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6,44). Сердцу, глубоко верующему, всегда близки и понятны эти слова. Они были понятными всем предыдущим поколениям верным Богу, и всем святым, наследовавшим Царство Небесное. Спаситель мира, Мессия Христос пришёл в мир, чтобы спасены были не только ветхозаветные, но и мы с вами.

В святой Библии ясно сказано, что человеческая субстанция физического свойства была сотворена Богом из «праха земного», то есть, из элементов земли, и все исследователи этого чуда заявляют, что в природе нет существа более изумительного по строению и красоте, чем человек. Но первоначально тело Адама было безжизненным, пока Бог не «вдохнул в лицо его дыхания жизни, и стал человек» не только «душою живой», но и «душою безсмертной» (Быт.2,7). Это ещё более дистанциирует нас от нелепых заключений псевдонаучных толкователей, утверждавших происхождение человека от безсмысленных животных. Греховность человека после грехопадения является причиной старения и смерти, но в воскресении человека после смерти, даётся ему новое тело – вечное, а всегда безсмертная душа, принимающая это новое состояние и новое тело, или возносится к Ангелам Божиим, или низвергается в геенну тьмы, уготованную диаволу и всем последователям его. (Быт.2,7). «И не бойтесь убивающих тело – говорит Господь, - души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф.10,28).

Господь говорит нам: «Я свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни… и Я воскрешу его в последний день» (Ин.8,12;6,44). Совоскресение со Христом есть возращение наше в первозданное, то есть безгрешное состояние, которое достигается человеком кающимся во грехах своих. Этим раскаянием он из чада гнева Божия становится чадом величайшей любви Божией. Каждый из нас, как и первый Адам – наш прародитель, когда-то предстанет перед Богом, и дай Бог, чтобы мы оказались там с Ним, со Христом, отбросив своё временное тело и облекшись в новое, никогда не стареющее в Его вечных обителях для вечной радости в творческом потенциале истинной жизни, свободной от всякого лукавства и сетей некогда низвергнутого с неба сатаны. Уверенность в этом полнейшая, ибо всё, сказанное в Библии и в Евангелии о Мессии Христе и Спасителе нашем – сбылось, как и сбудется всё сказанное о конце этого временного мира в судьбах человеческих. «Се, творю всё новое» (Апп.21,5), говорит Господь, и по тому насколько мы соблюдаем свою душу от влияния тлетворных соблазнов сатаны, по тому и унаследуем в жизни вечной то, к чему стремились и к кому шли: к Богу ли, или к тому же змию – обольстителю. Упаси нас Бог от второго. Многие сегодня всё более и более уклоняются в толерантность по отношению ко всякому лжеверию, вопреки сказанному Христом: «Стойте в Истине и Истина соделает Вас свободными» (Ин.8,32). Бог создал нас свободными, и если Адам первозданный эту свободу утерял, отдав себя в рабство диаволу и клевретам его, сверженным с неба, то нам, спасённым новым Адамом – Христом, «благо есть к Богу стремиться» в святой изначально Православной Церкви Христовой, «ибо двум господам работать немыслимо (Лк.16,14).

Бог создал для нас и для всех одну Церковь, всякое же многоверие сегодняшнее не есть ли реставрация многобожия времён языческих, насаждаемых тем же автором, и если грех есть нарушение Закона Божия, то ересь есть искривление Закона Божия. Что же хуже? Безусловно – второе, ибо грех легче изгладить через раскаяние, ересь же – пасть льва, «ищущего кого поглотить» и попавший в неё навряд ли уже свободен будет (1Петр.5,8). Святой Евангелист Иоанн Богослов по этому поводу сказал: «Компромисс в вопросах веры и нравственности несовместим с Духом Истины, которого Господь нам дал» (1 Ин.3,24).

Новые технологии и дальнейшие изобретения ума человеческого естественны, так как Бог создал человека творчески – мыслящим, но вот на что их употребить: в угоду Богу, или в угоду диаволу? Другими словами, идти ли нам путём Света Божественного к преображению ещё на земле к доброй жизни, или путём всякой лжи, устремляющей в вечную погибель? Сам человек решает эту дилемму, идти ли к свету заповедей Божиих, или избрать рабство греху, ведущему в бездонную пропасть отпадших от Бога.

Воскресший из мертвых Господь дал нам Святое Православие, - Его Святую Церковь, в которой, как говорит святой апостол Павел: «Уразумейте Апостола и Архиерея исповедания нашего Иисуса Христа» (Евр.3,1). Нет страны, где бы сейчас не слышали о Христе, и редко, где бы не было возможности причаститься Его Святых Таин. Исполняются слова св. Евангелиста Луки: «тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути из мертвых в третий день, и проповедатися во Имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех», то есть во всём мире (Лк.24,46,47). Удивительна прорицательность св. Евангелиста, написавшего Духом Святым эти слова во времена, когда Церковь Христова ещё только-только появилась, как Церковь Новозаветная, изначально Православная.

После семидесятилетия гонений на Православную Церковь в нашей стране, наконец-то стало возможным услышать Слово Божие и в школах введением религиозного образования с апреля сего года. Это радует, но с другой стороны и удивляет порой полное равнодушие чиновников от образования к существу вопроса. Религиозное образование требует более продуманной тщательной подготовки светских преподавателей живого Слова Божия, о котором последние, зацикленные пока ещё на материалистической идеологии, порой не имеют ни малейшего понятия. Как замечательно о Слове Божием сказано у святого апостола Павла: «ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого… И нет твари сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» (Евр.4,12,13). Безусловно, что приобщение детей в школах к вопросам веры их предков, веками созидавшей мощь духа народного и непобедимость его- дело сейчас первостепенной важности, дело возрождения нашей Российской культуры, оздоровления быта народного, дело патриотического воспитания. «Верующий в Меня имеет жизнь вечную», говорит Господь, и нет на земле для родителей более важного дела, чем привить детям эту веру, в чём да помогут и школьные преподаватели (Ин.6,47).

В настоящее время многие родители слепо глядя на развращённый Запад, и, желая чтобы их дети «не отставали от жизни», посылают их учиться за границу. Думаю, пожнут они горькие плоды, оборачивающиеся им от их любимых чад бумерангом развращённого образа жизни, стяжательства, снобизма, и всякими впоследствии семейными неурядицами отнюдь не радующими, согласно народной мудрости «что посеешь, то и пожнёшь». Добавлю, где в детях нет страха Божия, то есть постоянного памятования о том, чтобы не согрешить перед Богом – там проявляется целый букет негативных явлений, перерастающих впоследствии в грубость, своеволие, страсть к наркотикам и ко всему запретному, пренебрежение к учёбе, стремление к роскошной и беззаботной жизни, непочитание собственных родителей и их полное забвение в старости. Введение же так называемой «ювенальной юстиции», напрочь пересекающей воспитательный процесс детей в их семьях, есть не что иное, как «зелёный свет» всем силам ада властвовать над беззащитными детьми. Последнее приведёт только к одному – деградации в целом и всего общества, как это уже имело место в предпотопные времена (Быт. 7,21,22). Пасха есть «переход» от тьмы безбожия и многобожия к свету Истины. В библейские времена к этому Свету некогда призвал Господь народ еврейский, и народ откликнулся, и воспел свои божественные песни, и был выведен Богом из ненавистного плена (Быт.16,35). Вывести из ненавистного плена нашей греховности может сегодня только Творец и Бог наш Иисус Христос, явленный всему миру Мессия. Он понёс на Кресте грехи людей, тем освободив и ветхозаветных, Богом избранных для свидетельства всему миру о Нём, и Новозаветных, в Его святой и неделимой Церкви пребывающих и Ею спасающихся.

Только ли 70, 80 или 100 лет может прожить человек? На этот вопрос каждый пожилой человек как бы про себя может ответить: это несправедливо, и будет прав. Потому что вечная душа наша собственная нам это подсказывает, а сохраняющийся всегда в ней творческий потенциал - удивляет совершенной уверенностью, что никогда в нас жизнь – не прекратится, так как она имеет бытие в нас и после нашей смерти. Через Творца нашего и Бога, давшего нам часть Себя – душу безсмертную, это совершенно очевидно запечатлено в словах Спасителя: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10,10). И сколько бы современные учёные не ломали копья над оживлением умершего, они, как и в древности египтяне, - далее бальзамирования не продвинутся, так как душу человека ни скальпелем, ни руками, на место покинутое - не вернуть: что возможно лишь Богу – человеку в земной жизни невозможно. Жизнь же наша определится свободой нашего выбора: жить ли душой своей в вечной греховной тьме, или спастись в святой, изначально православной и нам Самим Богом данной Церкви, ибо «призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес.4,7).

Бывая нередко в зарубежных храмах и общаясь с людьми, я глубоко восхищён их любовью к нам с вами, ибо нет более крепкого объединяющего начала в этом мире, чем вера наша, поэтому и там строятся новые храмы, повсюду утверждается православная жизнь. Да дарует всем нам Воскресший Господь и Бог наш силы на служение Ему нравственной чистотой жизни нашей во всяком благополучии и счастии личном, общественном и государственном!

Сердечно поздравляю всех с великим и светлым праздником этим вечным приветствием:

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!

С любовью о Господе,

АНТОНИЙ,

Архиепископ Красноярский и Енисейский

Св.Пасха

2010 г .

г.Красноярск


Пасха, Господня Пасха!

"Воскресения день, просветимся людие: Пасха,

Господня Пасха! от смерти бо к жизни, и

от земли к небеси, Христос Бог нас преведе,

победную поющыя".

(Пасхальный канон – 1-я песнь).

Милостью Божиею вновь сподобились мы дожить до празднования величайшего и радостнейшего христианского праздника – "праздников праздника и торжества торжеств" Светлого Воскресения Христова – Святой Пасхи.

С любовью шлем мы всем нашим читателям неизменно-новый, исполненный благодатной силы, вечно-радостный пасхальный привет:

"ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!"

Как счастливы мы, православные христиане, что есть у нас этот дивный праздник, что еще можем мы, забывая все житейская невзгоды и скорби нынешней злокозненной земной жизни, ежегодно наслаждаться "сего добраго и светлаго торжества"! Поистине нет веры более радостной, чем наша православная христианская вера. А это потому, что вдохновляется она радостью о Воскресшем Господе.

Воскресение Христово – краеугольный камень нашей святой веры.

Поэтому и празднование его исполнено особенного торжества и ликования.

"Этот праздник", говорит великий отец Церкви св. Епифаний Кипрский: "торжественнее всех празднеств. Он составляете для всего мiра празднество и обновления и спасения. Сей праздник есть глава и верх всех праздников".

Весьма характерно, что в нынешнее время только одна наша св. Православная Церковь празднует "сей нареченный и святый день" так, как он праздновался первыми христианами в глубокой древности, и это само по себе уже является сильнейшим свидетельством истинности нашей св. Православной веры, превосходства ее над всеми иными исповеданиями, называющими себя "христианскими", но отделившимися от св. Православия.

А как праздновалась св. Пасха в первые века христианства, об этом красноречиво и образно повествует нам св. Григорий Нисский.

"Сегодня", говорит он: "вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного занятия, оставив дела обыкновенныя, как бы по данному знаку, обращается к молитве. Нет сегодня путников на дорогах; не видно мореплавателей на море; земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничною одеждою; корчемницы стоят пустыми, исчезли шумныя сборища, как исчезает зима с появлением весны; безпокойства, смятения и бури житейския сменились тишиною праздника. Бедный украшается, как богатый; богатый одевается великолепнее обыкновеннаго; старец, подобно юноше, спешит принять участие в радости, – и больной превозмогает болезнь свою; – дитя, переменив одежду, празднует чувственно, потому что еще не может праздновать духовно; девственница веселится душею, потому что видит светлый торжественный залог своей надежды; мать семейства, торжествуя, радуется со всеми домашними своими, и сама она, и муж ея, и дети, и слуги, и домочадцы, все веселятся... Ныне и праведник радуется, и неочистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека так печальнаго, который не находил бы утешения в торжестве праздника."

 А наша дивная пасхальная заутреня! Разве может что-нибудь на земле сравниться с умилительнейшим и возвышеннейшим торжеством нашего пасхального Богослужения, которое, как мы это часто видим, влечет в наши храмы в пасхальную ночь, с какой-то неодолимой силой, даже людей, чуждых нам по вере?! В эту "священную и всепразднственную нощь" как бы само небо, какою-то своею частицею, опускается к нам на нашу грешную землю, и нам, в меру каждого – кто сколько может вместить – дается вкусить нечто от райской сладости, от того невыразимого на человеческом языке райского блаженства, которое ожидает всех истинных христиан в будущей жизни.

В чем же заключается коренная причина этой светлой пасхальной радости?

В том, что, как поется в пасхальном песнопении, "От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющыя".

Причина нашей светлой радости в том, что Воскресением Христовым побеждено зло – побеждено последствие зла – наш злейший враг – смерть, и от этой, исполненной зла, грешной земли мы возведены на небо.

Воскресением Христовым мы избавлены от мрачной власти ада, и нам дана возможность иной вечной блаженной жизни.

Торжествуя эту победу над смертью и адом, св. Церковь радостно призывает нас принять участие в ее победном пении:

"Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало"...

"Ныне спасение миру", поучает св. Григорий Богослов: "миру видимому и миру невидимому. Христос из мертвых – возстаньте с Ним и вы! Христос во славе Своей – восходите и вы! Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха! Отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: "Аще кто во Христе – нова тварь" (2 Кор. 5, 17).

"Будем же праздновать этот величайший и светлый праздник", взывает св. Иоанн Златоуст: "в который воскрес Господь! будем праздновать его светло и вместе благочестиво, ибо Господь воскрес и воскресил вместе с Собою вселенную".

Что означает наша радость в день праздника Пасхи, наши светлые возвышенные переживания во время пасхальной заутрени, как не ясный голос, из глубины нашего внутреннего сознания исходящий, что та наша обычная повседневная жизнь, которой мы живем на земле, не есть настоящая жизнь, к коей мы предназначены, что душа наша стремится к иной жизни – к той именно светлой блаженной жизни, возможность которой даровал нам Господь Своим Воскресением, жизни свободной от уз греха, жизни чистой, небесной, что наша подлинная радость, подлинное блаженство – подлинное счастие не на земле, а на небе, не в земном, а в небесном.

А потому с негодованием должны мы отметать от себя, решительно отвергать все, что крепко привязывает нас к земли, что делает нас самих "земными", неспособными вознестись к небу, безчувственными к мiру небесному, духовному. Мы созданы не для этой тленной земли, а для вечной нетленной жизни, которую Господь, освободив нас от власти греха, вновь даровал нам Своим Воскресением.

Светло празднуя радость Св. Пасхи, пока это еще доступно нам, будем же всячески ограждать себя от тлетворного влияния мiра, Воскресение Христово не приемлющего, будем всячески бегать безчисленных соблазнов, всюду ныне для уловления душ разсеянных, будем тщательно, в тесном союзе с истинною Церковью, готовить себя к вечной нетленной жизни, уготованной нам Воскресшим Господом, радостно воспевая вместе со всеми верными победную песнь:

ПАСХА НЕТЛЕНИЯ – МИРА СПАСЕНИЕ!

Архиепископ Аверкий (Таушев)


Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста

 

Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.


Жены-мироносицы: быть верным до конца

Неделя жен-мироносиц - настоящий женский праздник. В этот день Церковь вспоминает о самом естественном поступке нескольких женщин, которые пришли ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром и таким образом исполнить обычай.

 

Что же такого особенного, мужественного было в том, что они купили ароматы и пошли к гробнице? Вернемся к воспоминаниям Страстной седмицы. После того, как наставник этих женщин, Иисус Христос, с триумфом вошел в Иерусалим, множество иудеев отвернулись от Него. Они ожидали, что вот, сейчас этот Человек соберет народ, поднимет восстание и освободит иудеев от игу римлян.

А Он не сделал ничего подобного и спокойно пребывал в Иерусалиме. Потом Его, безоружного, схватили воины и отвели на суд к Пилату. Евреи злились на Христа за то, что Он не оправдал их надежд на освобождение от римлян, а тут еще и старейшины подогревали эту злобу. В результате Иисуса Христа обвинили в преступлении против кесаря и приговорили к самой позорной в Римской империи казни - распятии на кресте.                                                                      

Говорят, что друзья познаются в беде. Кто же оказался рядом со Христом в минуты Его земного бесславия?

Логично было бы ожидать, что на защиту Христа бросятся ближайшие ученики - апостолы.  По идее, руководить ими должен бы был Петр, ученик, названый камнем, на котором Христос обещал воздвигнуть здание Церкви. В иудейской традиции его было бы принято назвать «талмид хахам», старший ученик, которому раввин доверял продолжать свое дело. Такой ученик смотрел на наставника как на образец и ревностно следовал его наставлениям.  Маловероятно, чтобы Петр, да и другие одиннадцать учеников, не знали этого.              

Вышла не очень хорошая ситуация: те, кто, по идее,  должны были являть пример верности, любви и самоотверженности, отреклись от Христа, боясь за собственную жизнь. Бог милосерден. После Воскресения он не лишил одиннадцать учеников (Иуда покончил с собой) звания апостолов и не сказал ни слова упрека Петру (а лишь трижды спросил, любит ли он Его по-прежнему). Но тогда, в момент своих Страстей, Он оказался оставлен ближайшими учениками.                         

И вдруг в Его жизни (а для нас, сегодняшних читателей, в повествованиях Евангелистов) появляются люди, которые все остальное время как бы находились в тени. Это несколько учениц-женщин, о которых в немногих словах упоминают Евангелисты (Марфа, Мария, Саломия, Мария Клеопова, Иоанна, Мария Магдалина и др.) и двое знатных мужчин - Иосиф из Аримафеи и Никодим.                    

Оба они скрывали то, что были учениками Христа. Этот факт объясним: будучи членами Синедриона, они боялись лишиться доверия своих коллег и сограждан. Никодим, например, приходил ко Христу ночью, чтобы никто из посторонних не знал об этом посещении. И это было еще в то время, когда часть иудейского народа следовала за Христом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Однако теперь, когда многие отвернулись от него, они показалисебя истинными учениками. Робкий Никодим отважился защищать Христа в Синедрионе, а Иосиф из  Аримафеи (который не принимал участия в этом совете) отправился к Пилату, чтобы просить тело Иисуса. Оба мужчины в тот момент, когда большинство людей сомневалось в том, что Иисус из Назарета и есть Мессия, проявили мужество и верность Учителю.                                                  

Когда умер Тот, кого они считали своим Учителем, эти мужчины  изыскали возможность похоронить Его тело по всем правилам.                                                                 

Не оставили Христа и слабые женщины. У них не было права голоса в Синедрионе, не было оружия, чтобы защитить Учителя. Все, что они могли сделать - это показать Ему, что в час своих Страстей он не один, что есть те, что всеми силами своего сердца поддерживает Его и остается верен Ему, несмотря ни на что. Женщины стояли поодаль от Креста и, как бы ни было тяжело видеть страдания Распятого Сына Человеческого, до самого последнего мгновения не уходили.  Потом наступила суббота. Не решившись нарушить заповедь Субботнего покоя (но, вероятно, зная, кто и где похоронил Христа), они решили исполнить свой долг по отношению к Учителю и в первый день недели помазать Его тело благовониями. Гробница была запечатана, у входа стояла стража, но женщины не побоялись того, что их, как последовательниц Христа, могут арестовать или убить. Они просто решили выполнить свой долг, потому что так велели им их любящие сердца.                  

И эти женщины, принесшие миро, были вознаграждены тем, что первыми узнали о великом событии - Воскресении Христовом. А одна них - Мария Магдалина - первой увидела воскресшего Господа и возвестила об этом апостолам. В сущности, мироносицы, Иосиф и Никодим не сделали ничего из ряда вон выходящего. Они просто выполнили свой долг, до конца остались верными Христу и не отступили от него перед лицом опасности. Они оказались рядом с Ним в самый трудный момент и не оставили Его, потому что так советовало им сердце.


Благовещение - первый в ряду праздников

В старину на Руси год начинали с Благовещения (оно почти совпадало с весенним равноденствием). Праздник настолько почитался, что его не отменяли, даже если он совпадал с Пасхой. День, в который происходило это совпадение, назывался «кириопасха», т. е. «господственная», «настоящая» Пасха.

Рассказ в Евангелии от Луки очень короткий и весь проникнут ощущением полного доверия к Богу и принятия Его воли.

Мария - молоденькая девушка, совсем недавно оставившая Иерусалимский Храм и поселившаяся в доме своего обручника Иосифа, - вдруг видит перед Собой Ангела. Его приветствие несколько смущает Ее, однако Она не возражает, а «размышляет» о словах Гавриила в Себе и молча  слушает весть о том, Кем Ей суждено стать.

 

В вопросе Марии «как будет это, когда Я мужа не знаю?» нет ни капли недоверия (это отмечают многие проповедники). Это просто желание узнать, каким образом исполнится воля Господа (без сомнения в том, что она исполнится).

Как замечает свт. Григорий Палама, Ангел и сам не может в точности этого объяснить и прибегает к Богу: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Оба они - и Ангел, и Мария - как бы стоят перед лицом великой тайны и, не дерзая проникнуть в нее, повинуются Господу. 

«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», - говорит Мария, и Ангел уходит.

«В славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому, - замечает митрополит Антоний (Сурожский). -  И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой - то есть непостижимым доверием - весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия».

«В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу». Поэтому «Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы». Ведь, как отмечает свт. Григорий Палама, оно было бы невозможно без полного согласия Девы Марии.

Это искреннее принятие Божией воли - то, к чему должен стремиться каждый человек, стремясь через преодоление грехов обрести потерянное единство с Богом.

Не случайно, например, Антиохийский епископ Афанасия (VI в.) считал, что день Благовещения совпадает с днем, когда был сотворен Адам, ведь согрешивший (в лице Адама) человек должен быть воссоздан (в лице Иисуса Христа) в один и тот же день года. И как некогда через Еву произошло отпадение, отделение человека от Господа, так через Марию становится возможным примирение человека с Богом. И Сама Она служит для нас примером такого единения.

Вообще же дата празднования Благовещения была установлена по исчислению девяти месяцев, отделяющих Благовещение от Рождества Христова (25 декабря). Это праздник считается третьим по значимости после Пасхи и Рождества. А св. Афанасий (IV в.) и вовсе называл его первым в ряду праздников.

Это был особый день в жизни людей. Правда, часто его особенность связывали не только с великим моментом в жизни человечества, но и с привычным для языческого сознания переходом природы от зимы к весне (Благовещение почти совпадало в днем весеннего равноденствия).

Считалось, что в этот день поведение человека должно было максимально приблизить его к Богу. Поэтому старались посещать церковь, думать о божественном, отвлекаться от суетных проблем (например, не заниматься хозяйством). Всякая работа считалась грехом, за которым неизбежно последует наказание. Причем это распространялось не только на людей, но и на животных. Люди верили, что если птица все же совьет гнездо, то или в него ударит молния и погубит птенцов, или у самой птицы отнимутся крылья, и она будет ходить по земле до праздника следующего года.

Поскольку с Благовещения начиналось пробуждение природы, немало традиций было связано с сельскохозяйственными работами. Например, до праздника нельзя было пахать землю - «будить» и «тревожить» ее раньше срока.

Особое значение для успешного сева, будущего урожая и для благополучия многих других хозяйственных начинаний имела благовещенская просфора. Вместо просфор в некоторых местах пекли благовещенское печенье в форме сельскохозяйственных орудий: плуга, бороны и серпа. При этом «серпы» отдавали девушкам, чтоб быстро жали, а «бороны» и «плуги» - парням, чтобы они преуспели в этих занятиях. Такие «плуги» и «бороны» брали с собой в поле во время пахоты. В других областях на Благовещение пекли «копытца», которыми кормили овец, чтобы уберечь их от несчастья и болезней.

Во многих местах, а в особенности в городах, в этот праздник было принято выпускать на волю птиц. По представлению крестьян, они могли ускорить приход весны, вымолить ее у Бога (этот обычай до сих пор соблюдается в некоторых храмах).

В XVII в. в Москве накануне Благовещения в Верховном Благовещенском соборе Патриарх совершал особый «чин хлеболомления»: благословив «благодарные хлебы и вино», он делил на куски все, кроме одного, который целым подносил вместе с чашей вина государю, по ломтю благословленного хлеба раздавалось боярам, служилым людям и всем присутствующим в храме, часть хлебов и вина отсылалась в Палаты государыне, не присутствовавшей на службе.

Одной из примет праздника считали «игру» солнца, когда оно на восходе трепетало, играло лучами и переливалось разными красками. Про него говорили: «И солнышко радуется празднику». Если кто не успел встретить рассвет на Благовещение, может попробовать полюбоваться на «играющее» солнце на Пасху.


Радоница - день особого поминовения усопших

 

Во вторник второй недели по Пасхе которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.

Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника.

По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.

Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.

Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.

Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.

Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.


Христос Воскрес!

Аполлон Майков

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!


Пасхальный благовест

Сергей Есенин

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.


Александр Блок

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.


Вербы

Константин Бальмонт

Вербы овеяны

Ветром нагретым,

Нежно взлелеяны

Утренним светом.

Ветви пасхальные,

Нежно печальные,

Смотрят веселыми,

Шепчутся с пчелами.

Кладбище мирное

Млеет цветами,

Пение клирное

Льется волнами.

Светло-печальные

Песни пасхальные,

Сердцем взлелеяны,

Вечным овеяны.


Пасхальные вести

 Яков Полонский

Весть, что люди стали мучить Бога,

К нам на север принесли грачи...

Потемнели хвойные трущобы,

Тихие заплакали ключи...

На буграх каменья обнажили

Лысины покрытые в мороз...

И на камни стали капать слезы

Злой зимой очищенных берез.

И другие вести, горше первой,

Принесли скворцы в лесную глушь:

На кресте распятый, всех прощая,

Умер Бог, Спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,

Воздух бурным зашумел дождем...

Поднялись - морями стали реки

И в горах пронесся первый гром.

Третья весть была необычайна:

Бог воскрес, и смерть побеждена!

Эту весть победную примчала

Богом воскрешенная весна...

И кругом леса зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы зацвели.


Дорогая хозяюшка!

Последняя неделя перед Пасхой всегда очень напряженная, особенно, если у Вас восьмичасовой рабочий день. Нужно и квартиру убрать, и окна вымыть (есть такая народная примета – окна на Пасху должны быть чистыми!) и дивные службы в Церкви не хочется пропустить — следующих ждать целый год! И, конечно, нужно пасхальный стол приготовить!

Если Вы занятая женщина, но хотите, чтобы Ваша квартира и Ваш подъезд наполнились волшебным ароматом свежеиспеченных куличей, чтобы Ваши дети прыгали около Вас от радости,  и чтобы до конца своих дней помнили, что лучшая в мире хозяйка — их мама, воспользуйтесь нашими рецептами, советами и секретами приготовления главных пасхальных кушаний – кулича и пасхи.

Пасха со сгущенным молоком

Для приготовления блюда Вам потребуется:

- творог - 600г

- сливочное масло - 150г

- сахар - 1/4 стакана

- сметана - 1/2 стакана

- сгущенное молоко - 1/2 банки

- изюм (без косточек) - 1/2 стакана

- ванилин - по вкусу

           

Творог протереть через сито, добавить сахар (лучше мелкий), масло, ваниль. Все тщательно растереть, добавить сметану и сгущенное молоко, перебранный и вымытый изюм. Перемешать. Массу положить в пасочницу, положить гнет и поставить в холодильник.

Заварная пасха с цукатами

Для рецепта Вам потребуются:

- творог - 400г

- сливочное масло - 70г

- сметана - 1/2 стакана

- яйцо (желток) - 3 шт.

- сахар - 1/2 стакана

- цукаты - 1/3 стакана

- ваниль - пакет.

           

Растереть творог с маслом, сметаной, желтками, сахаром, а затем, помешивая, медленно довести до кипения. После кипения сразу снять и, поставив кастрюлю на лед, остудить, постоянно помешивая, пасху. Добавить ванильный сахар, цукаты, выложить готовую массу на ткань, держать в пасочнице или под прессом двое суток.

Кулич сливочный

Для приготовления кулича Вам потребуются:

- мука - 3.5 стакана

- масло сливочное - 200г

- сахар - 1 стакан

- молоко - 1/2 стакана

- дрожжи - 12-16г

- яйцо - 3 шт.

- изюм (коринка без косточек) - 2 стакана

           

Замесите тесто из муки, сливочного масла, сахара и горячего молока, хорошо вымесите. Затем влейте в тесто еще 1/2 стакана молока с распущенными в нем дрожжами, накройте полотенцем и оставьте в теплом месте, чтобы тесто поднялось. Как только тесто увеличится в объеме, вбейте в тесто желтки и белки, добавьте изюм.

Готовое тесто разложите по формам и поставьте в печь.

Большой кулич с изюмом и орехами

Для рецепта вам потребуются:- пшеничная мука - 2кг

- молоко - 500мл

- дрожжи свежие - 80г

- яйцо - 10 шт.

- изюм - 85г

- сахар - 100г

- сливочное масло - 350г

- орехи - 200г

- соль

для глазури:

- яйцо (белок) - 1 шт.

- сахар - 1 стакан.

           

Проверенный кулич! ! !

Взять часть (400г) муки на приготовление опары на теплом молоке и разведенных в нем дрожжах. По ее готовности замесить с нею тесто из оставшейся муки. Когда оно поднимется, прибавить растопленное масло, сахар, измельченные орехи, изюм, взбить яйца, посолить по вкусу, затем хорошо вымесить. Тесто положить в подходящую форму, которая равномерно смазана изнутри маслом и посыпана мукой, но к выпечке оно еще не готово. Ему надо дать подняться вновь, но уже в форме (кстати, достаточно высокой, чтобы соответствовала по высоте готовому куличу) и лишь тогда поместить в не слишком разогретую духовку. В этом случае кулич получится пористым, пышным, вкусным, красивым и ароматным.

Когда все выпечено и остыло можно готовить глазурь: 1 белок взбить с 1 стак. сахара, намазать верхушки куличей, обсыпать цветной ерундой. Глазурь - просто супер!


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

ПАСХА ГОСПОДНЯ

Воскресение Христово - это центральное, самое важное и радостное, событие в истории мироздания, праздник, во время которого каждый, приобщившийся Христову Воскресению, становится подлинным чадом Божиим и во всей полноте видит славу своего Господа и Спасителя.

Бог, став человеком, воспринял и исцелил в Себе всю человеческую природу. Его Воскресение открыло путь к вечной жизни и для каждого верующего, приобщившегося ко Христу, принявшего Его в свою жизнь, в самую глубину собственного бытия. Где Христос, истинный Бог и Источник жизни, там «Смерть перестала быть для нас предметом страха, - пишет митрополит Антоний Сурожский, - она - разверзающаяся дверь в вечность; и когда придет время, глас Божий, который призвал все существующее в бытие, загремит, и воскреснем мы все плотью и духом, и воспоем Господу вечную песнь радости, торжества и благодарения!» В праздник Пасхи еще в этой жизни человек как никогда может прикоснуться к этой ликующей радости грядущего воскресения, ощутить явление на земле Небесного царства.


ПАСХАЛЬНЯ РАДОСТЬ

Учащиеся воскресной школы приготовили к Светлому Празднику Пасхи много поделок и работ.

 

Коллективная работа выполненная учащимися воскресной школы.

 Вышивку на тему Светлого Христова Воскресенья и мешочки для хранения просфор ребята вышивали сами.

 

«ПАСХАЛЬНОЕ ДЕРЕВО»


Иван Сергеевич Шмелев: Лето Господне (отрывок)

Огненный змей взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста... и там растаял. В черном небе алым крестом воздвигалось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет X. В. На пасочной палатке тоже пунцовый крестик. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени - кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди.

- Хрис-тос воскре-се из мертвых...

- Ну, Христос воскресе...- нагибается ко мне радостный, милый Горкин.

Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.

...сме-ртию смерть... по-пра-ав!..

Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная...

...Я рассматриваю подаренные мне яички. Вот хрустальное-золотое, через него - все волшебное. Вот - с растягивающимся жирным червячком: у него черная головка, черные глазки бусинки и язычек из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное... И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нем. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах,- и чудится мне, в цветах,- живое, неизъяснимо-радостное, святое...- Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко,- и усыпляющий перезвон качает меня во сне.

- Поздняя у нас нонче Пасха, со скворцами,- говорит мне Горкин,- как раз с тобой подгадали для гостей. Слышишь, как поклычивает?

Мы сидим на дворе, на бревнах, и, подняв головы, смотрим на новенький скворешник. Такой он высокий, светлый, из свеженьких дощечек, и такой яркий день, так ударяет солнце, что я ничего не вижу, будто бы он растаял,- только слепящий блеск. Я гляжу в кулачок и щурюсь. На высоком шесте, на высоком хохле амбара, в мреющем блеске неба, сверкает домик а в нем скворцы. Кажется мне чудесным: скворцы, живые! Скворцов я знаю, в клетке у нас в столовой, от Солодовкина,- такой знаменитый птичник,- но эти скворцы, на воле, кажутся мне другими. Не Горкин ли их сделал? Эти скворцы чудесные.

- Это твои скворцы?- спрашиваю я Горкина.

- Какие мои, вольные, божьи скворцы, всем на счастье. Три года не давались, а вот на свеженькое-то и прилетели. Что такое, думаю, нет и нет! Дай, спытаю, не подманю ли... Вчера поставили - тут как тут.

Вчера мы с Горкиным «сняли счастье». Примета такая есть: что-то скворешня скажет? Сняли скворешник старый, а в нем подарки! Даже и Горкин не ожидал: гривенничек серебряный и кольцо! Я даже не поверил. Говорю Горкину:

- Это ты мне купил для Пасхи?

Он даже рассердился, плюнул.

- Вот те Христос,- даже закрестился, а он никогда не божится,- что я, шутки с тобой шучу? Ему, дурачку, счастье Господь послал, а он еще ломается!.. Скворцы сколько, может, годов на счастье тебе старались, а ты...

Он позвал плотников, сбежался весь двор, и все дивились: самый-то настоящий гривенничек и медное колечко с голубым камешком. Стали просить у Горкина. Трифоныч давал рублик, чтобы отдал для счастья, и я поверил. Все говорили, что это от Бога счастье.

...Двор затихает, дремлется. Я смотрю через золотистое хрустальное яичко. Горкин мне подарил, в заутреню. Все золотое, все: и люди золотые, и серые сараи золотые, и сад, и крыши, и видная хорошо скворешня,- что принесет на счастье?- и небо золотое, и вся земля. И звон немолчный кажется золотым мне тоже, как все вокруг.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ