ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 3 март 2010 г.

Вход Господень в Иерусалим

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):

 «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

Православный календарь

Благословен грядый во имя Господне!

Праздники бывают разные. Вход Господень в Иерусалим - это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы - все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое?

Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: "Осанна Сыну Давидову!", то есть, "Красуйся, Сын Давидов, Царь Израилев", в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.

Что же случилось? Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отмщено будет всем.

А вместо этого Христос вступает в Священный Град тихо, восходя к Своей смерти... Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти...

Но что же остается одним, и что завещает нам Христос Своей смертью?

В течение именно этих дней, говоря народу о том, какова будет их судьба, когда они пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним, Спаситель Христос говорит: Се, оставляется дом ваш пуст; отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; все превратилось в пустыню...

Потому что единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад, единственное, что может дать жизнь тому, что иначе - пепел, единственное, что может сделать человеческое общество полноценным, единственное, что может помочь человеческой жизни стремиться полноводной рекой к своей цели, - это присутствие Живого Бога, дающего вечное содержание всему временному: Того Бога, Который настолько велик, что перед Ним нет ни великого, ни малого, а в каком-то смысле все так значительно - как перед любовью: самые мелкие, незаметные слова так дороги и значительны, а большие события иногда так ничтожны в таинстве любви.

Оставляется вам дом ваш пуст... Народ искал земной свободы, земной победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать и побеждать. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Что вообще осталось от всех тех, которые имели в руках власть и думали, что никогда она не отнимется у них? - Ничто. Порой - могилы; чаще - чистое поле...

А Христос? Христос никакой силы, никакой власти не проявил. Перед лицом непонимающих Его Он так непонятен: Он все мог, Он мог эту толпу, которая Его так восторженно встречала, собрать воедино, из нее сделать силу, получить политическую власть. Он от этого отказался. Он остался бессильным, беспомощным, уязвимым, кончил как будто побежденным, на кресте, после позорной смерти, среди насмешек тех, могилы которых теперь не сыскать, кости которых, пепел которых давно рассеяны ветром пустыни...

А нам завещал Христос жизнь; Он нас научил тому, что, кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, - нет ничего. Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Он нас научил тому, что нет ничтожных людей, тому, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: Приди, Господи, и приди скоро!..

Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой и которых ничем не заполнишь. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе; только Бог может превратить страшную пустыню в цветущий сад.

И вот сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца - и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, - до готовности жить для любви и умереть от любви. Они предпочли, они хотели, жаждали земного. Осталась пустыня, пустота, ничто...

А те немногие, которые услышали голос Спасителя, которые выбрали любовь и уничиженность, которые захотели любить ценой своей жизни и ценой своей смерти, те получили, по неложному обещанию Христа, жизнь, жизнь с избытком, победную, торжествующую жизнь... Это - праздник, который мы сейчас вспоминаем, который мы сейчас празднуем; это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни. Аминь.

Проповедь митрополита Антония Сурожского


СЛОВО ИСПОВЕДИ

В каждом слове бездна пространства,

каждое слово необъятно…

Гоголь Н.В.

 

Есть в храме Божием особое место – исповедальный аналой. Именно здесь слова о грехе, который в своей изощренности и разновидности многолик и многообразен, становятся объективной реальностью. Если слова эти произносятся с искренним покаянием и смирением, а грешная душа и скорбящее сердце стремятся к удивительному состоянию стать «паче снега убеленными», то можно наблюдать чудо: к аналою с крестом и Евангелием подходит поникший и расстроенный грешник, а после исповеди и разрешительной молитвы, уходит иной, преобразившийся человек, готовый вместить в себя Христа.

Плач о грехах заповедан Господом. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Но для утешения одних слез не достаточно. Необходимо слово покаяния и слово разрешения. Если под священнической епитрахилью слышишь лишь всхлипывания и сокрушения со скороговоркой «грешна (или грешен), батюшка во всем», то это далеко не исповедь. Это не слезы раскаяния, а просто сожаление о содеянном, тем более, когда обуревает страх о наказании.

Грех конкретен и четко выражен, так же конкретно должно быть и слово о нем. Иначе миазмы толком не исповеданного греха обязательно дадут себя знать в ближайшем будущем. Именно поэтому вполне оправдана практика, если кающийся растерян, скован или не может по ряду причин четко изложить свои преступления пред Богом, попросить его записать грехи на бумаге. Не надобно забывать и то, что врагу мира сего крайне неприятно видеть кающегося грешника. Понимая, что он лишается потенциального союзника, лукавый чинит препятствия до последнего покаянного вздоха.

Чувства и слово помогают друг другу, но все же приоритет остается за вторым, недаром в одной из молитв перед исповедью говорится: Сам яко Благ и Незлобивый Владыко, сия рабы Твоя словом разрешитися благоволи. Покаянный плач дело хорошее, но за слезами должно быть понимание тяжести падения, решимость бороться с этим грехом и словесное подтверждение принятого решения.

И вот здесь, когда становится понятен приоритет слова, появляется новый камень преткновения – многословие, за которым стоит в большинстве случаев или желание оправдать свой грех, или чисто психологическое стремление «выплакаться». Тем более, что в лице священника исповедник часто находит молчаливого слушателя, вместе с ним вздыхающего, сочувственно кивающего, да еще и успокаивающего.  Отрицать и избегать пастырского сочувствия конечно не надо, но необходимо и держать в уме евангельское:

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37).

Так уж устроен человек, что согрешив, он ищет себе оправдание. Это не порок дня нынешнего. Начало положил наш прародитель Адам, когда после собственного греха он изначально обвинил в нем Еву. А затем и Бога, за то, что Он дал ему эту жену (см. главу 3 Бытия).

Лишнее слово пред Евангелием на исповеди может повредить раскаянию, сделать его лишь повседневным сожалением и не преобразит душу. За многоглаголаньем теряется четкий смысл греха и обычно из состояния «я грешен» следует невидимый переход в безликое сожаление «мы грешны».

Споры и дискуссии о том, как подробна должна быть исповедь идут со времен давних и, наверное, не прекратятся до дней последних, но вывод из них можно сделать уже сейчас: исповедь должна быть настолько подробной, чтобы ее понял священник.

Всё. Иного не надо.

Не редки сетования наших прихожан на то, что одних священник исповедует подолгу, а на других, казалось бы, только епитрахиль положил и уже молитву разрешительную читает.

Здесь не нерадения батюшки и не желание выделить кого либо из кающихся. Просто одни приходят и говорят «слово», четкое, конкретное и покаянное, а вторые устраивают из Таинства монолог с перечнем причин, последствий и влияний греха на всех, кого знают, любят или отвергают. Этот театр одного актера, особенно в исполнении человека, которого исповедующий священник видит первый раз в жизни, не только затягивает исповедь, но и очень часто не приводит ни к какому результату.   Итог предсказуем: священник превратился в психолога, исповедующий гордится своей смелостью и радуется, что его наконец то выслушали, а Бог остается в стороне. Покаяния ведь не было. Вернее, те ростки искреннего сожаления и стыда забетонированы потоком оправданий и обстоятельств.

Все болеют собой и своё «я» является приоритетом в жизненной повседневности, но исповедальный аналой не телевизионное шоу, куда приходят излить душу по ранее написанному сценарию. Иное это место. Страшное своей голой, неприкрытой откровенностью зла и великое по результату. Сам Господь устами священника говорит:  «и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих».

Священник предстоит пред Богом у престола церковного, совершая Евхаристию. Верующему чаду церковному тоже дано это право, оно реализуется именно на исповеди. Поэтому здесь, под священнической епитрахилью, пред Крестом и Евангелием каждое слово должно быть правдиво, искренне и достойно Того, с Кем разговариваешь.


Как провести Великий пост с пользой для себя и окружающих?

Начался Великий пост – время обновления, покаяния и радости. Радости не пасхальной, ликующей, а тихой и незаметной на первый взгляд, но одновременно какой-то глубокой. Может быть, это оттого, что в пост в очередной раз желаешь отойти от всей ненужной, наносной суеты, обволакивающей тебя каждый будний день, и обрести подлинного себя.

Великий пост готовит нас к торжеству торжеств – Пасхе. Это настоящее путешествие. Это весна духа. И вот этот весенний путь должен привести к тому, чтобы мы к его концу стали хоть немного лучше, чем были в начале.

Что же можно сделать для того, чтобы пережить пост по-настоящему? 

1. Питаться просто. Прежде чем говорить что бы то ни было о духовной составляющей поста, нужно обратить внимание на то, как мы будем питаться. Ведь заметнее всего во время поста именно пищевые различия. Смысл поста – не в том, чтобы не есть животной пищи (пища сама по себе не делает нас ни ближе к Богу, ни дальше от Него). Все же мы – существа из плоти и крови, и вопрос нашего питания чрезвычайно важен. Общее правило: питаться нужно так, чтобы чувствовать легкость. Можно отяготить себя и постной пищей. И не «зацикливаться» на еде. Вряд ли стоит искать по всему Интернету изысканные рецепты постных блюд. Меньше времени и внимания уделять приготовлению трапезы. Меньше денег расходовать во время поста на еду. В связи с этим задумаемся над вопросом, насколько уместно приобретать в пост, например, деликатесные морепродукты, которые уставом не запрещаются. Кстати, для некоторых категорий людей допустимы определенные послабления в пище: для больных, занимающихся тяжелым трудом, беременных и кормящих и т.п. Но для этого лучше посоветоваться с духовником. Если нет такой возможности по каким-либо причинам, то принимайте ответственность на себя. Также известно, что «лучше недопоститься, чем перепоститься». Умеренность – вот золотое правило.

2. Отказаться от какой-либо зависимости или привязанности. Пост – время нашего освобождения. Освобождения от того, что нас порабощает. В это время мы можем совершить маленький подвиг: отказаться от разрушительной привязанности. У каждого он будет свой. На это время кто-то полностью воздерживается от алкоголя, кто-то – от курения, а кто-то – от телесериалов. Подобных подвигов не стоит требовать от других, но самому хорошо попробовать.

3. Молиться регулярно. Пост без молитвы – вовсе не пост. Свою обычную «немолитвенность» нам удобно списывать на ритм городской жизни, семейные заботы, проблемы и пр. Но попробуйте во время поста освободить для молитвы хотя бы по 10 минут утром и вечером. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну – краткую и емкую молитву святого Ефрема Сирина, задающую «тон» на эти недели.

4. Читать Писание. Во время Великого поста Церковь за ежедневными богослужениями прочитывает три ветхозаветные книги: Бытия, пророка Исаии и Притчей. Существует также благочестивый обычай за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия. Трудно быть христианином, не зная Писание. Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное за предстоящие сорок дней. А если уже осилили всю Библию, не думайте, что этого достаточно: свойство нашей памяти таково, что мы, к сожалению, многое забываем. Постарайтесь читать Писание регулярно, лучше всего каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться. Будет замечательно, если после чтения вы найдете время немного поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.

5. Посещать богослужения. Великий пост – особенное время в ритме церковных служб. Но ощутить это можно, если только приходить в храм и среди недели. Ведь по субботам и воскресеньям совершаются практически те же самые богослужения, что и всегда. Особый настрой Великого поста, то, что отец Александр Шмеман называл «светлой печалью», можно ощутить только в тихой красоте будничных служб. Постарайтесь хотя бы один или два раза прийти в храм на чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Этот канон, самый длинный из существующих в Православной Церкви, рожденный из глубины покаяния и пронизанный надеждой на отеческую любовь Бога, читается по частям вечером с понедельника по четверг на первой неделе Великого поста, и затем повторяется полностью в среду вечером на пятой неделе. Просто необходимо хотя бы однажды за весь пост прийти на литургию Преждеосвященных Даров и причаститься, пережив этот день как время трепетного ожидания встречи со Христом. И чрезвычайно важно быть в храме в страстные дни, начиная с вечера Великого четверга.

6. Очистить свой ум от суеты. Стоит ли полностью отключать телевизор, вводить мораторий на посещение блогов, форумов и социальных сетей – каждый решает сам. Но вот что действительно будет полезно – прочитать хотя бы одну хорошую книгу духовного содержания. Это может быть книга по истории Церкви, по основам вероучения, толкование на Священное Писание или что-либо еще. Поскольку рынок православной литературы сегодня изобилует не всегда «духовно качественными» изданиями, то подходить к выбору литературы стоит очень внимательно. Можно прочитать и что-либо из мировой классики – это тоже будет полезно для хранения ума от суеты.

7. Сделать то, что давно собирались. Определить для себя дело, о котором давно подумывали, но так и не совершили. Время поста – это время позитива. Все ограничительные меры (в пище, развлечениях и пр.) важны не сами по себе, но как средство освободить наше время и силы для главного: возрастания во Христе. А расти во Христе – это творить добро. Любить Бога, ближнего и себя. Стоит выбрать хоть одно такое дело, от которого будет хорошо не только вам, но и вашим ближним. Перед постом мы слышали слова Христовы: «Что вы сделали одному из малых сих, Мне сделали». Немного поразмыслив, вы наверняка обнаружите, как много можно сделать за эти 40 дней. Собрать вещи в детский дом, приготовить ужин своим родителям, сделать что-то полезное для дома, смастерить скворечник, вникнуть в то, чем живут ваши дети, наконец, – наверняка отыщется множество идей.

Кроме этого, можно придумать и собственные «заповеди» поста. Они могут быть разными, но главное – постараться отнестись к посту серьезно, на самом глубоком уровне своего сознания. Ведь время поста – это время, требующее от нас принятия решений и постоянных усилий.


«Грядый Господь на вольную страсть»

Страстная седмица

Каждый день Страстной седмицы называется Великим. Церковь час за часом проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа и вспоминает ветхозаветные прообразы Его жертвы.

 

В Понедельник мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа и евангельское чудо о смоковнице.

Сын Иакова и Рахили Иосиф, проданный завистливыми братьями в рабство за 20 сребреников, стал прообразом Христа, оцененного предателем Иудой в 30 сребреников. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают Христа. История мнимой смерти сына Иакова и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.

Иоанн Златоуст пишет о том, что Господь должен был хотя бы один раз явить, что, будучи Спасителем мира, Он есть вместе с тем и Судья.

Проклятие смоковницы за неплодие – знамение правосудия, которое следует за долготерпением Божиим и казнит тех, кто не раскаялся в своих грехах.

Во Вторник Страстной седмицы вспоминаются произнесенные Спасителем в этот день обличения фарисеев и саддукеев и притчи о благом рабе и злом, о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде.

В первые три дня Страстной седмицы в храмах звучит песнь «Се, Жених грядет в полунощи». Она напоминает о притче о десяти девах, которые, взяв светильники, вышли навстречу Жениху. Девы обозначают христиан. Светильники – это души, масло – милостыня и другие добрые дела. Жених– Сам Иисус Христос. Он медлит, не пресекает нашу жизнь смертью, ожидая от каждого человека покаяния. Но люди, не задумываясь о конце своей жизни и всего мира, живут беспечно, их разум и сердце не бодрствуют, но как бы погружены в сон. И вот в полночь внезапно раздается крик о приходе Жениха: настало время встречи души с Богом. Мудрые христиане запаслись добрыми делами, и души их будут гореть любовью к Господу. А души неразумных, грешных людей начнут угасать, предвкушая муки ада; они спохватятся и пойдут за елеем к продающим, то есть пойдут искать случая делать добрые дела, но в это время придет Жених, и двери в Его чертог закроются. Итак, – заключает Господь притчу, – бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий.

Мы вспоминаем о данной нам в крещении благодати – о золотом таланте (талант – греческая денежная единица), который можно приумножить, а можно зарыть в землю, так что потом и это богатство, которым мы пренебрегли, отнимется у нас. Мы видим картины последних времен и Страшного Суда, о дне и часе которого не знают даже ангелы небесные. Церковь призывает нас быть в эти дни рядом со Христом, слушать заповеди Его и выполнять Его волю: Он теперь идет на добровольное страдание для того, чтобы спасти нас. В храме многократно повторяются слова: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…»

В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние блудницы, помазание Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В то время как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно затем, чтобы воздать честь Иисусу и получить душевное исцеление». Христос обещает: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Тогда же в душе Иуды родилось преступное намерение предать беззаконному суду своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе прославляется жена-грешница и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

В этот день совершается последняя за пост литургия Преждеосвященных Даров и в последний раз в конце читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. После этого до вечерни праздника Троицы (Пятидесятницы) в церкви перестают класть земные поклоны, кроме поклонов перед Плащаницей.

В день Страстного Четверга Церковь вспоминает Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги учеников, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Литургия Великого Четверга имеет особое значение, поскольку на Тайной Вечери Господь установил таинство Евхаристии (Причащения), когда заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). В этот день всякий православный человек старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения. Ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф. 26:27).

На утрене этого дня (служится обычно накануне вечером) есть примечательная особенность: поется тропарь «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся…» Церковь и Святые отцы не видят в предательстве Иуды психологических глубин и богоборчества. Они называют Иуду рабом и льстецом, обманщиком, а причиной его поступка — сребролюбие.

В этот день в кафедральных соборах бывает чин умовения ног по образу, преподанному Спасителем. Воспроизводится даже диалог Христа с апостолом Петром, который отказывался от принятия такой чести от Господа.

Утреня Страстной Пятницы служится в четверг вечером. На этой службе читаются 12 отрывков из Евангелия, в народе она так и называется – «Служба двенадцати Евангелий». Перед чтением каждого отрывка бьют в колокол столько раз, какое по счету евангелие будет читаться. Есть добрый обычай – после этой службы взять с собой горящую свечу, донести огонек до дома и зажечь лампадку, которая будет гореть до Пасхи или до конца Светлой седмицы.

В Великую Пятницу Церковь воспоминает святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, добровольно принятые Им ради нас. Это день самого строгого поста: каждый в свою меру отказывается от пищи и пития, вплоть до полного воздержания.

Все моменты священных событий этого дня ознаменованы богослужением. Время взятия Спасителя в Гефсиманском саду и осуждения Его архиереями – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – богослужением первого часа; время осуждения Господа на суде Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; снятие тела Христова со Креста – вечерней.

В Страстную Пятницу литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские часы с особыми псалмами, паремиями, чтением апостола и Евангелия.

Днем совершается Вечерня Выноса Плащаницы. Плащаница – икона положения Христа во гроб – сначала располагается в алтаре на Престоле, а затем выносится на середину храма и кладется на особую гробницу. Плащаница о находится на середине храма до Пасхальной полунощницы и напоминает нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе.

После вечерни читается малое повечерие с каноном о распятии Господнем, называемым «Плач Пресвятой Богородицы». Этот канон – рыдание Божией Матери перед Крестом Ее возлюбленного Сына. Христос обращается к Матери: «Жено! Се, сын Твой!» – потом к ученику: «Се, Матерь твоя». Этими словами Господь в лице апостола усыновил Своей Матери всех Своих учеников, все человечество.            

В Великую Субботу Церковь вспоминает телесное пребывание Господа во гробе, сошествие Его душею во ад и возвещение пребывавшим там победы над смертью.

В воспоминание погребения Христова Плащаница под погребальный перезвон колоколов торжественно обносится вокруг храма. Потом Плащаницу вносят в храм и кладут перед открытыми Царскими вратами. Это символизирует то, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. В это время читается паремия (отрывок) из книги пророка Иезекииля о том, как он видел прообраз воскресения мертвых: поле «сухих костей», которые восстали и ожили по повелению Божию. Затем читается послание апостола Павла, в котором говорится о том, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас, наш Спаситель и Избавитель от вечной смерти и власти дьявола.

По окончании утрени поется песнь, восхваляющая Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христова, который, придя к Пилату, испросил у него разрешения снять с Креста Тело Иисуса, завернул его в погребальные пелены и положил в гроб.

Утром в Великую Субботу служится литургия Василия Великого в соединении с вечерней. На вечерне читаются пятнадцать паремий (ветхозаветных отрывков), в которых собраны важнейшие прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. Один из Святых отцов назвал эти отрывки «Ветхозаветным Евангелием» о Христе Воскресшем.

В древней Церкви в этот день было принято крестить людей, желающих стать христианами (оглашенных). Поэтому Апостольское чтение на литургии читается то же, что и на Таинстве Крещения.

После паремий и Апостола темные облачения священнослужителей заменяются светлыми, в воспоминание того, как мироносицы рано утром, еще в предрассветной тьме, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о Воскресении Христа. После этого диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницей читает Евангелие, возвещающее людям о Воскресении Христовом.

Затем литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча», а вместо «Достойно есть» – «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе».

По окончании литургии верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, когда начинается светлая пасхальная радость Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Ольга Богданова


Вопрос священнику

Вопрос: Здравствуйте! Мне очень нравится читать газету «Ачинский Благовестник». И, зная о рубрике «Вопрос священнику», хочу задать вопрос, который может возникнуть и еще у кого-то. В младенчестве меня крестила бабушка и при Таинстве дала мне второе христианское имя, т.к. при рождении меня назвали Анжеликой – католическим именем. Когда я подросла, бабушка меня просила запомнить имя, данное ею, но я его не запомнила. Несколько лет назад, по научению батюшки, я крестилась в храме и назвалась именем, созвучным моему. Но вот недавно я вдруг ясно вспомнила, что бабушка называла мне имя не такое, а Анастасия.

Как мне теперь быть? Какое имя употреблять в списках о здравии, исповеди и Причащении?

Ответ: Здравствуйте, уважаемая Анжелика!

Во времена богобочества на Руси, из-за невозможности прийти в храм по разным причинам, многие верующие, особенно в селах, сами крестили детей, пользуясь правом, данным Церковью, при нужде мирянам совершать Таинство Крещения. Это называлось «погружение». Когда люди обращаются в Церковь, говоря, что они «погруженные», мы советуем им принять Таинство Крещения, предварительно рассказав священнику о том, что Крещение уже совершалось, и каким образом. При этом священник принимает решение – крестить ли вновь, пользуясь «условным чином» (крещается, аще не крещен), либо дополняет Крещение чтением молитв и совершением Таинства Миропомазания.

Что касается конкретного вопроса - Вам нужно принять то имя, которое дано священником при совершении Таинства. Скорее всего, это имя – Ангелина, которое является русским произношением имени «Анжелика». И отбросить всякие сомнения.

Еще бывают случаи, когда пытаются «перекрестить» человека другим именем, пытаясь «обмануть судьбу». Это грех и суеверие. Поэтому Церковь предлагает изменить имя, данное при рождении, только в одном случае – когда такого имени нет в святцах.

Вопрос:  Мое имя Ксения. Каждый, наверное, в жизни сталкивался с таким явлением как предчувствие. Интересно узнать, что такое предчувствие с духовной точки зрения.  Сегодня я столкнулась с этим - утром встала с каким-то непонятным тяжёлым чувством на душе, тревогой или что-то подобное.. Потом вроде развеялась. Но в обед попала в ДТП  ..по вине другого участника происшествия.. .

Только потом уже, находясь в ГАИ, осенила мысль  - а ведь у меня было предчувствие этого неприятного происшествия, которое сбылось..., как будто меня кто-то предупреждал об этом!

Сейчас постепенно на память приходят новые детали моего предчувствия: Сегодня на рабочем компьютере случайно наткнулась на фотографии ДТП, подумала ещё - кем и зачем они сохранены в документах? По дороге на работу - была мысль - не дай Бог кого-нибудь в своей жизни задавить!..

Что это?...Предупреждение?...или какая-то подсознательная способность предвидеть будущее?..или совпадение?..

Ответ:   Мое отношение к предчувствию - весьма осторожное. По крайней мере, в Вашем, Ксения, случае. Мне кажется, если бы не авария, вы и не вспомнили бы о том, какие события этому предшествовали. Что это за Божие предупреждение, которым нельзя воспользоваться? Ведь не можем же мы постоянно анализировать каждый свой сон, каждый случайный взгляд, слово, чувство. А вот рогатому это на руку - заставить искать нас во всем "знаки", "предупреждения", "тайный" смысл. Так можно и до черных кошек договориться...  А вот то, что живы-здоровы остались – благодарите Бога.

В предчувствии можно найти один положительный момент для христианина: возвращаясь мыслями назад, мы можем истолковать "знаки" следующим образом - "От Господа это было". То, что произошло со мной - не простое стечение обстоятельств, не случайно дяденька выехал на встречную полосу. Не случайно меня сократили. Но самое лучшее - не обращать на это внимания.

Авва Дорофей: «Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить всё находящее на тебя».

Вопрос:  У меня такой вопрос: как же будут причащаться верующие преданные чада Церкви в храме, где будет антихрист?

Антихрист воцарится незаметно и многие его примут за Христа, т.к он во всём будет походить на Него, даже внешне, так же его царство будет продолжаться 3,5 года, как и земное служение Иисуса Христа, так же будет совершать чудеса... Как люди его распознают? Не обмануться ли они, думая что служат Господу, на самом же деле антихристу? Ведь времени его прихода никто не знает.

Ответ: Преподобный Ефрем Сирин писал « …имеющим видение без труда сделается известным пришествие антихриста. А кто имеет ум, обращенный на дела житейские, и любит земное, тому не будет сие ясно».

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Искатели земного примут антихриста, нарекут его своим владыкою…»

Вот, мне кажется, главное предостережение всем нам и важнейший критерий отличия христиан от лжехристиан! Если наши мысли и желания устремлены к земле и к земному - нам не избежать лап антихриста. Не прилепляться душой к земному, не искать и не находить сочувствия тому, "что любит и чем услаждается развращенный мир" - вот единственный способ распознать и отвергнуть владычество грядущего "вместоХриста". Это не какое-то "специальное" требование предантихристова времени. Такими были и должны быть христиане во все времена.

Да испытывает каждый себя - к чему привязана его воля - "да не Царствия вне затворишися".

"Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща,

недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.

Блюди убо, душе моя, не сном отяготися,

да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися,

но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас".

Великий понедельник, тропарь глас 8.

На вопросы отвечал священник Казанского собора иерей Сергий Пигасов.


Телевидение сектантов

      Сектантский канал CNL транслируется на территории Красноярского края на протяжении довольно длительного времени. В нашем городе он уютно устроился под крылом  кабельного телевидения "Прима-Телеком". Сектантские передачи этого телеканала транслируются также во многих странах Европы, Ближнего Востока, европейской части России и стран СНГ. Этот канал принадлежат неопятидесятническим сектантским объединениям и является инструментом неопятидесятнической экспансии в нашу страну.

Сам же канал проходит под названием "религиозный христианский телеканал», хотя в телепроповеди  неопятидесятников мало что напоминает о подлинном  христианстве.

   Одним из основных  признаков секты является ее настойчивая проповедь. Получается, если вы не идете в церковь «церковь» придет к вам, в ваши дома и прямо на диван. (Хорошо, хоть пока не за вами).

Да, конституцией у нас закреплено право свободы, в том числе и вероисповеданий, но насаждение сектантского мировоззрения посредством телевидения тем, кто его не «заказывал», как раз и противоречит закону о свободе совести. Кто-то может сказать, что   право каждого выбрать - смотреть ему этот канал, или нет, но вся опасность этого навязчивого проповедования в том, что его смотрят и не окрепшие умы. В каждого человека Богом заложена потребность в духовном. Поэтому чаще всего жертвами сектантов становятся люди, находящиеся в духовном поиске, но ещё не умеющие отличить истинно духовное от фальшивой подделки, не могущие распознать «волков в овечьей шкуре». Для многих телевидение – единственный источник информации, и, к сожалению, над большинством  оно имеет реальную власть, поэтому ложь с телеэкрана многими принимается за истинную правду.

Хорошо известно, какой урон душевному, а зачастую и физическому здоровью людей причиняют те “духовные практики”, которые используются данными сектами. За пребывание в секте человек нередко платит психическими нарушениями, неспособностью и впредь оставаться полноценным членом общества, а порой — и развившимся суицидальным синдромом. (Известны многочисленные случаи суицида именно адептов харизматической секты «Новая жизнь», пастором которой является основатель канала CNL)

Небольшая справка: Основатель телеканала CNL Максим Максимов является пастором харизматической секты «Новая жизнь» В 2000 году им был создан канал CNL, основной зрительской аудиторией которого стали именно адепты «Новой жизни». Многолетние попытки коммерциализации канала сопровождаются экспансией в информационное пространство других государств, в первую очередь бывших советских республик, где уже имеется довольно обширная русскоязычная или понимающая русский язык харизматическая аудитория. Кроме удаленного контроля сознания своих

адептов телевидение помогает культовым лидерам эффективно вербовать граждан в стране вещания. Как сообщил в своем ответе на запрос Саратовской епархии по поводу канала CNL президент "Центра религиоведческих исследований" профессор А.Л. Дворкин: "Каналы СNL (New Life Cannel) и TBN (Trinity Broadcast Network, на русском также используется расшифровка "Телевидение Благих Новостей»  принадлежат неопятидесятническим сектантским объединениям и являются инструментами неопятидесятнической экспансии. Все программы, предлагаемые ими зрителю служат одной цели, сформулированной на сайте CNL: достичь Евангелием русскоговорящее население численностью 300 миллионов человек более 100 национальностей по всему миру через спутниковое и кабельное телевещание?. Обратим внимание на то, что в приведенной формулировке подразумевается неизвестность Евангелия для всего русского народа, очевидно, до сих пор, по мнению руководства данных каналов, пребывающего во тьме язычества. Более того,  «достичь Евангелием» на специфическом жаргоне неопятидесятников значит завербовать в свою секту. Это и есть подлинная цель обоих каналов".

Сектантский канал  CNL создан с целью вещания и пропоганды  неопятидесятнических тоталитарных сект, так называемой  "Ассоциации бизнесменов полного Евангелия" (организация, куда входит большинство неопятидесятнических агентов влияния).

Передачи этого канала, его программы и новостные блоки и любые другие проекты нацелены на то, чтобы завербовать в тоталитарные секты неопятидесятников как можно большее число людей и привлечь к своим инициативам на этом поприще как можно большее число спонсоров. Манипулировать сознанием адепта руководителям в секте не составляет труда. Поначалу человеку просто интересно. Он получает кучу специальной литературы, оставляет «вербовщику» свой телефон, приходит на собрание… Далее, события могут развиваться по нескольким сценариям, зависящим от характера сектантского движения. Как правило, в секте его окружают теплотой и заботой, заставляя забыть всех, кто вне «братства». Просят человека рассказать о своих бедах, грехах, таким образом, сам того не ведая, прозелит сжигает за собой мосты, отдавая в руки учителей и гуру, козырь под названием информация о личной жизни. Каждый, кто входит в сектантскую семью, должен ей каким-либо способом платить. При этом сама плата конечно же завуалирована. Деньги, квартиры, машины и дачи отдаются под предлогом сбора средств для помощи бездомным детям и т.п. Между тем, это не означает, что человек, у которого нет ничего этого, не может попасть в сети сектантов. Такие необходимы в качестве агитаторов, вербовщиков…

 Кроме религиозного фанатизма, опасного для психического и физического здоровья, этот канал отличает также и явная поддержка политических экстремистских группировок. (в частности, на Украине они играли ключевую роль в так называемой «оранжевой революции) в долгосрочной перспективе, можно сказать, что деятельность данных каналов, финансируемых, кстати, из-за рубежа, преследует долгосрочные политические цели, готовя «пятую колонну» в нашей стране.

 Отсутствие должного внимания со стороны спецслужб вызывает удивление по причине хотя бы того, что руководимые из-за рубежа харизматические секты ведут на территории славянских стран целенаправленную пропаганду против традиционной духовности наших народов - Православия. Современные тоталитарные секты, для более эффективного контроля сознания своих адептов эксплуатируют образ врага - для каждой цивилизации своего. Как правило, главным врагом выступает традиционная религия страны, в которой действует секта.

Но если эти  обстоятельства не вызывают подозрений у государственных властей и спец. служб, надежда остаётся за общественностью, за нами. Секты, щедро финансируемые из-за границы, направленные на развал нашей страны, её традиционной веры, уклада жизни,  всего нашего общества зачастую находят поддержку властей, подкупая их или «пуская пыль в глаза». И если мы не в силах воздействовать на решение властей с тем, чтобы запретить растлевать и уничтожать нашу Родину,  мы можем просто убрать этот ядоносный канал из наших домов и квартир. В нашем городе есть замечательная альтернатива кабельного телевидения Прима-Телеком. Это оператор связи ООО СИНТ, в пакете которого нет сектанских каналов, но есть замечательный православный канал «Союз».

Может быть, если руководство  компании «Прима –Телеком» будет знать, что теряет своих абонентов по причине того, что через него сектанты вещают и разлагают наше общество – возможно задумаются, стоит ли оставить этот канал в своём пакете предоставляемых услуг.

  При мысли о том, какое количество наших детей и соотечественников имеет опыт вовлечения в тоталитарные секты (что никогда не проходит без последствий для психики) становится страшно за будущее нашей страны. Мы не имеем права оставаться ровнодушными к будущему наших детей!

Ксения Дмитриева

В статье использован материал интернет-сайтов: http://www.sektainfo.ru/index.htm (Тульский информационно-консультативный центр по вопросам сектанства)., http://ukrsekta.info/ (Украина сектанская), http://www.pravoslavie.ru/news.


Письма Валаамского старца

(схиигумена Иоанна)

11.10.1953 г.

     Христос посреди нас!

     Ты любишь проводить время вечером уединенно и утешаешься духовно. Да, ночное время помогает сосредоточиться. Я тоже люблю такое время. Кругом полнейшая тишина, как-то особенно чувствуешь близость Господа.

     При молитве появляется теплота, как ты пишешь. Это Господь дает вкусить некоторое утешение нам грешным, чтобы мы не унывали в молитвенном труде, когда теплота придет, надо остановиться на этих чувствах, пока они не пройдут; только самой не надо стремиться к этому. Если будешь трудиться усерднее в молитве, тогда теплота сердечная, по Божией милости будет появляться чаще, только не возмечтай о себе, что ты что-то великое получила, и от других всячески скрывай. Если еще какие будут явления при молитве, пиши мне.

12.3.1954 г.

     ...Господь, по своему милосердию, дал тебе хоть малую часть вкусить, яко благ Господь, подобно как апостолам на горе Фаворской. Св.апостол Петр сказал: "хорошо нам здесь быть". Однако знай, иногда приходится побывать на Голгофе. Не против чего так не восстает дьявол, как против молитвы; иногда он наводит разные помыслы, даже хульные, иногда действует через людей и бывают разные клеветы, иногда сухость в сердце, леность и многое другое.

     Это я тебе напомнил, чтобы ты не унывала, когда придется испытать упомянутое. Свое внутреннее утешение и скорбное испытание не надо никому говорить, кроме духовного отца. Неопытные в духовной жизни могут покривить духовное делание.

     Старайся никого ни в чем не осуждать, а о вражде сама знаешь по опыту. Во вражде Господь молитву не приемлет, все Святое Евангелие говорит об этом.

     Вот что еще: очень бойся возмечтать о себе, что ты что-то получила великое, а другие этого не знают. Ведь были такие подвижники, что были восхищены в другой мир и видели славу святых, люди прославляли их и они возмечтали о себе и гордость дьявольская овладела ими, и они упали с духовной высоты и вели жизнь распутную на посмешище людям.

     Господь да хранит вас с дочерью.

11.3.1953 г.

     Заступница усердная, мати Бога вышняго

     ... Твое письмо я получил и прочел внимательно. Чувствую, что "уны дух твой в тебе и смятеся сердце твое". В конце письма пишешь: "вы наверно почувствуете, что хотелось мне сказать". Как же мне не почувствовать, когда ты вся в меня! Что ты писала - все это у меня есть, точно с моего сердца скопировала. Ну, что же нам с тобой делать? Не кричать же караул! Отчаиваться не будем, потерпим и будем молиться, чтобы Господь помог нам грешным положить начало. Ты пишешь "я очень глупая, все хочу научиться уму-разуму, но ничего не выходит", а я век свой прожил в монастыре, и жизнь моя приближается к смерти, а уму-разуму не научился, приходится умирать дураком.

     Я ведь тоже, по натуре, человек ленивый, безвольный и застенчивый, но так не думаю, как ты думаешь: "наказание Божие". Это нам на пользу, от этого рождается смирение. Надо очень бояться гордости, самомнения и тщеславия. От подобных неприятных чувствований и скорбей святые люди тоже были не свободны. Ведь наша жизнь, подобна кораблику, плывущему в море, - приходится все невзгоды терпеть, иначе и быть не может.

4.10.1955 г.

     Христос посреди нас!

     Радуюсь, что вы помните Валаам и чувствуете помощь от преп. Сергия и Германа. Вы пишите, что имеете вражду на тетю уже 16 лет и не можете примириться. Это очень печально: знай, что твои добродетели Богу не угодны. Как ты можешь читать молитву Отче Наш "...Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим"? Сама не прощаешь, а просишь у Бога прощения? Всуе молишься, Бог не простит тебе до тех пор, пока не примиришься с тетей. Прочти в Евангелии, в 5-ой главе от Матфея ст.23. Сам Господь даже молился отцу своему за распинателей: "Отче отпусти им, не ведят, что творят" (от Луки 23,34). И св. апост. архид. Стефан молился за побивающих его камнями: "Господи не постави им греха сего" (деяния апост.7,60). Вот какие примеры имеем, а ты не можешь примириться с тетей. Пишешь, что она обидела тебя, но внимательно рассмотри себя, может быть ты и сама не права была; пусть будет так, что она напрасно обидела тебя, все же ты должна сходить к ней и примириться. Хотя жестокое сердце твое не захочет примириться, понудь его, помолись Богу и проси его помощи, чтобы Господь смягчил сердце твое, непременно так сделай, иначе ты погибнешь. Ибо суд Божий во второе пришествие будет по Евангелию.

     В молитве ко св. Причащению говорится "иди примирись тя опечалившим", а если не примирившись приступишь ко св. Причащению, тогда св. Тайны не вменятся в тайны. Вот, что еще есть в церковной истории: были очень большие друзья, священник Саприкий и мирянин Никифор. Дьявол навел на них такую вражду, что никак не могли примириться. Тогда было гонение на Христиан, священник Саприкий много претерпел мучений, приговорили отсечь ему голову. Никофор спросил священника: мучениче Христов, прости меня ради Христа, но жестокий священник не простил и сказал мучителям: отрекаюсь от Христа, а Никифор объявил себя Христианином и отрубили ему голову. Саприкий погиб, а Никифор стал мучеником. Вот какой тяжкий грех вражда, после тяжких мучений погиб человек. Из многих примеров написал я тебе немного. Не пиши мне писем до тех пор, пока не примиришься с тетей.

     Призываю на вас Божие благословение, примири и храни вас Господь.

15.7.1954 г.

      Е. сказала мне, что у тебя умерла мама и ты очень унываешь и скорбишь о ней. Горевать не надо, твоя мама не умерла, а перешла в другой вечный мир, ибо тело из земли и в землю пойдет, а душа от Бога и к Богу и пойдет. Эта наша жизнь временная и наполнена разными скорбями и никто не может их избежать, только скорби разные бывают. А как душа сотворена по образу и по подобию Божию, кроме Бога нигде и никогда не найти покоя и утешения, если будем располагаться на волю Божию, тогда скорби будут тревожить только слегка.

     Мама твоя теперь избавилась от всех этих земных скорбей и будет жить вечно в другом мире, где нет конца, и весь род человеческий от Адама до второго пришествия Спасителя на землю туда же пойдет.

     Надо крепко веровать в св. Евангелие и стараться насколько сил хватает, исполнять заповеди Спасителя; а мы точно глухие и не слышим, что Господь призывает нас. "Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою вас" вот кто только может успокоить нас. Аминь.


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

Великий пост. Молитва Ефрема Сирина

Знаете ли вы, почему этот пост называется Великим? Не только потому, что он длиннее всех остальных, но и потому, что он имеет великое значение в жизни православного человека.

Великий пост служит приготовлением к главному празднику в году – к Пасхе, Светлому Христову Воскресению. И чтобы достойно встретить праздник Воскресения Христова, во время Великого поста мы каемся и стараемся очиститься от грехов, привести в порядок нашу жизнь.

Как мы это делаем? Мы постимся – не едим скоромную пищу - мяса, молока, яиц…. Но воздержание от скоромной пищи, от лакомств важно не само по себе, а как оружие в борьбе с нехорошими желаниями и поступками. Ведь многие любят покапризничать, пошуметь, похвастаться, кто-то, бывает, обманывает других, а иногда и дерется!.. Поэтому каждому человеку очень полезно уметь иногда отказываться от того, чего ему хочется.

В пост мы должны быть особенно внимательны к своим мыслям и делам. Это дни, когда верующие люди отказываются от всевозможных развлечений ради служения Богу – во спасение своей души. Какое же это хорошее, спокойное и чистое время – Великий пост! Мы стараемся чаще бывать в церкви, больше молиться.

Давайте представим себе, что мы с вами оказались в храме. Те, кто уже когда-нибудь бывал на великопостной службе, помнят, что в эти дни за богослужением звучит очень красивая и строгая молитва, во время которой все, кто находится в храме, кладут земные поклоны. Это покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Давайте вместе прочтем её.

Господи и Владыко живота моего! Это значит: «Господи и Владыка жизни моей!» «Живот» по-церковнославянски значит «жизнь», Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Не даждь ми – значит «не дай мне». От чего же мы просим Господа нас избавить? От праздности. Праздность – это лень, ничегонеделание. Уныние – тоже лень, только уже душевная, когда человек печалится, теряет надежду на Бога и забывает молиться. Любоначалие – это любовь к начальствованию, стремление властвовать над другими людьми; празднословие – пустые слова, болтовня. Итак: «Не дай мне склонности к лени, унынию, властолюбию и пустой болтовне», – просим мы Бога.

После этого прошения, друзья, положено сделать земной поклон.

Читаем дальше. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Мы просим Бога даровать нам целомудрие, чистоту души; смиренномудрие – убеждение, что всё, что мы имеем, – это от Бога, и все, что мы делаем хорошего, – мы совершаем только с Божией помощью. Итак, мы просим Господа даровать нам чистоту души, смиренномудрия, терпения и любви.

После этого прошения мы снова кладём земной поклон.

Дальше. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Что такое «Ей»? Здесь это значит «да». Царю – это обращение, так же, как и Господи. Зрети – значит «видеть». «Да, Господь и Царь, дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего. Потому что благословен Ты во веки вечные. Аминь».

Здесь, в конце молитвы, мы в третий раз делаем земной поклон.

Так вот о чем мы молимся Богу во время Великого поста – об очищении нас от грехов и об утверждении нас в добродетельной жизни. Вот что самое главное – видеть свои грехи, свои плохие поступки и не осуждать других людей; не стремиться властвовать другими, а учиться властвовать собой – своими чувствами и поступками.

Этого, друзья, мы от души желаем всем нам.


Как вести себя в Храме?

Детский катехизис

1. Что такое храм?

– Храм – это дом Божий, дом молитвы, а не клуб по интересам. И мы должны всегда помнить, что храм – он не наш, а Божий. Мы там, конечно, в каком-то смысле хозяева, если мы туда часто ходим или служим, мы вроде бы дома у себя, но мы и гости, потому что истинным хозяином этого дома является Сам Господь.

2. Какая церковь была самая первая?

– Самая первая церковь была Сионская горница, в которой собрались апостолы, где на них сошел Дух Святой. Этот день, когда на них в виде огненных языков сошел Дух Святой и они заговорили на разных языках и вышли на проповеди, – есть день рождения Церкви. И Сионская горница в Иерусалиме – это есть самая первая Новозаветная церковь.

3. Красива ли ваша церковь?

– Очень. Каждый храм красив. И какая это радость – видеть то, что недавно было грязным, порушенным, захламленным, как икона, поцарапанная и грязная, постепенно, по кусочкам, начинает сиять небесно-голубым, золотистым, красным, и также в нашем храме такие кусочки уже проглядывают, и кто здесь молится, очень этому радуются и эту красоту ценят.

4. Почему все ходят в церковь в воскресенье?

– Потому что нельзя остаться вне Пасхи Христовой, нельзя не прийти и не радоваться с Церковью, что Христос воскрес, что жены-мироносицы пришли на гроб Господень и нашли камень и отвалили его, и все остальное, – что вспоминает Церковь в этот день, быть без этого и вне всего этого – значит очень обеднять свою жизнь и делать скудной свою веру. Кто ж это выберет добровольно? Поэтому, конечно, все и будут ходить в храм по воскресеньям.

5. Зачем ставят свечки?

– Что со свечкой получается? Когда ставишь свечку, она сначала есть, потом ее нет. Она никому, кроме Бога, не достается. Люди на канун приносят хлебушек, сахарный песочек, конфетки. Понятно, что жертвуют их в церковь, но съедят-то их другие люди: батюшка деткам отнесет, или бедным отдадут, или труженикам церковным после службы передадут, тем, кто пел или кадило подавал, чтобы жизнь у них чуть-чуть послаще оказалась благодаря вашей конфетке. Кстати, а вы клали когда-нибудь конфетки на канун церковный или все сами съедали?

Но все же эта жертва не прямо Богу, а людям, которые для него трудятся. А от свечки никому ничего больше не достается. Она – чистая жертва. Ты взял денежку, конечно, не свою, а родительскую. Одно дело, когда тебе дают пять рублей и говорят: "Купи свечку и поставь". И совсем другое дело, когда было МНЕ дано, а я не все истратил на свои нужды, а часть ОТ СЕБЯ оторвал, чтобы это была МОЯ жертва Богу. Она постояла и сгорела в знак того, что не все же МНЕ должно доставаться. Так что свечка – важная вещь.

6. Если кто-то заболел, кому поставить свечку?

– Конечно, если кто-то заболел, нужно сделать две вещи. Прежде всего, нужно Богу помолиться. И еще нужно не забыть до врача дойти. Молитву за болящего обязательно нужно сочетать с посещением доктора. Некоторые прививки боятся делать или к парикмахеру ходить, а прикрываются благочестием. Мол, я верующий такой, что буду с больными зубами Казанской иконе Божией Матери молиться, а к дантисту не пойду. И стоит за этим всем вовсе не благочестие, а боязнь зубной боли. Тут тоже честным нужно быть.

А тех из святых, кто наилучшие помощники в болезнях, их опыт церковный опознал. Это святые, которые сами были врачами при жизни. Те, кому промыслом Божиим было дано нам в болезнях помогать. Прежде всего, это великомученик и целитель Пантелеимон, почти ваш ровесник, который был, как бы сейчас сказали, врачом-гомеопатом. Он лечил травками и лекарствами из растений. Его так и изображают на иконах, с ларцом и ложечкой, которой он такие лекарственные шарики и достает.

Если зубы сильно болят, то можно священномученику Антипе помолиться. По опыту знаю: когда деваться некуда, нужно идти литургию служить, а зубы вдруг начинают болеть, то уж не пойдешь к дантисту в этот момент. Взмолишься: "Священномучениче Антипо, отложи от меня на время это зубное испытание!" Глядишь, и полегче станет.

В каждом храме есть свои особенные святые, которым можно помолиться о здравии. Спросите у своих прихожан, они подскажут.

7. Бабушки ругаются, если в храме разговариваешь или ходишь. Почему?

– Ругаются – и правильно. С одной стороны, храм – не клуб по интересам для дискуссий, а тем более – не место сбора для обсуждения наших планов на воскресный день: "Что мы будем делать после того, как богослужение, наконец, закончится". Храм также и не площадка, которую в тоске и печали нужно вымеривать шагами во время богослужения. Если нет никаких сил, то нужно где-нибудь сзади встать, с ноги на ногу переминаться. Тогда хоть другим мешать не будешь. Так что бабушки в общем-то правы.

С другой стороны, каждый бывает резковат, особенно если получит определение, которое покажется ему обидным. Но здесь стоит подумать, а далеко ли мы ушли от этого определения? Вспомните ваши ощущения, когда вы сами молитесь, а кто-то вдруг начинает ходить или громко обсуждать стиль одежды сбоку стоящих. Не хочется ли вам, чтобы эти люди замолчали наконец хоть на несколько минут? Или вы начинаете жадно прислушиваться к тому, о чем рядом с вами говорят?

8. Почему к Причастию идут, сложив руки на груди?

– По практической причине. Во-первых, руки на груди сложены в форме Креста. Мы еще раз в этот ответственный момент службы напоминаем себе, что путь к единению со Христом – это путь Креста.

Во-вторых, священник выносит чашу, в которой под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Руки у причастника сложены, чтобы никаким неловким движением эту святыню никак не толкнуть. Креститься – мы знаем – нужно заранее, а не перед чашей. Крестообразно сложенными руками мы свидетельствуем – мы во внимании, в бодрствовании в осторожности подходим к чаше.


О поклонении кресту

Великое имеем мы, верующие, оружие - это сила Животворящего Креста.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонная. Сегодня во всех православных храмах поют: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Крест Господень для каждого христианина – великая святыня. Когда мы принимаем крещение в Церкви, священник надевает на нас нательный крестик. Когда мы молимся, мы налагаем на себя крестное знамение – изображение Креста. При виде крестного знамения бесы трепещут и «исчезают как дым», – так говорится в одной из молитв Господу. Иисус сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Почему именно Крест так важен для христианина? Что за таинственная сила заключена в нём?

Чтобы ответить на все эти вопросы, нам необходимо вспомнить самое начало истории человечества. Господь сотворил Адама и Еву и поселил их в раю. Всё там дышало любовью и красотой. Все там были счастливы. Но люди нарушили заповедь, данную им Богом, - не есть плодов с запретного дерева. И тогда зло вошло в мир. И повредилась природа человека. Он стал смертным. Больше он не мог жить в раю, потому что отпал от Бога. Его приютом стала грешная земля, где он принуждён терпеть голод и холод, болезни и беды. Отпав от Бога, он стал находиться под властью лукавого. Он как бы попал в тюрьму, двери которой были наглухо заперты.

Горько сожалел человек о потерянном рае. Он хотел вернуться, но не мог найти дорогу обратно, он не мог открыть запертые двери. Он совсем заблудился. Но и Господь не мог спокойно смотреть на несчастных людей. Ведь Он сам создал их и любил всем сердцем. Тогда Он решил спасти заблудших, указать им дорогу в Отчий дом. И Он послал к ним Своего Сына.

Иисус Христос родился на земле, чтобы спасти людей. Он пришёл восстановить повреждённую человеческую природу, чтобы люди снова могли жить в раю.

Только сделать это оказалось очень непросто.

Чтобы освободить человека от власти диавола, восстановить человеческую природу, Христос совершает величайший подвиг – он берет на себя все грехи человечества и принимает страшную смерть на кресте. Он был распят, испытал боль и муки, но совершил чудо – Своей Смертью освободил человека от порабощения лукавыми демонами.

Вот поэтому Крест – орудие мучительной казни Христа – стал для всех христиан символом освобождения, символом победы добра над злом, светом, сияющим в ночи заблудившемуся путнику.

Крест Господень победил козни лукавого. Тот оказался бессилен перед Богом. Вот почему бесы так боятся и трепещут креста.

Для нас же Крест – спасение! Он – величайшая святыня, наша надежда и наша вера. Через него мы можем теперь найти дорогу к Богу в Царство Небесное. Этот обратный путь к потерянному раю непрост. На нём нас ждут испытания, камни и овраги, непроходимые чащи и болота. Но мы с вами не одни. Впереди, как путеводная звезда, нам светит Господень Крест. Навстречу нам с любовью протянуты руки Христа. И Он говорит нам: «Не бойтесь! Смело идите вперёд. И мы обязательно скоро встретимся!»

И ещё, ребята! Что означают слова – «взять крест свой!»? Они означают, что нам надо со смирением принимать всё то, что выпадает нам на долю в нашей жизни. Во всех событиях нашей жизни есть благой промысел Божий. И нам надо научиться не злиться, не бунтовать, а понимать, что встретившаяся нам трудность – это и есть то испытание, которое нам надо преодолеть. Выйти победителем. Наша жизнь – это наш крест. А с Господом нести этот крест гораздо легче, чем без Бога.


ИГУМЕН И МЕДВЕДЬ

Митрополит ВЕНИАМИН (Федченков)

Этот случай произошел на Руси в конце XVI века. Иноки очень бедного Хутынского монастыря в Новгороде, получив в дар от одного боярина хорошие пастбища, решили завести овец. Шерсть от них давала все нужное обители: и одежду братии, и доход от продажи излишков.

Но вот в соседнем лесу поселился медведь и стал жестоко обижать бедных иноков, похищая их овец. Не смея сами предпринять ничего, послушники-пастухи не раз докладывали о чинимых медведем обидах настоятелю. Но старец-настоятель почему-то медлил с каким-либо решением насчет обидчика, говоря, что и медведю надо же есть. А у того от безнаказанности разрасталась алчность, так что на опушке леса стали находить уже овец не только съеденных, но почти и нетронутых, а лишь растерзанных. Снова доложили настоятелю.

“Э, это уже озорство. Ради потехи губить не позволю”, - проговорил старец и, взяв свой посох, пошел один в лес.

На следующий день изумленная братия увидела своего настоятеля идущим из леса в монастырь в сопровождении огромного упитанного медведя. Старец вошел в келью, а медведь лег у крыльца.

“Отче, что же делать с медведем? - спрашивали келейники настоятеля, - он лежит у крыльца и никуда не отходит”.

“Не трогайте его, пусть лежит. Мы завтра пойдем с ним в Москву на суд к Патриарху”, - отвечал настоятель.

И на следующий день настоятель действительно отправился пешком из Новгорода в Москву, а за ним покорно пошел и монашеский обидчик-медведь. Пришлось, конечно, этим странным путникам проходить и через многие села и деревни, и везде народ с удивлением смотрел на такое странное явление. Тогда еще водили по деревням медведей ради потехи, но те бывали на цепи, с продернутым железным кольцом в носу и заморены, а этот шел свободно, и такой огромный.

И то не диво, - что люди страшились медведя крепко и даже отказывали настоятелю в ночлеге, так как он, боясь, чтобы на улице не убил кто-нибудь медведя, просил и его впускать куда-нибудь. А животные относились к странному зверю совершенно спокойно. Собаки даже близко подбегали к нему и обнюхивали его, а пасшийся на пути в поле скот при приближении настоятеля с его обидчиком лишь подымал голову и как бы с любопытством смотрел на диковинное шествие, а затем снова спокойно принимался щипать траву.

Так и добрел хутынский настоятель со своим обидчиком в Москву на Патриаршее подворье. Он вошел в покои Патриарха, прося доложить о себе, а медведь остался у ворот.

Патриарх принял хутынского настоятеля.

- Я к тебе, Святейший, пришел с жалобой на нашего обидчика, - принимая благословение Патриарха, проговорил игумен. - В соседнем с нашей обителью лесу поселился медведь и ведет себя непотребно - похищает наших овец больше, чем съесть может, стало быть, просто ради своей звериной страсти потешается над кроткой Божией тварью. Этого я стерпеть не мог, и привел его к твоему Святейшеству на суд.

- Кого привел? - недоумевал Патриарх.

- Да нашего обидчика, Владыко.

- Где же он?

- У ворот дожидается твоего суда. Внуши ему, Святейший, что такое поведение зазорно для создания Божия.

- Брат, зачем же ты трудился вести его ко мне, если он так повинуется тебе, что пришел за тобою в Москву? - сказал Патриарх. - Запрети ему сам.

- О, нет, Святейший. Что же я такое? Нет, запрети ему ты своими святительскими словами не чинить больше обиды неповинной твари. Скажи ему, что озорничать грешно и непотребно.

Патриарх вышел на крыльцо, а хутынский настоятель пошел к воротам и через минуту вернулся во двор сопровождаемый своим косматым обидчиком.

- Вот, Святейший, наш обидчик, рассуди нас твоим святительским судом, - сказал настоятель, указывая Патриарху на огромного медведя, стоявшего смирно понурив голову.

Подивился Патриарх такой покорности зверя и обратился к нему, как к разумной твари:

- Хутынский настоятель приносит жалобу на твое озорное поведение. Ты обижаешь бедную обитель, похищаешь ее достояние и позволяешь себе озорство, непристойное никакому созданию Божию. Отныне чтобы ты не смел трогать монастырских овец, Господь силен, и без этого пропитает тебя.

Суд кончился. Настоятель поклонился в ноги Патриарху и повернул домой, а за ним покорно поплелся и медведь.

С этого времени он никогда уже не трогал монастырских овец и в случае недостатка в еде смиренно являлся в ту же обитель, прося пропитания, в котором братия не отказывала ему.

Из журнала “ТРОИЦКОЕ СЛОВО”


Молитва

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество Божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

А.С.Пушкин.

Не унывай

Когда придет пора невзгоды и страданья,

И над твоей главой обрушится гроза, -

Не унывай, мой друг. В минуту испытанья

Пускай пред Господом падет твоя слеза.

Не горьким ропотом, а теплою мольбою;

Строптивой жалобы порывы воздержи,

Но, сердцем веруя, что бдит Он над Тобою,

С надеждой на Него печали возложи.

И, в трудный час борьбы твоей житейской,

Он вовремя придет тебя спасти,

И будет Сам тебе Он Симон Киринейский

И тяжкий жизни крест поможет донести.

Розенгейм Михаил

Пост с молитвой сердце отогреет,

Над землею колокольный звон.

Преподобне отче наш Андрее,

Горько читаю твой святой канон.

Что, душе, откуда плакать станем

О прошедших окаянных днях?

Возопий и сердцем и устами:

- Боже, помилуй, не отринь меня!

О, Адаме, первый человече,

Пал в раю и плакал без конца.

Плачь, душе, и ты стоишь далече

От своего Владыки и Творца.

О, душе, доколе окаянна?

Уподобясь Еве впала в грех.

Принеси же ныне покаянье

Господу Богу и Владыке всех.

Иеромонах Роман.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ