ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 1 январь 2010 г.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Патриарха Московского и Всея Руси

КИРИЛЛА

АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ,

МОНАШЕСТВУЮЩИМ

И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ

2009/2010

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В светлый день Рождества Христова сердечно поздравляю вас с этим великим праздником.

На протяжении двух тысяч лет христиане всего мира с радостью и надеждой обращают мысленные взоры к событию, ставшему переломным в истории человечества. Современное летоисчисление, ведущее своё начало от Рождества и являющееся летоисчислением христианской эры, само по себе свидетельствует об исключительном значении пришествия Христа Спасителя.

Образом мира, некогда отступившего от своего Творца и ощутившего скорбь и мрак богооставленности, была Вифлеемская пещера, где от холода зимней ночи укрывались животные. Однако светозарная ночь Рождества наполнила сиянием не только пещеру, давшую приют Пречистой Деве Марии, но и всё творение, ибо через рождение Сына Божия всякий человек, приходящий в мир, просвещается Светом истины, как о том свидетельствует Евангелист Иоанн (Ин. 1, 9).

Кто-то может спросить: что означает Свет истины? Ответ на этот вопрос находим в том же Евангельском повествовании от Иоанна. Свет истины – это Сам Господь, Божественное Слово, Которое «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14).

Через Рождение Спасителя люди обрели возможность иметь благодать и Истину (Ин. 1, 17). Благодать есть Божественная сила, даруемая Богом человеку для спасения. Именно этой силой люди побеждают грех. Без благодати не победить зла, а значит, и не победить всего того, что омрачает нашу жизнь.

Истина – фундаментальная ценность бытия. Если в основе жизни неправда, заблуждение, то жизнь не состоится. Конечно, внешне жизнь заблуждающегося человека может казаться вполне благополучной. Но это не означает, что заблуждение безобидно: рано или поздно оно проявит себя, в том числе и трагедией человеческих судеб.

Свет истины – это Божественный свет, это Божественная правда. Она неизменна и вечна, и не зависит от того, принимаем мы её или нет. Принятие человеком Божией правды определяет, в первую очередь, характер его отношений с другими людьми, способность, по слову апостола, носить «тяготы друг друга» (Гал. 6, 2), то есть проявлять солидарность с ближними, соучаствуя и в радости, и в горе другого человека. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35), – говорит Господь. Однако эти вечные Божественные истины, которые только и способны преобразить нашу жизнь, сегодня перестают быть идеалами. Они настойчиво вытесняются из сознания современного человека пропагандой моральной безответственности, эгоизма, потребительства, отрицания греха как основной проблемы человеческого существования.

Именно подменой истинных ценностей ценностями ложными в основном и объясняется всё возрастающее значение так называемого «человеческого фактора» в трагических событиях, уносящих сотни жизней. Этим же объясняются и кризисы, которые в масштабе всей планеты сотрясают экономику, политику, окружающую среду, семейную жизнь, отношения между поколениями и многое другое.

Значение празднования Рождества Христова состоит в том, что оно приближает к нам Спасителя, помогает отчётливее увидеть Его Лик, проникнуться Его благой вестью. Господь вновь и вновь таинственно рождается для нас во глубине наших душ, дабы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Событие Вифлеемской ночи входит в современную жизнь, помогает нам увидеть её с иной, порой непривычной и неожиданной, точки зрения. То, что казалось самым важным и огромным, вдруг предстаёт малозначительным и скоропреходящим, уступая место величию и красоте вечной Божественной истины.

И с особой силой звучат сегодня слова Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Эти слова даруют надежду, основанную на твёрдом убеждении, что какие бы искушения ни постигали нас в этой жизни, Господь не оставит Своего наследия.

Минувший год в жизни Церкви нашей был отмечен многими важными событиями. Собравшийся в Москве в Храме Христа Спасителя Поместный Собор избрал после кончины Святейшего Патриарха Алексия II его преемника. Укрепляемый молитвой и поддержкой епископата, клира и многочисленной паствы, с упованием на волю Божию принял я выпавший мне жребий патриаршего служения. Совершая богослужения в Москве, в ряде российских епархий, а также на Украине, в Белоруссии и Азербайджане, я имел радость молитвенного общения с нашим благочестивым православным народом, с молодыми и пожилыми, с людьми среднего возраста и с детьми. Везде я мог видеть светлые лица людей, искреннее выражение глубокой веры. Это стало для меня сильнейшим духовным переживанием и зримым свидетельством единства Святой Руси, которая силой веры своего многонационального народа преодолевает социальные, имущественные, возрастные, этнические и прочие границы, сохраняя в условиях современных политических реалий своё духовное единство.

Это единство скрепляется единой Церковью, в которой Божественной благодатью преодолевается всё временное и преходящее. Здесь перед человеческим взором предстаёт подлинное величие непреходящих ценностей. Именно поэтому Божественная истина должна служить главным ориентиром для всякой человеческой деятельности, для развития и движения вперёд.

Отрадно видеть, что всё большее количество наших современников начинает осознавать свои духовные истоки, ценить свою религиозную и культурную традицию. И сегодня торжество праздника разделяют не только те верующие, которые прочно укоренены в Православии, но и те, кто только находится на пути к обретению спасительной веры и, может быть, впервые переступает порог храма, сердцем откликаясь на Евангельский призыв.

Молитвенно желаю вам, Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, обильных милостей от Родившегося в Вифлееме Богомладенца Христа, дабы благодатью Божией умножилась ваша радость, уврачевались болезни и утешились скорби. Да будет свет Вифлеемской звезды путеводным для каждого из нас, и да благословит Господь труды на ниве благоустроения жизни Церкви, государств, в которых мы живём, и наших обществ, и да одарит всех нас неотступным пребыванием в Евангельской Истине.

КИРИЛЛ

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово
2009/2010 г.
г. Москва


Рождественское

Послание

Высокопреосвященнейшего

Антония

Архиепископа Красноярского

и Енисейского

Всечестной пастве

Красноярского Края

2009/2010

«Великая благочестия тайна:

Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе,

показал Себя Ангелам, проповедан в народах,

принят верою в мире, вознесся во славе»

(1 Тим.3:16)

Христос раждается – славьте!

Христос с небес – встречайте!

Возлюбленные о Господе мои сослужители на ниве Христовой, начальствующие в наших свв. обителях, о.о.Благочинные, священнослужители наших храмов, иноки и инокини, представители власти, деятели науки и культуры, славные войны, казаки, студенты, все учащиеся: наши кадеты, воспитанники и воспитанницы Православных и мариинских гимназий, учащиеся воскресных школ, дорогие братья и сестры наших необъятных сибирских просторов!

Сердечно поздравляю Вас с великим праздником Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Вот уже несколько тысячелетий до нашей эры, и почти 2 – новой не сходит со страниц исторических исследований Имя Иисуса Христа – Сына Божия, явленного в мире Божией Материю для нашего спасения от греха и смерти. Действительно, каковой была бы жизнь, если бы греха не было: если бы мы любили друг друга, как того хочет Бог, сотворивший нас свободными совершенно существами от всякого зла. О! Какой бы тогда была жизнь! Не было бы зла, не было бы насилия, а человек делал человеку только хорошее, по слову Христа Спасителя: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12). Но, увы. «Горе живущим на земле и море, ибо сниде диавол к вам, имея ярость великую, зная, как мало время имеет» - написано в Апокалипсисе (Апп. 12:12).

И в древние времена, и в настоящее, многие праведные люди, чтобы уклониться от зла уходили в пустыни, в леса, в монастыри, в так называемые затворы, чтобы спастись от этой страшной напасти, которая именуется изначально злом. И когда мы задумываемся об этом, то пытаемся делать вывод, что так и должно бы наверно тому и быть, т.е. жить в этом действительно злом и тяжком мире, не задумываясь о будущем. Такое мышление я бы назвал примитивным мышлением, обращая внимание на то, что мир-то создан прекрасным, а зло в нем творимое – есть зло человеческое, наша греховность, от которого страдаем и мы, и природа. И мир давно бы, безусловно, погиб в этом уклонении ко злу, если бы не было явления миру Христа Спасителя.

Все, даже неверующие часто говорят о стремлении к Богу, то есть к тому первозданному состоянию, некогда утерянному, но которое имеет место в любой душе. Об этом св. Екклезиаст говорит духом Божиим так: «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29). Екклезиаст говорит это, хорошо изучив начало мира, Библию, ибо в те времена о грехопадении человека и причине зла в мире знали очень и очень хорошо, как и о бессмертии человека, сотворенном по образу и подобию Бога, образ Которого: Вечная душа человека. Они часто говорили: «жив Господь и жива душа твоя» (1Цар.20:3). В ветхом завете спасались ожиданием Спасителя Мессии – Христа, избавителя рода человеческого, в новом же завете - в Его Святой Христовой Церкви.

Величайший праздник Рождества Христова, ныне празднуемый, является исполнением пророчества божественного о спасении человека и ветхозаветного, и новозаветного. Великой тайне исполнения данного пророчества о жене, которая «сотрет главу змия искусителя» (Быт.3:15) послужила пренепорочная Богом Избранная царица неба и земли Пресвятая Дева Мария. Началась новая эра на земле, обновился мир от всяческого многобожия и идолопоклонства, настало воистину спасительное время для спасающихся. Если ранее все были под законом Моисеевым, то ныне стали носителями Благодати Божией спасительной, вечной в Новозаветной Единой Церкви Христовой. И произошло это «на конец веков», то есть, когда уже и заповеди спасительные лукавством века сего, были переосмыслены не столько для сердец, ищущих Бога, сколько для уст, источающих лишь лесть и лукавство. И что интересно: отступники от Бога сегодняшние с каким упоением предаются утехам древних язычников: изучают их книги, обмазывают себя красками, и как бы в шутку совершают их омерзительные ритуалы: словом – ничего нового не происходит. Так – было, так и будет, но люди внимавшие слову Божию тоже всегда – были, и всегда – будут, первейшей избранницей из которых есть Божия Матерь.

Господь так возлюбил праведность Пресвятой Девы Марии, что наименовал ее «честнейшей из Херувимов, и славнейшей из Серафимов», сподобившуюся безсеменно родить Того, Кто горстию содержит весь мир! Господь возлюбил и нас с Вами через Нее, ибо всякое прошение ее по нашим к ней молитвам – приемлет, и исполняет. Вот почему так много на Руси и во всем мире храмов в честь Пресвятой Богородицы.

О рождестве Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа сказано так. «Бог явился во плоти» - восклицает св. Ап. Павел, подтверждая все те пророчества о явлении Мессии в  ветхом завете. Бог «оправдал Себя в Духе» - явившись безсеменно в Духе Святом от Приснодевы Марии (Ис.7:14). Бог «показал Себя Ангелам» (Лк.2:13-14), только что родившись, как сын и Божий и как сын Человеческий. Бог «проповедан в народах» - «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Иоанн. 14:6), т.е. выходит на проповедь. Бог «принят верою в мире» с целью, дабы «всякий верующий в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную» (Ин.6:47). Бог «вознесся во славе», оставив нам Церковь Свою, всегда единую и неделимую, как и в Ветхом Завете (1 Тим.3:16, Еф.4:5). Поэтому свв. отцы, Духом Святым в уже распространившейся Св. Церкви Христовой в конце Символа Веры, говорят: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».

Кто может, какой совопросник века (1 Кор.1:20) и сегодняшнего, эти слова св. Апостола Павла, взяв все словари и все книги по Священному Писанию о Рождестве Христовом, о пророчествах Божественных, подтверждающих их о Нем, все, что сказано в Новом Завете и в других священных книгах опровергнуть, хотя бы ничтожно-малую долю того, как верно сказано Духом Святым апостольским о том святым Апостолом Павлом?!

 Много сегодня «совопросников века сего», которые не столько Духом Святым и вниманием духовным назидаются, сколько всякой лестью той же разрушительной диавольской пытаются произвести всякого рода соблазны, забывая главное условие вечной жизни – пребывая в Св. Церкви и принимая Св. Тайны ее, от силы в силу - совершенствоваться! И тогда никакая сила не отлучит тебя то любви Божией, спасительной, реальной, - вечной.

Будем помнить, дорогие, что весь этот мир «во зле лежит», как говорит Евангелие и сейчас, когда Христос уже почти 2 тыс. лет с нами в Его Святой Церкви. Есть посетители храмов, спасающие свои души, а есть обходящие их стороной. Думаю, первые – выигрывают, и в личной и общественной жизни, что весьма заметно. Как можно, отвергая храмы Божии, это врачевство от диавольской лести века сего, устроить свою жизнь, заранее зная, что все это устроение безсмысленно и бесполезно для безсмертной вечной души?

Удивляешься, когда претендующие сегодня на интеллигентность, к примеру, начальник городской библиотеки, категорически против того, чтобы там был и уголок, посвященный христианскому воспитанию юношества, как и те, кто с явным цинизмом противится строительству Собора в исторической части города, где он и стоял, с тем, чтобы настроить там поклонения сегодняшние «золотому тельцу» - высоткам, якобы даже делая это и законодательно, а иногда за ради бизнеса своего готовы на все, лишь бы не уступить и пяди земли под храм. Вот уже и Цицерона здесь можно вспомнить: «o tempora! o mores» (О времена! О нравы!).

Я помню, как самые и заядлые коммунисты, в свое время, при Хрущеве, отстаивали храмы, предписываемые к закрытию: партийные билеты носили, но были верующими. Храмы – это олицетворение духа народа, и во все времена, как и сегодня, они являют собой мужество, благородство и достоинство здесь живущих, к зависти иностранцев. Обидно видеть тех же совопросников века уже сегодняшнего, как и во времена св. Апостола Павла, так и не ответивших на главный все-таки вопрос жизни и смерти:  «воскрес ли Христос», когда Он уже 2 тыс. почти лет как воскрес, и придет во Свое Второе пришествие судить нас, и ни одна душа, преисполненная самой сильной ненавистью к Богу – от Него не скроется.

В преддверии великого нашего праздника Рождества Христова, завершая это письмо, хотелось бы пожелать, чтобы мы не на словах только, пытались «собирать камни» нашей истории, но где-то никого не стесняясь и перекреститься, всегда чувствуя себя христианином! Помню, во времена атеистические, когда взрослые в домашних условиях учили детей вере, но при этом, когда отправляли в школу, им говорили: «смотри, нигде вслух про Христа Спасителя не говори, хотя Он – есть!»

Мы сейчас живем в другое время, когда можно свободно свою веру исповедывать, не имея страха там «где его нет».

Да благословит Господь всех нас миром Своим и на наступающее новолетие благости Божией, и да укрепит силой веры нашей, к нему обращенной, для утверждения доброй и хорошей жизни: семейной, общественной, государственной. От нас зависит, каковым должно быть наше духовно возрождающееся отечество, наш дом, который мы должны уважать, в котором мы должны друг друга любить и, утверждаясь верой нашей, восстанавливать наше родное Всероссийское Отечество, помня: с нами Бог, Которому Слава – в Вышних, и в человецех с Ним  - благоволение!

С любовью во Христе –

Архиепископ

Красноярский и Енисейский

            АНТОНИЙ


КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Александра Сопова

Как и к празднику Рождества, Церковь заранее начинает готовить верующих к празднику Крещения Господня. И тем радостнее само торжество. Что же произошло при Крещении Господа? Самое главное — это явление Пресвятой Троицы. Именно поэтому праздник также называется Богоявлением.

                       

Подготовка к празднику и Сочельник

Четыре дня перед Крещением целиком посвящены приготовлению к этому празднику. В церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 6 января (по старому стилю). Оканчивая предпразднование Крещения, Церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и с Воскресением Господним: «Со Мною кто в Крещении, тот и славы Воскресения со Мной насладится», — обещает Христос словами богослужения.

Неоднократно говорится о том, что Христос — свет, просвещающий бывших во тьме. Этим свидетельствуется, что Крещение Господне есть начало явления Божественного света в мире. Об этом говорят и древние названия праздника: Просвещение, праздник Светов. Об этом говорят и церковные песнопения, например: «Явился еси днесь (сегодня) вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас (открылся в нас)…»

В день перед самым Крещением — Крещенский Сочельник — богослужение во всем подобно Рождественскому Сочельнику. Кроме прочего, сходно в этих службах обилие ветхозаветных отрывков — здесь их даже не 8, как под Рождество, а 13.

Кроме того, о Рождественском Сочельнике напоминает и предписание строгого поста в этот день — это первый постный день после праздника Рождества Христова, так во все время Святок Церковь ради великой радости не только не предписывает, но и отменяет все посты.

Начало Евангелия — Иордан

Что же произошло при Крещении Господа? Самое главное — это явление Пресвятой Троицы. Именно поэтому праздник также называется Богоявлением. Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Бог Сын принимает крещение по Своей человеческой природе; Дух Святой в виде голубя нисходит на Него. Этим утверждается вера в Божественную Троицу и вера в Божество Иисуса Христа. «Богоявления время, Христос явися нам во Иордане реке», — поют в храме.

От вод Иордана воссиял свет Евангелия, так как с этого дня Христос начал проповедовать Новый Завет: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Крещение Господне — это торжественное вступление Иисуса Христа на общественное служение роду человеческому.

Христос безгрешен, и потому не нуждался в крещении, то есть в очищении личных грехов, но Своим Крещением, по выражению церковных песнопений, «потопил в водах Иордана грехи всего мира».

Днесь вод освящается естество

Торжество Иорданского события Церковь знаменует особым обрядом великого освящения воды. Совершается оно дважды — в Сочельник и в самый день Богоявления. Благодать освящения воды подается одна и та же, одинаковы и молитвы, и троекратное погружение в воду Животворящего Креста Господня. В день накануне праздника при водоосвящении кроме Крещения Господня вспоминается еще и крещение оглашенных (в Древней Церкви был обычай подолгу готовиться к этому Таинству, и крещение происходило всего несколько раз в год; одним из таких дней был день Просвещения). В древней Иерусалимской Церкви был обычай в день Крещения выходить для водосвятия на Иордан, поэтому в Сочельник воду освящают в храмах, а в сам день праздника, если есть такая возможность, чин этот совершается на реках, источниках и колодцах, ведь и Христос крестился вне храма. Поскольку значение воды в оба дня одинаково, вовсе не стоит дважды набирать и раздельно хранить ее в двух сосудах.

Подобно тому, как в литургии продолжается таинство Воплощения, так и богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. После грехопадения Адама и Евы в раю пострадал весь мир, при Пришествии Спасителя также возрадовалась вся природа.

Богомольцы или моржи?

Есть благочестивый обычай окунаться в Иордань — водоем, на котором совершен чин освящения, или прорубь. Главное, чтобы для христианина это не стало «церковно-спортивным подвигом»: кто-то, благоговейно перекрестившись, хоть и боится мороза, а спускается в воду, стесняя себя ради Христа; кто-то, гикая, смеясь и куражась, прыгает в прорубь, и хорошо еще, если не матерится от восторга… Вряд ли эти картины требуют комментариев, как и привычка некоторых людей после омовения согреваться не только не молитвой, но и не полотенцем, а алкоголем. Стоит только сказать, что, если православный человек имеет намерение последовать этому обычаю, следует взять на это благословение у священника. И, разумеется, это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том числе не извиняет участия в святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников.

Химическая задачка

Все, даже нечасто ходящие в церковь, знают, что крещенская вода может годами стоять и не портиться. Но многие почему-то думают, что так происходит из-за ионов серебра, которые попадают в воду при освящении ее крестом. Много уже говорено о том, что все драгоценные металлы как были изъяты у Церкви при большевиках, так и не вернулись в приходской обиход. Но до сих пор сложно решить такую, например, химическую задачку: сколько ионов серебра содержится в одном литре крещенской воды, если водоосвящение происходило на Волге, ширина которой в этом месте составляет 300 метров , глубина — 20 метров , скорость течения — 3 метра в секунду, общее время нахождения креста в реке составляло одну минуту, а крест, которым сельский батюшка совершал обряд, был деревянным?

Вот путь, ведущий вниз, а вот — вода из крана

(Б. Гребенщиков)

Некоторым людям так сложно дойти до храма, что они считают, что любая набранная в этот день вода, предположим, просто из московского водопровода, имеет все свойства крещенской воды. В некоторых случаях, конечно, это и так. Например, если христианин оказался в далекой стране, где нет и намека на православный храм, нет и надежды встретить священника. И если в этот день этот христианин усердно будет молиться Богу, радуясь о светлом празднике, и наберет воды, то Господь по вере его освятит эту воду и даст ей благодать. Если чья-то ситуация подобна этой — Бог восполнит невозможность этого человека участвовать в празднике вместе с Церковью. Ну а если мы просто ленимся войти в храм или боимся, что нам какая-нибудь бабушка что-то с большой любовью скажет о нашей пластиковой бутылке — кажется, это другое дело.

Воды набрали. Что делать дальше?

В Богоявление крещенскую воду можно пить целый день. Но потом ее следует употреблять натощак либо по особой необходимости (например, при внезапной болезни). Кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище, включая и отхожие места, и те помещения, где живут наши домашние любимцы или, если речь идет о деревне, где стоит скот. Можно окропить и офис, и место учебы, и автомобиль.

А если вы видите, что воды стало не так много, как хотелось бы, — можно разбавить ее простой чистой водой, и вся она будет так же полна благодати, как и раньше, и так же не испортится. Поэтому вовсе не стоит надрываться, унося из храма в этот день канистру на десяток-другой литров. Достаточно взять небольшую бутылку — и воды хватит до следующего Крещения вам и вашим близким.

Впрочем, и чудесное сохранение крещенской воды не гарантировано человеку, который не будет относиться к ней благоговейно. Лучше будет перелить ее из пластиковой посуды в стеклянную и хранить не где попало, а рядом с иконами или в ином почетном месте. Также пить эту воду следует с молитвой, чтобы этот дар Господень был нам во здравие души и тела. Тогда и не придется смущаться и спрашивать у священника, что делать с зацветшей или забродившей святой водой.


РОЖДЕСТВО: КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС

протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мц. Татианы

Праздник Рождества Христова — древнейший христианский праздник и до IV столетия существовал неразрывно с другим христианским праздником — Крещения Господня под общим наименованием Богоявления.

           

Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, — пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-Человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви и в самом богослужении праздника Рождества Христова.

Пришествие Бога во плоти исторически было явлено со всей очевидностью в двух событиях: в рождении Богомладенца Иисуса и крещении Спасителя Иоанном на Иордане. Поэтому оба эти события праздновались в один день. Первоначальным основанием для празднования 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам — Христос — по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам — в шестой день первого месяца года, которому соответствовало 6 января.

Но в середине IV столетия Папа Римский Юлий I установил праздновать Рождество 25 декабря, с тем чтобы противостоять языческому культу солнца и предохранить христиан того времени от участия в достаточно разнузданных увеселениях народа, которые были широко распространены. Примерно с 337 года в Константинополе, а за ним и в других частях христианского Востока Рождество начали праздновать 25 декабря. По мысли святых Отцов III-IV столетия, этот день более всего соответствует дню рождения Иисуса Христа. Кроме того, 25 декабря — это еще и зимний солнцеворот: после самых длинных ночей в году день становился длиннее, а ночь короче. То есть после самых темных дней года наступает перелом — умаление тьмы и прибавление света, что так естественно сочеталось с пониманием того, что принесло в жизнь человеческого рода Боговоплощение.

Богослужения праздника Рождества содержат песнопения и чтения, составленные великими авторами-гимнографами Церкви, такими, как Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и другие. Среди особенностей, понятных и нецерковному человеку, можно выделить такие части, как кондак праздника «Дева днесь Пресущественнаго рождает», написанный святым Романом Сладкопевцем или ирмосы, т. е. заглавные строфы канона на утрене, которые начинаются словами «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся!» и которые очень интересны тем, что это гимнографический парафраз слова на Богоявление, сказанного в IV веке святым Григорием Богословом.

Богослужение Рождества Христова имеет несколько дней предпразднования, то есть приготовления, со 2 по 6 января по новому стилю. Завершается предпразднование в канун праздника, 6 января, днем, который называется «навечерие» или Рождественский Сочельник. По благочестивому обычаю этого дня верующие старались не вкушать пищу до первой вечерней звезды. Также есть многовековой обычай: первая рождественская литургия совершается ночью в воспоминание о том, как звезда вела древних мудрецов-волхвов к пещере, в которой родился Христос, и о том, что само это событие, как говорит нам Предание, совершилось ночью в присутствии пастухов и ангельских воинств.

           

Весь христианский мир праздновал Рождество Христово 25 декабря по так называемому юлианскому календарю, установленному императором Юлием Цезарем в I веке еще до Рождества Христова. Этот календарь, несколько отличающийся от точного астрономического года, был откорректирован папой Григорием XIII в 1582 году. К этому моменту накопилась разность в десять дней между юлианским календарем и данными астрономического года. И вот в 1582 году после 4 апреля сразу было установлено перейти на 15 апреля, а затем раз в 128 лет набегает совокупная разность на еще одни сутки, и ныне разница между григорианским и юлианским календарями достигла 13 суток. Сразу следует сказать, что ни тот, ни другой календарь не являются абсолютно точными, и своя погрешность есть и в григорианском календаре.

В Европе переход на григорианский календарь в католических странах осуществился, естественно, сразу же, поскольку это была инициатива Римского Папы, а в протестанских — очень постепенно: скажем, Англия перешла на григорианский календарь только в последней трети XVIII века. В России переход государственного календаря на григорианский произошел в 1918 году по соответствующим декретам советской власти.

До 1918 года вся Россия жила по юлианскому календарю. Наша Церковь не переходит на новый стиль, руководствуясь тем, что, во-первых, при таком переходе неизбежны богослужебные утраты из-за того, что Пасхалия у нас в любом случае определяется не по солнечному, а по лунному календарю. То есть Пасха является переходящим праздником, который совершается независимо от этих дат солнечного календаря. И иногда получается так, что при очень поздней Пасхе Петровский пост сокращается почти до полного исчезновения, в любом случае оказывается меньше на 13 дней, что вряд ли можно считать приобретением для благочестия. И само соединение служб периода Великого поста со службами годового круга ведет к тому, что при этой сдвижке на 13 дней богослужение совершенно меняется.

Собственно, каких-то других церковных резонов, отчего нам нужно переходить на новый стиль, трудно привести. Как правило, приводят два главных аргумента, один из них — быть, как весь остальной христианский мир. Но нужно ли Русской Православной Церкви в этом отношении стремиться уподобиться остальному христианскому миру в том, что, как справедливо замечает один современный писатель, Рождество переместилось из храма в супермаркет? Как раз напротив, очень хорошо получилось в последние годы в России: у нас западное Рождество, 25 декабря, является массовым стартом для предновогодних распродаж, покупки подарков, всего того, что связано с коммерческой стороной зимних торжеств, о коренном событии которых уже никто не вспоминает. А к православному Рождеству, 7 января, вся эта волна уже сходит, и те, кто желает праздновать Рождество, празднуют Рождество Христово, а не очередной повод для выпивки или трат на те или иные бытовые нужды.

Второй резон — это то, что трудно справлять Новый год, проходя Рождественский пост. Довольно странный аргумент для человека, не чуждого церковности, потому что устав никак не запрещает нам ни служения новогоднего молебна, который происходит во всех православных храмах, ни тихой семейной радости общения за праздничным, хотя и постным столом в теплоте и взаимном приятии, ни дружеской встречи, которая будет именно встречей друзей, а не отрывом в ночном клубе или пьянкой. Так что все это не возбранено нам церковным уставом. А поставить себе Новый год после Рождества как возможность по полной «оторваться» — по крайней мере, сторонникам этой точки зрения нужно понять, что они могут ее придерживаться, но трудно побудить Церковь считать этот аргумент серьезным для перемены церковного календаря.

                       

В начале 20-х годов при Патриархе Тихоне под сильным давлением большевистской власти был издан его указ о переходе на новый стиль, но когда решительное большинство священства и церковного народа отказалось посещать богослужения по новому стилю и письменными и устными заявлениями засвидетельствовало святому Патриарху Тихону то, что они не принимают этого перехода, он в том же году этот указ отменил, и Русская Церковь вернулась к старому стилю, который употребляет и поныне.

В православном понимании главным праздником является Воскресение Христово, в западной же традиции — Рождество. Не как какую-то несомненную данность, а скорее как тенденцию можно здесь увидеть то, что Православию более свойственно переживание Церкви как Тела воскресшего Христа, в котором все мы реально соединены благодатью Святого Духа. И поэтому событие Воскресения Христова, событие, когда Новый Завет становится реальностью не только для окружавших Спасителя учеников, но и для бесчисленного количества людей, которые входят в Его Церковь как клеточки одного организма, на Востоке является главным праздником. Западу же скорее было свойственно, особенно в Средние века, понимание следования за Христом, подражание Ему. Не случайно название одного из главнейших аскетических и мистических трактатов Средневековья — трактата Фомы Кемпийского — «Подражание Христу», то есть повторение тех или иных Его поступков в земной Его жизни. И вот отсюда такое пристальное внимание не к тому, что дано нам в Его спасительной Плоти, Его подвигу ради Церкви, а к тому, что происходило со Спасителем в дни Его земной жизни. И понятно, что начальными, центральными и одновременно более тщательно исторически описанными событиями являются события Рождества.


ГРЕЧЕСКИЕ ЧУДЕСА СЕРАФИМА САРОВСКОГО

иеромонахи Мефодий и Кирилл (Зинковские), СПбДА

Преподобного Серафима в Греции знают очень многие. Более того, русский Серафим стал столь близок сердцам простых верующих, что они считают его за своего святого, а самые малограмотные могут даже сказать, что Саров - это где-то в Греции.

 

Эту историю нам поведали в семье верных Православной Церкви греков, живущих в Англии, но часто посещающих свою родину. В одну из своих поездок по святым местам Греции, они путешествовали по полуострову Кассандра и остановились на пути у незнакомого храма. Зашли внутрь. Это была обычная греческая церковь, но что удивило посетителей - необычное почитание преп. Серафима Саровского, которое отразилось в убранстве храма. Кроме обычной большой иконы Преподобного здесь находилась у стены еще и оригинальная рака с иконой - плащаницей, изображающей почившего угодника Божия Серафима.

Батюшку Серафима, как объяснили нам наши знакомые греки, в Греции знают теперь очень многие. Более того, русский Серафим стал столь близок сердцам простых верующих, что они считают его за своего святого, а самые малограмотные могут даже сказать, что Саров - это где-то в Греции. Но тем не менее было не ясно, с чем связано такое почитание святого в этом храме. Тем более, что находился он в своего рода «глуши».

Вскоре появился священник и на вопрос посетителей ответил, что этот храм посвящен преп. Серафиму. А почему и как это случилось - целая история, поведать которую он любезно предложил им за чашкой чая.

История оказалась весьма необычной и даже просто чудесной. Отец Нектарий - так звали настоятеля храма - в свое время, будучи еще простым монахом, нес послушание при Гробе Господнем в Иерусалиме. В его обязанности входило распределение времени для богослужений и молебнов между православными разных юрисдикций, а также и инославными. Определенное время было отведено здесь и русским монахиням из Иерусалимской обители, приходившим для пения и чтения акафиста.

Но вот однажды о. Нектарию представилось, что время, им отведенное, было слишком велико. И он решил сократить его чуть ли не вдвое. Слезные просьбы сестер-монахинь не действовали на уверенного в себе администратора. «Решение принято - будьте добры выполнять, а иначе и вовсе лишитесь права молиться здесь».

Келлия о. Нектария, где он отдыхал ночью, находилась на втором этаже в самом здании храма. И вот как-то вскоре после описанных событий о. Нектарий, окончив вечерний обход, прилег отдохнуть у себя в келлии. В эту ночь в храме никто не оставался на молитву, все двери были заперты. Вдруг раздался легкий стук в дверь комнаты, где отдыхал монах-смотритель. О. Нектарий был крайне удивлен. Кто бы это мог быть? На повторный стук он открыл дверь. Он не испугался, но недоумевал. Может, кто-то случайно остался в храме.

Пред ним стоял незнакомый седовласый старичок, который, погрозив о. Нектарию пальцем, сказал: «Не смей обижать моих дочек!». Сказано это было на чистом греческом языке, но смотритель не мог уразуметь, к чему относились эти слова. Повторив их, старец исчез в темноте храма.

Обойдя церковь еще раз, о. Нектарий никого не нашел и пошел снова к себе отдыхать. Утром он был почти уверен, что ему все приснилось. Но когда в храм пришли русские монахини и, расположив свои иконочки, начали молитвы, сердце монаха сжалось от благоговейного страха. На одном из образов был изображен тот самый старец, что явился ему ночью. В ушах смотрителя как наяву опять зазвучал голос: «Не смей обижать моих дочек !».                                                                                                                                   

Повалившись в поклоне пред иконой и облобызав ее, о. Нектарий разузнал от монахинь об имени святого, о котором он ранее никогда не знал, и вернул им время на молитву у Гроба Господня.

А вскоре произошло еще одно необычное событие в жизни о. Нектария. Еще задолго до описываемых событий ко Гробу Господню приехал старенький русский архиерей и так долго и допоздна молился здесь, что о. Нектарий предложил ему отдых в своей келлии. Он уступил владыке свою кровать, а сам намеревался отдохнуть на топчане в углу. Но старец-епископ всю ночь не сомкнул глаз, «тянул четку», сидя в кресле. О. Нектарий чувствовал себя неудобно для того, чтобы отдохнуть, и тоже молился всю ночь по четкам. И вот, через пару дней после явления Преподобного и последующего раскаяния смотрителя, о. Нектарий неожиданно получает от паломников какой-то пакетик от упомянутого епископа. Оказалось, что старец-архиерей почил в Бозе и завещал монаху-смотрителю не что иное, как часть святых мощей преп. Серафима Саровского.

Умилению и благодарности о. Нектария не было конца. Сколь милостиво отнесся к нему Преподобный, как быстро простил и как дивно благословил! Тогда-то и дал он обет, что по скончании срока службы при Гробе Господнем, вернувшись в Грецию, построит храм в честь Преподобного. А раку у стены он устроил с тем, чтобы по смерти своей быть похороненным по другую сторону стены - снаружи храма, но рядом с Преподобным!

Так-то согрел пламенной любовью Серафим сердце расчетливого администратора и одновременно защитил своих «дочек».

Воистину дивен Бог во святых своих!


Вопрос священнику

Вопрос: Здравствуйте! Мое имя Ксения.

Все ли грехи равноценны? Например, скушать шоколадку в пост, по слабости - и украсть что-то из-за корысти? Есть ведь такое понятие - смертный грех и не смертный грех? Есть грехи против Заповедей Божиих. Ведь не зря Господь дал их (Заповеди) человеку, - чтобы тот боролся. А вот грехи чувств (зрение, обоняние, осязание) от нас не зависят, хоть что сделай. Мы ими заражены от рождения и ничего тут не поделаешь.

Ответ:  Здравствуйте, Ксения!

Благоразумный разбойник первым вошел в Рай, а апостол Петр трижды отрекся от Христа - и смертные грехи их души не убили. Может и скушанная в пост шоколодка убить душу, и воровство не вмениться в грех - все зависит от того, как смотрит на это Бог - сердцеведец. Многие подвижники уходили в пустыни, раздав все свое имущество, - и погибали, привязавшись сердцем к какой-нибудь ничтожной вещичке. Часто Бог попускает человеку впасть в грех - для смирения, и чтобы обнаружить тайную страсть его души.

Крещением человек избавляется от насилия прародительского греха, поэтому так просто отмахнуться от "грехов чувств" не получится. "Кто во Христе - тот новая тварь" (2 Кор 5.17). "Если глаз твой соблазняет тебя - вырви его!" (Мк 9.47).

От прародителей люди унаследовали не только грехи чувств. Самое главное - это разделение человеческого естества. Ум, воля и чувства - как лебедь, рак и щука. "Нет мира в костях моих от лица грехов моих!" Главнейшее нарушение - это нарушение воли. Наша свободная воля противится воле Божественной. Гордость, самолюбие, своеволие - вот причина и корень зла. Гордостью пал Денница (ныне диавол), гордостью пал Адам.

По учению апостола Павла, Закон (Заповедь) выявляет грех, ибо, если бы не было Закона, как узнали бы мы, что совершили грех? Но в человеческой природе нет сил для борьбы с грехом. Если бы это было не так, не нужно было бы для спасения нашего Сыну Божию становиться человеком. Не стал бы Он и на Крест восходить. Не можем мы сами победить грехи - ни грехи чувств, ни иные.

Да, Заповеди даны человеку для того, чтобы он боролся с грехом. Но смысл этой борьбы для человека, прежде всего - познание своей немощи, своего бессилия перед грехом, невозможности преодолеть даже самый ничтожный грех без помощи Божией. Смысл этой борьбы - воззвать от всего сердца (не от ума!): "Господи, спаси меня, я погибаю!". Только тому, кто видит себя погибающим, нужен Спаситель, Который пришел не праведников, но грешников спасти (вспомните притчу о мытаре и фарисее).

Преподобный Симеон Новый Богослов: «Что болезнь в теле, то грех в душе. Но чтобы пришел Врач, надобно призвать Его, чтобы призвать, надобно увидеть болезнь и почувствовать ее».

Вопрос: В парапсихологии существует такая теория: что все наши физические недуги идут исключительно от наших грехов и неразрешенных ситуаций, и каждый недуг (будь то больное горло или желудок) сигнализирует о каком-то конкретном грехе... в одной книге даже приведена таблица что за что "отвечает"! Подобная теория существует также в Буддизме... Хотелось бы знать мнение батюшки на сей счет.

Ответ: Причина болезни, безусловно – грех. Но это не обязательно грех личный. Это может быть грех рода – родителей, прародителей – восходящий к Праотцу Адаму. Причинно – следственная связь личного греха и болезни может быть явной (например, болезни по причине невоздержания, скажем пьянство - цирроз печени) и скрытой. Потому Церковь советует всегда прибегать к Таинству Покаяния при заболевании. Если нет явной связи между болезнью и грехом, мне кажется, не нужно допытываться, какой именно грех является причиной заболевания, а лучше проводить жизнь в постоянном покаянии – «во всем согрешил, помилуй, Господи!»

Вопрос: Как вы считаете - нужно ли (или можно ли) женщине пользоваться декоративной косметикой, духами, заниматься фитнесом, пользоваться солярием? Есть ли мера приличия во всём выше перечисленном?

Ответ: Думаю, на этот вопрос однозначного ответа нет: «Все мне позволительно, но не все назидает». Все зависит от внутренней мотивации. Можно пользоваться косметикой, отдавая дань традиции, обычаю и при этом совершать восхождение к Богу. А может и горделивый отказ от косметики (особенно если он сопряжен с осуждением тех, кто ее употребляет) удалить человека от Бога. Феофан Затворник, отвечая на подобный вопрос, говорит: «То, что у Вас роскошная обстановка не беда – порядки ныне такие. Сердца только не прилагайте». Христианину, живущему посреди мира необходим разумный компромисс. Меру же компромисса должна определять наша христианская совесть и рассуждение. Совесть потому, что «если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог». Недаром отцы то место в Евангелии, где Господь говорит «Мирись с соперником твоим, пока на пути» относят к совести. Это действительно наш постоянный соперник, который не даст нам покоя, пока мы не удовлетворим его требованиям. Но совесть свою нужно поверять Евангелием, потому, что, как говорит опять же епископ Феофан, она «часто мучает за то, за что вступаться не должно». То есть, нужна еще рассудительность, которую преподобный Симеон Новый Богослов называет «высшею всех добродетелей».

На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов.


Письма Валаамского старца

(схиигумена Иоанна)

20.1.1952 г.

     Как слышно, твой муж пьет. Что делать? - Не скорби, и не осуждай его, ведь у всякого свои немощи и недостатки. Он ведь тоже не без немощей, и не без недостатков. Так вот, учитесь друг у друга, тяготы носите, и так исполните закон Христов. Умудри вас Господи.

     А как время-то летит быстро, ждали Рождества Христова, крещение и новый год, и все это прошло, теперь будем ждать св.Пасхи. Конечно, прежде великого поста надо ждать, как приготовительное средство, чтобы совершение справить светлый Христов праздник.

     Вот, что я заметил: под старость время летит быстрее, ибо чувствуется, что все кончено, приближается время перехода в вечность, как то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых и увидишь, как у них фантазия играет: они счастливы, получать хороших женихов, будут богаты, и хорошо пойдет семейная жизнь, и многое другое на эту тему, эти картинки пройдут у них в голове, и опять останутся одни.

     Наша монастырская жизнь помаленьку еще теплится, а все-же состарилось наше братство, просто Богадельня, один другого старше, если доживу до февраля, тогда стукнет мне 79 лет - почтенные, и я созрел к переходу в вечность. Благодарю Бога, что до таких годов дожил, и удостоил меня грешного провести всю жизнь в монастыре. Не знал мирской суеты, наполненной лукавства, тщеславия, лицемерия, лжи и гордыни; а с этими пороками разве почувствуешь, когда в душе свой мир и умиление? Я полагаю, нет.

     Вот вы с мужем, посещая театр и маскарады, что чувствуете, когда придете домой? Конечно, получаете некоторое впечатление, там получившееся, и будете ждать времени еще и еще посетить те же места, разве только если нельзя будет пойти по болезни. Вот в таком порядке и проходит мирская суетная жизнь. А когда человек будет лежать на смертном одре, или в болезни, вот тогда-то и придется испытать неожиданные явления, и вся прошлая жизнь будет чередоваться событиями, какими он жил, тогда только человек познает, что мир сей обманщик.

     На все ваше семейство призываю Божье благословение.

18.2.1952 г.

     У вас детей нет и вы желаете иметь их, ваше желание естественно в порядке вещей. Однако, всяко бывает; не на радость родителям дети бывают, а на великие скорби. Расположимся на волю Божию, ибо он знает наши нужды раньше нашего прошения; если на пользу, будут и дети без операции докторской. Будем молиться так: Господи, ты знаешь наши нужды раньше нашего прошения, благослови по своей благости, что будет нам на пользу. Аминь!

27.4.1952 г.

     Все отвечал на письма разным лицам, вот очередь пришла и на твои письма надо отвечать. Это хорошо, что любишь дома сидеть и к себе никого не звать, а если люди что скажут, ты держись своих убеждений. Тоже хорошо держать себя подальше от приходских дел, а когда что коснется и надо говорить - не забудь, прежде помолись - на опыте увидишь пользу. Хоть и тяжеловато терпеть скорби, но очень полезно. И мы должны готовиться, с Божией помощью терпеть; поношение, укорение, презрение и насмешки, если так подготовимся, когда он придут, легче будет переносить их. Люди непостоянны; сегодня хвалят, а завтра свалять.

26.6.1952 г.

     Твою посылочку и письмо, получил я своевременно. За посылочку надо тебя не благодарить, а побранить, сама живешь в скудости и выдумала посылать посылочки, да еще схимнику, который должен питаться хлебом и водой по примеру св.Отцов. Говорю тебе строго, чтобы впредь этого не было.

     Ты пишешь, "что ленивая и нерадивая" и просишь, чтобы поругал тебя. Как я могу тебя ругать, когда сам состарился и этим недугом одержим и у меня его больше, чем у тебя. Все же не будем унывать и отчаиваться, смиримся и положим начало, хотя и в 11-ый час мы пришли (мо.20). Но Господь очень милостивый, такую же плату дает, которые трудились с утра. Слава Господи, святому милосердию твоему!

     Господь дает молитву молящемуся; все-же знай, что молитва требует борьбы, даже до смертного часа; будь довольна, какая у тебя есть молитва, к умилению и слезам не стремись, а когда они придут, остановись, пока сами пройдут. Молитва или память Божия это равносильно; можно ходить, или что делать, и думать о Боге - и это также молитва.

     Старайся никого не осуждать, и чтобы вражды не было бы ни на кого, иначе молитва в толк не пойдет. Умудри тебя Господи.

17.9.1952 г.

     Порадовался я, что и ты стала читать духовные книги, сама опытом почувствуешь духовную пользу от этого чтения, добрый час, продолжай заниматься духовною жизнью.

     Скажи, чтобы она молилась за родителей своего мужа и в церкви подавала об упокоении душ их. Хоть сердце не хочет этого, пусть понудит, иначе Бог не примет ее молитвы о спасении души своей. Господь заповедал нам даже любить врагов наших (от Мат.5,44, и от Луки 6, 27-35). Сам Господь даже молился за распинателей: "Отче, отпусти им, не видят бо, что творят" (от Луки 23, 34) св. архидиакон Стефан, когда побивали его камнями, молился так; "Господи не постави им греха сего", и сея рек успе.

     Господь, в святом Евангелии много раз говорит о прощении обид. А ты по своей немощи, а может быть и по гордости, не хочешь поминать своих обидчиков. Знай, что суд будет во второе пришествие по Евангелию, ибо пройдет небо и земля, но ни иота едина, или едина черта не прейдет от закона (от Мат. 5,18). Страшно не исполнять евангельских заповедей! Молись, чтобы Господь смягчил твое сердце, не помнить обид, и ты могла молиться за родителей твоего мужа. Может быть, мои эти строки покажутся тебе строгими, но иначе не могу писать.

     Преп.Варсанофий Вел. сказал: "Мать Сарра сказала: если буду желать угодить всем людям, то придется каяться в дверях их".

     О моей болезни, скорбеть тебе не надо, - будет погрешительно с твоей стороны. Долго ли продлится моя жизнь в сей юдоли плачевной неизвестно; хоть служить трудновато стало - причащаюсь в алтаре, все же хожу к службам, в трапезу и на прогулку.

     Немощей бояться не надо, ибо Господь снисшел с небес для немощных. Человек, если сознает свою немощь и покается, Господь, по своей благости, не помянет его немощей и грехов. Больше всего надо бояться дьявольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие. Не удивляйся что хорошие люди, близко стоящие к церкви, глубоко верующие из-за какого-нибудь укола все поносят. Эти люди внешне, они не имеют понятия о едином на потребу, потому внешнее благочестие и не пользует их. А о Х. надо молиться и сочувствовать ее тяжелому крестику.

     На днях говорит мне некий инок: "Надоело жить, хоть бы умереть и желаю, чтобы превратиться в небытие". Но я промолчал: знаю, что он не примет моих советов. Все иноки ведь начитаны, и кто как понимает Богословие и святоотеческое учение, правильно или неправильно, и держатся своих убеждений: таким людям посторонние советы не подойдут, они сами охочи учить других. Ах! Как хорошо выразился преп. Авва Дорофей: " каждый небрежет и не соблюдает ни одной заповеди, а от ближнего требует исполнения заповедей". В течение дня сколько приходится видеть подобных примеров: кончено я не обращаю внимания на них ибо это какое-то обычное явление: если следить за собой, увидим в своем сердце просто хаос, и подобные явления сердца не задевают.


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

Свящ. П.Н. Воздвиженский

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Однажды праведный Иосиф и святая Мария из города Назарета, где они жили, отправились в город Вифлеем. Там в это время, по случаю народной переписи, собралось очень много людей, и все дома и даже самые маленькие хижинки уже были заняты.

Что тут делать? Иосиф и Мария шли пешком и утомились и хотели отдохнуть. Насилу могли они упросить одного доброго человека, чтобы дозволил им переночевать в пещере, куда в дурную погоду загоняли скот для ночлега.

В той стране, где это происходило, зимы не бывает, а потому скот и пастухи свободно проводят ночи в поле. Эта же ночь была особенно светлая и теплая, а потому вырытая в горе пещера, или по-нашему сарай, была свободна.

Хозяин позволил Иосифу и Марии переночевать в ней. И вот здесь-то в этой пещере на соломе и родился маленький Иисус Христос.

Посмотрите, дети, Иисус, Сын Божий, Который царствует над всем миром, у Которого в руках все богатства, теперь выглядит беднее всех самых бедных детей. И в самом деле, у вас, например, есть и теплая комнатка и красивая постелька и мягкие одеяльца, а у бедного дитяти Иисуса ничего этого нет.

Он родился в скотном загоне, и Пречистая Его Матерь принуждена была положить Его в яслях на соломе. Не правда-ли, дети, вам жаль маленького Иисуса?

Если жаль, если вы хотели-бы поделиться с Ним и вашими одеяльцами, и всем, чего у вас много, то всегда помните, что сказал Иисус Христос, когда он вырос. А Он говорил так:

— Кто одевает и кормит бедных, тот одевает и кормит Меня.

Вот почему, если вы хотите сделать что-либо приятное Иисусу Христу, то лучше всего помогайте бедным.

Иисус, Сын Божий, лежал в яслях, а пастухи ночевали в поле. Вдруг, как молния, к ним слетел с неба лучезарный, сияющий ангел. Страшно испугались пастухи. Но добрый ангел сказал им:

— Не бойтесь, я принес вам радостную весть: идите в свою пещеру, там вы увидите маленькое дитя, которое и есть Иисус, Сын Божий, Спаситель мира. Едва скрылся этот ангел, как слышат пастухи, с неба полились чудные звуки, словно там заиграли на прелестном большом органе. Это целые хоры ангелов сошли с небес, чтобы приветствовать Младенца Иисуса, Своего Царя и Создателя.

Все ангелы пели и радовались, что любящий Господь послал на землю Своего Сына, чтобы всех людей сделать добрыми и взять их потом в свое Небесное Царство. Когда ангелы улетали, пастухи отправились в пещеру, и, увидев там Божественное Дитя, поклонились Ему до земли.

Над пещерой, где родился Иисус Христос, по повелению Божию, за-сияла необычайно красивая большая звезда. Ее видели многие люди, а один царь по имени Ирод созвал к себе ученых и послал их разузнать, что случилось. Эти ученые назывались волхвами. Они тоже пришли в пещеру поклонились Младенцу и принесли Ему в дар золото и дорогие ароматные вещества.


Е.САНИН

БЕРЁЗОВАЯ ЁЛКА

(святочный рассказ)

Каких только чудес не случается в Рождественскую ночь! Сережа слушал, как мама читает ему святочные рассказы, и только диву давался. Все они, начинаясь грустно-грустно, заканчивались так, что даже плакать хотелось от радости. Были, правда, и рассказы с другим концом. Но мама, хмурясь, пропускала их. И правильно делала. Печального им хватало и в жизни.

За окном наступала темно-синяя ночь. Двор быстро чернел, и только береза под ярким фонарем продолжала оставаться белой. Крупными хлопьями, словно ватные шарики на нитках, которыми они когда-то украшали комнату с елкой, падал снег.

Вспомнив то счастливое время, Сережа прищурил глаза. Береза сразу превратилась в ель, а многочисленные горящие в честь Рождества окна дома напротив стали светящимися гирляндами. Папа с мамой сновали по заставленной мягкой мебелью и увешанной коврами комнате. Они доставали из буфета праздничную посуду и накладывали в нее сыр, колбасу, дымящуюся картошку с мясом...

Сережа сглотнул голодную слюну и открыл глаза. Ель снова стала березой, а комната – пустой и унылой, где не было ни ковров с креслами, ни праздничного стола, ни папы... Мама лежала на истрепанном диване, читая про то, как бедный мальчик однажды попал из жалкой лачуги на рождественский бал во дворец. А папа... его последний раз он видел на вокзале, в окружении точно таких же спившихся бомжей.

– Ну, вот и все! – сказала мама, переворачивая последнюю страницу.

“Как жаль, что такое бывает только в книгах!” – вздохнул про себя Сережа и вслух спросил:

– А почему эти рассказы – святочные?

Мама подумала и улыбнулась:

– Наверное, потому, что они про Рождество. Ты же ведь теперь знаешь, что сегодня кончается пост.

– Он у нас и завтра будет! – буркнул Сережа.

– ... и наступает самая веселая неделя, которая называется святки! – делая вид, что не слышит его, закончила мама.

– Самая грустная неделя... – снова искаженным эхом повторил мальчик. Мама с трудом приподнялась на локте и затеплила перед стоявшей на столе иконой лампаду:

– Ну, вот и праздник. С Рождеством Христовым, сынок! Я так хотела, чтобы и у нас с тобой были настоящие святки, но...

Недоговорив, она легла лицом к стене. Плечи ее вздрагивали. Чем Сережа мог помочь ей? Обнять? Сказать что-нибудь ласковое? Но тогда она заплачет навзрыд, как это уже бывало не раз. И он опять стал глядеть в окно на березовую ель и радужные из-за слез на глазах окна. Он знал, что мама надеялась получить сегодня щедрую милостыню у храма, куда придет на Рождество много-много людей, и, помнится, даже помогал ей мечтать, как они потратят эти деньги. Но у мамы заболело сердце, и врач сказал, что ей нужно ложиться в больницу. “Только лекарства, – предупредил он, выписывая рецепт, – надо купить за свой счет”. А самое дешевое из них стоило больше, чем мама зарабатывала за месяц, когда еще работала дворником. Где им достать таких денег? Сережа перевел глаза на огонек лампадки. После того, как папа, пропив все самое ценное, исчез из дома, они постепенно сдали в комиссионку мебель и вещи. Осталось лишь то, чего нельзя было продать даже на “блошином” рынке: этот вечно пугающий острыми зубами пружин диван, царапанный-перецарапанный стол, хромые стулья... Мама хотела продать и родительскую икону, но какая-то бабушка сказала, что она называется “Всех Скорбящих Радость”, и если мама будет молиться перед ней, то Бог и Пресвятая Богородица непременно придут на помощь. Никто на свете уже больше не мог помочь им, и мама послушалась совета. Она сделала из баночки лампадку и, наливая в нее дешевого масла, отчего та почти сразу же гасла, стала молиться, а потом ходить в храм, где до и после службы просила милостыню.

И, удивительное дело, продавать им давно уже было нечего, денег достать неоткуда, потому что маме из-за болезней пришлось оставить работу, но еда, пусть самая черствая и простая, в доме не переводилась. Сегодня, после первой звездочки, они даже поужинали по-праздничному – черным хлебом с селедкой под луком! А вот завтра, холодея, вспомнил Сережа, им совсем нечего будет есть.

И тут он понял, чем может помочь маме! Если она сама не в силах пойти за милостыней, то должен идти он! Нужно было только дождаться, когда мама уснет или погаснет лампадка, чтобы он мог незаметно уйти из дома. Но огонек в этот раз почему-то горел и горел. К счастью, мама вскоре задышала по-сонному ровно, и Сережа, наскоро одевшись, неслышно скользнул за дверь.

* * *

Улица встретила его разноцветным сиянием и многоголосой суетой. Со всех сторон завывающе подмигивали огни реклам. Мчались, шипя колесами, по заснеженному асфальту автомобили. Люди, смеясь и радуясь празднику, шли – одни обгоняя его, другие навстречу... Десятки, сотни, тысячи людей, и ни одному из них не было дела до одиноко идущего мальчика, у которого дома осталась больная мать. Сережа шел, и ему казалось, что все это он уже где-то видел и слышал, причем совсем недавно. “Ах, да! – вспомнил он. – В святочных рассказах”. Только там бездушными прохожими были жившие лет сто назад, а не эти люди, а бедным мальчиком – он сам. И хотя в ближайшем храме, и в другом, и в третьем всенощная служба уже отошла, его не покидало ощущение, что с ним тоже может произойти что-то необыкновенное.

Он уже не шел – бежал по улицам. И только раз, проходя мимо большого магазина, остановился и долго, расплющив нос о витринное стекло, смотрел на ломившиеся от всяких вкусностей прилавки и на огромного плюшевого мишку в отделе подарков.

Наконец, обежав и исколесив полгорода на трамвае, он увидел церковь, в котором еще шла ночная служба. Встав на паперти, Сережа робко протянул руку и, завидев приближавшихся людей, выдавил из себя непривычное:

– Подайте, ради Христа!

Первый рубль, который вложил ему в ладошку старичок, он запомнил на всю жизнь. Потом одна женщина дала ему две десятикопеечные монетки, а другая – пряник. И все. После этого переулок перед храмом как вымер. Сережа понял, что, опоздав к началу службы, он должен дождаться ее окончания, когда начнут выходить люди. Зайти же в храм, где громко пели “Христос раждается...”, он боялся – вдруг за это время появится еще какой-нибудь щедрый прохожий?

От долгого стояния на одном месте стали мерзнуть ноги. Варежки он в спешке забыл дома и теперь вынужден был поочередно греть в кармане то одну, то другую руку. Наконец он присел на корточки и, не опуская ладошки – вдруг все же кто-то пройдет мимо, – почувствовал, как быстро проваливается в сон.

...Очнулся он от близкого громкого разговора. Сережа открыл глаза и увидел высокого красивого мужчину в распахнутой дубленке, с толстой сумочкой на ремешке, какие носят богатые люди.

– Можешь поздравить! – говорил он кому-то по трубке-телефону. – Только что исповедался и, как говорится, очистил сердце! Такой груз с души снял... Все, еду теперь отдыхать!

– Подайте... ради Христа! – испугавшись, что он сейчас уйдет, с трудом разлепил заледенелые губы Сережа. Мужчина, не переставая разговаривать, достал из кармана и небрежно протянул – Сережа даже глазам не поверил, но каких только чудес не бывает в Рождественскую ночь – сто рублей!

– Спасибо! – прошептал он и сбивчиво в порыве благодарности принялся объяснять: “У меня ведь мама больна ... рецепт... есть нечего завтра... было...”

– Хватит с тебя. Остальное Бог подаст! – поняв его по-своему, отмахнулся мужчина.

И тут произошло что-то непонятное... странное... удивительное! Мужчина вдруг изменился в лице. Брезгливое выражение исчезло, и на смену ему пришло благоговейное. Он с восторгом и почти с ужасом, глядя куда-то выше и правее головы мальчика, стал торопливо расстегивать сумочку, бормоча:

– Господи, да я... Господи, да если это Тебе... Я ведь только слышал, что Ты стоишь за нищими, но чтобы это было вот так... здесь... со мною?.. Держи, малыш!

Сережа посмотрел на то, что давал ему мужчина, и обомлел. Это были доллары... Одна, вторая, пятая, десятая – и сколько их там еще – зеленоватые бумажки! Он попытался ухватить их, но пальцы так задеревенели на морозе, что не смогли удержать этого богатства.

– Господи, да он же замерз! Ты ведь замерз совсем! – обращаясь уже к Сереже, воскликнул странный мужчина и приказал: “А ну, живо ко мне в машину, я отвезу вас... тебя домой!”

Мужчина не был пьян. Сережа, хорошо знавший по папе, какими бывают пьяные, сразу понял это. Он очень хотел оглянуться и посмотреть, кто это так помогает ему, но, боясь, что мужчина вдруг исчезнет, покорно пошел за ним следом.

* * *

В машине, отмякая в тепле, он сначала нехотя, а потом, увлекаясь, стал подробно отвечать на вопросы, как они с мамой жили раньше и как живут теперь. Когда же дошел до того, каким был у них праздничный ужин, мужчина резко затормозил машину и повел Сережу в тот самый большой магазин, у витрины которого он любовался недоступными ему товарами. Из магазина они вышли нагруженными до предела. Мужчина шел к машине с пакетами, в которых были сыр, колбаса, апельсины, конфеты и даже торт, а Сережа прижимал к груди огромного плюшевого мишку.

Как они доехали до дома, как поднялись на этаж, он не помнил. Все происходило как во все. Пришел он в себя только тогда, когда предупрежденный, что мама спит, мужчина на цыпочках пробрался в комнату, осмотрелся и прошептал:

– Господи, да как же Ты сюда... да как же они здесь... Значит, так! Рецепт я забираю с собой и завтра же отвожу твою маму в больницу. Папой тоже займусь. Ты пока поживешь у моей бабушки. А здесь мы за это время такой ремонт сделаем, что самого Господа не стыдно принимать будет! Кстати, – наклонился он к уху мальчика, – а Он часто у вас бывает?

– Кто? – заморгал Сережа.

– Ну, Сам... Он! – мужчина замялся и показал взглядом на икону, перед которой продолжала гореть лампадка. – Иисус Христос!

– Так значит, это был Он? – только теперь понял все мальчик. – И все это – благодаря Ему?!

Через полчаса Сережа, проводив мужчину, лежал на своей расшатанной раскладушке и слушал, как дышит во сне даже не подозревавшая ни о чем мама. За окном быстро наступало светло-синее утро. Окна в доме напротив давно погасли и не казались уже гирляндами. Береза тоже не хотела больше быть елью. Но ему теперь не было грустно от этого. Он знал, что в следующем году наконец-то и у них обязательно будут настоящая елка и святки.

Единственное, чего он страшился, так это проснуться не в этой постели, а на промерзшей паперти. Но тут же, сжимая покрепче плюшевого мишку, успокаивал себя: ведь каких только чудес не случается в Рождественскую ночь!


АЗБУКА

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Великий Пост у верных христиан

Весной бывает. Он для Церкви дан

Спасителем, чтоб люди воздержанием,

В молитвенном пред Богом предстоянии

Оплакали грехи свои, скорбя,

И к Пасхе приготовили себя.

ВЕРА

«По вере вашей будет вам», –

Сказал Господь ученикам.

Мой Бог воскрес, и потому

Я сердце отдаю Ему.

Я верю без сомненья

И в наше воскресенье.

ВЗАИМНОЕ ПРОЩЕНИЕ

Я сестрёнке надерзил

И её обидел,

Я ещё такой несчастной

Верочку не видел.

Стало мне не по себе,

В сердце – огорченье.

Подошел к сестрёнке я,

Попросил прощенья.

Вера сразу засияла

И меня расцеловала.

Как обрадовался я,

Что про всё забыла

Верочка, сестра моя,

И меня простила!

Получил я, как награду,

За слова прощенья – радость.

ВОСКРЕСЕНИЕ

Воскресенье – день чудесный:

Ты воскреснешь, я воскресну,

Наши сёстры и братишки,

Все девчонки и мальчишки…

С той минуты люди

Умирать не будут.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

Запах воска. Свечение.

Свечки тонкие. Пение.

В храме служба вечерняя

Называется бдением.

В храме старом с колоннами

Так таинственно вечером!..

«Свете Тихий», – с поклоном я

Повторяю за певчими.


Саша Черный

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ