ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 9 сентябрь 2009 г.

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября в Русской Православной Церкви праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама.

Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.

В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.

Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

Иоаким и Анна поношения бесчадства,

и Адам и Ева от тли смертный свободистася Пречистая,

во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои,

вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти:

неплоды рождает Богородицу и питательницу жизни нашея.

(Кондак, глас 4-й)


ВОЗДВИЖЕНИЕ: ПРАЗДНИК ИСКУПЛЕНИЯ

Воспоминания о страданиях, которые Иисус Христос претерпел на Кресте - это Страстная седмица. И вот память о Кресте врывается в череду осенних праздников.

Хотя, если поразмыслить, не совсем «врывается». О Кресте христианин помнит каждый день: в утренние молитвы входит праздничный тропарь Кресту, носит нательный крест, целует крест, когда оканчивается церковная служба.

Есть в году дни, посвященные воспоминанию о Кресте. И сегодня - один из них.

 Когда был воздвигнут Крест? Ясно ведь, что во время казни Иисуса Христа и двух разбойников на горе Голгофе. Значит, сегодня мы вспоминаем распятие? И в некоторых храмах еще вчера звучали пасхальные стихиры.  Получается «осенняя Пасха»? А вот и нет.

Сегодняшний Праздник связан с тем, что произошло триста лет спустя казни Христа на Голгофе.

ПОИСКИ ЕДИНСТВЕННОГО КРЕСТА

Христианство уже распространилось в Мире, крестился византийский правитель Константин Великий. Многие люди уверовали во Христа. Сначала апостолы, а потом их ученики рассказывали, что искупление грехов людей совершилось на кресте. В те далекие времена крест - как это ни жестоко и странно прозвучит - был обычным орудием казни. Как, скажем, костер в Средневековье или гильотина в позднейшее время. В сколоченных деревянных планках не было ничего загадочного и мистического. Таким образом умирали многие.

Но те, кто поверил во Христа, понимали, что тот единственный Крест - это совершенно особая вещь. Если бы не было этого Креста, люди бы не смогли войти в Царствие Божие, а так и остались бы под властью греха. Христиане изображали крест на стенах храмов и жилищ, но, конечно, они желали увидеть тот единственный в своем роде крест и поклониться этому Орудию, которым они были искуплены.

Но, как бы ни было велико желание верующих. Далеко не у всех была возможность отправиться во Святую Землю, а тем более организовать поиски Креста. Это было не так просто сделать не только из-за того, что требовались средства на путешествие. Иерусалим во времена жизни на земле Иисуса Христа и Иерусалим в правление императора Константина были очень разными городами.

Город был разрушен, перестроен, его застроили храмами языческих богов, так что, прежде чем проводить раскопки, было необходимо установить, что и где находилось во времена Христа.

Наверное, императору Константину хотелось отправиться в Иерусалим, но он должен был управлять государством. Поэтому в путешествие отправилась его мама Елена. Можно подумать, что в этом поступке не было ничего героического: царица располагала необходимыми средствами и людьми. Но на тот момент Елене было около 80 лет, так что этой женщине потребовались немалые силы, чтобы добраться до Иерусалима и организовать поиски.

Когда в Москве ремонтируют дорогу или меняют канализационные трубы, и дети, и взрослые заглядывают за ограждение: что же там происходит и насколько глубоко копают? Тем больший интерес сегодня вызывают настоящие раскопки - возможность заглянуть в давно прошедшие времена.

Думаю, тогда в Иерусалиме деятельность царицы Елены привлекала немало любопытных. У христиан же было еще и чувство благоговейного ожиданий: вот-вот они увидят величайшую святыню!

По преданию, место, где следовало копать, Елене указал иудей по имени Иуда. Получается, иудеи не тронули величайшую христианскую святыню. Они позволили засыпать ее землей и даже поставить на Голгофе храм Венере, но Креста не забрали и не разрушили. Более того, помнили, где он находится.

ТРИ СОБЫТИЯ И ОДИН ПРАЗДНИК

Когда Крест был найден, множество народа пришло, чтобы поклониться ему. Но увидеть эту лежащую на земле Драгоценность толпе людей было просто невозможно, и тогда Иерусалимский Патриарх Макарий стал поднимать (или, по-церковнославянски, воздвигать) Крест, а люди становились на колени, крестились и кланялись Орудию казни Спасителя. Произошло это 14 сентября.

Отсюда и получил название сегодняшний праздник.

Царица Елена хотела не только найти крест, но и поставить на месте казни и воскресения Христа Храм. День его освящения, а вместе с ним и освящения Иерусалима, - 13 сентября - стал большим праздником, так что его отмечали каждый год почти так же торжественно, как Пасху.

Следующий за ним праздник Воздвижения отмечался менее пышно. Считалось, что он сопровождал и дополнял праздник освящения. Вторично после обретения Креста он был установлен на следующий день после освящения храма, когда Крест внесли внутрь и воздвигли уже в храме - 14 сентября.

Третье воздвижение Креста случилось еще через три столетия.  Персы напали на Иерусалим. Они знали. Что Крест Господа - это величайшая святыня, и увезли его к себе. От Креста произошли многие чудеса, исцеления, и язычники-персы так и оставили его в ящичке-ковчеге, не смея осквернить Крест своим прикосновением. Потом византийский император отвоевал Крест и вернул его в Иерусалим в 628 году. Крест был возвращен на место и воздвигнут над местом, где располагался Гроб Господа, 14 сентября.

Вот так воздвижение Креста повторилось три раза, и всегда происходило 14 сентября. О. Иоанн (Крестьянкин) усматривал в этом Божественный Промысл. И задолго до него Свв. Отцы и христиане очень внимательно относились к этой дате. Она напоминала им о казни Спасителя, которая тоже совершилась 14 числа,  в весеннем месяце нисане.

ПАРАЛЛЕЛЬ С ИУДАИЗМОМ

А еще праздник Воздвижения сопоставлялся с осенним иудейским праздником Кущей (или Суккот). С одной стороны, это праздник сбора урожая. И в Израиле Суккот, и на Руси Воздвижение связывались с этим периодом земледельческого года. На это указывал и Феофан Затворник:

«В сентябре убираются поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!", а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему, одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо».

С другой, это воспоминание о том, что Бог вывел сынов Израилевых из Египта, иными словами, избавил их от того унизительного, подвластного положения, в котором они пребывали в Египте. Аналогично Господь избавил людей от греха, когда был распят на Кресте. Поэтому Воздвижение - это праздник избавления и искупления.

Два разбойника

Тогда, на Голгофе, рядом со Спасителем были распяты два разбойника. Возможно, имена троих были записаны в одном смертном приговоре.

Боль сковывает их тела, трудно дышать. Вокруг стоят люди и с интересом наблюдали за тем, как эти трое умирают. Некоторые насмехаются над Иисусом, над Его проповедями. Они не знают смысла Его действий, и им кажется, что они-то, свободные, нераспятые, лучше Него понимают, что к чему в этом мире. Это болезненное самоутверждение вместо естественного сочувствия.

И, главное, над Ним смеется такой же распятый. «Спаси себя самого!» - кричит он, напрягая последние силы, превозмогая боль. Он разгневан, озлоблен, сломлен болью, но пытается опереться на свою злость и сделать хуже другому, чтобы почувствовать себя, не осмеянного, в чуть лучшем положении, чем этот другой.

А второй, возможно, еще более жестокий убийца, вдруг увидел или почувствовал, что так нельзя. Что-то не вяжется в этой ситуации, совершается большая несправедливость.

Преодолевая боль и жажду, он не молчит,  а упрекнул говорившего.

«У нас одинаковый приговор, - замечает он, - все мы трое в одинаковом положении. Что же ты злословишь такого же Распятого Человека, как и ты? И ведь знаешь, что мы достойное по нашим делам приняли, а Он ничего худого не сделал».

Вероятно, он слышал о том, что говорил Христос, может, как-то видел Его Самого. И в тяжелую минуту своей жизни он поверил в Него, когда многие от Него отвернулись. И Распятого Спасителя (казнимого, а не Того, Который в славе въезжал в Иерусалим) он просит: «Господи, вспомни обо мне, когда придешь в Твое Царство!»

И это тоже можно вспомнить сегодня, глядя на кресты в храме, на праздничную икону, на те крестики, что мы носим на себе. Поверить, посочувствовать, не дать злу проникнуть в этот мир, - это так нужно и этого так не хватает.

Ольга Богданова


11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи

День мученической смерти Крестителя Господня Иоанна в 32 году по Рождестве Христовом воспоминается Православной Церковью 11 сентября по новому стилю и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день положен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка.

Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученической смертью. Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен в темницу галилейским царем Иродом Антипой — сыном Ирода Великого, отдавшего приказ об избиении вифлиемских младенцев.

Иоанн обличал царя Ирода в том, что тот при жизни своего брата  Филиппа женился на его жене Иродиаде. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна великим пророком и боялся народного гнева, но в угоду ей посадил пророка в темницу. Иродиада же не удовольствовалась подобным наказанием Иоанна. Ее раздражало, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления пророка и во многом поступал по его словам.

В темнице св. Иоанн Предтеча провел около года. В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но ему не хотелось при гостях изменять своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а та отнесла ее своей матери Иродиаде.

По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Сохранилось предание, что Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери — жены Ирода четверовластника — двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37—41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия, этот сосуд был обретен при строительстве церкви. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст.ст.).

Около 850 года, когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин, — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст.ст.).


БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДНЕ ОБОГАЩАЕТ И ПЕЧАЛИ С СОБОЮ НЕ ПРИНОСИТ

Во время богослужения и по его окончании мы слышим с амвона: «Благословение Господне будет со всеми вами!» Священник приветствует нас словами «Бог тебя благословит!» Что же за таинственная формула такая - благословение, и какое оно для нас имеет значение и силу?

Если присмотреться к правой руке священника, которой он совершает крестное знамение во время благословения, то можно увидеть, что ее пальцы сложены по-особому: указательный и средний соединены так, чтобы первый, выпрямленный, представлял собой букву I, а второй, немного наклоненный, букву С; большой палец соединен с двумя последними так, что, пересекая безымянный, вместе с ним образовывал букву Х, а мизинец, вытянутый и немного наклоненный, - букву С. Получаются буквы греческого алфавита ?, ?, ?, при этом изображается монограмма Спасителя - IСХС, т.е. первые и последние буквы имени Иисус Христос. Подобное сложение пальцев, пришедшее к нам из Греции и узаконенное Большим Московским Собором в 1666 г ., называется именословным перстосложением («перст» по-ц.слав. значит палец). Таким образом, благословляя, священник преподает нам особую благосклонность Божию, благодать Св. Духа; это прошение о Его освящающем наши дела и мысли действии или пожелание Божиих благодеяний. Сила и действенность любого благословения неразрывно связаны с верой в Единого Бога и всегда произносится во имя Его. «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Числ. 6, 22-27).

Как видим, содержанием благословения являются разные и духовные, и вполне материальные дары, как для отдельного человека, так и для целого народа: долголетие и благоденствие, Божия милость и попечение, помощь и спасение в трудной ситуации и т.д. Исходящее от Бога благословение - свидетельство Его промысла о мире и человеке (Быт. 1, 22; 2,3; 1, 28), дар Его любви: «и [Он] возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе; благословен ты будешь больше всех народов; не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем; и отдалит от тебя Господь всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, которые ты знаешь, не наведет на тебя...» (Втор. 7, 13-15).

Хотя представление о творческой силе произнесенного вслух слова, его магической силе есть у многих древних народов, в христианском благословении нет никакой магии. По языческим представлениям, благословение вместе со своей противоположностью - проклятием - две стороны словесной формулы-заклинания, обладающей магическим эффектом - наделять благотворной силой или наносить вред. У древних народов традиционным началом войны служили взаимные проклятия, а благословение являлось основой для примирения. Библии же чуждо представление об автономности того и другого: оба они получают силу только от Бога, полностью зависят от Его всемогущей воли; проклятие вопреки воли Божией лишено силы (Притч. 26, 2), Бог способен отменить проклятие и превратить его в благословение (Пс. 108, 28). Более того, противопоставление благословения и проклятия снимается Христовой заповедью любви к врагам и благословения проклинающих (Мф. 5, 44; Лк. 6, 28).

Благословение - важный элемент жизни христианина: с него начинается день, его мы испрашиваем на все свои дела, перед едой, отходя ко сну. С благословения собственно началась и новая история человечества: в Благовещении архангел Гавриил передал Деве Марии благословение и возвестил Ей о рождении от Нее Спасителя мира.

Агафья Логофетова


ИСПОВЕДЬ - НЕ РОМАН, А БОРЬБА

Как рассказывать священнику про грехи? Необходимо ли чувство покаяния на исповеди? Стоит ли ждать после исповеди душевного облегчения? Эти вопросы часто остаются больными и для самых опытных прихожан.

Многие из нас стесняются отвлекать священника по мелочам своими слишком простыми вопросами. Чтобы восполнить этот пробел мы побеседовали со  старшим духовником Московской епархии, настоятелем Покровского храма в подмосковном селе Акулово протоиереем Валерианом КРЕЧЕТОВЫМ.

Возможно ли покаяние без посредников?

- Отец Валериан, как бы вы объяснили человеку малоцерковному, что такое исповедь, и зачем она вообще нужна?

- Когда-то моему отцу, тоже священнику, на экзамене в духовной академии профессор задал вопрос: скажите, что Господь делает, когда хочет человека призвать к Себе? Папа ему отвечал и так, и эдак, старый профессор соглашался, и под конец все-таки решил уточнить: ну а что главное? И сам отвечает: "Он посылает человеку тугу душевную, скорбь, чтобы человек искал Бога, чтобы человек почувствовал, что не может средствами земными избавиться от этого состояния". И я думаю, это очень верный ответ! В своей жизни человек неизбежно сталкивается со следствиями греха. Есть такое изречение: живи днем так, чтобы ночью ты спал спокойно. Это изречение народной мудрости, ведь впечатления дня действительно беспокоят сон. Вроде все прошло, а все равно человек задумывается над тем или иным событием и слышит некий голос, который ему о чем-то говорит... Это голос совести . Иногда человек, видя безвозвратность сотворенного, делает страшные шаги: пытается избавиться от этой жизни, например, или начинает пить. Люди впадают в состояния еще более пагубные, чем те, от которых они убегают. Все это анестезия: человек не может вылечить болезнь, но убирает ее симптомы. Поиски выхода и являются основанием потребности покаяния, одной из основных причин, заставляющих человека идти в Церковь и на исповедь.

- Часто спрашивают: зачем человеку церковная исповедь, зачем ему идти в храм, неужели нельзя каяться самому, например, дома, без посредников?

- Если исповедь в храме по каким-то причинам невозможна, можно исповедоваться и так, без посредников. Но сможет ли неофит услышать, когда Господь ответит: "Хорошо, Я тебя простил?" Святой Иоанн Кронштадтский, когда как-то согрешал, молился, пока не получал у Бога прощения. Но у неофита разве такая степень общения с Богом? У человека есть естественная потребность в общении. Но и в общении с человеком, и в общении с Богом очень важно не просто быть понятым, но и иметь видимый знак того, что тебя кто-то понимает. Господь так установил, чтобы человек получал Его прощение через другого человека - священника.

- Когда человек приходит на исповедь, иногда возникает вопрос: а в чем конкретно исповедоваться? Совесть вроде бы не болит, ни в чем не обличает, никого не убивал, не грабил.

- Да, совесть в первую очередь обличает человека в тяжелых грехах. Но если совесть ни о чем не говорит, то это часто значит лишь то, что совесть открывает рот, а ей этот рот затыкают. Святые отцы говорят: когда человек входит из света в темную комнату, то он сначала ничего не видит, потом, когда глаза его привыкают к темноте, он начинает видеть крупные объекты, потом мелкие, ну а если зажечь свет, то начинает видеть все. Также и человек, который начинает следить за своею внутренней жизнью, сначала видит только крупные грехи , потом помельче. А потом благодать даст ему свет для того, чтобы он мог видеть свои прегрешения - об этом мы просим Бога Великим постом в молитве святого Ефрема Сирина.

В каких грехах каяться - это вопрос времени. Вначале человек многого не понимает, не замечает, но в самом таинстве благодать, Дух Божий начинает человеку открывать видение его грехов. И человек, может быть, не осознавая даже, в чем именно он грешен, чувствует все равно свою греховность. Исповедование грехов - это осмысление, но есть еще и состояние чувств, человек сознает, что он грешен по сравнению со святостью - вот это и есть действие благодати.

Мой отец родился в 1900 году, то есть его молодость как раз пришлась на послереволюционные годы: все эти новые веяния, свобода... и он отдалился от Церкви. Его мама, моя бабушка, попросила его как-то пойти в церковь Великим постом и причаститься, сказала, мол, если сделаешь это, то я тебе в ноги поклонюсь. "Ну что ты, мама, я и так схожу", - ответил он и пошел на Арбат в храм к отцу Владимиру Воробьеву. Он пришел на исповедь и у него не было никаких мыслей о покаянии: стоял, рассматривал молодых девушек в храме. Подошла его очередь, он стал на колени и на вопрос священника: "Ну что скажете, молодой человек?" - папа ответил: "Мне нечего сказать". - "А что же вы пришли?" - "Меня мама попросила". Тогда священник помолчал немного и ответил: "Это очень хорошо, что вы маму послушали", - накрыл отца епитрахилью и начал читать разрешительную молитву. "Что произошло со мною, я не понимаю до сих пор, - рассказывал потом мне отец. - Я зарыдал, как только из крана течь может вода, и когда шел обратно, то уже ни на кого не смотрел. Мир для меня стал совершенно иным". С этого времени отец стал ходить в Церковь, потом промыслом Божиим попал в тюрьму, сидел там в одних камерах с исповедниками и стал после тюрьмы священнослужителем.

Грехи, которые мы чаще замечаем в других, есть и в нас

- Но все-таки есть какие-то способы подготовиться к исповеди?

- Можно было бы посоветовать что-то почитать в этом направлении, есть хорошая книга отца Иоанна (Крестьянкина) "Опыт построения исповеди", еще что-то, но тут очень сложный момент: появилось много таких перечислений, в которых мы находим некое смакование грехов. И нужно быть очень осторожным с такими списками, потому что они иногда становятся своего рода учебниками, так как там есть такие грехи , о которых человек и не думал никогда. О плотских грехах вообще не нужно подробных описаний читать, потому что такие описания пачкают душу. А что же касается остального, то лучше просто прислушиваться к своему внутреннему состоянию. Когда мы замечаем в другом какой-то недостаток, значит, что этот грех есть и в нас. Вы помните про сучок в чужом глазу и бревно в своем? Что это такое, этот сучок? Сучок растет на бревне, а бревно - это страсть . Сучок - это грех, то есть конкретное проявление страсти. Но если вы не знаете, что это за дерево, что это за бревно, то вы никогда и не догадаетесь, что это именно за сучок! Как теперь принято говорить: каждый понимает в меру своей испорченности. Так вот мы именно тот грех замечаем в другом человеке, ту страсть понимаем, что есть и в нас самих.

- Некоторых людей смущает, что прощение, выходит, получить легко: пошел погрешил, потом покаялся, потом опять погрешил, опять покаялся -- и можно снова? Никакого наказания?

- Это почему ж, это кто же вам такое сказал?! Грех прощен на исповеди, но что-то человек все равно терпит: классический пример - это благоразумный разбойник, который был распят рядом со Спасителем. Он покаялся и Господь ему сказал: "Сегодня же со Мною будешь в раю. Ничего нечистого в рай не войдет", то есть Господь уже очистил его, простил ему грехи, но, несмотря на это, разбойник остался ведь висеть на кресте! И мало того, как гласит Евангелие, ему еще и перебили голени. Человек все равно что-то терпит, хотя и несоизмеримо с тем, что он должен бы понести за свои грехи.

- Многие христиане, хотя и исповедуются каждую неделю, все равно остаются грешниками, на вид ничем особенно не отличаясь ото всех прочих людей, да и каются часто в одних и тех же грехах, получается, исповедь им не помогает?

- Ничего подобного, кто постоянно над собою трудится, тот отличается. Что же касается одних и тех же грехов, то и апостолу Павлу было дано жало в плоть, искушение, чтобы тот не превозносился. Как говорят: до последнего издыхания, даже до райских врат идет у человека борьба с грехом. Мария Египетская покаялась, но 17 лет еще после этого она боролась!

- Необходимо ли чувство покаяния на исповеди? Некоторые просто называют свои грехи без видимых чувств, это тоже нормально?

- Смысл борьбы со грехом не в том, чтобы человек его просто называл, а чтобы грех ему стал противен и мерзок! Когда мы были на Афоне, один батюшка спросил одного духовника: а почему, мол, бывает так, что мы причащаемся, каемся и опять те же грехи совершаем? И тот ответил: это просто боль сердечная не пересилила грех! Если ты просто перечисляешь грехи, это значит, борьбы у тебя внутренней с грехом нет. Покаяние -- это ведь и есть обретение в себе покаянного чувства. А чувство это от Бога -- сердцу ведь не прикажешь. Но иногда и просто назвать свой грех на исповеди - это уже большой труд, усилие!

Исповедью покаяние только начинается, покаяние - это стержень всей духовной жизни. Возьмем молитву на исповеди, которую читает священник. Ее начало он обычно читает всем сразу, а окончание уже каждому лично: "Прощаю и разрешаю". Так вот начинается она в том числе и такими словами: "Подаждь ему (кающемуся, которому молитвой прощаются грехи) образ покаяния!" А что же было до этого, спросите вы? Он же уже вроде покаялся, а мы читаем вдруг: "Подаждь ему образ покаяния"! А это для того, чтобы показать, что исповедью просто начинается новая ступень покаяния. Вы помните, как апостол Петр в Евангелии припал к ногам Спасителя и сказал: "Изыди от меня, яко аз грешен есмь?" Вот это и есть покаянное состояние, которое испытал и мой отец, когда почувствовал благодать Божию!

- Некоторые люди, придя в Церковь, после первой исповеди круто меняют свою жизнь, а некоторые, наоборот, почти не меняются, по-прежнему живут со своими грехами. От чего это зависит?

- От решимости. А для решимости нужно просить помощи Божией и еще терпения. Как-то лет сорок назад мы разговаривали с отцом Иоанном (Крестьянкиным), он еще молодой был, и он спросил, читал ли я у апостола Иакова такие слова: "Не хватает мудрости -- проси мудрости". "Так вот, - спрашивает, - вы как думаете, что это за мудрость? Соломонова? Нет, это терпение!" Терпение - это искусство духовное. С помощью его и получается по-настоящему избавиться от греха.

- Иногда после исповеди наступает чувство душевного облегчения, а иногда нет. Что это значит, стоит ли ждать такого чувства от каждой исповеди?

- Если оно есть, то и слава Богу, но ждать его не нужно. Оно не обязательно должно появляться и если оно не появляется, то это показывает, что нужно работать, что в борьбе с грехом расслабляться нельзя. И вообще духовных состояний не нужно ждать. Если они даются - хорошо, но ни ждать, ни гоняться за ними категорически не стоит. Если вы не чувствуете облегчения душевного после исповеди, то это не значит, что ваша исповедь не принята. Есть такая история у святых отцов: один человек все время каялся, каялся, а его все не покидало чувство тяжести, и отцы в обители стали за него молиться: "Господи, он же так кается, почему Ты не простил ему до сих пор?" И им был ответ: "Я давно простил его, но страдание нужно ему для спасения".

- Насколько подробно положено описывать свои грехи на исповеди? Можно ограничиться названиями или обязательно посвящать священника в детали?

- К сожалению, если каждый будет описывать в подробностях, то это может затянуться до вечера. Плотские грехи вообще не стоит рассказывать в подробностях. К тому же когда рассказывают обстоятельства, в этом часто есть элемент некоего оправдания самого себя. Иногда люди начинают пересказывать весь свой трудовой день: мне приносили порой целые тетради, потому что если начать описывать, что ты сделал за неделю или за месяц, то это сплошные романы начинаются! Главное - это не подробности, а борьба: если назвал грех, то должен все-таки бороться с ним. Если нет настоящей борьбы с грехом , то никакие подробности тут не помогут.

Дмитрий Ребров


ГДЕ ХРИСТОС - ТАМ ИСТИННАЯ РАДОСТЬ

старец Паисий Святогорец

Почему подчас так трудно радоваться жизни? Как радоваться духовно и по-житейски? Что рождает в нас радость? Как можно радоваться в осознании своей греховности? Как мы теряем радость? Как ее приобрести в боли и несчастии?

-   Геронда, иногда у меня не получается радоваться, и тогда я думаю, что, может быть, радость не для меня.

-   Ты что говоришь? Радость не для тебя? А для кого? Для тангалашки? Ты что? Радость для человека! Бог принёс не печаль, принёс только радость.

-   Но почему, геронда, я не всегда ощущаю в сердце радость ?

-   Если твой ум не в Боге, то как ты почувствуешь радость Божию? Ты забываешь Христа, твой ум постоянно занят работой и останавливается твой духовный мотор. Включи молитву и тихое песнопение, и полетишь вперед, и будешь обращаться вокруг Христа, словно звезда.

Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос дает радость и утешение. Где Христос - там истинная радость и райское ликование, Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям: "Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда", им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остаётся с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? "Я построил дома, посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел все, чего желало моё сердце, но в конце понял, что всё это суетно".

Мирская радость даёт нечто временное, что приятно только в данный момент, не даёт того, что даёт радость духовная. Духовная радость - это райская жизнь. Те, кто прошли Крест и воскресли духовно, живут в пасхальной радости. "Пасха, Господня Пасха"! А потом приходит Пятидесятница! А когда человек дойдет до Пятидесятницы и на него сойдёт огненный язык, Святой Дух, тогда всё заканчивается...

Духовная радость приходит в результате духовного делания

-    Геронда, расскажите нам о небесной радости.

-    Существует и в этой жизни небесная радость и небесные наслаждения, и человек задаётся вопросом, есть ли в другой жизни что-то выше того, что он переживает здесь. Эту радость нельзя выразить словами, её можно только пережить.

-    Как можно достигнуть такого состояния ?

-    Чтобы прийти в такое состояние, когда ты не можешь вместить переполняющую тебя радость и не можешь её выразить языком, нужно обратить внимание на две вещи: вести себя просто, не смотреть на других, творить молитву. Если будешь это делать, то придёт время, когда ты почувствуешь такую радость, что будешь мне говорить: "Геронда, я сошла с ума! Может, я не в себе? Что такое я чувствую?" Такая у тебя будет безумная радость!

-    Геронда, чтобы человек ощущал духовную радость, он должен находиться в добром расположении ?

-    Как ты считаешь, когда человек испытывает духовную радость? Когда у него внутри беспорядок? Внутренняя радость приходит после того, как будет наведён порядок внутри. Она даёт душе крылья. Пока душа не согрета внутренним деланием, она похожа на машину с непрогретым двигателем, нужно толкать, чтобы она сдвинулась с места. Внутреннее делание - трезвение, внимание, поучение и молитва - согревает душу, двигатель заводится, и машина бежит вперёд. Тогда человек перестаёт обращать внимание на внешнее и идёт в духовной жизни вперёд гигантскими шагами.

-    И тогда неблагоприятная окружающая обстановка уже не влияет на человека?

Нет, не влияет, потому что он живёт в другом мире, вне этой среды. И так как он живёт в другом мире, то этот мир не причиняет ему беспокойства. Люди вокруг него словно говорят на другом языке, которою человек не знает, поэтому и не понимает, что они говорят. И хорошо, что не понимает, потому что если бы он что-нибудь понимал, даже немного, то его внимание отвлекалось бы на эти слова. А теперь он полностью поглощён языком, который он знает. Так начинается внутреннее воспарение. Знаете, что такое внутреннее воспарение ? Какой ангельский чин имеет крылья ? Херувимы или Серафимы ? "Шесть крил", о которых говорит пророк Исайя, какой чин имеет ?

-    Серафимы, геронда.

-    Знаете, что делают Серафимы? Взмахивают крыльями в такт... Точно так же бьётся и сердце, когда есть внутреннее воспарение. Тогда жизнь - ликование. Но вы пока привязаны к себе не освободились от своего "я", потому сердце не свободно и не может прийти в состояние, когда оно трепещет от радости. Вкусите прежде этой радости, а потом приходите, поговорим!

Божественная радость приходит, когда ты себя отдаёшъ

-  Геронда, каждый человек, который живёт по Богу, испытывает духовную радость?

- Естественно! Чтобы человек имел истинную радость, духовную, он должен любить, а чтобы любить, должен верить. Люди не верят, поэтому и не любят, не жертвуют собой и не имеют радости. Если бы верили, то любили бы, жертвовали бы собой ради других и тогда имели бы радость. Из жертвенности происходит наибольшая радость.

-    Человек радуется, когда любит?

Нет, наоборот! Когда любит, радуется. А когда любовь умножается, тогда человек не ищет радости для себя, но хочет, чтобы радовались другие.

-   Это значит, что радость проистекает из чего-то, а любовь существует сама по себе?

-   Да, так и есть. Любовь существует сама по себе, в то время как радость проистекает из любви. Когда отдаёшь любовь, тогда приходит радость. Человек отдаёт любовь и получает радость, вознаграждается за любовь радостью, которую испытывает. Например, человеку дают какую- то вещь, он берёт эту вещь и радуется одной этой вещи. Другой человек отдаёт всё и радуется не об одном, а обо всём. Радость, которую испытывает человек, когда получает, человеческая радость. А радость, которую испытывает, когда отдаёт, - святая, Божественная. Божественная радость приходит, когда ты себя отдаёшь!

Духовная радость - дар Божий

-    Геронда, как человек получает извещение о своём примирении с Богом?

-    Внутренняя радость, Божественное утешение, которое человек ощущает, есть извещение того, что человек примирён с Богом.

-    А может человек чувствовать себя примирённым с Богом и при этом не ощущать радости и Божественного утешения ?

-    Нет, не может, что-то он всё равно будет чувствовать. Возможно, он однажды испытал сильное утешение, а потом утешение стало слабее, и оттого ему кажется, что он не чувствует Божественного утешения.

-    Геронда, почему иногда бывает так, что находишься в добром духовном расположении и испытываешь радость, а потом вдруг теряешь эту радость ?

-    Бог посылает тебе духовную радость, и ты радуешься. Потом отнимает её, и ты начинаешь её искать, прилагаешь больше подвига и больше преуспеваешь духовно.

-    Геронда, почему я ощущаю такую радость ? Может, у меня нет сознания своей греховности?

-    Да нет! Это Бог веселит тебя конфеткой. Сейчас конфеты, а потом вино, как то, что пьют в раю. Знаешь, какое там сладкое вино ? Да! Если Бог увидит хоть чуть-чуть любочестия, хоть немножко благого произволения, то щедро подаёт Свою благодать, пьянит тебя Своим вином уже в этой жизни. Духовное изменение, которым изменяется человек, и сердечная радость, которую ощущает, когда его посещает Божественная Благодать, не может дать человеку ни один... кардиолог, даже самый великий. Когда ты чувствуешь эту радость, постарайся её удержать как можно дольше.

-    Мы должны просить у Бога, чтобы Он подавал нам духовную радость ?

-    Мелочно просить духовную радость, она приходит сама, когда есть предпосылки. Если ты хочешь постоянно радоваться, то в таком желании есть себялюбие. Христос пришёл в мир, чтобы за любовь принять Крест. Он сначала распялся, а потом воскрес.

Чада Божии трудятся не за небесное воздаяние, не за духовную радость в этой жизни. Ведь Отец не платит детям за их труд, потому что им принадлежит всё Его состояние. Другое дело Божественные дары, которые Бог, как Благой Отец, подаёт в этой жизни и в будущей.

Духовная боль - это духовная радость

- Геронда, как человек может удержать в себе радость?

-    Если он ко всему относится духовно. Тогда даже болезни и испытания не отнимают у него радости.

-    Разве человек, для того чтобы относиться к испытаниям духовно, не должен сначала избавиться от страстей ?

-    Если человек и не избавился от страстей, то всё равно может чувствовать радость, когда его постигают испытания, огорчения. Если он будет думать, что эти огорчения - лекарство от страстей, тогда примет их с радостью, как больной принимает с радостью горькое лекарство в надежде, что оно его вылечит от болезни.

-    Но как увязать между собой радость и боль ?

-    В духовной жизни происходит нечто удивительное: когда человек терпит что-то ради любви Христовой, даже мучения, то его сердце наполняется Божественным наслаждением. То же самое, когда он соучаствует Страстям Господа. Чем больше он проникается мыслью о том, что Христос распялся за наши грехи, и болезнует, тем богаче вознаграждается Божественным ликованием. Боль - ликование, боль - ликование. И чем сильнее болезнует, тем большую радость испытывает. Он ощущает, словно Христос его ласково гладит по голове и говорит: "Не беспокойся обо Мне".

Одна сестра говорила: "Мне не нужна радость, я хочу печалиться ради Христа. Христос распялся за меня, как я могу радоваться? Зачем Христос мне даёт радость?" Она переживала духовные состояния, и чем больше соучаствовала Страстям Христовым и имела любочестную печаль, тем больше радости ей подавал Христос. Христос лишил её рассудка в хорошем смысле!

Распятие всегда предшествует воскресению и приносит победу. Крест приносит славу. Христос, после того как взошёл со Крестом на Голгофу и после того как распялся, взошёл ко Отцу. Распятый Христос услаждает горечь людей, а распятый человек подражает Богочеловеку Иисусу.

Благой Иисус вместе с грехами всего мира принял на Себя и все его горечи, а нам оставил радость и ликование, которое ощущает тот, кто совлёкся своего ветхого человека, и в котором теперь живёт Христос. Такой человек ощущает на земле часть райской радости, по слову Евангелия: "Царствие Божие внутрь вас есть".

Благодарю Бога, что Он удостоил меня знать многих таких людей, и прошу Его, чтобы Он мне помог и я перестал Его огорчать, пусть даже сам и не удостоюсь таких состояний.

Желаю вам всегда в этой жизни иметь духовную радость, а в другой, вечной - радоваться уже постоянно рядом со Христом.


Вопрос священнику

Вопрос: У меня осталось с 2008 года Крещенская вода, масло с Соборования, Пасхальные яйца. Скажите - это можно все вкушать? Я так понимаю - если и будет, например отравление значит, Бог наказывает за неразумие и нерадение. Или тут можно как то поступить с этими священными дарами. Тогда как правильно это делать? Прости меня Господи, что такая ситуация вообще у меня возникла.

Ответ: Есть общие рекомендации о том, как поступать с испортившейся по нерадению святыней – вода и огонь. Масло можно сжечь в лампадке, если оно не загустело. Крещенскую воду можно употреблять. Пасхальное яйцо можете хранить у икон и далее. А вообще не нужно жадничать. Лучше взять святыньки (например, просфор, соборного масла) поменьше, и с благоговением употребить, чем потом ломать голову, как от нее избавиться.

Вопрос:   Из лекций профессора А. Осипова, услышала то, что нельзя иконы, а тем более святых как бы специализировать… как мы это часто и делаем: икона "Неупиваемая Чаша" помогает от недуга пьянства, икона "Целительница" - в излечении от болезни рака.. и т.д. Но разве нельзя обратиться с просьбой об исцелении от пьянства, например, к Казанской Божьей Матери, или Владимирской?...Ведь Божья Мать - она одна..

..И ещё: одним из главных мотивов иконоборчества считается отношение к иконе, как к магическому предмету...Профессор А.Осипов вообще выступает категорически против того, чтобы "использовать икону в качестве горчичника"..Но если икона, сама по себе, не обладает никакими свойствами , то как можно обьяснить некоторые чудесные исцеления?

С уважением. Ксения.

Ответ:  Профессор Осипов предостерегает нас, чтобы мы не относились к иконе, молитве, вере вообще, как к какому-то магическому действу. Чтобы не впасть нам в суеверие, язычество, многобожие. Этот бог помогает от сглаза, а этому можно помолиться об успехе в торговле... Прочитал определенный набор слов перед определенной иконой - должен обязательно последовать результат. Вот от чего предостерегают богословы, напоминая о том, что Податель благ, Творец, Владыка - это Личный Бог, не поддающийся какому-либо насилию или определению.

Но Церковь верует, что Бог Своим святым даровал благодатную силу помогать нам грешным в наших немощах. Мы знаем также, что человеческая личность, душа - неуничтожимы. И потому тот дар, который имели святые в земной жизни, он остается у них и по смерти. Например, если Великомученик Пантелеимон всю свою жизнь врачевал болезни, то и по смерти этот образ помощи людям для него остается самым близкими и действенным. Но во всем должна быть мера. Мне кажется, что четкое деление святых, икон - кому и в каких случаях молиться (этому от болезни правого глаза, этому - от болезни ног) - очень сильно попахивает суеверием, а то и язычеством.

Вопрос: Батюшка, у меня еще вопрос. Считается ли грехом обращаться к гипнозу, например, для того, чтобы изменить некоторые черты в себе, чтобы восстановить контакт с любимым? Ведь здесь нет никакой магии, только работа с волей и подсознанием. С уважением, Виктория.

Ответ: Уважаемая Виктория! Никогда и никому не доверяйте свою душу (особенно дилетанту, который может даже не верить в существование того, что пытается вылечить или исправить – бессмертной души!) Доверить душу можно лишь Тому, кто Ее Творец и Владыка - Богу. Только Он может изменить и исправить в ней что-то без вреда для Вас, - но по Вашей просьбе и при Вашем активном участии. Это процесс очень длительный, трудоемкий, болезненный. Нужно много труда и терпения. Самый надежный путь к этому – исполнение Заповедей Божиих, пребывание в Церкви, молитва, пост, участие в Таинствах. Ведь сами Вы даже не сможете правильно решить, что нужно менять в Вашей душе. Ведь нельзя подстраивать душу под непрестанно меняющиеся жизненные обстоятельства! Это не игрушка! Иначе нарушится равновесие, как в природе. Уничтожили комаров (мешают ведь!) – погибла рыба, птицы – и далее по цепочке

 На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов.


Письма Валаамского старца

(схиигумена Иоанна)

13.1.1948 г.

     ...Тебя просят помогать в Церкви, Бог благословит, потрудись. В древние времена такие труженицы назывались диакониссами, конечно, и еще много других было обязанностей у них, а с тебя и этого довольно. Не смущайся, что службу не приходится слушать. Преп. Макарий пишет так: "Труды идут - молящимся, а молитва идет трудящимя", вот видишь в общем получается целое. Это я написал своими словами на память, если есть книга преподобного Макария, прочти 3-ю главу.

     Это хорошо, что стремишься к молитве, молитва дороже всего, но и врагу больше всего она не нравится; много делает препятствий, но бояться его не надо. Господь дает молитву молящемуся, Бог благословит, трудись, молись.

19.2.1948 г.

     Христос посреди нас!

     Поздравляю вас с принятием св.Христовых тайн. От исповеди у отца X. получила смущение; что делать, потерпи, не унывай. Белое духовенство всегда как-то требует от монашествующих строгих подвигов; в сущности, инок отличается от мирян только безбрачием, а в остальном и миряне должны и обязаны жизнь вести такую же, т.е. по заповедям. Заповеди Господни общие для всех. Иноки удалились от мира именно для того, чтобы удобнее исполнять заповеди Господни. В данное время, конечно, монастырская жизнь потекла по другому руслу, по причине мировых событий. Ревнующим о духовной жизни приходится приспосабливаться к этой жизни внешне, а более всего надо обратить весь свой труд на внутреннее делание. Св. Апостол Павел говорит: "Телесное бо обучение в мале есть полезно, а благочестие на все полезно есть" (1 Тим.4,8).

     У св. Отцов я нашел три пророчества о последних иноках, а епископ Игнатий Брянчанинов полагает, что мы последние иноки. "Последние иноки иноческих дел не будут иметь; постигнут их искушения и напасти, и которые иноки перетерпят их, таковые будут выше нас и отцов наших". Конечно, мир этого не может знать, ибо он знает и любит одну только внешнюю показность.

     Спрашиваете, как вам поститься? Слово о посте очень пространное. Я напишу кратко. Мы должны иметь послушание Церкви, что она заповедала исполнять в точности. Если по немощи, как человецы, что не исполним, - укорить себя и каяться. Св. Диодох пишет: "Пост, как орудие благоустрояющее, хотящих к целомудрию, имееть цену, но не перед Богом". Св.Церковь воспевает на 1-ой неделе Великого поста в понедельник вечером: "истинный пост есть злых отчуждение, воздержания языка, ярости отложения, похотей отлучения, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный". Ученый муж, величайший аскет, преп. Кассиан, пишет так: "Если мы будем поститься на том основании, что будто грешно употреблять пищу, то не только не получим никакого плода от воздержания, но еще, по апостолу, подвергнемся тягчайшему обвинению за нечестие, потому что будем удаляться брашен, которые Бог сотворил для ядения с благодарением верным и познавшим истину; ибо всякое создание Божие хорошо и ничего не гнусно, если приемлется с благодарением (1 Том. 4,3); ибо кто что считает скверным, тому то и скверно (Рим.14, 14). Потому никто не был осужден за одно употребление пищи, и если ядущие осуждаются, то это потому, что с употреблением пищи соединяется, или последует за оным предосудительное.

     Относительно богатых людей, которые не хотят платить вам деньги, умудряйся сама, и с Божией помощью решай на основании св.Писания. Умудри вас Господи. Напрасно себя смущаете и думаете, что есть у вас какой-либо грех неисповеданный. Смертные грехи только те, которые сознаете и не каетесь.

     Еще пишете о снах, что читали у св.Отцов: "если повторяется, то это правильный сон" - снам верить не надо. Преподобный Варсонофий Великий пишет: "Тот, кто один раз явился ложно, может сделать еще и три раза и более" (ответ 415). Посылаю выписки о сновидениях. О кресте, виденном вами во сне, пугаться не надо или ждать каких-либо скорбей. Верь, что без Божией воли ничего с нами не может быть. Вы все пугаетесь и ждете каких-то неприятностей. Этот ваш страх телесный, есть крест ваш, помоги, Господи, нести его терпеливо. Хорошо, что уклонилась от осуждения Х. Помоги ей Господи, ибо ее годы скользкие.

     Вычитывание акафистов и 600 молитв хорошо, только чтобы было не на ветер, а внимательно.

     Ненависть к Х. и ее родным - старайтесь с Божией помощью искоренить эти неприятные чувства.

     Поздравляю со Светлою Четыредесятницею, помоги, Господи, провести оную в Христианском благочестии.

14.4.1948 г.

     Мир ти и Божие благословение!

     Не унывай, бодрствуй, молись Господу и проси его помощи. Если когда и грубенько скажешь X., - что делать, не малодушествуй. Ведь ты не ангел, человеку свойственно и разгневаться; все же старайся нести ее немощи и Господь понесет твои немощи. Не смущайся, что нападают иногда помыслы плотские, это естественно; одна благодать Господня, только может освободить от них, однако знаю - они будут напоминать о себе даже до гроба, и старость не свободна от них.

     Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения, рассудком ее не поймешь, а постигается только опытом; кто старается жить по совету св.Отцов. Если кто спросит у тебя совета, отвечай что знаешь, но предварительно помолись внутренне и расположись на волю Божию, говори просто, не мудрствуй, не старайся повлиять; если на пользу, благодать Божия это сделает. Х. духовно младенец; ее надо кормить молоком. Что она говорит, выслушивай терпеливо: когда она все выскажет, ей сделается легче. Скажи ей, чтобы она не обращала внимания на других и не следила бы за их недостатками, ибо каждый человек сам за себя даст ответ Богу; пусть они сами разбираются в своих делах. Такой заповеди нет, чтобы требовать от других любви и исправной жизни. Пусть позаботятся о других те, кто поставлен на это Промыслом Божиим.

30.05.1948 г.

     Письмо ваше содержательно, писано от чувств, я получил своевременно и прочел с любовью. Благодарение Господу нашему Иисусу Христу, что он по своей милости освободил тебя от тяжести твоего внутреннего смущения, и эта помощь была по вере твоей, а не от меня грешного, многосплетенного разными грехами. Хорошо, что прибегаешь к Богу о помощи в скорбные минуты, ибо душа наша сотворена по образу и подобию Божию, следовательно, только в Боге и можем получать помощь и утешение в скорбные минуты.

     Знай, что без скорбей нам не прожить. Господь сказал, что в мире скорбеть будете. Не было бы скорбей, не было бы спасения, говорят св. Отцы. Господь избрал на проповедь св. Пророков и св. Апостолов, однако скорби не отнял от них, а Господь наш Иисус Христос совершенный Бог и совершенный человек (кроме греха) скорбною жизнью жил на земле. От сотворенного им человека терпел укорение, поношение, презрение, насмешки, побои, даже до позорной смерти распятием. Советую тебе, не унывай, терпи, молись и старайся быть мудрой, как змея, и кроткой, как голубь (от Матфея 10,16). Если будешь прибегать к Богу, он по своей милости и умудрит тебя, и даст голубиную кротость.

     Вот мой совет твоему мужу: пусть он покрепче положит начало в своем сердце, чтобы больше не пить вина, и помолится Богу о помощи, ибо Господь слышит каждого человека; пусть в этом не сомневается; а одни наши усилия без Божьей помощи слабые. Алкоголь всегда льстит и обманывает, начинаешь пить для веселья, а в результате получается душевный недуг, томление и телесная болезнь, это я знаю опытом. Помоги ему Господи избавиться от алкоголя. Пусть не пьет, слюбится, тысячу раз слюбится ему.

     Не советую тебе мечтать о монастырской жизни. Господь ведет тебя в вечную жизнь мирской супружеской жизнью, умудряйся жить ради Христа в семейной жизни, и Господь видит твое произволение, поможет тебе спастись и в семейной жизни, в этом не сомневайся. Преп. Макарий великий приводит пример двух женщин, угодивших Богу; они пришли в совершенство духовной жизни, были даже выше отшельников. У них было желание проводить жизнь в монастыре, а по некоторым причинам имели мужей. Господь, видя их произволение угождать ему в монастыре, помог им спастись, жившим семейною жизнью. В данное время жизнь в монастырях не такая, как вам рисуется, и вы по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться монастырскою жизнью.

     На этих днях ходил я пешком в женский монастырь, от нас 14 километров ; ночевал там, посмотрел их житие, бытие, труд огромный, питание скудное; помоги им Господи, они уже закалены в такой жизни, а вновь поступающим в монастырь едва ли будет вместимо.

     Убывает наше братство, может быть уже за спиной стоит смерть пишущаго эти строки, и скоро подкосит мою жизнь. Господи, помилуй меня грешного, и имиже веси судьбами избави от вечного мучения. Аминь!


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

Сила Креста Христова

В городе Неаполе жил юноша по имени Никон. Отец его был язычником и воспитывал сына в язычестве, а мать-христианка всеми силами пыталась обратить его ко Христу. Повзрослев, Никон стал знатным воином и часто принимал участие в сражениях.

Провожая сына, мать говорила ему:

– Сын мой, если тебе будет угрожать опасность, осени себя крестным знамением. Крест оградит тебя от копья и меча, и в самой жестокой битве ты останешься невредим.

Однажды в пылу сражения Никон врезался в середину вражеского войска. Со всех сторон его окружали враги, и вот уже несколько мечей готовы были опуститься ему на голову. Тут Никон вспомнил наставление матери. С надеждой он сотворил крестное знамение и воскликнул:

– Боже христианский! Яви мне силу Креста Твоего, и вместе с матерью моей я буду служить Тебе!

Тотчас враги расступились, и Никон невредимым вышел из битвы.

Никон выполнил своё обещание и стал христианином. Впоследствии он удостоился сана епископа, чем доставил чрезвычайную радость своей матери. Свою праведную жизнь святой Никон увенчал мученической кончиной.

Православный мир. – М.: Круг чтения, 2004 г .


Полезные советы для детей

Надзиратель

“Не бери”, “не говори”,

“Не дерись”, “не обзывайся”,

“Не перечь”, “не отвлекайся”,

“Не царапай”, “не кори”…

Это кто такой ученый,

Умный, строгий и прямой

Ребятишек увлеченно

Учит, словно заводной:

“Ты не бегай”, “ты не прыгай”,

“Ты не лазай”, “ты сиди”,

Да “не трогай”, да “не двигай”,

Да “волчок не заводи”…

Это мальчик наш Василий,

Двух малюток старший брат.

Мама с папой поручили,

Уходя, ему ребят.

Из-за строгости братишки

Малыши сидят, как мышки.

Строгость в меру хороша,

Меру знай, моя душа.

Татьяна Дашкевич


Словарик

НИМБ

Нимб (от латинского "nimbus" - облако) - знак святости или божественности. На иконах нимб - это изображение сияния вокруг головы Христа, Богоматери, ангелов и святых. Христос изображается преимущественно с "крестовым" нимбом - нимбом в виде круга с вписанным в него равноконечным крестом и греческими буквами, означающими слово "Сущий" как одно из имён Бога.

ОБИТЕЛЬ

Слово "обитель" происходит от слова обитать, поселиться и означает тоже что "монастырь". Когда путешественники открывали неизвестные участки суши, например острова, первый вопрос который их волновал был - "Обитаема ли эта земля?". Есть даже известная книжка "Необитаемый остров".

Почему же монастыри называют обителями? В древности монастыри основывались в безлюдных необитаемых местах. Скромные монахи были их первооткрывателями, разведчиками. Со временем вокруг таких отдалённых монастырей завязывалась жизнь, строились деревни и даже города. Места обживались, а монастырь по-прежнему именовался обителью в напоминание о том, что монахи первыми сделали обитаемыми эти места.


ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Вера и Миша.

Миша Малахов и Вера Боголюбова были двоюродными братом и сестрой. Однажды, когда Вера шла по улице мимо мальчишек, толпившихся около школы, она услышала, как кто-то крикнул ей вслед: «Жирная бочка! Жирная бочка!»

Остальные загоготали, повторяя хором обидные слова. Вера была полной девочкой и поэтому почти привыкла к этой дразнилке. Хотя, как к такому можно привыкнуть? Но она чуть не разревелась, когда среди мальчишек вдруг заметила смеющегося Малахова. Встретившись глазами с сестрой, Миша быстро спрятался за чью-то спину.

После этого случая, когда Миша приходил с родителями к Боголюбовым в гости, Вера сразу уходила в свою комнату. Миша хотел попросить прощения, но почему-то никак не мог. Ну никак!

Зимой Вера заболела и попала в больницу.

—Сынок, отнеси Верочке пирожки, — попросила мама.

—Не пойду! — отрезал Миша.

—Ты же ее брат, вы в один храм ходите. Господь учит помогать ближним.

Миша, вздохнув, стал одеваться. Мама укутала еще теплые пирожки в пуховый платок. На улице шел снег, и Миша стал ловить снежинки на ладонь. Руки у него замерзли, и, чтобы согреться, он достал один пирожок. Потом еще один, и еще... Незаметно для себя, он съел их все.

Обнаружилось это перед дверью больницы. Мальчик даже обрадовался — раз гостинцев нет, то можно больную и не навещать, и побежал домой. Маме он сказал, что Вере пирожки очень по нравились. Больше про них никто и не вспомнил.

Но вот наступила Пасха. После службы Боголюбовы и Малаховы встретились на улице. Родственники христосовались и обменивались крашеными яйцами.

Миша, как назло, оказался как раз напротив Веры. Они стояли и молча смотрели друга на друга. Глядя на их кислые лица, Верин папа сказал:

—А вы знаете, что похристосоваться — значит простить друг другу все обиды?

По-моему,дети, вам есть о чем поговорить.

Миша и Вера отошли к церковной ограде. Ве¬ра протянула Мише желтое яйцо с наклейкой и выдохнула:

—Прости меня, Мишенька.

—Тебя? За что? — мальчик даже рот приоткрыл от удивления.

—Ты звонил нам несколько раз, а я отвечала, что это баня. Не хотела с тобой разговаривать.

—И ты меня прости, Верочка, — Миша протянул сестренке красное пасхальное яйцо.

— Я зимой нес тебе в больницу пирожки, а по дороге съел. А еще... еще за дразнилки.

—Прощаю... — девочка опустила глаза.

—Я тебя тоже дразнила, но только про себя. Но этоже все равно грех.

—Ну да, про себя тоже грех, — согласился мальчик.

Дети похристосовались.

У обоих на душе стало так легко, что казалось, если разбежаться и подпрыгнуть, то можно на невидимых крыльях улететь в голубое небо.

Взявшись за руки, они побежали вприпрыжку по улице.

А люди глядели на их счастливые лица и радовались.

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Раиса Куликова.


Православные басни

Об одинокой мышке

Жила-была в церкви хорошая мышка,

Не грызла просфор и алтарных свечей.

Любила послушать молитвы малышка,

Мечтала о крошечках от куличей.

Ей сторож церковный клал сыра кусочек,

Он бедную мышку жалел прогонять.

Бывает, повяжет он мышке платочек

И станет от скуки он с нею играть.

А звали его, старичка, Николаем.

А все Николаи добры и смелы.

Чинил аналои, скамьи за сараем,

Подсвечники чистил и драил полы.

Бывает, пора наступает ночная,

И молится сторож – всплакнет, запоет,

С ним рядышком топчется мышка ручная

И тоже поклончики Богу кладет.

С утра в воскресенье люди приходят,

И мышка таится в прохладном углу,

Смышлена, черными глазками водит,

Ее не заметишь на темном полу.

Ей нравится слушать церковное пенье,

На взрослых и деток нарядных смотреть.

Однажды она потеряла терпенье,

Однажды ей так захотелось запеть.

Но лишь Николай услыхал ее голос –

В усы улыбнулся и на руки взял,

В карман опустил – оказалось, там колос

Ржаной, настоящий и вкусный лежал.

Бывает, он хочет поздравить подружку

И в праздник гостинцы он мышке несет:

Конфетку, и пряник, и круглую сушку

На чистое блюдечко сторож кладет.

Спит мышка тихонько в конфетной бумажке –

За северной стенкой есть тайный проход,

Там норка ее, словно келья монашки,

Одна-одинешенька мышка живет.

Вот пост наступает – и мышка простится

С конфетами, пряником, вкусной едой.

Как все православные, мышка постится:

Сидит в своей норке на хлебе с водой.

Рождественский праздник и Светлую Пасху,

Как каждый ребенок, с надеждою ждет.

И Господа хвалит за тихую ласку –

За то, что при храме живет.

Татьяна Дашкевич.


РАЗГОВОР С БОГОМ

Утром рано я проснулась

И иконке улыбнулась:

-Здравствуй, Господи! - сказала.

Помоги Ты мне сначала

Этот новый день начать:

Чтоб на Мурку не кричать,

Чтоб не спорить с папой, с мамой,

Чтоб не быть такой упрямой,

Чтобы быть послушной, смирной,

Чтобы жить со всеми мирно,

Злом на зло не отвечать

И Тебя не огорчать.

Я готова всё отдать,

Лишь бы мне хорошей стать:

Куклу, мяч, Петрушку,

Заводную хрюшку,

С бантиками платьице-

Только бы исправиться!

Так я Господу сказала,

Очень вдруг серьёзной стала,

И вздохнула глубоко:

- Быть хорошей нелегко!

Елена Королева.


Семен Надсон «Крест».

 О вечный знак Небесной силы,

Рукотворенный Крест Святой.

Ты — украшение могилы,

Утеха в горести земной.

С безумной злобой презирали

Тебя всегда враги Христа...

А я не в силах без печали

Припасть к подножию Креста.

Тебя, как щит и огражденье,

Я на груди ношу своей...

Ты — всех страстей успокоенье,

Ты — радость страждущих людей.

О знак любви и всепрощенья!

Я песнь хвалы тебе пою...

Ты — дивный образ искупленья,

С тобой я кончу жизнь свою.

Податель мира, утешенья!

Когда засну могильным сном,

Ты дай мне с верой в воскресенье

Лежать спокойно под Крестом.

У Креста На 19-ю главу Евангелия от Иоанна

Вокруг креста толпа стояла,

И грубый смех звучал порой...

Слепая чернь не понимала,

Кого насмешливо пятнала

Своей безсильною враждой.

Что сделал Он?

За что на муку

Он осужден, как раб, как тать,

И кто дерзнул безумно руку

На Бога своего поднять?

Он в мир вошел с святой любовью,

Учил, молился и страдал, —

И мир Его невинной Кровью

Себя навеки запятнал...

Доброе утро, дети!

Доброе утро, дети!

Прибрали себя, умылись,

О всех, кого любим на свете,

Господу помолились.

В вас нет сомнений, расчета,

Вы еще ангелы, дети,

Бог слышит ваши заботы -

Слова повторите эти:

Боже, спаси Россию!

Боже, спаси Россию -

Молитвами мира нетленного

Царевича Алексия,

Отрока убиенного!

Боже Великий и Сильный,

В путях Твоих правда ходит:

Пусть власти стоят за Россию

И думают о народе.

Пусть русские любят друг друга,

В беде не бросают брата,

Пошли нам Святого Духа,

Да будет Россия свята!

Да будет Россия свята.

Н.В.Карташева



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ