ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 8 август 2009 г.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее. Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внeзапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.


Желаете ли вы, чтобы и вам на земле было хорошо и весело, чтобы и вас осиявал свет Божественный?

Преображение Господне, которое мы ныне воспоминаем, происходило таким образом: Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору, на Фавор, и там во время молитвы преобразился пред ними, то есть явился в прославленном виде: лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег, и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. Апостол Петр, восхищенный таким чудесным зрелищем, сказал Иисусу Христу: «Господи! Хорошо нам здесь; если хочешь, построим здесь три сени: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии».

Отчего апостолу Петру вдруг так стало хорошо на горе, что он желал там остаться навсегда? Святой Петр, вероятно, и прежде бывал на этой горе; отчего же именно теперь стало ему так хорошо? Это оттого, что во время Преображения от Иисуса Христа сиял необыкновенный свет, свет Божественный, и апостолы, сколько вместить могли, наслаждались сим светом. При свете Божественном везде хорошо: и во мраке светло, и в пустыне весело.

Желаете ли вы, чтобы и вам на земле было хорошо и весело, чтобы и вас осиявал свет Божественный?

Живите между собой в любви и согласии, и вам будет хорошо и весело, и вы будете жить во свете Божественном; кто любит брата своего, говорит возлюбленный ученик Христов, тот пребывает во свете (1 Ин. 2, 10). Как свет Божественный сиял на горе Фавор, где апостол Петр хотел построить три сени, так он всегда сияет в том семействе, где живут все согласно. Как роса на Ермоне, как роса, сходящая на горы сионские, так нисходит от Бога благословение на тех людей, которые живут между собой в любви. И со стороны сердце радуется, как смотришь на людей, живущих между собой согласно, какой же радостью они наслаждаются сами!.. К несчастью, редки такие семейства и немного таких людей.

Что делать! Говорим мы иногда: и рад бы я жить со всеми в мире, но не от меня зависит; и готов бы я забывать все оскорбления, но меня не только оскорбляют, но и примириться со мной не хотят.

Нет, от нас главным образом зависит жить в мире со всеми: от нас зависит мирно жить даже с теми, которые не хотят мирно жить и мириться.

Выслушайте следующее происшествие, и вы убедитесь в истине слов моих. Один инок, оскорбленный братом, пришел к нему, чтобы помириться с ним, но тот не принял его и дверей ему не отворил. Отвергнутый инок пошел после того к одному опытному старцу и сказал ему об этом. «Знаешь ли, – сказал ему старец, – отчего обидевший тебя брат не захотел с тобой примириться? Ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что ты согрешил против него, а не он против тебя; себя обвини, а его оправдай». Инок сделал по совету старца, пошел к своему брату, и что же? Не успел толкнуть в двери, как тот отворил их тотчас и встретил его с распростертыми объятиями.

Итак, если ты хочешь мирно жить или помириться с кем-нибудь, а тот не хочет, то ты в душе твоей старайся оправдывать его, хотя бы он был действительно виноват пред тобой, а себя самого обвиняй, хотя бы ты был пред ним по всему прав. Души наши как-то понимают друг друга, и сердечные наши расположения сильно действуют на сердце другого. В ту минуту как ты будешь оправдывать и извинять другого, тот со своей стороны будет тебя оправдывать и извинять; таким образом между вами всегда будет мир и согласие.

На горе преобразивыйся Христе Боже наш! Соедини любовью наши сердца так, чтобы мы всегда жили мирно и никогда не имели нужды мириться.


14-27 августа — Успенский пост

Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 14 до 27 августа.

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.

В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)».

Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там — оставление пищи скоромной — более питательной и употребление пищи постной — менее питательной; здесь — оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 (14) августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).


День Пророка Божия Илии - Ильин День

Святой пророк Илия, один из величайших пророков Ветхого Завета, родился за 900 лет до Рождества Христова. При рождении Илии его отцу Соваху было видение про сына, как "благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным", сообщал святитель Епифаний Кипрский. Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь - с детства он посвятил себя Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте и молитве.

При израильском царе Ахаве Илия был призван к пророческому служению, стал хранителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ, поощряемый женой Ахава, язычницей Иезавель, начал поклоняться языческим идолам. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению.

Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать Ахава в нечестии, убеждая его обратиться к истинному Богу. Отказавшемуся слушать его царю Илия объявил, что в наказание три года на земле не будет ни дождя, ни росы, и засуха прекратится только по его молитве. Действительно, в результате наступившей по молитве пророка засухи по всей земле начался голод, народ страдал от нестерпимого зноя. Бог, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, желавшего обратить израильтян к покаянию. Сам Илия был послан Богом для спасения от мести Иезавели в сокровенное место у потока Хораф, куда хищные вороны начали приносить ему пищу.

Когда Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, страдавшей вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка вдова приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. По молитве Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы Илия сотворил другое чудо - воскресил умершего сына этой женщины.

После трех лет засухи Господь послал пророка к Ахаву для прекращения бедствия. Илия собрал на горе Кармель весь народ Израиля и жрецов Ваала, предложив соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти".

Жрецы Ваала взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и поливать жертву и дрова водой. После наполнения рва водой Илия обратился к Богу с молитвой послать с неба огонь для вразумления заблуждающихся израильтян. И по его молитве огонь с небес опалил жертвенник и даже воду. Народ признал Единого Бога, а жрецы Вааловы были умерщвлены. По молитве пророка Илии выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Царь Ахав раскаялся в своем заблуждении, но его жена Иезавель грозила убить пророка. Тогда Илия бежал в царство Иудейское, где поселился в пещере горы Хорив. За свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем его восхождения на небо стал пророк Елисей, получивший вместе с его упавшим плащом дар пророческого духа. Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.

Согласно церковному Преданию, пророк Илия будет предвозвестником второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Со дня огненного вознесения на небо пророка Илии его почитание никогда не прерывалось. Память святого пророка Илии издавна глубоко чтится и в Русской православной церкви - именно в честь него князь Игорь построил в Киеве первую христианскую церковь. В 1606 году под набатные звуки колокола московского храма Ильи Пророка на Новгородском подворье началось народное восстание против Лжедмитрия I и польских интервентов, вскоре переросшее в национально-освободительное движение, охватившее всю Россию. С XVII века празднование Ильина дня получило государственное значение. В ходе праздника царь с патриархом выходили с крестным ходом из Спасских ворот Кремля, и на Лобном месте Красной площади совершался молебен пророку Илие.

Сегодня в России святой пророк Илия является также небесным покровителем десантников, поскольку день празднования памяти пророка - 2 августа - совпадает с днем Воздушно-десантных войск.


Учитесь благодушествовать в болезни

9 августа - память святого великомученика и целителя Пантелеимона

Господь Бог посылает нам,   грешным, болезни, но дарует и исцеления, которые мы получаем чаще всего от врачей, являющихся инструментами в руках Божиих. Недаром среди святых было немало целителей и врачевателей, в том числе почитаемый народом св.вмч. Пантелеимон. Но как, порой, изматывает болезнь! кажется, как было бы хорошо, если бы болезней вовсе не было. Почему мы болеем? что это – наказание или милость Божия? Наконец, почему болеют даже праведники и святые угодники Божии? На эти вопросы отвечает доктор медицинских наук, кандидат богословия, руководитель Общества православных врачей СПб, протоиерей Сергий ФИЛИМОНОВ.

- Если мы обратимся к святоотеческому учению, то станет ясно, что причин возникновения болезней несколько. И главная из них – греховная природа человека и совершение человеком греха.

- То есть, кара Божия не заставит себя ждать.

- Не Бог – человек сам себя наказывает, потому что от согрешающего отступает благодать Божия. Вследствие этого в человеке возобладают законы смерти, а она-то и рождает болезни.

Вторая причина возникновения болезни, – это когда Господь таким образом от чего-то нас уберегает. Мне известны случаи, когда человек должен был куда-то поехать, или совершить некий важный шаг, но из-за внезапной болезни остался дома и, следовательно, не натворил ошибок. Потому что, будь он в этот день на работе – он мог вступить в конфликт с начальством, что закончилось бы увольнением, а если бы полетел на самолёте – разбился. А так он избежал неведомых опасностей и искушений.

- А бывают болезни, поданные наоборот, – во очищение грехов?

- У меня есть прихожанин, которому, как только он воцерковился, Господь послал крест болезни. Седьмой год уже этот человек болеет, и весь иссох. Его не раз оперировали, изрезав вдоль и поперёк. Но… я не могу сказать, что эта болезнь – наказание. И сам он говорит: "Я так благодарен Богу за то, что Он меня очищает, потому что вся моя жизнь до этого была очень греховной".

А вспомним монахов Киево-Печерской Лавры – многоболезненных Иосифа и Пимена. Только незадолго до кончины Бог послал им здоровье. Но они пребывали в болезни не просто так: через свою физическую немощь они спасались, искупая какие-то грехи, о каких ведал Господь и сами получили от Бога благодать исцелять других людей.

- Но, батюшка, возникает вопрос: а почему Господь не послал вашему прихожанину болезнь до его воцерковления?

- А, по-вашему, справедливо, вразумляя, наказывать человека, если он не понимает, за что? Представьте себе малого ребёнка, которого вы ругаете, а он ещё знать не знает, ведать не ведает о тех понятиях, которые вы хотите до него донести. Он не представляет глубины и греховности своего проступка. Так и человеку невоцерковлённому не всегда имеет смысл подавать болезнь, ибо она не будет носить для него спасительного характера. Верующий же принимает болезнь не как обузу и незаслуженное наказание, но как спасительное, очистительное лекарство для души.

Бывает, что Господь посылает болезнь для исправления какой-то конкретной страсти. Например, человек – сладкоежка. Он рискует заболеть сахарным диабетом, но через эту болезнь Господь дарует ему ограничение в пище, помогая так справиться со страстями гортанобесия и чревоугодия. Другой пример: известно, что у людей гневливых, раздражительных часто бывает высокое давление. То есть, Господь, посылая гипертонию, помогает избавиться такому человеку от страсти гневливости и обрести смирение. Именно через болезни и немощи наши страсти взнуздываются, как конь, и человек верующий благодарит Отца Небесного за эту милость, ибо самому ему со своими страстями не справиться.

Другой вариант: Господь подаёт заболевание, чтобы упредить развитие какой-то страсти. Этому есть замечательный пример из Ветхого Завета – житие св.Иова Многострадального. Иов был человеком праведным, однако, несмотря на это, Господь предал его сатане. Сатана, не смея трогать душу Иова, подверг истязанию его тело. 18 лет Иов мучился от гнойных ран. Но когда начал он упрекать Господа, открылось ему, что праведность, которую он мнил в себе, далека от истинной. Так Бог уничтожил зародившиеся в душе Иова гордость, тщеславие, самомнение. И когда Господь обратил Своё слово к Иову, он, уже вразумлённый, отвечал: "…я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… Теперь же мои глаза видят Тебя; Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов.42.3,5-6). "И возвратил Господь потерю Иова… И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние" (Иов.42.10,12).

- А возможно ли через болезнь полное изменение участи человека?

- Есть предание, что когда Господь проходил мимо одного безногого человека, ученики спросили: "За что он страдает? Чем согрешил?" Иисус ответил, что если бы этот нищий калека имел ноги, то полмира предал бы огню и мечу, стал тираном, убийцей, насильником. А так он, безногий, просит милостыню и спасается через свою немощь. Вот вам пример изменения участи человека.

И последнее – болезнь за конкретный, уже совершённый грех: человек ворует, а потом сам или дети его болеют раком.

- Святые и праведники тоже болеют. Но они-то почему?

- С этим вопросом мы подошли к рассмотрению последнего аспекта христианского учения о болезни. Святые и праведники болеют, по свидетельству св.Отцов, по двум причинам: для славы Божией и для испытания веры. Вернёмся к Иову Многострадальному. Болезнь и прочие беды были попущены во имя испытания его веры. Как его искушали жена и друзья, как надругались над ним люди, как тяжко страдал он от проказы! Что хотел диавол вызвать этой болезнью? – Хулу на Бога! А каковы были доводы врага человеческого? Мол, легко славить Господа в благоденствии, посмотрим, что скажет Иов, когда у него всё будет отнято – дети, богатство, семья, здоровье… Св.Иов выдержал искушение: "Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось) да будет имя Господне благословенно!.. Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей!" (Иов.1.21; 10.15).

Часто со скорбью вижу я, что многие христиане не выдерживают испытания тяжкой болезнью и бедствиями – начинаются ропот и хула на Бога. Значит, сей тяжёлый экзамен они не смогли сдать.

Другой смысл болезни святых и праведников, когда болезнь ко славе Божией. Вот заболел и умер Лазарь, и Иисус Христос сказал Своим ученикам, что событие это свершилось ко славе Божией. Ибо Господь через смерть Лазаря хотел показать всемогущество Своего Единородного Сына, Его власть над смертью и тлением и прообраз будущего века – воскресение из мертвых. Что и было показано, поскольку после того, как Лазарь воскрес, многие иудеи уверовали во Христа и стали Его учениками.

Теперь обратимся к воскрешению дочери Иаира и истории женщины, которая 12 лет была кровоточива. Мы видим, что когда Господь воскресил одну и исцелил другую – множество людей уверовало в Бога. Поэтому иногда Господь посылает людям такие болезненные состояния, исцеление которых прославляет имя Божие.

- Господь может послать чудо исцеления. А что могут врач и священник?

- Задача врача – исцелить тело, облегчить душевное страдание человека, умерить его страхи накануне операции, обрести душевное равновесие. Задача священника – научить больного в болезни призывать благодать Божию, укрепляющую и исцеляющую, дать понять, что болезнь спасительна для него, и что в болезни требуется благодушествовать, а не роптать, помочь больному разобраться в своей душе, покаяться и примириться с Богом, сверить свой жизненный путь и поступки с волей Божией. Свт.Иоанн Златоуст говорил, что тот, кто благодарит Бога за болезнь – венец получает. А в наше время спастись можно или смирением, или страданиями в перенесённой со смирением болезни.

Вопросы задавала Дарья НИКОЛАЕВА


Таинство Соборования (Елеосвящения)

Елеосвящение - это Таинство, в котором при помазании тела елеем (освященным маслом) призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Немощи телесные и душевные имеют своим происхождением человеческую греховную природу. Источник телесных болезней, согласно христианскому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях было дано Еве после грехопадения: "Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей" (Быт. 3:16).

На эту связь телесной болезни с греховностью явным образом указывает нам Сам Спаситель в Евангелии от Марка: "И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои" (Мк.2:3,5). После чего расслабленный получил исцеление.

Божественные апостолы, посланные Спасителем, "пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6:12-13). Точнее это Таинство раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:14-15).

Однако следует отметить, что не все без исключения болезни - непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Но все же большая часть болезней признаются в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения.

Елеосвящение совершается над лицами православного исповедования старше 7 лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причина их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, Таинство может быть преподано и физически здоровым людям.

Однако необходимо и правильное отношение к болезням. Нужно понимать, что болезни - это "горькие лекарства", благодаря которым исцеляется наша душа, если мы с терпением и благодарностью переносим их. По слову апостола Петра: "Страдающий плотию перестает грешить". Поэтому исцеление от болезни не должно быть самоцелью - на все воля Божия. В Таинстве Соборования человек получает либо полное исцеление от болезни, либо частичное или Господь подает терпение и силы переносить достойно тяготы заболеваний. Последнее случается чаще. Господь Сам видит кому, что полезнее.

Конечно же, Соборование не отменяет употребления лекарственных средств для врачевания наших болезней.

Соборование (Елеосвящение) - это единственное Таинство Богом благословленное для исцеления и утешения страждущих. Поэтому великий грех берут на себя те бабушки, колдуны, маги, экстрасенсы и другие нетрадиционные целители, которые, дерзая врачевать больных, прикрываясь молитвами, иконами, наносят им еще больший вред. Практика показывает, что люди, обращающиеся к таким псевдоцелителям, сначала действительно получают облегчение или даже исцеление. Но после некоторого промежутка времени эта болезнь либо возвращается, либо обнаруживается другое, более серьезное заболевание. Нередко последствиями этих лечебных сеансов является душевное расстройство пациента, депрессия, бывали случаи и самоубийств.

Происходит же это оттого, что источником врачебной силы таких "целителей" являются злые духи. Демоны же не могут творить добро и если и делают его через своих последователей, так только для того чтобы, заманив жертву, после сделать еще большее зло.

Не попадайтесь в сети этим мошенникам! Господь в Библии категорически запрещает обращаться к ним - это является грехом. Последствия же, как уже было сказано выше, катастрофичны! В святой Православной Церкви есть все необходимые Таинства, установленные Самим Богом, которые врачуют и душу, и тело.


Вопрос священнику

Вопрос: Мое имя Татьяна. А я хочу спросить: могут ли повенчать некрещеного человека (вроде помню, что нет) но вот мои знакомые женятся 25 июля и венчаются, а жених не крещен... По-моему ему сначала надо покреститься?          

Ответ:  Уважаемая Татьяна! Крещение - это рождение в Жизнь Вечную, врата, которыми входят в Церковь. Жить в Церкви, участвовать в ее Таинствах, может только крещеный человек, тот, кто рожден водою и Духом.

Вопрос: Посмотрела фильм "Дела мирские".....Герои программы — православные священники Александр Перминов и Михаил Патола. Оба — настоятели храмов, но объединяет их далеко не сан. Отец Михаил не только церковный служитель, но и председатель колхоза «Благодатное», а отец Александр — байкер и президент собственного байк-клуба. И хотя оба считают светскую деятельность своим хобби, она занимает значительную часть их жизни.

интересует Ваше мнение по этому поводу. У меня немного противоречивое мнение на этот счёт...

...Я всегда была уверена, что священник должен проповедовать Слово Божье с Крестом и Евангелием и в рясе....Каждый должен быть на своём месте, так сказать...

Ответ:  Мое отношение к этому неоднозначно. Действительно, нам выпало жить в очень интересное время. Даже во времена Царской России не было такой возможности для проповеди Православия! Церковь и поныне ведется Духом Божиим. И, видимо, не случайно то, что в наше время очень много священнослужителей "от сохи", - т.е. тех, которые не имеют церковных традиций и воспитания, пришли в Церковь с завода, совхоза, из спорта, милиции. И, безусловно, этим батюшкам близок тот коллектив, тот образ жизни, который они оставили. И очень часто именно в этом коллективе наиболее действенна их, даже безмолвная, проповедь. Бывшие сослуживцы следят за их жизнью, им проще в случае нужды обратиться к "своему" батюшке. Другое дело - соблазн для священника оставаться, или даже просто казаться "таким как все". Вот тогда будет соблазн и для его бывших сослуживцев и для паствы. Здесь нужна разумная середина, - не отделять себя совершенно, но и панибратство исключить.

Вопрос: Здравствуйте! Недавно у меня умер отец. Перед смертью он попросил, если у меня родится мальчик, то назвать его именем. Теперь мучаемся с мужем вопросом - будет ли грехом не исполнить волю отца, так как давно хотели назвать по-другому. Инесса.

Ответ: Уважаемая Инесса! Еще древнему Израилю через пророка Моисея Господь дал заповедь: «Чти отца и мать, да благо тебе будет». Согласно этой заповеди наше земное благополучие, благоденствие напрямую зависит от нашего отношения к родителям. А благословение родительское имеет огромную силу. Я не хочу навязать вам какое-то свое решение этого вопроса. В любом случае, эта проблема должна решаться в Вашей семье, по совету и взаимному согласию, чтобы это не стало причиной напряженности в ваших отношениях, скорби, дискомфорта. Я думаю, и отец Ваш этого не желает. Ну, а если вы, помолившись, примете согласное решение исполнить волю отца, то я думаю, не пожалеете об этом. В любом случае – поминайте своего усопшего родителя в молитвах, а ребенка постарайтесь воспитать достойным и гармоничным человеком, не оставляя в небрежении заботу не только о его теле и душе, но и о духе. И расскажите ему о его усопшем дедушке, чтобы он узнал и полюбил его.

 На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов.


Письма Валаамского старца

(схиигумена Иоанна)

30.12.1947 г.

     Христос посреди нас!

     В твоем последнем письме повторяешь свои переживания. Но теперь они, благодарение Господу, кончились. Не было бы скорбей, не было бы и спасения, сказали св.Отцы; от скорбей две пользы: первая - усердие к Богу и благодарность от всей души. Вторая - избавляет от суетных попечений и забот. Из святоотеческих писаний видно; они подобно нам тоже унывали и малодушествовали, даже испытывали то, что не пожелали предать писанию, чтобы нас неопытных в духовной жизни, не смутить и не привести в отчаяние. Конечно, Господь попускает быть скорбям соразмерно нашим силам, кто какие может понести. Они (скорби) нас смиряют, у нас есть какая-то самонадеянность, что мы своими силами хотим преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, что наши усилия без Божией помощи не достигают цели. Наш должен быть труд к добродетели, а успех в добродетели зависит уже от благодати, и благодать дается от Бога, именно только, смиренным, а без смирительных случаев не смиришься.

     Мудрую духовную жизнь св.Отцы до тонкости объяснили в своих писаниях; а их писание больше познается жизнью. Если сам будешь работать, очищать сердце от страстей, - тогда будет все яснее и понятнее. Преподобные отцы, молите Бога о нас грешных, и откройте наш умишко, чтобы уразуметь ваше писание.

     Пишешь, что дела развлекают молитву. При делах имей память Божию, она тоже молитва, и то хорошо, что есть у тебя стремление к духовной жизни и к молитве. Это уже половина спасения, а далее Бог поможет тебе, только не унывай и не малодушествуй, помоги тебе Господи.

     Еще пишешь, что и начала не положила. Это чувство хорошее, путь к смирению, в духовной жизни так и есть по закону духовного ведения, чем больше человек приближается к Богу, тем больше видит себя неисправнее и грешнее. Избави Бог, если человек увидит себя праведным. Господь да поможет вам, Господь да избавит вас от вечной муки.

1947 г .

     Твое письмецо я получил и отвечаю на него, только мои советы принимай не как повеление, или закон, а как простой совет, можешь и не принять его, если усмотришь, что несогласно со св.Писанием и с поручением св.Отцов.

     Не горячись, раньше времени не стремись к высшему, в духовной жизни скачки не уместны, должна быть терпеливая постепенность; отчасти стала уже замечать неполезное для тебя: светские книги, политика и без нужды ходить по людям. Да, это все вредит для внимательного. Твой способ борьбы со страстями правильный, какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божией помощью. Однако, больше обрати внимание на главную страсть, которая больше тебя борет; знай, еще, наш должен быть труд, а успех зависит от благодати, благодать дается не за труды, а за смирение; кто насколько смирится, настолько и благодать приходит, и в добродетели устоять зависит не от нас, а от благодати.

     Еще должна знать, в одном устроении не может быть человека, подобно погоде бывают изменения. Хорошо быть на Фаворе, а иногда приходится быть и на Голгофе, внимательный и рассудительный находит много случаев понять это.

     Ты пишешь, "Мало надежды, чтобы я попала туда, куда вы". Эти слова возьми назад. Божий суд нам неизвестен, кто куда попадет. Хорошо, что примирились с Х.; Всегда так делай, хоть с твоей стороны и не было причин ко вражде. Оптинские старцы духоносны, они пропитаны святоотеческим духом, я высоко чту их и благоговею перед ними. В заключение скажу: "Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов". Что себе не желаешь, того и другим не делай - это золотое правило. Напоминай себе чаще час смертный, никого не осуждай ни в чем, кого в чем осудишь - сама в эти же грехи впадешь; иначе и не бывает. На вас призываю Божие благословение.

5.1.1948 г.

     ...Господь знает нашу немощь, дал нам ежедневное покаяние до гроба. Пр.Иоанн Лествичник пишет: "Часто старые привычки мучительным образом обладают и теми, которые оплакивают грехи свои, и сие не удивительно. Слово о судьбах падения темно для нас и никакой ум не постигает это". Еще говорит: "Не ужасайся, если и каждый день падаешь; не отступай от пути Божия, но стой мужественно и без сомнения, ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение". Преп. авва Дорофей говорит: "Не тот пьяница, кто раз напился, а тот, кто всегда пьет, и не тот блудник, кто раз соблудил, а тот, кто всегда блудит". По духовному ведению и наказания разные: кто стремится к добродетели и падет, такому надо делать снисхождение, ибо он не стремился ко греху, искусился нечаянно. А кто не стремится к добродетели, такому требуется строгое наказание, чтобы вразумился и стремился к добродетели. Так и твоя единичная немощь заслуживает снисхождения; просто пустяк, скорей же смущает тебя гордынька. "Как я это допустила?"

     Господь да хранит вас.

5.12.1947 г.

     Сердечное твое письмецо я получил. Обрадовали меня твои последние слова "У меня нет никакого смятения, а тихо". По совету св.Отцов так и должно быть; аще пошатнешься в какой-либо добродетели, трепетать не надо; пал - вставай, опять пал и опять вставай, так до последнего час смертного. Слава, Господи, милосердию твоему, великое твое благо, что дал нам грешным покаяние, ибо ты и сошел на землю, не для праведников, а для нас грешных.

     Ведь ты черпала чистую воду, а жаба попала в колодец неожиданно; выкинуть ее прочь и вода живительная останется чистая. Меня радует, что ты стала понимать в корне, что суть духовная жизнь. Великое благо, что св.Отцы оставили нам своим опытом испытанные советы. Чаще заглядывай в книги.

     Храни вас Господи, спасайтесь.


Духовная поэзия

Стихи священника Сергия Киселева

Демонская твердыня

Извивалась злоба в бедном сердце,

И змеею жалила того,

Кто всегда давал ему согреться,

Излучая ласку и тепло.

Демонов опора и твердыня,

Камень в основанье всех грехов,

Лютая, лукавая гордыня,

Кто избегнуть смог ее зубов?

Та змея то плачет то смеется,

Проявляя свой бесовский нрав,

В спорах вечно правой остается,

Все права и правила поправ.

Правда у нее в ходу другая,

Та, что ей удобна и люба,

Истину лукаво отвергая,

Стала злу служанка и раба.

Никогда себя она не судит,

Ну, а те кто рядом просто врут.

Чтоб меня судить вы разве судьи?

Я сама себе свой высший суд.

Но других судить берется смело,

Приговор читая, как с листа,

От избытка сердца то и дело,

Каплют яд змеиные уста.

Ну, а если в чем то заподозрит,

Не снести невинной головы,

Обвинит, что строил злые козни,

Был причиной ссоры иль молвы.

Но и ей не чуждо умиленье:

Как сначала кровушки попьет,

Доведет до белого коленья,

Крокодильи слезы после льет.

В сердце копит жизни всей обиды,

Как неусыпающих червей,

Призывая стрелы Немезиды,

Поразить виновников скорей.

Но в безсильи плачет и рыдает,

Все зазлобы в сердце вороша,

Не прощая ближних умирает,

Богом не прощенная душа.

Чем признать саму себя виновной

(Ведь рука Господня бьет не зря),

Лучше обвинить кого угодно,

Лишь по обстоятельствам смотря.

Но в конце концов падёт на Бога

Обвиненье главное её:

- Наказал за, что меня так строго?

А другим все вольное житье.

Глупый труд вести ее к прозренью,

Сердце не откликнется на зов,

Слепота и спесь и самомненье,

Запирают душу на засов.

Лишь Господь врачует язвы эти,

Человек не в силах здесь помочь,

Бог, сказавший "будьте все как дети"

Озарит души кромешной ночь.

Такова гордыня в полном блеске,

Впрочем, далеко до полноты.

Я в коротком жизненном отрезке,

Срисовал лишь общие черты.

Но беда моя в другом, ребята,

Уж давным давно заметил я,

Та змея лукавая когда-то,

Поселилась в сердце у меня.

9 января 2005 г .


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

Молитвослов

Ангеле Божий, хранителю мой святый,

на соблюдение мне от Бога с небесе данный,

прилежно молю тя: ты мя днесь просвети,

и от всякого зла сохрани,

ко благому деянию настави

и на путь спасения направи. Аминь.

Перевод

Ангел Божий, хранитель мой святой, данный мне с небес от Бога для защиты. Усердно прошу тебя: ты меня сегодня просвети и от всякого зла сохрани, на доброе дело наставь и на путь спасения направь. Аминь.

этой молитве мы обращаемся к нашему Ангелу-хранителю, который даруется человеку во время его Крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, неотступно сопровождая его и ограждая от всяких зол и напастей.

Вера в существование Ангелов-хранителей в христианской Церкви получила широкое распространение уже в апостольские времена, о чем свидетельствует чудесный случай освобождения апостола Петра из темницы (смотри Деяние святых апостолов глава 12, стихи 7-17). Люди, находившиеся в доме Марии, матери Иоанна Марка, не поверили служанке, утверждавшей, что апостол Петр освобождён и стоит у двери дома, и полагали, что это был Ангел-хранитель апостола (смотри Деяние святых апостолов глава 12, стих 15).

Ангел Божий не только охраняет нас, но и побуждает нас к совершению богоугодных дел, дел любви и милосердия, помогает бороться с дурными помыслами и желаниями. Совершая же плохие поступки, преступая заповеди Божии, мы оскорбляем и печалим его. Будем же всегда помнить, что с нами невидимо предстоят наши небесные заступники - Ангелы-хранители, и будем направлять наши молитвенные прошения к ним за помощью, веруя, что она последует незамедлительно.


Полезные советы для детей

Голос Ангела

Не спеши, постой, голубчик,

Не беги во двор играть.

Слышишь – кто-то тебя учит

Все игрушки подобрать,

Вымыть чашку из-под сока,

И цветы полить скорей,

Поснимать машинки с окон

Пластилин содрать с дверей,

Стул накрыть красивым пледом,

С пианино пыль стереть…

Ну, теперь на все на это

Любо-дорого смотреть!

Папа, мама, проходите,

Посидите, отдохните

Может, супа вам согреть?

Это совесть научила

Потрудиться малыша.

Мама сына похвалила,

Расцвела ее душа.

Добрый мальчик

Упал воробышек в траву.

Он маленький, худой.

Его я в гости позову

И напою водой.

Его я кашей накормлю

И гнездышко свяжу,

Я всех жалею, всех люблю,

Я каждому служу.

Татьяна Дашкевич


О детях и Православии

Каждое воскресенье мы с детьми ходим в воскресную школу. Выглядим мы при этом довольно живописно: Мама, т.е. я, с маленькой девочкой на руках и от 3 до 5 детей-дошкольников, хаотично бегающих вокруг. Всю дорогу дети выясняют отношения, танцуют, собирают цветы, разглядывают жуков - в общем, живут своей детской жизнью, но при приближении к Храму привычно затихают и сбиваются в кучку.

В Храме за ними очень интересно наблюдать. Все они ведут себя совершенно по-разному: кто-то смотрит вокруг внимательными, широко раскрытыми глазами, кто-то деловито пролезает вперед, чтобы быть первым в очереди на Причастие, а кто-то чинно стоит среди остальных детей Воскресной школы и ловит мой взгляд, спрашивая молча: “Я правильно сделал?”.

Решение покрестить детей далось мне не легко. Ни я ни муж тогда еще не были крещеными, но старший сын в свои 5 лет совершенно определенно знал, что ему нравится ходить в Церковь. Можно сказать, что он нас туда и привел.

А вот насчет остальных я сомневалась - надо ли? Покрестили мы их тогда “заодно”. И только теперь, видя с какой радостью бегут они в воскресную школу и отвечая на вопрос 4 летнего Антошки: “Мама, а вот на иконе Божья Мама Его так на руках держит потому что она Его любит, да?”, я понимаю, что для детей это важно. Они принимают Православие спокойнее и естественнее, чем взрослые. Для них все в нем логично и закономерно, все совпадает с их картиной мира и семьи.


Словарик

КЕЛЬЯ

Келья - от греческого слова "келлион" - комнатка, чулан, каморка.

Почему комнату монаха потребовалось назвать специальным словом "келья"? На первый взгляд это обычная комната, но приглядевшись мы обнаружим, что обстановка там строже. Главное место в келье занимает иконный угол. И сразу становится понятно что для монаха келья - это продолжение храма, место уединённой молитвы, общения с Богом.

ЛАМПАДА

Лампада - светильник, применявшийся в древние века для освещения жилья. Помимо своего основного предназначения, горение лампад в храме и дома имеет духовный смысл. Уже первые христиане применяли лампады в форме христианских символов - корабля, пальмы, короны и креста. Своим горением перед святыми иконами лампада напоминает нам о пламенной любви к Богу и людям - любви, которая должна быть в каждом христианине.


ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ХРИСТИАНОЧКА

Это случилось много лет тому назад в селе Любани, Новгородской губернии. Однажды в июне, около двух часов дня, на двор одной из дач, стоявших близко к речному берегу, вбежали две девочки, полураздетые, дрожащие всем телом. С распущенных и спутавшихся волос текла вода. К неизвестным девочкам со всех углов дачи сбежались люди, испуганные их видом и мертвенной бледностью лиц. Девочки прибежали сюда, чтобы скорее просить всех спасать утонувших, потому что до их дачи еще далеко.

Услыхав это, все люди с этой дачи бросились к реке, взяв с собой одну из девочек, чтобы показала им место, где утонула их сестра; а другая девочка побежала без памяти дальше, к своей даче, чтобы позвать родителей.

Сейчас же нашлись хорошие пловцы, которые стали нырять в омут, и вытащили оттуда утонувшую девочку. Она не дышала.

Прибежавший фельдшер стал растирать похолодевшее тело девочки, стараясь произвести искусственное дыхание, но жизнь не возвращалась в окоченевшее тело.

В это время пришла мать девочек, не помня себя от ужаса и горя. Узнав, что ничто не помогает, она умоляла сделать еще что-нибудь для оживления дочери. Потом мертвую девочку положили на телегу, и мать повезла ее домой. Горничную же все не могли сыскать. Ее нашли только спустя некоторое время.

Когда сестры утопленницы пришли в себя и немного успокоились, они рассказали, как случилось это несчастье.

День этот был особенно знойный и душный. Идя к реке, все они истомились от жары, и когда пришли на берег, то горничная в одно мгновенье разделась и, не дожидаясь, пока разденутся дети, бросилась, не разбирая, в самый омут.

Случилось ли тут с горничной что, только она стала тонуть. Увидав это, старшая сестра Вера, не раздумывая ни минуты, бросилась, как была, не скинув даже платья, в реку, к утопающей. Но Вера почти не умела плавать, не осилила стремительности омута и сама начала тонуть.

Тогда вторая сестра пошла также в воду, дошла до обрыва и подала руку сестре, боровшейся в омуте. Утопающая схватила сестру за руку, но тотчас же отбросила ее руку от себя. В это время вода дошла второй сестре до рта; ей стало страшно, и она выбежала из воды.

Пока вторая сестра была в воде, даже младшая девятилетняя девочка пошла в воду за нею, но, видя, что сестра возвращается, вернулась и сама на берег. И тогда-то обе сестры бросились бежать и звать на помощь.

Обе девочки в один голос рассказывали, что сестра их утонула, спасая погибшего человека, и что она ни на минуты не раздумывала, а прямо кинулась в воду, так что, видимо, она ничего не думала о своей жизни, а вся была в это время проникнута только жалостью к чужому несчастью.

Вот как умерла маленькая христианка… мы стали расспрашивать про нее и узнали, что, и жизнь ее была такой же Христовой, как и смерть. Девочка эта была очень верующая и очень хорошая. С самых ранних лет она тянулась ко всему хорошему и светлому, как молодая травка изо всех сил тянется к солнечному свету, вбирая его в себя, и от этого становится все зеленее и выше. Это был всегда радостный и ласковый ребенок, и каждому бывало с ним весело и хорошо, - столько искренней любви светилось из больших синих глаз девочки, столько любви было в ее обращении со всеми.

Многие люди бывают маленькими детьми добрыми и кроткими, но, подрастая, начинают черстветь и грубеть, в Вере же любовь делалась с годами только глубже и сильнее. Вместе с тем она становилась очень умной; она много читала и передумывала.

Она слушала, как при ней читали иногда что-нибудь из Евангелия, и ей казалось тогда, точно из этой книги говорит с ней Кто-то такой родной, дружный с ней, и говорит все так прекрасно, что у ней слезы навертывались на глаза и маленькое сердце ее согревалось невыразимым теплом.

И Вере казалось, что это самая нужная для нее книга, что она должна читать ее сама и перечитывать, и она просила мать, чтобы та подарила ей Евангелие. Вере было тогда только одиннадцать лет, и мать долго не соглашалась исполнить ее просьбу, говоря, что ей рано читать такую книгу, что она не поймет ее своим ребяческим умом. Но девочка просила неотступно, и мать, наконец, подарила ей Евангелие. Она знала все четыре Евангелия наизусть. Но не это было удивительно: наизусть выучить Евангелие может всякий. Удивительно было то, как хорошо понимала она, чему учило Евангелие.

Прежде всего, она поняла из Евангелия, что нельзя жить для себя только, а надо жить для всех, всех надо любить, со всеми всегда надо быть кроткой и ласковой, всем надо быть слугою, а больше всего надобно жалеть и помогать тем, кого некому пожалеть – всем людям нуждающимся, голодным и холодным.

Также рано поняла она, что надо быть всегда правдивой, что надо везде и всегда искать только одну правду и говорить всегда правду и не бояться ничего, если тебя обидят, заругают или чем-нибудь накажут за эту правду. И что всегда надо быть чистой сердцем, как деточки маленькие, в которых ни крошки нет ничего злого; и как от деточек всем вокруг веселее становится, так и самой надо стараться быть такой, чтобы всех вокруг себя радовать и утешать, как солнце на небе радует: и добрых и злых, никого не разбирает, всем светит и всех греет.

Все это она поняла из Евангелия, а потом с годами открылось ей еще многое другое. И этот ребенок хорошо понял, для чего нужно жить, во что надо верить и что надо любить всей душой: жить нужно для правды; верить надо в Бога, а Бог есть Любовь, как говориться в Евангелии; любить же всею душою надо всех людей, как милых и дорогих братьев.

И вся душа Веры доверчиво потянулась навстречу этому учению любви, правде Христовой. Она твердо верила, что всем надо и всем можно жить так, как учил людей жить Сын Божий, Господь наш Иисус Христос; и когда говорила это взрослым, и некоторые пытались уверить ее со снисходительною улыбкой, что жить так почти невозможно, то она отвечала на это: “Значит, вы не верите в то, чему учил Христос. Нет, если верить, так уж верить!”

И говорила она это с таким горячим убеждением, что взрослые невольно замолкали, а она всегда как-то особенно выразительно повторяла еще: “Верить, так верить!”

Она много читала в свободное время. Больше всего она любила читать о жизни и учении Иисуса Христа. Кроме того, она особенно любила читать историю и путешествия.

И все, что она читала о жизни людей, она оценивала по-своему: там, где народы жили в согласии между собой, где они вели жизнь мирную, тихую, дружескую, там, говорила она, люди жили так, как должны всегда жить. Когда же она читала о войнах, кровопролитиях, и вообще о каких бы то ни было жестокостях и притеснениях одних людей другими, она всегда с горячим негодованием порицала такие поступки людей.

Она горячо порицала всегда – никем и ничем не стесняясь, - всякую несправедливость, которую видела, или которую ей приходилось прочесть или услышать. Лицо ее всегда разгоралось в такие минуты, точно от какого-то глубокого стыда за людей, и в дрожащем голосе звенели слезы.

Насколько она любила всех, настолько же она ненавидела всем сердцем злобу и ложь, у кого бы ее ни встречала. Она прощала все это людям, но считала, что большой грех скрывать от людей правду, когда они делают злое.

Она никогда не лгала. Как она верила и говорила, так и жила, стараясь делать все то доброе, что могла и умела.

Средства ее родителей были очень скромные. Дарили они иногда дочерям 20 – 15 копеек на гостинцы, и у Веры иногда собирался из этого какой-нибудь рубль; но никогда она ни разу не купила себе ничего. Что же она делала со своими маленькими деньгами? Семейство ее посещали иногда знакомые, бедные и крайне нуждавшиеся люди, и девочка клала потихоньку деньги в карман их платья, висевшего в прихожей, а когда случалась ей бывать у этих людей, то она клала деньги тихонько им под подушку. Когда же это обнаруживалось и ее спрашивали, не она ли это сделала, то она, вспыхнув, как огонь, уходила, ничего не ответив.

Жертвуя тем малым, какое она имела, Вера пожертвовала и всею жизнью, когда это понадобилось.

И в самые предсмертные свои минуты она сделала то, что может сделать только человек, в котором ничего, кроме любви, не осталось. Вспомните, что, когда вторая из сестер дошла в воде до омута и подала руку сестре, боровшейся силою воды, то утопающая схватила эту руку и затем сию же секунду бросила. Это она сделала сознательно, потому что покойная девочка много раз говорила, что когда человек тонет, то надо схватить утопающего, не допуская, чтобы утопающий схватил спасающего, иначе спасающий может погибнуть. Она вычитала это в какой-то книге. Поэтому надо думать, что она вспомнила эти слова свои в ту минуту, когда схватила руку сестры, а сама затем навсегда погрузилась в речную глубь.

Вот почему, когда вечером того же дня, в который случилось это несчастье, в доме, где жила покойная девочка, раздавались унылые напевы панихиды, что-то особенное, глубоко трогательное было на сердце у всех собравшихся родных и близких. И застланные слезами глаза жарко молившейся матери и сестер с бесконечной любовью глядели туда, где лежало чистое, невинное тело четырнадцатилетней девочки, почти ребенка, без колебаний отдавшего свою жизнь в жертву святой любви.

И на белевшем сквозь туман кадильного дыма спокойном, прекрасном лице девочки лежала застывшая кроткая и приветливая улыбка, точно она говорила всем собравшимся: “Я сделала свое дело, делайте же и вы свое!”

 

По Горбунову-Посадову.


Священник Владимир Шамонин

Сестренка

В раннем детстве брат на брата

Без причины шли борьбой

И возились, как котята,

Кувыркаясь меж собой.

Наша милая сестренка

Рассудительна была,

Добрым голосом и звонким

Успокоить нас могла:

“Ну, не надо так! Довольно!

Грех друг друга обижать.

Из-за вас и папе больно,

Будет хмуриться опять”.

Колокола

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто Ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ