ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 7 июль 2009 г.

21 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ЯВЛЕНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

          Праздник Казанской иконы Божией Матери установлен в память обретения иконы Богоматери. В 1579 г . в Казани, взятой от татар Иоанном Грозным, Богоматерь, явившись одной девице Матроне, поведала возвестить архиепископу Иеремии, чтобы он взял икону из земли, на месте, Ею указанном. Когда видение повторилось, девица объявила об этом своей матери. Мать сперва не верила и не хотела идти на указанное место; наконец, устрашенная угрозой Богоматери, пошла с дочерью к архиепископу и воеводам. Когда и те не хотели верить рассказу девицы, мать сама решилась искать икону. Но и она сама, и другие напрасно рыли землю на указанном месте. Наконец стала копать девица – и икона была найдена. Тогда архиепископ пошел с Крестным ходом на место обретения святого образа и с великою честью перенес икону в ближайший храм, где стали совершаться великие чудеса, при виде коих татары во множестве обращались ко Христу. Копия с иконы и повесть об ее обретении были посланы в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел на месте обретения иконы построить церковь и монастырь Богородицы. Праздник обретения празднуется 21 июля, когда мать с дочерью ходили к архиепископу и воеводам объявить о видении.

          В день Казанской иконы Божией Матери вся Россия воссылает свои молитвы к Царице Небесной.

          Не думаем, чтобы кто-либо из истинно верующих стал оспаривать обязанность молитвы к Божией Матери. Кто верует во святую Православную Церковь и признает ее уставы, тот, без сомнения, чтит и праздники, ею установленные; а святая Церковь учредила весьма много празднеств в честь Божией Матери, по особенному к Ней благоговению и по особенному Ее к нам отношению.

          Но почему должно обращаться с молитвой преимущественно к Пресвятой Богородице, – знать это и уяснять для себя обязан каждый верующий.

          Святая Церковь называет Матерь Божию нашею ходатаицей и заступницей пред Сыном Своим и Богом нашим Иисусом Христом. Для чего же нужно Ее ходатайство, когда Христос Спаситель наш искупил нас от греха и принимает моления наши Сам непосредственно? Так, мы, верующие, имеем дерзновение ко Господу, – но только в таком случае, аще сердце наше не зазрит нам (1 Ин. 3, 21), т.е., если совесть наша не обременена грехами. А кто похвалится чисто имети сердце (Притч. 20, 9)? Кто не сознается, что не только после крещения, но и после неоднократной исповеди он весьма часто прогневляет своего Искупителя нарушением Его Заповедей? А если так, то, будучи преступниками своего Спасителя, мы теряем дерзновение к Нему и имеем нужду в другом, стороннем ходатайстве пред Ним. Такое ходатайство мы обретаем в лице Пресвятой Богоматери. Не смея, по грехам своим, сами обращаться к Богу, мы просим Ее заступничества, и Она умилостивляет за нас Сына Своего Своим предстательством, которое сильнее предстательства всех святых, всех ангелов: потому что Она, как Матерь Божия, выше всех святых, честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов. И за кого Пресвятая Богородица просит Сына Своего и Бога, Господь не отказывает Ей в прошении.

          И Матерь Божия с любовью ходатайствует пред Богом за всех верующих во Христа, если они решаются оставить свои беззакония и быть истинными, ревностными христианами. С любовью, говорим, потому что Она, так сказать, есть нашего роду: она знает наши немощи, наши искушения и трудность бороться с ними без высшей помощи. Она любит христиан любовью матери и захочет ли не помочь тем, которые хотя по немощи и согрешают, но каются и желают спастись, несмотря на все препятствия ко спасению.

          Что касается до препятствий к спасению, то их не знает разве тот, кто не начинал искать спасения, кто не начинал жить по-христиански. С собою мы носим всегда врага христианской жизни – это плоть, которая воюет на дух и гнетет нас к земле; вне себя имеем греховный мир, с бесчисленными его соблазнами, и самого злейшего противника нашего спасения – диавола, который, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8). Последний мало нападает своими искушениями на людей, не заботящихся о добродетельной жизни (они сами стремятся к погибели); а ищущие спасения, желающие совершенства христианского находятся в беспрерывной борьбе с ним, с его хитрыми кознями, которые бесчисленны. И где же взять нам сил для успеха в борьбе с указанными препятствиями? В благодати Божией и в молитве к Богоматери. О, Пресвятая Богородице! аще не бы Ты предстояла о нас молящи, кто бы нас избавил от толиких бед?

          Возлюбленные о Господе братия! Пресвятая Дева Богородица есть особенная покровительница благочестивых христиан. Чтобы в Пресвятой Деве всегда иметь необоримую надежду спасения и заступницу, – живите свято, держитесь святой Веры Православной твердо и непреложно, имейте надежду на Бога, питайте любовь к ближним и любите Бога всею крепостью вашей души. Если же случится согрешить и удалиться от Бога, то снова спешите к Нему чрез покаяние и действительное исправление жизни. Тогда ничто не будет препятствовать Божией Матери являться заступницею во всех бедах и скорбях.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО


Архимандрит Кирилл (Павлов)

В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 5), - так воспевает царь и пророк Давид, пророчески восхваляя святых Апостолов, которым суждено было потрудиться над распространением евангельской проповеди по вселенной.

Дорогие братия и сестры, сегодня Церковь Христова облеклась в праздничные одежды, духовно прославляя двух великих апостолов - Петра и Павла. Все Апостолы трудились над устроением Христовой Церкви, но чествуемые ныне святые апостолы Петр и Павел потрудились больше всех и за свою пламенную ревность и горячую любовь к Господу Иисусу Христу и ближним названы первоверховными, как достойные всякой похвалы. Вся Церковь Христова благодарна им за те труды, болезни, скорби, гонения, бедствия, какие претерпели они, распространяя веру Христову и обращая людей от тьмы язычества к свету Христова учения.

Святой апостол Петр (назывался он также Кифою или Симоном) происходил из небольшого городка Вифсаиды и по занятию был рыбарь. После призвания своего он следовал за Господом неотступно и за свою любовь к Спасителю удостоился стать избранным учеником Его вместе с Иаковом и Иоанном Богословом. Именно им троим довелось быть свидетелями многих тайн судеб Божественных. Верным Господу святой апостол Петр оставался до конца своей жизни. Правда, в стесненных обстоятельствах Апостол по малодушию отрекся от Господа во дворе первосвященника, но это свое отречение он омыл горячими слезами покаяния и после Воскресения Христова по троекратном вопрошении его Господом: любишь ли Меня (Ин. 21, 15)? - был восстановлен в апостольском звании и служении.

Первоначально апостол Петр проповедовал Евангелие преимущественно среди иудеев в Иерусалиме; затем он проповедовал в Самарии, Сирии, Асии, Вифинии, Понте, Галатии и, наконец, пришел в Рим, где и был заключен в темницу. Свою преданность и верность Господу он запечатлел мученической кончиной: был распят на кресте вниз головой в 67-м году от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что, когда император Нерон воздвиг гонение на христиан в Риме, римские христиане просили апостола Петра укрыться и выйти из города. Когда же Апостол, преклонившись на их просьбы, пошел, то, подойдя уже к окраине города, увидел грядущего ему навстречу Спасителя и в трепете вопросил Его: "Куда Ты, Господи, идешь?" Господь же отвечал ему: "Иду, чтобы вторично быть распятым". Из этих слов Господа святой апостол Петр уразумел, что наступил для него час прославить Господа своей смертью. Он вернулся в город и был осужден императором Нероном на распятие. Считая себя недостойным того, чтобы принять такую же смерть, как Господь, апостол Петр просил, чтобы его распяли вниз головою, что и было исполнено: 29 июня он вместе с чествуемым ныне же святым апостолом Павлом был предан мученической смерти.

Что же до апостола Павла (называвшегося прежде Савлом), то настоящая его жизнь такова. Происходил он из Киликийского города Тарса и до обращения своего был яростным гонителем христиан, так что сам отыскивал и предавал их на мучения. Но однажды, когда он направлялся в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан, на пути осиял его небесный свет и был к нему голос:

- Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

- Кто Ты, Господи? - спросил он.

- Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

- Господи! что повелишь мне делать? - спросил он снова.

И Господь сказал ему:

- Иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (ср.: Деян. 9, 4-6).

От озарения небесным светом Савл лишился зрения. По прибытии же своем в город, после крещения от ученика Христова Анании, он тотчас прозрел и так из гонителя обратился в ревностного проповедника христианской веры. С этого времени святой апостол Павел избирается Господом для проповеди евангельской истины среди языческого мира. Он проповедует Евангелие в Малой Азии, в Греции, повсюду устрояя Церкви Христовы. Он прошел пешком почти всю вселенную, стараясь везде посеять слово благочестия и привести людей ко Христу. Он глубоко понимал, какое значение для спасения и жизни человека имеет проповедь Евангелия, и потому с пламенной ревностью и любовью трудился над благовестием Христовым, встречая со стороны языческого мира яростное сопротивление. Перенесенным им скорбям и искушениям нет счета. Вот как сам говорит он о себе в одном из посланий: Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся (2 Кор. 11, 23-29)? Таковы подвиги, такова любовь к Богу и к людям, которая была присуща святому апостолу Павлу. О любви его святитель Иоанн Златоуст говорит, что она была шире всякого моря и сильнее всякого огня. Святая душа апостола Павла обнимала всю вселенную и всех заключала в себе, родство по Богу считая выше всякого иного родства.

Святой апостол Павел всех любил так, как ни один самый нежный отец не любил своих детей. Несмотря на все опасности и лишения, святые апостолы Петр и Павел всегда утешались и радовались, ибо знали, что только многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). И их подвиг благодушного перенесения скорбей должен послужить нам примером. Мы в большинстве своем, когда приходят к нам скорби, сокрушаемся, огорчаемся и унываем. Сколько тогда ропота вырывается из наших уст на Господа, сколько зависти, досады и гнева возникает тогда в сердце нашем! Но не такому перенесению скорбей учат Святые Отцы.

Святой Ефрем Сирин говорит: "Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, то кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушения. Ибо если мы не будем охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем плакать, то как, не плакав здесь, пожнем там, то есть на том свете? Если бы можно было получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига и прочих добродетелей, то для чего тогда Бог попускал святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил им жить в своеволии и роскоши? Поэтому не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорби, а, напротив, станем радоваться, что идем путем святых".

И святитель Иоанн Златоуст учит: "Душа очищается, когда терпит скорби ради Господа. Скорбь искореняет высокоумие, отсекает всякое нерадение, приготовляет душу к терпению, научает ее всякому любомудрию. Ей уступают все страсти: зависть, ревность, похоть, пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокоумие, гнев и весь рой душевных недугов. Что огонь для золота, то скорбь для души: она стирает с нее скверну, делает ее чистою, светлою и ясною. Скорбь вводит в Царство, а беспечная жизнь - в геенну".

Зная благотворное значение скорбей, богобоязненные люди даже тревожились, когда их долго не посещали скорби. Так, один из египетских Отцов рассказывал другому подвижнику следующий случай: "Однажды, когда я пришел в Александрию и вошел в храм помолиться, я увидел женщину, одетую в черное одеяние и со слезами молящуюся пред образом Спасителя; она непрестанно повторяла со слезами: "Оставил Ты меня, Господи, помилуй Ты меня, Милостивый!". "Видимо, эта женщина - вдова и ее кто-нибудь обидел, что она так горько плачет", - подумал я и решил подойти и поговорить с ней, чтобы ее утешить. Я сказал ей: "Видимо, обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь?". "Ах, нет, - ответила она, вновь проливая слезы, - нет, отче, ты не знаешь моего горя. Среди людей живу я и ни от кого не терплю оскорбления никакого. И вот о том я плачу, что как я забываю о Боге, то и Бог забыл меня посещать; три года уже, как не знаю я никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сын мой, и ни курицы у меня из дома не пропадало. Думаю поэтому, что Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот плачу перед Ним, чтобы Он помиловал меня и послал мне Свои милости"". Итак, богобоязненные люди считали скорби знаком особенного внимания и милости Божией к ним.

Дорогие братия и сестры, и нам в своей жизни часто приходится встречаться со скорбями, поэтому для спасительного их перенесения облечемся прежде всего в благодушие и терпение и с усердием помолимся ныне святым апостолам Петру и Павлу, нашим небесным покровителям, и попросим их, чтобы они своим молитвенным предстательством помогли нам приобрести святую простоту нрава, живую веру в Иисуса Христа как Сына Божия, пламенную любовь к Господу, чистоту жизни, кротость и смирение.

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость! (Тропарь святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, гл. 4. - Ред.)

Аминь.


ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ, САРОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

память 15 января, 1 августа (н. ст.)

      У каждой нации есть свои герои. Русские святые пользовались во все времена особой любовью народа - ведь именно к ним, чистым и мудрым старцам, шли люди за духовным наставлением, добрым советом, исцелением от болезней. Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых русских святых наряду с Сергием Радонежским. Само появление его на рубеже ХVIII-ХIХ веков - в эпоху всеобъемлющего наступления светской власти на Церковь и открытых гонений против монастырей - кажется предначертанным свыше; преподобный Серафим «распечатал синодальную печать, положенную на русскую святость, и один взошел на икону среди святителей из числа новейших подвижников». Двенадцать раз удостоился он явления Богородицы. Божия Матерь приветствовала его словами: «Любимче мой». Исцеляя его недуги и раны, Владычица говорила: «Этот нашего рода...»

      Родился будущий святой 19 июля 1754 года в городе Курске, в благочестивой и состоятельной купеческой семье Мошниных. В крещении получил имя Прохор. Уже с раннего детства над святым отроком явно проявляется покров Божий, что указывает на его избранничество. Приведем очень известный случай из Жития святого.

      Когда Прохору исполнилось 7 лет, он упал с самого верха колокольни строящегося храма во имя преподобного Сергия Радонежского. И мальчик не только остался жив, он даже не успел испугаться. Как будто кто-то невидимый подхватил его и поставил на землю, прямо на ноги.

      Прохор рано обнаружил светлый ум и прекрасную память. С детства любил посещать церковные службы и читать Евангеля и Жития святых в уединении.

      Еще в юности у Прохора возникло стремление всецело посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не стала препятствовать этому и благословила его на иноческий путь.

      20 ноября 1778 года, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Прохор Мошнин явился в Саров, чтобы связать с этой обителью всю свою жизнь.

      Он проходил многие послушания в монастыре, был келейником, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы самому Господу Богу.

      Так началась иноческая жизнь одного из величайших святых.

      Восемь лет провел преподобный в качестве послушника, и двадцати семи лет от роду принял пострижение в иноческий чин с именем Серафим. В переводе с древнееврейского языка это имя означает «пламенный» и очень хорошо отражает пламенную любовь отца Серафима к Господу и стремление ревностно служить Ему.

      В возрасте 39 лет преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха.

      Еще в годы послушничества преподобный проявил тягу к уединению и безмолвию. Он построил в глухом лесу небольшую келью-избушку и проводил в ней время в посте и молитве. Получив священнический сан, Серафим решил добровольно удалиться в пустынь. Так начался его подвиг - пустынножительство. Духовная, молитвенная жизнь о. Серафима в пустыньке была настолько сложна, что пытавшиеся в первое время его отшельничества жить с ним монахи не выдерживали, а через несколько лет уже вся братия поняла, что поистине Серафим - избранник Божий, наделенный недоступными простому смертному дарами.

      Келия его почти не отапливалась. Огонь горел только в лампадке перед единственной иконой Божией Матери «Умиление», которую преподобный называл «всех Радостей Радость». Шли к отцу Серафиму за советом и благословением монахи и миряне, шли насельницы Дивеевской обители для наставительных бесед. Все больше народу шло к отцу Серафиму. Это нарушало его уединение и молитвенное делание. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ. И принял на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей стоял он один в лесу на коленях с воздетыми к небу руками и молился о спасении народа и страны Российской в то страшное время.

      Осенью 1804 года преподобный подвергся жестокому нападению разбойников. Они требовали денег, полагая, что раз к нему приходили миряне, значит, он брал с них мзду. У преподобного был в руках топор, он, физически сильный, мог бы защитить себя от нападения. Но, вспомнив слова Иисуса Христа: «Взявшие меч, мечом погибнут», он предпочел смириться. Его жестоко избили до полусмерти, а затем перевернули всю келью, но, не найдя ничего, кроме икон и нескольких картофелин, в ужасе от того, что убили без всякой пользы для себя святого человека, бросились бежать. Еле дополз Серафим до монастыря. Третий раз явилась преподобному в «тонком» сне Пресвятая Богородица в ослепительном сиянии славы своей и, повторив слова: «Сей нашего рода», своим прикосновением исцелила его.

      Облик преподобного после болезни очень изменился: волосы побелели, а спина согнулась так, что до конца своих дней он мог ходить, только опираясь на клюку или топорик. Отец Серафим приобрел тот вид, как его принято изображать на иконах, каким его и узнала вся Россия. Почувствовав, что силы возвращаются к нему, преподобный вновь ушел в пустынную келью. Своих обидчиков о. Серафим простил и просил не наказывать. Сама жизнь жестоко наказала их.

      Святой подвижник берет на себя подвиг молчальничества. В таком безмолвии провел он около 3-х лет. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному их монахов монастыря: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

      По возвращении в монастырь после 15-летнего пребывания в пустыни начался новый подвиг преподобного - затворничество. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор. И никуда не выходя, и никого у себя не принимая, преподобный находился в постоянной молитве.

      «Как можно, - спросили незадолго до смерти старца, - пребывать в постоянном молчании?». «Напротив, никогда не молчу и беседую непрестанно - так много собеседников посещает меня». Преподобный настолько приблизился к Миру Незримому, что он стал для него вполне ощутимым. Молитва сделалась собеседованием, и Мир утвердился во всем величии. В затворе приобрел преподобный высокую душевную чистоту и дар чудотворения. Тогда избранник Божий был поставлен на служение людям в самом высшем монашеском подвиге - старчестве. Он вышел из затвора и начал принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Преподобный открыл двери своей кельи для всех.

      Сорок семь лет провел к тому времени старец в монастыре, из них 16 лет в пустынножительстве, другие 16 лет в затворничестве, в многолетнем молчании, в неустанных трудах над своей душой, в непомерных добровольных страданиях, трехлетнем столпничестве, в полном отречении от мира - и лишь достигнув высочайшего совершенства, укрепившись в благодати Божией, он, продолжая во всем свою подвижническую жизнь, принимает на себя апостольское служение миру.

      Слава о великом подвижнике давно уже ходила по всей России. Тысячи страждущих духом, чающих наставления, духовного или телесного исцеления, устремляются к святому старцу - и теперь преподобный готов принять всех.

      Среди приходящих в обитель были люди самого различного звания: и знатные, и государственные люди, и даже члены императорской фамилии (в 1825 году преподобного Серафима Саровского посетил и принял от него благословение великий князь Михаил Павлович, брат тогдашнего императора Александра I и будущего - Николая I). Но больше было простолюдинов, крестьян. Поток паломников особенно возрос в последние годы жизни «батюшки Серафима».

      Он всех принимал, называя ласково: «радость моя», «сокровище мое», «батюшка», «матушка». Люди уходили от него утешенные, часто в духовно-восторженном состоянии, с жаждой исправления своих недо статков, в слезах, укрепленные в вере, нередко исцеленные от болезней, многие получали предсказание о своей будущей жизни, и всегда предсказания о Серафима сбывались.

      Еще при жизни преподобный прославился как великий целитель и чудотворец. Его чудеса и исцеления кажутся совершенно невероятными, а между тем их очевидцами были многие люди.

      Первое исцеление было совершено в 1823 г . Исцеленным оказался помещик Михаил Васильевич Мантуров. Впоследствии М. В. Мантуров, пораженный происшедшим чудом, продал свое имение, отпустил на волю крепостных, купил землю в селе Дивееве, которую после своей смерти завещал Дивеевской женской общине, построил там домик и принял на себя добровольную нищету. Вскоре он стал вернейшим учеником и другом отца Серафима.

      В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище - Дивеевской женской обители. Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Влияние преподобного на дивеевских сестер было исключительным: без благословения великого старца они не предпринимали ничего, беспрекословно выполняли все его послушания.

      Уже после смерти отца Серафима именно в Дивееве сумели сохранить подлинный дух его учения, и не случайно, что останки великого святого, в конце концов, именно здесь нашли упокоение.

      За год и 10 месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Божией Матери, теперь уже последнего, не в «тонком сне», а наяву, в присутствии монахини Евпраксии (до пострижения Евдокия Ефремовна Аломасовская). Богородица долго беседовала с преподобным (о чем? пораж е н н а я монахиня, упав на землю, не могла слышать), а потом сказала: «Скоро, любимче мой, будешь с нами».

      Отец Серафим знал, что кончина его не так далека. И без того согбенный, он все ниже клонился. Великий постник, он в последние годы стал как бы еще суше, светлее, легче. Преподобный оставлял у видевших его впечатление необыкновенной чистоты - одежд, всего облика, в особенности лица, светившегося тихой, неземной радостью.

      Святой старец был в последние годы особенно внимателен к ученику своему, также чудесно им исцеленному Николаю Александровичу Мотовилову.

      Великий прозорливец знал, что Мотовилов всю оставшуюся жизнь свою посвятит борьбе за Православие, за Дивеево, много перенесет тягот и поношений, но будет тверд до конца в стоянии за Истину, в исполнении заветов старца Серафима. Знал он также, что все сказанное Мотовилову будет тщательно записано и спустя много лет явится людям в нужное время, когда будут тяжкие времена, канун великих несчастий и разорения для Святой Руси.

      Е. М. Мотовилова, надолго пережившая своего супруга, сохранила целый короб бумаг, а среди них и запись беседы с отцом Серафимом «О цели христианской жизни». Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение важнейших мест Священного Писания: «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия». «Радость моя, - говорил батюшка Серафим, - снискай в себе дух мирен, и тысячи вкруг тебя спасутся. Познавай в себе добро и зло, люби ближнего твоего. Ближний твой - плоть твоя».

      Смерть старец принял, стоя на коленях перед иконой Божией Матери. Лицо его было просветленным и радостным. Это произошло 2 января 1833 года, и погребен он был у алтаря Успенского собора Саровской пустыни. А через 70 лет после кончины преподобного были обретены его святые мощи.

      19 июля 1903 года при участии царской фамилии состоялась торжественная канонизация святого. Мощи отца Серафима были открыты для всеобщего почитания. Это торжественное событие сопровождалось многочисленными исцелениями. Некогда сам преподобный предсказал все это: «Будет царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет, что восстанут против царя. Но Бог царя возвеличит, произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних. Реки крови русской прольются, но Господь помилует Россию и приведет ее путем страдания к великой славе».

      В 1922 году Саровская обитель была закрыта. Мощи великого старца забрали в Москву. Сначала они в антирелигиозных целях кощунственно были выставлены в Румянцевском музее, а вскоре увезены неизвестно куда, и местонахождение их в течение многих десятилетий оставалось совершенно неизвестным. В 1990 году великая православная святыня была обнаружена в Казанском соборе Ленинграда (превращенном при советской власти в Музей истории религии и атеизма) и в начале января 1991 года передана Церкви.

      Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял честные мощи великого святого, и затем они были доставлены в Москву. Отсюда святые мощи перенесены в Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. «Вот будет чудо, так чудо. Это когда крестный-то ход, что сначала шел из Дивеева в Саров, пойдет теперь из Сарова в Дивеево. А народу-то, народу, что колосьев в поле».

      Так исполнилось еще одно пророчество великого святого, сказавшего, что тело его найдет пристанище не в Сарове, но в Дивееве.

      Дар святости есть такой же дар, как гениальность или как та незыблемая ось героического душевного склада, которая делает человека способным не на отдельный героический акт (на это способны многие), но на превращение всей жизни в героическую повесть.

      Так прожил свою жизнь великий святой, подвижник, молитвенник и святитель земли Русской, преподобный Серафим, Саровский чудотворец.


День святых Петра и Февронии.

8 июля  (25 июня по юлианскому календарю) Русская православная церковь чтит память муромских святых супругов Петра и Февронии, живших на рубеже XII?XIII веков. Их брак является образцом христианского супружества. Святые Петр и Феврония почитались на Руси как покровители супружеской жизни; считалось, что они своими молитвами низводят небесное благословение на вступающих в брак.

Согласно Житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была  красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги, ее слушались дикие животные. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

После смерти брата Петр унаследовал княжение. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку. Бояре потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули  Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме  началась смута,  бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались каждый в своей келье в один день и час ?  8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года.

Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших: их тела были положены  в разных обителях. Однако уже на следующий день они оказались вместе. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.


СЕМЬ НЕЧИСТЫХ ДУХОВ

Слово Божие бесконечно велико. И человеческое вглядывание в него, даже не выходящее за пределы разумения Святой Православной Церкви, постоянно обретает и новые оттенки постижения и нераскрытые прежде значения и смысла вечного.

Хорошо известна и обширно применяется притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43-45).

Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым положительным содержанием, — нечистые духи помогают внедрить в нее гораздо более обильную, насыщенную и интенсивно работающую страстность — семь злейших нечистых духов.

Но почему семь? Случайно ли? А если нет? А если нет, — то есть если число «семь» имеет не просто символический смысл, означающий полноту, но и вполне реалистическое содержание, из сего следует, что семь страстей, которые нечистые духи вызывают к действию в душе человека, — всегда постоянны, одни и те же (конечно, речь идет только о тех случаях, когда греховные страстные движения, — вполне конкретные, как, например, пьянство и блуд, — из души изгоняются, а начать доброе делание она не озабочивается).

Наблюдение за подобными ситуациями, а у человека внимательного они всегда найдутся под рукой, а также логика духовно-нравственной жизни человека, доказывают одинаковость действия греха в подобных случаях.

Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые несомненно враждебные оные.

 

Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц: самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»), самонадеянность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»), самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей неопытности в духовно-нравственной жизни он, соблазняя человека тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности, — проникает и прочно обосновывается в бедной душе его.

Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа — нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные повседневные погрешности, видя свободу проникновения, безпрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное самооправдание в грехах. Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на «общей»), человек по существу оставался нераскаянным. Так он лишился и другого главного оружия.

Нераскаянность гордыни уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они — многоопытные — знают как действовать, где удобнее всего нанести самый болезненный удар.

Его наносит следующий нечистый дух — дух неблагодарности; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Дух сей — очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большой степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в человека и он катится в пропасть. Человек, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих ему на помощь, а все приписывает себе.

Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой равнодушие ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И равнодушному все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут ему обиды (обиды, конечно, мнимые, но для него-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем, сам в своей ослепленности и равнодушии, раздает обиды направо и налево, но, не видя людей, не видит и наносимые обиды. В его окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно отношение к тем, кто стремится его спасти...

Сей нечистый дух хорошо поработал. Вокруг одни обломки: обломки его души; обломки прежних добрых отношений. Еще по укоренившейся привычке во всех бедах человек видит вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное — невесть как освободиться.

И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый — дух уныния.

О его действии можно написать диссертацию, но — печальную. Посему лучше здесь поставить точку.

Из сборника «Настольная книга для монашествующих и мирян».


Творения Святых отцов

святитель Василий Великий +379г.

«Волю Божию поставляй целью своей жизни»

святитель Василий Великий +379г.

«Суетность все, что выше потребности»

блаженный Августин +430г.

«Для истинного христианина вся жизнь проходит в непрерывной брани, в постоянных падениях и возстаниях»

архимандрит Агапит Нило-Столбенский

«В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа»

преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк VI век

 «Вера в Бога состоит в том, что если кто предаст себя Богу, то уже не имеет власти над собою, но подчиняет себя Его владычеству до последнего издыхания. А потому, что и бывает с ним, - принимает от Бога с благодарением»

преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк VI век

 «Когда кто из знаемых твоих держится еретических мудрований, увещай его познать правую веру, но не состязайся с ним и не желай слышать, как он мудрствует, чтоб не заразиться ядом его»          

авва Исаия 

«Человек может делать зло под видом добра»

священномученик. Климент Римский +101

«Бессмертны все души – и нечестивых, для которых было бы лучше, если бы они не были нетленны, потому что, мучаясь бесконечным мучением в огне неугасимом и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию»

преподобный Максим Исповедник +662г.

«Согрешающему невозможно избежать будущего суда без добровольных в сей жизни болезненных трудов или без страданий от невинных бед»

преподобный Максим Исповедник +662г.

 «Многие из нас говорят, но не многие делают. Но никто не должен искажать Слово Божие через собственное нерадение. Наоборот, должно исповедовать свою немощь и не скрывать истины Божией, дабы не оказаться виновным не только в преступлении заповеди, но и в неправильном толковании Слова Божия»

преподобный Пимен Великий +450г.

 «Когда мы прикрываем согрешения братии, Бог покрывает наши согрешения; когда же мы обнаружим согрешения брата, тогда и Бог откроет согрешения наши»

преподобный Пимен Великий +450г.

 «Человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся. Первый имеет мысль благую, признавая себя грешным, а второй имеет мысль ложную и душепагубную, признавая себя праведным»

Иеромонах Серафим Роуз

«Сохранить правильное, кроткое, безропотное, молитвенное внутреннее свое состояние, сохранить сердце от скверн беснующегося мира, не изменить Православию – вот немалый подвиг в наше время»

преподобный Силуан Афонский +1938г.

«Что нужно для того, чтобы иметь мир в душе и теле? Для этого надо всех любить, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти»  

преподобный Силуан Афонский +1938г.

 «Если скорбь наша кажется великой, это значит, что мы не предались на волю Божию»

преподобный Феодор Студит +826

«Всякое добро, неогражденное смирением, незрело и непрочно»

Святитель Тихон Задонский +1783г.

 «Как из книги разум сочинителя, и из здания мудрость архитектора, и из теплоты огнь познается, так из создания познается Создатель»


Письма Валаамского старца

(схиигумена Иоанна)

27.10.1947 г.

     Очень то не отделяйся от других; ходишь на именины - и ходи, только и там будь внимательна, имей присутствие Божие. А чтобы поделиться тебе с кем-нибудь, откровенно в переживаниях - у вас там нет подходящих, которые могли бы быть полезны, а с неопытным говорить нельзя, ибо могут покривить дело. Св.Петр Дамаскин сказал: "Вначале много я страдал от неопытных советников".

     Не удивляйся, что иногда смотрят на тебя дико, когда что говоришь им, ибо у них понятия другие, чем у тебя; умудряйся, говори сообразно с их устроением.

     Плохо, что не умеешь молчать. Св.Арсений Великий во многословии всегда раскаивался, а в молчании никогда.

     Пишешь, что велика добродетель память смертная. Св. Златоуст молился о даровании памяти смертной. Память смертная дар Божий. Где-то сказано: "Помни последняя твоя, во век не согрешишь".

     Да хранит тя Господь, духовное чадо.

29.10.1947 г.

     ... Как ты молишься, так и продолжай молиться, молитва Иисусова и память Божия, что Бог тут все видит и все знает, одинакова с молитвой. К высшему не стремись, как-то к умилению и к слезам, - это приходит без нашего ожидания, конечно, по Божией милости; и это хорошо, что есть у тебя стремление к молитве при твоей деятельной жизни; конторское занятие и хозяйственное попечение. Не удивляйся, что не могла рот открывать с знакомой личностью, я тоже испытываю это состояние, даже бывает это и у св.Отцов, прочти у св.Кассиана на 187 стр. В 29 главе сверху 10-ю строчку и дальше. Умудри тебя Господи.

     В монастыре пока все благополучно, живем обычной монастырскою жизнью, а впредь, что нас ждет, буди воля Господня во всем; это я говорю о текущей земной внешней жизни, а главное ждет нас каждого и неизбежно час смертный, и это наша временная жизнь путь к вечности и подготовка к ней. Господи, помоги нам грешным благоугождати Тебе, и пошли Христианскую кончину.

20.12.1947 г.

     Напрасно ты смущаешься за свое малодушное письмо, мы человецы и устроения бывают изменчивы. Хорошо, что пишешь свои переживания, они меня не смущают, а наоборот мне нравится, когда все пишешь, просто с плеча; пиши свои переживания.

     Воображение и память одно внутреннее чувство; иногда прежние события так напомнят, точно молотом ударят по голове. Тут требуется молитва внимательная, с терпением. Память надо набивать чтением св.Евангелия и творениями св.Отцов, одним словом, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспоминания вытесняться прочь и тоскливость пройдет. В одном сердце два Господина не могут жить вместе.

     Грешных страстей никогда не удовлетворишь, чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи; они подобно псу, который привык ходить лизать мясной стул; как только возьмешь палку и отгонишь его, то и ходить не будет к стулу. Св.Апостол говорит: "блюдите как опасно ходите", еще "задняя забывай, вперед распростирайся".

     Знакомая мне дама прислала мне длинное письмо, пишет, что молитва Иисусова стала прививаться. Как радостно, в миру есть молитвенники; она была в Германии, теперь поедет в Южную Америку. Добрый путь, помоги ей, Господи! Вот что, чадо, давай-ка, мы с тобой займемся покрепче молитовкой, по примеру упомянутой дамы. Помоги нам, Господи. Ты теперь к своей работе привыкла, думать о ней не надо, набивай память свою молитвой и Богомыслием. Добрый час, начинай! Без молитвы жизнь будет многовоздыхательна: а от молитвы, когда получишь навык - сердце возвеселится и умиротворится; блаженное состояние. Временами еще здесь, на земле, молитвенники предвкушают будущее блаженство.

1947 г .

     ... Господь по своей милости дал тебе вкусить, хотя малаго толику, яко благ Господь: ты теперь маленько стала понимать, что такое "Царство Божие внутри вас есть". В такой момент видимый мир, как бы уже не существует, блаженное состояние тебе теперь понятно и по каким причинам оно оставляет нас. Умудри тебя, Господи! Твой способ борьбы со страстями правильный, ибо порядка в страстях нет, какая страсть посетит, с той и борись, однако знай, что ты своими силами не можешь победить их, вот тут-то и надо призывать Господа на помощь. А осуждение великое зло, осуждающие восхищают Суд Божий, и Господь попускает таким людям впадать в те же грехи, причина осуждения от невнимательной жизни; загляни-ка хорошенько в свое сердце, сколько там найдется разной гнили.

     У тебя здоровье тоже незавидное, однако не унывай - расположись на волю Божию, не сегодня, а завтра все же умрем.

     Вот, что я заметил: большая ошибка и немощь - много заботится, чтобы продлить нашу жизнь, однако жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: "Ищите же прежде царства божия и правды его, и это все приложится вам". Вот наша забота и стремление должны быть, чтобы жить по заповедям его, и очистить сердце от страстей.

     Писал я тебе, не горячись. Это относится к тому, чтобы к высшему не стремилась раньше времени - все в свое время бывает. Если будет приготовлено, исполнением заповедей Божиих, место в сердце, тогда придет и то хорошее состояние, однако без нашего ожидания. Наше дело стремиться и трудиться, а прочее все зависит уже от благодати. Еще замечу, если будешь осуждать, то не придут к тебе слезы и умиление. Вразуми и храни тебя Господи!


Вопрос священнику

Вопрос: Хотелось бы поднять давно волнующий меня вопрос: как быть человеку (а тем более молодому человеку), который только делает робкие шаги в Христианстве? Зачастую первый поход в церковь для человека становиться последним...

Не буду ходить далеко, а расскажу о себе: это было года 3 назад, я только покрестилась, и пришла в храм на вечернюю службу в будний день. Прихожан было не очень много, и я подошла к иконе Христа очень близко, почти всю службу простояла там, и соответственно не заметила проходящего с кадилом дьякона. Да и не знала я тогда, что нужно отойти, пропустить, и никто даже не подсказал, только в самом конце службы ко мне подошла бабушка и очень серьезным порицательным тоном начала меня ругать: "Ты же не святая тут стоишь, отходить же надо, когда батюшка кадит, он же на икону кадит, а не на тебя..." и еще парочка подобных фраз. Этого хватило, чтобы я из церкви в слезах выскочила с мыслью: "Мне тут ничего нельзя, меня тут вообще видеть не хотят" Пообещала себе, что в храм больше никогда ни ногой...Благо крестная (низкий ей поклон) в течение часа меня убеждала, что бабушка мне зла на хотела, а хотела как лучше...

Отсюда вопрос: а сколько молодых и не очень молодых людей вот таким образом потеряли желание в Храм ходить? И как решить эту проблему?

Татьяна.

Ответ: Уважаемая Татьяна!

Однозначного ее решения этой проблемы нет. Безусловно, здесь действуют греховные страсти со стороны "церковных бабушек" - гордость, нетерпимость, гнев... Но кроме этого здесь еще их ревность о Доме Божием, хранение церковного благочестия, традиций. Мы, священники, пытаемся ограничить эту ревность разумными пределами, что чрезвычайно сложно. Насильно же победить это явление невозможно. Так что терпите и смиряйтесь . Вспомните русскую пословицу: "в чужой монастырь со своим уставом не входят".

Ну, а если быть до конца честным, то причина конфликта не в "бабушках" (по крайней мере, не только и не столько в них). Просто люди в наше время стали непомерно гордыми. Мы не можем принять укоризну, поучение (причем понимая, что оно справедливо!) не только от незнакомого человека, но даже от своих родителей, учителей. А гордость, как известно - начало и матерь всякого греха и страсти.

Святитель Феофан Затворник: «Что-то мне показалось, что вы нянчитесь с собою, как с ребёнком… Если не поостережетесь, и будете много обращать внимание на людские речи и взоры, то сделаете из себя (извините) недотрогу – чирей самый чувствительный, даже к движению воздуха, а не только к прикосновению». (Очень актуально для нашего времени!)

Вопрос: Здравствуйте, у меня такая проблема....мой молодой человек не посещает другие церкви и секты, но, к сожалению, он не крещен и в нашей Православной Церкви....мне как православной христианке очень хотелось бы строить отношения также с христианином....Но его в церковь даже под дулом пистолета не затащишь...кое-как уговорила его сходить со мной на Пасхальную праздничную службу, и то через полчаса нам пришлось уйти, т.к. он категорически не хотел оставаться на службе  я мечтаю, что в один прекрасный день, он все же покреститься и примет Православие (хотя Православным христианином он себя итак считает, по крайней мере говорит об этом), но хочу приблизить поскорей этот день...как его убедить, подскажите?

Ответ: Уважаемая Татьяна! Как убедить Вашего молодого человека стать верующим - я не знаю. Апостол Павел советовал христианам жениться и выходить замуж "в Господе", т.е. за верующего человека. Единая вера сообщает крепость и нерасторжимость брачному союзу. Если Вы любите своего молодого человека и примете решение создать с ним семью - можете привести его к вере Вашей молитвой и личным примером (не только хождением в храм и соблюдением обрядов, но, прежде всего своей жизнью по вере - смирением, послушанием, кротостью, любовью). Спаси Вас Господи!

Вопрос: Помогите, пожалуйста! Как убедить дочку, ей 23 года, что нельзя на зло отвечать злом. Ведь главное в жизни в любой ситуации оставаться человеком. А она говорит, что в каком веке я живу?!  И считает, что я ее не люблю, раз не поддерживаю в этом.

Валентина.

Ответ: Здравствуйте, Валентина!

К сожалению, убедить в чем-то 23-летнего ребенка очень непросто. Как говорят святые отцы - проще воскресить мертвого, чем убедить свободу человека. Молодые люди в этом возрасте, желая самоутвердиться, очень ревностно переживают покушение на свою свободу. Поэтому старайтесь убеждать Вашу дочь как можно мягче, тактичнее. Старайтесь понять ее, лишний раз поддержать. Очень важен Ваш личный пример победы зла любовью и терпением. Больше молитесь, в руки Господа предавая и себя и дочь Вашу - невозможное человеку возможно Богу.

 На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов.


Духовная поэзия

Стихи священника Сергия Киселева

На пороге нового века

I

И шагнул человек на порог двадцать первого века,

богатея не в Бога, богатства души растеряв,

и при внешней красе он по духу несчастный калека,

всё родное презревший, чужое себе переняв.

И резвится душа на просторах греховной свободы,

и томится она в тесноте своих смертных грехов,

по этапу ведут её в ад день за днём, год за годом,

короли преисподней, владыки не Божьих рабов.

II

Нам свобода дана, но мы рабство свободно избрали,

хоть в Крещеньи Святом отреклись от тебя, сатана,

Сочетались Христу, но потом Его тут же предали,

порешив, что свобода - это когда без Христа.

И тревожила души не зря неподкупная совесть,

и в сердцах этот голос Творца непрестанно звучал,

но мы твердо решили писать грехов своих повесть,

и скрижали души кто, как мог и чем мог, осквернял.

III

Дали власть над собой своей худшей, плотской половине,

а душа рвётся ввысь, но её мы влачим по земле,

и рыдает она и скорбит на жестокой чужбине,

и по Свету тоскует, всегда пребывая во тьме.

Дом души опустел, ведь Христос из него удалился,

обретаются там только мерзость, и мусор, и пыль,

Коль хозяина нет, там убийца и вор поселился,

и стал рушиться дом, раз внутри завелась эта гниль.

IV

В этот дом не зайдёшь, столько в нём и паскудства, и мрази!

Тошнотворная лесть у порога встречает гостей,

от вранья не пройти, по колено кругом этой грязи,

и тот дом, как раскрашенный гроб, полон мертвых костей.

Эта свалка пылает огнём, стыд и совесть сжигая,

и удушливой похоти смрад наполняет жильё,

и пирует душа на обломках Небесного рая,

позабыв на земле неземное призванье своё.

V

Был бы рай на земле, если б мы его в душах имели,

но от наших грехов плачет Небо и стонет Земля,

разве совесть сгорела дотла и сердца омертвели?

Разве Бог, наш Создатель, чужой нам, а бесы - родня?

Земнородные братья, миритесь скорей с Небесами!

Всего мира богатства не смогут насытить души,

не гонитесь за жизнью плотской, загнивая сердцами,

не меняйте сокровища духа на эти гроши!

Обратитесь же, братья, всем сердцем молитвенно к Богу,

там под грудой золы тлеют искры святого огня,

храм души созидая, вы к Храму найдите дорогу,

и несите свой крест, лишь себя в своих бедах виня.


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

Молитвослов

Достойно есть яко воистину

блажити Тя, Богородицу,

Присноблаженную и Пренепорочную

и Матерь Бога нашего.

Честнейшую Херувим

и славнейшую без сравнения Серафим,

без истления Бога Слова рождшую,

сущую Богородицу Тя величаем.

Перевод

Поистине достойно ублажать Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога Нашего. Ты честью превосходишь херувимов и во славе своей несравненно выше серафимов. Ты сверхъестественно родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

олитва "Достойно есть" тоже обращена к Божией Матери. Пресвятая Дева Мария родила Господа Иисуса Христа. Поэтому Её молитва ко Христу, молитва Матери, имеет огромную силу. Ни одна служба не обходится без обращения к Божией Матери. "Достойно есть" и "Богородице Дево" - самые известные и важные молитвы к Богородице.

По происхождению "Достойно есть" - песнопение, причём не одно, а два. Более древней является вторая часть - "Честнейшую херувим". Этот текст был написан в VIII веке преподобным Косьмой Маюмским. "Честнейшую херувим" - это прославление Божией Матери, Которая родила "без истления", то есть девственно, Бога-Слова. Поэтому Она выше самых высших ангельских чинов - херувимов и серафимов. Благодаря красоте слов это песнопение стало одним из самых любимых и распространённых в Церкви. Оно употребляется в богослужении и без начальной части ("Достойно есть").

В XI веке "Честнейшую херувим" было дополнено припевом "Достойно есть". Произошло это так. Один монах молился в своей келье на святой горе Афон, воспевая "Честнейшую херувим". И вдруг ему явился некий инок, научил прибавлять к этому песнопению начальный припев "Достойно есть", а затем чудесным образом исчез. Монах понял, что это был не человек, а ангел, и рассказал об этом случае другим афонским монахам. С той поры "Достойно есть" стало одним из любимых православных песнопений.

Эта молитва звучит или в заключении определённых частей службы, или в самом её конце. На домашней молитве "Достойно есть" обычно читается или поётся в самом конце.


Проблемы православного воспитания.

           

Первая проблема, которую следует отметить, - "имитация православного поведения".

У нас есть прекрасное наследие - Жития Святых. В житиях мы встречаем описание детства святых. Это детство описывается приблизительно одинаково: преподобный в детстве с другими детьми не играл, на улицу не ходил, конфет не любил, был тих, молчалив, любил уединенную молитву.

А наши дети на 99% - шумно играют, любят сладкое, дерутся, веселятся, то есть ведут себя как обычные дети.

И вот мы думаем, как бы так сделать, чтобы и наш ребенок не смотрел телевизор, не любил мультфильмов, не жевал жвачку.

При этом некоторые жития нас успокаивают: преп. Сергий плохо учился, праведный Иоанн Кронштадтский - тоже. С ними совершилось чудо. И вот что мы делаем: мы с младенчества заставляем ребенка поститься, вместо сказок читаем жития святых, нагружаем молитвенным правилом, лишаем игрушек, за каждый проступок пугаем Богом и наказанием, и вместо того, чтобы развивать ребенка, заказываем молебны преп. Сергию, чтобы наше чадо поумнело.

Мы пытаемся некоторые вещи - иконографические - сделать методом православного воспитания. Мы пробуем с абсолютной точностью перенести эти образы на свою семью (в то время как жития - это икона, написанная словесно). Причем мы делаем это так, что прилагаем эти мерки не к себе, что было бы совершенно правильно в педагогическом смысле, а к нашим детям, и пытаемся приучить их жить по житиям.

Если ребенку вместо сказок все время читать жития, он начнет к житиям относиться как к сказкам. Свт. Димитрий Ростовский эти книги писал не для детей, а для взрослых людей, чтобы они старались жить, мало-помалу подражая жизни этих святых, а мы пытаемся имитировать православие, а не жить по нему реально на том духовном уровне, на котором находится наша семья. Мы совершенно не принимаем в расчет, что наш ребенок мал, он нуждается в своем духовном мире, и у него совсем другие понятия о, скажем, грехе, чем у нас.

И здесь мы сталкиваемся с гораздо более серьезной проблемой - с имитацией духовной жизни.

Наша Церковь своей мудростью понимает, что у ребенка иные понятия о грехе и иная мера исправления, и до 7 лет детей не исповедуют. Это не потому, что ребенок не грешен; он часто очень плохо поступает и грехи совершает иногда очень скверные, но он не может каяться, так как покаяние - это перемена сознания, обновление жизни, а ребенок не в состоянии пока еще переменить свое сознание через таинство покаяния, а может это сделать только через наше родительское воспитание. И поэтому, когда он согрешает, ему не надо "подходить под епитрахиль", - ведь таинство не в этом заключается, а родители должны объяснять ему (иногда долго-долго), почему это плохо, почему мама так огорчена его поступком.

Внешне кажется, что все это очень хорошо - ребенок с младенчества начинает задумываться над своей духовной жизнью.

А священник Александр Ельчанинов говорит, что ранняя детская исповедь крайне вредна, потому что ребенок приучается к формальной исповеди.

Он искренне думает, что если он проговорит на исповеди то, что ему мама на ушко сказала, то уже все хорошо, греха больше нет, бояться нечего, можно дальше жить так же.

Маленькие дети не могут пережить исповедь как таинство.

Детей, даже 7-летних, если они не очень еще развиты, можно даже не перед каждым причащением исповедовать. Дети быстро приучаются играть в наши игры, принимают на себя момент заданности, внешний облик, который нравится родителям, но духовно они не растут, потому что мы им поставили такую высокую планку, которую сами часто перепрыгнуть не можем (потому что сами в детстве такими не были).

Но вот, ребенок растет, начинает сознательно исповедоваться, у него возникают духовные проблемы, мы, родители, этих проблем боимся и стараемся от них отходить. И тогда мы начинаем искать ребенку духовника, который бы его воспитывал: меня, родителя он не слушает, батюшку он обязан послушать, у батюшки - послушание. Это еще одна наша ошибка.

Во-первых, потому что мы сами несем ответственность за своего ребенка,

во-вторых, мы наживаем себе этим большую проблему. Ребенок начинает доверять духовнику больше, чем родителям, а потом возникает конфликт, потому что духовник говорит ребенку одно, а папа с мамой другое. Что делать? Кого слушать? Кто главнее: родители или духовник?

Дело в том, что не может быть у ребенка своего духовника, так как духовник не может нести ответственности за ребенка; полностью за него отвечают только родители.

Отец Иоанн (Крестьянкин) в одной своей проповеди говорит: "Мать начинает молиться, она просит Бога о помощи, но не получает. Почему же?

Да потому, дорогие мои, что нельзя возлагать на Бога то, что мы обязаны сделать сами... нужен труд, нужно духовное напряжение, надо всегда помнить о детях и о своей ответственности за них перед Богом. Отцы и матери! одни без детей своих вы спастись не можете - и это надо помнить".

Поэтому, когда родители пытаются через духовника воспитывать детей ("Батюшка, а вы скажите ему вот это, пусть он сделает вот так. Меня он не слушает, а вас послушается"), а после исповеди спрашивают: "А он вам сказал про этот грех, а в этом покаялся?", - родители рискуют потерять доверие своего ребенка, используя исповедь для решения своих частных проблем. Родители должны сами стараться решать эти проблемы. Духовник должен быть один у всей семьи, тогда он, зная семейные отношения, сложности, проблемы, поможет всей семье, а у ребенка отдельного духовника быть не должно (кроме, конечно, каких-либо исключительных случаев).

Следующая проблема, которая исходит из имитации православного поведения - это фобия - боязливое отношение ко всему, что нас окружает.

Мир, в котором мы живем, видится нам падшим, греховным, одержимым бесовской злобой, и он действительно такой. И часто складывается мнение, что если мир идет к концу, то нам надо всего бояться.

И мы боимся масонов, сионистов, экстрасенсов, колдунов, экуменистов, патриотов, еретиков или наоборот, консерваторов, и своих детей приучаем не понимать, не оценивать, а бояться: это плохо, в этот храм не ходи, там не такой священник, этого не читай и т. д.

Мы так друг друга боимся, что всякое мнение, которое хоть немного выходит за уровень понятий, которые мы считаем общепринятыми, является причиной, чтобы отвернуться от человека и всех пугать его мнением. Получается, что частное, пусть ошибочное мнение человека, способно зачеркнуть всю любовь, которую Христос нам заповедовал.

У Святых Отцов была такая позиция: "В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь".

В те времена было столько "мнений", столько практик, столько всего разного, но, тем не менее, Церковь была едина и все старались сохранять любовь.

У нас нет любви, потому что мы всего боимся. Апостол Иоанн Богослов говорит: "совершенная любовь изгоняет страх", "боящийся несовершен в любви", то есть страх тоже прогоняет любовь. И когда мы начинаем воспитывать своих детей в страхе, мы сможем их научить только ненавидеть кого-то, а не любить.

У нас повсеместно популярна литература под примерно такими названиями, как "Тайная сила масонства" и т. п. Она вся приблизительно одного содержания: в мире существуют тайные общества, масоны и др., они всюду проникли, они правят миром, что они захотят, то обязательно происходит. Но если масоны всесильны, тогда зачем существует наша Церковь? Если масоны в этом мире все завоевали, и все только от них зависит, то зачем мы с вами христиане, в чем сила нашего христианства? Неужели мы, вооруженные святым Крестом, нашей верой, можем кого-то бояться, бояться масонов или пришествия антихриста? Христиане первых времен были в высшей степени эсхатологически настроены, они ждали скорого пришествия Христа. Мы знаем, что оно когда-то будет, но надеемся, что нас как-то "пронесет", что все будет позже, не в наше время.

А первые христиане его действительно ждали: "ей, гряди, Господи Иисусе", "Маранафа - Господь наш грядет", даже в литургической молитве первых христиан звучало: "Да прейдет образ мира сего!", - то есть пускай скорее закончится этот мир, поскорее наступит Царство Небесное. Они радостно ждали конца света, так как с концом света приходит Христос; мы-то с вами знаем, что приходит антихрист, а они прежде всего знали, что приходит Христос. Того, что придет антихрист, они не боялись, так как в то время было столько антихристов, столько мучителей, что каждый день они могли поплатиться своей жизнью за веру, поэтому они ждали Христа, а антихриста не боялись. Конечно, надо знать, что в мире существует зло, ереси, лжеучения и всякие богопротивные вещи и те же масоны. Все это так, но, тем не менее, они бессильны перед Церковью Божией, они ее никогда не победят, и это надо прежде всего внушать нашим детям и учить их этому можно своим примером: пусть мы сами живем радостно, полной христианской жизнью, пусть мы знаем не о тайной силе масонства, а о явном его бессилии.

Коснусь еще проблемы дружбы детей. Мы пытаемся оградить ребенка от дурного влияния, и это правильно.

Но в этом стремлении мы заходим слишком далеко, - мы ограждаем ребенка вообще от всего, и он остается совершенно один. Мы запрещаем ему дружить во дворе, в школе, и все время стараемся пристроить его в такое место, где он сможет "безопасно" дружить. В конечном итоге мы доходим до православной гимназии, - и оказывается, что и здесь есть такие дети, с которыми ни в коем случае дружить нельзя... А потом мы удивляемся, что наши дети не умеют дружить. Это потому, что мы все время приучали их с кем-то не дружить, а вот с кем-то дружить мы их не приучаем. Это очень большая проблема, так как мир, в котором мы живем, действительно очень дурной, и для того, чтобы противостоять злу, здесь нужно очень сильное доброе влияние, но поместить ребенка в гетто, - это тоже не выход: он выйдет в мир совершенно не готовым. Такой ребенок не приучен защитить ни себя, ни ближнего, к откровенности он тоже не приучен. Здесь надо быть очень осторожным и уважать детскую свободу. Если мы сохраним доверие ребенка, то сможем взять его отношения с другими под свой мягкий контроль, но навязывать детям, с кем им дружить, мы не должны.

Почему возникают эти проблемы в воспитании? Мы пытаемся создавать православную систему, а она рассыпается потому, что православие - это не система, это жизнь в любви. Когда мы начинаем совершать воспитание в любви, то оно как раз и получается православным.

Как ребенок должен поститься, как он должен готовиться к причастию, - эти вопросы решаются.

Господь подсказывает человеку ответы, когда тот пытается знаком своего православия ставить не какие-то формальные вещи, о которых он где-то что-то вычитал, которые он принял умом, а не сердцем, а когда он пытается решать свои проблемы в любви.

Проблемы в воспитании будут всегда, они всегда будут болезненными, очень многое будет не получаться, но когда мы попробуем воспитать ребенка в любви, тогда это и получится, тогда он сам по своей детской ревности к Богу выберет меру в молитве и посте, чтении и богослужении, а мы к этой мере сможем постепенно что-то прибавить, сообразуясь с ним, советуясь с ним, наблюдая, как он это духовное молочко воспринимает.

Прекрасные формы православия со всей красотой богослужения, красотой традиции, - это, конечно, выражение любви. Но когда мы пытаемся из всей полноты традиции выбрать только то, что якобы поможет нам выработать свою "православную идеологию", свою систему, то мы рискуем остаться и без традиции, и без православия.

Священник Алексий Уминский.


Полезные советы для детей

Обидное слово

Обидное слово, обидное слово,

Как больно ударить умеет оно,

Змеей ядовитой ужалить готово,

Ужалит – и станет на сердце темно.

И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,

И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,

Хотя миновала уж ссоры гроза,

Молчат и не смотрят друг другу в глаза.

Послушай совета, мой милый ребенок,

Будь добрым и вежливым с самых пеленок,

Хорошее только старайся творить

И слов унизительных не говорить.

Дружба

У чужих детей игрушек

Чемодан и две корзины

А у Саши под подушкой

Клоун штопаный лежит.

Он его не променяет

На блестящие машины,

На железную дорогу,

И на превосходный джип.

Даже пара пистолетов,

Мяч тугой с глазами кошки,

Хоть ему нужны, конечно,

Все же клоун свой родной

Улыбнется, повернется,

Так смешно подбросит ножки,

Спляшет полечку беспечно,

Лучше куклы заводной.

И по-дружески он учит:

“Не завидуй ты, голубчик,

Никому и никогда.

Мы друзья с тобой всегда”.

Татьяна Дашкевич


Памяти преподобного Серафима Саровского ( 1903 г .)

Леонид Денисов

Вот он, блаженный пустынник взыскующий

Века грядущего благ неземных!

Вот он в скорбях, как мы в счастье, ликующий,

Душу отдать за других!..

Тихо тропинкой лесной пробирается

В кожаной мантии, в лычных лаптях;

Крест на груди его медный качается,

Сумка с песком у него на плечах.

Вьется Саровка излучистой впадиной,

Сосен столетних красуется строй;

И, на ходу подпираясь рогатиной,

Движется старец неспешной стопой.

Телом согбенный, с душою смиренною,

В пустыньку он помолиться бредет;

Но, и молитву творя сокровенную,

Он для трудов свой топорик несет.

Белый на нем балахон; серебристые

Шапочкой ветхой прикрыв волоса,

Вглубь себя он устремляет лучистые,

Полные ласки душевной глаза…

Силою он одарен благодатною;

Чуткой душой прозревает он вдаль,

Видит он язвы людские, невнятные

Слышит он вопли, - и всех ему жаль…

Он и утешить готов безутешного,

Слабое детство от смерти спасти,

Или к слиянию света нездешнего

Грешную душу мольбой привести.

Всем изнемогшим в огне испытания

«радость моя!» - он твердит: «не скорби,

бури душевные, грозы страдания,

Господа ради, с улыбкой терпи!..»

С плачущим плакать он рад; унывающих

Нежно ободрить, их дух подкрепить;

Всех же, Господень Завет забывающих,

Учит он ближних, как братьев, любить.

Учит искать он богатство нетленное,

Чтоб не владела душой суета, -

Ибо все мира сокровище бренное

Нашей душе не заменит Христа!..


Православные басни

О старой черепахе.

Черепаха много лет

Свой наряд носила.

Он как новый, сносу нет,

Но она решила

В день столетних именин

Заиметь обновки

И явилась в магазин

«Моды на Петровке».

В магазине продавец

Предложил ей шляпку:

Вам пора менять чепец –

Он похож на тряпку!

Вам пора менять пальто –

В нем одни заплаты!» -

Предложил ей макинтош

В серые квадраты.

Черепаха смущена

И на все согласна.

Снова хочет быть она

Молода, прекрасна…

Кошелек, как бубен пуст –

Сделаны покупки:

Шарфик,

зонтик,

пара блуз,

Туфельки

и юбки.

День проходит – вновь она

В «Модах на Петровке».

Черепаха смущена,

Принесла обновки:

«Пусть мой старенький чепец

Стал похож на тряпку…

Извините, продавец,

Заберите шляпку.

Пусть мой старый панцирь плох,

Вышел он из моды…

Но его мне дал сам Бог

Для любой погоды.

Как поверить – мне уж век!

Все лицо в моршинах.

Наряжаться даме грех

При моих сединах!»

Татьяна Дашкевич.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ