ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 6 июнь 2009 г.

День Святой Троицы

   День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

Слово митрополита Антония Сурожского о празднике Святой Троицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

   Мы находимся сейчас между праздником Вознесения Господня и праздником Святой Троицы, и мне хочется сказать нечто, относящееся и к тому и к другому.

   Пророк Исаия в 53-й главе своего пророчества говорит о грядущем Мессии: Он изъязвлен за грехи наши, взял на Себя, на Свои плечи немощи наши, и язвами Его, ранами Его мы исцелились (Ис 53:5). И когда мы думаем о Христе воскресшем, являющемся Своим ученикам, дающем осязать Свои руки, призывающем апостола Фому испытать реальность и глубину ран, которыми изъязвлены Его руки, ноги и бок (Ин 20:27), мы упускаем нечто из виду.

   Мы забываем, что вознесшийся Христос вознесся с изъязвленной, раненной нашим грехом плотью Своей и что каким-то непостижимым образом не только воскресший, но и вознесшийся Христос, вступивший в славу Божию, сидящий одесную Бога и Отца, несет на Своей человеческой плоти раны, которые нанесены Ему человеческим грехом. Он все еще несет на своих плечах человеческую немощь, и Воскресение Христово, и страшная Страстная седмица сейчас как бы включены в тайну Триединого Бога, Троицы Святой, непостижимой, великой. Вся скорбь земли, вся боль, весь ужас легли на Христа, но Он не сбросил их ни Воскресением, ни Вознесением Своим во славе. Христос остается Агнцем Божиим, до сотворения мира закланным за спасением мира.

   И когда в день Святой Троицы - тот день, который мы празднуем как день Святой Троицы, - Он посылает Своего Духа на учеников, на апостолов, на церковь, в мир весь, Он посылает Его нам как бы двояко. С одной стороны, мы - Тело Христово, живое, трепетное: измученное и изъязвленное за тысячелетия Тело Христово, носящее, по слову апостола Павла, на себе раны Спасителя, восполняющее в себе то, чего недоставало земной скорби и телесному страданию Христа (Кол 1:24). Из столетия в столетие Церковь призвана быть Телом Христовым, ломимым во спасение человечества. И мы как Тело это (как бы ни были недостойны этого) потому только, что мы - Христовы, потому что мы - Церковь, приобщены дару Святого Духа.

   Но Дух Святой сходит на нас не только потому, что мы уже, непостижимым образом, соединены со Христом, а потому также, что мы немощны, мы бессильны, мы греховны и только сила Божия, совершающаяся в немощи человеческой, может спасти нас. Получаем мы Духа Святого не только как Тело Христово, но порознь и вместе как грешное общество и как грешники, отчаянно нуждающиеся в силе Божией для спасения нашего.

   И поэтому к празднику, который грядет на нас в будущее воскресенье, мы должны готовиться особенным образом: мы должны прийти в немощи нашей но со всей открытостью, со всей тоской по Богу, со всем голодом и со всей жаждой нашей о том, чтобы пришел Господь, чтобы ожила душа наша, чтобы изменилась жизнь наша. Проведем же эту неделю в ожидании и молитве, чтобы, когда мы вместе будем петь Духу Святому призывную молитву: Прииди и вселися в ны! - это была не очередная молитва, а завершение всей нашей тоски по Богу, всей любви нашей к Богу и чтобы немощь наша открылась Ему, как душа может раскрыться любви, радости.

   И тогда, как бы ни были греховны и немощны, мы сможем воспринять вновь и по-новому большую меру благодати, которая нас делает более близкими и более своими Богу - Тому Богу, Который вошел во славу с плотью, изъязвленной грехом нашим, неисцелевшей, потому что грех наш еще пребывает.

   Как дивен наш Бог! С какой благодарностью мы можем о Нем думать! Мы, полуверки, мы, живущие так плохо, Им любимы. Он в нас верит, на все надеется и силой Своей все нам может дать, если только мы дадим Ему право власть над нами, простор действовать свободно. Будем же готовиться благоговейно к приходу Духа Святого на нас. Аминь.


6 ИЮНЯ - ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.

          “В субботу перед Пятидесятницею “память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших”. Это поминовение всех умерших благочестивых христиан совершается в той мысли, что событием сошествия Святаго Духа заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие” (святитель Мефодий, епископ Патарский).

В этот день поминовения задумаемся о том, чего ждут от нас наши умершие родные и близкие и, вообще, все “от века усопшие”. В чине погребения есть слова, которые произносятся как бы от лица умершего. По-русски они звучат так: “Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте о мне, о братья, друзья, сродники и знакомые: еще вчера я беседовал с вами, и внезапно нашел на меня страшный час смерти. Но подойдите, все любящие меня, и целуйте меня последним целованием, ибо я больше не буду ходить среди вас и беседовать с вами; отхожу к Судии, где нет лицеприятия … Но прошу всех и молю, непрестанно молитесь обо мне Христу Богу, да не буду изведен за грехи мои в место мучения, но да водворит меня там, где Свет жизни”.

Эти слова ярко выражают то, чего умерший ждет от своих живых собратьев. “Если бы перед нами открылись бездны вечности и мы могли видеть наших близких усопших, то, наверное, прежде всего мы услышали бы от них просьбу поминать их в молитве. Наше молитвенное поминовение открывает им некие таинственные врата, через которые до них достигает свет и радость”.

Молитва за усопших является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле – молиться за него. Церковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека и что Господь принимает молитвы не только об умерших праведниках, но и о грешниках, находящихся в муках. Особенную силу имеют молитвы на Литургии: “Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что их грехи могут быть прощены в будущей жизни, – говорит святитель Григорий Великий. – Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия”. И, действительно, случаев, когда умершие приходили к живым во сне или наяву и просили евхаристического поминовения, известно довольно много.

Один западный средневековый рассказ повествует о священнике, который, совершая Литургию, в момент возношения Святых Даров увидел бесчисленное множество душ, выходивших из места мучений “наподобие бесчисленных искр огня, исходящих от зажженного горнила, и увидел, как они восходили на небо ради заслуг Страстей Христовых, ибо Христос каждый день приносится в жертву за живых и мертвых”. Этот рассказ изображает то, что происходит во время литургической молитвы за усопших: души освобождаются от мучений и соединяются со Христом.

Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. Но можно ли молиться за некрещеных, умерших вне Церкви? Прямого ответа на этот вопрос в Священном Предании нет, но существует множество косвенных свидетельств того, что молитва за умерших вне Церкви принимается Богом и они получают облегчение и утешение. В “Алфавитном патерике” рассказывается о преподобном Макарии Египетском, который однажды, идя по пустыне и увидев череп, спросил его: “Кто ты?”. Череп ответил: “Я был жрецом идолопоклонников, которые жили на этом месте, а ты – авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа. Когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, они получают некоторое облегчение”.

Другой, еще более поразительный рассказ содержится в некоторых ранних житиях святителя Григория Двоеслова – о том, как душа императора Траяна была “крещена” в аду слезами святителя Григория. Траян был гонителем христиан, но совершил при жизни одно дело милосердия (заступился за вдову), о чем стало известно святителю. Преисполненный жалости, он пошел в церковь и молился со слезами за душу гонителя до тех пор, пока не получил откровение о том, что его молитва услышана. “Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами”, - говорят авторы жития. “Хотя это и редкий случай, - добавляет иеромонах Серафим (Роуз), - но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры”.

Среди православных существует мнение, что нельзя молиться не только за некрещеных, но и за инославных христиан. Вот что говорит по этому поводу В. Соколов, автор книги “Можно ли и должно ли нам молиться в церкви за усопших инославных?”: “Несмотря на разность исповеданий, мы все христиане и потому, любя ближних своих, обязаны оказывать им великую помощь. Умершие лютеране и реформаты при жизни своей не веровали в молитвы за усопших. Но что же из этого? Ведь мы-то православные? Мы веруем, что наша молитва может оказывать умершим великую помощь”. Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.

“Молись Господу об упокоении праотцев, отец и братий своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная, и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да и смиряется ежедневно дух твой мыслию о скоропреходящем житии твоем” (святой праведный Иоанн Кронштадтский).


Петров пост

15 (2) июня - 11 июля (28 июня).

     С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение его различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха. Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший - неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.    

Почему этот пост назван апостольским

     Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II), готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3). По словам святителя Иоанна Златоуста, "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились".

Сколько длится Петров пост

     Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: "За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан".

Как правильно питаться в дни Петрова поста

     Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника разрешается рыба. Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.


Схиигумен Савва

СЕМЯ САТАНЫ

(О ГОРДОСТИ)

Сущность гордости

Гордость — это страшная душевная болезнь, которая очень трудно излечивается. Нет более мерзкого греха пред Богом, чем гордость. Святые отцы называют ее «семенем сатаны».

Гордость — это крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое; источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией помощи. Но именно гордый имеет особую нужду в Боге, потому что люди спасти его не могут, когда болезнь достигает последней стадии.

Изобретатель греха, падший ангел тьмы, сам согрешил сопротивлением Богу, то есть гордостью, и весь род человеческий вводит в эту пагубную страсть.

Всякий грешник, который угождает страсти своей, ведет войну против Бога, как некогда сатана воздвиг бунт и войну на небе против Бога ради того, чтобы выйти из повиновения Ему и жить по своей воле.

Когда гордый, тщеславный, самолюбивый, славолюбивый, властолюбивый, жестокий, гневливый, завистливый, высокомерный, надменный, непослушный и другие удовлетворяют своей страсти и ради своего «Я» унижают других, то этим они как бы меч поднимают на Бога и как бы говорят Христу: «Не хотим мы следовать Твоему примеру, не хотим быть кроткими и незлобивыми! Не нравится нам Твой закон! Пускай они нам покоряются и служат, а не мы им!»

Избави, Господи, от такого помрачения! С гордыми обычно так и бывает. Если вовремя они не остановятся, не покаются, то становятся богопротивниками.

Чрез всякий грех, даже малый, в душе ослабевает благодать Божия, а чрез смертный грех люди теряют ее совершенно и делаются достойными вечного наказания.

Гордые выходят из-под власти закона Божия, поэтому сами себя лишают защиты и покровительства Божия. Они терпят поражение на всех путях своих. Живя в теле, они уже мертвы душой и еще при жизни испытывают гееннские муки: одиночество, мрачное уныние, тоску, злобу, ненависть, бесплодие, мрак и отчаяние.

Симптомы и развитие болезни

Грех гордости по своему развитию имеет несколько стадий и начинается он с тщеславия.

Симптомы тщеславия: жажда похвал; нетерпение обличений, вразумлений и упреков; мнительность, подозрительность, злопамятство; осуждение других, трудности просить прощения, искание легких путей; постоянная игра, как на сцене, в присутствии посторонних, с целью показать себя с благочестивой стороны, тщательно скрывая свои страсти и пороки.

Человек перестает видеть свои грехи, не замечает своих недостатков, начинает умалять (уменьшать) свою вину или вовсе отрицать ее, а иногда даже слагает ее на других. Знания же свои, опыт, способности и добродетели начинает преувеличивать и переоценивать. По мере развития болезни в своем мнении о себе он возрастает до великого, достойного славы. Поэтому болезнь эта так и называется: манией величия. В таком состоянии человек не только осуждает других, но начинает даже презирать и гнушаться ими и даже делает им зло. Избави нас, Господи, от этого!

А когда больному кажется, что его никто не понимает, никто не любит, но все преследуют его и хотят сделать ему зло, тогда болезнь эта именуется манией преследования.

Мания величия и мания преследования — самые распространенные формы истинной патологической душевной болезни. Эти болезни связаны с повышенным самоощущением, самоценом, когда преувеличенное чувство собственного достоинства вызывает презрение и враждебное отношение к людям.

Гордец всегда недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни, поэтому он и доходит иногда до отчаяния, богохульства, прелести [**], а иногда и самоубийства.

В начальной стадии гордость трудно бывает распознать. Только опытный духовник или психолог могут безошибочно определить зарождение этой страсти.

Человек ведет себя как будто нормально, но опытный глаз усматривает в нем начало болезни. Человек доволен собой. У него хорошее настроение: он напевает, улыбается, даже часто смеется и порой без причины громко хохочет; оригинальничает, острит; делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре слышится бесконечное «Я», но от одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется, и он делается вялым, а от похвалы снова расцветает как «майская роза» и начинает порхать как мотылек. Но, в общем, в этой стадии настроение у него остается светлым.

Далее, если человек не приходит в сознание своей греховности, не кается и не исправляется, то болезнь развивается и обостряется.

У человека появляется искренняя уверенность в своем превосходстве над другими. Эта уверенность быстро переходит в страсть командования, и он начинает распоряжаться чужим вниманием, чужим временем и чужими силами по своему усмотрению. Он становится нагл и нахален: за все берется, даже если портит дело, во все вмешивается, даже в чужие семьи.

В этой стадии настроение гордого человека портится, потому что он часто встречает отпор окружающих. Постепенно он становится все более и более раздражительным, упрямым, сварливым, несносным для всех. Естественно, его начинают избегать, но он убежден в своей правоте и считает, что его просто никто не хочет понять, поэтому порывает со всеми. Злоба и ненависть, презрение и надменность поселяются и утверждаются в его сердце. Душа становится темной и холодной, ум помрачается, и человек выходит из всякого повиновения. Его цель — вести свою линию, посрамить, поразить других и доказать свою «правоту». Вот такие-то гордецы и создают расколы и ереси.

В следующей стадии развития болезни человек разрывает и с Богом... Все, что он имеет, в том числе способности и некоторые добродетели, все это он приписывает себе. Он уверен, что жизнь свою может устроить без посторонней помощи и может сам приобрести все нужное для жизни. Он чувствует себя богатырем даже при слабом здоровье. Превозносится своею «мудростию», своими познаниями и гордится всем, что имеет. Молитва же его становится неискренняя, холодная, без сокрушения сердечного, а потом он и вовсе перестает молиться. Состояние души его становится невыразимо мрачное и беспросветное, но вместе с тем он искренне убежден в правоте своего пути и с поспешностью продолжает идти к своей погибели.

Как распознать в себе гордость?

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» — Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд, и горд глубоко».

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».

И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает те добродетели, которых в нем нет».


Из писем святителя Игнатия Брянчанинова

Не распятый - не Христов

     Где бы я ни был, в уединении ли, или в обществе человеческом, свет и утешение изливаются в мою душу от креста Христова. Грех, обладающий всем существом моим, не престает говорить мне: "Сниди со креста". Увы! схожу с него, думая обрести правду вне креста, - и впадаю в душевное бедствие: волны смущения поглощают меня. Я, сошедши с креста, обретаюсь без Христа. Как помочь бедствию? Молюсь Христу, чтоб возвел меня опять на крест. Молясь, и сам стараюсь распяться, как наученный самым опытом, что не распятый - не Христов. На крест возводит вера; низводит с него лжеименный разум, исполненный неверия. Как сам поступаю, так советую поступать и братиям моим!..

"Господь, его же любит, наказует"

     Святые отцы советуют благодарить Бога за те скорби, которые нам посылаются, и исповедывать в молитве нашей, что мы достойны наказания за грехи наши. Таким образом принимаемая скорбь послужит нам непременно в очищение грехов наших и залогом к получению вечного блаженства. Мы по свойству недугующего падением естества нашего заботимся наиболее об устроении нашего земного положения, а Бог устраивает наше вечное положение, о которым мы забыли бы, если б земное наше положение не было потрясаемо скорбями, если б скорби, посылаемые по временам Промыслом Божиим, не напоминали нам, что все временное и земное преходит и что главные заботы должны быть о вечном. Писание говорит: "Господь, его же любит, наказует".

Скорби врачуют душу, приближают к Богу

     Кого Господь возлюбит и кого восхощет избрать для блаженной вечности, тому посылает непрестанные скорби, в особенности когда душа избираемая заражена миролюбием. Действие, производимое скорбями, подобно действию, производимому ядом. Как тело, принявшее яд, умирает от естественной ему жизни, так и душа, вкушающая скорби, умирает для мира, для плотской жизни, родившейся из падения и составляющей истинную смерть. Посему кто отказывается от скорбей, тот отказывается от спасения: ибо Сам Господь сказал, что "не идущие за Ним с крестом своим не достойны Его", что "желающий спасти душу свою в веке сем погубит ее для вечности". Слова Христовы непреложны и всячески сбудутся, почему и должно распинаться, по слову Его, или, яснее, на кресте словес Его, хотя плоть и вопиет против распятия. Для благодушного и мужественного перенесения скорбей должно иметь веру, т.е. веровать, что всякая скорбь приходит к нам не без попущения Божия. Если влас главы нашей не падает без воли Отца Небесного, тем более без воли Его не может случиться с нами что-либо важнейшее, нежели падение с головы волоса. Далее, рождается в скорбях благодушие, когда мы предаемся воле Божией и просим, чтоб она всегда над нами совершалась. Также в скорбях утешает благодарение, когда благодарим за все случающееся с нами. Напротив того, ропот, жалобы, расположение плотское, т.е. по стихиям мира, только умножают скорбь и соделывают ее нестерпимою. Святой Исаак сказал, что "тот больной, который при операции сопротивляется оператору, умножает только свое мучение", почему покоримся Богу не одним словом, но и мыслию, и сердцем, и делами. Презрим мир и мнение его, потому что Спаситель говорит нам: "Кто постыдится словес Моих в сем роде грешном и прелюбодейном, того и Аз постыжусь пред Отцом Моим и ангелами Его". От угождения миру теряется дерзновение к Богу, а от презрения к миру делается христианин Богу свой и со многим дерзновением обращается к дому Его, веруя слову Его, как Слову Божию, а не с двоедушием, от которого ослабляется действие Слова Божия за неверие, сопряженное с двоедушием.


Творения Святых Отцов

Святитель Иоанн Златоуст

«Когда душа бесчувственна и развращена, и одержима страстями, то не убеждается никаким чудом»

 «Молитва есть огнь, особенно когда она возсылается трезвенною и бодрствующею душею; но этот огнь нуждается и в елее, чтобы достигнуть до самых небесных сводов; а елей для этого огня есть не что иное, как милостыня»

«Когда творишь милостыню, не испытывай жизни бедного и не требуй от него отчета в его нравах. Милостыня потому так и называется, что мы подаем ее и недостойным. Милующий не исправного, а согрешающего милует. Исправный достоин похвал и венцов, а грешник - милости и снисхождения. Таким образом, мы и в этом будем подражать Богу, если будем подавать и порочным».

 «Достоинство бедного составляет одна нужда; кто бы когда ни пришел к нам с нею, не станем ничего исследовать более; потому что мы подаем не нраву, а человеку, и жалеем его не за добродетель, а за несчастие, чтобы и самим нам привлечь на себя великую милость от Господа, чтобы и самим нам, недостойным, сподобиться Его человеколюбия»

 «Господь хочет, чтобы христианин был для вселенной закваскою, светом и солью, ибо все это приносит пользу другим. Учение делами убедительнее и достовернее, чем учение словами – один смотрит на него, другие слышат о нем, - и сила добродетели врагам заграждает уста»

 «И Иуда сделался предателем, но это позор не апостольству, а его злой воле»

 «Сделай так, чтобы твои служебные занятия сделались добродетелью, а не следствием необходимости»

 «Диавол, как князь века сего, властвует в этом веке; у него слуг больше, нежели у Бога, и ему охотнее подчиняются, чем Богу»

 «Чтобы принять за Христа бесчестие и узы – надо еще этого сподобиться»

 «Самолюбие умаляет любовь»

«Христианам преимущественно пред всеми запрещается – насилием исправлять впадающих во грехи»

«Бог награждает тех, которые воздерживаются от пороков по доброй воле, а не по принуждению»

«Душа, если принужденим хотя раз будет приведена в стыд, впадает в нечувствительность, и после того уже не слушается и кротких слов, не преклоняется и угрозами, не трогается и благодеяниями»

«Ничто так не помрачает чистоту души и ясность мыслей, как гнев необузданный и выражающийся с великою силою»

 «Нет пользы от здравой веры при развращенной жизни»

 «И сам я не верю, чтобы можно было спастись тому, кто ничего не делает для спасения ближнего»

 «Имение сребролюбца нередко разделяют между собою многие, а грехи, сделанные им из-за этого имения, уносит с собою он один»

«И грешникам надлежит облечься в бессмертие, - а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может»

 «Господь не вручил ключи Царствия безгрешным Иоанну, Иакову, но Петру, всегда помнящему о пении петуха, чтоб он, вспоминая о своем падении, был всем помощником в покаянии и спасении»


Вопрос священнику

Вопрос: Стала чаще ходить в Церковь, исповедоваться, причащаться – начались болезни, скорби. Ведь я стала ближе к Богу – почему мне стало труднее жить?

В Библии сказано: «Да воздастся вам по делам вашим». Но один ворует и у него есть все, а другой честно работает – и едва концы с концами сводит. Как отвечает на этот вопрос христианство?

 

Ответ:  В чем смысл христианства? Почему вся история Церкви полита кровью святых мучеников, слезами и потом преподобных отцов, самоотвержением блаженных и юродивых? Разве недостаточно веры в Бога? Да и не все ли равно как верить? Ведь Бог один? И чего христиане ждут от своего Бога?

Только опыт православной жизни дает человеку понимание – в каком падении наше естество. То понимание, которое апостол Павел выразил словами: “Бедный я человек!  кто избавит меня  от сего тела смерти?” (Рим  7.24). Зачем пришел на землю вочеловечившийся Бог? Зачем волею взошел на Крест? От чего спас Он человека?

«Ничто нечистое не войдет в Царство Небесное». Нельзя стать достойным Бога, невозможно вернуть утраченный образ Его простым самосовершенствованием. Святость – это не просто отсутствие греха – это наличие особых качеств в человеке, это похожесть на Творца. В падшей природе человека чистого нет НИЧЕГО! Вся наша жизнь, слова, помыслы пронизаны грехом. Наши самые высокие дела осквернены низкими страстями, самолюбивыми желаниями. Освящает человека Дух Святой, пребывающий в Церкви, которая есть Тело Христово.

 «Плоть и кровь Царства Божия не наследуют». Чтобы обрести это Царство, человек должен КАЧЕСТВЕННО измениться. Не стать чуточку лучше, а стать другим. У него должны появиться не только новые, чистые дела, мысли, но и чувства, желания, потребности. «Если семя не умрет – не оживет». В нашей плоти должен посеяться и вырасти НОВЫЙ человек. Человек, предпочитающий небесное земному. Человек, которому отдавать и дарить приятнее, чем принимать и получать. Человек, способный чувствовать чужую боль, как свою, умеющий искренно радоваться успехам не только друзей, но и врагов. Этого нового человека Господь питает Небесной Пищей – Своим Пречистым Телом и Кровью. Но чтобы вырос такой новый человек – должен умереть старый, ветхий. Иначе он, - как терние, как сорняк, -  не даст прорасти тому семени Жизни Вечной, которое посеял на земле Христос, и которое получает каждый христианин в Святом Крещении.

Человека нельзя спасти насильно, без участия его свободной воли. Дело Христа - разрушить Вавилонскую башню, - того идола, которого мы всю жизнь строим и взращиваем в себе - наше гордое, эгоистичное, самовлюбленное сердце. А мы должны помочь Ему в этом постом и молитвой, понуждением себя на исполнение Заповедей, на всякое доброе дело, самоотвержением, терпением вольных и невольных бед, скорбей, искушений, болезней, немощной и беспомощной старости – всех тех горьких трав и лекарств, которыми лечит нас Милостивый и Искусный Врач и Спаситель – Господь Иисус Христос.

«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14.22). Христианин должен оторвать свои «корни» от земли, от земных радостей и привязанностей. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня,  не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Если душа наша не «оторвется» от земли – не сможет ни взыскать, ни возлюбить свое Небесное Отечество. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин 12, 25).

Вопрос: Мне сатана часто снится!!!! Что это может значить? Что мне делать?

Ответ:  Уважаемый Антон! Если Вы крещены - постарайтесь воцерковиться. Для начала начните молиться по православному молитвослову, по возможности соблюдать посты, праздники. Потом нужно покаяться в Церкви в своих грехах, принять Святое Причастие. Ну и, конечно, старайтесь жить по-христиански. Советы простые, но чрезвычайно действенные.

Вопрос:  Скажите, как поступить с иконой, доставшейся в наследство от деда? Оставить дома или отдать в ближайший приход? Он взял ее себе из церкви села, где прожил всю жизнь, когда её разрушали коммунисты во время гонений. С уважением, Александр.

Ответ:  Я думаю, не будет греха, если Вы оставите икону у себя. Но все-таки мне кажется, лучше икону вернуть Церкви. Расскажите историю иконы священнику, попросите помолиться о Вашем дедушке. Вам будет радостно оттого, что икона возвращена в Дом Божий.

 На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов.


Письма Валаамского старца

(схиигумена Иоанна)

21.2.1947 г.

     Поздравляю вас с Р.Х. Со святой четыредесятницей; помоги вам Господи провести оную Богоугодно и достигнуть светлого Христова воскресения.

     Вот теперь у тебя есть книга пр.Варсанофия: заглядывай в нее - она очень назидательная. Вопросы можешь найти в алфавите, что тебя смущает. Посылаю для прочтения небольшую книжицу, в ней изложена система нравственного учения. Пр.Исаака Сирского: прочти не торопясь.

     Духовная дочь о. Х.Х. мне не пишет. Я рад этому, мне не хочется знакомиться со многими. А ты пиши мне, когда вздумаешь, с любовью отвечу насколько могу, мое желание, чтобы ты была истинной христианкой, в полном смысле. Курево, конечно, не хорошо, но я более строг к душевным страстям: зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство, лицемерие, человекоугодие и сребролюбие, а телесные страсти, иногда нас очень смиряют. Горше всего гордыня, ибо дьявол омрачил свою светлость именно гордостью; гордость изобретение бесовское. Бог даст, когда увидимся поговорим о душевных страстях.

     Стремись, чадо, к смирению и не верь себе пока не ляжешь в гроб. Не в нашей власти состоит устоять в добродетели, это дело благодати, а благодать хранит именно только за смирение. Лествичник говорит: "Где случилось падение - там предворила гордость". Великое для нас счастье, что мы имеем книги св. Отцов, ибо у них подробно говорится о духовной жизни. Конечно. Хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но оскуде преподобные, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами; все равно, как в аптеке, не учившись искусству медицинскому, вместо полезных лекарств возьмет отравляющее. Однако унывать не надо, в основание положим мытарево смирение и Господь по своей благости поможет нам грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия, держались за смирение и покаяние.

     Великий старец Паисий Величковский тоже тужил, что нет наставников, но он как опытный в духовной жизни, советовал руководствоваться просто с единомысленными; беседовать и вместе читать святоотеческие книги. Так, что ваш кружок очень полезен, ибо тут бывает обмен мыслей. Смущаться не надо, если когда и выйдет разногласие, оно бывает даже и у подвижников: Бог один, а идут к нему с разных сторон. В таких случаях очень дорог и полезен единомысленный собеседник. Пр.Серафим сказал: "если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения", на опыте так и бывает. Иногда с одним человеком говорить - просто отдыхать, а с другим говорить делается тяжело; хоть спор с ним - не находится, что и сказать ему; думаешь как бы скорее ушел.

     У тебя есть "Добротолюбие" 2-ой том; прочти там пр.Исихия, слово о трезвении и молитве. Очень хорошо изложена борьба с помыслами; я часто заглядываю туда, просто не оторвешься и никогда не надоест читать ее; она очень воодушевляет, хотя и не исполняем его советы, все же полезно знать суть духовной жизни.

     Вот сколько написал тебе, хоть не складно, но да ладно. Храни вас Господи!

2.3.1947 г.

     Христос посреди нас!

     Пишешь, что ты не устойчивая, и справедливо, ты подобна тростинке ветром колеблемой, как ветерок новостей подул, то и зашаталась в стороны, а причина то вот ведь в чем: от разсеянности и невнимания к своей внутренней жизни, и мало располагаешься на волю Божию, похвалили родину и готова ехать туда. Однако знай, куда бы ты не поехала, свой внутренний хаос с собой повезешь, и там встретишь людей, а не ангелов, а царствие-то Божие ведь не вне, а внутри нас.

     Если позаботимся о едином на потребу, тогда остальное все приложится, ибо это сказано самим Господом.

     Сегодня воскресенье (Торжество Православия), неделя поста уже и прошла, время летит точно на крыльях, коротенькая наша эта земная жизнь в сравнении с будущей вечной - точно песчинка в море. А что-то мало мы думаем о вечности и плохо приготовляемся к ней, уж очень оземлянились и позабыли думать о едином на потребу.

     Господи, даждь ми память смертную.

18.5.1947 г.

     На твои тревоги и претыкания скажу так: пока наш душевный кораблик плавает в житейском море, всегда будет подвергаться как при переменных погодах; то дождь, то ведро; а иногда сильная буря подымается, того и гляди, что выбросит на подводный камень или на берег; иначе и быть не может в сей юдоли плачевной; только в будущей жизни будет без перемен. Когда мы подвержены страстям - говорю о душевных - самомнения, тщеславия, гнева, лукавства и бесовской гордости - то под влиянием этих страстей, думается нам, что все люди виноваты и не хороши. Однако, мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любовь и справедливость, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми. Однако, не унывай, во время неприятностей углубись в св.Писание и св. Отцов и в молитву, тогда опытом почувствуешь мир и тишину в душе своей; своим рассудком, как не рассуждай, без Божьей помощи не можем умиротвориться сами и других умиротворить.

     Храни вас Господь.


Духовная поэзия

Стихи священника Сергия Киселева

О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

I

Все плоды демократий века

Испытал на себе народ,

Во главе их - права человека,

А обязанности - не в счет.

И у каждого прав тех - море,

Это грешной души разгул,

Ну, а совесть имущим - горе,

Впору им кричать: "Караул!".

II

Узы совести в наших душах

Укрощают греховный пыл,

Вспышки похоти стыд потушит,

Если кто про честь позабыл.

Чувство долга еще, терпимость -

Эти путы спасут не раз,

Что же будет, скажи на милость,

Коль от уз тех избавить нас?

III

Если кто-то с благой надеждой

Сумасшедших решит спасать,

И смирительные одежды

Станет с буйных больных срывать,

Он "прозреет" минутой позже,

Той "свободы" плоды вкусив,

Ну а нас, милосердный Боже,

От спасителей тех спаси.

IV

Всем от Бога дано нам право

Его чадами снова стать

И наследовать царство Славы,

Здесь посеять, а там пожать,

Но мы ищем другого, то есть:

Чтобы грех узаконить свой,

Чтоб умолкла навеки совесть,

Чтоб безсовестным стал покой.

V

Чтоб на шею другим садиться,

И не в поте лица хлеб есть,

Жить по-свински и не стыдиться

Да без чести иметь бы честь.

Чтоб законы давали право

В беззакониях жить всегда,

Чтоб рекою текла отрава

Узаконенного блуда.

VI

И потомство безбожно гробя,

После блудных своих затей,

Убивают еще в утробе

Не родившихся в мир детей.

Правовую державу строя,

Беззащитных лишили прав,

Их убийство закон покроет,

Лишь на свалке им место дав.

VII

Нет любви в материнском сердце,

И оно не рождает слез,

Растерзали своих младенцев,

За которых страдал Христос.

Ну - воистину - кровопийцы,

Только лица, как у людей,

Но не матери то - убийцы

Нерожденных своих детей.

VIII

Выше нету любви на свете,

Чем за ближнего жизнь отдать,

А роднее, чем наши дети,

Человеков не отыскать.

Ну, а тут ради жизни личной

Чтоб себя не пускать в напряг,

Для комфорта, за просто так

Четвертуется третий лишний,

Словно он наш заклятый враг.

IX

Нас права привели к свободе

И подняли народ с колен,

Их, поднявшихся, звать в народе

Бизнес-леди и бизнесмен.

Может, кто-то и жил по чести,

Но таких не высок полет,

Только тот, кто избрал безчестье,

Сможет круто пойти на взлет.

X

Это значит: торгуй, чем хочешь,

Только совесть продай сперва,

Да и тело в цене уж очень

И качает свои права.

Наше право - жить жизнью лживой,

Всей душою деньгам служа -

Так за ломаный грош наживы

Продается теперь душа.

XI

Вот такие права нам дали –

Истреблять на земле свой род,

Чтоб мы пили, блудили, лгали

И пускали себя в расход.

Чтоб смогли до скотов скатиться,

Став зверями на двух ногах,

И свободой своей гордиться,

Человечьи имея лица

При звериных своих правах.

17 августа 2003 г .


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

Молитвослов

"Богородице Дево, радуйся,

Благодатная Марие, Господь с Тобою;

благословенна Ты в женах

и благословен Плод чрева Твоего,

яко Спаса родила еси душ наших".

Перевод

Радуйся, Дева Богородица! Господь с Тобой, Благодатная Мария! Благословенна Ты среди женщин и благословен Плод Твоей утробы, так как Ты родила Спасителя наших душ.

та молитва обращена не к Богу, а к Божьей Матери - Деве Марии, от Которой по Своему человечеству родился Господь Иисус Христос. Она представляет собой пересказ слов архангела Гавриила. Он был послан к Деве Марии возвестить, что от Неё родится Спаситель мира (смотри Евангелие от Луки главу 1, стихи 26-38). Это слова приветствия, обращённые к Марии. В греческом языке, на котором писал евангелист Лука, "радуйся" значит "здравствуй".

Как и "Царю Небесный", эта молитва первоначально была написана как песнопение. Она поётся за воскресным всенощным бдением и входит в состав других служб, а также в состав повседневных молитв.


Словарик

ГОЛГОФА

Это название горы в Иерусалиме. "Голгофа" переводится как "череп". Эта гора связана с именами Адама и Иисуса Христа.

Адам - самый первый человек на Земле - по преданию был погребён на горе Голгофа, прожив 930 лет. Иисус Христос принял крестную смерть на Голгофе в возрасте 33 лет и через три дня воскрес, даровав всем людям бессмертие (жизнь вечную)

ДОБРО (ДОБРЫЕ ДЕЛА)

Удивительное слово "добро". К какому другому слову не добавишь, всё хорошо получается. В толковом словаре Даля таких слов несколько страниц, и все начинаются с "добро". Вот и нам надо бы свои дела и мысли тоже начинать с добром, чтобы обязательно хорошо заканчивались, как в поговорке "Доброе дело, на два века хватит: на этот и на тот".

ДЬЯКОН

Означает - "служитель". Низшая из трёх степеней священнослужителей. Диакон помогает при совершении церковных Таинств епископам и священникам, но сам Таинств не совершает.


Полезные советы для детей

Послушники

Послушания урок

Солнышко дает.

Утро каждое, сынок,

Солнышко встает.

Может, хочется поспать

Солнышку еще,

Но оно должно сиять

Ярко, горячо.

Потому оно и нужное,

Что очень Господу послушное.

И маме сын всегда милей,

Когда во всем послушен ей.

Перемирщик

Лампадка синяя горит.

Покой и мир в столовой.

Но что за шум? Сюда бежит

Щенок белоголовый!

За ним – котенок Колобок,

Воинственно стремится

Вцепиться в нос – скулит щенок,

Стремится в щель забиться.

Пора на выручку щенка

Явиться человеку,

Налить котенку молока,

Щенку – скормить котлету.

Теперь у них свои дела,

Они забыли ссору,

Щенка заботит уж метла,

А кот полез на штору,

Бегут из общей миски пить,

У них и мир и дружба.

Как трудно было их мирить,

Как важно и как нужно.

Татьяна Дашкевич


Православные басни

О капризном кролике и добром зайчишке.

Маленькому кролику

Купила мама ролики.

Кролик роликам не рад –

Попросил он самокат.

Мама денег накопила,

Самокат ему купила.

Кролик тотчас: - Нет, нет, нет!

Я хочу велосипед!

- Пусть мой сын не знает бед.

Я куплю велосипед!

Мама денег накопила

И велосипед купила.

За день кролик наигрался,

И велосипед сломался.

Посмотрел он в небо:

- Вот!

Покупай мне самолет!

-Я бы денег накопила,

Самолет тебе купила,

Но сначала ты учись

И пилотом становись.

Кролик плачет и ревет:

-Подавай мне самолет!

Папа слушал рев два дня –

И задал ему ремня.

А соседскому зайчишке

Подарила мама книжки.

Книжкам зайчик очень рад,

Хоть еще и маловат.

Он целует маму в щеку,

Он давно готов к уроку:

- Я хочу пилотом стать!

Научи меня читать!

Спят устало мама с папой.

Зайка обнял книжку лапой.

Счастлив он, доволен он,

Спит и видит вещий сон:

Чемпионом стал он в спорте.

Летчиком – в аэропорте.

Маму весь аэропорт

Провожает на курорт!

…Спит зайчонок, рядом – книжка.

Но не может спать крольчишка.

Встал с кроватки, побежал,

К маме мордочку прижал:

-Мама, стыдно – нету сил!-

И прощенья попросил.

Мама ласково глядит:

- Я прощаю! Бог простит!

Татьяна Дашкевич.


Александр Сергеевич Пушкин

"Отче наш"

Я слышал — в келии простой

Старик молитвою чудесной

Молился тихо предо мной:

"Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами;

Да придет Царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли.

Насущный хлеб нам ниспошли

Своею щедрою рукою;

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье,

И от лукавого прельщенья

Избави нас!.."

Перед крестом

Так он молился. Свет лампады

Мерцал впотьмах издалека,

И сердце чуяло отраду

От той молитвы старика.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ