ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 5 апрель - май 2009 г.

ПАСХАЛЬНОЕ  ПОСЛАНИЕ

Патриарха Московского и всея Руси

Кирилла

Архипастырям, пастырям, монашествующим

И всем верным чадам Русской Православной Церкви.

2009 год

Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестное пресвитерство и ДИАКОНСТВО, БОГОЛЮБИВЫЙ монашеский чини все верные чада церковные!

ХРИСТОС ВOСKPЕCЕ!

Этим радостным восклицанием ныне мы вновь приветствуем друг друга. Пасхальное ликование наполняет наши сердца, ибо Христово Воскресение - это основание жизни, победившей смерть, порок и тление. Пасху как торжество жизни мы призваны переживать не только сегодня: каждый воскресный день являет нам величие подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего оковы греха, который отделяет человека от Бога. Более того, каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена Пасхальной радостью.

«Я есмь воскресение и жизнь, - сказал Господь, - верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25). Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное - оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви. Поэтому нет причин для отчаяния, уныния, страха у тех, кто любит Христа и следует за Ним во всех обстоятельствах своего земного пути, ибо «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 20).

Пасхальное торжество жизни объемлет собою весь мир, все Божие творение, оживотворяя его благодатью. «Воскресе Христос, и жизнь жительствует»! - говорит святитель Иоанн Златоуст в своем пасхальном слове. Божий дар жизни, попранный и оскверненный падением ветхого Адама, вновь во всей полноте открыт нам новым Адамом - Христом.

Приобщившись к полноте этого щедрого явления Божественной милости, будем же, дорогие мои, ценить и сохранять этот дар! Там, где льется кровь и страдают люди, там, где образ Божий попирается в угоду наживе, распрям, эгоизму, - встанем на его защиту, исполняя свое христианское призвание. Пусть познание нами Истины Христовой явится прочным основанием для свидетельства о Христе Воскресшем ближним и дальним, дабы они обрели жизнь вечную. Да укрепит Всесильный Господь нас в богопознании, во взаимной любви, в делах сострадания и милосердия. Будем ревностно прилагать усилия к тому, чтобы не только жизнь каждого из нас, но и жизнь всего общества устраивалась по Божиим заповедям, ибо только их исполнение принесет людям полноту и гармонию бытия. Именно этим мы сможем засвидетельствовать свою любовь к Богу, ведь Он Сам сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15).

В эти нелегкие времена явим делом свое христианское призвание, поддержим друг друга, дабы никто не чувствовал себя униженным, оставленным, бедным, ущемленным. Желаю всем вам непрестанно устремляться к Небу во всех помышлениях, поступках и намерениях, помня апостольские слова: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3,1).

Исполняясь радости о Христе, поправшем смерть и растерзавшем узы ада, мне особенно хотелось бы обратиться к молодежи, которой предлежит широкое поле трудов, дерзаний и свершений. Вам предстоит созидать своими усилиями будущее нашего народа и нашей Церкви. Пусть же силы, таланты, способности, дарованные вам от Господа, будут использованы на благо ближних, во исполнение своего призвания, для свершения святой воли Божией.

Дорогие мои! В «сей нареченный и святый день» обнимаю и приветствую каждого из вас, разделяя свою радость со всеми, кто исповедует имя Христово, и с каждым, кто готов принять в свое сердце радость Пасхального приветствия:

ХРИСТОС воскресе! 

КИРИЛЛ

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова 2009 года, град Москва

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС! Аминь


ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего Антония

Архиепископа Красноярского и Енисейского

Всечестной пастве

Красноярской, Таймырской, Эвенкийской

2009 год

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«Сей нареченный и святый день,

праздников праздник, и торжество из торжеств!

От сего дня будем благословлять Христа вечно»

(Пасх, канон, Песнь 8)

Дорогие братья и сестры!

И ныне мы «едиными усты и единым сердцем» сподобились призывать Имя Божие в светоносные дни Пасхи Христовой, этого «жития вечного начала», этой основы нашего спасения, каковым является благознаменитый и светлейший день сей! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Так обращаемся мы ныне друг к другу, потому что Воскресение Христа и Бога нашего положило начало и нашего, и всеобщего совоскресения с Воскресшим Христом в жизнь вечную, уготованную всем любящим Бога и верующим в Него. Этой неисчерпаемой радостью Воскресения Христа Жизнодавца и Бога нашего радуется и всегда будет радоваться весь мир человеческий, ожидавший этого дня в Церкви Ветхозаветной, уверовавший во Христа - в Церкви Новозаветной, а также и все те грядущие поколения, которые этой Радостью будут жить на земле и после нас, до Второго и славного пришествия Его «в последний день»: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель». (Апп.1, 8).

По собственному опыту каждый из нас знает, насколько неадекватен мир, лежащий во зле, миру первозданному, безгрешному, ибо не проходит и дня, и даже часа в нашей юдоли земной, чтобы мы не согрешили перед Богом. Но знаем мы и то, что фатальной неизбежности окончательной победы зла во временном мире сем - не будет, ибо чтобы спасти нас от вечной смерти и ада Сам Господь сказал: «Всякий верующий в Меня не погибнет, но имеет жизнь вечную». Воскресением Христа из мертвых всякому верующему в Него, и верой чистой своей пребывающему в Его святой Церкви, особо понятны и проникновенны слова св. Евангелия, указывающие на любовь Божию к ищущим Его: «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Истинно Господь- Сын Божий и Мессия - Иисус Христос, крестною Своею смертию искупивший нас, есть для всех чад Его Святой Церкви верующих в Него и исполняющих Заповеди Его - подлинный наш Спаситель, Тот, Кто сказал богодухновенному Исайи: «Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис.43,17).

Человек, созданный по Образу и Подобию Божию (Быт. 1,26), есть существо свободное, наделенное разумом в отличие от всех других творений. Сам человек преслушал единственную данную ему в Раю заповедь, но сам и решает восстановление ли себя в лоне Отца Небесного Христом Спасителем, в Его св. Церкви, или уподобиться несмысленным, следуя извращённейшему своему состоянию, диктуемому тем же змием, искусившем его некогда в лице Адама в Раю, и искушающему ныне по аналогии с язычеством - многоверованием. Существует Рай, и существует - Ад. «Придите ко Мне», говорит нам Господь, но человек сам волен либо следовать спасительным заветам Христа в Его Православной Церкви, либо следовать обольстителю тьмы века сего - во всяком лжеверии.

Христос есть Спаситель всех душ праведников и от Ветхого и от Нового евангельских Заветов. Здесь мы можем смело утверждать: Заветов - два, а вера - одна. Это же и подтверждается в новозаветном Евангелии: «Один Господь, одна вера, одно крещение - потому что, как нам всем следует понимать и как говорит о том св. Евангелие, - один Бог и Отец всех» (Еф. 4, 5). Низвергнутые некогда из Рая Адам и Ева избрали путь спасения и потому, по Воскресении Своём Господь вывел из ада их и всех ветхозаветных, ожидавших Его и веровавших в Него как в грядущего Мессию. Как видим, по Милости Божией, чада св. Церкви Ветхозаветной Воскресением Христовым присоединены к чадам Церкви и Новозаветной, основанной Спасителем для вечного спасения как первых, так и вторых. Совершенно очевидно, что обновленная Воскресением Христовым Церковь Ветхозаветная стала единой же - Новозаветной, как продолжение первой.

Если обратимся к установленному Богом порядку совершения всех обрядов Ветхозаветной Церкви, то там о праздновании Ветхозаветной Пасхи сказано: «совершите её в назначенное для неё время, по всем постановлениям и по всем обрядам её совершите» (Числ. 9,3). Заметим теперь, что как в Ветхозаветной Церкви Сам Бог установил в ней священнодействия в «постановлениях и обрядах», так и в Церкви Новозаветной, обновленной Благодатью Христовой, Сам Мессия и Христос устанавливает в ней соответствующие и постановления новые - Святые Таинства при необходимых соответствующих и обрядах молитвенного чина. При совершении Главного Таинства - Св. Евхаристии, мы слышим непосредственно установительные слова Самого Христа: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое» и «...сия есть Кровь Моя Нового Завета» (Мк. 14,22,24). «Пасха», или «переход» в Землю Обетованную, в Ветхом Завете имела огромное значение для богоизбранного народа потому, что она была прообразом Пасхи Новозаветной,  обозначающей  переход завершающий  -  в  Жизнь  Вечную.

Несмотря на влияния извне, богоизбранный народ Израильский ещё многие столетия хранил в чистоте свою веру и только как сказано «на конец веков», когда уже и израильский народ был на грани гибели во всеобщей развращённости не только вне, но и внутри его - Господь явил Себя как Мессия и Спаситель как для евреев, так и для всего мира.

Здесь хочу подчеркнуть, что важны в св. Церкви не только св. Таинства, но и обряды церковные, способствующие проведению как самих свв. Таинств, так и созданию благоприятной молитвенной атмосферы, подготавливающей душу человека к восприятию Их, а также и особенностей особо - празднуемого дня, например, - Вербного воскресения и других. Обрядовая сторона имеет место и вне храма. Разве не необходимо, например, сотворить молитву утреннюю, после сна, потом - перед употреблением пищи, перед сном, и во многих других случаях, когда, например, совершаем молитвы за усопших, освящаем жилище, когда отъезжаем в дальний путь, и во многих других случаях, где бы мы ни находились. Св. Апостол Павел рекомендует молиться всегда и везде, и не следует этого стесняться. Всегда бы нам помнить слова Христа Спасителя: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт во славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8,38). Теперь многие, кичащиеся своей «ученостью», на первый взгляд и интеллигентные люди, любят поучать таких же невежд в вере, как они сами, что, мол, Церковь Православная - это одна обрядность: Запад уже давно от этого отошёл. Да, отошёл, ибо потерял веру истинную, заменяемую обрядами иного толка - откровенно антихристовыми в карнавальных вакханальных уличных шествиях и безстыдных плясках даже в их храмах, ставшими, порой, «мерзостью запустения». Мы же, просвещаясь Словом Божиим и свв. Таинствами в наших храмах, не будем забывать, дорогие, что вся и сопутствующая пониманию свв. Таинств обрядность в св. Церкви, необходима и полезна. Крестные ходы и другие обряды церковные также служат духовному просвещению человека, тем более сейчас, когда мы только-только возвращаемся всем народом к своим духовным истокам - вере истинной и святой. Много даров Святого Духа, в св. Таинствах Господь подает в Его святой Церкви для нашего Вечного Спасения. Будем же внимательны не внешним только вниманием к Ним посещением свв. храмов наших, но и внутренним молитвенным деланием. Храм - это училище благочестия, плоды которого потом в жизни повседневной помогают удержать и себя, и других от поступков, унижающих человеческое достоинство и ввергающих душу в опаснейшую пропасть самых печальных семейных, общественных, государственных, в конечном итоге последствий.

Полагаю, что каждый из нас в той или иной мере постился в дни Великого поста, а в особенности в дни, предшествующие великому празднику св. Пасхи на Страстной седмице. Надеюсь, все причащались, и не раз, свв. Христовых Тайн после исповеди у духовника пред Богом, чем в значительной степени мы индивидуально - ощутимо внутренне обновились.

Наше святое Отечество переживает сейчас не лучшие времена, но мы, уповая на Милость Божию и поддерживая друг друга в трудах на благо нашего Отечества, с честью все невзгоды преодолеем, если не будем забывать и впредь подателя всех благ - Бога, и не только благ материальных, но и духовных, помогающих безкомпромиссно решать вопросы во благо личное, семейное, общественное и государственное.

Действительно, ныне, в день св. Пасхи, весь космос, вся вселенная, человеком познаваемая, торжествует и веселится со всеми и небесными силами, прославляя поправшего ад и отверзшего нам двери Рая Христа Жизнодавца! В пасхальных песнопениях дня Пасхи Христовой мы раскрываем в полноте для себя причину нашей сегодняшней христианской радости: «ныне смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». Этими и другими песнопениями канона светлого сего праздника внимательному слушателю - христианину раскрывается суть пришествия Христа и Мессии в мир сей и смысл искупительных страданий Его на Кресте, умертвивших смерть  и даровавших нам бессмертие в  грядущем Царстве Небесном. Назидаясь Величайшим праздником Пасхи Христовой, переживанием Радости вседушевной своего собственного совоскресения со Христом, будем стремиться всегда следовать этой Радости неземной, не забывая,  что в наибольшей степени помогает в этом очищении души собственной вечной и безсмертной один чистый источник на нашей земле, Источник - всегда живительной, всепобеждающей силы в невечернем Царствии Христа Спасителя - Его святая Православная Церковь!

Ещё и ещё раз поздравляю Вас, дорогие мои красноярцы, этим радостным пасхальным приветствием:

Христос Воскресе!

Ибо Он - Воистину Воскресе! Аминь!

Архиепископ Красноярский и Енисейский

АНТОНИЙ

Св. Пасха Христова

2009 г .       г. Красноярск


Слово огласительное на Святую Пасху иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоуста

(на русском языке)

Кто благочестив и боголюбив, - тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством.

Кто раб благоразумный, - тот пусть, радуясь, войдёт в радость Господа своего.

Кто потрудился, постясь, - тот пусть возьмёт ныне динарий.

Кто работал с первого часа, - тот пусть получит сегодня должную плату.

Кто пришёл после третьего часа, - пусть с благодарностью празднует.

Кто успел придти после шестого часа, - пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится.

Кто замедлил до девятого часа, - пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь.

Кто успел придти только в одиннадцатый час, - пусть и тот не страшится за своё промедление.

Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит.

Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду;

Богатые и бедные, ликуйте друг с другом;

Воздержные и нерадивые, почтите этот день;

Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне.

Трапеза обильна, - насыщайтесь все;

Телец велик, - никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости.

Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство.

Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение.

Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя.

Он истребил её, быв объят ею;

Он опустошил ад, сошедши во ад;

Огорчил того, который коснулся плоти Его.

Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: "Ад, - говорит он, - огорчися, сретив тя доле".

Он огорчился, ибо стал праздным;

Огорчился, ибо посрамлён;

Огорчился, ибо умерщвлён;

Огорчился, ибо низложен;

Огорчился, ибо связан.

Он взял тело и нашёл в нём Бога;

Взял землю и увидел в ней небо;

Взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел.

"Где ти, смерте, жало?

Где, ти, аде, победа?" (1 Кор. 15, 55).

Воскрес Христос, - и ты низложился;

Воскрес Христос, - и пали бесы;

Воскрес Христос, - и радуются ангелы;

Воскрес Христос, - и водворяется жизнь;

Воскрес Христос, - и мёртвого ни одного нет во гробе.

Ибо Христос, воскресший из мертвых, - "Начаток умершим бысть" (1 Кор. 15, 20).

Ему слава и держава во веки веков.

Аминь.


Митрополит Антоний Сурожский

На Пасху. После Слова Огласительного

Вы слышали убежденное, вдохновленное Воскресением Христовым слово святого Иоанна Златоустого: какой правдой и силой оно звучит! И, однако, поднимается перед нами вопрос — как же так: Христос попрал, победил, уничтожил смерть, а вокруг нас смерть косит и косит людей? Он победил ад — и кажется порой, что из глубины ада подымается все новая и новая, все более страшная мгла... как же верить этому свидетельству, где же правда?

Христос умер; и смертью Своей Он сошел в те глубины ада, где не было ни света, ни радости, ни надежды. Он стал Человеком и как человек умер — но не Своей, а нашей смертью. Грех убивает, безбожие, потеря Бога убивает. Христос был Сам Богом Живым. Он не мог умереть естественной нам смертью; но Он нас возлюбил, возлюбил так, что стал с нами един, и все, вся трагедия, весь ужас человеческого бытия легли на Него, включая эту страшную потерю Бога, от которой мы все увядаем и умираем. Не сказал ли Он страшного слова на кресте, последнего слова: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?. Он приобщился нашей богооставленности и, потеряв Бога, как мы, умер.

Но сошел Он во ад в славе, в славе Своего Божества. Широко раскрылся ад, чтобы, наконец, пленить, победить, удержать Того, Кто на земле рушил его царство. Ад, как говорит Иоанн Златоустый, приразился телу и был поражен Божеством; мрак засиял Божественным присутствием; смерть, которая там царила, побеждена; жизнь жительствует... А смерть на земле теперь для нас не страшна; она — сон, она — успение, она — ожидание и нашего воскресения из мертвых... И не страшен нам ад, как бы он ни был жесток, беспощаден; как бы он на земле ни проявлялся жутко, бессердечно — он нам не страшен. Потому не боимся больше мы, христиане, верующие, никого, кто у нас может отнять земную жизнь, что нам во Христе и через Христа принадлежит жизнь вечная. Этому свидетели теперь миллионы мучеников древности и наших дней; они встретили смерть и победили смерть верой и любовью... И нам предстоит тот же, может быть, путь, и нас они зовут бесстрашно, любовно, торжествующе встретить ад лицом к лицу, зная, что свет во тьме светит и тьма, если и не принимает его, то победить его не может; врата адова не победят Церкви, не победят Царства Божия, Царства жизни и Царства любви. Аминь!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Священное Писание

Евангелие от Матфея

Глава 28

1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;

3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;

4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;

6 Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,

7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,

13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;

14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,

17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.


Светлая Седмица

Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Не смотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в Православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из Православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем!

Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. "Христос Воскресе!" - приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. "седмица") после Пасхи, которая называется Светлой.

На Светлой Седмице "все и всяческая" - Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста.

В пятницу Светлой Седмицы бывает память иконы Божией Матери "Живоносный источник," и после литургии совершается освящение воды. На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос. Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Воскресение Христово - краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: "Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша" (1 Кор. 1:514). Радость пасхальной ночи - это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: "Радость моя! Христос воскресе"


Николай Васильевич Гоголь: Воскресение

...Отчего же одному русскому еще кажется, что праздник этот празднуется, как следует, и празднуется так в одной его земле? Мечта ли это? Но зачем же эта мечта не приходит ни к кому другому, кроме русского? Что значит, в самом деле, что самый праздник исчез, а видимые признаки его так ясно носятся по лицу земли нашей: раздаются слова: «Христос Воскрес!» - и поцелуй, и всякий раз так же торжественно выступает святая полночь, и гулы всезвонных колоколов гудят и гудят по всей земле, точно как бы будят нас? Где носятся так очевидно призраки, там недаром носятся; где будят, там разбудят. Не умирают те обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в духе. Померкают временно, умирают в пустых и выветрившихся толпах, но воскресают с новой силой в избранных, затем, чтобы в сильнейшем свете от них разлиться по всему миру. Не умрет из нашей старины ни зерна того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом. Разнесется звонкими струнами поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, вспыхнет померкнувшее - и праздник Светлого Воскресенья воспразднуется, как следует, прежде у нас, нежели у других народов! На чем же основываясь, на каких данных, заключенных в сердцах наших, опираясь, можем сказать это? Лучше ли мы других народов? Ближе ли жизнью ко Христу, чем они? - Никого мы не лучше, а жизни еще неустроенней и беспорядочней всех их. «Хуже мы всех прочих» - вот что мы должны всегда говорить о себе. Но есть в нашей природе то, что нам пророчит это. Уже самое неустройство наше нам это пророчит. Мы еще растопленный металл, не отлившийся в свою национальную форму; еще нам возможно выбросить, оттолкнуть от себя нам неприличное и внести в себя все, что уже невозможно другим народам, получившим форму и закалившимся в ней. Что есть много в коренной природе нашей, нами позабытой, близкого закону Христа, - доказательство тому уже то, что без меча пришел к нам Христос, и приготовленная земля сердец наших призывала сама собой Его слово, что есть уже начала братства Христова в самой нашей славянской природе, и побратание людей было у нас родней даже и кровного братства; что еще нет у нас непримиримой ненависти сословья противу сословья и тех озлобленных партий, какие водятся в Европе и которые поставляют препятствие непреоборимое к соединению людей и братской любви между ними; что есть, наконец, у нас отвага, никому не сродная, и если предстанет нам всем какое-нибудь дело, решительно невозможное ни для какого другого народа, хотя бы даже, например, сбросить с себя вдруг и разом все недостатки наши, все позорящее высокую природу человека, то с болью собственного тела, не пожалев самих себя, как в двенадцатом году, не пожалев имуществ, жгли домы свои и земные достатки, так рванется у нас все сбрасывать с себя позорящее и пятнающее нас, ни одна душа не отстанет от другой, и в такие минуты всякие ссоры, ненависти, вражды - все бывает позабыто, брат повиснет на груди у брата, и вся Россия - один человек. Вот на чем основываясь, можно сказать, что праздник Воскресенья Христова воспразднуется прежде у нас, чем у других. И твердо говорит мне это душа моя; и это не мысль, выдуманная в голове. Такие мысли не выдумываются. Внушеньем Божиим порождаются они разом в сердцах многих людей, друг друга не видавших, живущих на разных концах земли, и в одно время, как бы из одних уст, изглашаются. Знаю я твердо, что не один человек в России, хотя я его и не знаю, твердо верит тому и говорит: «У нас прежде, чем во всякой другой земле воспразднуется Светлое Вокресение Христово!»


Творения Святых отцов

Святитель Феофан Затворник  + 1894

«Уж куда нам в праведники? И беда нам, когда мысль попадет на самоправедность. Какая злая сия мысль! Точно зловредная роса на нежный цветок, или страшно холодный ветер, который все окостеневает. То ли дело грешнику кающемуся. Объятия Отчи отверсты ему»

«Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего – очистить себя от страстей»

 «Чаяли мы и Царствие получить и покойно жить, всласть себе, что не совместимо»

 «Велики благодатные обетования, но для получения их надобно быть под тяжким крестом»

 «Монахам дело – помыслы очищать, а у мирян главное – намерение доброе при делах иметь»

 «Никогда никому не изъявляй своего неудовольствия»

 «Долг внешний – исправная служба. Но всякую службу можно превратить в способ благоугождения Богу, или внешнее исполнять в связи со внутренним, освящая последнее первым»

 «Руководитель – столб на дороге, а дорогу проходить надо всякому самому, - и тоже смотреть и под ноги и по сторонам. Старец Паисий Величковский всю жизнь искал руководителя и не нашел …И сами смотрите, как быть, с молитвою и отеческими уроками»

 «Самое лучшее стояние во время молитвы есть – стоять на суде»

 «Кто научил нас в молитве взывать: «Хлеб наш насущный даждь нам..» не оскорбится, когда воззовём и о прочем житейском, всё впрочем предавая во святую волю Его»

 «Чужая молитва – помощна не сама по себе. Она прилагается к действующему, - и без сего ничего сделать не может. Да без сего и Сам Бог ничего не сделает»

 «Безжалостность к себе устрояет внутренний крест, а он даёт сораспятие Христу Господу, за которое Господь тут же воздаёт и благом духовным, утешением и крепостию бодрою, готовою на всякий труд… Идите всегда наперекор себе и не давайте себе покоя, особенно через телесное какое услаждение»

 «Дела службы не суетность: это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг …Суетность – дела по удовлетворению страстей, - также ненужные и бесполезные»

 «Где всё по маслицу течёт, там трудно спасать душу свою»

«Бог зачинает жизнь, Бог и руководит в ней. К Нему надо потому прибегнуть и прибегать всегда и от Него ждать решения. Уж как Он решит и как решение Его дойдёт до сердца, этого не разберёшь, но то несомненно, что всякое дело, Ему угодное, от Него возбуждается и Им приводится в совершение… И никто из угождающих Ему сам собою угодного Ему не творит»

«Каждый случай можно подвести под заповедь и внутренно посвятить Богу своё в нём действование. Так будет вся жизнь посвящена Богу»

 «Убедите себя, что всякою случайностию Бог испытывает вас, и, око Своё утвердив на вас, ждёт, как то вы поступите»

 «Угрюмая, отталкивающая или брезгливая жизнь не есть Божия жизнь… Нужны и хозяйское радушие, и полное внимание, и веселонравие, и при этом память Божия со страхом и благоговеинством»

 «Всё, по нужде делаемое, без сочувствия, - не вредит духу. Беречь сердце надо, чтоб не прилегало к страстям мирским… Только увлечение разорительно»

 «Господь того только принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается»

 «Надо всё делать со всем усердием, успех же дела предать в руки Божии»

«Всякаго приходящаго или всякаго встречаемаго надо принимать, как посланца Божия. Первый вопрос да будет у себя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица»

 «В случаях неприятных, породивших неприятные против других чувства, не следует ни говорить, ни действовать. Надо наперёд успокоиться, и совершенно исторгнуть из сердца неприятность… Можно тогда и сурово, и строго говорить, даже бранчиво, и речь не произведёт худого действия, ибо дух в ней будет не раздражительный, а мирный и любовный»

«Лучше не вязать себя правилами до мелочей, а иметь одно общее: всякий раз действовать наперекор требованиям самоугодия»

 «О Пресвятой Троице поминать, если сможете, совместно без разделения: ибо Бог Един есть»

«Действия, определяемые законом и не исполняемые лицеем подзаконным, суть беззаконны и любви противны, хотя бы они и клонились к благу кого-либо… Так, похвально поступлю я, если сумею оказать милость без нарушения правды суда: иначе милость мою следует бить батогами»

 «Кто в семье живёт, тому и спасение от семейных добродетелей»

 «Снова начинать – такой закон духовной жизни»

«Кто смирен, тот не может видеть, чтоб кто-либо относился к нему ниже его достоинства: ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся»

 «Возставьте веру, что, терпя напраслину, вы причастными становитесь чина мучеников, - и радуйтесь тому»

«Монашество можно блюсти и идти в нём до высших его степеней во всяком образе жизни»

 «Бог предвидит, как будет свободно действовать человек и сообразно с тем определяет, так что Божие определение опирается на жизнь человека, а не жизнь на определение»

«Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования; ибо сие искание должно совершаться с упованием»

«Антихрист явится, как учат святые отцы, не против воли Божией. В Божиих планах мироправления стоит и он, и подготовка его, и последствия того. Не потому так, чтобы Бог хотел такого зла  людям, а потому, что люди сами себя до того доведут. Этот момент отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли кто ещё желающий к нему обратиться. Когда уже некого будет ждать, примет Господь удерживающую руку, и антихрист явится»


Вопрос священнику

Вопрос: Батюшка Сергей! Я хожу в часовню Ксении Петербуржской, ставлю к иконке свечку и обращаюсь своими словами. Иногда читаю молитву Ксении написанную на стене в часовне. Но мне ближе обращение своими словами. Это мое мнение. Я не понимаю зачем вообще нужны молитвы? Свои слова идут из сердца, души.

С уважением, Анастасия.

Ответ:  Смысл молитвенного правила и молитв, собранных в молитвослове - научить нас молиться, дисциплинировать нашу духовную жизнь. Молитвы, помещенные в молитвенниках - это не выдуманные молитвы. Этими молитвами молились святые - те люди, которые всю жизнь свою посвятили Богу, которые засвидетельствовали свою веру подвигами, терпением, мужеством, мучениями. Когда мы внимательно читаем эти молитвы, то наше сердце невольно приходит в сочуствие произносимым со вниманием словам. Мы как бы соучаствуем святым в молитве. Таким образом, наше сердце получает практический урок, оно приобретает вкус духовный, научается распознавать правильные, Православные, духовные чувства, отличать их от лже-духовных, самолюбивых, прямо греховных. В этом смысл молитвословов. Конечно, нельзя найти молитву на каждую жизненную ситуацию, да это и не нужно. Свою молитву, идущую от сердца ничто заменить не может. Молитесь, как можете, как требуют обстоятельства Вашей жизни и уровень Вашей веры. Но советую Вам - не пренебрегайте молитвословом. Он поможет Вам стать Православной, а значит идти проверенным и спасительным духовным путем.

Вопрос: Что значит «церковная жизнь во всей полноте»? С уважением, Ксения.

Ответ: Мне кажется, полнота церковной жизни включает в себя:

1. Послушание Церкви в исполнении внешних порядков жизни – соблюдение постов, молитвенного правила, участие в Богослужении, Таинствах.

2. Приходская жизнь – участие в жизни Церкви своими трудами и денежными средствами, молитвенное общение со священнослужителями и прихожанами, помощь немощным и нуждающимся. (Необходимо помнить, что Церковь – Тело Христово. Значит, телу от меня, как от его члена, должна быть польза).

3. Миссионерство: то, что восприняли, узнали, чему научились в Церкви – нести в мир. Христианин обязан быть светильником. В семье, на работе, на службе необходимо оставаться христианином - открыто исповедовать свою веру, защищать ее, стараться жить по Заповедям Христовым.

Вопрос: Здравствуйте! Мне приснился очень плохой сон. Не выходит из головы. А как Церковь относится ко снам? Что нужно предпринять, чтобы он не сбылся? Мария.

Ответ:   Уважаемая Мария! Вот что пишет о снах преподобный Иоанн Лествичник: «Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств… Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее… Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслью».

    Сатана всячески пытается запутать, запугать человека, завладеть его вниманием, его волей, опираясь на суеверие. (Суеверие – это вера всуе, напрасная). А кого мы боимся – того и рабы. Христиане верят Христу Богу, Который сказал, что и волос с головы человека не упадет без воли Отца Небесного. Чтобы утвердиться в этом обещании, необходимо жить духовной и церковной жизнью. Нужна молитва, хождение в храм Божий, соблюдение постов, участие в Таинствах, принуждение себя на исполнение Заповедей Евангельских, поучение в Священном Писании, чтение Святых отцов Церкви. Тогда постепенно все страхи вроде «а вдруг!» отойдут, останется главное: страх удалиться от Бога  – единственного Источника Жизни, Света, Радости.

 На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов.


Письма Валаамского старца

(схиигумена Иоанна)

15.11.1946 г.

     По Божией милости я совершенно здоров, и к докторам ходить не надо. Работа меня не затрудняет, хожу на работу после обеда часика на 2 1/2, в лес сучки собирать, да в кучу класть, - это полезно для тела и для души.

     Вы с Н.Н. разные, потому и сердце твое не располагается к ней. Бог один, а пути к нему разные и всяк идет своей дорожкой.

     Благодарю за детскую молитву; детская молитва скоро доходит к Богу. Хорошо я помню ее пение и рассказ о св. Батюшке. Черта детей - простота, откровенность и естественность; вот Господь и повелел нам быть такими, такая черта была у всех подвижников.

     Если будешь строго следить за собой, поистине увидишь себя хуже всех, тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека, а внутренне его не знают, исключая духовную жизнь проводящих.

     Молитва требует борьбы, до часа смертного, хорошо, что стремишься к молитве, помоги тебе Господи, духа не угашай.

6.12.1946 г.

  На твои вопросы хороши бы лично поговорить, в письме всего не опишешь. Так и должно быть, когда человек следит за собой, тогда другие кажутся ему хорошими, ибо прямое око на всех глядит прямо, а кривое око на всех глядит криво. Приобрела книгу преподобного Кассиана, почитывай, хотя направлена инокам, и мирянам прикладна. Из этой книги помещены в Добротолюбии 2-го тома умело сделанные выборки. Ты любишь читать жития святых. И почитывай, они очень воодушевляют нас грешных. У нас читают всегда в трапезе, ежедневно, и я замечаю у некоторых появляются слезы.

     Вот и сама замечаешь, что от посещения других и от разговоров после бывает тоска, по возможности и уклоняйся, ничто же сумняся, хотя и будут маленько недовольны, ничего, не смущайся этим. Ты боишься темноты, я тоже побаиваюсь, вот насколько мы слабенькие и маловерные в Божий Промысл. Когда я шел пешком от монахинь, 5 верст пришлось идти лесом в темноте в одном месте напал такой страх, что по всему телу пошли точно мурашки и уши зашевелились точно кто-то догоняет меня, обернулся назад, сделал крестное знамение и пошел вперед. Св.Писание говорит: "Боязнь ничто иное, как лишение могущества рассудка".

     Относительно твоего смущения, св.Отцы сказали: "Что делается со смущением всегда от бесов". Приложись ко Кресту и к Божией Матери и довольно, будь спокойна.

     Когда не придется исполнить все свое правило, не смущайся, не будь рабом правилу. Держи правило мытарево: "Боже, милостив буди мне грешной" и имей память Божию, это заменит все правила. Когда появятся слезы, остановись на них пока они кончатся. Слезы всегда полезны, не смущайся, знай, что без внимания не заплачешь.

     Когда ляжешь в кровать, занимайся Богомыслием, что помнишь из Писания, важнее из Евангелия, слезы придут, дай им свободу.

     На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что есть на совести, и больше ничего. Как видно Х.Х. Переживает тяжелое состояние за нее надо молиться, а не сердиться на нее. Да, так хорошо, что не обращаешь внимание на нее и не вмешиваешься, умудри и примири вас Господи.

1946 г .

     Твое письмецо из санатория я получил и видно из него, что уныл дух твой и сметеся сердце твое, и почувствовала себя выбившейся из колеи и стала никуда негодной, и сама над собой удивилась. Однако, вся причина в тебе, ты сама и не замечала, что находилось в тонком самомнении и думала, что уже летишь на небо, а внутреннего истинного смирения не было у тебя и совершенного расположения на волю Божию, Господь по своему благоутробию послал тебе некоторое изменение в твоей обычной жизни. И ты упала духом и почувствовала себя никуда негодной, а в этом то и состоит смирение, что чувствовать себя никуда негодной.

     Не унывай, чадо, понудь себя на молитву и по Божией милости все возмутившиеся внутреннее твое грязное болото успокоится и будет тихо и спокойно. Советую тебе, не торопись выходить из санатория, отдохни хорошенько, помоги и храни тебя Господь.


Хвала воскресшему

К.Р.

КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ РОМАНОВ

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно:

Исполнен мир Его чудес

И славой несказанной.

Хвалите сонм бесплотных сил

И ангельские лики;

Из мрака скорбного могил

Свет воссиял великий.

Хвалите Господа с небес,

Холмы, утесы, горы!

Осанна! Смерти страх исчез.

Светлеют наши взоры.

Хвалите Бога, моря даль

И океан безбрежный!

Да смолкнет всякая печаль

И ропот безнадежный!

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть попрал навеки!

Христос воскрес! Опять с зарею ...

Иван Бунин

Христос воскрес! Опять с зарею

Редеет долгой ночи тень,

Опять зажегся над землею

Для новой жизни новый день.

Еще чернеют чащи бора;

Еще в тени его сырой,

Как зеркала, стоят озера

И дышат свежестью ночной;

Еще в синеющих долинах

Плывут туманы... Но смотри:

Уже горят на горных льдинах

Лучи огнистые зари!

Они в выси пока сияют,

Недостижимой, как мечта,

Где голоса земли смолкают

И непорочна красота.

Но, с каждым часом приближаясь

Из-за алеющих вершин,

Они заблещут, разгораясь,

И в тьму лесов и в глубь долин;

Они взойдут в красе желанной

И возвестят с высот небес,

Что день настал обетованный,

Что Бог воистину воскрес!

День православного Востока...

Фёдор Тютчев

День православного Востока

Святись, святись, великий день,

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень!

Но и святой Руси пределом

Его призыва не стесняй:

Пусть слышен будет в мире целом,

Пускай он льется через край,

Своею дальнею волною

И ту долину захватя,

Где бьется с немощию злою

Мое родимое дитя, —

Тот светлый край, куда в изгнанье

Она судьбой увлечена.

Где неба южного дыханье

Как врачество лишь пьет она...

О, дай болящей исцеленье,

Отрадой в душу ей повей.

Чтобы в Христово воскресенье

Всецело жизнь воскресла в ней...

Душе моя, ликуй и пой...

Кюхельбекер В.

Душе моя, ликуй и пой,

Наследница небес:

Христос воскрес,

Спаситель твой

Воистину воскрес!

Так! Ад пред Сильным изнемог

Из гробовых вериг,

Из ночи смерти Сына Бог

И с Ним тебя воздвиг.

Из света вечного Господь

Сошел в жилище тьмы,

Облекся в персть,

оделся в плоть —

Да не погибнем мы!

Неизреченная Любовь

Всех таинств высота!

За всех Свою Святую Кровь

Он пролил со креста.

Чистейщей Кровию Своей

Нас, падщих, искупил

От мук и гроба, из сетей

И власти темных сил.

Христос воскрес, Спаситель мой

Воистину воскрес.

Ликуй, душа: Он пред тобой

Раскрыл врата небес!


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии


Протоиерей Сергий Четвериков: Пасхальная ночь

Пасха - самый большой праздник для православных верующих.

В пасхальную ночь в церкви служится замечательная пасхальная заутреня. Жалко, что не все дети бывают на ней. Она напоминает как бы светлый царский пир.

Мне кажется, что в России раньше только маленькие дети да больные и старики оставались в пасхальную ночь дома. По всем русским дорогам, в городах и селах, спешили люди в эту ночь к храмам. А около церквей горели костры, смоляные бочки, в городах плошки и цветные фонарики. Говорят, что пасхальная ночь - такая безмолвная и тихая, как ни одна другая ночь в году. Все молящиеся зажигают свечи и ждут, когда священники в светлых ризах, с крестом, иконами и хоругвями выйдут из церкви - для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма и как бы прийти к запечатанному гробу Спасителя.

На пасхальной службе читается замечательное Слово Святого Иоанна Златоуста, вселяющее надежду и проникнутое необыкновенной любовью к людям:

„И все, кто, был благочестив и боголюбив,- пусть наслаждается этим добрым и светлым торжеством.

И все, кто был благоразумен,- пусть войдет в этот день в радость Господа своего. Если кто потрудился и постился - пусть получит сегодня награду. Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые - пусть одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своем убожестве - потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет - потому что в этот день Бог дал людям свое прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христа".


Пасхальные колокола. А.И. Куприн

Быстро-быстро промчались впечатления вчерашнего дня и Великой ночи: плащаница в суровой холодной темноте собора, воздержание от еды до разговения, дорога в церковь, в тишине и теплоте апрельского синего вечера, заутреня, крестный ход, ликующая встреча восставшего из гроба Христа, восторженное пение хора, подвижная, радостная служба, клир в светлых сияющих парчовых ризах, блеск тысяч свечей, сияющие лица, поцелуи; чудесная дорога домой, когда так нежно сливаются в душе усталость и блаженство, дома огни, добрый смех, яйца, кулич, пасха, ветчина и две рюмочки сладкого портвейна; глаза слипаются; в доме много народа, поэтому тебе стелят постель на трех стульях, поставленных рядком; погружаешься в сон, как камень падает в воду.

Утром проснулся я, и первое, еще не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля. Побаливает затылок, также спина и ребра, помятые спаньем в неудобном положении на жесткой подстилке, на своей же кадетской шинельке с медными пуговицами. Но что за беда? Солнце заливает теплым текучим золотом всю комнату, расплескиваясь на обойном узоре. Господи! Как еще велик день впереди, со всеми прелестями каникул и свободы, с невинными чудесами, которые тебя предупредительно ждут на каждом шагу!

Как невыразимо вкусен душистый чай (лянсин императорский!) с шафранным куличом и с пасхой, в которой каких только нет приправ: и марципан, и коринка, и изюм, и ваниль, и фисташки. Но ешь и пьешь наспех. Неотразимо зовет улица, полная света, движения, грохота, веселых криков и колокольного звона. Скорее, скорее!

На улице сухо, но волнующе, по-весеннему, пахнет камнем тротуаров и мостовой, и как звонко разносятся острые детские крики! Высоко в воздухе над головами толпы плавают и упруго дергаются разноцветные воздушные шары на невидимых нитках. Галки летят крикливыми стаями... Но раньше всего — на колокольню!

Все ребятишки Москвы твердо знают, что в первые три дня Пасхи разрешается каждому человеку лазить на колокольню и звонить, сколько ему будет удобно. Даже и в самый большой колокол!

Вот и колокольня. Темноватый ход по каменной лестнице, идущей винтом. Сыро и древне пахнут старые стены. А со светлых площадок все шире и шире открывается Москва.

Колокола. Странная система веревок и деревянных рычагов-педалей, порою повисших совсем в воздухе, почти наружу. Есть колокола совсем маленькие: это дети; есть побольше — юноши и молодые люди, незрелые, с голосами громкими и протяжными: в них так же лестно позвонить мальчугану, как, например, едучи на извозчике, посидеть на козлах и хоть с минуту подержать вожжи. Но вот и Он, самый главный, самый громадный колокол собора; говорят, что он по величине и по весу второй в Москве, после Ивановского, и потому он — гордость всей Пресни.

Трудно и взрослому раскачать его массивный язык; мальчишкам это приходится делать артелью. Восемь, десять, двенадцать упорных усилий и, наконец, — баммм… Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев, что больно становится в ушах и дрожит каждая частичка тела. Это ли не удовольствие?

Самый верхний этаж — и вот видна вокруг вся Москва: и Кремль, и Симонов монастырь, и Ваганьково, и Лефортовский дворец, и синяя изгибистая полоса Москва-реки, все церковные купола и главки: синие, зеленые, золотые, серебряные... Подумать только: сорок сороков! И на каждой колокольне звонят теперь во все колокола восхищенные любители. Вот так музыка! Где есть в мире такая? Небо густо синеет — и кажется таким близким, что вот-вот дотянешься до него рукою. Встревоженные голуби кружатся стаями высоко в небе, то отливая серебром, то темнея.

И видишь с этой верхушки, как плывут, чуть не задевая за крест колокольни, пухлые серьезные белые облака, точно слегка кружась на ходу.


Молитвослов

 

Отче наш, Иже еси на Небесех,

да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя,

 яко на Небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

 и остави нам долги наша,  

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Перевод:

Отец наш Небесный! Пусть святится имя Твоё и придёт Царство Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

ту молитву называют молитвой Господней. Её можно назвать самой главной из молитв - ей научил нас Сам Господь Иисус Христос. Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9-13) и Луки (глава 11, стихи 2-4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения.

Молитва Господня начинается с обращения к Отцу Небесному. Мы называем Бога Отцом, то есть именем самого родного нам человека. Это говорит о большой близости Его к нам, о Его любви к нам, как отца к детям. А ещё о том, что в каждом из нас есть что-то, полученное нами от Бога, как в каждом ребёнке есть унаследованное от родителей.

Затем следует прошение об освящении имени Божия и о наступлении Его Царства. Мы просим помочь нам жить так, чтобы наша жизнь прославляла имя Божие на земле. Ожидание Царства Божия, которое непременно должно наступить, является выражением сути нашей веры. Веры в то, что в конце концов всякий грех и всякое зло будут побеждены навсегда. Это не значит, что мы должны сидеть сложа руки в ожидании конца света. Мы просим Бога стать Хозяином в наших сердцах, чувствах, мыслях уже здесь. Ведь если жизнь каждого из нас и всех вместе будет принадлежать Богу, Царство Божие, по слову Христа, откроется в нас (смотри Евангелие от Луки главу 17, стих 21).

Прошение о том, чтобы воля Божия осуществлялась как на земле, так и на небе, продолжает эту мысль. А также заставляет вспомнить: всё, что происходит с нами, происходит по воле Божией. Произнося слова: "да будет воля Твоя", мы покорно принимаем волю Божию, которая неизменно ведёт нас ко спасению - даже во время трудностей и скорбей.

Прошение о "хлебе насущном" можно понять двояко. Во-первых, как просьбу дать нам всё необходимое для обычной жизни: еду, дом, одежду. И, во-вторых, как просьбу о даровании нам Хлеба, который превыше всего. Это Тело и Кровь Христовы, которым мы приобщаемся в Таинстве Евхаристии.

Потом мы просим Бога простить наши грехи. Ведь только так мы можем помириться с Богом - нашим Отцом. Но прося Господа о прощении, мы и сами должны прощать другим причиняемые нам обиды и огорчения: "прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам". Святые отцы говорили, что мы не имеем права читать молитву "Отче наш", если обижаемся на кого-то. Молитва напоминает нам, что отношения с окружающими нас людьми должны быть подлинно христианскими - без этого невозможна духовная жизнь.

Наконец, молитва заканчивается просьбой уберечь нас от тех грехов и ошибок, что могут случиться в будущем ("не введи нас во искушение"), а также избавить нас от злого действия падших духов - бесов и сатаны ("избавь нас от лукавого").


Детские стихотворения о Пасхе

***

Христос Воскресе!

Вот и Пасха к нам пришла-

праздник милый для меня!

сколько радости принёс,

и печали он унёс.

вот уж птицы прилетели

прямо к Пасхе подуспели-

хорошо! Весна пришла-

светлый праздник принесла -

Воскресение Христово!

все поют и славят Бога!

                                    Люда Куля 13 лет

***

Повсюду слышны голоса,

что наш Единственный Христос

вовек, воистину Воскрес!

что Он нас спас от всяких бед,

не пожалев ни жизни, ни души, ни тела,

и распят-умер на кресте...

так пусть в день Пасхи, в день Великий

земля возносит до небес-

хоров восторженные клики:

Христос Воскрес!Христос Воскрес!

                                    Вика Амосёнок 12 лет

***

Христос Воскрес!Христос Воскрес!

щебечут ласточки с небес,

и посветлел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

звонят в церквях колокола,

идет богослужение,

на радость людям мира-

Христово Воскресение!

                                    Катя Вивчарь 13 лет

Пасха!

Среди дубрав,блестит крестами-

Храм пятиглавый.

Его колокола призывно, через лес

Звенят так дивно!

душа моя невольно замирает-

ведь праздник ныне наступил великий!

Христос воскрес!-я слышу торжествующие клики!

Ты в этой жизни,брат, не делай зла,

Трудись,люби всех,и не унывай,

Молись Творцу- ведь ныне для тебя

Он распахнул с любовью двери в рай!

                                    Женя Латышев 13 лет


Словарик

БИОГРАФИЯ

Слово "биография" означает жизнеописание. Биография святого называется житием. Господь призвал нас к тому, чтобы биография каждого человека стала житием: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Евангелие от Матфея глава 5, стих 48).

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Как ты, наверное, догадался, слово "богослужение" означает служение Богу. В первобытных религиях люди приносили богам жертвы, чтобы умилостивить божества. Христианское богослужение имеет иной характер. Бог сам служит человеку, принося Себя в жертву. Поэтому слово "богослужение" означает не только служение человека Богу, но и служение Бога человеку.

ВРЕМЯИСЧИСЛЕНИЕ

Это счёт времени. Секунды набегают в тысячелетия. Мы живём во втором тысячелетии. Но люди жили и три тысячи лет назад и четыре. Почему же тогда у нас в календаре 2005 год, а не 3005 или 4005?

Сын Божий Иисус Христос, призвавший людей к вечной жизни в Царстве Небесном, родился две тысячи лет назад. От Его Рождества начался новый отсчёт времени. При написании дат, вместо слов "от сотворения мира", стали писать "от Рождества Христова". Значит, по своему значению Рождество Христово превзошло сотворение мира. Наступила наша эра - эра вечной жизни.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ