ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 3 март 2009 г.

Неделя 1-ая Великого Поста. Торжество Православия

 

           

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия - иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора ( 787 г .), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!"

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г . на 19 февраля. Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество  Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема - провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.


Первые седмицы Великого поста

Великий пост включает Св. Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу (точнее 6 дней перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом, Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней).

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.

Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью.

Св. Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым. Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.

Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г . о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. В кафедральных соборах диакон громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» — живущим.

Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песнь поется и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» Св. Четыредесятницы (в просторечии «средокрестье»).


Великий покаянный канон Андрея Критского

"Великий покаянный Канон" святого Андрея, Архиепископа Критского, представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви.

Это бессмертное творение содержит 250 тропарей и читается за православным богослужением в первую и пятую седмицы великого поста. Нить мыслей св. Андрея о покаянии пред Богом развивается на основе многочисленных библейских примеров святой и греховной жизни древних людей. Чудный сладкопевец Критской Церкви призывает в Каноне всякого человека бегать зла, ревновать вседушевно о добре и всегда прибегать к Богу с исповеданием своих грехов и слезами раскаяния.

Речь святого Андрея настолько трогательна, что потрясает самые жестокие души, умиляет и смягчает самые окаменелые, черствые сердца и никому не попускает отчаиваться в спасении. Каждое слово богодухновенного Канона источает какую-то сладость благодатного чувства и в лаконизме выражения содержит широту мыслей.

 В Каноне святого Андрея Критского передача молитвы кающегося пред Христом Спасителем неподражаемо прекрасна. Мы частично приведем ее в буквальном русском переводе:

"Не возгнушайся меня, Спаситель, — не отринь от Твоего Лица", — так по словам Канона молится грешник, — "Очисти и прости мои прегрешения. От юности я всестрастно преступил Твои заповеди по небрежению, не имею плодов благочестия, растратил богатство благодати в блуде. Не войди со мной в суд моих дел и слов, но яви щедрость". "Милостивым Твоим оком воззри на меня и прими мое теплое исповедание. Я разодрал одежду благодати, наг, стыжусь и плачу слезами блудницы. Очисти меня, Спаситель, Твоим милосердием".

"Вся моя жизнь проходила в ночи греха. Тьма и глубокая мгла во мне. Покажи меня, Спаситель, сыном дня. Я вижу себя превозшедшим грехами всякого человека, так как грешил сознательно, а не по неведению. Пощади, Господи, Твое создание; Ты один чист естеством и без скверны нет иного, кроме Тебя. Слезы мои да будут мне (как вода купели) Силоамской, да умою я зеницы сердца и мысленно увижу Тебя, Превечного Света".

Святой Андрей Критский не только изображает в своем Каноне процесс обращения грешника к Триединому Богу, но и возбуждает у слушателей покаянные чувства:

"Приближается, душа, конец, приближается. И не радишь и не готовишься. Время сокращается. Встань! Судия близ дверей. Время жизни течет как сон, как цвет (увядает). Что напрасно мятемся?" "Что будешь делать, жалкая душа, когда придет Судия испытать твое?" "Со слезами исповедуй Христу твои помышления и деяния и оправдайся".

Обобщая все сказанное святым Андреем Критским о побуждениях к покаянию, можно заключить, что человека движут к покаянию тяжесть греха, жажда Богообщения, неизреченное милосердие Божие, страх вечной гибели и память о смерти, Божием суде и посмертном воздаянии.

Сам по себе человек не имеет в своей природе достаточных сил для того, чтобы стать совершенным человеком. Человеческая природа создана Богом так, что достижение ее высочайшего развития, красоты и внутренней чистоты обусловлено сочетанием ее природных усилий с нисхождением от Бога силы Его существа или Божией благодати.

Содержание церковного богослужения возвышает всякую верующую душу к Богу, делает ее способной принимать исходящие свыше влияния Божией силы и осоляться ею от гнилости своей страстности.

Слова церковно-библейских чтений, молитв, канонов, песнопений падают то как свет в совесть человека и оживляют ее требования, то как смягчающий елей успокаивают боли изъязвленного грехом человеческого сердца.

Таким образом, учительство святой Церкви в ее богослужении исключительно важно в нравственном воспитании людей. Оно знакомит их с прекрасным Божественным миром и обостряет чувство ответственности за свои поступки и чувства долга пред Богом, людьми и собственной личностью.

Избранные отрывки из работы по литургическому богословию

Епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова)


О Литургии Преждеосвященных Даров

Литургиею Преждеосвященых Даров называется такое Богослужение, во время которого предлагается верующим для благоговейного поклонения и причащения Святые Дары, освященные прежде, на полной литургии Василия Великого или Иоанна Златоуста.

Совершение полной литургии, в состав которой входит освящение Даров, в христианской древности сопровождалось общей трапезой, называемой "вечерею любви", и было для христиан торжественным празднеством. Древние христиане литургию, на которой совершалось освящение Даров, называли Пасхою, потому что присутствовали при этой литургии с такими же радостными и высокими чувствами, с какими и при торжестве Пасхи. Такое празднество Церковь признала несоответствующим дням покаяния и строго поста Святой Четыредесятницы и потому постановила правилом (49-м Лаодикийского собора) не совершать полной литургии в дни Четыредесятницы, за исключением субботы и дней воскресных, когда пост облегчается и христиане могут проводить эти дни с большим торжеством, чем прочие дни Великого Поста, - но с другой стороны, имея в виду обыкновение древних христиан причащаться как можно чаще, Церковь, чтобы лишением, хотя бы на одну неделю, Тела и Крови Христовых не ослабить духа верующих, нуждающихся при подвигах умерщвления плоти в подкреплении небесною пищею постановила предлагать им в дни Великого Поста Дары преждеовященные. Преподание этих Даров, без сомнения, должно было соединяться с приличествующими молитвами. В этом обычае и лежит начало Литургии Преждеосвященных Даров. Первоначально она совершалась по устному преданию и не везде одинаково. Так было до времени святого Григория Двоеслова, епископа Римского (умер в 604 году), который собрал и изложил письменно чин Литургии Преждеосвященных Даров, отчего она и стала известна с его именем. Шестой Вселенский Собор окончательно принял ее и правилом 52-м постановил совершать ее в дни Четыредесятницы.

Священник К.Субботин,
"Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви


Божии посещения

"Даруй ми зрети моя прегрешения" (из молитвы Ефрема Сирина)

Снова и снова обращается к нам слово Божие: всячески действует Господь. Он не оставляет человека в покое, потому что в этом своем покое человек черствеет, и почва его сердечная, засохшая и затвердевшая, может наконец стать неспособною принять слово Божие. Оно коснется лишь поверхности, как сказано в притче о сеятеле, и пропадет, потому что почва его внутрь не приняла.

Благодарение Богу за все, чем Он переворачивает эту твердую землю, чтобы сделать ее рыхлою, мягкою и открыть в ней отверстие для слова Своего!

Нужда, болезни, скорби, безысходные наши беды, все, что являет нам наше бессилие и нищету, - это Божий плуг, переворачивающий землю, это Божий посещения. Он хочет прорезать глубокие борозды в этой безжизненной непокорной почве, чтобы сделать ее способною воспринять живое семя.

Глубокие борозды сокрушения и сознания своего греха - вот почва, благоприятная для принятия слова Божия, вот значение и плод поста, к которому мы приступаем в память сорокадневного поста Иисуса Христа за грехи наши.

Много есть примеров и в Ветхом Завете, когда назначался пост для того, чтобы опомнились люди, смирились, осознали свой грех, исповедали его и отступили от него. В этом смысле молим и мы теперь: "Даруй ми зрети моя прегрешения".

Повторяем это, коленопреклоненные, много раз, но как и для чего? Неужели для того только, чтобы устами произнести желание увидеть грехи свои, а душой даже и не взглянуть на них, или же, увидав их вскользь, потом еще ближе прижать их к сердцу и не расставаться с ними никогда? Прикрыть поскорее свои раны, спрятать их от собственных и чужих глаз и оставить их только прикрытыми, но смердящими и гниющими в сердце!

Зачем же "зреть мне свои прегрешения"?

Неужели, чтобы утаить их вновь в душе и еще покойнее ужиться со смертельными своими язвами? Сатана усердно закрывает их от нас, залепляет их грязным тряпьем, под которым они гниют все больше и разъедают душу. Бог раскрывает раны, потому что Он Врач души; обнажает, срывает тряпье, чтобы исцелить! Этого просим мы, взывая: "Даруй ми зрети моя прегрешения!" Лишь бы только взывали мы искренно, лишь бы не смотрели легко на тот грех, который пригвоздил Сына Божия ко Кресту! Даруй же мне "зрети моя прегрешения", проникнуться ими, возненавидеть их и отвергнуть их навсегда!


Притча о мытаре и фарисее

Евангелие от Луки глава 18

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Митрополит Антоний Сурожский

БОЙТЕСЬ МНИМОЙ ПРАВЕДНОСТИ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы привыкли презирать и осуждать фарисея: нам кажется, что сегодняшнее Евангелие дает нам на это право — он осужден Самим Христом. Но мы забываем, что надменная праведность фарисея стоила дорого ему и подобным ему людям. Это были люди подвига и убеждения; по коротким словам, которые о нем сказаны в Евангелии, он постится дважды в неделю, то есть воздает Богу не только то, что должен бы воздавать по закону, но больше, сверх меры: он дает Богу от своего усердия. И одновременно он дает значительную часть своего дохода нуждающимся, то есть и к людям тоже он обращен каким-то, хоть и суровым, подвигом жизни. Поэтому нельзя легко судить о нем. Фарисеи были люди, которые были готовы понести тяготу своего подвига; но разбивался этот подвиг о правду Божию на том, что из своего подвига они черпали сознание какой-то мнимой праведности, а любви не достигали.

Вот он вошел в храм, не остановился у притолоки, не вспомнил, что находится в храме Бога Живого, что нет твари, которая не должна бы пасть перед Ним в трепете, в ужасе, в любви. Он пришел твердым шагом и занял свое место в храме — он на это место «имеет право»; он живет достойно, по правилам Церкви, и потому стоит он там, где имеет право стоять.

Разве это не страшно и не осуждающе похоже на нас? Как часто мы знаем, что у нас есть перед Богом, среди людей место и что есть у нас место, я не говорю — в вещественном храме, но в том таинственном, незримом храме, который есть мироздание, трепетно собранное вокруг Живого Бога своего. Мы тоже часто думаем: «Мое место — тут, а его — там».

А «там» стоял человек, который по суду людскому действительно не имел никакого пути вперед, в передние ряды праведников Господних. Он был собирателем податей, но как он отличался от современных! Он просто был прислужником оккупантов-римлян, которые поработили народ израильский, всячески его притесняли и искали в его же среде таких людей, которые будут только заниматься побором, собирать с них дань. И конечно, такие люди были всеми ненавидимы, потому что законом их жизни было вымогательство, была твердость, было принуждение, была безпощадность.

Но одному — видно этот мытарь научился в той страшной, жестокой жизни, которую он вел среди себе подобных и среди жертв ожесточения людского — он научился, что не выжить человеку в страшном человеческом обществе, если хотя бы на мгновение не будет приостанавливаться закон, если хотя бы на мгновение не будет проявляться жалость, милосердие. Если все будет идти по писанному, если все будет делаться так, как по праву можно поступать, то ни один человек не уцелеет.

И вот он стал позади всех у притолоки, зная, что по правде людской и по правде Божией он заслуживает ту же безпощадную жестокость, какую он сам применяет изо дня в день; и он стал там, бия себя в грудь, ибо знал, что заслужить никакого милосердия нельзя, — милосердие не заслуживается, никакого милосердия купить нельзя, ни быть достойным его нельзя — его только вымолить можно; оно может прийти как чудо, как непонятное, совершенно неожиданное чудо, когда праведность склоняется перед грехом, когда милосердие вдруг прорывается там, где должна бы проявиться правда — высокая, безпощадная правда. Он стоит весь в грехе своем, не смея войти в область правды Божией, потому что там для него нет прощения, а стоит он у притолоки, надеясь, что до края этого храма, до края праведности и через край ее перельется милость, жалость, сострадание, милосердие, что с ним случится незаслуженное и невозможное.

И потому что он верит в это, потому что жизнь его именно этому научила — что случается невозможное, и только невозможное делает жизнь людскую возможной, — он стоит, и до него доходит Божие прощение.

Христос нам говорит, что этот ушел более оправданным, чем другой. Фарисей не был просто осужден: до часа смертного можно надеяться на прощение, и он был праведен, он был труженик, он вкладывал усилие души и тела в праведность свою. Она была безплодна, из нее не высекалась даже и искра сострадания и любви — и, однако, это была праведность...

А неправедность получила прощение.

Вот, подумаем об этом; подумаем о том, во-первых, являемся ли мы хотя бы фарисеями, есть ли в нас вообще какая-то правда, правда перед людьми, с доброделанием, правда перед Богом — то есть отдаем ли мы Ему должное, то, на что Он просто имеет право? А потом поставим перед собой вопрос: лишенные даже и праведности фарисея, не являемся ли мы такими же, как и он, безлюбовными, безсердечными, мертвыми душой гордецами? Как мы смотрим на ближнего—в храме, вне храма, в жизни, в семье, на работе, на улице, в газете, везде: единичного ближнего и коллективного ближнего? Как мы на них смотрим, как мы о них судим, не имея опоры даже в истинной, хотя и мертвой, праведности фарисея?.. Аминь.

2 февраля 1969 г


Вопрос священнику

Вопрос:  Приближается Великий пост. Говорят, в посты весь организм отдыхает, сосуды очищаются, не говоря уже о душе. Расскажите, в чем духовный смысл поста? Как правильно поститься?

Ответ:   В наше время возврата к основополагающим христианским духовным ценностям все большее количество людей вступают на поприще поста. Но задумываемся ли мы над духовным его смыслом? И что интересно, люди впервые входящие в пост гораздо ближе к его пониманию, чем те, которые уже давно воцерковлены. Для них простой отказ от мяса является подвигом, притом подвигом, совершаемым ради Христа и Его Церкви. Но проходят годы, и пост превращается либо в формальность, когда под микроскопом рассматривают состав продуктов, превращая пост в чуть ли не самое важное и почти единственное средство спасения души, либо в гастрономическую диету, обретая духовные силы для его прохождения в экономии денег, в поправке здоровья, очищении организма. При этом и те и другие максимально сокращают негативную реакцию от поста, что практически делает пост бессмысленным, а иногда прямо вредным.

Господь наш, постившись в пустыне сорок дней и ночей, «напоследок взалкал». И тогда приступил к Нему диавол, искушая Его.

Пост, как любой христианский подвиг должен быть болезнен для человека. «Всякое делание телесное и духовное, не имеющее болезнования или труда, никогда не приносит плода проходящему его…» ( прп. Григорий Синаит). Если человек постится правильно, то он начинает ощущать в себе усиливающееся действие страстей – злоба, нетерпимость, осуждение, гордыня, - все это начинает проявляться в наибольшей степени. Причем человек не может совладать со страстями, изливая злобу своего сердца на окружающих. Вот это и есть: «напоследок взалкал». В результате поста должна возмутиться душа, т.е. в ней должна появиться муть. Все наши затаенные и тщательно скрываемые не только от окружающих, но и самого себя страсти, болезни души, приходят в действие, обретают силу, становятся явными. Именно поэтому на время поста должна приходиться исповедь, потому что в это время человек начинает чувствовать себя монстром, врагом Божиим, скотом. Поэтому это наиболее благоприятное время для лечения души, время обострения «хронических» ее заболеваний.

Вопрос: Уважаемые батюшки!

Ответьте, пожалуйста на вопрос: обязательно иметь духовника? Наталия.

Ответ:  Здравствуйте, Наталия!

Я думаю, что кроме Вас никто не решит: нужен Вам духовник, или нет. Если у Вас есть нерешенные духовные проблемы, в которых Вы сами не можете разобраться - можно обратиться к священнику. Если со священником почувствуете духовное родство, если его ответы Вам понятны и близки - вот Вам и духовник. Если нет - читайте святых отцов, особенно тех, чьи творения Вам наиболее понятны. Всякую душу христианскую учит и ведет ко спасению Сам Господь. Но если есть духовник, которому Вы доверяете, эта дорога может оказаться прямее и короче. Но это опять же на 99% зависит от Вас. Для того, чтобы слушать (я не говорю даже "исполнять") духовника, нужно хоть немножко смирения. А вот с этим в нашем демократическом обществе большие проблемы... У нас многие православные скорее видят себя духовником (или духовницей), чем чадом.

(свт.Феофан Затворник) «Руководитель – столб на дороге, а дорогу проходить надо всякому самому, - и тоже смотреть и под ноги и по сторонам. Старец Паисий Величковский всю жизнь искал руководителя и не нашел…И сами смотрите, как быть, с молитвою и отеческими уроками».

 На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов.


Преподобный Симеон Новый Богослов +1021г.

Память 12/25 марта

«Сын и Слово Бога и Отца, не отдалившись от Отца, сошел с небес и воплотился от Духа Святаго и Марии Приснодевы, и соделался совершенным человеком из тела и души разумной, соединенной с Божеством. Когда во время смерти отделилась душа Его от тела, Божество не отделилось ни от души Его, ни от тела»

 «Как Он (Сын Божий) происходит? Как слово из ума. Как отделяется? Как голос от слова. Как Он воплотился? Как слово написанное»

 «Что болезнь в теле, то грех в душе. Но чтобы пришел Врач, надобно призвать Его, чтобы призвать, надобно увидеть болезнь и почувствовать ее»

 «В будущей жизни христианин не будет испытуем, отрекся ли он мира, постился ли, совершал ли бдения, молился ли, плакал ли и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу…»

 «Человеколюбие есть подобие Богу, т.к. Он благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, и добрым и злым, и знаемым и незнаемым»

 «Всякому христианину огносительно всех добрых дел, какие делает, надлежит исповедать, что их совершает Христос, а не он»

 «Одна вера, будь она истинная и православная вера, не принесет никакой пользы тому, кто верует без добрых дел. Явлением веры служит сила, исходящая от веры. Явлением же ее силы служит ревностное делание заповедей Божиих и богоугодных дел»

 «Все труды и подвиги, которые начала и конца своего не имеют в любви с духом сокрушенным, тщетны и бесполезны»

 «Ученика Христова нельзя познать ни по какой другой добродетели, кроме как по любви»

 «Смиреннословие душевредно, т.к. оно есть вынаружение смирения напоказ людям. Посему св. Иоанн Лествичник говорит: находясь между братиями, наблюдай за собою, чтобы тебе ни в чем не выказываться праведнее их»

 «Есть и ложное смирение, которое советует не отличаться от прочих людей поведением своим»

 «Изучай Божественное Писание и писания свв. отцов, особливо деятельные, чтоб с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и старца, ты мог их видеть, как в зеркале, и понимать: согласное с Писанием усвоивать себе и содержать в мысли, ложное же и худое познавать и отвергать, чтоб не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей».

 «Если кто и мертвеца воскрешает и иные чудеса творит, а не живет по заветам святых отцев, то он в прелести, и отвергай его, смотря на дела»

 «У Бога всемогущество с правдою, милость с мерою и весом – поэтому не может Бог помиловать того, кто не кается, ни дать тому, кто не просит, не ищет и сам не милует другого»

 «Любовь лучше молитвы»

«Добродетель собственно есть то, чтоб всякий человек, верующий во Христа, творил только волю Божию, а в отношении к благам настоящей жизни был как мертвый»

 «Душа воскрешаема бывает в настоящей жизни, а тело умирает…Смерть не отменена и не оставлена бездейственной в настоящей жизни, а только попрана и бывает презираема»

«Гордость побеждается смирением, и добродетель смирения принадлежит не всем людям разных верований, а только православным»

«Хотя бы мы исправили всякую добродетель и не оставили ни одной заповеди Христовой, ни большой ни малой, хотя бы творили чудеса, но если потом возлюбим только одну славу человеческую и взыщем её, то погубим мзду всех наших добродетелей».

 «Но и тот, кто не ищет, а только принимает с радостью и самоуслаждением славу мира сего и, когда ему дают ее, сердце его радуется о ней, будет осужден, как блудник».


Письма Валаамского старца

(схиигумена Иоанна)

4.8.1939 г.

     Почтенное твое письмецо я получил и видно из него, что ты стала заниматься внутренней духовной жизнью. Умудри тебя Господь! Правильно твое замечание, что "от молитвы нечего не ждать". При молитве надо себя держать в большем непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает.

     Молитва самый трудный подвиг, и она до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы. Все же Господь, по своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не ослабевал. Молитвенное свое домашнее правило определи сама, сообразуйся со временем; в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежания торопливости.

     По Божей милости, пока живем благополучно, обычной монастырской жизнью. Испрашивая на тебя Божие благословение.

4.10.1939 г.

     Добре, что ты упражняешься в Иисусовой молитве. Святые отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочия добродетели. Но, насколько она высока, настолько и труда большого требует. Преподобный Агафон говорит: "Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы".

     Ты исполняешь по 100 и утром и вечером, довольно с тебя такого количества, только старайся исполнять со вниманием; но не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, однако, понуждай себя; только внимание держи, как я тебе говорил в верхней части груди. На работе и при людях старайся умно предстоять перед Богом, т.е. иметь память Божию, что Он тут. Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты - их читай, если время есть.

     О непрестанной и умносердечной молитве, к которой ты стремишься, не дерзаем просить у Господа - такое состояние у очень немногих, едва ли обретешь из тысячи одного человека, сказал св. Исаак Сирский, и в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. К теплоте сердечной не стремись - она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати, большаго не ищи и не горячись. В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпеливая постепенность. Ты еще юная телесно и духовно. Св. Лествичник пишет: "Раскрой у новоначального душу - и увидишь неправильность, желание у него непрестанной молитвы, всегдашней памяти смертной и совершенного безгневия, - такое состояние только совершенных". Признак молитвы в теплоте сердечной и в сокрушении сердца, и чтобы сознавать себя ничтожной и взывать к Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную", или другими словами можно молиться, как для тебя будет удобнее.

     Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело. Что делать?

     - Человецы есмы, плоть носящие, да дьяволами искушаемые. Не трепещи и не унывай сице, когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб; да других не осуждай  ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает.

     Если когда, тебе приходится покривить душой ради одиночества, чтобы побыть у себя дома - это не грешно; умудряйся, чтобы все было ради Бога. Умудри тебя Господь.

           

                                  

27.7.1940 г.

     Блаженное твое состояние, если ты чувствуешь себя скудной и младенцем среди людей образованных духовно; не завидуй таковым и не стремись к духовным восторгам. Мистики стремятся к таким благодатным ощущениям, и вместо истинного созерцания, впадают в дьявольскую прелесть. Благодатное ощущение Господь дает человеку, если у него очищено от страстей; в таком устроении были св. Отцы, а нам грешным должно молиться в покаянных чувствах и просить у Бога помощи в борьбе со страстями. В Отечнике сказано: "Ученик сказал старцу: такой-то "видит ангелов". Старец ответил: "это неудивительно, что он видит ангелов, но удивился бы я тому, кто видит свои грехи". Хотя это старческое изречение и кратко, но по духовному смыслу очень глубоко, ибо тяжелее всего познать себя самого. Пишешь: "Слова молитвы и Господь соединились, и как бы нераздельно сам Господь". Тут ошибки нет, так и должно быть.

     Да, "довольство, богатство, любовь родителей и похвалы окружающих" большая помеха в духовной жизни. Святые отцы этих причин ко греху очень боялись и всеми силами избегали их; не напрасно же уходили в монастыри да в пустыни, но тебе бежать не надо никуда, а старайся быть мудрой как змея, а кроткой как голубь, прочее все временное, пустота, точно мишура. Помнить надо, даже убедить себя, что не сегодня, а завтра однако умрем, а там вечная жизнь и время там стоит. Господи помилуй.

     Твои года и путь очень скользкие, смиряйся и не верь себе, пока не ляжешь в гроб. Умудри тебя Господи!

     Продолжай молиться, как теперь молишься. Если имеете жития святых, советую, почитывать их, они очень воодушевляют и многому научают.

     С любовью во Христе.


Духовная поэзия

Стихи священника Сергия Киселева

Фарисей

О, как мне быть не фарисеем,

Как стать смиренным мытарем?

По виду близок я к спасенью,

Но так ли на сердце моём?

Смиренный взгляд, благое слово

Не стоят многого труда,

Но как же снять с души оковы,

Её томящие года? Её томящие всегда?

II

Ведь там, во глубине сердечной,

Во тьме сокрытый мною клад,

А в нём - начало смерти вечной,

Грехов сокровища лежат.

Они мне сердце больно ранят

И совесть мучают всегда,

Но покаянье не достанет,

До этой бездны без труда,

А может быть и никогда.

III

Ведь мне дороже жизнь земная,

Земная пыль меня манит,

И сердце бедное, страдая,

Всю эту грязь в себе хранит.

О, как мне быть не фарисеем!

Как стать смиренным мытарем!

Чтобы неложное спасенье

Обрёл я в Господе моём!

Моя надежда только в Нём!


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

Великий пост.

Знаете ли вы, почему этот пост называется Великим? Не только потому, что он длиннее всех остальных, но и потому, что он имеет великое значение в жизни православного человека.

Великий пост служит приготовлением к главному празднику в году – к Пасхе, Светлому Христову Воскресению. И чтобы достойно встретить праздник Воскресения Христова, во время Великого поста мы каемся и стараемся очиститься от грехов, привести в порядок нашу жизнь.

Как мы это делаем? Мы постимся – не едим скоромную пищу - мяса, молока, яиц…. Но воздержание от скоромной пищи, от лакомств важно не само по себе, а как оружие в борьбе с нехорошими желаниями и поступками. Ведь многие любят покапризничать, пошуметь, похвастаться, кто-то, бывает, обманывает других, а иногда и дерется!.. Поэтому каждому человеку очень полезно уметь иногда отказываться от того, чего ему хочется.

В пост мы должны быть особенно внимательны к своим мыслям и делам. Это дни, когда верующие люди отказываются от всевозможных развлечений ради служения Богу – во спасение своей души. Какое же это хорошее, спокойное и чистое время – Великий пост! Мы стараемся чаще бывать в церкви, больше молиться.

Давайте представим себе, что мы с вами оказались в храме. Те, кто уже когда-нибудь бывал на великопостной службе, помнят, что в эти дни за богослужением звучит очень красивая и строгая молитва, во время которой все, кто находится в храме, кладут земные поклоны. Это покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Давайте вместе прочтем её.

Господи и Владыко живота моего! Это значит: «Господи и Владыка жизни моей!» «Живот» по-церковнославянски значит «жизнь», Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Не даждь ми – значит «не дай мне». От чего же мы просим Господа нас избавить? От праздности. Праздность – это лень, ничегонеделание. Уныние – тоже лень, только уже душевная, когда человек печалится, теряет надежду на Бога и забывает молиться. Любоначалие – это любовь к начальствованию, стремление властвовать над другими людьми; празднословие – пустые слова, болтовня. Итак: «Не дай мне склонности к лени, унынию, властолюбию и пустой болтовне», – просим мы Бога.

После этого прошения, друзья, положено сделать земной поклон.

Читаем дальше. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Мы просим Бога даровать нам целомудрие, чистоту души; смиренномудрие – убеждение, что всё, что мы имеем, – это от Бога, и все, что мы делаем хорошего, – мы совершаем только с Божией помощью. Итак, мы просим Господа даровать нам чистоту души, смиренномудрия, терпения и любви.

После этого прошения мы снова кладём земной поклон.

Дальше. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Что такое «Ей»? Здесь это значит «да». Царю – это обращение, так же, как и Господи. Зрети – значит «видеть». «Да, Господь и Царь, дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего. Потому что благословен Ты во веки вечные. Аминь».

Здесь, в конце молитвы, мы в третий раз делаем земной поклон.

Так вот о чем мы молимся Богу во время Великого поста – об очищении нас от грехов и об утверждении нас в добродетельной жизни. Вот что самое главное – видеть свои грехи, свои плохие поступки и не осуждать других людей; не стремиться властвовать другими, а учиться властвовать собой – своими чувствами и поступками.

Этого, друзья, мы от души желаем всем нам. 


Иван Шмелёв.

Чистый Понедельник

(отрывак из книги «Лето Господне»)

В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли "постную", голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи.

Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает все лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и я напеваю за ним, чудесное:

И свято-е... Воскресе-ние Твое

Сла-а-вим!

Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней поста, - Святое Воскресенье, в цветах. Радостная молитвочка! Она ласковым светом светит в эти грустные дни поста.

Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет... где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех грехов, и потому все кругом - другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь - «такое, как душа расстается с телом». Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещется и плачет - «увы, мне, окаянная я!» Так и в ефимонах теперь читается.

- Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: по-мни... по-мни!.. - поокивает он так славно.

В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест - по-мни.. по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется - постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина - «Красавица на пиру» - закрыта простынею. Преосвященный так посоветовал. Покачал головой печально и прошептал: «греховная и соблазнительная картинка!» Но отцу очень нравится - такой шик! Закрыта и печатная картинка, которую отец называет почему-то - «прянишниковская», как старый дьячок пляшет, а старуха его метлой колотит. Эта очень понравилась преосвященному, смеялся даже. Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий Пост: раскатишься - и сломаешь ногу. От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, - великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной... Мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»... а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все такие скучные? Ведь все - другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, - весь двор завалят. Поедем на «постный рынок», где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был... Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:

- Пост, не смей! Погоди, вот сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, Сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна - Бог.


Детский пост

В Русской Православной Церкви согласны с главным санврачом Геннадием Онищенко в необходимости подходить к посту с умеренностью и рассуждением.

"Пост как упражнение в благочестии существует для всех людей, но его мера, конечно, должна регулироваться. Пост не должен быть в подлинном смысле слова истязанием человеческого тела, тем более детского. Поэтому к этому вопросу нужно подходить с мудрым рассуждением, которое учитывало бы и насущные потребности детского организма", - сказал "Интерфаксу" в четверг руководитель службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко.

Он в первую очередь выразил благодарность "за заботу о наших маленьких православных согражданах" Г.Онищенко, заявившему о том, что детям, в отличие от взрослых, не следует ограничивать себя в белковой пище во время начавшегося Великого поста.

В то же время священник призвал не воспринимать пост всего лишь как следование определенной диете. Пост только как диета, по его словам, превращается в "муку для человека, дело плоти, но не явление духовной жизни".

"Да, несомненно, дети, особенно маленькие, должны вкушать скоромное во время поста, но это не значит, что пост для них должен отсутствовать как таковой", - считает отец Михаил.

Он привел в пример некоторые православные семьи, где детей во время поста ограничивают в сладостях или просмотре мультфильмов, тогда как завтрак, обед и ужин для них остается скоромным. При этом, отметил священник, "нередко даже дошкольники встречают такие ограничения с пониманием".

"На мой взгляд, этот вопрос должен решаться в контексте православной семьи с учетом церковного опыта и в каких-то случаях - советов духовника. Но никакому здравомыслящему человеку не придет в голову налагать на детей те же ограничения, которые обычно в это время налагаются на трапезу взрослых людей", - подчеркнул собеседник агентства.


Молитвослов

 еред тобой собрание молитв - молитвослов.

Молитвы даны на церковнославянском языке - такими, какими ты можешь услышать их в храме. А также в переводе на современный русский язык: можно молиться по-русски, если тебе так понятнее. Нужные тебе молитвы можно распечатать и на церковно-славянском и на русском языке.

Здесь же ты найдёшь объяснение, когда эти молитвы читаются в храме, как появились и когда ты можешь их читать. Но не думай, что читать их надо только в определённых случаях. Этими замечательными словами можно обратиться к Богу в любых обстоятельствах. Можно и своими словами, а можно и вовсе без слов. Главное, чтобы ты действительно хотел быть услышанным.

Может быть, ты уже слышал, что молитва - это труд. Нам хочется сказать тебе ещё, что молитва - это радость, радость общения с Богом. Она приходит, когда отношения с Богом становятся личными, доверительными и ответственными, как в настоящей дружбе.

В молитве мы обращаемся к Богу, открываем себя его воле, пытаемся услышать и понять его. Поэтому важна молитва ежедневная, постоянная, ставшая правилом нашей будничной жизни (отсюда и название - утреннее и вечернее молитвенное правило). Хорошо каждый вечер вспоминать, что в этот день произошло светлого, доброго, и благодарить Бога. Припомнить, что ты сделал в этот день неправильно, о чём сожалеешь, и попросить у Бога прощения и сил не поступать так больше. Такая молитва помогает лучше увидеть самого себя, свою жизнь, своё отношение к людям и к Богу. И не забудь помолиться обо всех любимых и близких тебе людях, а ещё за врагов и обидчиков - по заповеди самого Христа.

Прежде чем молиться, важно понять, сколько у тебя есть для этого времени, а не сколько стpаниц или молитв надо прочесть. Если тебе не хочется побыть с Богом, что толку зачитывать ему молитвослов? И если у тебя нет желания уделить Богу несколько минут из двадцати четыpёх часов суток, может быть, стоит спросить себя, каковы же твои подлинные чувства к нему. Подумай, поступил бы ты так по отношению к своей маме или к друзьям?

Не обязательно читать много молитв. Из предложенных здесь или каких-то ещё ты можешь выбрать те, что ближе тебе, больше нравятся. Молитвенное правило не должно быть в тягость. Если ты сохранишь в себе способность общаться с Богом, эта способность будет расти вместе с тобой.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Аминь.

 ти слова произносятся в начале молитвы и перед любым делом. Призывая в начале каждого дела имя Божие, мы напоминаем себе о том, что ежесекундно предстоим перед вечным Богом.

У Бога много имён, но имя Отца, Сына и Святого Духа особенно важно. В нём выражена великая тайна - Бог един в Трех Лицах. От Отца рождается Сын и происходит Дух Святой, и все Три - Одно. Сын воплотился ради нас, пострадал, воскрес, вознёсся на небо и вновь придёт судить всех людей в конце времён. Но Он не покинул нас - Он пребывает в Церкви, в её Святых Таинствах. С помощью Таинств мы вступаем в общение со Всей Пресвятой Троицей - Отцом и Сыном и Святым Духом.

Молитва - это общение с Богом, поэтому мы и обращаемся к Нему по имени, приступая к молитве.

В конце этого призывания, как и в конце многих молитв, мы произносим "Аминь". "Аминь" - это одно из немногих древнееврейских слов, которые оставлены во всех языках без перевода. Смысл слова "аминь" - "да будет", "воистину так". "Аминь" - это слово-печать, которое как бы запечатывает наши слова. Оно подтверждает истинность слов и вместе с тем доводит прошения молитвы до совершенства: "Да, да будет так, Господи!".


Словарик

 

АМИНЬ

Слово "аминь" означает "истинно, да будет так". Употребляется для большей силы подтверждения, поэтому произносится в конце молитв, поучений и проповедей.

АПОСТОЛ

Апостол переводится с греческого как "посланец", "посол". В христианстве апостолами называют учеников Иисуса Христа. Это необычные послы. Апостолы Христовы - это послы Царства Небесного на земле. Они рассказывали другим людям о Сыне Божием Иисусе Христе, Его учении, проповедовали Царство Небесное.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ