ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 1 январь 2009 г.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АНТОНИЯ АРХИЕПИСКОПА КРАСНОЯРСКОГО И ЕНИСЕЙСКОГО

«Есть ли что-нибудь равное этому празднику?

-Бог на земле, человек на небе,

ангелы сослужат людям, люди в общении

с ангелами и прочими горними силами»

(Т. 12,стр. 787, СПб, 1906г.)

Возлюбленные о Господе мои соработники на ниве Христовой, о.о.Благочинные, о.о.Настоятели святых обителей и храмов, все священнослужители, иноки и инокини, представители власти, деятели науки и культуры, славные наши казаки и все воины, студенты, юные кадеты, воспитанники и воспитанницы Воскресных школ, Мариинских и Православных гимназий, дорогие братия и сестры наших необъятных сибирских просторов! 

Христос Раждается - славите, Христос с Небес - встречайте!

Такими радостными песнопениями св.Церковь Христова ещё вначале рождественского поста прославляет праздник Рождества Бога и Спасителя нашего, «Сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы» (из Символа Веры).

Уже на первых страницах Библии, при изгнании из Рая прегрешивших пред Богом прародителей наших, Сам Бог дал обетование о восстановлении человека в его первозданном достоинстве, но произойдёт это только тогда, когда «семя жены сотрёт главу змия» искусителя (Быт.3,15). И сегодня, в этот спасительный для нас праздник Рождества Христова, когда это пророчество исполнилось, мы, открывая Святое Евангелие от Луки, проникаемся святым чувством этой тайны спасения человечества, наполняющей сердца наши спасительными переживаниями тех дней. Итак, читаем: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому, что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею» (Лк.2,1-5).

Как нам известно, после Благовещения Святой Деве Марии, обрученной старцу Иосифу для хранения чистоты девства Её, на Ней исполнились все пророчества о преславном рождестве Христовом, что особенно ясно подтверждается у пророка Исайи: «Итак, Сам Господь даст Вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», что значит с нами Бог. (Ис.7,14). Предреченная самим Богом по изгнании из Рая прегрешившего человека послужить восстановлению человечества в его первозданном достоинстве, Пресвятая Дева вместе с Иосифом направились на объявленную единоначальствующим Августом перепись в своё родовое древнее обиталище. Из Назарета они прибыли «в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем», потому, что и Иосиф, и Божия Матерь были не только оттуда родом, куда требовалось от них прибыть для удостоверения этого при переписи, но и из рода царя Давидова, что было и зафиксировано в книгах переписи. Именно здесь и родился Христос и Господь.

Явно направленный Духом Божиим для написания правды о Рождестве Христовом, Исайя пророчествовал за многие столетия и о том, каковым будет оскудевший род Давидов ко времени Рождества Христова: «изыдет жезл из корня Иессеева, и цвет от корня его взыдет, и почиет на нём Дух Божий» (Ис. 11,1,2). Под словом «жезл» здесь разумеется св.Дева Мария «от него же произошёл нам красный цвет Христос Бог». «Мать и вместе Дева,- восклицает св.Иоанн Дамаскин,-чудо новейшее из всех чудес! Она - Дева, родившая Сына, одна между девами детородившая, Дева и вместе Матерь, - чудо изумительнейшее из всех чудес!» Отметим, как удивительнейшее дело, и для самих участников Рождества Христова, и для обстоятельств объявленной языческой империей переписи, что именно в этот момент произошла перепись, чтобы никто впоследствии не смог сказать, что Мессия ещё не пришёл, как и невозможно сказать, что переписи населения в то время не было. Она - была, как и было - Рождество Христово! Да, согласно всех пророчеств, именно от Девы должен был родиться Христос, как и бесспорно - произошло, именно - в Вифлееме он должен был родиться - так и было! В подтверждение этого - именно в это время и происходила перепись населения, и языческий мир, сам не ведая того, уже тогда внес драгоценное Имя истинного Бога, на земле явленного,- в свои учётные книги, причем не только для Иудеи, всей Римской империи, но и для всего мира! Воистину, «дивны дела Господни», как воспел Давид!

Может ныне кто-то совпадение переписи населения с Рождеством Христовым принимает всего лишь за «случайное совпадение». Как возможно было и услышать, к примеру, в наших СМИ странный комментарий по поводу одного необычного за столетия явления, случившегося в день Св.Троицы. Когда после коленопреклоненного стояния на особо вдохновенных 3-х молитвах в Св. Троицком соборе мы вышли на Крестный ход, то увидели над собой поразительнейшее по красоте чудо: солнце, обрамленное на безоблачном небосклоне четким кругом в виде радуги - так «играло» сиянием какой-то непередаваемой красоты и теплоты, лившееся в душу, что мы все, участники, с восхищением смотрели на это, испытывая такую радость, какую передать словами невозможно. После Крестного хода круг вокруг солнца как - бы растаял, вид стал привычным, но душа еще долго ликовала. Как же это прокомментировали СМИ? Понятно, что после усвоенной за столько лет пропаганды чисто - «материалистической» концепции жизни, ограничились: «это, возможно, имел место паровой эффект атмосферного свойства», и только. Зато понятнее будет некоторым, почему вся Библия непрестранно пророчествует о явлении Мессии, о Божией Матери, о завершении этой планеты и о том, что душа человека, по Образу и Подобию созданная и данная каждому из нас нашим Творцом и Богом - безсмертная, как безсмертен и Творец, нам ее давший при свободе выбора за короткую нашу здесь жизнь - быть с Христом, или быть с его антиподом.

В заключение, поздравляя Вас с великим праздником Рождества Христова и новолетием от Рождества Христова 2009-м, благодарю всех и моих сослужителей, и сомолитвенников в наших свв. храмах, всех наших казаков, всех учащих и учащихся в Православных гимназиях, Воскресных школах, в государственных и частных учебных заведениях, всех начальствующих и трудящихся на наших предприятиях, власть и воинство! Особо хочу в ушедшем году отметить важнейшие епархиальные мероприятия по юбилейным торжествам 160 -летия Св. Троицкого собора г. Красноярска, 10 - летие Св. Покровского храма г. Кодинска, где может со временем и откроется женский монастырь, благодарю руководство 20-й городской больницы, в храм которой его заботой доставлена со св. Афона икона Целителя великомученика Пантелеймона с частичкой св. мощей, Наместника св. Успенского монастыря, самолично доставившего из Брянска частичку св. мощей св. князя Олега Брянского, благодарю особо строителей

храмов на нашей земле Красноярской, чем привносится в общество духовно - нравственная чистота, создавшая дух России, ее мощь, непобедимость и величие, ибо духовные корни и каждого государства есть основа высокой культуры его и утверждения. Сейчас как никогда мы призываемся к обновленной жизни во Христе Спасителе нашем, следуя раз и навсегда данным нам Им заветов, «убегая злословия, нечистых и порочных связей, пьянство и страсти к нововведениям, низкой похоти и гнусной гордости. Облечемся в единомыслие, оправдывая себя делами, а не словами». ( Кор., гл. 30) К сему хочу добавить и слова о пагубности всякого зловерия и суеверия св. Игнатия Богоносца: «Удаляйтесь от злых плевел, которых не взращает Иисус Христос, потому, что они не насаждение Отца, ибо которые суть Божии и Иисус - Христовы, те с законным епископом, а те, кто следует за вводящим в раскол, те не наследуют Царствие Божие». (1 Филадельфийцам, гл. 3).

Призываю всех Вас, дорогие братья и сестры, умножать все свои силы в служении делу созидания взаимопонимания, уважения и любви друг к другу, тем самым вложить все наши чувства в гимн мира, воспетый святыми ангелами в святую рождественскую ночь, чем и себя, и других избавим от «бесчисленных зол и совершим подвиг настоящей жизни» во спасение и вечное в Царствие явленного нам на земле Господа нашего во спасение для жизни грядущей, безгрешной и святой!

С самыми добрыми молитвенными Богомладенцу Христу Вам пожеланиями -

АНТОНИЙ Архиепископ Красноярский и Енисейский 

Рождество Христово 2008/2009 г. 

г. Красноярск


КОНСТАНТИН ПОБЕДОНОСЦЕВ: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество Христово и святая Пасха - праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: "Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие". Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению...

Однако же и из двух названных больших праздников - дитя скорее поймет и примет простым чувством Рождество Христово.

Как счастлив ребенок, которому удавалось слышать от благочестивой матери простые рассказы о Рождестве Христа Спасителя! Как счастлива и мать, которая, рассказывая святую и трогательную повесть, встречала живое любопытство и сочувствие в своем ребенке, и сама слышала от него вопросы, в коих детская фантазия так любит разыгрываться, и, вдохновляясь этими вопросами, спешила передавать своему дитяти собственное благочестивое чувство. Для детского воображения так много привлекательного в этом рассказе.

Тихая ночь над полями палестинскими - уединенный вертеп - ясли, обставленные теми домашними животными, которые знакомы ребенку по первым впечатлениям памяти, - в яслях повитый Младенец и над Ним кроткая, любящая мать с задумчивым взором и с ясною улыбкой материнского счастья - три великолепных царя, идущих за звездою к убогому вертепу с дарами - и вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела и таинственному хору сил небесных. Потом злодей Ирод, преследующий невинного Младенца; избиение младенцев в Вифлееме - потом путешествие святого семейства в Египет - сколько во всем этом жизни и действия, сколько интереса для ребенка!

Старая и никогда не стареющая повесть! Как она была привлекательна для детского слуха, и как скоро сживалось с нею детское понятие! Оттого-то, лишь только приведешь себе на память эту простую повесть, воскресает в душе целый мир, воскресает все давно прошедшее детство с его обстановкою, со всеми лицами, окружавшими его, со всеми радостями его, возвращается в душу то же таинственное ожидание чего-то, которое всегда бывало перед праздником. Что было бы с нами, если бы не было в жизни таких минут детского восторга!

Таков вечер перед Рождеством: вернулся я от всенощной и сижу дома в той же комнате, в которой прошло все мое детство; на том же месте, где стояла колыбель моя, потом моя детская постелька, - стоит теперь мое кресло перед письменным столом. Вот окно, у которого сиживала старуха няня и уговаривала ложиться спать, тогда как спать не хотелось, потому что в душе было волнение - ожидание чего-то радостного, чего-то торжественного на утро. То не было ожидание подарков - нет, - чуялось душе точно, что завтра будет день необыкновенный, светлый, радостный, и что-то великое совершаться будет. Бывало, ляжешь, а колокол разбудит тебя перед заутреней, и няня, вставшая, чтобы идти в церковь, опять должна уговаривать ребенка, чтобы заснуть.

Боже! Это же ожидание детских дней ощущаю я в себе и теперь... Как все во мне тихо, как все во мне торжественно! Как все во мне дышит чувством прежних лет, - и с какою духовною алчностью ожидаю я торжественного утра. Это чувство - драгоценнейший дар неба, посылаемый среди мирского шума и суеты взрослым людям, чтобы они живо вспомнили то время, когда были детьми, следовательно, были ближе к Богу и непосредственнее чем когда-либо принимали от Него жизнь, свет, день, пищу, радость, любовь - и все, чем красен для человека мир Божий.

Но это ожидание - радости великой и великого торжества - у ребенка никогда не обманывалось. У ребенка минута ожидания так сливалась с минутою наслаждения и удовлетворения, что не было возможности уловить переход или середину. Ребенок просыпался утром - и непременно находил то, о чем думал вечером, встречал наяву то, о чем говорили ему детские сны: существенность для ребенка - не то же ли, что сон; сон его не то же ли, что существенность? Ребенок утром просыпался окруженный теми же благами жизни детской, которые бессознательно принимал каждый день, - только, освещенные праздничным светом, лица, его окружавшие, были веселее, ласки живее, игры одушевленнее. Чего же более для ребенка? Ребенок не жалел на утро о том, чего ожидал вечером: как было бессознательно вчерашнее ожидание, так и утреннее наслаждение было бессознательно...

О великая таинственная ночь! О, светлое, торжественное утро! Если забуду тебя, если останусь равнодушен к тебе, если перестану слышать те речи и словеса, коих гласы слышатся в тебе всякой душе верующей, - стало быть я забуду свое детство, свою жизнь и самую вечность... ибо что иное вечность блаженная, как не вечная радость младенца перед лицом Божиим!


С Рождеством Христовым, с рождеством добрых дел вас!

РОЖДЕСТВО ДОБРЫХ ДЕЛ

День Рождества Христова есть прежде всего праздник детей. Но, к сожалению, не все дети могут разделить радость о Родившемся Спасителе, да многие и не знают, что такое Рождество Христово. Оглянитесь вокруг, и вы увидите и безприютных сирот  и детей, почти покинутых родителями, и других, чутких, жаждущих ласки и сочувствия, но оставшихся без внимания. А мы даже в день Рождества погружаемся в суету, магазины, спешим приготовить праздничный стол, убраться, купить подарки тем, кому они не нужны, заказать столик в ресторане, и, в итоге, забываем, что день, прожитый без милосердия, прожит зря.

А ведь можно остановиться, увидеть, что какой-то малыш сегодня будет думать о том, где найти еду, где ночевать, где укрыться от лютого холода. Какое ему Рождество? Если только наши глаза не остановятся у раскрашенных витрин, мы сможем помочь ему. А что для этого надо? Всего лишь подарить тепло своего сердца, тихо и ласково рассказать о празднике, о хороших людях, накормить, одеть.

Как тогда на душе будет хорошо и чисто! Но неужели это только мечты? Праздник застает нас в величайшей суете. Вечером мы пойдем в церковь, но душа наша будет вне храма. А потом будет все, как и раньше, из года в год. Будем посещать знакомых, заниматься пустой болтовней, есть и пить.

А где-то там, тысячелетия назад, будто ненужный нам, лежит в яслях забытый Младенец, пришедший в этот мир, чтобы спасти нас. Безлюдно кругом. Рядом стоит Одна только Дева Мария, вглядываясь в Его глаза. Неясным предчувствием в душе Ее стоят тоска и муки распятия, а человечество, отвернувшись от Этой Святыни, веселится.

И как мало добрых дел совершено во имя Младенца, как мало светлых чувств и мыслей возродило в нас сошествие Бога на землю. Но мы опять проглядим Рождество Христово в витринах бутиков и магазинов... Так давайте именно в этот раз постараемся подарить детям радость о Родившемся Спасителе! Постараемся подарить им свои добрые дела, внимание и заботу.


БОГОЯВЛЕНИЕ

Этот день, наверное, известен каждому так же, как Рождество и Пасха. Это один из церковных праздников, которые в силу своего особого значения не могут оставаться в стенах храма, а как бы выплескиваются наружу. В селах торжественные крестные ходы направляются к рекам и озерам, где совершается Великое освящение воды; в больших городах у храмов выстраиваются многолюдные очереди, желающих приобщиться к святыне. Желание это настолько велико, что люди не хотят подождать следующего дня, когда Крещенскую воду можно будет взять без очереди.

В богослужебных книгах праздник Крещения называют Богоявлением, потому что в тот далекий день, когда Богочеловек Иисус Христос, не ради своего очищения, как мы, а ради нашего спасения крестился в Иордане, Отец Небесный явил себя голосом с неба, а Господь Святой Дух явился в виде белого голубя. Поэтому и мы, приобщаясь к Таинству Крещения, трижды погружаемся в воду и крестимся во имя Отца и Сына, и Святого Духа.


СВЯТАЯ КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА

 В праздник Крещения вода освящается по особому чину – великим Иорданским освящением. Крещенскую воду еще называют «агиасма», что означает «святыня». И отношение к ней должно быть соответствующее.

Крещенская вода может храниться в течение года. Она не портится, поэтому в холодильник ее ставить не надо. Хранить святую воду следует в красном углу возле икон.

Пьют крещенскую воду натощак, даже если человеку предписан прием лекарств на голодный желудок, сначала принимают святую воду, а потом уже препараты. Но сначала следует помолиться, попросить благословения у Бога на день. Правда, бывают исключения для больных. Нередко духовники рекомендуют им пить крещенскую воду по ложечке каждый час. Ею можно также умывать больного и кропить его постель. Поскольку крещенская вода является святыней, женщинам в критические дни нельзя к ней, как и к другим святыням в этот период, прикасаться. Но это в том случае, если она здорова в остальном. Если у женщины какие-то проблемы со здоровьем, то может быть благословлено потребление святой воды и в эти дни.

Пьют крещенскую воду по чуть-чуть. Можно ее добавить в обыкновенную, неосвященную воду, тогда и она вся освятится. Святая вода помогает излечиться от душевных и телесных недугов, особенно когда ее принимают с верой. Ею также окропляют жилище.

Пожалуй, редко сейчас найдешь храм, в который не тянулась бы очередь из прихожан в праздник Богоявления, если только он не находится в малонаселенной местности. Многие идут с несколькими бутылками, банками, а порой и канистрами, чтобы хватило воды на год, до следующего Крещения.

К сожалению, некоторые не понимают, что приходят они в храм не просто за водой, а за святыней. Не следует ругаться, дерзко вести себя, пробираться без очереди. Лучше, когда ожидаешь, привести свои мысли в порядок, отвести от себя дурные помыслы. Если человек немощный или с маленьким ребенком и не может долго стоять, то лучше попросить у прихожан позволения пройти вперед, как правило, мало кто отказывает такой просьбе. Наоборот, чаще всего люди сами предлагают таким прихожанам набрать воды без очереди. В конце концов, воду можно взять в течение недели после праздника.

Давайте будем трепетно относиться к крещенской святой воде, и пусть она поможет нам и нашим близким исцелиться от душевных и телесных мук.


СВЯТОЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

2 января (20 декабря) — память святого Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился глубокой проникновенной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его молитву. После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Петербургскую духовную академию. Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства. По рукоположении молодой священник был назначен ключарем Андреевского собора города Кронштадта. В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. На этих отвергнутых всеми людей и обратил внимание молодой кронштадтский священник. Ежедневно он приходил в их землянки и подвалы не на 10-15 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался вместе с ними. Он сам отправлялся в лавочку за продуктами, в аптеку за лекарством, за доктором, отдавал беднякам все свои деньги, одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный, надеясь, что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается домой босой и без рясы и приносили матушке обувь, говоря: "Твой отдал свою кому-то, придет босым". Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Он призывал жителей Кронштадта помочь бесприютным беднякам. Люди деятельно откликнулись на просьбу пастыря. Стараниями отца Иоанна в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садом, приютом, столовой, библиотекой, бесплатной лечебницей, ночлежным и странноприимным домом. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. Он говорил: "У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую". Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанна считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления — Божественную литургию. Отец Иоанн совершал Литургию каждый день. "Христос Спаситель установил таинство Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою святость и правду, сделать нас достойными рая и радости неизреченной". Когда отец Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан. По его молитвам стали происходить чудотворения, и слухи о них распространились в Кронштадте и Петербурге; их стали публиковать и обсуждать в печати. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями и тысячами. На исповеди, длившиеся по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек. Андреевский собор вмещал 7 тысяч и всегда был переполнен. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел отец Иоанн, не было ни у кого. Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге — духовном дневнике "Моя жизнь во Христе". Не только со всей России, но и из Европы, Индии, Америки присылали ему тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец Иоанн говорил: "Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: "Я прославлю прославляющих меня". Вместе со всем русским народом чтил отца Иоанна и император Александр III, который перед своей кончиной призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил: "Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его святая воля".

9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в декабре 1902 года Иоанновского женского монастыря на р. Карповке в Петербурге. Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский Собором 1990 года.


ВОНИФАТИЙ МИЛОСТИВЫЙ, ЕПИСКОП ФЕРЕНТИЙСКИЙ (ФЛОРЕНТИЙСКИЙ), СВЯТИТЕЛЬ.

Память 19 декабря.

С детства отличался нестяжательностью и нищелюбием. Когда он видел на улице бедного человека, то снимал свою одежду и отдавал неимущему к огорчению своей матери-вдовы. Однажды он роздал все запасы хлеба на год, но Господь сотворил чудо по его молитве, и житница вновь наполнилась зерном.

Святой Вонифатий стал епископом города Ферентины, к северу от Рима. И при высоком положении он был всё так же нестяжателен и милостив к людям, мудро управлял своей паствой, научая ее отдавать последнее ближним.

Мощи святого были перенесены в Витербо, где были явлены многие чудеса, описанные диаконом Гауденцием.

Молитва:

 О, всесвятый Вонифатие, милостивый раб Милосердаго Владыки! Услыши прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию, и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тя, так и теперь избави этих несчастных (имена). Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды положйти в точиле и позвати нищих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точиле умножилось, и нищие наполнили свои сосуды. О, святителю Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избави от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоу спешно перенести это искушение, возврати их к здоровой и трезвой жизни, направи их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Вонифатие, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожи их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, постави их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевредное пристрастие, влекущее за собой отлучение от Небеснаго Царствия, они, утвердившися в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.


ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО ТРЕЗВЕНИЯ

О вреде алкоголизма, наркомании и курения так много сказано, написано и показано телепередач, что было бы совершенно излишне что-то еще добавлять в данной статье. Однако число людей страдающих этими недугами неумолимо растет, и уже достигло размеров национальной катастрофы у нас в стране. И тем не менее большинство наших сограждан живут по принципу - моя хата с краю. До тех пор, пока беда не придет к нам в дом, видимо никто и не задумается о профилактике этих недугов. Хотя всем давно известно, что предупредить болезнь легче, чем ее лечить. Но вот и в вашу дверь постучалась беда. Что тогда делать? Начинается суматошное бегание по врачам, ворожеям, сектам, где угодно ищут люди спасения, только не в Церкви Христовой. Не стану отрицать, что часто наступает облегчение и даже на некоторое время человек перестает пить горькую или принимать наркотики и без обращения в Храм Божий, однако какова цена такого «выздоровления»? Хорошо, если человек прибегал к помощи официальной медицины, правда, эффект в основном недолог. Поскольку медики научились снимать синдром, а не устранять причину этих недугов, поскольку корень этих недугов находится не в теле, а в душе человека. Страшно когда за исцеление души берутся  экстрасенсы, сектанты и горячо любимые нашим народом «бабушки» те, кто в принципе не может иметь благословения церковного. Поскольку исцелить душу человека может только Христос-Спаситель, который лишь для этой цели пришел на землю и создал Свою Церковь, замечу, одну единственную, ведущую свою историю от Апостолов, имеющую законно рукоположенных Епископов и священников, в лоне которой прославились такие святые, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, Даниил Ачинский и множество других, равным которым, по святости жития, мы не найдем нигде, кроме Церкви Православной. Тогда в чьи же руки, если не в руки Божии, мы отдаем души наших близких? В Слове Божием - Евангелии от Матфея гл.12 ст.30 говорится: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Тот же, кто против Бога - есть диавол- человекоубийца. Но может ли тот, кто не может ничего создать, кто умеет только уничтожать, исцелить человеческую душу? Почему же тогда люди, прибегающие к внецерковной помощи перестают пить и принимать наркотики? Да потому что, за исцеление тела, которое все равно временное и рано или поздно умрет, в оплату принимается душа человеческая – которая бессмертна. Не слишком ли дорогая плата за сомнительное исцеление?

 Недавно один мой знакомый рассказал мне такую историю: в одной знакомой ему, самой обычной, семье муж часто стал прикладываться к выпивке. Жена, устав от этого по совету подруг, пошла к «бабушке», которая чего-то там пошептала над водой, велела ту воду мужу дать. Женщина все исполнила в точности. Очень скоро ее супруга было не узнать. Прекратил пить, стал работать, да очень хорошо зарабатывать, все до копеечки домой несет. Только вот жаден стал, до каждой истраченной копеечки придираться стал. Ну да не беда, не нарадуется жена на мужа. Да недолго радовалась. Нашлась другая, покрасивше, да помоложе и увела мужика. И вот с этой бедой снова женщина бежит к знакомой «бабушке». Та снова «помогла» - в скором времени вернулся муж, как ни в чем не бывало, снова ласковый да трудолюбивый. Но недолго длилась и эта радость – через пару недель нашла его в петле уже холодного.

Вспомните эту историю, прежде, чем сделать необдуманный шаг! И если вы действительно любите своих родных и близких вам людей, даже если вы не можете, неважно по каким причинам, привести больного в Храм Божий приходите сами. Каждые вторник и пятницу с 19-00 до 21-00 в крестильном храме при Казанском соборе собирается Православное братство трезвения. Помните – Слово Божие – есть истина, обетования Господни – непреложны. В Евангелие от Матфея Господь обращаясь к ученикам своим, а через них и к нам, говорит - ……если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. А потому не бойтесь, - только веруйте и приходите ко Христу, в Святой Храм его и вашими молитвами будут спасены ваши близкие. Мы также будем благодарны любой помощи, от людей, не на словах, а на деле любящих свою страну и свой народ, представителей администрации, политических партий, предпринимателей, медиков - всем кому небезразлично будущее нашего народа. Беда, захлестнувшая нашу страну – всеобщая беда, от нее страдают не только те, кто пристрастился к алкоголю, наркотикам и табаку, но и все остальные. Потому и бороться с этими недугами нужно всем миром. И да поможет нам Бог в этом благом начинании.

Диакон Казанского собора Виталий Каменюк.


ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ

преподобный Дорофей IV век

 «Кто совершил дело, угодное Богу, пусть ждет искушения, ибо бывает испытано то, что делалось ради Бога»

«Избегай многословия, извиняясь делами»

«Кротость – одинаковость в чести и бесчестии, и моление за обижающего»

«Не знаю, сделал ли я когда что-либо доброе, но если Бог покрыл меня, то знаю, что покрывал потому, что я никогда не считал себя лучшим брата своего, но всегда считал брата своего выше себя»

«Ты окажешь милость душе брата своего, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся»

«Не великое дело не судить того, или сострадать тому, кто находится в скорби и покоряется тебе, но велико – не судить того, кто тебе противоречит, не мстить ему по страсти, не соглашаться с осуждающим его, и радоваться вместе с предпочтенным тебе»

«Всякий, молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение» - должен знать, что просит Бога, дабы послал кого-нибудь оскорбить его»

«Ничего не приносит такой пользы людям, как отсечение своей воли, и поистине от сего человек преуспевает более, нежели от всякой другой добродетели»

«Кто не имеет своей собственной воли, для того всё, что с ним ни случается, бывает согласно с его волею, и он бывает спокоен, как бы исполнилось его собственное желание»

«Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдёт, и пророку положит Бог в сердце отвечать ему, сообразно с его развращенным сердцем»

«Если мне встретится какое-либо дело, то мне приятнее поступить по совету ближнего, хотя бы случилось испортить оное, по его совету, нежели и хорошо исполнить дело, последовав своей воле»

«Зло бывает не по благословению Божию, но попустительно - для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали»

«Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить всё находящее на тебя»


СТИХИ О РОЖДЕСТВЕ

Еще те звезды не погасли

К. Фофанов

Еще те звезды не погасли,

Еще заря сияет та,

Что озарила миру ясли

Новорожденного Христа

Тогда, ведомые звездою,

Чуждаясь ропота молвы,

Благоговейною толпою

К Христу стекалися волхвы…

Пришли с далекого Востока,

Неся дары с восторгом грез,

И был от Иродова ока

Спасен властительный Христос.

Прошли века… И Он распятый,

Но все по-прежнему живой

Идет, как истины глашатай,

По нашей пажити мирской;

Идет, по-прежнему обильный

Святыней, правдой и добром,

И не поборет Ирод сильный

Его предательским мечом…

Ночь тиха

А. Фет

По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи —

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран;

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ливан.

В эту ночь Земля была в волнении

Хомяков А.С.

В эту ночь Земля была в волнении:

Блеск большой, диковинной звезды

Ослепил вдруг горы и селенья,

Города, пустыни и сады.

А в пустыне наблюдали львицы,

Как, дарами дивными полны,

Двигались бесшумно колесницы,

Важно шли верблюды и слоны.

И в челе большого каравана,

Устремивши взоры в небосклон,

Три волхва в затейливых тюрбанах

Ехали к кому-то на поклон.

А в пещере, где всю ночь не гасли

Факелы, мигая и чадя,

Там ягнята увидали в яслях

Спящее прекрасное Дитя.

В эту ночь вся тварь была в волнении,

Пели птицы в полуночной мгле,

Возвещая всем благоволенье,

Наступленье мира на земле.

Вечерний ангел

Иван Бунин

В вечерний час над степью мирной,

Когда закат над ней сиял,

Среди небес, стезей эфирной,

Вечерний ангел пролетал,

Он видел сумрак предзакатный,

Уже седел вдали восток...

И вдруг услышал он невнятный

Во ржах ребенка голосок.

Он шел, колосья собирая

И васильки, и пел в тиши,

И были в песне звуки рая

Невинной, неземной души.

"Дитя,- сказал посланник Бога,

И грусть и радость затая,-

Куда ведет твоя дорога,

И где сложилась песнь твоя?"

Ребенка взор был чист и светел,

Но он в смущении стоял.

"Не знаю..." - робко он ответил.

"Благослови меньшого брата,-

Сказал Господь,- благослови

Младенца в тихий час заката

На путь и правды и любви!"

И осенил дитя с улыбкой

Вечерний ангел,- развернул

Свои воскрылья в сумрак зыбкий

И на закате потонул.

И как алтарь весенней ночи,

Заря сияла в вышине,

И долго молодые очи

Ей любовались в тишине.

И в созерцании впервые

Дитя познало красоту,

Лелея грезы золотые

И чистой радости мечту.


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ

В те дни вышло от кесаря Августина повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые держали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем.

Евангелие от Матфея 2,1 - 2,9 - 11, 13 - 15.

 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришил поклониться Ему. И, се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Когда же они отошли - вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода.


Е.ИВАНОВСКАЯ: ПРЕДАНИЕ О ПЕРВОЙ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЁЛКЕ

 

Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу:

- Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос!

И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. И вот Ангел набрал много алых, как заря, роз; лилий, белых как снег; веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий; сорвал и несколько крупных желтых лотосов... И все эти цветы принес в пещеру.

Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал:

- Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа.

И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос, и шептали друг другу:

- Тс!.. Тише! Он заснул!

Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.

- О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещерку украсить...

И она горько заплакала.

Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала:

- Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.

И Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.

А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом:

- Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех?

И елочка чувствовала себя вполне счастливою. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о первой елке - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.


РАССКАЗ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АНГЕЛ»

 

Подайте, Христа ради, милостыньку! Милостыньку, Христа ради! Никто не слушал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно одетой женщины, одиноко стоявшей на углу оживленной городской улицы.

- Подайте милостыньку!

Прохожие торопливо шагали мимо нее, с шумом неслись экипажи по снежной дороге. Кругом слышался смех, оживленный говор.

На землю опускалась святая, великая ночь Рождества Христова. Она сияла звездами, окутывала город таинственной мглой.

- Милостыньку не себе, деткам моим прошу...

Голос женщины вдруг оборвался, и она тихо заплакала. Дрожа под своими лохмотьями, она вытирала слезы окоченевшими пальцами, но они снова лились по ее исхудалым щекам. Никому не было до нее дела...

Да она и сама не думала о себе, о том, что совсем замерзла, что с утра не ела ни крошки. Вся мысль ее принадлежала детям, сердце болело за них.

Сидят они, бедные, там, в холодной темной конуре, голодные, иззябшие, и ждут ее. Что она принесет или что скажет? Завтра великий праздник, всем детям веселье, а ее бедные детки голодны и несчастны.

Что делать ей? Что делать? Все последнее время она работала, как могла, надрывала последние силы. Потом слегла и потеряла последнюю работу. Подошел праздник, ей негде взять куска хлеба.

Ради детей она решилась, в первый раз в жизни, просить милостыню. Рука не поднималась, язык не поворачивался. Но мысль, что ее дети хотят есть, что они встретят праздник голодные, несчастные, - эта мысль мучила ее. Она готова была на все. И за несколько часов ей удалось набрать несколько копеек.

"Милостыньку, добрые люди, подайте! Подайте, Христа ради!"

И словно в ответ на ее отчаяние, неподалеку раздался благовест ко Всенощной. Да, надо пойти помолиться. Быть может, молитва облегчит ее душу. Она помолится усердно о них, о детях. Неверными шагами доплелась она до церкви.

Храм освещен, залит огнями. Всюду масса людей, у всех веселые довольные лица. Притаившись в уголке, она упала на колени и замерла. Вся безграничная, материнская любовь, вся ее скорбь о детях вылилась в горячей молитве, в глухих скорбных рыданиях. "Господи, помоги! Помоги!" - плачет она. И кому, как не Господу, Покровителю и Защитнику слабых и несчастных, вылить ей все свое горе, всю душевную боль свою? Тихо молилась она в уголке, и слезы градом лились по бледному лицу.

Она не заметила, как кончилась всенощная, не видела, как к ней подошел кто-то.

- О чем вы плачете? - раздался за ней нежный голосок.

Она очнулась, подняла глаза и увидала перед собой маленькую, богато одетую девочку. На нее с милым участием глядели ясные детские глазки. Сзади девочки стояла старушка-няня.

- У вас горе? Да? Бедная вы, бедная! - Эти слова, сказанные нежным, детским голосом, глубоко тронули ее.

- Горе! Детки у меня голодны, с утра не ели. Завтра праздник такой великий...

- Не ели? Голодны? - На лице девочки выразился ужас. - Няня, что же это? Дети ничего не ели! И завтра будут голодны! Нянечка! Как же это?

Маленькая детская ручка скользнула в муфту.

- Вот, возьмите, тут есть деньги... сколько, я не знаю... покормите детей... ради Бога... Ах, няня, это ужасно! Они ничего не ели! Разве это можно, няня!

На глазах девочки навернулись крупные слезы.

- Что ж, Манечка, делать! Бедность у них! И сидят, бедные, в голоде да в холоде. Ждут, не поможет ли им Господь!

- Ах, нянечка, мне жаль их! Где вы живете, сколько у вас детей?

- Муж умер - с полгода будет. Трое ребят на руках осталось. Работать не могла, хворала все время. Вот и пришлось с рукой по миру идти. Живем мы недалеко, вот тут, в подвале, на углу, в большом каменном доме купца Осипова.

- Няня, почти рядом с нами, а я и не знала! Пойдем скорее, теперь я знаю, что надо делать!

Девочка быстро вышла из церкви в сопровождении старухи.

Бедная женщина машинально пошла за ними. В кошельке, который был у нее в руках, лежала пятирублевая бумажка. Забыв все, кроме того, что она может теперь согреть и накормить своих ребяток, она зашла в лавку, купила провизии, хлеба, чаю, сахару и побежала домой. Щеп осталось еще довольно, печку истопить ими хватит.

Она бежала домой изо всех сил.

Вот и темная конурка. Три детские фигурки бросились к ней навстречу.

- Маменька! Есть хочется! Принесла ли ты? Родная!

Она обняла их всех троих.

- Послал Господь! Надя, затопи печку, Петюша, ставь самовар! Погреемся, поедим, ради великого праздника!

В конурке, сырой и мрачной, наступил праздник. Дети были веселы, согрелись и болтали. Мать радовалась их оживлению, их болтовне. Только изредка приходила в голову печальная мысль - что же дальше? Что дальше будет?

- Ну, Господь не оставит! - говорила она себе, возлагая всю надежду на Бога.

Маленькая Надя тихо подошла к матери, прижалась к ней и заговорила.

- Скажи, мама, правда, что в Рождественскую ночь с неба слетает Рождественский Ангел и приносит подарки бедным детям? Скажи, мама!

Мальчики тоже подошли к матери. И желая утешить детей, она начала им рассказывать, что Господь заботится о бедных детях и посылает им Своего Ангела в великую Рождественскую ночь, и этот Ангел приносит им подарки и гостинцы!

- И елку, мама?

- И ёлку, детки, хорошую, блестящую елку!

В дверь подвала кто-то стукнул. Дети бросились отворять. Показался мужик, с маленькой зеленой елкой в руках. За ним хорошенькая, белокурая девочка с корзиной, в сопровождении няни, несшей за ней разные свертки и пакеты.

Дети робко прижались к матери.

- Это Ангел, мама, это Ангел? - тихо шептали они, благоговейно смотря на хорошенькую нарядную девочку.

Ёлка давно стояла уже на полу. Старуха-няня развязала пакеты, вытащила из них вкусные булочки, кренделя, сыр, масло, яйца, убрала елку свечами и гостинцами. Дети все еще не могли прийти в себя. Они любовались на "Ангела". И молчали, не двигаясь с места.

- Вот вам, встречайте весело Рождество! - прозвучал детский голосок. - С праздником!

Девочка поставила на стол корзину и исчезла, прежде чем дети и мать опомнились и пришли в себя.

"Рождественский Ангел" прилетел, принес детям елку, гостинцы, радость и исчез, как лучезарное виденье.

Дома Маню ждала мама, горячо обняла ее и прижала к себе.

- Добрая моя девочка! - говорила она, целуя счастливое личико дочери. - Ты отказалась сама от елки, от гостинцев и все отдала бедным детям! Золотое у тебя сердечко! Бог наградит тебя.

Маня осталась без елки и подарков, но вся сияла счастьем. Она в самом деле походила на Рождественского Ангела.


РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КРОССВОРД

Правильно разгадав кроссворд, в выделенном столбце ты прочтёшь, как называется самое главное зимнее торжество - православный двунадесятый праздник:

 

1. Путники долго на перепись шли,

В городе места они не нашли:

Под Вифлеемом - голая степь,

Стал им приютом убогий ...

2. Пещера, ясли, сена стог,

Cегодня на земле родился ...

3. В храмах лик поющих воспевает:

"Дева днесь Пресущественнаго ..."

4. Эта песнь, мы знаем так,

Называется - ...

5. В тёмном небе сияла тогда,

Путь освещая, святая ...

6. Простые люди весть узнали.

В ночи, когда ещё не пели петухи,

Они к яслям Младенца поспешали

И Бога прославляли ...

7. Из далёких стран восточных мудрецы пришли

Смирну, ... и ладан принесли.

8. За звездою, появляясь из дорожной синевы,

На верблюдах едут в Вифлеем ...

9. Над Вифлеемом ангелы летали.

Их песнопенья сердцу доставляли сладость.

И «Слава в вышних Богу!» воспевали,

А людям возвещали ...


МОНАХИНЯ ВАРВАРА: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – ДЕТСТВО ЗОЛОТОЕ

 

У нас в доме зелёная гостья. Она приехала к Великому празднику на широких розвальнях. Её привез улыбающийся дед-мужичок с пушистою, белою бородою до пояса. Она встала на праздничном ковре в гостиной, раскинула кудрявые ветви. На иголочках задрожали капли растаявшего снега. Ёлка отогрелась, повеяло лесным благоуханием.

Моя старшая сестра Лида и я надели на неё жемчужные ожерелья, серебряные бусы, блестящие нити. Повесили на пушистые лапки восковых ангелов, трубящих в большие золотые трубы, белокурых снегурочек, ватных мальчиков и девочек, сидящих в крохотных картонных санях, весёлых трубочистов, качающихся на лёгких лестницах, гномов в малиновых шапочках и сапожках. Навесили стеклянных, нежно звучащих яблочек, груш, вишенок, мухоморов, кошек, собак, коней, львов, оленей, мишек, - да всего и не перечтёшь! Под ёлку постелили вату, посыпали её битым стеклом, и она заблестела, как снежный сугроб. Рядом с деревом встал дедушка Мороз в белой шубе, в белой шапке, в белых рукавицах, в белых валенках. Он был похож на деда-мужика, который привез нам ёлку. Такие же румяные щёки, лицо без морщин, весёлые, улыбающиеся глаза.

Наконец, вошел в гостиную отец с серебряною звездою в руке и украсил ею верхушку дерева; нацепил на ветки подсвечники с завитыми спиралью свечками и, посмотрев, издали на ёлку, сказал; "Ну вот, и отлично!" При мягком свете ламп деревцо играло, мерцало, словно камень драгоценный. Всегда чинная сестрица обняла меня, закружила, зашептала:

"У нас ёлочка, словно царевна заморская".

В столовой часы пробили пять раз. "Как бы нам в церковь не опоздать", - послышался голос матери. "Иван уже заложил Стального", - сказала горничная Маша, прибирая с рояля коробки от ёлочных украшений. Лида и я нарядились в бархатные платьица, распустили по плечам волосы и пошли в переднюю, где нас уже ждали отец и мать.

Полетели сани по московским снежным улицам. Развернулось над нами чистое, морозное небо. Засияли звёзды, словно лампады небесные, неугасимые. Встали сани у ворот монастыря Новодевичьего. Забелела каменная ограда. Прошли через кладбище, поднялись по пологой лестнице в зимнюю церковь с низкими сводами.

"Христос раждается, славите... Пойте Господеви, вся земля",- ликуют рождественские песнопения. Монахини поют словно Ангелы. Хор большой-большой. Юные дисканты ввысь взвиваются. Увлекают в Божие небо молящихся.

"Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение", ширится, растёт, радостью исполняет души людей крылатое славословие...

Проплывали, клубясь, облака ладана. Перед концом службы у сестрицы голова закружилась, и мы, не достояв всенощного бдения, вышли на морозный воздух.

- Почему у нас в гостиной так светло? - спросила Лида, когда мы подъезжали к дому.

- Вероятно, люстру зажгли,- ответила мама. Но каково было наше удивление, когда, распахнув двери гостиной, мы встретили нашу милую ёлочку, сияющую зажженными свечами. Это "мадмазель" Маргарита нам сделала сюрприз.

После ужина сестра нашла под ёлкою свой подарок - сборник стихов, о котором уже давно мечтала. Она сняла футляр, - на голубом бархате лежал гранатовый крестик и тонкая золотая цепочка.

- И крест, и цепочка тоже мне? - спросила Лида у отца.

- Ну конечно, - отвечал он.

Я с торжеством вытащила из ватного сугроба коньки "снегурки" и собралась было их привинчивать к туфлям, как подошла мать и посадила ко мне на плечо лохматую плюшевую обезьянку, которая забавно пищала, когда ей придавливали брюшко. Я была в полном восторге.

Свечки догорали. Кое-где с лёгким треском вспыхнула хвоя и запахло тёплою смолою.

- Подождём, пока все свечки сгорят,- предложила мне сестрица.

Мать и "мадмазель" ушли в столовую. Мы сели на мягкий ковёр и смотрели, как меркла, темнела ёлка. Наконец, последняя свеча растаяла - угасла, капнув голубую каплю на ватный сугроб.

"Вот теперь и спать пора",- прошептала сестрица. Сразу заснуть я не могла! Какое-то неизъяснимое ликование трепетало в груди. Детское сердце ширилось, словно улететь хотело. Словно у него выросли такие прозрачные, лёгкие крылышки, как у восковых ёлочных ангелов, трубящих в серебряные трубы.

Рождественская радость сияла в детской душе.


М.РОСС: ТОЖЕ ЁЛКА

 

Из деревни привезли две елки: одну - такую большую, лохматую и высокую-высокую, а другую - маленькую, но тоже прехорошенькую.

- Это непременно дочка старой елки, - сказала Таня.

- Какой вздор, просто ничья елка! - важно заметил гимназист Володя.

Таня надулась, хотела обидеться, но раздумала, потому что теперь было некогда, и махнула рукой на Володю.

- Я устрою прехорошенькую елку для своих кукол! - сказала она. - А Володю не приглашу.

- Да я и не кукла! - обиделся Володя, повернулся и вышел из комнаты.

- Знаешь, Таня, - сказала мама, - для кукол делать елку не стоит: они все равно не поймут. А вот я читала, что в чужих землях устраивают тоже елки для животных и птиц. Для животных в лесу ставят особые ясли, куда кладут сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкают шест, надевают необмолоченный сноп. Птицы слетаются и клюют зерна. Вот и им праздник тоже.

- Ну, так что же? - спросила Таня.

- А вот что. Давай на твою елочку навешаем кусочков хлеба, сала; внизу, под елкой, насыплем крошек и зерен и выставим эту елку на подоконник. Голуби, воробьи слетятся и станут клевать. То-то интересно будет наблюдать за ними.

Таня завизжала от радости, даже на пол присела.

Мы так и сделали. Навешали кусочков белого и чёрного хлеба, пряников, сахара на ветки елки, под елкой на дощечке рассыпали зерна, крошки хлеба и поставили елочку на подоконник против окна.

Сначала птицы боялись елки. Вдруг какой-то отчаянный воробей, взъерошенный, с перебитым хвостом, шарахнулся на дощечку и ну живо-живо подбирать зерна. Видно, наголодался бедняжка...

Товарищи увидали, что воробью ничего дурного не сделали, и они под елку. И пошел тут пир горой.

Мы все стояли у окна и любовались на птичью елку.

 


Христос рождается-Славите!

 Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звёздная ночь...

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.

Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Праздника Рождества, когда-то эти два события отмечались одновременно и назывались Богоявлением.

Святки на Руси праздновались ярко и торжественно: все поздравляли друг друга, славили Христа, проводили время в делах Богоугодных – милосердия и помощи ближним. В эти дни каждый понимал, что Господь стал к нему ближе...

Мира и радости всем в светлый праздник Рождества Христова!



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ