ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 11 ноябрь 2008 г.

День спасения народа –

память Казанской иконы Божией Матери

В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.

У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.

Смутное время вовсе не сводится только к польской интервенции. Это было время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни. Когда череда бедствий - жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы - совпала с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации - бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую.

Как говорят в народе, беда не приходит одна.

И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа. И, наверное, у многих современников тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было даже представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.

И тем не менее нашлись здоровые силы - и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей: Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского.

По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавлял князь Дмитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе, осознавая, что по грехам людским Господь попустил свершиться столь жестоким и страшным скорбям.

И молитва была услышана. Архиепископу Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена". И как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни.

Воодушевленные известием русские войска 4 ноября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа - его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть.

Вся дальнейшая история Руси свидетельствует о непрестанном покровительстве Царицы Небесной, являемом через разные Ее списки, особенно же через Казанскую икону.

Перед Полтавской битвой в 1709 г . русский царь Петр I с войском молился перед Казанской Божией Матерью.

В 1811 г . полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г ., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 4 ноября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.

Во время Великой Отечественной Войны вновь молитва пред иконой Казанской помогает спасти Лениград, Сталинград, Казанская икона идет с войсками до границ России.

В Ленинграде был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг города - и он был спасен. Уже после Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России.

Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба - молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению.

Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Киев матерь русских городов был освобожден именно в день празднования Казанской иконы Божией Матери…

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного народа.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах:

"Заступнице усердная,

Мати Господа Вышняго,

за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего...

всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево:

Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим".


"Какою мерою мерите..."

1 ноября - Димитриевская родительская суббота

После разгрома полчищ Мамая на Куликовом поле было принято решение о ежегодном поминовении соотечественников, отдавших жизни за други своя и за Отечество. Прп.Сергий Радонежский предложил отмечать его на сороковой день, перед днём воина вмч.Димитрия Солунского – покровителя русского воинства. Так появилась Димитриевская родительская суббота.

Итак, "какою мерою мерите, такою и вам будут мерить", говорит Спаситель (Мф.7.2). Тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. Помянем и мы сегодня всех усопших .

 

Димитриевская родительская суббота

История праздника

Русская Православная Церковь в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского вспоминает всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой Церкви.

Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков - Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского) - день тезоименитства самого Димитрия Донского.

Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но - вместе с ними - и всех, вообще, своих усопших.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.


ЖИТИЕ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ

Блаженная Матрона родилась в 1885 году в селе Себино Тульской области в бедной семье Димитрия и Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. С ранних лет блаженной Матроне были ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых, к слепой девочке шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее кормилицей.

В 1925 году Матрона перебралась в Москву, прожила в ней до конца своих дней. Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно - молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению.

Помощь, которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, и прочими колдовскими действиями, но имела истинно христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону, так ненавидели всевозможные колдуны, об этом свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего, Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим.

Когда началась война, блаженная просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках.

Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам.

В день Матронушка принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерениями. Иные видели в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к ее спасительным Таинствам. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.

Молитвы матушка читала всегда громко. Она подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по ее молитвам: "Что, Матронушка - Бог, что ли? Бог помогает!"

Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Так, одну посетительницу она спрашивает, верует ли она, что Господь силен ее исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Живущих в гражданском браке она благословляет обязательно венчаться в Церкви. Всем обязательно носить нательный крест.

Матронушка часто говорила "Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит".

2 мая 1952 года она почила. Перед своей кончиной блаженная Матрона сказала: "Все, все приходите ко мне рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам".

Отпевание и погребение блаженной были началом ее прославления в народе как угодницы Божией.

"После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет: - предсказывала блаженная Матрона. - Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу".

Еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. "Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого".


О грехе сквернословия

   Слово... Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, найди эти звуковые волны. Слово... Почти нематериальное понятие. Может и говорить-то не о чем? Но апостол Павел предупреждает "...злоречивые... Царства Божия не наследуют" (I Кор. 6, 10).

   Слово - это дар Божий, то, что уподобляет человека Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Одним творческим словом Господь создал наш прекрасный мир - вселенную, космос. Космос - по-гречески "красота". Слово Творца вызвало к жизни Красоту. И словом же мы пытаемся оскорбить эту красоту, осквернить её.

   Церковь всегда остерегала своих чад от этого греха. "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе..." (Еф. 4,29) - учит апостол. "А блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас..." (Еф. 5,3) - настаивает он. Но именуются. Гнилые слова сегодня стали нормой в языке народа. Сквернословие употребляется даже в семьях, и не только в общении между взрослыми, - зачастую детские уста оскверняются гнилыми словами.

   Причиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев, но скверные, гнилые слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюблённые. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми. Но особенно печально то, что сквернословие по своей обыденности и распространённости многими не считается за грех. Так было не всегда.

Сквернословие - от слова скверна

   Это явление приняло массовый характер в последнее время - время усилившегося наступления сил тьмы на народную душу. Матерная ругань - явное проявление сего в человеке. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова скверна.

   В словаре В. Даля, который является результатом глубокого изучения живого народного русского языка, сказано: "Скверна - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное".

   Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. Грех сквернословия был осуждён на Карфагенском соборе (прав. 71): "Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других". Употребляющий скверную брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рождён и воспитан матерью.

Мистические корни сквернословия

   Не все понимают, какая беда для общества и для каждого из нас кроется в скверной брани. Мистические корни этого явления уходят в далёкую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Подобное можно наблюдать в начале драки.

   Когда противники, делая свирепую гримасу, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости, о готовности совершить тот или иной поступок. То есть, придают себе более скверности, чем есть на самом деле. Для страха или от страха. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним.

   Таким образом, так называемый мат является языком общения с демоническими силами. Не случайно в философии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной - значит адской, из преисподней. Но силы зла - силы исключительно зла. Добра от них ждать не приходится. Единственная цель демонов - погубить человека, завладеть его душой. Завладеть же демон может только человеком-грешником. И если человек сам свидетельствует о своей скверности, он сам вершит себе приговор и отдаёт себя в руки дьявола..." От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 37), - предупреждает Спаситель.

   В медицинской практике известно такое явление: при параличе, при полной парализации речи, когда человек не может выговорить ни "да", ни "нет", он может, тем не менее, совершенно свободно произносить целые выражения, состоящие из непечатной брани.

   Явление странное, но не одиночное, и говорит оно о многом. Получается, что так называемый мат проходит по совершенно иным нервным цепочкам, чем остальная речь. Не бес ли, используя греховный навык человека, оказывает ему такое "благодеяние", демонстрируя свою власть над частично омертвелым телом? А что же будет после смерти? Власть демона станет полной и окончательной.

Сквернослов лишается покрова Божией Матери

   Среди православных верующих живёт предание, что пресвятая Дева Богородица особо просит у Господа спасения России, ибо Россия есть Дом Богородицы, один из Её уделов на земле.

   Но, молясь за православную Россию, Пречистая Дева Мария отказывается поминать в Своих молитвах тех, кто сквернословит. Богородица не молится за тех, кто ругается матом. И в русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Матерный язык есть наследие языческих времён, когда славянские племена ещё не соединились в единый русский народ, создавший великую культуру, сформированную православным воспитанием.

Русский язык - дар Божий

   Именно нашей стране, нашему народу Творец Вселенной дал язык редкой красоты, богатства и выразительности.

   И от этого языка отказываются матерщинники, вместо Богом данного богатства употребляя жалкий наборчик гнусных, не Богом данных слов, но подсказанных извечным врагом рода человеческого. Такие люди сознательно калечат в себе образ Божий - и это начало богоотступничества.

   Сегодня продаются даже словари матерной ругани. Дьявольские силы, устремившиеся погубить Россию, делают всё, чтобы народ наш учился сам себя осквернять. 

   Словом Бог сотворил всё. "И сказал Бог: да будет свет" (Быт. 1,3). Слово - оружие и человеческого творчества. Слово должно нести благодать - благие дары, добро, служить назиданием в вере, то есть приближать к Богу, а не удалять от Него. Сквернословием же сеется тьма.

Гнилая речь растлевает человека

   Вот как говорит апостол Иаков о грехах языка: "Посмотри, небольшой огонь так много вещества зажигает; и язык - огонь, прикраса неправды... это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда..." (Иак. 3, 5-8). 

   Привычка к сквернословию формирует нравственный облик человека; мешает его приобщению к культуре, делает такого человека ненадёжным во взаимоотношениях с другими. Привычка к сквернословию - признак духовного и нравственного разложения человека.

   Сквернослов не только отдаёт свою душу во власть бесов, он ещё и влияет на состояние души окружающих его людей. Злоречие ожесточает его, он не щадит ни стыдливости женщин, ни детской


На каждое слово сказать «прости»

Прежде всего, братия, нам нужно смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать «прости».

Авва Исаия

   Какие простые слова говорят святые отцы: «Словом „прости” побеждается сатана». Именно это нам и надо сделать: просто победить сатану. И оказывается, что это действительно просто. Надо только уметь искренне сказать «прости» на всякое дело, во всяком месте и всякому человеку. И как только мы внутри себя от сердца говорим это слово, мы разрываем связь с сатаной. Ведь единственное существо в этом мире, не способное сказать «прости», – это злобный дух вражий.

Если бы случилось невозможное и дьявол смог бы переступить через свою гордыню и покаяться, его больше не существовало бы, он бы немедленно вернулся в свое высочайшее архангельское достоинство. Он снова стал бы ангелом, если бы смог... Но сделать этого он уже не может.

   Но это может сделать человек. Как только он произносит великое слово «прости», Господь откликается, прощает человека, и в нем чудесным образом проявляется потерянное в грехе божественное достоинство. Состояние гордыни, помраченности, злобности вдруг исчезает, и преображенный человек приобщается к жизни ангельской. Покаянием сокрушаются все козни, отражаются все стрелы врага, бессильного пред словом «прости». Сети, которые с такой тщательностью и изощренным хитроумием он расставляет человеку, разрываются, и перед нами открывается потерянная дорога в рай.

   Покайтесь, – призывает Спаситель, выходя на проповедь, – приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4, 17). Только так совершается возвращение в Царствие Небесное, дарованное нам Господом Его победой над сатаной. Он не просто возвращает нас в Место блаженства, а дарует неизмеримо больше того, что было дано Адаму в раю. Человеку, сотворенному в земном раю, открывается рай небесный, вместо мира земного – Небесное Царство, которое неизреченно, непознаваемо, которое совершенно никак не определено кроме того, что это есть Царство Божией любви, Царство Его настоящей жизни.

   Вот что нам даруется вместо потерянного земного блаженства! И только одно слово «прости», сказанное всею жизнью человека, – не случайно, не впопыхах, не формально, не в один единственный день в году, а всею нашей жизнью, – открывает нам эту дверь. Открывает каждому: разбойнику и праведнику, мытарю и фарисею, блуднице и целомудренной – всем.

   И когда мы оказываемся способными всей жизнью своей всегда говорить «прости», это значит, что мы всегда оказываемся победителями сатаны. Только это и возвращает нас в рай. И этому слову мы будем учиться всю жизнь, чтобы оно стало нашим главным оружием в победе над злом. Потому, что невозможно победить его иначе, как только по-настоящему начать духовную борьбу.

Автор: Протоиерей Алексий Уминский


Евангелие от Луки 6:30-36

30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Учитесь давать!

   Этот отрывок из шестой главы Евангелия от Луки дает нам такую четкую картину, чем должен быть христианин, что нам следовало бы постоянно останавливаться на ней.

   Если мы хотим быть сыновьями, дочерьми Бога Живого, Того, Кого мы называем Отцом, если мы хотим быть подлинно Его детьми, мы должны от Него научиться самому, может быть, трудному, что есть для человека: давать... Давать, не ожидая ничего в ответ, давать только от полноты сердца и от полноты любви.

Характерная черта всех святых и всех подлинных христиан в том, что они способны оторвать свое внимание от себя самих, сказать себе самим: Отойди с моего пути, ты мне закрываешь мир Божий, ты мне закрываешь Бога Самого и ближнего моего... Мы должны научиться не только минутами забывать себя, но быть такими людьми, которые всецело отвращены от себя и обращены к Богу, к миру, к людям и которые способны давать так, как дает Бог: давать только потому, что в сердце нашем властвует и ликует любовь, давать, не вспомнив о себе ни в минуту, когда даешь, ни потом, после того, как мы совершили добро, не обращаясь к тому, кому мы дали, в ожидании ответной улыбки или ответного дара... Если мы не научились хоть в какой-то мере так относиться к жизни, к Богу, к людям, то мы не начали еще быть христианами.

   И действительно: кто из нас может похвастаться, что он обращается к Богу только с любовью, а не лишь тогда, когда ему что-либо нужно или когда Его надо умолить после того, как стало стыдно своей жизни? Кто из нас может сказать, что он постоянно, каждому, открытым сердцем, радуясь, дает, в надежде, что тот, кто получает, не будет нашим даром унижен, не будет нашим даром ранен, не почувствует, что он — бедняк, который, рано или поздно, должен отдать то, что ему дали.

   Надо научиться давать так, чтобы тот, кто получает, ликовал, что через полученный дар — доброе ли слово, материальную ли помощь — открылась новая глубина отношений и новая глубина любви между людьми...

Давайте задумаемся над этим; я с болью думал и вчерашний, и сегодняшний день о том, что я и не начал становиться христианином... Может быть, кто-нибудь из нас и опомнится? Я или кто из вас, слушающих? Вспомним: Бог дает без меры, Бог дает не завистливо, Бог дает даром. Он дает, не ожидая ничего Себе в ответ; но неужели в нас не найдется благодарности, чтобы Ему ответить той любовью, из которой рождаются Его дары, и эту любовь распространить на всех, кто Богу любим?

Автор: Митрополит Антоний Сурожский |


ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ

Вопрос:

Можно ли ставит свечу в храме о некрещеном младенце? И вообще, можно ли молиться о некрещеных? Не будет ли это грехом? С уважением, Александр.

Ответ:

Свечу ставить и молиться можно о любом человеке, важно, чтоб это было от сердца. Исключение - записки, подаваемые на Проскомидию. Их можно подавать только о крещеных, т.е. о членах Церкви, как Тела Христова. И не потому, чтобы Бог отвергал некрещенных. Мне кажется, это плохо для самих поминаемых. Когда священник ссыпает частицы, вынутые за поминаемых в Потир со словами "Омый, Господи грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих" - представьте, какой стыд для души, которая в земной жизни отвергла Жертву Христа и пролитую за нее Кровь! Или когда поют "со святыми упокой" о тех, кто презирал святость!

Вопрос:

Мое имя Ксения.

В молитве «Отче наш» мы просим у Бога хлеба насущного. Хлеб Насущный - это самое необходимое для нашего земного существования. Можно ли просить у Бога о счастье? Ведь нам всем, грешным людям, одной жизни мало, чтобы искупить всё содеянное… А мы просим о благе и довольстве.

Ответ:

Просить Бога можно обо всем, в чем имеем нужду. У Булгакова есть один персонаж, который говорит: "Никогда ни о чем не просите, особенно у тех, кто сильнее вас. Сами придут и все дадут" - это сказал диавол. Господь же говорит: "Просите, ищите, стучите!" Нам, христианам, позволено обращаться к Богу, как к Отцу. Ребенок не должен взвешивать каждое слово, сказанное отцу. Это прерогатива взрослых в их отношениях. А "если не обратитесь и не будете, как дети – не сможете войти в Царство Небесное".

Любой человек всегда ищет счастья. Некоторые считают, что это - генетическая память души об утерянном рае. Но люди часто не помышляют об утерянном рае в своих поисках счастья, заменяют его утопией - счастьем земным. Причем, часто предмет этого "счастья" прямо противоположен, враждебен Раю! Например, желание блага за счет других, несмотря на других. Искание похоти, славы, богатства в ущерб своей душе. Потому святые отцы, в частности, Серафим Саровский , говорят: "Не нужно просить у Бога того, в чем не имеете крайнюю нужду". Господь тоже желает счастья для каждого человека. Но чтобы обрести это счастье, человек должен понимать, в чем оно заключается, и искать прежде Царствия Небесного.

Иными словами:  нам полезно искать всегда Царства Небесного, искать воли Божией. Нам можно просить о том, в чем мы нуждаемся.

На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов


                        Творения Святых Отцов

преподобный Исаак Сирин + 550 г .

«Блаженна душа, которая сознала себя вполне недостойною Бога, которая осудила себя как окаянную и грешную! Она на пути спасения;  в ней нет самообольщения.  Напротив того, кто считает себя готовым к приятию благодати, кто считает себя достойным Бога, ожидает и просит Его таинственного пришествия,  говорит, что он готов принять, услышать и увидеть Господа, тот обманывает себя, тот льстит себе; тот достиг высокого утеса гордости, с которого падение в мрачную пропасть пагубы»

«Искание с ожиданием высоких Божиих даров отвергнуто Церковью Божиею. Это – не признак любви к Богу, это – недуг души» 

«Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении…Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим они явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть»

«Всем будь послушен во всяком добром деле, только не следуй за любостяжательными, или сребролюбцами, или миролюбцами, да не явится послушание твое делом диавольским»

«Не всякое доброе желание от Бога и нужно молиться Богу, благоугодно ли оно воле Божией, ибо и диавол может навести, когда оно не под силу, или не пришло время»

«Не тот любитель добродетели, кто с борением делает добро, но тот, кто с радостью приемлет последующие за тем бедствия»

«Мученики есть за веру в Христа и безкровные, за соблюдение заповедей Христовых»

«Кто всех людей видит хорошими, тот чист сердцем»

«Лучше смерть в подвиге, чем жить в падении»

«Невозможно приблизиться к Богу без скорби»

«Прикрой падающего и ему придашь благодушие, а тебя поддержит милость Владыки твоего»

«Выше всех добродетелей – разсудительность»

«Всякая добродетель – крест, ибо встречает она жестокие и сильные скорби»

«Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не входит на него, живя прохладно. О пути же прохладном знаем, где он кончается»

«Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность; она есть приобретение чего бы то ни было такого, к чему привязана воля»

«Кто, надеясь на покаяние, грешит, тот идет пред Богом путем коварства, но таковой не достигнет цели покаяния. ( Следовательно. его внезапно восхищает рука смерти)»


Школа благочестия.

ПИСЬМА АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

Как жить?

Дорогая о Господе Н.!

Вы о Боге-то не забывайте, с Ним ведь и трудности переживать нетрудно, и одиночества нет, и бессилие Ваше силой Божией укрепится. Житейская смута нас и охватила, чтобы поняли люди, что без Бога жить нельзя. И вот теперь многие переступили порог церкви, но только внешне, а внутри все еще надежда на себя, на людей, а Господь-то ждет, когда мы сердцем и по-детски прильнем к Нему. Тогда только все в жизни будет меняться. Божие благословение Вам и дочурке, и, конечно, просьбу о молитве выполню.

 ***

Дорогая о Господе О.!

Простите за задержку с ответом на Ваше письмо, но так сложились обстоятельства, молиться же о Вас я начал сразу. Да, трудно и болезненно одевать на себя узду Закона Божия, где неминуемо должно окончиться играние в жизнь и должна начаться жизнь - крестоношение. А Вы с супругом, видимо, пока вошли лишь во внешнюю скинию христианской жизни и оттого так легко и безответственно колеблются Ваши желания. Страх Божий еще не коснулся сердца, а понятия о вечной жизни у Вас нет совсем. Потому и я могу лишь говорить пока о внешнем. Не знаю, чем закончился у Вас суд. Знаю одно, что Вы не должны были соглашаться на развод.

Нельзя всю жизнь начинать сначала, скользя по ее поверхности. Пора, давно пора углубиться и копать с усердием и многими потами вглубь. Продолжайте молиться о муже, просите св. ап. любви Иоанна Богослова помощи. Себя же предайте воле Божией, не строя никаких планов на будущее. Учитесь осмысливать каждый свой шаг по-христиански.

Умудри Вас Бог!

***

Дорогая С.!

Божие благословение тебе окончить начатую учебу, а художники нужны ведь не только в театре. Но это в будущем определит Господь. А пока учись и делай успехи, учись с любовью и отдачей, учись, как на послушании. Не терзай себя отвлеченными думами. Главное - жить для Бога, ради Бога и все делать во славу Божию. Помни, что всегда и везде главное для нас - быть христианами по жизни своей.

Умудри тебя Бог!


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

О благоговении

Обязать мирян ходить в течение недели в храм сейчас нереально. Многие из вас стали часто причащаться, во всяком случае, в нашем храме. Но накануне-то надо вести себя подобающим образом, и всю неделю тоже. Если вы часто причащаетесь, должны жить в страхе Божием. И считается, что нельзя причащаться, если мирянин не читал дома утрени или не был на утрени в храме, священник же не может служить Литургию, если не служил утрени. А у нас сплошь и рядом: вот, вечером прочтем последование к причащению, без покаянного канона, а потом и идем в храм причащаться.

Выносят Чашу: со страхом Божиим и верою, — а на Афоне говорят, и любовью — приступите. Со страхом Божиим... Значит, должен быть трепет. Но какой же может быть трепет, когда после того, как кончились песнопения, в алтаре занимаются раздроблением Агнца на частицы, с тем, чтобы можно было причащать, сами священники причащаются, здесь что-то поют, либо читают правило, а люди сидят и разговаривают между собой. И даже бывает, что сидят те, которые собираются причащаться.

Ведь казалось бы, если вы идете причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, то у вас должен быть благоговейный трепет. Даже те, которые просто находятся в храме, должны с трепетом ждать выноса Чаши с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, ожидать, а у нас расслабляются и болтают. Грех? Грех, и свидетельство нашего духовного, религиозного самочувствия и нашего духовного уровня.

Со страхом Божиим, верою, и любовью приступите. Если вы ждете кого-то любимого, то не будете вести посторонние разговоры, когда подходит поезд, если вы действительно его ждете. Вы можете говорить о том, кого встречаете, с кем долго не виделись Но вы не будете говорить, что у вас там в чулане крысы завелись, — не та обстановка. Значит, мы недостойно подходим к Телу Христову, причащаясь себе в суд или в осуждение. Мы читаем: «не в суд, или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела». Апостол Павел прямо писал: из вас многие болеют, потому что недостойно причащаются (см. 1 Кор 11:29-30). Примените к себе эти слова апостола и подумайте, вспомните, как вы подходите к причастию.

Меня поражают многие причастницы, но одна меня потрясла. Это была небольшая девочка, она за два дня до этого крестилась в детском доме. Сразу, когда я туда вошел, она подбежала ко мне, залезла ко мне на руки, я ее взял, а потом отпустил, там ко мне подбежал другой ребенок. И вот, когда я ее окрестил (даже не помню, как я ее крестил), вижу — она под локтями взрослых пробивается ко мне. Она с трепетом несла свою крещальную рубашку и крестик, чтобы я ее облачил. «Ризу мне подаждь светлу». И через два дня детский дом привез крещенных ребят в храм Илии Обыденного. Я был поражен, с каким чувством благоговения этот ребенок, брошенный родителями, воспитанный в детском доме, подходил к причастию.

Не часто встречается среди наших причастников то благоговение, которое было у этого младенца. Воистину, если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное.

Господи, даруй нам благоговение перед Святым Причастием.

Автор: протоиерей Глеб Каледа


Друг в беде не бросит

 

О дружбе животных с человеком и с другими животными написано немало. А польский зоолог Хана Гуцвинская, работая в Вроцлавском зоопарке, подметила, что не имея товарища или соседа, с которым можно быть в дружеских отношениях, звери часто отказываются от пищи и тоскуют. Особенно ищут дружбы больные звери.

† Василий Анохин рассказал о паре неуловимых волков, на месте пиршества которых находили куски оторванного, но не съеденного овечьего мяса. Когда волков на облаве настигла картечь, все стало ясным. Матерый волк жил в паре с молодой волчицей. Старый волк потерял зубы, но не утратил силу и опыт жизни. А молодая волчица во время еды отрывала для беззубого друга куски мяса. Мудрость и молодая выносливость образовали союз, который помогал успешно охотиться и избегать опасностей и ловушек.

† Однажды бездомная кошка, испугавшись чего-то, помчалась прямо в клетку к дикой волчице. Под защиту! Животные подружились. Они ели из одной миски, зимой спали, прижавшись друг к другу. С приходом весны кошка возобновила путешествия по зоопарку, и лишь протяжный вой старой волчицы заставлял ее возвращаться.

† Большая привязанность, существовавшая между птенцом лебедя и маленькой обезьянкой саймири, спасла обезьянке жизнь. Они подружились в больнице: обезьянка живо реагировала на крик птенца, прижималась к его пушистому тельцу и гладила его лапками. В осеннее ненастье саймири вдруг убежала из своего помещения и скрылась среди деревьев. Холодная ночь могла ей повредить, но зоологи не могли ее поймать. Тогда решили обратиться за помощью к лебеденку. Птенец, недовольный, что его вынесли из теплого помещения, стал громко протестовать. Его приятельница немедленно отозвалась на крик и примчалась дружочку на помощь.

† Бывалый швейцарский охотник на слонов Нансен рассказал: "Однажды я убил слона и с изумлением обнаружил, что у него не было хобота, - он атрофировался, очевидно, еще в детстве… А ведь слоны в состоянии есть и пить, только помогая себе хоботом. Как он жил? - О нем заботилось стадо. Слону было не меньше 50 лет, и все это время стадо кормило его и поило. Насколько же у слонов развито чувство стадности и взаимной выручки!"


ПРАВОСЛАВНАЯ АЗБУКА

А

Ангел в небе пролетал,

Тихо песню напевал,

Звездочки мерцали,

Люди мирно спали.

Б

Бог над всеми, Он везде,

Помогает нам в беде,

Любит и спасает нас

И со всех не сводит глаз.

В

Волга-русская река

Широка и глубока,

Средь полей течет и весей,

Нет реки ее чудесней.

Г

Грех во всех плохих делах,

В нехороших он словах,

Хуже и страшнее всех

Гадкий скверный лютый грех!

Д

Доброта - когда ты любишь,

Всех простишь и приголубишь,

Точно солнышко, согреешь,

Всем поможешь, пожалеешь.

Е

Евангелие- Книга Книг,

Сам Бог той книгой говорит,

В ней уже с первого листа

Мы узнаем про жизнь Христа.

Ё

Ёлочка пушистая

Зеленая душистая.

Шишечки, иголочки

Не рубите ёлочки!

Ж

Жизнь нам подарил Сам Бог,

Людям Он во всем помог,

Землю дал, создал природу,

Всё полезное народу.


Православные зарисовки

Благословение 

После богослужения подходит молодой человек и говорит: «Благословите, батюшка, завтра иду вступительные экзамены сдавать». «Бог тебя благословит», — отвечаю и осеняю его крестом.

Через несколько дней встречаемся. «Как экзамен?» — спрашиваю его. «“Двойку” поставили». «Ну и слава Богу», — утешаю, как могу. «А как же благословение?» — недоуменно смотрит на меня юноша. «Ну вот поступил бы ты, куда хотел, — пытаюсь ему объяснить, — а лет через двадцать бы и понял, что не ту профессию выбрал. А Господь тебя уберег. Мы ведь отчего переживаем? Оттого, что не по-нашему выходит. Просим у Бога то, что нам сегодня кажется важным, а Он будущее зрит, бережет от неправильного выбора. Ты попросил — Он и помог. Знаешь, как святые отцы говорили? Слава Богу за все! А в России есть поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло».

Наклонил голову мой собеседник, сложил ладошки крестом — правая поверх левой — да и просит: «Благословите, батюшка, на все хорошее».

«Бог тебя благословит...»

Бог и парикмахер

Один человек пришёл в парикмахерскую, чтобы его, как обычно, подстригли и побрили. Он разговорился с парикмахером, который его обслуживал. Говорили о разном, и вдруг, разговор зашёл о Боге.

Парикмахер сказал:

— Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть.

— Почему? — спросил клиент.

— Ну ведь это ж и так ясно. Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это.

Клиент на мгновение задумался, но решил промолчать, чтобы не вступать в спор. Когда парикмахер закончил свою работу, клиент ушёл. Выйдя из парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека (казалось, что тот не стригся целую вечность, настолько неряшливо он выглядел). Тогда клиент вернулся в парикмахерскую и сказал парикмахеру:

— Знаете, что я вам скажу? Парикмахеров не существует.

— Как это так? — удивился парикмахер. — А я разве не в счёт? Я же парикмахер.

— Нет! — воскликнул клиент. — Их не существует, иначе не было бы заросших

и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице.

— Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах. Просто люди сами ко мне не приходят.

— В том то и дело! — подтвердил клиент. — И я о том же: Бог есть. Просто люди не ищут его и не приходят к нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.


Чему нас учат муравей и пчела.

 «Не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова. Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым!» - так поучает премудрый Царь Соломон. Муравей - такое малое создание, что кажется - какая может быть у него сила? А посмотри, какие великие дела он делает! Он ни на минуту не остается без дела, он всегда занят, постоянно бегает взад и вперед, всю весну, все лето и осень таскает в свой муравейник все, что нужно будет зимою. И надобно удивляться не только его трудолюбию, но и его непреклонной воле. Найдет что-нибудь для себя полезное, а нести ему не под силу, но он не бросает дела: тянет, сколько может; на пути попалась травинка или камушек, он обходит их; упала его ноша в ямочку, он не те-ряет надежды, не бросает своей находки, пока не дотащит ее до муравейника. Вот и поучение для нас! Кто так же неутомим, как муравей, так же заботлив, неустрашим, тот не будет беден; а кто ленив, кто не любит приложить рук к работе, а если и станет работать, то кое-как, поневоле, а придет несчастье - у него и руки совсем опускаются, такому человеку не нажить добра, а если попадет ему в руки готовое наследство от родителей, то ненадолго достанет его. Дом у него непокрытый, усадьба не огорожена, двор повалился, скотинка голодная, его поле бурьяном поросло, и все это кончается тем, что все его достояние переходит в чужие руки... Много таких примеров видим везде. Но есть и такие хозяева, которые трудятся, как муравьи. Солнце никогда не застает их в постели. Они встают рано, потому что труд, работа - это их жизнь, их удовольствие, их честь. Хозяин идет на работу, а если своего дела нет - на заработок, и каждый день приносит ему лишнюю копейку. Хозяйка хлопочет дома, чтобы все было исправно; она неутомима, везде видна ее заботливость, а в горячее время покоса и жатвы - они работают оба и откладывают копейку к копейке. В их доме порядок и чистота, одежда на них приличная, душа у них весела, люди они трезвые, терпеть не могут пьянства, и оба они счастливы и довольны, а соседи зовут их даже богачами. Вот поистине муравьиным трудом нажитое добро! Хотя бы на этих честных тружеников посмотрели те ленивцы, которым говорит Соломон: «Иди к муравью, о ленивец!..» У трудолюбивого хозяина, как и у муравья, нет ни начальника, ни приставника, его никто не гонит на работу, - он сам идет и в поте лица трудится без страха. «Или иди ко пчеле», - продолжает Премудрый, - «и посмотри, какая она труженица!». Кому не знакома пчела, кто не любит ее меду, кто не знает, как полезен ее воск? Но немногие знают ее так, как знают пчеловоды-пасечники.

И в глубокой старине она была любимицей у царей, и царь Соломон удивлялся ея трудолюбию и мудрости. Рой пчел с маткою - что это за мудрая община! Смотрите, любуйтесь, как выходит рой, как пчелки собираются около матки, как они ее любят, как ее берегут - они знают, что без нее весь рой погибнет... Посадите этот рой в улей, положите туда старой вощины и посмотрите, как там трудолюбивые пчелки возьмутся за работу. Своими крылышками и лапками они выберут всякую пылинку, всякую соринку и паутинку, снимут все, что попорчено, что негодно, выбросят все это из улья, или сбросят вниз, а что годно - все подновят, исправят, и через час какой найдешь у них порядок и разделение труда! Одни летят в поле, другие лепят воск, третьи стоят на страже, чтобы броситься на неприятеля, лишь только он станет угрожать их улью. И нет у них ссоры никогда, никто не спорит, всюду - мир, согласие и любовь, общий у них труд, общий стол, зато и нет у них ни бедного, ни богатого, одна матка - душа всего улья, и она в большом почете у них - как царица. Посмотри, ленивый человек, вот пчелка летит с ивы или вербы с желтыми ножками, - смотри, как много она налепила меду на свои задние лапки, едва летит с ним, с трудом вползает в улей, слагает свою ношу в соты и опять летит за тем же, - как она дорожит минутою, пока цвет цветет, пока теплая погода позволяет ей заниматься работою. Нередко она падает жертвою своего трудолюбия. Так, весною, по вечерам, иногда бывает очень холодно: вот она запоздала на работе, не хотелось ей лететь с малостью, лепила и лепила медок на лапки, а тут подул холодный ветерок, не долетела, бедная, до улья, озябла и упала на землю со своим добром... Останется ли она жива до завтра, не растопчет ли ее человек или животное?., может ли она знать о том?.. «Иди, - говорит Соломон, - иди к пчеле, ленивый человек, и учись у нея»! Поди, открой ее улей, подивись, какая там красота и чистота, какой порядок! Пчела никогда не скажет: довольно, к чему еще трудиться? - как говорит не один ленивец, когда зовут его на работу, а у него есть и хлеб, и каша: что мне, говорит, за неволя работать, когда у меня есть что есть?! - Значит, только голод может выгнать его на работу.

Не так трудится пчела. Смотри: в улье уже все полно медом, а она все еще носит его, лепит, где только может, а нет совсем места в улье, — она лепит вощину снаружи, и все носит и носит... Придет пчеловод, вынет мед, и она тучею полетит в поле и снова будет носить, пока не наполнит всего улья. А вот у нас, у людей, бывает не так. Случится пожар, или придет вор-злодей, оберет дочиста, и обеднеет человек и говорит: «стоит ли работать? Мне теперь все равно»... И берет он последний грош и идет в корчму, и пьет, и пьянствует, как говорит - с горя, с отчаянья... Не так делает пчелка Божия! Возьми ты у нее все, до последнего сота, не оставь ничего, даже перегони ее в другой порожний улей. Она не станет отчаиваться. Она сейчас же возьмется за работу, полетит в поле и примется носить мед с новым усердием. Не правда ли, братья-пчеловоды? Вы сами все это видели. Многому можно научиться у пчелы-труженицы! И не одному трудолюбию, но и любви к родной семье, общему согласию, труду на пользу общую... Настанет время голодное, последние соты скоро опустеют, помощи ждать неоткуда, на дворе грязь и холод, никуда нельзя лететь, да и ничего на поле не найдешь. И посмотрели бы вы, как тогда пчелки последним медом делятся, без ссоры, без зависти, - одна кормит язычком другую, другая третью и так далее... Но голод продолжается, надежды нет на спасение... Тогда они последней каплей меда подкрепляют жизнь матки и нескольких пчелок при ней, а сами умирают, и последней всегда умирает матка... Где вы ныне найдете у людей такую любовь? Всем бы нам надобно учиться у пчелок Божиих, учиться не только трудолюбию, но и любви! Не хочется, други мои, говорить теперь о ленивцах после речи о мудрых пчелках-труженицах. Не хочется и вспоминать о тех несчастных семьях, в коих царят ссоры и раздоры, после того, что говорили мы сейчас об этих малых, но всеми любимых Божиих мушках... Стыдно нам, разумным Божиим созданиям, лениться, когда неразумные творения Божии так усердно трудятся! Стыдно друг с другом считаться, браниться и ссориться, если даже такие малые создания Божий так любят и берегут друг друга, да и нас от своих трудов неустанных и питают и услаждают, и даже для свечи в церковь Божию благоуханный воск уготовляют! Ах, если бы мы хотя мало-мало поучились бы у них жить во славу Божию, если бы наши домы подобны были ульям пчелиным, а сами мы -пчелкам трудолюбивым! - Братия! Ведь это было бы великое счастие, это привлекало бы на наши дома Божие благословение, - а для этого много ли надо? Стоит только каждому полюбить свое дело, а всем вместе -полюбить друг друга, перестать считаться да друг на друга ссылаться — и любовью привлекать друг друга к общему труду...

Вот и всё!..



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ