ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 9 сентябрь 2008 г.

Воздвижение Креста Господня

С трепетом и с глубоким сознанием священного ужаса мы поклоняемся сегодня перед Крестом Господним. И вместе с этим мы празднуем победу Божию над грехом, над злом, надо всем, что разделяет человека и мир от Него...

Художественные изображения Креста часто заслоняют в нашем сознании тот крест, каким Спаситель нес его на Голгофу, крест, на котором умирал Господь. В те далекие времена крест значил смерть преступника; смерть такого преступника, перед которым содрогалось ужасом человеческое сознание; преступника, который людьми, народом, градом был извержен вон, которому места не было среди людей, и путь его, через жестокую смерть, лежал во дно адово. Таким видели Спасителя предавшие Его на смерть, осудившие Его на распятие, пригвоздившие Его ко кресту, глумившиеся над Ним в часы Его умирания; Он был для них преступником, который заслуживал последнего извержения из среды людей и смерти, то есть исключения из среды живых.

Православные иконы и распятия являют нам покой смерти Христовой; западные распятия нам показывают мучительную смерть человека, но реальность сочетает и то и другое, являясь чем-то еще большим, нежели просто смерть человека, который сумел всей жизнью и всей смертью своей любить, до победы Божией. Христос перед Своим распятием говорил Своим ученикам: Никто не отнимает у Меня жизни — Я ее Сам отдаю... И в молитве перед освящением Святых Даров мы говорим, что Христос был предан — нет, не предан! Он Сам Себя отдал на крестную смерть нашего ради спасения...

Распятие Христово — это действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить — жить вечной жизнью, жить с Богом. Иуда Его предал; Петр от Него отрекся, трое из учеников спали в Гефсиманском саду: все бежали. Ирод цинично над Ним насмехался; Пилат от страха перед людьми предал Его на смерть; первосвященники, по слепой вере и зависти, требовали Его распятия — но в конечном итоге Христос стал человеком, жил, страдал и умер, потому что я, и ты, и каждый из нас в отдельности и все вместе мы потеряли Бога грехом, забывчивостью, себялюбием — каждый из нас. Потому что для каждого из нас, как Спаситель сказал в одном видении, Он претерпел бы весь ужас Гефсиманской ночи и весь ужас крестного умирания и смерти... Он свободно отдал Свою жизнь для тебя и для меня — не коллективно для нас, а ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему так дорог, так Им возлюблен, что цена ему — вся жизнь, и весь ужас, и все страдание, и вся смерть Христова.

И этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой.

И вот мы поклоняемся Кресту, который для нас означает все это, и победу Божию; и как благоговейно должны мы совершать крестное знамение, относиться к тому, что оно значит для нас. Когда мы кладем на себя крест, мы кладем на себя знак, перед которым дрожат все темные силы, раз сразившиеся с Богом — крестом и побежденные этим крестом. Мы этого не умеем ощутить, но темные силы трепещут и отходят от креста Господня.

Но вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы на себя берем крест Христов; мы решаемся следовать за Ним, а путь Христос нам указал: Отвергнись себя, возьми крест и иди за Мной; чтобы никто у тебя не отнимал жизни, отдавай ее каждый день, каждый час, пока не придет время отдать ее раз и навсегда в руки Божии. И пусть вся твоя жизнь будет несением этого креста — знамения победы и готовности твоей так жить и так умирать, как умирал Господь.

И как благоговейно должны мы совершать крест, зная, помня, что крестом мы исповедуем всю веру свою, складывая три пальца вместе, чем свидетельствуем нашу веру во Святую Троицу, и сгибая остальные два пальца, чем напоминаем самим себе, темным силам и каждому, что мы верим во Христа — и Бога, и Человека, сошедшего на землю и отдавшего Свою жизнь за нас.

Поэтому, когда будете подходить ко кресту сегодня на прощание, — поклонитесь ему благоговейно, любовно, трепетно, но, приложившись к нему, отдавая ему поцелуй веры и поцелуй любви, примите заповедь Господню: Отвергнись себя! Возьми свой крест и последуй за Мной — куда бы Я ни пошел... Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский


В Православной Церкви праздник Рождества Богородицы

21 сентября в Русской Православной Церкви праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама.

Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.

В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.

Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божий о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

Иоаким и Анна поношения бесчадства,

и Адам и Ева от тли смертный свободистася Пречистая,

во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои,

вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти:

неплоды рождает Богородицу и питательницу жизни нашея.

(Кондак, глас 4-й)


"Мы — чада Божии и похожи на Господа"

24 сентября - память преподобного Силуана Афонского ( 1938 г .)

"Об этом дивном монахе можно сказать лишь одно — сладостная душа. Сладостность этой души ощутил не только я, но всякий паломник Святой Горы, который общался с ним. Силуан был высоким, крупным, с большой черной бородой, и своим внешним видом не сразу привлекал незнакомого человека. Но одного разговора с ним было достаточно, чтобы человек его полюбил. "Господь нас неизреченно любит", - говорил каждому отец Силуан. И при этих словах глаза его всегда наполнялись слезами. Они были красны от слез.

Больше всего он говорил о любви Божией к людям. Когда кто-нибудь жаловался ему на свою скорбь либо искушение, Силуан утешал и подбадривал его словами о любви Божией. "Знает Господь, что ты страдаешь, но Его любовь согреет тебя, как солнце греет землю. Не бойся, это для твоего же блага". Он не был строг к чужим грехам, как бы велики они ни были. Он говорил о безмерной любви Божией к грешнику, и приводил грешного человека к тому, чтобы тот сам себя строго осудил".

Из праха сотворил Господь человека, но любит нас, как родных детей, и желанно ждет к Себе. Господь до того возлюбил нас, что ради нас воплотился, и пролил Кровь Свою за нас, и Ею напоил нас, и дал нам Пречистое Тело Свое; и так мы стали детьми Его, от Плоти и Крови Его, и похожи на Господа во плоти, как родные дети похожи на отца своего, независимо от возраста, и Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы вечно будем с Ним.

* * *

Господь не переставая зовет нас к Себе: «Приидите ко Мне, и Я упокою вас». Он питает нас Своим Пречистым Телом и Кровью. Он милостиво воспитывает нас словом Своим и Духом Святым. Он открыл нам тайны. Он живет в нас и в таинствах Церкви, и ведет нас туда, где будем видеть славу Его. Но каждый будет видеть славу сию по мере любви своей. Кто больше любит, тот сильнее стремится быть с Любимым Господом, и потому более приблизится к Нему; кто мало любит, тот мало и желает, а кто не любит, тот не желает и не стремится видеть Господа, и пребудет вечно во мраке.

* * *

До слез жалко мне людей, которые не знают Бога, не знают Его милостей. Нам же Господь показал Себя Духом Святым, и мы живем во свете Его святых заповедей.

Чудное дело. Благодать дала мне познать, что все люди, любящие Бога и хранящие заповеди Его, исполнены света и похожи на Господа; а идущие против Бога — исполнены мрака и похожи на врага.

И это естественно. Господь есть Свет, и Он просвещает Своих рабов, а те, кто служат врагу, от него восприняли мрак.

* * *

Знал я одного мальчика. Вид его был ангельский; смиренный, совестливый, кроткий; личико белое с румянцем; глазки светлые, голубые, и добрые и спокойные. Но когда он подрос, то стал жить нечисто и потерял благодать Божию; и когда ему было лет тридцать, то стал он похож и на человека и на беса, и на зверя и на разбойника, и весь вид его был скаредный и страшный.

Знал я также одну девицу очень большой красоты, с лицом светлым и приятным, так что многие завидовали ее красоте. Но грехами потеряла она благодать, и стало скверно смотреть на нее.

Но видел я и другое. Видел я людей, которые пришли в монахи с лицами, искаженными от грехов и страстей, но от покаяния и благочестивой жизни они изменились и стали очень благообразными.

Еще дал мне Господь увидеть на Старом Русике во время исповеди иеромонаха-духовника во образе Христа. Он стоял в исповедальне невыразимо сияющий, и хотя он был весь белый от седины, лицо его было прекрасным и юным, как у мальчика. Подобным образом видел я одного епископа во время Литургии. Видел я также Отца Иоанна Кронштадтского, который от природы был обыкновенный по виду человек, но от благодати Божией лицо его было благолепно, как у ангела, и хотелось на него смотреть. Так грех искажает человека, а благодать красит его.

* * *

Человек взят от земли, но Бог так возлюбил его, что украсил его Своею благодатью, и человек стал подобен Господу.

Жалко, что мало кто знает об этом, и это потому, что мы горделивы. А если бы мы смирились, то Господь открыл бы нам эту тайну, потому что Он много нас любит.

Апостолам Господь сказал: «Детки, имеете ли вы какую еду?» (Иоан. 21, 5). Какая любовь видна в этих словах. Но Господь не только Апостолов, но и всех нас так любит.

Когда сказали Господу: «Вот, Матерь Твоя и братья Твои пришли Тебя видеть», то Он ответил: «Кто творит волю Божию, тот Мне мать, и сестра, и брат» (Мф. 12, 47-50).

* * *

Есть люди, которые говорят, что Бога нет. Так говорят они потому, что в сердце их живет гордый дух, который и внушает им ложь на Истину и на Церковь Божию. Они думают, что они умные, а на самом деле не понимают даже того, что мысли эти не их, а исходят от врага; но если кто примет их сердцем и полюбит, то так и сроднится с злым духом. И не дай Бог никому умереть в таком состоянии.

А у святых в сердце живет благодать Святого Духа, которая роднит их с Богом, и они ясно чувствуют, что они духовные дети Отца Небесного, и потому говорят «Отче наш» (Рим. 8, 15—16; Гал. 4, 6—7).

Душа при этих словах радуется и веселится. Духом Святым она знает, что Господь — наш Отец. Мы хотя и созданы из земли, но Дух Святой живет в нас и делает нас похожими на Господа Иисуса Христа, как дети бывают похожи на своего отца.

* * *

Человек создан из земли; что доброго может быть в нем?

Но вот милость Божия украсила человека благодатию Святого Духа, и он стал подобен Иисусу Христу, Сыну Божию. Велика сия тайна, велика и милость Бога человеку.

Если бы все народы земли знали, как любит Господь человека, то все возлюбили бы Христа и Христово смирение и желали бы во всем уподобиться Ему Но самому человеку невозможно сие, ибо только в Духе Святом становится человек подобен Христу. Падший человек покаянием очищается, и обновляется благодатию Святого Духа, и делается во всем похожим на Господа.

Так велика милость Божия к нам.

Благодарим Тебя, Господи, что Ты дал на землю Духа Святого, и Он учит душу познанию о том, чего никогда не предполагала она знать.

Дух Святой учит нас смирению Христову, чтобы душа всегда носила в себе благодать Божию, которая веселит душу; но в то же время Господь дает душе печаль за людей и слезную молитву, чтобы все народы познали Господа и насладились бы любовью Его.

* * *

Кто познал любовь Божию Духом Святым, тот не знает покоя ни днем ни ночью, и хотя изнемогает тело и хочет лечь на койку, но и на койке неутомимая душа всею силою влечётся к Богу, Отцу своему. Господь сроднил нас. «Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, да будут и они в Нас едино» (Иоан. 17, 21). Так Господь Духом Святым творит из нас единую семью с Богом Отцом.

           

Автор: Преподобный Силуан Афонский


Человеку заплатит тот хозяин, на которого он работает

Люди отошли от Бога и поэтому лишены божественного утешения. Чем дальше человек отходит от Бога, тем ему труднее. А если иметь Бога, то можно не иметь ничего больше – и ничего больше не желать. Если же у человека есть всё, но нет Бога, то он испытывает внутренние мучения. Поэтому, насколько возможно, нам необходимо приблизиться к Богу. Только близ Бога человек находит радость – настоящую, вечную.

Живя вдали от Сладкого Иисуса, мы пьем горькую чашу. Когда наш ветхий человек становится сыном царским, он питается божественным наслаждением, небесной сладостью и переживает райское радование, уже в этой жизни отчасти ощущает райскую радость. От меньшей райской радости человек переходит к большей и большей. Его сердце захлебывается, трепещет от радости, ему хочется улететь ввысь – потому-что земля и все земное кажутся сердцу ничего не стоящими пустяками.

Вначале человек находился в общении с Богом. Однако после он отошел от Бога и стал чувствовать себя так, как если бы сначала он жил во дворце, а потом, навсегда оказавшись за дворцовыми воротами, смотрел на дворец издали и плакал. Как страдает ребенок, находясь вдали от матери, так страдает, мучается человек, удалившийся от Бога. Отходя от Бога, человек испытывает адскую муку. Как же это страшно! Однако больше всего мучается сам диавол – ведь он отошел от Бога, от любви дальше всех.

Тот, кто отошел от Бога, принимает бесовское воздействие, тогда как тот, кто живет с Богом, приемлет божественную благодать. Благодать Божия приложится тому, кто ее имеет. А если человек имеет немного благодати, но обращается с ней без должного благоговения, то у него отнимется и то немногое, что у него есть. Современным людям не хватает благодати Божией, потому-что греша, они отбрасывают от себя и те крохи благодати, которые имеют. А когда уходит божественная благодать, на человека яростно устремляются все бесы.

В соответствии с тем, насколько люди отошли от Бога, они чувствуют огорчение в этой жизни. В жизни иной они будут переживать вечное огорчение. Насколько человек живет согласно воле Божией, настолько – еще в этой жизни – он в некоторой степени вкушает часть райской сладости. Делая добро, человек чувствует радость. Делая грех – страдает. Чем больше добра делает человек, тем больше он радуется, чем больше зла, тем сильнее страдает его душа. Даже когда человек просто что-то принимает от другого – он не чувствует той радости, которую испытывает, когда сам что-то дает. А уж какая там радость, если других обижать! Поэтому посмотрите на тех, кто обижает и обманывает других: какие у них страшные лица, как уродливо они гримасничают!

Люди, удалившиеся от Бога, никогда не испытывают утешения и мучаются вдвойне. Тот, кто не верует в Бога и будущую жизнь, не только лишен утешения, но и приговаривает себя к вечной муке. Человеку заплатит тот хозяин, на которого он работает. Если ты работаешь на черного хозяина, то уже здесь он сделает твою жизнь черной. Если ты работаешь греху, то с тобой расплатится диавол. Если ты возделываешь добродетель, то тебе заплатит Христос. И чем больше работаешь Христу, тем просветленнее и радостнее становишься. Христос претерпел Распятие, чтобы искупить нас от греха, чтобы очистился весь человеческий род. Что сделал для нас Христос, и что делаем для Него мы?

Люди хотят грешить и иметь такого Бога, Который бы нас прощал, а мы продолжали бы грешить. Люди не веруют и от этого ненасытно бросаются в грех. С этого, т.е. неверия, начинается все зло. Люди не верят в иную жизнь и поэтому не считаются ни с чем. Обижают и обманываеют друг друга, бросают своих детей... Творится такое, что язык не поворачивается сказать. Нешуточные грехи. Такие грехи, что даже Святые Отцы не предусмотрели подобного в Священных Канонах. Как сказал Бог о Содоме и Гоморре: «Не верю, неужто и правда творятся такие грехи? Пойду, посмотрю».

Если люди не покаются, не возвратятся к Богу, то они потеряют вечную жизнь. Человек должен помочь себе почувствовать глубочайший смысл жизни. Он должен прийти в себя, чтобы ощутить божественное утешение. Задача в том, чтобы человек духовно возрос, а не просто воздерживался от грехов.

Люди, находясь сегодня в таком ужасном состоянии, делают всё, что взбредет им в голову. Одни живут на таблетках, другие – на наркотиках. То и дело трое-четверо прельщенных создают какую-нибудь новую религию. Иные устали от жизни и хотят наложить на себя руки или же, сделав какое-нибудь зло, устроить хороший тарарам. Речь идет не о тех, у кого эти желания появляются в виде хульного помысла, и они его изгоняют. Сейчас мы говорим о людях, которые устали от жизни и не знают, что им делать. Вот таких-то людей некоторые и используют для достижения своих злых целей.

Несмотря на то, что мы довели себя до такого состояния, Бог не бросает нас на произвол судьбы. Бог оберегает нынешний мир обеими руками. Сегодня, когда человечество окружает столько опасностей, Бог оберегает его словно мать ребенка. Сейчас Христос, Пресвятая Богородица, святые помогают нам больше, чем в прежние времена, но мы не понимаем этого. А до чего дошел бы мир, если бы этой помощи не было!... Большинство людей живут на таблетках, находятся в таком состоянии, что страшно сказать. Один пьян, другой разочарован жизнью, у третьего задурманена голова, четвертый измучен бессоницей. И видишь, как все эти люди водят машины, гоняют на мотоциклах, работают на опасных станках. Что, разве все они находятся в подходящем для этого состоянии? Сколько народу уже давно могло бы перекалечиться! Как же хранит нас Бог, но мы этого не понимаем...

Помню, как раньше наши родители уходили работать в поле и оставляли нас под присмотром соседки. Мы играли вместе с ее детьми. В те времена дети были уравновешенными. Соседка только иногда поглядывала на нас и продолжала заниматься хозяйством, а мы тихонечко играли. Так же и Христос, Матерь Божия, святые раньше только присматривали за миром. А сегодня и Христос, и Божия Матерь, и святые постоянно то одного где-нибудь подхватывают, то другого от чего-нибудь удерживают, потому-что люди сейчас неуравновешены. Сейчас такое творится, что Боже упаси!.. Все равно, что у какой-то матери есть несколько трудных детей: один забрался высоко и вот-вот сорвется вниз, другой берет нож и хочет перерезать себе горло, третий собирается обидеть четвертого... Мать не может расслабиться, не смыкает глаз, следит за ними, а дети не понимают ее тревоги. Так и мир не понимает того, что Бог помогает ему. Если бы Бог не помогал, то с таким количеством современной опасной техники мир уже давно бы весь перекалечился. Но к счастью у нас есть защитники: наш Отец – Бог, наша Мать – Пресвятая Богородица, наши братья и сестры – святые и ангелы.

Насколько же велика ненависть диавола к роду человеческому! Как сильно желание врага уничтожить нас! А мы забываем, с кем ведем войну. Если бы вы только знали, сколько раз диавол уже опутывал землю своим хвостом, желая ее погубить! Но Бог не позволяет ему этого, Он разрушает его планы. Бог извлекает пользу даже из того зла, которое диавол стремится сделать, Он извлекает из зла великое добро.

Посмотрите: ведь благой Бог никогда не попускает, чтобы великие испытания продолжались более трех поколений. Он всегда оставляет закваску. Перед вавилонским пленением израильтяне скрыли в пустом колодце огонь от последнего жертвоприношения, чтобы потом зажечь от него огонь для новых жертвоприношений. И действительно – семьдесят лет спустя, когда они возвратились из плена, огонь для первого жертвоприношения был разожжен от найденного ими в колодце. В любые тяжелые времена ко злу увлекаются не все. Бог сохраняет закваску для грядущих поколений...

Автор: Блаженный старец Паисий Святогорец


Что такое крестное знамение и для чего мы его делаем?

Крест с того времени, когда Иисус Христос был распят за нас на Кресте, сделался неотъемлемой принадлежностью Иисуса Христа. Поэтому, когда мы делаем на себе крестное знамение, то этим показываем и как бы говорим о себе: я христианин, я Христов, я во Христа верую. Знамение крестное есть внешний отличительный знак христианина.

Для чего же мы делаем на себе крестное знамение?

Мы делаем знамение крестное на себе, или крестимся, во-первых, для того, чтобы знамение это на нас видел Бог. Да, Бог видит, когда мы крестимся, когда мы делаем на себе знамение крестное. А некоторые из нас крестятся кое-как, поспешно, небрежно, без всякого внимания. Грешно так креститься, необходимо креститься со вниманием, с мыслью, с благоговением; клади крест как святыню, как Христа самого. Скажешь, сила не в кресте? Нет, в Кресте сила, и сила великая, когда ты крестишься надлежащим образом.

Крестное знамение есть тот знак, по которому Бог обращает Свое милостивое внимание к нам, за который он изливает спасительную благодать на нас.

Поэтому вовсе ты не делай на себе крестное знамение - и тогда все будут знать, что ты не христианин; или делай, как должно, без поспешности, с благоговением, с вниманием, с мыслью.

Итак, мы крестное знамение делаем для того, чтобы привлечь к себе внимание Божие. Но так же делаем крестное знамение еще для того, чтобы видел это лукавый, враг наш диавол. Да, лукавый пусть видит, когда мы делаем на себе крестное знамение, потому что он не любит этого знамения. Как боится лукавый Иисуса Христа, так он боится и знамения Христова - Креста. Крест - самое верное орудие против врага, самая крепкая защита от него, самый острый меч для него. Оградить себя крестным знамением - значит оградить себя силой Христовой, от всех нападений лукавого.

И не лукавый только бегает от крестного знамения; крестное знамение от всего нам враждебного, неприязненного охраняет, защищает нас. Где знамение крестное полагается, там Ангел Христов защитником встает. Бес бежит от крестного знамения, а Ангел спешит на крестное знамение, да, знамение крестное есть знак, по которому Ангелы видят, кого им защищать, охранять, а злые духи видят от кого им надо бежать, отступать.

И потому твори крестное знамение с мыслию, со вниманием, как некий щит, охраняющий тебя, как некий меч, поражающий врага твоего.

Наконец, мы делаем на себе знамение крестное и для того, чтобы перед другими исповедовать Иисуса Христа, распятого на Кресте. Да, пусть и люди видят, кого мы исповедуем, в кого мы веруем, на кого мы надеемся, кого любим, кого почитаем.

А ты иногда стыдишься сделать крестное знамение!

Знаешь ли, какой ты через это грех делаешь, стыдясь креститься, ты стыдишься, что ты христианин; стыдишься, что ты Христу принадлежишь, во Христа веруешь, на Христа надеешься, Христа почитаешь, любишь!

Нет, бойся стыдиться при людях делать крестное знамение; не стыдись признаваться, что ты Христов, иначе Иисус Христос постыдиться признать тебя Своим на Страшном Суде и откажется принять в Царство Небесное.

Итак, вот для чего мы крестимся: что бы показать, что мы христиане, и что бы это видел Бог, видел бы Ангел Хранитель, видел бы лукавый и что бы люди видели, что мы христиане.

Окончим слово о Кресте, словами святого Кирилла Иерусалимского:

"Да не стыдимся исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем рукой знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чаше, из которой пьем. Да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать, и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем, он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных и страх для злых духов".

Автор: протоиерей Родион Путятин


Вопрос священнику

Вопрос:

На днях, во время экзамена меня заинтересовал вопрос: является ли использование шпаргалок грехом? С уважением. Роман.   

                       

Ответ:

Конечно, является. И если у Вас возник такой вопрос - значит совесть Ваша христианская жива. Использующий шпаргалку обманывает и преподавателя и себя. Я думаю, вряд ли есть такой студент, который никогда не пользовался "шпорой". Вообще в жизни бывают моменты, когда мы осознанно идем на грех. Если это грех не смертный (я надеюсь, что пользование шпаргалкой к таковым не относится), обратитесь к Господу со смиренной молитвой: "Господи, Ты видишь немощь мою и маловерие, помилуй меня, грешного!" Но это не должно превращаться в систему, иначе совесть наша может огрубеть и уже не будет такой чуткой, что может довести и до смертного греха. Нужно понимать, что мы совершили грех, удаляющий нас от Бога и на ближайшей исповеди покаяться в нем с твердым намерением - никогда более не повторять.

Вопрос:

В наше время среди молодежи становится нормой совместное проживание без регистрации брака для того, чтобы проверить свои чувства. Однако мне это кажется просто блудом! Или я не прав? А как быть родителям? Что мне делать, если моим родительским запретом пренебрегли? Нужно ли стараться разлучить блудников? И как это делать?

           

Ответ:

Очень сложный вопрос. И актуальный. Время, в которое мы живем - очень скользкое. Я не берусь давать родителям конкретный совет - у каждого своя ситуация. Думаю, вряд ли мы сможем заставить взрослых детей подчиниться нашей воле. Постоянными нотациями мы можем только оттолкнуть молодых, превратиться в их общего врага. Но и делать вид, что все хорошо - тоже нельзя. Молодые должны понять, что нас очень заботит и расстраивает такая ситуация, но чрезмерно давить и торопить с принятием решения не нужно, а лучше молиться о них. Побольше такта, терпения, любви.

На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов


Иеромонах Роман (Матюшин)

Радость моя, наступает пора покаянная,

Радость моя, запожарилась осень вокруг.

Нет ничего на земле постоянного,

Радость моя, мой единственный друг.

Желтое, красное - все разноцветное,

Золотом, золотом устланы рвы.

Прямо в лицо роднику безответному

Ветер повыбросил мелочь листвы.

Затосковали деревья бесправные,

В ризах растерзанных гибели ждут.

Лишь золотые Кресты Православные,

Радость моя, нас в бессмертье зовут.

Радость моя, эта суетность грешная

Даже на паперть швыряет листы.

Но возжелали покоя нездешнего

Белые Церкви, Святые Кресты.

Их не прельщают купюры фальшивые,

Не привлекает поток золотой.

Нужно ли Вам это золото лживое,

Вам, лобызающим вечный покой?!

Белые Церкви светлеются издали,

Благовествуя о мире ином,

Живы еще Проповедники Истины,

Радость моя, не скорби ни о чем.

Белые Церкви исполнены кротости,

Ими доднесь освящается свет.

Радость моя, что кручинишься попусту,

Белым Церквам нынче тысяча лет.

Выжили Вы, бессловесные Зрители,

Бури прошли, расточились врази.

Сколько всего за века перевидели

Белые церкви, осколки Руси!

Белые церкви плывут в бесконечности,

О, кладенцы неземной чистоты!

Непокоренные граждане вечности,

Белые церкви, Святые Кресты.

Вас не касаются запахи тленные,

Этот октябрьский отчаянный пир.

Белые Церкви - твердыни Вселенныя,

Не устоите - развалится мир.

Звон колокольный летит сквозь столетия,

Встретим же в храме молитвенный час:

Радость моя, мы с тобой не заметили:

Осень уже за порогом у нас.

Сентябрь 1987 г .


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

ПОДАТЕЛЬНИЦА УМА

Многие родители молятся Богородице, Заступнице нашей и Ходатаице пред Господом, Подательнице благих о вразумлении своих деток. Сугубо - этому образу, имеющему два названия. Закрепилось из них одно: «Прибавление ума». Нам же хочется вспомнить другое: «Подательница ума».

Необыкновенна история этой иконы. Легенда гласит, что во времена патриарха Никона некий иконописец, испугавшись потери рассудка от того, что не мог уразуметь, какие же богослужебные книги спасительны, «старые» или «новые», взмолился Богородице о вразумлении. Богоматерь обещала исцелить его, взяв обет изобразить Ее в том виде, в котором Она ему явилась. Обет был исполнен. Так появилась икона «Прибавление ума». Кроме этой легенды существует интересное свидетельство церковной археологии. В итальянском городе Лорето находится почитаемый католиками святой домик, где хранится вырезанное из кедрового дерева и обвитое жемчужными нитями изваяние Богоматери, что является скульптурным прототипом иконописного образа «Подательницы ума». Согласно католическому преданию, этот домик был перенесен в Италию в XIII веке из Назарета. В те времена многие христианские святыни спешно увозились с захваченных турками земель туда, где им не грозила опасность осквернения. Сама Богородица, явившись епископу Лорето, сказала: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега». Вместе с жилищем Марии в Лорето была доставлена и Ее кедровая статуя, изваянная (по легенде) евангелистом Лукой. Эта святыня так и осталась бы католической, если бы в 1528 году ее не увидели наши соотечественники - послы царя Василия Иоанновича. Они прибыли в Италию по приглашению папы Климента VII, который был заинтересован в униатстве. Среди русских икон, написанных по западным образцам, «Совет Предвечный», «Ветхое изображение Господа Саваофа» и Лоретская Богоматерь, изображение которой вобрало в себя черты явленной в России иконы и приняло ее название.

Образ этот хранится в Спасо-Преображенском храме г.Рыбинска Ярославской области. Его список есть в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Петербурга.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Подательница ума»

О Пресвятая Дево! Ты - Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.


О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам, грешным, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на Кресте и в третий день воскрес. Крест - орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью.

 Для крестного знамения мы складываем пальчики правой руки так: три первых пальца слагаем вместе концами ровно, а два последних пригибаем к ладони. Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, как единую и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую. Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб - для освящения нашего ума, на чрево (живот) - для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечо - для освящения наших сил телесных.   Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно.


МОЛИТВА О ПЛОХО УЧАЩЕМСЯ

Господи Иисусе Христе Боже наш, Вселивыйся в сердца двунадесяти Апостолов нелицемерно, благодатию Святого Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих уста отверзый, и начаша глаголати иными языки. Сам, Господи, ниспошли того Духа Твоего Святаго на отроча сие (имя) и насади во ушеса сердца его священныя писания, яже рука Твоя Пречистая на скрижалех начерта законоположнику Моисею, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Перед началом каждого дела осеняй себя крестным знамением, и тогда все дела твои будут ко спасению.

МОЛИТВА ПРЕД УЧЕНИЕМ

Преблагий Господи ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющего душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

МОЛИТВА ПОСЛЕ УЧЕНИЯ

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.


КАНАВА

Когда Дима с папой снова приехал на дачу, оказалось, что между домом, похожим на большой скворечник, и лугом вырыли канаву. Канава была длинная, узкая и напоминала ползущую вдоль луга змею.

Дима заглянул в нее и увидел лягушек. Они плавали в мутных лужицах, оставшихся после ночного дождя, и сидели на комьях земли.

— Папа! — позвал Дима. — Смотри!

— Допрыгались! — покачал головой папа и вдруг сказал: — А ведь это на что-то похоже!..

— Неужели они сами не могут выбраться на волю?

— Нет! Так и будут сидеть, пока не засыплют канаву.

— А давай мы им поможем! — предложил Дима.

Вдвоем они стали выуживать лягушек палками. Но те уворачивались и спрыгивали с палок.

— И это на что-то похоже! — снова сказал папа.

А Дима уговаривал:

— Ну, лягушечки, не упрямьтесь!

Но ни одна лягушка не воспользовалась помощью.

— Все! — сказал, наконец, папа и вздохнул: — Так и нас Господь Бог хочет вытащить из канавы греха. Вот на что это похоже!


ДУША С ОЧАМИ

В глухом лесу, в забытом миром скиту, жили два монаха. За одним монахом, когда он по лесу тихонько шел и ягоды собирал, все зверье, какое было рядом, как собачонки, бежало, а кто помельче: белки, куницы, зайцы, ежи, вцепившись зубами или лапами в его ветхую рясу, как шишки на елке, висели, закрыв глаза от блаженства.

Другой же и хлеб в лес носил, чтоб зверей кормить, и говорил с ними ласково, а только не шли к нему звери и с опаской из-за деревьев на него глядели.

- Что же это, брат?! - сердился этот монах. - Зла я им не делаю, а не подходят ко мне, как к тебе?

- А что ты про них думаешь, когда не идут они к тебе?

- Вот, думаю, твари неблагодарные! Кормишь вас, кормишь, от себя последнее отрываешь, а вы, поганцы, все равно меня не любите!

- Невозможно, брат, заставить себя любить никакими дарами. Ведь если можно скрыть от детей и зверей недобрые поступки, то дурные помыслы - нет. У них душа с очами.

Георгий ЮДИН


ПЕРВАЯ МОЛИТВА

Что за праздник здесь случился?
В будни — праздничный пирог!
Я — молиться научился:
В этом мне Сам Бог помог!
Я сегодня первый раз
За сестренкой милой
Повторил, молясь за нас:
«Господи, помилуй!»
Солнце брызнуло по окнам!
К маме бросилась сестра.
Мама испекла пирог нам,
И его нам есть пора.
Но теперь перед обедом
Я за стол не тороплюсь.
За сестрой и мамой следом,
Словно взрослый — помолюсь!


ЛЕСТНИЦА-НЕБЕСНИЦА

Молитва — к Небу лестница:
Ступень, еще ступень...
Лестница-Небесница
Нужна мне каждый день!
† † †
Хватит мне лениться —
Я учусь молиться!

МОЛИТВЫ ДО И ПОСЛЕ ВСЕХ ДЕЛ

Пусть это будет у тебя в крови,
Чтоб ты ни делал:
«Господи, благослови!»
И чтоб ни сделал ты,
С тобой пусть будет тоже
Молитва эта:
«Слава Тебе, Боже!»

МОЛИТВА-СОСТРАДАНИЕ

«Скорая помощь» мчится вдали,
Сирена ревет без вдоха...
Господи, помоги! Господи, исцели
Всех, кому где-то плохо!


МОЛИТВА В ПОДАРОК

Этот стих одна старушка
Прошептала мне на ушко.
Ей дала его монашка,
И учить его не тяжко:
«Господь — моя отрада,
Господь Спаситель мой,
Избавь меня от ада,
И будь всегда со мной!»
Я его запомнил сразу,
То есть, с первого же разу,
Так его слова просты...
А с какого раза ты?



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ