ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 6 июнь 2008 г.

Пятидесятница: Рождение Церкви, День Святой Троицы

В пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения Церковь празднует еще одно весьма важное событие. Пятидесятница или праздник Святой Троицы — воспоминание об ипостасном явлении, сошествии Святаго Духа на апостолов, рождении Христианской Церкви.

Сошествие Святого Духа создает Церковь. Бог, являясь в Третьей Своей Ипостаси, уже никогда не оставляет мира, присутствует в нем в Ипостаси Духа, всегда действующей в Церкви.

Безусловно, Святой Дух не бездействовал и в ветхозаветные времена. Он звучал в устах великих пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, побуждая избранный народ оставить заблуждения и вспомнить о своей богоизбранности. Дух Божий водил рукой Моисея, Давида, Соломона, других авторов библейских книг, признанных Церковью боговдохновенными.

В Пятидесятницу Святой Дух является ипостасно в полноте Своего Божественного Бытия, является для того, чтобы никогда уже не покинуть мир, создавая новую реальность Церковь Христову, сущностно соединяющую Небо и землю, Бога и человека.

Церковь, по самому определению своему, всегда едина, как един и единственен Бог, созидающий ее ипостасью Святого Духа. Поэтому все сообщества, оторвавшиеся от единой Церкви, будь то римо-католики или современные протестантские секты, остаются вне ее границ, а стало быть, и вне полноты Божественной благодати.

Церковь занимает локальную область в мире, пораженном грехом. Верующий человек, живет не исключительно в Церкви, но и в миру, где подвергается искушениям, грешит и неизбежно теряет полученную благодать. Но Дух Святой никогда не покидает Церкви. И возвращаясь в свое истинное Отечество, кающийся грешник восполняет потерянное за счет всегда присутствующей в Церкви врачующей и очищающей благодати Духа.

Святость является одним из наиболее ясных признаков Церкви, при помощи которых она определяется в Символе веры. Будучи реальностью, соединяющей небесное и земное, человеческое и Божеское, Церковь не может не быть святой. Источник этой святости находится не в духоносности ее членов, включая иерархию и священство, а в благодати Самого Святого Духа, которым только и держится Церковь.

Человек есть образ Божий, и его любовь есть образ Божественной Любви. И благодатная сила Святаго Духа, превращающая общество единомышленников, в Церковь также есть любовь. "Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога... Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас... Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4:7, 12, 16).

Сила любви созидает Церковь как таинственное Тело Христово, ибо эта любовь братьев есть действие вечной Благодатной Любви, Которая есть Бог.

Пятидесятницу на Руси предпочитают называть праздником Троицы. Единосущие Отца, Сына и Святого Духа проявляется в Церкви как соборность. Соборное, то есть основанное на духовной свободе и любви, устроение Церкви для русского человека всегда было идеалом общественного устройства. Многочисленные храмы, освященные в честь Пресвятой Троицы были священным напоминанием об этом идеале.


Вознесение Господне

Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос явился апостолам в Иерусалиме и вывел их из города на гору Елеонскую. Здесь Он повелел им не расходиться из Иерусалима, пока они не получат Духа Святого. Затем, подняв руки, Он благословил апостолов и, когда благословлял, стал отдаляться от них. Наконец светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. Апостолы долго смотрели на небо. Вдруг явились им два Ангела в белых одеждах и сказали: "Мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды.

Вознесение Господа Иисуса Христа — это завершение Его земного служения. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Господь совершил большее, в Своем Лице Он вознес человеческую природу, включая тело человека к Самому Престолу Отца. Предосвятив в высшей степени Своим Вознесением природу человека, Господь сделал ее способной к принятию Святого Духа, Которого Он обещал послать людям Своим от Отца. Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут.

Вознесение Господне – Престольный праздник для Казанского собора, так как один из его приделов освящен в честь этого праздника.

Тропарь, глас 4-й

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Величание

Величаем тя, Живодавче Христе, И почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение.


Духов день

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ''ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы'', в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух Един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, ''кроме нерождения и рождения'', исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: ''Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит''. Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7,17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, ''любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание'' (Галат.5,22-23).

Никольский Благовестник

 

МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.

Мы называем в ней Духа Святаго Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.

Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях, как Он утешил и апостолов в 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо.

Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.

Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: иже, везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.

Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет Своею благодатию и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме; очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.


День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

28 мая/10 июня

Патриаршество на Руси

     Русская Православная Церковь вступила на арену истории как одна из митрополий Константинопольского Патриархата 415 лет назад… Однако с самого начала она была пространнейшей и многолюднейшей из митрополий. В последующие века территории Византийской империи, а с ней и православной Церкви на Востоке, катастрофически уменьшались под натиском ислама и крестоносного католичества, а Православная Русь и Русская Церковь росли. Полнота Православия «прирастала» Святой Русью. В 1448 году, через десять лет после Флорентийского Собора, на котором представители Константинопольской Церкви подписали акт об унии с Римом, Русская Церковь, не признавшая унии, провозгласила себя автокефальной. Недоверие к грекам и сомнение в их православии привело к тому, что русские архиереи постановили в 1480 году не принимать греков на епископские кафедры. «Одержимый прежде благочестием святой град Константинополь ради латинские прелести погибе» — таково было общее мнение того времени. Русские архиереи больше не ездили в Константинополь испрашивать благословения Патриарха на возведение в митрополичий сан и поставлялись в Москве. Фактически Русская Церковь обрела полную независимость.

     Ко времени царствования Федора Иоанновича Московское государство осталось единственным независимым православным царством. Москва, осознававшая себя Третьим Римом, стала закономерной наследницей православной империи, и Русская Церковь — самой значительной и многочисленной во вселенском сообществе сестер — Церквей.

     В 1589 году в Русской Церкви при непосредственном участии Патриарха Константинопольского Иеремии II было установлено Патриаршество. В «Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата» царь Феодор Иоаннович пишет: «И мы, помыслив о сем превеликом деле, чтоб с Божией помощью в царствующем граде Москве устроить превеликий престол Патриарший, объявили царскую мысль свою архиепископу Константинополя, Нового Рима, и Вселенскому Патриарху. И слышав таковая, пресвятейший Иеремей, Вселенский Патриарх, сказал так: «Воистину от Бога таковая благочестивый царь, великое Российское царство, Третий Рим, благочестием всех превзыде». И по благодати Святаго Духа святейший Иеремей, Вселенский Патриарх, по правилам божественных апостолов и святых Отцов и по совету всех митрополитов, и архиепископов, и епископов, и всего Освященного Собора, избрал и поставил в Патриархи царствующего града Москвы преосвященного митрополита всея Руси Иова». Русская Церковь промыслительно получила Патриаршее возглавление в преддверие Смутного времени, накануне социальных и политических потрясений, угрожавших самому существованию нашего народа и государства. В одной из рукописей XVII в. сказано: «Изначала у нас, в Русском государстве, так повелось: если великие государственные или земские дела начнутся, то государи наши призывали к себе на собор Патриархов, митрополитов, архиепископов и с ними советовались. И почитают наши государи Патриархов великою честию… А до них были митрополиты… Теперь мы стали безгосударны и Патриарх у нас человек начальный (т.е. главный, правящий народом)».

     Основание патриаршества стало важной вехой в истории Русской Церкви. Преобразование Московской митрополии в Патриархат закрепило факт независимости Русской Церкви в нормах канонического права и в значительной степени усилило влияние Русской Церкви на международной арене. Отныне чин поставления в сан Патриарха Московского совершался в Успенском соборе Кремля.

     Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй — пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси. 7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви он был избран на Московский Патриарший Престол. Интронизация состоялась 10 июня 1990 года.

Использованы материалы: «Русский Дом»,


Евангелие от Иоанна

Глава 15

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.


                        Творения Святых Отцов

преподобный Иоанн Лествичник + 649 г .

(из книги «Лествица»)

 «Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а лишившись ее, печалится сердцем, тот вполне прельщает самого себя»

 «Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее»

 «Бесы тщеславия – пророки во снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслью»

 «Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть»

 «Не избегай из рук того, который привел тебя ко Господу; ибо во всю жизнь твою, ни перед кем не должен ты иметь такого почтительного благоговения, как перед ним»

«Праведный суд о трудах наших познаем во время исхода из сей жизни»

 «…когда бываем боримы, то это значит, что мы противоборствуем»

 «Покаяние есть примирение с Господом через совершение благих дел, противных прежним грехам»

 «Боязнь смерти есть свойство человеческого естества, происшедшее от преслушания; а трепет от памяти смертной есть признак нераскаянных согрешений»

 «Когда оплакиваешь грехи свои, никогда не слушайся онаго пса, который внушает тебе, что Бог человеколюбив…Мысль же о милосердии Божием принимай тогда только, когда видишь, что низвлекаешься во глубину отчаяния»

 «Не желай словами уверять всех в твоем расположении к ним, а лучше проси Бога, чтобы Он открыл им любовь твою неведомым образом; иначе не достанет тебе времени на изъявление любви к ближним и на умиление»

«Видел я таких людей, которые тайно и скрытно соделовали тяжкие согрешения, а между тем считали себя лучшими других, безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки»

 «Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать – значит погублять свою душу»

«Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете»

 «…смирение есть всегдашнее забвение своих исправлений»

 « Смирение состоит в том, чтобы считать себя последнейшим и грешнейшим всех»

«Когда начнет в нас процветать священный гроздь смирения, тогда мы, хотя и с трудом, возненавидим всякую славу и похвалу человеческую, отгоняя от себя раздражительность и гнев. Когда же смиренномудрие, сия царица добродетелей, начнет преуспевать в душе нашей духовным возрастом, тогда не только за ничто почитаем наши все добрые дела, но и вменяем их в мерзость, думая,…что богатство дарований, которые получаем от Бога, и которых мы недостойны, послужат к умножению наших мучений в грядущем веке»

 «Многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамений и чудес; но без смирения никто не внидет в небесный чертог»

 «Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения – любящие Его»

 «Весьма развратился нынешний век, и весь стал преисполнен возношения и лицемерия…»

 «,,,не трудам, но простоте и смирению являет Себя Бог…»

 «Суеверные приметы в мирских людях сопротивляются вере в Промысл Божий…»

 «Все, хотящие познать волю Господню, должны прежде умертвить в себе волю собственную…»

 «Видел я одного человека, который передал другому свою греховную привычку, а потом, пришедши в чувство, начал каяться и отстал от греха; но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние его действительно не было»

 «Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных, и еще более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы»


ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ

Вопрос

Здравствуйте! Мое имя Виталий. У меня вопрос, который может показаться странным.

Дело в том, что недавно прочитал статью о шахматах, в которой говорилось, что эта игра была запрещена Церковью. В интернете много разной информации, начиная с того, что верующему лучше не играть и до того, что под патронажем некоторых монастырей проводятся шахматные турниры. Хотелось бы отметить, что я не отношусь к шахматам, как к азартной игре, а скорее как способу приятно и с пользой для ума провести время. Хотелось бы узнать - как относиться к этой игре и вообще можно ли в нее играть. Так как считаю себя верующим, этот вопрос меня действительно волнует. Спасибо.      

Ответ

Уважаемый Виталий!

Христианство - это религия свободы. Апостол Павел говорит: "Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною". Вот критерий оценки наших жизненных увлечений. Вся наша жизнь - это путь к Богу. Этот путь - непременно восхождение. И как, восходя на гору, мы оставляем на очередной стоянке то, что нам мешает подниматься выше и то, что становится ненужным, так же происходит на нашем пути к Царству. И еще - на этом пути есть ориентиры - Слово Божие, советы св. отцов, советы духовника. Но ведет каждого из нас по этому пути Господь.

Теперь о конкретном вопросе. Если Вам не мешает на Вашем пути к Богу увлечение шахматами - играйте в шахматы. Когда повзрослеете духовно, - может быть, оставите это занятие, потеряв интерес к нему, либо научитесь играть в шахматы бесстрастно. Но это в том случае, если Ваш путь к Богу будет действительно восхождением, а не топтанием на месте - вот об этом должна быть главная забота.

Вопрос:

Мое имя Валентина. Подскажите, пожалуйста, как правильно подготовиться и пройти исповедь? Дело в том, что за всю свою жизнь я исповедовалась раза 3 и то в детстве, когда бабушка водила меня в церковь. Муж у меня военнослужащий и всю жизнь мы промотались по отдаленным гарнизонам. Сейчас повезло, ближайшая церковь в 70 км . Я не могу ходить в церковь каждый день. Дома я часто молюсь о своих грехах, когда меня никто не видит и не слышит, и при этом просто рыдаю, но я не думаю, что батюшка в церкви должен выслушивать мой рев. Хотелось бы исповедоваться батюшке наедине, но как при этом не реветь?

Ответ:

Дорогая Валентина! Не бойтесь слез. Священник всегда радуется искренней исповеди, любому проявлению покаянного чувства. Скорбь бывает у священника лишь тогда, когда умаляют, оправдывают свои грехи. Не будете как дети - не войдете в Царство Небесное. Если есть скорбь о грехах, слезы - то и слова не важны. Постарайтесь подольше не потерять вашей искренности - потом не найдете.

На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов


Духовная поэзия

Иеромонах Роман (Матюшин)

* * *

А завтра – Вознесение Христово.

Душа живёт возвышенной волной.

Омоется туманами Ветрово,

Омоюсь я молитвою ночной.

Застыну перед Ликом на Убрусе,

Едва шепча молитвенный напев.

Благодарю, Сладчайший Иисусе,

За это чудо – пребывать в Тебе.

О, Благодать ночного Единенья!

О, Таинство, дарованное всем!

Приди и пей из Чаши Умиленья,

Сорастворись Божественной росе.

Блаженна ночь, когда она – Христова.

Блаженно всё, что тянется к Нему.

О, Обещавый Духа Всесвятого,

Пошли и нам, да не отыдем в тьму.

22-26 мая 1996. Скит Ветрово

* * *

Не омрачить бы ненароком совесть,

Не обрести злосилие в руке.

На Троицу в зеленую веселость

Я окунусь душой в березняке.

Не поломаю ветки не единой,

Не трону животворные листы.

Я стану здесь родным, не господином,

Роднясь со всеми Духом Всесвятым.

Я надышусь берёзовым настоем,

И нагляжусь на чудо Торжества.

И радостью великою святою

Наполнит боготканная листва.

30 мая 1996. Скит Ветрово

* * *

Царю Небесный! Творческая Сило!

Утешитель! Источник всяких благ.

Дух Истины, Который не вместила

Земля, не сотворённая для зла.

Ты подаёшь просящим обновленье,

И наполняешь души Красотой,

И призываешь вся к соединенью...

Кто слушает Тебя, о Дух Святой?

Иным, иным наполнены народы,

Оземленев, окаменев нутром.

И воздыхает о царях природы

Земная тварь пред Истинным Царём.

Одна она о вечном изнывает,

Всегда верша служение своё,

И, чая избавления, играет

Коленцами незримых соловьёв.

2-3 июня 1996. Скит Ветрово

* * *

Блажен, кто, наполняясь тишиной

И внемля ей благоговейным слухом,

В обыденном постигнет мир иной –

Дыханье созидающего Духа.

В любой букашке и любом листе,

В мерцанье звёзд и на земле унылой,

Куда ни глянь – повсюду и везде

Таится Оживляющая Сила.

Царю Небесный, Душе Всеблагий!

Тобой живится всякое творенье!

Пошли, да не похвалятся враги,

Лицу России Воду Обновленья.

22 декабря 1994. Скит Ветрово


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете "Ачинский благовестник"

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии

ПРАВИЛА БЛАГОЧЕСТИВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ

Задумывался ли ты, что православный храм — это подобие неба на земле; в храме невидимо пребывает Сам Бог и невидимо же служат с нами небесные ангельские силы, поэтому наше поведение в храме должно соответствовать святости и величию Дома Божия.

1. По дороге в храм молись. Святые Отцы советовали читать: «Богородице Дево, радуйся…», Иисусову молитву, 50-й псалом и другие молитвы по желанию.

2. Подходя к храму, соверши крестное знамение и поясной поклон. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ, уподобляясь евангельским фарисеям. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова осени себя крестным знамением. Войдя в храм, остановись близ дверей и сотвори три поклона с молитвами: «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя».

3. Входи в храм с духовной радостью, ища мира, успокоения и очищения души твоей. Сам Спаситель обещал утешить тебя в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас» (Мф.11:28). Когда видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя.

4. Женщины и девочки не должны входить в храм в брюках, в коротких юбках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины и мальчики перед входом в храм обязаны снять головной убор.

5. По возможности следуй древнему обычаю: мужчины должны становиться в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

6. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и усердно молиться. В это время недопустимо безпокоить кого-либо вопросами и просьбами передать свечу.

7. Помни, свеча — это не средство умилостивления или «задабривания» Бога. Без покаяния, без исполнения заповедей Господних не нужны Богу никакие жертвы.

8. В святом храме должно стоять, и только в случае нездоровья или сильного утомления разрешается сесть и отдохнуть.

9. Мамы и папы, приходя в храм с детьми, должны следить за тем, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели. Время молитвы детей нужно соизмерять с их силами. Нужно воспитывать в детях не привычку стоять в храме, а благоговение к святыне. Если детям требуется выйти из храма, надо сказать им, чтобы они перекрестились и тихо вышли, или самим вывести их.

10. Если малое дитя расплачется в храме, надо вынести его из храма. Недопустимо, чтобы ребенок ел что-то в храме, кроме благословенного хлеба и просфор. Не теряйте крошки от святынь.

11. Стоя в храме, не любопытствуй и не рассматривай окружающих. Не осуждай и не осмеивай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

12. Не разговаривай во время службы, помни слова прп.Амвросия Оптинского: «За разговоры в храме Господь посылает скорби».

14. Если место, на котором ты привык стоять, занято, — становись там, где свободно. Не дерзай предъявлять свои несуществующие права на какое-либо место в Божием храме.

14. Новичка, не знающего церковных правил, не осуждай и не одёргивай, а помоги добрым советом. Замечание можно делать только  тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.

15. По возможности не покидай храм до окончания Богослужения. Без крайней необходимости никогда не уходи из храма до окончания Литургии. Это грех перед Богом.

16. К святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет.

17. Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от развлечений и удовольствий. Готовясь к Причастию, прочитай по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению. Обязательно нужно быть за вечерним Богослужением накануне Причастия, а также не есть и не пить начиная с 12 часов ночи.

18. Подходи к Святому Причащению смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди. Причастившись, не крестясь, поцелуй чашу, чтобы не толкнуть Её, и отойди к столику с запивкой. После Причастия прочитай по молитвослову благодарственные молитвы.

19. По окончании Литургии подойди и приложись к Кресту, который дает верующим священник около алтаря. Выходя из храма, соверши три поясных поклона с крестным знамением.

И помни! — если Церковь не будет для нас самое главное, тогда мы сами скоро окончим свое безславное существование. Церковь — это душа жизни. «Верный признак омертвения души — уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий», — писал прп.Варсонофий Оптинский.


ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ И ХАРАКТЕР.

Школа вежливости

Слово "честность", "честь" похожи на слово "чистота". Не правда ли, мой маленький дружок?

Честным человеком мы называем такого, который "не запачкал" себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек - тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких и прочих- остальных знакомых и даже незнакомых людей.

У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят:

- Этот человек сам умеет себя воспитывать.

Если ты, мой маленький дружок, тоже желаешь воспитать в себе волю и характер, вот тебе несколько советов:

1.      Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и глупые дела свое время.

2.      По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. (Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана ?)

3.      Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

4.      Всегда уступай свое место в транспорте людям, которые старше тебя. Или которые - ты видишь - очень устали, больны.

Никогда не обманывай своих друзей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожим!


Незабудка.

…..Я хочу поговорить с вами о маленьком голубом цветочке с золотистым, точно сердечко, венчиком в середине. Цветочек этот называется незабудкой. Когда я была ещё маленькой девочкой, то , гуляя с няней в большом, красивом парке, который окружал наш сельский дом, всегда надолго останавливались около глубокой канавы, отделяющий парк от тёмного бора. По краям этой канавы росло множество самых крупных, самых прелестных незабудок. Я не могла насмотреться на них, не могла нарадоваться. Мне казалось, что незабудки смотрят на меня своим лазоревым взором и говорят «Не забудь нас!»

-Не говорят ли эти цветы?- часто спрашивала я свою няню.

  Моя няня-старушка, родом из Малороссии, необыкновенно добрая, простая сердцем и глубоко набожная. Она любила слушать Священное Писание и знала много занимательных духовных рассказов. На мой вопрос «Не говорят ли цветы?» она однажды ответила:

- Да, рассказывают благочестивые люди, что когда-то давно, цветы говорили, и лучшее слово сказал твой любимый лазоревый цветок.

- Расскажи, няня, что за слово?

- Изволь, друг сердечный,- отвечала няня, горячее любившая меня, - слушай и не шали, пока я буду рассказывать.

    Я смиренно уселась подле неё на мягкой траве, около канавы, и, не спуская глаз с окружающих нас незабудок, приготовилась слушать.   – Когда Господь Бог, - начала, перекрестясь, няня, - сотворив мир, почил от трудов Своих, то призвал к себе первого человека Адама и в его присутствии дал имя каждому  животному. Потом поставил перед Собой рядами все растения, стал посреди них и каждому дереву, цветку, травке, былинке говорил его имя и предназначение до тех пор, пока они не запомнили все. Только один цветочек стоял безмолвно, в сильном смущении. Подняв на Великого Творца свои голубые глазки и открыв ему своё золотое сердечко, он в блаженном восторге всё позабыл, кроме Создателя, и не мог ничего запомнить. Опустив к Земле бутончики, голубой цветочек умоляюще пролепетал:

  «Господи! Отец всего создания, прости меня, я не мог оторвать от тебя моих глаз и позабыл самого себя. Если Тебе будет угодно повторить моё имя, я никогда его не забуду».

  Творец неба и земли, взглянув с любовью на этот цветок, произнёс: «Нет в том вины, что ты забыл самого себя. Меня ты только не забудь!» И удалился.

   -Господь наградил его за любовь к Себе прекрасным именем НЕЗАБУДКА., - закончила рассказ няня и , обращаясь ко мне, добавила: - вложи и ты в своё сердце завет Господа, данный цветку: «Меня ты только не забудь!»


Рассказы о животных

ЛОШАДЬ И ЛЯГУШКА

Когда-то в детстве, ещё до школы, я проводил лето в деревне. И, конечно, с деревенскими мальчишками. Однажды они поймали в луже лягушку и стали измываться над ней: прутиками тыкали в её тельце, а лягушка прыгает, пытаясь спрятаться, но шалуны не дают, да притом и хохочут. И я с ними.

 Усталая израненная лягушка затаилась в неглубокой дорожной колее, а тут к этому месту тащит воз по грязной дороге старая худая лошадь. Мы с любопытством наблюдали, что же будет дальше. А лошадь увидела лягушку и встала как вкопанная. Возчик на неё орёт, но лошадь пытается вытащить колёса из грязи и объехать лягушку, да трудно ей свернуть в сторону. Наконец собрала она последние силёнки и проехала мимо. Тут мужик тоже лягушку увидел и подивился: «Ишь ты, лошадь гадину пожалела. Тварь, а понимает!»

Хорошо помню: нам всем стало стыдно. Мы затеяли было новую игру, но что-то не ладилось. А раненая лягушка медленно поползла в траву…

Александр РАКОВ


САМЫЕ ГЛАВНЫЕ СЛОВА

Господи, помилуй!

Эти главные слова,

Чтоб душа была жива,

Надо в шуме и в тиши

Говорить от всей души!

Благословите!

Миша в храме — Михаил.

Он перед ученьем

К иерею подходил

За благословеньем!

Каюсь

Как я это сделать мог?

И, хоть видел только Бог,

Говорю я: «Каюсь!»,

Исправиться стараюсь…

Слава Богу за всё!

Что б со мною ни случилось —

Радость, боль или беда,

Знаю: это Божья милость

И она со мной — всегда!

Евгений САНИН


Говорят дети

Увидев лежащие поленья, Данил радостно воскликнул:

- О-о-о! Сколько много Буратин привезли!

 

Света увидела на картинке Чебурашку и кричит:

- Мама, смотри, это Чебурашка-ниндзя!

 

- Мама, я уже большой. Вот маленькие дети просятся на ручки, а я уже прошусь на шею!

 

 Миша поймал муху:

- Теперь я настоящий рыболов мух!

 

- Мам, пойдем в магазин за игрушкой!

- Денег нет.

- А мы в банк зайдем!

 

Бабушка, твои очки – это твоя победа над старостью или победа старости над тобой?

 

Летом 3-летний Даня отдыхал в деревне, часто играл с мамой в "козу рогатую". Идем по улице, навстречу несколько коз, одна устремилась к Дане. Он испуганно говорит козе:

- Кашу ем. Молоко пью.

 Отдыхали летом в деревне, Павлик спрашивает:

- А у Вас грабли есть?

- Есть, а зачем тебе?

- Я грабить буду.

 

Саша внимательно смотрит, как его сестра играет на пианино, и рассуждает:

- Газ есть, сцепление есть, а где же тормоз?

 

Соня уснула на диване. Мама подходит, берет на руки, чтобы перенести в спальню.

Соня:

- Мама, только осторожно, не разбуди меня.

 Олег задумчиво  смотрит на чаек и спрашивает:

- Вот скажи мне, если мама - чайка, то кто же тогда папа? Чайник, что ли?



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ