ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 5 май 2008 г.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ПАСХАЛЬНОЕ  ПОСЛАНИЕ

Патриарха Московского и всея Руси

Алексия II

Архипастырям, пастырям, монашествующим

И всем верным чадам Русской Православной Церкви

2008 год

Приидите, воспоим, людие, Спасово тридневное востание, имже избавихомся адовых нерешимых уз,

и нетление и жизнь ecu восприяхом, зовуще:

Распныйся, и Погребыйся, и Воскресый, спаси ны

Воскресением Твоим, Едине Человеколюбце!

Стихира на Господи, воззвах вечерни вторника Светлой седмицы

Возлюбленные о Христе Воскресшем Преосвященные архипастыри, боголюбивые пресвитеры, диаконы, честные иноки и инокини, благочестивые православные миряне -верные чада церковные!

Со Светлым Христовым Воскресением - самым радостным для православных христиан праздником сердечно поздравляю всех вас, дорогие мои! Вновь наши храмы исполнены пасхального ликования. Вновь и вновь мы переживаем великую тайну Искупления, которая освободила людей, идущих за Христом, от власти греха и смерти. По словам святого апостола Петра, Господь наш и Спаситель «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2, 24).

Сколь велика к нам любовь Божия! Тех, кто оставил Его, Он не оставил. Тех, кто от Него уклонился, выбрав жизнь по своей воле, Он очистил, приняв страдания и смерть. Тем, кто изнемог в грехах, Он открыл путь покаяния и духовного возрождения - путь к Вечной жизни. Возблагодарим же Господа за Его милость и человеколюбие! Возблагодарим как любящие чада, которые могут укрыться от бед и опасностей в Доме Отца!

Пасха издревле понималась христианами как переход, по-церковнославянски «преведение». «Пасха, Господня Пасха! - поет сегодня Святая Церковь. - От смерти бо к жизни и от земли к Небеси Христос Бог нас преведе, победную поюшия». По нашей вере, по нашему дерзновению, по нашей любви ко Христу и друг к другу нам даруется переход от погибели к вечному бытию, от рабства греху к свободному исполнению воли Божией.

Совершают этот спасительный переход и целые народы, духовно окормляемые нашей Святой Церковью. От тьмы неверия они идут к свету Христову, возрождаясь и обновляясь духовно. Все больше и больше в нашем отечестве и за его рубежами, в многомиллионном русском рассеянии, людей, имеющих во Христе «жизнь... с избытком» (Ин. 10, 10), а значит, по-настоящему счастливых, владеющих истиной полноты бытия.

Да, нам предстоит еще много потрудиться в винограднике Христовом. Но ваша проповедь и добрые дела, возлюбленные мои,  уже принесли сторичный плод,  и многие из вас достойны услышать слова Господа: «Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 21).

Средоточие нашей веры, нашего свидетельства миру, всей нашей жизни - благая весть о Христовом Воскресении. Пасхальная радость была естественным состоянием духа для наших святых. Преподобный Серафим Саровский каждого приходившего к нему приветствовал словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Святого праведного Иоанна Кронштадтского, 180-летие со дня рождения и 100-летие со дня блаженной кончины которого мы отмечаем в нынешнем году, называли в народе «пасхальным батюшкой». «Люблю я взирать, - писал он в своем дневнике, - на образ Воскресшего Жизнодавца со знамением в руке, с этим символом победы над смертью и имущим державу смерти - диаволом. Где ти, смерти, жало? Где ти, аде, победа? Какой славный Победитель!»

Будем же твердо идти по пути Христову, исполняя апостольский завет: «Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1, 10-11).

И как бы трудно ни было нам на этом пути, не будем унывать, «зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою» (2 Кор. 4, 14). Это светлое упование озарит жизнь наших семей, общин и народов светом духовным, и мир и счастье воцарятся в наших домах, городах и весях.

Ныне, когда сердце мое исполнено этой великой радости, всех вас, дорогие мои, сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи, обращая к вам слова вечного, идущего от времен апостольских, передаваемого из рода в род приветствия:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Спешу разделить пасхальное ликование со всеми православными людьми мира, с каждым, кто призывает в молитве имя Христово. Пусть наша радость достигнет и тех, кто еще только ищет спасительную веру и стремится жить с православными христианами в мире и добрососедстве.

Мир, радость духовную, здравие, спасение и во всем благое поспешение да дарует всем вам Воскресший Христос Спаситель!

 

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова 2008 года Москва


ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего Антония

Архиепископа Красноярского и Енисейского

Всечестной пастве

Красноярской, Таймырской, Эвенкийской

2008 год

«И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли»

(Мф. 27, 52)

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дорогие и возлюбленные о Господе всечестные отцы, иноки и инокини святых обителей, Богом поставленные представители власти, учащие и учащиеся светских и духовных учебных заведений - все верные чада нашей святой и спасительной для воскресения со Христом Православной Церкви!

Неизреченный словами, никогда не меркнущий свет Воскресения Христова в особенности ныне, в день сего светлого праздника спасительной Пасхи, озаряет наши сердца поистине величайшей духовной радостью, ибо действительно Христос Воскрес, чтобы нас с Вами возвести в первозданное вечное блаженство пребывания с Ним в обителях Его - вечных.

Главной темой Св. Евангелия является тема совоскресения со Христом истинно верующих в Него и пребывающих под покровом Святой Христовой и изначально Православной Церкви. Св. Евангелие раскрывает верующему и преданному Богу сердцу православного христианина, что наша временная субстанция телесная, с годами стареющая и подвергающаяся смерти, вовсе не определяет окончания жизни, ибо есть и другая субстанция - душа безсмер-тная, данная от Бога каждому человеку и тем отличающая его от остального тварного, материального и потому - временного мира.

   Да, без души человеческой - мертво тело, но душа, покинувшая временное в нём пристанище, - не мертва, ибо её истинное предназначение - пребывать с Богом. Она возвращается к своему Первоисточнику, и удел её - вечная жизнь. Бог дал нам в ней бессмертие, но от нашего выбора между добром и злом в этом временном и с самого детства познаваемом нами мире зависит наше будущее после смерти. Тайна смерти человека, есть ни что иное, как таящееся в ней продолжение жизни, и каковой она за гробом будет - наш выбор, ибо в Евангелии сказано: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло -в воскресение осуждения» (Ин. 5, 29). О том, что есть за гробом жизнь, сама жизнь человека в его творческом потенциале и в бесконечном стремлении этот потенциал воплощать - говорит очень ярко и очевидно: спросите у любого учёного на склоне лет его жизни, исчерпал ли он свой потенциал познания «до конца», или спросите о том же любого школьника - ответы будут адекватными: не исчерпал, а только-только начал что-то понимать! Замечательны на эту тему слова св. Иоанна Кронштадтского: «Здешняя жизнь - предисловие книги, а будущая - сама книга с началом без конца. Великая непоправимая ошибка принимать предисловие за книгу». Позволю и добавить: великая непоправимая ошибка та же, если данные Богом изначально установления в Его Св. Церкви - модернизировать «под жизнь», диктуемую диаволом, как это получилось на Западе, где модернисты от лже-«церквей» допускают «законность» и однополых браков, и убийства ещё не родившихся детей, и всякие вакханалии из репертуара древних язычников, сегодня, к сожалению, и на Руси-матушке по TV - усиленно насаждаемых.

   О т.наз. «масленичных» затеях чрезвычайного разгула и сжигания чучел, против чего Церковь всегда выступает, на телевидении всю неделю только и было, что про этот разгул, но не было ни слова о том, что после масленичной недели, которая уже исключать должна из рациона блюд мясное, наступает строгий пост с чтением в храмах Великого покаянного канона св. Андрея Критского, обновляющего душу человека для его раскаяния и внутреннего трез-вения в тенденции доброго отношения друг к другу в семье ли, на работе, или на улице.

   Еще и еще раз хочется напомнить: не Церковь под себя и свою греховность «примерять» - следует, как на Западе, а себя Ею обновлять - в Православии; вот только тогда и культура - возро- дится, и дети - любимы будут, и браки - желанными и счастливыми, и старость - почитаемой при доброй власти, от души и всем народом - уважаемой. Кстати, объявление на Западе списка т.наз. смертных грехов, чем восхищены некоторые малосведущие в вопросах веры деятели, есть не что иное, как очередной католический популизм, и только: ещё в первом веке нашей эры грехи, подобные указанным, относились к смертным, ибо и каждый грех - к гибели души - приближает.

   Добавим, что если бы каждый школьник знал, что такое грех, и имел бы элементарное хотя бы представление о вере православной - сколько бы душ спасено было и для Отечества, и для Бога! Не хочется огорчать праздник умопомрачительной для России статистикой смертных случаев под нескончаемые на TV дебаты о том, необходимы ли основы духовной культуры - в школах? Всякому понятно - более чем необходимы, но необходима и база, то есть духовная семинария в Красноярске, оплата преподавателей духовных дисциплин в школах и многое другое, что пока - на мёртвой точке. Последнее отношу к тем, кто любит упрекать Церковь в бездействии, якобы, в этом вопросе, но это - от лукавства тех, кому, вероятно, будущее России - безразлично.

   Здесь хотелось бы сказать и следующее. Чтобы понять себя, то есть душу свою, Богом каждому данную, нам надо всеми силами вести к воскресению её для жизни с Богом, которая начинается жизнью по Закону Божию, а не по стихиям мира сего, этому препятствующим. Именно в Православии нам Самим Богом дан Закон, как нам надо жить, чтоб спастись для жизни вечной и создать тем на земле наше всякое благополучие, потому что, как говорит св. Апостол Павел, «конец Закона - Христос, к праведности всякого верующего». Ещё и в Ветхом Завете пророк Божий Моисей пишет «о праведности от Закона: исполнивший его человек жив будет им» (Рим. 10, 4, 5). Никакие философские ли, политические, или другие доктрины «века сего» никогда не подменят того, что дал нам Бог в Священном Писании и в Его Святой, изначально Православной Церкви.

           Некоторые полагают, что и без нравственных источников - без своей веры жить - можно, но боюсь, если нигилизм у нас приживется, то таковые будут очень глубоко раскаиваться, глядя на всё более и более деградирующее грядущее поколение, ибо без истинных духовных ценностей, данных Богом России в Православии, - мы станем заложниками ценностей ложных, ведущих только в пропасть. Подниматься на высоту тогда имеет смысл, когда знаешь, что она - есть, и путь к ней - надёжен. Наш путь - Православие, и зачем карабкаться, к примеру, на останкинскую башню по лестничным ступеням, когда можно легко и быстро воспользоваться надёжным лифтом, опробованным уже не первым поколением. Путь веры Православной опробован всеми поколениями свершившегося тысячелетия российского, и сойти с него - значит не подниматься, а топтаться на месте без перспективы чего-либо достигнуть.

   Переживая высочайший по значению праздник Пасхи Христовой, будем назидаться Св. Церковью Христовой, чтобы глубже вместить всё значение этого великого перехода и нашего во Христе и со Христом в истинное состояние своей безсмертной души - в Жизнь Вечную! Святитель Григорий Богослов так говорит: «Сегодня пришло спасение миру... Христос Воскрес из Мертвых: воздвигнитесь вместе с Ним. Христос вернулся: обратитесь и вы. Христос вышел из гроба, освободитесь же от цепей зла. Врата ада растворены, и темница смерти разрушена!»

   Ещё и ещё раз сердечно поздравляя Вас с Пасхой Христовой, желаю всем Вам многой и премногой духовной радости от Подателя её - Жизнодавца Христа, Спасителя и Бога нашего!

Христос Воскресе!  Воистину Воскресе!

 

Архиепископ Красноярский и Енисейский

АНТОНИЙ

Св. Пасха Христова

2008 г .      г.Красноярск


  Пасха - воскресение Господа нашего Иисуса Христа

Этот величайший праздник стоит особняком в ряду православных праздников. У него есть очень точное народное название - "праздников Праздник".

На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна...) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». И как некогда, Воскресшего увидели Его ученики. В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!»

«Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: ее угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. ...Принял тело и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо. Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видел.

Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? ...Воскрес Христос — и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, воскресши из мертвых, положил начало воскресению умерших» (из слова св. Иоанна Златоуста).

Объясняя таинство смерти Христовой, Церковь учит, что по Его положении во гроб и до Светлого Воскресения Христос Сын Божий, Бог и человек, «был во гробе плотию и в аду душою, в раю с разбойником и на престоле со Отцем и Святым Духом, все наполняя как Вездесущий». «Сегодня Владыка пленил ад, освободивши узников, от века там находящихся»,— возглашает Церковь, соприсутствуя в духе Воскресению Христову.

И как некогда кровь закланных агнцев служила знаком обетования Божия евреям, чтобы им, избежав кары, постигшей египтян, выйти из Египта и войти в Землю Обетованную (слово «пасха» значит — переход), так Христос — «новая Пасха, живая Жертва, Агнец Божий, принявший на Себя грех мира» — Своею кровью заключил Новый Завет, положив начало переходу Народа Божия к Воскресению и вечной жизни.

Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе, победную поющия! Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! (Тропарь, глас 5-й).

"Тропинка к храму"

Святые отцы о Святой Пасхе

·  Ныне спасение миру - миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды.
(Святой Григорий Богослов)

·  Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу.
(Святой Амвросий Медиоланский)

·  Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных.
(Святой Григорий Нисский)

·  Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.
(Святитель Иоанн Златоуст)

·  Пасха - праздник всемирный и величайший... Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо... На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь - столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее... Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла... На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников... Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь - земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви.
(Святитель Макарий, митрополит Московский)


Светлая Седмица. Святые пасхальные дни

Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Не смотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем!

Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. "Христос Воскресе!" - приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. "седмица") после Пасхи, которая называется Светлой.

На Светлой Седмице "все и всяческая" - Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста.

В пятницу Светлой Седмицы бывает память иконы Божией Матери "Живоносный источник," и после литургии совершается освящение воды. На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос. Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Воскресение Христово - краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: "Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша" (1 Кор. 1:514). Радость пасхальной ночи - это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: "Радость моя! Христос воскресе"

Автор: Епископ Александр (Милеант)


Любовь христианская не останавливается на чужих недостатках - она покрывает их

"Любовь покрывает множество грехов" (1Петр. 4,8) - вот что делает любовь! Вся сила и вся суть христианства выражается апостолом Петром в этих словах. Любовь христианская не останавливается на чужих недостатках - она покрывает их.

Каждый из нас имеет свои недостатки, свои неприятные для других особенности, и в ежедневной жизни приходится на каждом шагу встречаться с этим. Жизнь была бы невыносима, если бы мы стали считаться с каждым взрывом неудовольствия, с каждым порывом нетерпения, требовать объяснения и извинения за каждое оскорбление; тогда семейные отношения сделались бы невозможными. Вся премудрость общежития состоит в той мягкости характера, в той обходительности, которая умеет сглаживать угловатости других характеров.

Любовь покрывает грехи, ища и находя для них извинение. В душе каждого, даже самого грешного человека, есть зародыш добра, и само зло бывает иногда последствием искаженного доброго начала.

Любовь понимает и разделяет все - сочувствием. Любовь любит во всем находить добро, она в него верит, его везде ищет. Эта благодать Божия побуждает человека с каждым днем относиться мягче к недостаткам других, оставаясь всегда строгим к себе. Не малодушие тому причиной, а та высшая небесная любовь, которая, вместо того чтобы углубляться во тьму обращается к светлой стороне человека.

Итак, любовь прощает даже жестокосердие и извиняет осуждающего. Самая тяжелая задача любви - это прощать отсутствие ее в других, находить извинение для нетерпимости, прощать того, кто сам прощать не умеет. Нет на свете более умилительного и чудного зрелища, чем любовь, заслоняющая собою величайшее преступление - отсутствие любви.

Христос так любил: "будучи злословим, Он не злословил". Ничто не могло поколебать или ослабить в Нем хоть на минуту ту силу любви, доказательством которой было "положить душу Свою". Будем же помнить, что настоящая, непоколебимая любовь не от нас исходит, а только от Него. Чем ближе будем мы жить к Источнику, тем постояннее будем наполняться от Него.


Радоница - день особого поминовения усопших

Во вторник второй недели по Пасхе (в 2008-м году - 6 мая), которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся освященные на Пасху крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника.
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

                                         По материалам сайта ПРАВОСЛАВИЕ.ru


Символика Пасхального стола

Всякую праздничную трапезу Типикон называет "великим утешением братии". Пасха, которая по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств", предполагает особенно обильную и разнообразную трапезу. Однако, разрешая это утешение, Церковь все же не особенно одобряет изысканные, требующие многих компонентов и сложных в приготовлении блюд, считая изыски кулинарии проявлением греха чревоугодия. На пасхальном столе должно быть нескольких простых, недорогих, но необыкновенно вкусных блюд, которые несут в себе глубокое символическое содержание.

С началом первой седмицы поста заботливые хозяйки начинают копить луковичное перо, которое лучше всякого импортного порошка окрашивает яйцо в самый правильный густой красно-коричневый цвет. Раскрашивание пасхального яйца — это самое настоящее искусство. Художники-миниатюристы способны изобразить на выпуклой поверхности храмы и монастыри, фантастические букеты, небесные светила, моря, леса, степи и горы, святых и ангелов. Только вся эта живопись — влияние Запада, а настоящее пасхальное яйцо всегда красится луковичным пером!

Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к довольно позднему апокрифу, в котором говорится об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением Римского кесаря.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт Церкви. Символическое значение яйца как начала новой жизни было известно и ранее. Христиане увидели в этом символе подтверждение своей веры в грядущее всеобщее воскресение. Красный цвет пасхального яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь, которая одна только может сокрушить ад!

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: "Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира" (Ин. 6, 48-51). Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Онтологический статус артоса не позволяет добавлять в него ничего лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических веществ. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

Однако в пасхальном куличе, этом артосе, перенесенном на праздничный стол, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества, готовность услышать любую молитву, придти на помощь последнему грешнику.

Наименование Господа Иисусом Сладчайшим в одном из древнейших акафистов помогает понять символику пасхального кулича.

Столь же ароматной и преукрашенной является еще одна непременная принадлежность пасхального стола — творожная пасха, которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном Писании символику. Земля, где в кисельных берегах текут молочные реки, является одним из наиболее распространенных архетипов, характерных для самых разных культур. Молочные реки в кисельных берегах были вековечной мечтой русского крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных песнях.

Господь, обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу "землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед" (Исх. 2, 7). Эта характеристика земли обетованной сохраняется на протяжении всего повествования о Пасхе — переходе евреев из Египта в Палестину. Она является прообразом Царства Небесного, путь в которое для верующего человека еще более труден, чем сорокалетнее путешествие иудеев. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, удостоенных спасения и вечного пребывания перед престолом Божиим.

Таким образом, творожная пасха — это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является бесконечным длящимся временем, бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец" (Апок. 21, 22).

Священник Михаил Воробьев

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ К ПРАЗДНИКУ

Для окраски яиц лучше всего использовать луковую шелуху, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца.

Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.

В некоторых семьях хранится обычай окрашения яиц "в крапинку". Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.

Печём пасхальный кулич и готовим пасху

Кулич пасхальный

Развести опару на трех стаканах молока, шести стаканах муки и дрожжах. Поставить ее в тепло. Растереть пять желтков с двумя стаканами сахара, одной чайной ложкой соли и душистыми приправами (одна палочка ванили, десять орешков кардамона или же две капли розового масла). Когда опара подойдет, положить в нее растертые желтки, вбить в нее еще два яйца, влить полстакана чуть разогретого топленого сливочного масла, всыпать шесть стаканов муки, но чтобы тесто не было слишком густое. Выбить тесто хорошенько на столе, всыпать в него полтора стакана изюма и дать тесту до утра подойти. Утром побить еще и дать полежать. Затем положить половину сделанного теста в форму, дать ему подняться до трех четвертей высоты формы и ставить в печь. Из этого количества теста выйдут два кулича.

12 стаканов муки, три стакана парного молока, 50 г дрожжей, два стакана сахара, семь яиц, полстакана масла, полтора стакана изюма, чайную ложку соли, душистые приправы.

 

Кулич заварной

Накануне в восемь часов вечера залить дрожжи половиной стакана тепловатой воды, дать дрожжам подняться. Заварить полстакана муки полстаканом кипящего молока, хорошенько размешать. Если плохо заварилось, то прогреть немного, постоянно помешивая. Когда дрожжи подойдут, смешать их с тестом, добавить остывшего кипяченого молока, две чайных ложки соли и два яйца (от них немного оставить для подмазки), подсыпать муки, чтобы получилось густое тесто, размешать его до гладкости и поставить до утра в теплое место подходить, хорошенько укрыв. В шесть-семь часов утра влить в тесто полстакана подогретого, но не горячего, масла и влить понемногу два стакана некрепкого теплого чая, размешанного с тремя четвертями стакана сахара. Всыпать, непрерывно помешивая, почти всю оставшуюся муку. Вывалить тесто на стол или доску и бить его хорошенько до тех пор, пока не появятся в нем пузыри. После этого выложить тесто в заранее вымытую и обмазанную изнутри маслом посуду, покрыть посуду чем-нибудь теплым и оставить тесто подходить. Через час тесто выложить на доску, вмесить в него изюм, еще побить, но осторожно, и дать подойти в той же посуде еще полчаса. Теперь тесто можно разложить в одну или две обмазанные маслом формы, дать тесту подойти, смазать верх кулича яйцом и ставить в печь.

12 стаканов муки, полстакана распущенного масла, два яйца, три четверти стакана сахара, один стакан молока, 50 г дрожжей, два стакана жидкого чая, три четверти стакана очищенного изюма, соль.

 

Кулич царский

Развести 50 г дрожжей в стакане сливок и поставить из них густую опару на 600 г пшеничной муки, два стакана сливок, толченый кардамон (10 зерен), 1 толченый мускатный орех, шинкованный миндаль ( 50 г ), по 100 г мелко нарезанных цукатов и промытый, отсушенный изюм. Хорошо выбить тесто, и оставить подниматься на полтора-два часа. Потом снова вымесить тесто, положить в смазанную маслом и толчеными сухарями высокую форму. Наполнить форму до половины, дать тесту снова подняться до 3/4 высоты формы и поставить в духовку с несильным жаром.

Куличи из такого сдобного теста лучше выпекать в небольших формах.

 

Пасха вареная

Все ниже перечисленное размешать, сложить в кастрюлю (лучше с толстым дном), поставить на плиту, довести до горячего состояния, непрерывно помешивая. Убрав кастрюлю с жара, продолжать мешать пасху, пока не остынет, а затем сложить в деревянную форму, положить сверху гнет и оставить на сутки в прохладном месте.

1,2 кг творога, три стакана сливок, 100 г сливочного масла, четыре-пять сырых яиц, 100 г изюма и по вкусу сахара.

 

Пасха с шоколадом

Шоколад натереть на терке или наскоблить ножом, смешать с сахарной пудрой и отставить. Затем взять творог, протереть через решето, смешать со сливочным маслом и сметаной, хорошо размешать, всыпать в творог стакан нарезанных цукатов, шоколад с сахарной пудрой, перемешать все это, чтобы масса имела равномерный цвет. Все сложить в форму, застланную тонкой тканью (кисеей, марлей), вынести на холод и положить под гнет. Через полтора суток пасху вынуть из формы и подавать к столу.

Два килограмма свежего творога, 200 г шоколада, 200 г сахарной пудры, 200 г сливочного масла, два стакана сметаны, один стакан цукатов.

 

Ванильная пасха

Хорошо спрессованный творог протирают сквозь решето, вливают в него постепенно сливки, смешивают, заворачивают на 12 часов в салфетку, салфетку связывают узлами и подвешивают, чтобы дать стечь образующейся в результате заквашивания сыворотке. Затем в творог всыпают стакан сахара, ваниль (толченую) и все как следует перемешивают. После этого творог кладут в пасочницу, выстланную тонкой тканью, накрывают дощечкой и ставят на полчаса под гнет. Через полчаса пасху осторожно вынимают из пасочницы, освобождают от ткани, ставят на блюдо и сверху украшают искусственным цветком. Такой пасхи должно хватить на шесть-восемь человек.

600 г творога, три стакана сливок, один стакан сахара и полпалочки ванили.

Готовим к праздничному столу

Студень
(традиционное блюдо пасхального стола)

Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение 3-4 часов, хорошенько вымыть, залить холодной водой (на 1 кг субпродуктов 2 л воды) и варить при слабом кипении в течение 6-8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно по желанию добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо.

Субпродукты - 1 кг , морковь - 60 г , лук репчатый - 60 г , петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.

 

Буженина

Окорок желательно посолить и оставить на одни сутки. Небольшие куски мяса на буженину посолить за час до жаренья. Кожу окорока надрезать острым ножом клетками, натереть солью и перцем, нашпиговать дольками чеснока, положить на противень, налить 1/2 стакана воды и поставить в прогретую духовку. Когда верхняя часть окорока хорошо зарумянится, перевернуть его и, периодически поливая выделившимся соком, довести до полной готовности. Важно не пересушить верхнюю корочку, для этого нужно мясо прикрыть плотной бумагой или фольгой. Подавать как в горячем, так и в холодном виде с маслинами, моченой брусникой, огурцами, свежими салатами, зеленью. Отдельно подать хрен, кетчуп горчицу.

Окорок или небольшая часть его, соль из расчета 20 г на 1 кг мяса, перец, чеснок из расчета 1 долька на 1 кг мяса.

 

Гусь (утка) с яблоками

Предварительно обработанную тушку натереть солью, и майораном. Оставить на один час. Яблоки помыть, удалить семенное гнездо, разрезать пополам. Начинить ими тушку, зашить, положить на противень или в жаровню, смазанную растительным маслом. Полить сверху маслом, сбрызнуть водой и поставить в хорошо прогретую духову. Жарить, постоянно увлажняя соусом и сбрызгивая водой. Готового гуся (утку) порезать на порции, положить на овальное блюдо, по краям положить яблоки. Остаток соуса подать в соуснице. Украсить зеленью (салат, петрушка, сельдерей). Подавать с тушеной капустой или свеклой.

1 тушка, 40 г сливочного масла или маргарина, 500 г яблок, майоран, соль.


Пасха. Загадки благодатного огня

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений Благодатного огня. По свидетельству святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов Петр.

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала православной Пасхи. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть это чудо. Сам Храм вмещает до 10 тысяч человек, также оказываются заполнены народом вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям – прокладывается лента. После осмотра полицией Кувуклия (часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в Храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал православным Благодатный огонь: "Иля дин, иля виль эл Мессиа" ("Нет веры, кроме веры православной, Христос – истинный Бог") – скандируют они. Затем в Храм входит процессия – иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где Его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания – на котором тело Христа готовили к погребению.

Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию: его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру ничего, что могло бы зажечь огонь.

Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи – по числу лет земной жизни Спасителя. Затем православный и армянский патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный огонь. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

По свидетельствам очевидцев, перед схождением Благодатного огня храм начинают озарять яркие вспышки, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма – от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери пещеры открываются и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный огонь.

Позднее от Благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали привозить Благодатный огонь и в нашу страну.

С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века". Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста. Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: "Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне, и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена".


ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ

Вопрос:

Мое имя Вика. Мне интересно, вот призываете ходить в церковь особенно в праздники, в воскресные дни, но ведь нам молодым хочется после трудовой недели где-нибудь отдохнуть. В церкви очень тяжело стоять так долго. И все же неужели Господь не простит нам по молодости, если мы не сходим в храм, а попразднуем праздник, допустим, в компании на природе, ведь она тоже Божья?   

Ответ:

Уважаемая Вика! Конечно, Господь прощает очень много, особенно молодым. И не запрещает Он безобидного веселья - ведь первое чудо, которое Он совершил - это претворение воды в вино на браке (свадьбе) в Кане Галилейской. А когда Церковь призывает молодых в храм, на богослужение - она думает о вас! Очень многие люди, пришедшие к вере, к Богу в преклонных годах, очень сожалеют о том, что так бездарно и безвозвратно утеряны молодые годы, годы, когда были силы и возможность послужить Богу и людям! Кроме того, следствием греха всегда является наказание. Ведь духовные законы столь же, даже, пожалуй, более объективны, чем законы материальной жизни. Нельзя без ущерба для здоровья с разбегу биться головой о стену, даже если ты совсем юн и многого не понимаешь. За ошибки юности приходится платить - болезнями, скорбями, одиночеством в старости. Ведь привычка к греху - это болезнь души, или, по церковному, - страсть (от слова страдание). А всякую болезнь нужно лечить. И чем запущеннее страсть, тем тяжелее она излечивается - (возьмите, к примеру, наркоманию или пьянство). Поэтому, пользуйтесь Божиим даром молодости и здоровья благоразумно, не злоупотребляйте терпением Божиим. И. не оставляя свойственного молодости веселья и беззаботности, - тем не менее не забывайте своего Небесного Отца - Бога и Его Церковь. И все будет у вас хорошо.

Вопрос:

Здравствуйте. Мое имя Виталий. У меня такой вопрос, быть может, он не корректен; отнеситесь с пониманием. Я считаю себя верующим человеком.

Хожу в церковь по воскресным дням и по праздникам, исповедуюсь и причащаюсь. Некоторое время назад произошел такой случай. Я шел по городу, впереди меня шел молодой человек, старше меня лет на 5 примерно (мне 25). Мы проходили мимо Церкви. Молодой человек, проходя мимо Церкви, остановился, перекрестился, поклонился и пошел дальше. Я же посмотрел на Икону и пошел дальше. Не смог я вот так, как и тот молодой человек среди белого дня тоже остановиться, перекреститься, поклониться. Я пошел и начал задумываться о том, как я маловерен и недостоин, раз не могу так же проявлять свою Веру. От природы я человек, не привыкший выражать свои эмоции и чувства на публике (быть может, звучит как оправдание). Но теперь, каждый раз, просто проходя мимо Церкви, меня посещают мысли о моей недостойности, что-ли. Не знаю, что с ними делать. Если можете - прокомментируйте.

Ответ:

Уважаемый Виталий!

Действительно, все не так однозначно. Проблема эта мне знакома и понятна, а однозначного ответа нет. Да и никто Вам не укажет, как себя вести в том или ином случае. Каждый раз - это Ваш выбор. Это Ваше личное исповедание веры. И судия здесь - Ваша совесть. "Все, что не по вере - грех" - говорит апостол Павел. Одно могу сказать - Ваша совесть христианская жива и действенна. Ваша скорбь, Ваше воздыхание пред Богом за свое, как Вы считаете, недостойное христианина поведение, пожалуй, гораздо важнее, чем, если бы Вы с легкостью и, не задумываясь, не обращая внимания на окружающих, механически перекрестились перед храмом. Спаси Вас Господи!

Святитель Феофан Затворник: «Он (сын) прятал иконку, чтоб не видели. В этом нет укорного. Скажите ему, что и всё может прятать… т.е. и Богу молиться и в Церковь ходить, пряча сие от других. А когда не удаётся, пусть всё внутренно делает, пусть в душе к Богу обращается и молится. И это настоящее будет Богу угодное дело. И веру пусть блюдёт…»

На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете «Ачинский благовестник»

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии.

Пасха - главный праздник года

     Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Тропарь, глас 5-й

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец христианской веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

Православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 48 дней. Потом есть целая серия праздников, связаных с Воскресением Христовым и все они отсчитываются от него.

История установления празднования: Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресе­ния и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора ( 325 г .) эти на­именования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, по­читая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, со­вершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом но увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора ( 325 г .), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апрели, чтобы христианская Пасха всегда праз­дновалась после иудейской.


ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

Жили-были Лиса и Журавль. И вот зашел как-то Журавль к Лисе в гости, погреться. Хозяйка, как полагается, пригласила его к столу, положила сметаны в блюдечко, сама тоже устроилась поудобнее, да и слизала лисьим своим языком всю щедрую порцию. Гость успел лишь несколько раз постучать по блюдечку носом, то бишь длиннющим клювом, разве что только испачкав его, но ничего не вкусив. Так и ушел, "не солоно хлебавши". А на прощание, нимало не выказав расстройства, пригласил кумушку на окрошку да сладкое чаепитие по случаю своего грядущего дня рождения.

И вот идет Лиса с ответным визитом, а с собою вместо подарка шило несет, понимая, что ждет ее испытание, - предложат ей, как она думала, окрошку в кувшине с узким горлышком. А она тогда возьмет да и повытаскивает лакомые кусочки из кувшина шилом, потом проткнет кувшин поближе к донышку и напьется. Так и сыта будет, и журавля обхитрит…

- Проходи, Лисонька, проходи, - встречает ее журавль весело и добродушно, провожая к столу.

Глядь, а на столе - удобная тарелка, до краев полная вкуснейшей окрошки. Журавль заботливо повязал лисоньке салфетку вокруг шейки, чтобы она шубку свою чудесную не испачкала, и стал усердно потчевать. Сам тоже тык да тык клювом по тарелке, да с таким аппетитом, что Лиса, как ни крепилась, тоже потянулась к столу. Ловкий лисий язык быстро сделал свое дело, Журавлю же опять удалось только кончик клюва помочить. Но видит Лиса, Журавушка вовсе не грустен и будто даже еще более расположен к своей гостье дорогой, и окрошку подливает. И вдруг на Лису как нашло что-то: доедает остатки вкуснющей окрошки, а у самой отчего-то слезы из глаз прямо в тарелку - как-кап… а потом и вовсе ручьем полились. Окрошка оттого еще вкуснее сделалась, потому как до того малость недосолена была. Да только уж и не естся нашей голубушке. Тут Журавушка крылышко одно приподнял и давай Лисоньку по головке и спинке гладить, поглаживает да ласково так приговаривает: "Ничего, родная, не горюй, всякое в жизни бывает. Все хорошо, не переживай…" И так ласково и от чистого сердца ей приговаривает, словно дитяте что-то утешное на ночь рассказывает. Затихла помаленечку Лисонька, только нет-нет да всхлипнет еще и лапками глазки трет. Наплакавшись всласть, увидела Лисонька, что Журавушка между делом уж стол к чаю накрыл со всякими вкусняшками, которые они и поделил пополам.

С тех пор Журавль и Лиса - друзья не разлей вода.


НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ

Христосование

На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами «Христос Воскресе!» приветствовали первыми, а старшие отвечали им: «Воистину Воскресе!».

Мы делаем так потому, что радость Воскресения Христова переполняет нас, а песнопения Пасхальной службы учат, что все люди действительно братья, и от радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас.

В церкви поют на Пасху: «Сегодня день Воскресения. Про­светимся этим торжеством и друг друга обымем. И скажем друг другу: „Братья”, и ненавидящих нас простим ради Воскресения Господа, и всем скажем „Христос Воскресе”».


ПАСХА

В храме слышится тихое пение,
И чудесная ночь уж кончается.
Ты послушай, как солнце встает,
Как по небу, танцуя, идет,
В кучевых облаках умывается!
Вот по озеру рябь пробежала,
И на поле пылинка упала.
Елка что-то сосне прошуршала,
А ромашка птичке сказала,
Что зари такой не видала.
Но вдруг раздался звон!
Замерла ромашка, замерла пылинка,
Замолчала елка, не шуршат травинки.
Но не страшный это звон - благовест пасхальный,
Он нам радость всем принес, а не весть печальную.
Он сказал: "Христос Воскрес!" - улыбнулось солнце,
А лучи и благовест - прямо мне в оконце.
Ах, как будет хорошо мне, прижавшись к маме,
Вместе с ней в окно глядеть, как на картину в раме.


Бог повсюду.
Он — везде: в небе, воздухе, воде.
Все Он видит, все Он знает.
Всех на свете понимает.
Он — Спаситель мой и твой.
Он повсюду. Он — живой!

Е.Санин


УСТАМИ МЛАДЕНЦА

ПРАЗДНИК

Для верующего человека Пасха - это праздник праздников, торжество торжеств. В этот день Господь наш Иисус Христос воскрес и открыл нам дорогу в Царство Небесное. Но попадают в рай только те люди, кто жил, как Иисус. Перед праздником идет очень большой строгий пост. На первый взгляд, пост - это время, когда нельзя есть мясо, яйца и прочее. Но для человека верующего это очень тяжелое духовное испытание, пройдя которое, человек приближается к Богу, то есть очищается от своих грехов. И тогда перед ним открывается праздник, а за ним Светлая Седмица, радостная для всей природы, птиц, зверей и человека.

Яша


ПАСХА

Пасха вселяет в наши души радость, Божественную силу, надежду выполнить достойно свой долг, донести свой крест до конца. Для меня Пасха - это неизъяснимая радость, свет, красота, такая милая и чистая, что словно елеем обливает душу.

Женя


В Светлое Христово Воскресение вся природа по всей земле расцветает и птицы поют до самой ночи, когда священники всех церквей возглашают, как ангелы в День Воскресения: Христос Воскресе!!! Их голоса, кажется, сливаются в один голос, и вся планета слышит их пение.

Саша


ПУТЬ

Своим Воскресением Христос открыл нам дорогу в рай, указав путь праведной жизни. И теперь каждый в любое время может изменить свою жизнь, если опомнится, как тот разбойник, что был справа от Христа, запретивший своему товарищу: не осуждай праведника, потому что мы достойное по делам нашим приняли...

Костя



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ