ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 4 апрель 2008 г.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Лк. 1, 28

Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: "Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего" не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа - как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся - хотя и глубокой - верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын - естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной - я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему...

Слово "раба" в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой - то есть непостижимым доверием - весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа...

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выкопать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух... Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Тропарь праздника

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

"Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий - Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

Кондак праздника

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

"Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, в брак не вступившая!"


Преподобная Мария Египетская.

Торжество Божией силы и ответной человеческой любви.

В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого Поста мы сегодня вспоминаем святую Марию Египетскую. Почему Церковь включила ее образ в эти недели? Не потому ли, что в ней мы видим торжество Божией силы и торжество воистину ответной человеческой любви? Или, может быть, мы видим торжество человеческого отчаянного зова о помощи и победу, которая дается Богом, Его любовью, Его силой и крепостью.

О святой Марии Египетской можно сказать кратко: она была жительница Александрии, женщина дурной жизни, позор своих сограждан, соблазн, погибель. В какой-то день ей захотелось поклониться живоносному Кресту Господню, частица которого находилась в одном из храмов. И не думая о своей греховности, не думая о том, что по ее жизни у нее ничего общего нет с тем Богом чистоты и любви, Которому она хотела поклониться, она дерзновенно захотела войти в храм. Но какая-то сила ее остановила; каждый раз, как она приближалась к вратам, она была отброшена. И она пришла в ужас, и она обратилась к Матери Божией за помощью и за милосердием — и была допущена в храм.

Но из храма она не вернулась к прежней позорной жизни; она ушла в пустыню и там провела, в неописуемом подвиге, в совершенном одиночестве, всю свою остальную жизнь до смерти; жизнь, которая не была жизнью бесплотного существа, но была поистине жизнью воплощенного духа, ожившего покаянием и благодатью.

Чему мы можем научиться от этой жизни?

Мария Египетская была блудница; но блуд не заключается только в телесном грехе, в презрении своей телесности и личности другого человека. Блуд заключается в том, что человек заблуждается; он заключается в том, что цельность человеческой любви раздробляется, мельчает и человек уже неспособен всей душой, всем сердцем, всей мыслью, всем телом, всем существом своим любить одного человека и единого Бога...

Блуд, в широком смысле, который ему придает Священное Писание, это идолопоклонническая привязанность к видимому миру. Мы ослеплены тем, что видим, мы не видим невидимого, потому что наше внимание, наш взор приложен только к тому, что видимо и осязаемо.

Блуд заключается в том, чтобы отдать свое сердце не тому, что достойно любви; блуд заключается в том, что свою волю, вместо того, чтобы ее направить к единому на потребу, к чистой, святой любви к человеку, к людям, к Богу, мы распыляем так, что она направлена анархично, во все стороны, так, что она служит всем идолам, всем желаниям, всем порывам.

Разве не все мы заражены этой болезнью блуда? Разве мы цельны сердцем, не разделены умом? Разве воля наша не колеблется?

И вот мы можем себе представить себя самих в образе этой женщины. Вся жизнь наша подобна ее жизни; и, как она, мы порой хотим поклониться Живому Богу, хотим пробиться до Его животворного присутствия — и как часто мы этого не можем сделать! Как часто мы хотели бы молиться — но молитвы нет; мы хотели бы любить — но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли — а мысли разбегаются, расплываются; хотели бы всей волей своей начать новую жизнь, но нет этой воли — она разложилась на какие-то составные части, желания, мечты, тоску — а крепости в ней нет...

Как часто мы подобны морским волнам, которые ударяются об утесы, взлетают и опадают вновь в лоно морское, ничего не достигнув. Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем: Неужели мне закрыт путь к Богу?. Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото...

Не так случилось с Марией Египетской: ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением...

Нам тоже надо научиться этому: никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему. Нам надо научиться такой тоской о Нем тосковать, так к Нему пробиваться, чтобы, наконец, сила Божия и милость Божия ответили на наш зов и на наше отчаяние, полное непостижимой надежды...

Но когда с нами это случается, мы только радуемся, мы уходим утешенные, мы не думаем, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем добиться сами. Мария Египетская это поняла, Мария Египетская всю жизнь превратила в благодарение Богу. Она поняла, что, получив то, что ей было дано, уже нельзя жить, как она жила, можно жить только ликующей и скорбной благодарностью. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, и прожила какую дивную жизнь...

Нам не под силу поднять такой подвиг, но каждый из нас может сделать то, что ему под силу. И мы должны помнить, как Апостол Павел говорит, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощи совершается. Но не той ленивой, бесплодной немощи, которой мы страдаем, которая нас замучивает и губит, а в другой немощи — богоприимной, в той гибкости и слабости, которая рождается в человеке от сознания, что ему не достичь того, о чем он мечтает, единственного, к чему он стремится, своими силами, но что силой Божией он этого может достичь.

И тогда Господня сила нашу немощь наполняет, как ветер наполняет хрупкий, слабый парус, который, однако, может привести к пристани корабль... Это — богоприимная немощь, которая заключается в том, чтобы уже на себя не надеяться и отдать себя послушливо, кротко, в руку Божию, исполняя Его волю только Его силой, и тогда все делается возможным: сила Божия в немощи совершается...

В этом ряду евангельских чтений, победоносных недель надежды, которые нас влекут сейчас к страстным дням, когда уже будет время не веры, не надежды, но время зрения Божественной любви, — как должна нас укреплять святая Мария своим образом, своим примером! Аминь.

Икона: www.days.pravoslavie.ru

Автор: Митрополит Антоний Сурожский


Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим

Вербное воскресенье празднуется в шестое воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи) — это великий двунадесятый праздник, в который воспоминается торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Вербное воскресенье также называется Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется "Воскресение Христово...", а читается сразу 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при возженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя этим торжество победы жизни над смертью (воскресенье). С вечерни в Вербное воскресенье отпуст начинается словами: "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш..." и далее.

В Вербное воскресенье за трапезой разрешаются рыба, елей и вино.

О Входе Спасителя в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его повествуют все четыре евангелиста. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Господь за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Христа за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, "потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса".

Но произошло неожиданное для них: Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!". Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: "не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле". И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: "дом Мой домом молитвы наречется", а вы сделали его вертепом разбойников. Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

По материалам сайта "Все о Великом Посте и Пасхе"


Преподобный Иоанн Лествичник

Память 12 апреля/30 марта

По преданию, св. Иоанн родился около 570 года в семье свв. Ксенофонта и Марии (память 26 янв. ст. ст.). Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик св. Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет прп. Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года св. Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию.

Скончался в 649 г .


Страстная седмица

Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти освященные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения через страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушением Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во горб, после чего бывает чтение канона о распятии Господа и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений на пасхальной заутрени.

Из "Настольной книги священнослужителя"

Тропарь, глас 8-й:

      Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Кондак, глас 8-й: 

      Иаков рыдаше Иосифова лишения и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: египтяныни бо тогда сластем не поработав, возпрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца и Посылающаго венец нетленный.

Ексапостиларий.

      Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.


ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Куда пошли из-за тайной вечери апостолы? Они пошли с Учителем и Господом своим в Гефсиманию, чтобы там бодрствовать и молиться, страдать и уповать.

А куда пошел Иуда? Он пошел один к врагам Иисусовым, за слугами чтобы взять и предать им своего Учителя и Господа. От одной и той же Божественной трапезы — какие два различных плода!..

Из одного и того же места — какие два противоположных пути!.. Куда привел путь апостолов? Сначала в Гефсиманскую горницу, а потом — на небо…

А путь Иудин? Он привел сначала в чертоги Каиафы, потом завел было несчастного на некоторое мгновение к храму, но потом и скоро привел к погибельному древу, а с него — в ад!.. До того различна была участь первых причастников Тела и Крови Христовой!

Отчего такое ужасное различие? От благой и злой воли. Благая воля привела апостолов на небо, злая воля низвела в ад Иуду. И Петр падал, но восстал; то же было бы и с Иудой, если бы покаялся и сотворил плоды, достойные покаяния.

Идет ли кто ныне путем апостолов? Идет тот, кто, причастившись Тела и Крови Христовой, почитает себя через то самое неразрывно и навсегда соединенным с Христом, а посему следует за Ним всюду, куда ни поведет Он, на Фавор или в Гефсиманию; кто, принадлежа Спасителю своему всем существом своим, старается уподобляться Ему во всем: мыслить так, как мыслил Он, говорить так, как говорил Он, стараться жить и умереть, как жил и окончил земную жизнь Он!

Не идет ли кто и ныне путем Иудиным? Идет тот, кто, принимает Тело и Кровь Господа в евхаристии, принимает их без должной веры (как простой хлеб и вино) и почитает себя через то ничем не обязанным своему Спасителю; кто в храме показует некое уважение к святыне и, когда говорят о грехах и измене закону, готов, подобно Иуде, спросить: «Не я ли, Господи?» а за храмом явно поклоняется миру и его кумирам; продает бесстыдно веру и закон, стыд и совесть.

Таков и ныне путь апостолов и путь Иудин. Перед вами оба пути: и один какой-либо избрать должно. «Иже несть со Мной, на Мя есть», — сказал Сам Господь. Итак, с кем вы? с кем, — не здесь и теперь, в храме; а там, где встретит вас искушение: где, может быть, надобно будет приять честь и богатства неправедные или идти на крест за правду?.. Но уже вы избрали, что должно: каждый из вас сказал: «Я не дам Тебе лобзания Иудина!» Смотрите, не давайте же сего адского лобзания. Иначе оно будет некогда жечь уста и сердца ваши адским пламенем. Каждый из вас обещал исповедать Господа, подобно благоразумному разбойнику: смотрите, исповедуйте же! В случаях к сему не будет недостатка, ибо мир и теперь тот же, что был прежде: весь во зле лежит и ко злу всех влечет. Стойте же мужественно против сего зла и в себе, и в других. Не возвращайтесь на прежнее.

Благоразумный разбойник, если бы ему досталось сойти с креста живым, без сомнения, посвятил бы всю остальную жизнь Господу и соделался бы ревностнейшим из учеников Его.

Посвятим и мы все остальное время жизни нашей Ему же, Всеблагому, дабы в час смерти услышать от Него: днесь со Мной будеши в раю!


Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает!

Весь ужас смерти Христа зиждется на одном: НА ГРЕХЕ, и каждый из нас, согрешающих, ответственен за эту страшную Великую Пятницу; каждый ответственен и ответит; она случилась только потому, что человек потерял любовь, оторвался от Бога. И каждый из нас, согрешающий против закона любви, ответственен за этот ужас смерти Богочеловека, сиротства Богородицы, за ужас учеников.

Поэтому, прикладываясь к священной Плащанице, будем это делать с трепетом. Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! — и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной ценой и Спасителю-Богу, и Матери Божией, и ученикам. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский


Священное Писание

О Страшном суде Божием

Евангелие от Матфея

Глава 25

31  Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32  и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33  и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34  Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35  ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36  был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37  Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38  когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39  когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40  И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41  Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42  ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43  был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44  Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45  Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46  И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.


Вопрос священнику

Вопрос:

Почему мы так редко причащаемся?

Мы каждое воскресенье собираемся в храмах - а не причащаемся. Почему?

Бытует такое мнение, что частое причащение даже вредно для духовного здоровья. Я читала об одной монахине, которая хотела причащаться каждый день за Божественной Литургией, прямо чувствовала в этом потребность, и ей строго было сказано священником, что так нельзя, что это ведёт к духовному нездоровью и прелести, и она каждый день буквально выпрашивала Причастие...

Я вот не могу понять, какой вред может быть от Святых Даров - Тела и Крови Христовой? И кто придумал этот неписанный закон, что причащаться достаточно один раз в пост, т.е. всего 4 раза в год?

Ведь в Святом Причастии мы получаем исцеление, возможность и силы исправить свою жизнь, изменить свою греховную природу.

Только этим, а никаким другим способом мы получаем возможность спастись. Никакими другими своими делами, знаниями, соблюдением правил и т.д. Ведь тело своё мы питаем каждодневно... А почему душу только раз или два в месяц, а то и реже? Не голодает ли она?

С уважением, Ксения.

Ответ:

Действительно, Причащение Тела и Крови Христовых - Величайшее из Таинств. В первые годы своего священнического служения я особенно остро, физически чувствовал его благодатную силу. А когда со словами "Со страхом Божиим и верою приступите" выходил на амвон со Свтой Чашей, а желающих приступить не обреталось, я чувствовал душевное страдание и обиду. Обиду, что вот Господь в Святых Тайнах призывает верных, а мы его отвергаем, не хотим "приступить". Слава Богу, в последние годы причастников становится все больше (хотя ослабевает уровень духовного подвига, - многие подходят к Причастию без достаточной подготовки, без самоиспытания и сокрушения, но это, видимо, болезнь переходного периода, смены церковных поколений) и такие случаи стали крайне редки.

Но и слишком частое Приобщение может оказаться опасным для духовного здоровья человека. Это может вызвать привыкание к Святыне. И еще, взяв благословение на частое Причащение, многие не выдерживают того напряжения духовной жизни, которая требуется при подготовке, нарушают благословение духовника и вследствие этого впадают в уныние, а то и отчаяние. Не исключена также духовная прелесть (я достоин!). Поэтому вопрос о том, как часто причащаться нужно решить со своим духовником.

Вопрос:

Купил себе крест, вроде православный! Но на кресте не Спаситель, а еще один крест! Я хотел бы узнать - можно ли носить такой крест!?

Ответ:             

Если Вы купили нательный Крест в Православном храме - носите его, не сомневаясь! Если Крест куплен где-то в другом месте - принесите его в Православный храм и покажите священнику. В любом случае Крест, купленный вне храма необходимо освятить.

Вопрос:

Здравствуйте, уважаемые священнослужители!

Человек с которым я строю отношения (еще до нашего знакомства) попал в церковь "Благая Весть". Я не пойму что же это за церковь? Или это очередная секта? Мозги мои говорят, что надо бросать этого человека, а сердце наоборот - разобраться и спасти, если это секта.

Как это можно проверить реально, и на духовном уровне отвести человека от подобного зла?

С уважением, истинно верующий в Бога и Христа. Денис.  

        

Ответ:

Уважаемый Денис!

Ситуация, в которой Вы находитесь, очень серьезна. Организация, в которую попал близкий Вам человек - тоталитарная секта. А значит, к Вашей девушке применяются искусные приемы зомбирования, контроля над ее сознанием. Реально "вытащить" человека из секты - чрезвычайно трудно. К сожалению, достаточно эффективных приемов для этого я не знаю, и, думаю, вряд ли они существуют. Но Богу все возможно! Поэтому первое и наиважнейшее - это молитва. Затем - пытайтесь воззвать к ее рассудку, попробуйте вместе посмотреть какой-нибудь фильм о Православии, предложите прочесть кого-нибудь из святых отцов Церкви, уговорите на поездку по святым местам: в Троице-Сергиеву Лавру, в Дивеево, в Оптину.

Сопротивление будет однозначно - сатана просто так душу не отдаст. Но если любите, а не просто хотите "построить отношения", сможете своей любовью, терпением и молитвой отогреть ее сердце. (Вспомните "Снежную королеву"). Главное - сами стойте твердо в Православии.

На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов.


ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ

Петр Андреевич Вяземский

Чертог Твой вижу, Спасе мой,

Он блещет славою Твоею,

Но я войти в него не смею,

Но я одежды не имею.

Дабы предстать мне пред Тобой.

О, Светодавче, просвети

Ты рубище души убогой,

Я нищим шел земной дорогой:

Любовью и щедротой многой

Меня к слугам Своим причти.

 Иеромонах Роман (Матюшин)

Во внутрь блестящего чертога,
Жених в полунощи грядет
И счастлив раб, который у порога
Внимательно владыку ждет.

Но горе вам, во сне ленивом,
Вам, променявшим дух на плоть,
Когда явясь в чертог, своим призывом
Вас не добудится Господь.

Блюди с любовью и заботой,,
Душа, блюди с собой в борьбе,
Да и тебя не тяготит дремотой,
Когда жених придет к тебе.

Дверей святыни пред собою
Да не затворишь в узах сна,
Да праведным, но строгим судиею
Не смерти будешь предана.

О нет, душа моя, воспряни,
Песнь брачную запой звучней,
Одень помост свой в праздничные ткани
И стены храма в блеск свечей.

Ты помышляй об оном часе,
Не угадать - когда пробьет,
И над тобой, как в громоносном гласе,
Раздастся весть: жених грядет.

Не презри мудрых дев урока,
И дев юродивых беги,
До близкого, до позднего ли срока,
И ты светильник береги.

Не погружайся в сон и мраки,
Храни ты светлым свой залог,.
Да внидешь ты с Царем Любви на браки
В Его Божественный чертог.

Иеромонах Роман (Матюшин)


Се Жених грядет в полунощи,

Ублажая ожидающих.

Недостоин унывающий,

Ожидание оставивший.

Сохранись и ты, душе моя,

Да не сном отяготишися,

Да не смерти будешь предана,

И вне Царства затворишися.

Воспряни, зовуще к Господу:

«Свят, Свят, Свят еси. Создателю,

Богородицей помилуй нас».

15 февраля 1994. Скит Ветрово

* * *

Ещё не все объезжены места,

Не до последней выплаканы строфы.

И всюду – Лик Распятого Христа,

И всюду – продолжение Голгофы.

7 января 1994. Боровик

* * *

Я не ходил по жизни недотрогой,

Хоть изнывал под ношею Креста.

Я видел смерть – благодаренье Богу,

Омылся кровью – тоже не роптал.

Я понимал, за что мне наказанье

И, не вступая с Судиею в суд,

Как воду пил болезни, оплеванья,

Но милостей Твоих я не несу.

Царю Небесный! Всяк Тобой живится!

Не промолчи, душа моя слепа.

Не стоою я и малыя крупицы,

Что так смиряешь Своего раба?

Не утешай. Единственная Радость.

Познав Тебя, о чём ещё жалеть?

Молю о горьком. Отыми усладу.

Оставь мне плакать на моей земле.

3 июня 1996. Скит Ветрово


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете «Ачинский благовестник»

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии.

Глава из книжки «Путешествие на сказанщину или всдед за волшебным котом».

Маша подошла поближе к развалинам, стараясь понять, что тут было - трапезная? Часовня? Еще один храм? А Федя с котом побрели в другой угол двора.

        -  Маша, посмотри, что я нашел! - раздался через минуту голос мальчика.

        Маша поспешила на зов. Федя и кот стояли у источника, над которым возвышалась маленькая деревянная часовенка, потемневшая от времени. Чистый ключ бил из-под земли, растекался по белым плитам, заботливо кем-то положенным и вычищенным, образуя крохотное, прозрачное как хрусталь озерцо. Маша перекрестилась и, зачерпнув ладонью воду, сделала глоток. Когда она наклонилась, ей почудился на дне какой-то узор из белых камней, когда же распрямилась и взглянула на дно - увидела, что из глубины источника смотрит на нее девушка в синем сарафане, с русой косой. Образ, выложенный на дне источника, от биения воды казался живым: подрагивали брови, чуть шевелились губы. Девушка смотрела с глубокой грустью и любовью, словно просила о чем-то.

        -  Смотри, Федя, - прошептала Маша и потянула брата за рукав. Федя уставился в воду.

        -  Что это? - произнес он тихо. - Я голову повернул - она пропала...

        -  Встань на мое место. Здесь ее хорошо видно, - сказала Маша. - Какая красивая...

        -  Люди так и назвали ее - Красота Несказанная, - произнес сзади чей-то голос. Маша и Федя мгновенно обернулись. Позади них стоял маленький мужичонка в сером армяке, с серой бородкой.

        -  Не бойтесь, живу я здесь, - пояснил он. - А образ этот не простой. Не всем его дано видеть. У вас, видать, сердца чистые, вот она вам и показалась... А вот раньше люди в любое время могли ею любоваться.

        -  Когда? - почти шепотом произнесла Маша.

        -  Много лет назад. Пришла сюда с Божьими странниками девушка несказанной красоты и повелела здесь монастырь устроить. Звали ее... Софья или Мария, не знаю, а люди кличут Красотой Несказанной. Построили монастырь - и исчезла она, только остался ее образ на дне ключа. Ключ этот не простой. Кто из него попьет, будет всю жизнь искать Красоту Несказанную. Так вот, она ушла, а монастырь остался. Раньше здесь леса вокруг были. А потом на нас Змей Горыныч напал. Как дохнул он - все вокруг сгорело, в пепел обратилось. Только монастырь уцелел - в пламени пожара забил из земли ключ, да так сильно, что вокруг монастыря разилось целое озеро. Вот и получился монастырь на острове. Все, кто в нем были, живы остались. Но мало-помалу люди забыли о чуде и стали уходить из монастыря - кто в город подался, кто торговать уехал, да так и не вернулся. Кто-то умер. Все меньше тут народу становилось. И все реже стал появлятсья на дне источника образ.

        -  А сейчас? - спросила Маша.

        -  Один я теперь живу, - рыбку ловлю, ягоды собираю, источник охраняю, - мужичок вынул из ведерка с водой несколько мелких рыбешек и кинул Котофею.

        -  Я так себе разумею - вернется сюда Красота Несказанная, - добавил незнакомец. - Не зря сохранила она и остров, и монастырь, и источник.

        Помолчали. Слышно было, как вскрикивают над озером чайки.

        -  Как нам отсюда, с острова, выбраться? - хмуря брови, спросил Федя.

        -  Выбраться можно. Только, может быть, тут останетесь? - с надеждой спросил мужичок. - Тут хорошо, тишина, благодать. Что вас ждет впереди, если отсюда уйдете? Захотите вернутся, да поздно будет. Ведь там, за озером - горелая земля, проклятые места. Что вам там делать?

        -  Мы должны одного мальчика найти. Зовут его Васей. Он уехал от родителей с царевичем Петром. Не слыхали про такого? - спросила Маша.

        -  Нет, не слыхал. А то бы остались... Мальчик, он может и без вас найдется, с Божией помощью. А вот сюда, по преданию, Красота Несказанная непременно придет. Мы бы ее вместе ждали. Рыбку ловили бы, ягоды собирали. Да и котику тут хорошо будет, - мужичок кивнул в сторону Котофея, который сидел на пригорке и после обильной трапезы довольно вылизывал шерстку.

        -  Нам нельзя задерживаться, - сурово сказал Федя, которому мужичок казался подозрительным после коварных жителей Подземного Царства. Маша же тихонько вздохнула. Очень хотелось ей остаться - любоваться образом на дне источника, по лесу побродить. Самой не верилось, что недавно только она подвергалась опасностям, завидовала, мечтала об изумрудах и бриллиантах... Покойно было у нее на душе.

        -  Нельзя так нельзя, - неожиданно охотно согласился мужичок. - Пока светло, перевезу вас на своей лодочке.

        Сказал - и пошел по узенькой тропинке между зарослей крапивы. Ребята - за ним. Котофей едва поспевал следом - так плотно закусил рыбкой. Тропинка снова привела их к полуоткрытым заржавленным воротам, затем нырнула в овраг. Все скрылось в шелестящей зеленой листве, через минуту блеснула перед глазами синева озера.

        Мужичок привел к низенькой избушке на берегу. На крыше ее росла березка. Рядом была привязана утлая лодочка.

        -  Тут я живу, - застенчиво улыбаясь, объяснил мужичок. - Я и курочка моя, - он показал на маленькую пеструшку, которая выбежала на порог и с любопытством поглядывала на гостей.

        -  Курочка яички несет, я рыбку ловлю. Огородик есть. Всего хвататает.

        Ребята отдохнули в избушке, пообедали печеными яйцами и картофельными лепешками с ухой. Маша, еще не забывашая о черепашьем супе, от ухи отказалась. Зато кот по достоинству оценил и уху, и рыбку.

        Пока гости обедали, мужичок собрал нехитрые снасти, принес два весла. Через полчаса лодочка тихо заскользила по розовеющему от раннего заката озеру. Быстро приближался берег - почерневший от пожара, пустынный и голый. Маше стало как-то неуютно. Вновь захотелось остаться. Но она посмотрела на кота, гордо сидвшего на корме - лапы прямые, хвост вокруг тела обернут - и почему-то успокоилась. В желтых глазах Котофея гасли и внось разгорались искры. Казалось, кот усмехается. "Котофеич ведь небось и не такое видал", - подумала Маша. Федя, насупившись, сжимал рукоятку меча. Мужичок высадил ребят и кота на берег.

        -  Во-он там за бугром, - показал он рукою, - дорога проезжая. Выходите на нее. Может, повезет и встретите добрых людей, подвезут вас до города Расторгуева. Большой город, богатый, людей много. Там и расспрашивайте про своего Васю. Бог в помощь!

        Он поклонился, сел в лодочку и стал отгребать от берега.

        -  А как зовут-то вас? - спохватившись, крикнул Федя. Мужичок рассмеялся, махнул рукой, словно комара отгонял: - Зовуткой кличут. Обо мне не беспокойтесь. Я не пропаду. О себе лучше подумайте, - последние слова его отнес в сторону ветер. Они прозвучали невнятно. Лодочка удалялась по ровной глади озера, скоро стала не больше щепки и исчезла из виду..


Православное воспитание

   Во многих уголках нашего Отечества уже сейчас в школах, гимназиях и разных учебных заведениях, в основном на факультативной основе, преподается предмет «Основы православной культуры» или «История религий». Без сомнения, для верных чад Русской Православной Церкви было бы весьма радостным событием, если бы эти предметы стали обязательными. Ведь изучение Закона Божьего, Священного Писания, жития Святых отцов Церкви – это не только новый взгляд на историю нашей Отчизны, но и достоверное свидетельство о важнейших событиях человеческой истории. Наконец, такой взгляд может вернуть наше общество к наибольшей любви к Родине, патриотизму и пониманию своей индивидуальной роли в построении новой истории и воссоздании успеха как в политической, экономической, так и в культурной и духовно-нравственной сторонах развития нашего Отечества.

  Так и у нас, в нашем родном городе, существуют начальная Православная гимназия и Мариинская женская гимназия. В которых уже сейчас являются обязательными такие предметы, как Закон Божий и Церковно – Славянский язык. Учитывая, что основной стержень духовно – нравственного воспитания закладывается еще в детском и раннем юношеском возрасте, необходимо отметить, что это значимый вклад Церкви в укрепление моральных устоев общества.

   Начиная с 1-го класса, дети узнают очень многое о Церкви, ее обрядах, праздниках. О том, как вести себя в храме, как избежать греха и его начальника – источника всех зол. И пусть не все отложится в детском сознании, но потом эти благие семена обязательно прорастут и принесут пользу не только учащимся, но и обществу. Конечно же, в этом нам могут помочь и родители ребенка, не допуская развязности, дерзкого отношения к старшим, а порой и наказывая за провинности. И в этом у Церкви своя, устоявшаяся и оправданная точка зрения. Священное Писание говорит нам о том, что если родитель не наказывает свое дитя – значит, не любит его.

   Изучение Закона Божьего, о котором мы сейчас говорим, продолжается на протяжении всего процесса обучения с 1-го по 4-й классы. Со 2-го класса в нашей гимназии добавляется предмет изучения церковно – славянского языка, который имеет также важное значение для христианина. Для правильного понимания церковной службы, священных книг знание его просто необходимо. Ведь по своей силе и возвышенности церковно – славянский язык является самым совершенным для выражения религиозных настроений православного русского человека. Мысли, отрешенные от земного и направленные к высшему, небесному, получают наиболее соответствующее выражение в этом языке, далеком от обычного, житейского. Понимая церковно – славянский язык, православный христианин укрепляется в благоговейном отношении к Богослужению Церкви и пополняет запас религиозных, правых понятий. Да и наш русский язык далеко уходит корнями в славянский.

   Может кому-то покажется, что обучение в Православной школе тягостно и скучно для ребят. Это не так. Праздники Православной Церкви, которые проводятся в Православной гимназии, гораздо радостнее, чем светские. В гимназии действует библиотека, в которой ребята могут познакомиться, в том числе, и с церковной литературой. Кроме того, в гимназии действуют различные кружки, которые ребята очень любят: «Мягкая игрушка», «Кулинария», хор. Дети сами говорят об этом. Их поделки украшают помещение библиотеки вместе с музеем церковной утвари.

   Необходимо отметить, что в воспитании устоев будущих личностей существенную роль играют преподаватели, являясь примером для учеников. Как говорит великий подвижник благочестия Святитель Феофон Затворник, «поджигатели веры должны сами гореть».

   Ну и в заключение хотелось бы пожелать всем детям – наряду с внешними науками наиболее преуспевать во внутренней, сердечной науке – в науке любви, веры, послушания, терпения. А еще всем – Многая и благая лета! 

Священник Казанского собора г. Ачинска Валерий Русаков.


ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО…

Южный полюс (материк Антарктида) намного холоднее Северного полюса? А все оттого, что южный полюс покрыт ледяным щитом толщиной 3- 4 км . На Антарктиде водятся множество тюленей и пингвинов. А на Северном полюсе, в Арктике, немного теплее из-за того, что большую часть территории внутри Северного полярного круга занимает океан. Самые крупные арктические животные - белые медведи. Кстати, они встречаются только в этих краях!

У водорослей есть глаза

Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада обладает зрительной системой, реагирующей на свет почти так же, как и человеческий глаз. Эти водоросли, распространенные в пресноводных водоемах, содержат в красном пигментном пятне, которое называется глазком, родопсин - то самое химическое соединение, которое преобразует свет в электрический импульс в зрительной системе человека и животных. Благодаря своему "глазку", водоросль чувствует, где больше света, и с помощью двух своих жгутиков плывет к месту с оптимальным для фотосинтеза освещением.

Есть заповедники для… мушек и букашек

Когда ты слышишь слово заповедник, что возникает в твоем воображении? Наверное, непроходимые леса, девственные реки, и там вольготно живут-поживают тигры, медведи, буйволы, олени и прочие красавцы. А вот в 1971 году в нашей стране на территории совхоза "Лесное" в Омской области благодаря титаническим усилиям ученого-энтомолога В.Гребенникова был создан первый микрозаповедник (площадью всего-то 6,5 гектар ) для… насекомых. Позднее было создано еще четыре подобных заповедника.

Кто такой энтомолог? Это очень важный специалист, который знает всех насекомых, обитающих на нашей планете, так же хорошо, как ты своих одноклассников.

Можно жить и без солнца

Ну кто же не знает, что без живительных солнечных лучей не было бы жизни на земле! Но… летом 1991 г . в северной части о.Байкал ученые-океанологи и лимнологи на глубинах 420- 430 м обнаружили участки дна с плотными поселениями губок, ракообразных, гигантских ресничных червей-планарий, рыб и других организмов. В основе питания обитателей поселения лежит бактериальный хемосинтез, т.е. горячие и холодные воды, выходящие из-под дна в зоне развивающегося рифа, поставляют углерод в различных неорганических соединениях, а бактерии утилизируют их химическим путем, без участия солнца. Это единственное в мире безсолнечное поселение живых организмов в пресной воде. Ранее подробные поселения были найдены лишь в морской воде возле Галапагосского рифа в Тихом океане на глубине 2500 м .

Создана карта из… самоцветов

Находится уникальное произведение камнерезного искусства - географическая карта Советского Союза - в геологоразведочном институте Санкт-Петербурга и является самой дорогой в мире, поскольку составлена из самоцветов. Над составлением карты площадью 22,5 м2 11 месяцев трудились сотни гранильщиков Свердловска (Екатеринбурга). Камни подобраны по цвету: для обозначения равнин - зеленая яшма, белый опал символизирует вечные снега, зеленый амазонский камень - оазисы в пустынях. Из орлеца выложены государственные границы. Карта побывала на выставках в Париже и Нью-Йорке.

Существует каменная Библия

Эта необычная Библия, существующая на земле в единственном экземпляре, хранится в Государственном музее искусств в Грузии. На тяжелых каменных плитах рукой древнего мастера высечено 20 сюжетов на темы Ветхого и Нового Завета. Ее каменные страницы были обнаружены в высокогорном с.Цебельда в Абхазии.


Первые шаги

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам, грешным, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на Кресте и в третий день воскрес. Крест - орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью.

Для крестного знамения мы складываем пальчики правой руки так: три первых пальца слагаем вместе концами ровно, а два последних пригибаем к ладони. Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, как единую и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую. Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб - для освящения нашего ума, на чрево (живот) - для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечо - для освящения наших сил телесных. Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно.


О МОЛИТВЕ

Молиться нужно и можно всегда и везде. Как явится мысль какая, чувствуешь соблазн к греху, что сейчас падешь, так и нужно обратиться к Господу и к Божией Матери: «Владычице, помоги мне, мне хочется быть хорошим, помоги мне быть Твоим чистым сыном», — и пока еще будем молиться, мысль злая исчезнет. А потом привыкнем и всегда молиться. Всякое дело нужно начинать молитвой.

Если к молитве примешиваются недолжные мысли и чувства, то помолись: «Иисусе Сладчайший, я сознаю свою немощь, прости мне». А авва Зенон говорит: «Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот, когда станет на совершение ее, — прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих и ради этого Бог услышит всякую молитву его».

Старец Алексий МЕЧЕВ


АНГЕЛ

Каждый раз, как умирает доброе, хорошее дитя, с Неба спускается Божий Ангел, берет дитя на руки и облетает с ним на своих больших крыльях все его любимые места. По пути они набирают целый букет разных цветов и берут их с собою на Небо, где они расцветают еще пышнее, чем на земле. Бог прижимает все цветы к своему сердцу, а один цветок, который покажется Ему милее всех, целует; цветок получает тогда голос и может присоединиться к хору блаженных духов.

Все это рассказывал Божий Ангел умершему ребенку, унося его в своих объятиях на Небо; дитя слушало Ангела, как сквозь сон. Они пролетали над теми местами, где так часто играло дитя при жизни, пролетали над зелеными садами, где росло множество чудесных цветов.

- Какие же взять нам с собою на Небо? - спросил Ангел.

В саду стоял прекрасный, стройный розовый куст, но чья-то злая рука надломила его, так что ветви, усыпанные крупными полураспустившимися бутонами, почти совсем завяли и печально повисли.

- Бедный куст! - сказало дитя. - Возьмем его, чтобы он опять расцвел там, на Небе.

Ангел взял куст и так крепко поцеловал дитя, что оно слегка приоткрыло глазки. Потом они нарвали еще много пышных цветов, но кроме них взяли и скромный златоцвет, и простенькие анютины глазки.

- Ну вот, теперь и довольно! - сказал ребенок, но Ангел покачал головой, и они полетели дальше. Ночь была тихая, светлая; весь город спал, они пролетали над одной из самых узких улиц. На мостовой валялись солома, зола и всякий хлам: черепки, обломки алебастра, тряпки, старые донышки от шляп - словом, все, что уже отслужило свой век или потеряло всякий вид; накануне как раз был день переезда. И Ангел указал на валявшийся среди этого хлама разбитый цветочный горшок, из которого вывалился ком земли, весь оплетенный корнями большого полевого цветка: цветок завял и никуда больше не годился, его и выбросили.

- Возьмем его с собой! - сказал Ангел. - Я расскажу тебе про этот цветок, пока мы летим! - И Ангел стал рассказывать.

- На этой узкой улице, в низком подвале жил бедный больной мальчик. С самых ранних лет он вечно лежал в постели; когда же чувствовал себя хорошо, то проходил на костылях по своей каморке раза два взад и вперед, вот и все. Иногда летом солнышко заглядывало на полчаса и в подвал; тогда мальчик садился на солнышке и, держа руки против света, любовался, как просвечивает в его тонких пальцах алая кровь; такое сидение на солнышке заменяло ему прогулку. О богатом весеннем уборе лесов он знал только потому, что сын соседа приносил ему весной первую распустившуюся буковую веточку; мальчик держал ее над головой и переносился мыслью под зеленые буки, где сияло солнышко и распевали птички. Раз сын соседа принес мальчику и полевых цветов, между ними был один с корнем; мальчик посадил его в цветочный горшок и поставил на окно близ своей кроватки. Видно, легкая рука посадила цветок: он принялся, стал расти, пускать новые отростки, каждый год цвел и был для мальчика целым садом, его маленьким земным сокровищем. Мальчик поливал его, ухаживал за ним и заботился о том, чтобы его не миновал ни один луч, который только пробирался в каморку. Ребенок жил и дышал своим любимцем, ведь тот цвел, благоухал и хорошел для него одного. К цветку повернулся мальчик даже в ту последнюю минуту, когда его отзывал к Себе Господь Бог… Вот уже целый год, как мальчик у Бога; целый год стоял цветок, всеми забытый, на окне, завял, засох и был выброшен на улицу вместе с прочим хламом. Этот-то бедный увядший цветок мы и взяли с собой: он доставил куда больше радости, чем самый пышный цветок в саду королевы.

- Откуда ты знаешь все это? - спросило дитя.

- Знаю! - отвечал Ангел. - Ведь я сам был тем бедным калекою-мальчиком, что ходил на костылях! Я узнал свой цветок!

И дитя широко-широко открыло глазки, вглядываясь в прелестное радостное лицо Ангела. В ту же самую минуту они очутились на Небе у Бога, где царят вечные радость и блаженство. Бог прижал к Своему сердцу умершее дитя - и у него выросли крылья, как у других Ангелов, и он полетел рука об руку с ними. Бог прижал к сердцу и все цветы, а бедный, увядший полевой цветок поцеловал, и тот присоединил свой голос к хору Ангелов, которые окружали Бога; одни летали возле Него, другие подальше, третьи еще дальше, и так до безконечности, но все были равно блаженны. Все они пели - и малые, и большие, и доброе только что умершее дитя, и бедный полевой цветочек, выброшенный на мостовую вместе с сором и хламом.

Г.Х.Андерсен



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ