ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 3 март 2008 г.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

В кругу церковного года особое время отведено Великому посту с приготовительными к нему неделями и седмицами и заключающей его Страстной седмицей. Церковные песнопения этих дней составляют содержание богослужебной книги Триодион, сиесть Трипеснец ( Триодь постная).

Долго ожидали люди пришествия в мир Спасителя. Их вздохи к стенания нигде так сильно не высказаны, а падшее состояние духа человеческого нигде не оплакано такими горькими и искренними слезами, как в Триоди постной, проникновенно побуждающей к покаянию и сокрушенной молитве, чтобы с чистым сердцем встретить светлый Праздник Христова Воскресения.

Пост Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы называются Великим по особой важности его установления. Он установлен главным образом в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню и поcтившегося там ( Мф. 4, 2), а также сорокадневного поста Моисея ( Исх. 34, 28) и Илии ( 3 Цар. 19, 8). О том, что пост был сорокадневным почти с начала его установления, есть свидетельства : глубокой древности, а само название "Четыредесятница" часто встречается в древних письменных памятниках. Вначале было два дня поста пред Пасхой - четверг и пятница - Пасха крестная - зачаток будущей Страстной седмицы, затем стал присоединяться впереди пост Четыредесятницы.

Книга "Правила святых апостолов", или "Постановления святых апостолов", составленная по источникам, относящимся к II и III векам, 69-м правилом повелевает всем поститься в Святую Четыредесятницу пред Пасхой. Апостольское установление поста пред Пасхой и каноническое соблюдение его всей Церковью свидетельствуют святой Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаженный Иероним и святой Кирилл Александрийский (IV в.).Святой Василий Великий и святой Григорий Нисский утверждают, что тост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но самым непререкаемым свидетельством древности этого поста являются пасхальный круг святого Ипполита Римского (III в.), начертанный на его епископском седалище и содержащий указание на древний обычай прекращать пост Четыредесятницы по воскресным дням.

Пост Святой Четыредесятницы, повсюду продолжаясь 40 дней, соблюдался, однако, в древней Церкви не в одно и то же время: это зависело от неодинакового счисления дней поста и дней, в которые он разрешался. В Восточных Церквах существующий и доныне порядок хранения поста Четыредесятницы установился в IV веке.

Великий пост состоит из собственного сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы "ради спасительных страстей" Христовых. В Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: "Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы), начиная со второго дня (с понедельника) и оканчивая в пятницу, потом начинается святая седмица Пасхи (страданий Христовых), постясь во время ее, все - со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих" (кн. 5, гл. 1).

Святой Епифаний Кипрский(+ 403) пишет: "Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной седмицы) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении" (Изложение кафолической веры, XXII).

Древние христиане соблюдали пост Святой Четыредесятницы с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались (VI Вселенского Собора прав. 56) мясо, молоко, сыр, яйца. Правила соблюдения Великого поста отражены и в нашем Уставе церковном (Типикон, гл. 32 - "От правил святых апостол и святых отец о Святой великой Четыредесятнице яко должен всякий христианин опасно (строго) хранити". Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы. В понедельник и вторник первой седмицы внушается соблюдать высшую степень поста: "Отнюдь вовсе ясти не подобает". В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, сухоядение - принятие пищи один раз в день, вечером. В субботние и воскресные дни дважды в день разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). Только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.

Церковь строго осуждает нарушающих пост Святой Четыредесятницы. Лаодикийский Собор определяет: "Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в четыредесять дней не постится, да извержется (из сана). Аще мирский человек не постится, да отлучится" (прав. 50). В Номоканоне сказано: "Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу, или в среду и в пяток, - лета два да не причастится" (Малый требник, прав. 85).

Но, действуя в духе любви и милосердия Божия, Православная Церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны в Святую Четыредесятницу творить дела любви и милосердия и, равно как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.

В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы Церковь разъясняет сущность истинного поста как средства духовного возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении, умерщвления греховных пожеланий. Поэтому Церковь в своих песнопениях Святую Четыредесятницу называет веселым временем поста.


ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН СВ. АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Песнь 1

Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.

[Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и восхвалю Его, ибо Он возвеличился во славе.]

(Исх. 15, 1-2)

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление.

[С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.]

Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

[Прииди, несчастная душа, с плотию своею, исповедайся Создателю всего, воздержись, наконец, от прежнего безрассудства и с раскаянием принеси Богу слезы.]

Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих.

[Подражая в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, вечного Царства и блаженства за мои грехи.]

(Быт. 3, 6-7)

Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди.

[Горе мне, моя несчастная душа, для чего ты уподобилась первосозданной Еве? Не с добром ты посмотрела и уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву и дерзостно вкусила бессмысленного плода.]

(Быт. 3, 6)

Вместо Евы чувственныя, мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения.

[Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная - плотский страстный помысел, обольщающий приятным, но при вкушении всегда напояющий горечью.]

Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам; аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?

[Достойно был изгнан из Едема Адам, как не сохранивший одной Твоей заповеди, Спаситель. Что же должен претерпеть я, всегда отвергающий Твои животворные повеления?]

(Быт. 3, 23)

Слава, Троичен: Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления.

[Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся в одном Существе, сними с меня тяжкое бремя греховное и по Своему милосердию, даруй мне слезы умиления.]

И ныне, Богородичен: Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Владычица Чистая, кающася приими мя.

[Богородице, надежда и защита воспевающих Тебя, сними с меня тяжкое бремя греховное и, как Владычица Чистая, приими меня кающегося.]

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. "Мистагог покаяния", т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: "Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен". "Благоутробен" - значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост - это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище "Иерусалимита", т. е. "Иерусалимлянина".

В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи - остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии , а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.


Великомученик Феодор Тирон


В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.). Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике (361-363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках; таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь "архиерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема" [1]. Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, "сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом" [2]. Благодаря этому верующий народ был избавлен "невредимо от врага и преступника коварства" [3]. Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. "Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем" [4]. Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона появилась в православном календаре также и триодная память ему.

Мученик Феодор Тирон пострадал при императорах Максимиане и Максимине, служа воином в г. Амасии в Малой Азии. Он воспротивился повелению вкусить идоложертвенную пищу, за что принял мученическую кончину 17 февраля 306 года и был погребен в Евхаитах Амасийских. Его именование тирон в отличие, например, от стратилата, означает "молодой воин" [5], то есть новобранец. Будучи новобранцем как солдат, он явил себя адамантом Христовой веры. Прошло немного времени после его мученической кончины — и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство — Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве.

Триодное поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. В IX веке в первое великопостное воскресение стали отмечать победу Православия над иконоборчеством [16], а память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресения сохранилась — это Торжество Православия. Явление святого мученика

прославляется в песнопениях Триоди. В стихирах на Господи воззвах мученику Феодору говорится: Радуйся страстотерпче непобедимый, прещения мучителей на земли разоривый [17

Явление мученика Феодора при Юлиане Отступнике, несомненно, способствовало распространению его почитания [25]. Память Феодора Тирона — хронологически первая триодная память святого, и она открывала первое воскресение Великого Поста [26]. Его память определяет именование первой седмицы Великого Поста, которую на Руси в древности иногда называли Федоровой неделей.

Слово мученику Феодору Константинопольский Патриарх Нектарий заканчивает следующими словами: "Мы же мученику с сими победную песнь воспоим и чюдеси присно обнавляти паметь сами приносеще добропобедному мученику Феодору верно возопиим: О мучеником светлость и святим красота; о Божий дар воистину; о хранителю и предпособниче верным неотступниче. Не забывай нас убогых и смереных, но всегда присно молитисе не престай о нас, пречюдне, ни пакы иже повсегда мысльнаго душам нашим Иулияна, иже тогда и ныня злоначелнаго врага борущаго нас, да не презриши, пречестне" [27].

Архимандрит Макарий (Веретенников)


Пассия

         Настали дни Великого поста. Дни особого воспоминания о страданиях Господних. Чтобы достойно приготовить верующее сердце к встрече праздника Христова Воскресения, Святая Церковь установила особые службы – пассии. Их четыре, по числу Евангелий. Совершаются они на вечерне четырех воскресных дней Великого поста. В переводе с латинского «passio» - «страдание» (с церковно-славянского - «страсть»). На каждой пассии посреди храма поставляется большое Распятие, перед которым читаются отрывки из четырех Евангелий, повествующие о событиях двухтысячелетней давности. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

         В молитвенных размышлениях, в благоговейном стоянии перед Распятием верующее сердце заново переживает последние часы жизни Спасителя, старается глубже вникнуть в тайну креста Господня, пытается постичь силу благодатных его даров.

         Зачем же нужна была столь великая жертва? Почему именно смерти Христа придается исключительное значение в деле спасения человеческого рода?

         «… На сей час Я и пришел», - говорит Сам Господь о Своем смертном часе [Ин. 12, 27].

         Любовь Божия – есть подлинная любовь. Подлинной любви свойственно сострадание, самоотвержение.

         Скорбел Господь о людях. Любил неразумных Своих чад. И в Своей безмерной любви решил сострадать нам во всем. Вместе с нами претерпел все муки вплоть до смерти. Вершины своей любовь Божественная к людям достигла на кресте, где Христос понес наш грех как Свой собственный. «Кровию креста» [Кол. 1, 20] совершается спасение человечества.

         И «хотя Христос и умер как человек, и святая Его душа разлучилась с пречистым Его телом, Божество Его осталось неразлучно с обеими, и с душой, и с телом», - учит Иоанн Дамаскин. Поэтому смерти «невозможно было удержать Его» [Деян. 2, 24].

        На пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий..." Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.


КАК  ПОМИНАТЬ  О  ЗДРАВИИ  И  О УПОКОЕНИИ

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает за Божественной Литургией. Для этого следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в храме записки с их именами для поминовения.

На Проскомидии, совершаемой в Алтаре,  из просфор священником будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце Литургии опущены в чашу со Святыми Дарами с молитвой:  «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною, молитвами Святых Твоих». Вынутые частицы, таким образом, соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. Каждая частица, проникаясь Кровью Спасителя, делается предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Поминовение на Литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог. 

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Такие записки, кроме поминовения на проскомидии, прочитывают священники и церковнослужители перед Святым Престолом.

Кроме этого, в Церкви существует традиция подавать постовые записки. Эти записки священнослужители ежедневно читают в Алтаре в дни Великого поста.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина(ки).

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Панихиду заказывают на 3-й, 9-й, 40-й день после кончины, в годовщины смерти и день ангела и рождения усопшего, а также в любое другое время. Заказывая панихиду, можно оставить приношение в виде продуктов на нужды храма в память об усопших близких.

В храме принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и священники, либо церковнослужители  в течение заказанного срока за каждой Литургией молятся о наших сродниках.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

• Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

• Озаглавьте ее: “о здравии” или “о упокоении.”

• Имена пишите в родительном падеже (вопрос “кого?”).

• Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

• Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).

• Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

• Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).

• Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

• Допускается включение в записку слов “воина,” “монаха,” “монахини,” “болящего,” “путешествующего,” “заключенного.”

• Наоборот, не надо писать “заблудшего,” “страждущего,” “озлобленного,” “учащегося,” “скорбящего,” “девицы,” “вдовицы,” “беременной.”

• В заупокойных записках отметьте “новопреставленного” (усопшего в течение 40 дней по кончине), “приснопамятных” (усопших, имеющих в этот день памятные даты), “убиенных.”

• За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться за упокой уже не нужно.


                           Творения Святых Отцов

Святитель Игнатий Брянчанинов +1867г.

 «Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он, или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать перед Богом – себя».

 «Воздавай почтение ближнему как образу Божию, почтение в душе твоей, не видимое для других, явное лишь для совести твоей. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, - и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь».

 «В каждом из нас глубоко сидит дух осуждения: по гордости, по самомнеию, высокомерию, по злобе и другим страстным побуждениям мы постоянно ищем и находим у ближнего множество недостатков, ошибок, погрешностей.  Замечено: когда ближний не принимает обличения, то такая слепая ревность производит памятозлобие и мстительность против него, а когда ближний покоряется, - то рождает тщеславное самодовольство».

 «…лучше быть грешником и видеть себя таковым, нежели быть по наружности праведником и почитать себя таковым».

.«Вспомните, что и вам надо выйти дверью гроба из этой жизни, предстать на суд пред Господа, на суд, страшный и для Святых Его, и для тех, которые провели всю жизнь в благоугождении Ему. Там будут судимы не только грехи, но и правды человеков; там многие правды их осудятся правдою Всесовершенною».

«Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель. Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад…Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства».

 «Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Ересь – грех ума!»

 «Темная страна – земля! Она – страна изгнания преступников, осквернивших рай грехом, виновных в преслушании Богу, презревших общение с Ним, променявших это общение на общение с диаволом».

«…нужно мне, чтоб при вступлении моем в вечность…Сын Божий признал меня похожим на Него, как похожи на Него все блаженные небожители».

«Некто из святых сказал: «Если Христос пришел не для праведников, то я отвергаю мою правду, как грех, отлучающий меня от Христа, и в том, что я грешен, нахожу мою правду, правду небесную, доставляющую мне средство приступить ко Христу и быть с Ним»».

Святитель Феофан Затворник  + 1894

«Чаяли мы и Царствие получить и покойно жить, всласть себе, что не совместимо»

 «Велики благодатные обетования, но для получения их надобно быть под тяжким крестом»

 «Монахам дело – помыслы очищать, а у мирян главное – намерение доброе при делах иметь»

 «Никогда никому не изъявляй своего неудовольствия»

 «Долг внешний – исправная служба. Но всякую службу можно превратить в способ благоугождения Богу, или внешнее исполнять в связи со внутренним, освящая последнее первым»

 «Дела службы не суетность: это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг …Суетность – дела по удовлетворению страстей, - также ненужные и бесполезные»

 «Вы семьяне. Вам нельзя не хлопотать о житейском. Это и не запрещено; напротив, повелено трудиться, чтоб иметь содержание и другим помогать. Надо только не томить себя заботою и, работая, всю надежду возложить на Бога, и всё, что даст Бог излишнего, возвращать то Ему, чрез бедных, как оброк господский»

«Бог зачинает жизнь, Бог и руководит в ней. К Нему надо потому прибегнуть и прибегать всегда и от Него ждать решения. Уж как Он решит и как решение Его дойдёт до сердца, этого не разберёшь, но то несомненно, что всякое дело, Ему угодное, от Него возбуждается и Им приводится в совершение… И никто из угождающих Ему сам собою угодного Ему не творит»

 «Каждый случай можно подвести под заповедь и внутренно посвятить Богу своё в нём действование. Так будет вся жизнь посвящена Богу»

 «Бог везде есть и коль скоро находит сердце, непротивящееся Ему, входит в него и обвеселяет его»

 «Убедите себя, что всякою случайностию Бог испытывает вас, и, око Своё утвердив на вас, ждёт, как то вы поступите»

 «Угрюмая, отталкивающая или брезгливая жизнь не есть Божия жизнь… Нужны и хозяйское радушие, и полное внимание, и веселонравие, и при этом память Божия со страхом и благоговеинством»

 «Всё, по нужде делаемое, без сочувствия, - не вредит духу. Беречь сердце надо, чтоб не прилегало к страстям мирским… Только увлечение разорительно»

 «Господь того только принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается»


Вопрос священнику

Вопрос:

То, что с нашим миром что-то происходит, видит всякий более-менее духовно трезвый человек. Это и природные катаклизмы, и политические события, которые точь-в-точь отражают описанное в Апокалипсисе, и охлаждение веры и любви в людях и многое другое. Что, действительно наступают последние времена?

Ответ:

   Не слишком ли много мы ныне уделяем внимания теме «последних времен»? Еще в I веке Апостол Иоанн Богослов писал: «Дети, последнее время...» Для христианина, которому Господом заповедано и Святыми отцами подтверждено повеление: «бодрствуйте на всякое время», какой еще дополнительный призыв нужен?  «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут от тебя» - говорит Господь. «Неужели мне одр сей гроб будет» - читаем мы в вечернем правиле. Что, - грядущие бедствия, празднословие о "последних временах" добавили кому-то из нас ревности к спасению? Изменили нашу (или чью-то) жизнь? Ураганы, землетрясения, необратимые изменения климата - все это воспринимается, как некое телевизионное шоу (все равно, что поглазеть на пожар у соседей). Это там, "у них", а если, может быть, будет у нас - так это вряд ли, а впрочем - "на миру и смерть красна!"

    Святой Феофан Затворник пишет: «Антихрист явится, как учат святые отцы, не против воли Божией. В Божиих планах мироправления стоит и он, и подготовка его, и последствия того. Не потому так, чтобы Бог хотел такого зла  людям, а потому, что люди сами себя до того доведут. Этот момент отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли кто ещё желающий к нему обратиться. Когда уже некого будет ждать, примет Господь удерживающую руку, и антихрист явится».

   Пока есть ищущие спасения, мир будет стоять. Но одно дело – искать спасения, а иное – мечтать о нем. Иоанн Креститель сказал фарисеям, идущим к нему креститься в Иордане реке: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева! Сотворите же плод достойный покаяния!».

   Кто хочет оказаться в аду?! Все желают Жизни, Света, Радости. Но вот трудиться то для этого, бороться и побеждать свои страсти, своего «ветхого человека» желает все меньшее число людей. Кто из христиан ныне готов исполнить заповедь Христову о любви к врагам? Кто готов обратить левую щеку, ударившему его в правую? Кто готов отдать рубаху желающему отобрать у него верхнюю одежду? Кто может сказать, что готов дать всякому просящему? Дать в долг, не ожидая его возвращения? Я не говорю здесь даже об исполнении того, что повелел Господь. Но многие ли из нас, считающих себя христианами, хотя бы воздыхают, печалятся о том, что не имеют сил исполнить эти Заповеди Спасителя?! Да и знаем ли мы их?! «Если же соль не солона будет – то чем сделаешь ее соленою?» Если мы потеряем главное, наиважнейшее в христианстве – любовь – то останемся ли мы христианами?

   И сатана, зная о себе праведный суд Божий, не желает быть в аду. Будучи горд, он не может просить, потому имеет надежду «надавить» на Бога, воззвать к Его человеколюбию, указав Ему на прельщенных, погибших людей.  И прикрываясь ими, как щитом (как в Великую Отечественную немцы, идя в атаку, пускали впереди себя женщин и детей), надеется, что Бог отменит справедливый приговор, и вместе с помилованными несправедливо, вынужден будет простить и его. Не так ли и мы, оставаясь злыми, гордыми, немилосердными – тем не менее, надеемся на милосердие Божие! Но такая надежда тщетна.

Вопрос:

   Мое имя Ксения. У меня вопрос о суевериях.

   Удивительный получается факт, что Церковь, которая призвана бороться с суевериями и язычеством зачастую сама становится рассадником этих суеверий. И каждый новичок, вступающий в Церковь, начинает воспринимать их очень серьёзно, попадает по воздействие этих суеверий, как под гипноз, принимая их за христианскую веру. Даже интеллигентные и образованные люди поддаются этому.

   Вотоже интелеа христианскую веру.. то, с чем я столкнулась в Церкви и чему никак не могу найти логического объяснения: после Причастия как можно дольше нельзя ни с кем заговариавать, дабы не «улетучилась» благодать от Таинства. В этот день нельзя прикладываться к иконам, и уж естественно не целовать никого из людей, нельзя становиться на колени…и прочее. Меня так раз просто отогнали от иконы со словами «ты что?!!! Нельзя сегодня ничего целовать». Как к этому относиться?

Ответ:

   Здравствуйте, Ксения! В Церкви действительно очень много предрассудков и суеверий, с которыми необходимо бороться. Одним из главных и душевредных в нынешнее время является страх перед числами, кодами, паспортами. Страх, который наводит затмение на душу, не дает жить нормально, вводит в рабство отцу всяческих страхов - диаволу, занимает все мысли человека, так что бедный уже и молиться нормально не может и забывает то наиважнейшее, что является солью христианства, все свои силы обратив на войну с бумажками.

   То, что описывете вы относительно Таинства Причащения, мне кажется не является суеверием, по крайней мере, опасным. Это скорее утонченное чувство благочестия Русского народа, его великое уважения к этому Пренебесному Таинству. Вызвана эта традиция, во первых, писаниями святоотеческими, в которых старцы побуждали монахов после принятия Св. Причастия, ни с кем не разговаривая, идти в свою келлию, с непрестанной молитвой на устах и в сердце. Также тем, что в последние столетия подходить к Причастию мирянам рекомендовалось однажды в год (с этим и боролись святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник) - отсюда особая подготовка и особое благоговение. Я думаю, и ныне, в том числе и мирянам, в этот день желательно ограничить внешние взимоотношения, естественно в пределах разумного, чтобы не обидеть окружающих, постараться действительно сохранить благодать.     Становиться на колени не положено в этот день по Уставу Церкви, так как земной поклон означает падение и последующее восстание от греха, а в день Причащения мы носим в себе Самого Христа. Целовать иконы можно после принятия запивки (из благоговения к Святой Крови Христовой, капли которой могут остаться на губах).

   В общем, в этой традиции нет ничего душевредного, если человек понимает, почему он ее исполняет. Вред может появиться, когда в нее вкладывается какой-то мистический смысл. Хуже, если мы утеряем страх, трепет и благоговение перед этим Страшным и Великим Таинством.      

                 

На вопросы отвечал священник Казанского собора Сергий Пигасов


Священное Писание

Из Нагорной проповеди Спасителя

Евангелие от Матфея

Глава 5

1  Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2  И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3  Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4  Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5  Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6  Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7  Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8  Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9  Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10  Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11  Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12  Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13  Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14  Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15  И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16  Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17  Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18  Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19  Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20  Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21  Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22  А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

23  Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24  оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25  Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

27  Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28  А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29  Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30  И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31  Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32  А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

33  Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34  А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36  ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37  Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38  Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39  А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40  и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41  и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42  Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43  Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44  А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45  да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46  Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47  И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48  Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.


Молитва за умерших (Непридуманный рассказ)

Как все-таки Господь нас всех оберегает и спасает наши души не только в этой жизни, но и после смерти, посылая на помощь нужных людей в самые нужные минуты. Недавно представился еще один случай убедиться в этом. Кажется, сто лет не виделись с Полиной – моим большим институтским другом, тоже туристом, с которой прошли не один поход. А тут за последнее время на днях встретились два раза. Первый раз, когда столкнулись нос к носу в Эжве – «спутнике» Сыктывкара, я удивился.

– А ты какими судьбами здесь? Ты же в городе живешь? – спросил ее.

– Да вот в морг иду, мужа опознавать. Его убили.

– Какое горе... Прими мои соболезнования.

Между нами повисла тягостная тишина.

Так и разошлись. А что еще скажешь? Как чужому горю поможешь?

Через несколько дней снова встретились, разговорились и проговорили чуть ли не целый час на пронизывающем ветру в холодную, вьюжную погоду. Думаю, эта встреча была важна для нас обоих. Так обычно бывает в разговоре, когда собеседники, порой даже невольно для себя, поддерживают друг друга разными советами. Но, думаю, что все-таки для мужа Полины, который сейчас ожидает Страшного суда и очень нуждается в молитвах близких людей, эта встреча была еще более важной, чем для нас. На днях он приснился жене в каком-то темном зале, где рядом с ним стояло множество людей. Ждут приема к какому-то начальнику.

– Я так думаю, что это умершие стоят на Суд Божий, – высказала предположение моя собеседница. – Ждут своей очереди. Этот сон мне приснился на девятый день после его смерти.

– Действительно, до девятого дня душа пребывает на земле, – вспоминаю я. – Тебе за него надо молиться, читать Псалтырь каждый день до сорокового дня. Ему сейчас очень нужны молитвы близких людей.

– Да за него молятся. Он же из семьи священника. За него и тетка молится, и мама его.

– И ты тоже молись, и дети пусть молятся, – не унимаюсь я. – Ведь от того, где он будет находиться, во многом будет зависеть судьба твоих детей, да и твоя, может быть, тоже. Вот у меня брат тоже погиб тринадцать лет назад. Я за него стал молиться, и он мне приснился радостным, в каком-то очень солнечном месте. Показывает мне, как он хорошо живет. Усаживает за стол, который уставлен всевозможными экзотическими яствами и фруктами. Наши молитвы за них – это как хлеб им, как пища. И после этого брат мне стал сниться всегда таким вот радостным и красивым. Так что обязательно молись за мужа.

– Да я только «Отче наш» и знаю, – сокрушается Полина. – Когда он пропал, мы два дня его не могли найти. В милицию, во все больницы и в морг обращались. Я уж отчаялась, прочитала «Отче наш», помолилась со слезами Господу своими словами, чтобы Он помог нам найти мужа, и, представляешь, в тот же день нам позвонили и пригласили на опознание. Я его сразу узнала, хотя у него все лицо было заплывшее от ударов и представляло один сплошной синяк. Видимо, его долго били по голове, пока не убили. А если бы мы его не опознали, его бы уже на следующий день похоронили как неопознанного. Так бы и не нашли его.

– Кто его убил? – спрашиваю Полину.

– Да кто ж его знает. В парке нашли. У него и врагов-то никого не было. Страшно жить стало, по улице ночью не пройдешь. Как дети будут без отца жить? Какой-никакой, а все-таки отец. Да и мать его как сможет пережить это горе. Даже не знаю.

– Ну, раз хороший человек был, значит, Господу нужнее, – успокаиваю собеседницу.

– Буду за него молиться, – вдруг выпалила она, – сейчас же пойду за Псалтырью, которую давно отдала своей знакомой.

Но не только через сон Господь предупреждает о молитвенной помощи умершим близким. Недавно в Кировской области мне один из прихожан рассказал такую историю.

– В 92-м году это было. Пришел я домой с работы, – рассказывает мне семидесятилетний Евгений. – Работы много было, устал очень. Прилег отдохнуть минут на десять. Просто закрыл глаза и лежу так. И вот у меня такое чувство, что передо мной человек стоит. Открываю глаза: точно передо мной стоит человек. Как он вошел, ума не приложу. Даже двери не скрипнули. Стоит передо мной в белой рубашке в синюю полосочку, а на улице уже снежок был, зима. На нем брюки черные, ремешок, волосы зачесаны назад. Все это до мельчайших подробностей я запомнил. Стоит у моей постели, на меня пристально смотрит и грустновато так улыбается. А я точно знаю, что дома никого не было.

Еще внимательнее присмотрелся – и вижу сквозь него: на противоположной стене часы тикают. Сквозь этого человека часы вижу. Я шире глаза открыл, еще внимательнее стал присматриваться, а он вдруг раз… и растаял.

Я потом долго думал, что это такое могло быть и что это был за человек. Оказался моим родным дядькой Иваном. Я его по фотографии потом узнал. Давно уже мы с ним утратили всякую связь и ничего друг о друге не знали. Жили они семьей в Днепропетровске. А потом выяснилось, что именно в тот момент он помер и таким вот образом «пришел» к нам оповестить о своей смерти. И еще у нас в семье подобный случай был. У матери сестра Зоя, еще когда маленькой девочкой была, в нашем деревенском доме увидела женщину, которая сидит в углу под образами. Она испугалась, когда ее увидела, заплакала. Старшие ее спрашивают: «Ты чего плачешь?»

– Да вон тетя Аня сидит.

Но никто, кроме Зои, тетки Ани и не видел. Только потом пришла телеграмма, что именно в то время она умерла. А жили они тогда во Фрунзе. Такие вот дела.

Автор: Серапионов Е.


ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ

А.С.Пушкин

Отцы-пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество Божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого Поста;

Всех чаще мне она приходит на уста –

И падшего свежит неведомою силой:

«Владыка дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей;

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи».

 Иеромонах Роман (Матюшин)

КАНОН АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Пост с молитвой сердце отогреет,
Над землею колокольный звон.
Преподобне отче наш Андрее,
Горько читаю твой святой канон.

Что, душе, откуда плакать станем
О прошедших окаянных днях?
Возопий и сердцем и устами:
- Боже, помилуй, не отринь меня!

О Адаме, первый человече,
Пал в раю и плакал без конца.
Плачь, душе, и ты стоишь далече
От своего Владыки и Творца.

О душе, доколе окаянна?
Уподобясь Еве, впала в грех.
Принеси же ныне покаянье
Господу Богу и Владыке всех.

Был изгнан достойно из Эдема
За одну лишь заповедь Адам.
О, душе, с тобою будем где мы,
Все преступая многие года?

О, душе, на что твоя надежда?
Пост и плачь оружием возьми,
Облеклась в раздранные одежды,
В те, что исткал советом древний змий.

О, душе, конец уж недалече,
Воспряни, при дверех Судия.
Нам с тобою оправдаться нечем,
Что ж ты мятешься, о душе моя?!

Надо мной опять сомкнулись воды,
Жизнь проходит, как кадильный дым.
Был Иосиф братиею продан,
Ты же, душе, продалася злым.

Устрелен стрелой прелюбодейства
Пал Давид, но покаяньем встал.
Ты ж, душе, жила лукаво с детства,
Делала злое, позабыв Христа.

О, душе, душе моя, восстании,
Близ конец, и не имеешь слез.
Воззови и сердцем и устами,
Да пощадит тя Иисус Христос!

Припаду к Нескверной Голубице,
Весь в грехах к Пречистой припаду.
Не оставь, Всепетая Царице,
Зришь нашу скорбь и нашу беду.

О, Андрее, отче преблаженне,
Пастырь Критский, я тебе пою.
Да избегнут новых прегрешений
Чтущие верно память твою.

г. Печеры 1987 г.


«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Приложение к газете «Ачинский благовестник»

Издание Ачинской начальной Преображенской Православной гимназии.

О ДЕТСКОЙ МОЛИТВЕ

     Рождение ребенка всегда не только физическое, но их духовное событие в жизни родителей... Когда ощущаешь родившееся от тебя крохотное человеческое существо, "плоть от плоти твоей", такое совершенное и одновременно такое беспомощное, перед которым открывается бесконечно длинная дорога в жизнь, со всеми ее радостями, страданиями, опасностями и свершениями, - сердце сжимается любовью, горит желанием оградить твое дитя, укрепить, дать ему все необходимое... Думается мне, что это естественное чувство несебялюбивой любви. Желание привлечь все доброе к твоему младенцу очень близко к молитвенному порыву. Дай Бог каждому младенцу быть окруженным таким молитвенным отношением в начале жизни.

     Для верующих родителей очень важно не только молиться о младенце, не только призывать помощь Божию, чтобы защитить его от всякого зла. Мы знаем, как трудно бывает в жизни, сколько опасностей, и внешних, и внутренних, придется преодолевать новорожденному существу. И самое верное -это научить его молиться, воспитывать в нем способность находить помощь и силу, большую, чем можно найти в самом себе, в обращении к Богу.

     Молитва, способность молиться, привычка молиться, как всякая другая человеческая способность, не рождается сразу, сама собой. Так же как ребенок учится ходить, говорить, понимать, читать, он учится и молиться. В процессе обучения молитве необходимо учитывать уровень душевного развития ребенка. Ведь и в процессе развития речи нельзя учить наизусть стихи, когда ребенок может выговорить только "папа" и "мама".

     Самая первая молитва, которую младенец бессознательно воспринимает, как питание, которое он получает от матери, - это молитва матери или отца над ним. Ребенка крестят, укладывая спать; молятся над ним. Еще до того, как он начинает говорить, он подражает матери, стараясь перекреститься или поцеловать икону либо крестик над кроваткой. Не будем смущаться, что это для него "святая игрушка". Креститься, становиться на колени - в каком-то смысле для него тоже игра, но это жизнь, потому что для младенца нет разницы между игрой и жизнью.

     С первыми словами начинается и первая словесная молитва. "Господи, помилуй..." или "Спаси и сохрани...", - говорит мать, крестясь и называя имена близких. Постепенно ребенок начинает сам перечислять всех, кого знает и любит; и в этом перечислении имен ему надо предоставить большую свободу. С этих простых слов начинается его опыт общения с Богом. Помню, как двухлетний внук мой, кончив перечисление имен в вечерней молитве, высунулся в окно, помахал рукой и сказал в небо: "Спокойной ночи, Боженька!"

     Ребенок растет, развивается, больше думает, лучше понимает, лучше говорит... Как открыть ему богатство молитвенной жизни, сохраняющееся в церковных молитвах? Такие молитвы, как Молитва Господня "Отче Наш...", остаются с нами на всю жизнь, учат нас правильному отношению к Богу, к самому себе, к жизни. Мы, взрослые, продолжаем "учиться" по этим молитвам до самой нашей смерти. А как сделать эту молитву понятной для ребенка, как вложить в сознание и память ребенка слова этих молитв?

     Вот, как мне кажется, можно научить Молитве Господней ребенка четырех-пяти лет.

     Можно рассказать ребенку, как следовали за Христом Его ученики, как Он учил их. И вот один раз ученики попросили Его научить их молиться Богу. Иисус Христос дал им "Отче наш...", и Молитва Господня стала первой нашей молитвой. Сначала слова молитвы должен говорить взрослый - мать, отец, бабушка или дедушка. И объяснять надо каждый раз только одно прошение, одно выражение, делая это очень просто. "Отче наш" - это значит "Отец наш". Иисус Христос научил нас называть Бога Отцом, потому что Бог любит нас как самый хороший на свете отец. Он слушает нас и хочет, чтобы мы любили Его, как мы любим папу и маму. В другой раз можно рассказать, что слова "иже еси на небесех" подразумевают духовное невидимое небо и означают, что мы не можем видеть Бога, не можем тронуть Его; как мы не можем коснуться своей радости, когда нам хорошо, мы только чувствуем радость. А слова "да святится Имя Твое" можно объяснить так: когда мы хорошие, добрые, мы "славим", "святим Бога" и мы хотим, чтобы Он стал царем в нашем сердце и в сердцах всех людей. Мы говорим Богу: "Пусть будет не так, как я хочу, а как Ты хочешь!". И мы не будем жадничать, а просим Бога дать нам то, что нам правда сегодня нужно (это легко иллюстрировать примерами). Мы просим Бога: "Прости нам все плохое, что мы делаем, и мы сами будем прощать всем. И сохрани нас от всего плохого".

     Постепенно дети научатся повторять за взрослым слова молитвы, простые и понятные по смыслу. Постепенно начнут возникать у них вопросы. Надо уметь "слышать" эти вопросы и отвечать на них, углубляя - - в меру детского понимания - тожование смысла слов.

     Если позволяет семейная обстановка, можно таким же способом выучить и другие молитвы: "Богородице Дево, радуйся...", показывая детям икону или картину Благовещения, "Царю Небесный..." - молитву Святому Духу, которого Бог послал нам, когда Иисус Христос вернулся на небо. Можно сказать маленькому ребенку, что Дух Святой - это дыхание Бога. Конечно, не сразу, не в один день, не в один месяц или год надо вводить новые молитвы, но мне кажется, что сначала надо объяснить общий смысл, общую тему данной молитвы, а потом понемногу объяснять отдельные слова. И самое главное, чтобы эти молитвы были бы настоящим обращением к Богу того, кто читает их с детьми.

     Трудно сказать, когда наступает тот момент детской жизни, когда дети начинают молиться сами, самостоятельно, без участия родителей. Если у детей еще не прочно укоренилась привычка молиться, ложась спать или вставая утром, то хорошо первое время напоминать им об этом и позаботиться, чтобы была возможность для такой молитвы. В конце концов ежедневная молитва станет личной ответственностью подрастающего ребенка. Нам, родителям, не дано знать, как сложится духовная жизнь наших детей, но если они войдут в жизнь, имея за собой реальный опыт ежедневного обращения к Богу, это останется в них ни с чем не сравнимой ценностью, что бы с ними ни случилось.

     Очень важно, чтобы дети, подрастая, ощущали реальность молитвы в жизни родителей, реальность обращения к Богу в различные моменты семейной жизни: перекрестить отъезжающего, сказать "Слава Богу!" при хорошем известии или "Христос с тобой!" - все это может быть краткой и очень горячей молитвой.


Детская молитва

Ночь опустилась тихо на крылечко,

В окно глядит далекий диск луны.

Уснул, свернувшись, рыжий кот колечком.

Игрушки в ряд притихли у стены.


Сынок мне пожелал спокойной ночи,

Ручонками обнял, поцеловал,

Сказал, что любит маму очень-очень.

Я вышла, он как будто засыпал.


Дела последние доделывать ушла я,

У мамы есть всегда заботы впрок.

Вдруг, обернувшись, вижу на диване

Воробышком притих, сидит сынок.


Ты что здесь делаешь?- стараюсь быть построже,-

Всем детям спать давно пора,- ворчу.

А он сказал, поджав босые ножки-

Я помолиться Господу хочу.


Тепло в душе нахлынуло волною,

Слезами, проступая на глазах.

Ну что ж, сынок, я помолюсь с тобою,-

Сказала, кроху ласково обняв.


Склонив колени, тут же у дивана

Я слушала, как молится мой сын.

И хоть слова нестройно так звучали,

Он Бога с детской простотой просил.


Господь,- шепнул, сжав пальчики в замочек,

Мне сны, Господь, хорошие пошли,

Пусть страшные не снятся этой ночью,

Пусть рыбки снятся, зайчики, слоны…


Еще он что-то лепетал чуть слышно,

Я смысл их не сумела уловить.

Но точно знаю, Кто слова те слышал,

И Кто их смог понять и оценить.


Молитва несмышленыша святая

Так дорога Небесному Отцу.

Она, как чистый ручеёк журчала,

Неся отраду сердцу моему.


Малыш трёхлетний Господу доверил

Свою бесхитростную детскую нужду.

Он маленьким сердечком просто верил,

Не задавая лишних «почему».


«Аминь»- ему я, вторя, прошептала.

Спокойно он потопал спать в кровать.

А я ещё немало размышляла,

Как безгранична Божья благодать.


22.01.2005.

Елена Викулина

----------------------------------------------------

Молись, дитя, — пока не знаешь

Еще ни в чём сомненья ты,

И, полный сил и красоты,

На всё с любовию взираешь!


Молись, дитя, — пусть не коснётся

Твоей души дыханье зла,

Пусть много света и тепла

На жизнь твою прольётся.


Открой, дитя, свои уста

И за народ душою чистой

Молись Владычице Пречистой

И лику светлому Христа.

С. Дрожжин

-----------------------------------------------

Молись, дитя! Тебе внимает

Творец бесчисленных миров

И капли слез твоих считает,

И отвечать тебе готов.


Быть может: Ангел твой хранитель

Все эти слезы соберёт

И их в надзвёздную обитель

К престолу Бога отнесёт.


Молись, дитя! Мужай с годами!

И дай Бог — в пору поздних лет

Такими ж светлыми глазами

Тебе глядеть на Божий свет.

И. Никитин

Вечером в лампадке огонек горел

И Хранитель-Ангел на дитя смотрел.

Детская молитва – в ней слова просты,

Сказаны от сердца, светлы и чисты.

«Господи, помилуй, маму сохрани,

Помогай всем людям – добрые они!

Бабушке здоровья дай на много дней,

Чтобы завтра утром в храм пошли мы с ней!

Кто сейчас болеет, кому тяжело,

Господи, помилуй, не оставь его!»

Так молилась крошка на ночь, как всегда,

И сияла в небе ранняя звезда.

автор: Евгения Краснова


ИУДИНА ЖАДНОСТЬ

Если плотские страсти искажают есте­ственные биологические потребности организма, то страсть сребролюбия — всецело духовная. Она лишена физиологических корней. По мнению прп. Иоанна Кассиана Римлянина, зависть и сребролюбие «возникают без всякого предшествующего повода от природы, а по произволу одной развращённой злой воли… не имея в нас никакого основания со стороны природного инстинкта». Правда, формы накопительства наблюдаются и в животном мире. Например, белки и кроты собирают, прячут, а потом используют пищевые запасы. Но это врождённые инстинкты, помогающие пережить голод и холодную зиму.

Человек, одержимый сребролюбием, все свои силы и таланты тратит на приобретение земных ценностей в ущерб благам небесным. Грех — не богатство само по себе, а злоупотребление им. Недаром Библия повествует: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61,11). Иначе на почве этого недуга вырастают такие уродливые явления, как корыстолюбие, жадность, присвоение чужого, коллекционирование, жажда наживы, неверие Богу. Вспомним Иуду Искариота, пушкинского Скупого рыцаря, знаменитых гоголевских персонажей Плюшкина и Коробочку.


 БЫЛИНКИ

  - Вера, что тебе больше всего нравится в Храме?
  - Батюшка.
  - А какой именно батюшка, о. Алексей или о. Николай?
  - Батюшка Христос.

Вера Хрущева, 2,5 года

И почему это мальчишки так любят драться? Я вот не люблю. А, наверное, потому что они плохие, а я хороший!
  - В самом деле?
  - (смутился) Вообще-то не такие уж они плохие… (подумав немного) Да и я не такой уж хороший…

Паша Паньковский в первом классе рассуждает, читая "Денискины рассказы":


Бабушка дома стоит перед образами и читает Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Мимо проходит Полина и говорит назидательно:
– Бабушка, ты молись, а не читай.

Полина (3 года).

Приносит маме книгу и просит:
- Почитай, а то я не могу. У меня руки устали.

Собака на остановке чешется задней лапой. Илья комментирует:
- Собака последней лапой чешется.

Илья не любит есть кожуру яблок и просит:
- Мам, обжуй мне яблоко.

Илья (5 лет)


ЗАГАДКИ

Руки Иисуса прибиты к Кресту,
Поднят Христос над землёй в высоту.
Весь мир навсегда заключил
Он в объятья,
Небо с землёй примирив при ________

† † †

Между Троицей и Пасхой
Середина есть всегда.
Праздник важный, хоть не красный.
В нём живая есть вода.
Длится целых восемь дней,
С ним идем к Христу скорей.
Нет, не в воскресение
День _______________

† † †

Бог Отец, Христос Спаситель,
Дух Святой наш Утешитель, —
Три Божественных Лица,
Пресвятая ___________

† † †

Дети все, конечно, рады
Сладким гроздьям винограда.
Только вот не знают дети,
Что вкусней всего на свете,
В чём и радость, в чём и счастье…
Подскажу вам: всё в _________

(Ответы: Распятии, Вознесения, Троица, Причастии)


ЗВУКИ И ГОЛОСА

  В полудреме, Медвежонок, можно вообразить все, что хочешь, и все, что вообразишь, будет как живое. И тогда-то...
-  Ну!
-  Тогда-то...
        -  Да говори же!
        -  И тогда-то… слышны звуки и голоса.
        Ежик глядел на Медвежонка большими круглыми глазами, как будто сию минуту, вот прямо сейчас, догадался о чем-то самом важном.
        -  И кого ты слышал? - шепотом спросил Медвежонок.
        -  Сегодня?
        -  Ага.
        -  Зяблика, - сказал Ежик.
        -  А вчера?
        -  Лягушку.
        -  А что она сказала?..
        -  Она - пела. - И Ежик закрыл глаза.
        -  Ты ее и сейчас слышишь?
        -  Слышу, - сказал Ежик с закрытыми глазами.
        -  Давай я тоже закрою глаза. - Медвежонок закрыл глаза и встал поближе к Ежику, чтобы тоже слышать.
        -  Слышишь? - спросил Ежик.
        -  Нет, - сказал Медвежонок.
        -  Ты впади в дрему.
        -  Надо лечь, - сказал Медвежонок. И лег.
        -  А я - возле тебя. - Ежик сел рядом. - Ты только представь: она сидит и поет.
        -  Представил.
        -  А вот сейчас… Слышишь? - И Ежик по-дирижерски взмахнул лапой. - Запела!
        -  Не слышу, - сказал Медвежонок. - Сидит, глаза вытаращила и молчит.
        -  Поговори с ней, - сказал Ежик. - Заинтересуй.
        -  Как?
        -  Скажи: "Мы с Ежиком из дальнего леса пришли на ваш концерт".
        Медвежонок пошевелил губами.
        -  Сказал.
        -  Ну?
        -  Молчит.
        -  Погоди, - сказал Ежик. - Давай ты сядь, а я лягу. Та-ак. - И он забубнил что-то, укладываясь рядом с Медвежонком в траву.
        А день разгорался, и высокая стройная осень шаталась соснами и кружилась полым листом.
        Медвежонок давно открыл глаза и глядел теперь на рыжие деревья, на ветер, который морщил лужу, а Ежик все бормотал и пришептывал, лежа рядом в траве.
        -  Послушай, Ежик, - сказал Медвежонок, - зачем нам эта лягушка, а? Пойдем наберем грибков, зажарим! А я для тебя яблочко припас.
        -  Нет, - не открывая глаз, сказал Ежик. - Она запоет.
        -  Ну и запоет. Толку-то?
        -  Эх ты! - сказал Ежик. - Грибки! Яблочки!.. Если б ты только знал, как это - звуки и голоса!


Рецепты Великого поста

Суп яблочный на отваре шиповника

Яблоки 2 шт., шиповник сушеный 1 ст. ложка, сахарный песок 1 ст. ложка, корица 0,1 г , хлеб белый 50 г , вода 500 г .

Шиповник залить кипятком, закрыть крышкой и кипятить 5 мин., после чего настаивать 3-5 часов, затем процедить, добавить сахар и корицу, вскипятить, добавить мелко нарезанные или натертые яблоки и охладить. Нарезать хлеб мелкими кубиками, подсушить в духовом шкафу и подать к супу.

Суп-пюре из яблок с рисом

Яблоки 500 г ., вода 5 стаканов, булка 200 г , лимонная цедра или корица.

Яблоки, лучше всего антоновские, промыть, нарезать дольками, удаляя семена, положить в кастрюлю, добавить нарезанный белый хлеб (без корок); можно также положить срезанную с лимона цедру или несколько кусочков корицы. Залить все горячей водой, накрыть крышкой и варить до разваривания яблок. Снять кастрюлю с огня, вынуть цедру или кусочки корицы и все протереть через сито. Полученное пюре положить в кастрюлю, добавить сахар, развести кипяченой горячей водой до нормальной густоты супа-пюре и прокипятить. При подаче положить в тарелки по ст. ложке отваренного отдельно риса.

Суп из шиповника, яблок и риса

Сушеные плоды шиповника, облепиха 5-6 ст. ложек, рис 3-4 ст. л., яблоки 2-3 шт., сахарный песок 3-4 ст. л.

Плоды шиповника перебрать, промыть, размять, залить кипящей водой и варить при слабом кипении, закрыв крышкой, 10 минут. Затем дать настояться 3 часа и процедить. Облепиху перебрать, промыть кипяченой водой, потолочь, отжать сок, соединить с настоем шиповника. Свежие яблоки очистить от кожицы и сердцевины, нарезать соломкой и пересыпать сахарным песком. Кожицу от яблок и отжимки ягод облепихи залить водой и сварить, затем все вместе с отваром протереть сквозь частое сито, охладить, соединить с настоем шиповника, добавить сахар, размешать и охладить. Сварить рассыпчатый рис, нарезанные яблоки, залить подготовленным отваром.

Суп гороховый с маринованными огурцами

2 л воды, 1 стакан гороха, 3-4 картофелины, 2 моркови, 1 луковица, 2 средних маринованных огурчика, 2 зубчика чеснока, лавровый лист, соль, зелень.

Горох замочить в холодной воде на 2-3 часа. По истечении времени воду слить. Горох залить двумя стаканами воды и поставить на огонь. По мере того как горох разварится, добавить нарезанный соломкой картофель и посолить. Пока варятся горох и картофель, сделать заправку. Мелко порезанные морковь и лук спассеровать на растительном масле, туда добавить мелко порезанные огурчики и смесь потушить 10 минут. Заправку добавить в суп. В конце варки положить сушеную или свежую зелень, лавровый лист. Можно добавить чеснок.

Пирожки картофельные с морковью

На 10 шт. картофеля: полстакана раст. масла, стакан муки, сахар, соль по вкусу. Для фарша: 4 шт. моркови, 2 ст. л. сахара, 3 ст. л. масла.

Очищенный картофель отварите в воде, обсушите, хорошо разомните толкушкой. Добавьте муку, соль, воду, тщательно перемешайте тесто, разделите его на несколько колобков. Каждый из колобков раскатайте, уложите на поверхность морковный фарш, сформируйте пирожки и осторожно обваляйте каждый из них в панировочных сухарях, уложите на противень, смазанный маслом, и запеките в духовом шкафу. Для приготовления фарша сырую морковь пропустите через мясорубку и тушите в небольшом количестве масла и воды, добавив сахар, на слабом огне.

Шарики картофельные, фаршированные грибным соусом

На 13 шт. картофеля: стакан муки, 1 ст. ложка панировочных сухарей, полстакана раст. масла. Для фарша: 40 г сухих грибов, луковица, 1 ст. ложка масла, перец.

Натрите сырой картофель на мелкой терке. В полученную картофельную массу добавьте муку, соль. Все перемешайте, сделайте круглые шарики, а в них – углубления для фарша. Фарш подготовьте следующим образом: сухие грибы замочите в холодной воде на 2-3 часа. Затем их надо промыть, отварить, мелко нарезать и жарить в масле вместе с луком. Грибным фаршем наполнить подготовленные шарики, запанировать их в муке, смешанной с сухарями, и обжарить на масле. Обжаренные шарики положить в утятницу и поставить тушить в духовой шкаф на один час.

Салат из яблок и моркови с медом

Яблоки 2 шт., морковь 2 шт., лимонная кислота и мед по вкусу.

Очищенные яблоки и морковь промыть и натереть на крупной терке. Добавить по вкусу мед и разведенную лимонную кислоту, перемешать и выложить в салатницу. Украсить стружкой моркови.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ