ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 1 Январь 2008 г.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Патриарха Московского и Всея Руси

АЛЕКСИЯ II

АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ,

МОНАШЕСТВУЮЩИМ

И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ

2007/2008

          Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко человек 

           нас ради?

Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит:

ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли; мы же Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

Стихира на Господи, воззвал вечерни праздника Рождества Христова

    Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, весь священнический, диаконский и монашеский чин, благочестивые миряне -верные чада нашей Святой Православной Церкви! Ныне   мы   вслед   за   древними    мудрецами    приходим,    ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца - Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога?

   Ему не нужны ни наша гордость, ни наша слава, ни наши материальные достижения. Прахом предстанут в Его очах суетные помыслы, житейские треволнения, попытки людей превознестись друг над другом. Пусть же главным нашим даром Рождшемуся от Девы Спасителю мира станет крепкая и искренняя вера - вера, пример которой дала нам Пречистая Дева Мария, сказавшая возвестившему Ей благую весть Архангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Многие сегодня привыкли считать, что их свободный и независимый разум один только и может принести счастье, правильно выстроить жизнь личности и общества. Но Церковь за века своей жизни много раз видела, как возгордившиеся и удалившиеся от Бога люди в итоге оказывались несчастными и жалкими. И наоборот, пример Пресвятой Богородицы говорит нам, какой высоты может достичь человек, с верой предавший себя в волю Божию. «Дева Мария, - пишет преподобный Ефрем Сирин, - есть Дщерь Света, потому что через Нее озарились Светом и мир, и обитатели его». Будем и мы с верою нести миру Свет, Который есть Христос Господь!

   Другим нашим даром, принесенным к Вифлеемским яслям, да станет любовь - горячая и действенная любовь друг ко другу и ко всем окружающим нас людям. Воспримем как руководство на каждый день нашей жизни слова Христовы: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Будем творить дела любви и милосердия ради тех, кому сегодня тяжело и одиноко, кто страдает, унывает и отчаивается - а такие люди всегда есть рядом с нами.

   Взаимная любовь супругов, детей и родителей, скрепленная любовью к Богу и окружающим людям, всегда была основой крепкой христианской семьи. Наступивший год в Отечестве нашем объявлен Годом семьи, и во многих других странах, где служит Богу наша Церковь, забота о семье также становится наиглавнейшей. Нам, верным чадам Церкви Христовой, нужно с ревностью проявлять такую заботу. Все общество, особенно молодежь, должно заново открыть для себя простую и вечную истину: там, где нет любви, взаимной ответственности, готовности всю жизнь принести в дар тем, кого любишь, - там нет ни счастья, ни полноты бытия. Разводы, аборты, стремление к наживе и бесконечным удовольствиям, забвение собственных детей, которые так часто оказываются лишенными родительской ласки и воспитания, - все это превращает жизнь отдельного человека и целого народа в безрадостное существование, исполненное укоров совести. Если же в семьях воцарятся любовь, вера, радость взаимной отдачи и поддержки друг друга, то нас будет окружать гораздо больше счастливых лиц. Изменится к лучшему и судьба наших народов.    Возлюбленные! В истекшем году Господь благословлял Свою Церковь миром, радостью и успехами во многих трудах, ко спасению народа Божия прилагаемых. В праздник Вознесения Господня была восстановлена полнота единства Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью, к которой принадлежит значительная часть нашего церковного народа, рассеянного по разным странам мира.  Ныне мы вновь единая Церковь, скрепленная общением в Таинствах и молитвах, несущая свидетельство об истине Святого Православия не только в отечестве, но «даже до края земли» (Деян. 1,8).

   В пределы нашей Церкви были принесены честные мощи святого апостола и евангелиста Луки, святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Иоанна Златоуста. Из Петербурга в Москву были доставлены мощи святого благоверного князя Александра Невского, которые затем были пронесены по городам, исторически связанным с земными подвигами Небесного защитника нашего Отечества. Многие и многие чада церковные пришли в православные храмы, чтобы поклониться святым угодникам Божиим, получить от них духовное утешение и благословение, исцелиться от недугов душевных и телесных.

   При активном участии православного народа совершались торжества в честь 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского -ученика Преподобного Сергия, молитвенника за благочестивых русских правителей и наставника иноков. О лучшем будущем для России, об исправлении ее исторических путей мы молились пред иконой Божией Матери «Державная» в день 90-летия ее явления. Молитвенно и торжественно отметили 90-летие восстановления Патриаршества в нашей Святой Церкви. В память о многих сотнях новомучеников и исповедников Российских, о тысячах и тысячах невинно убиенных в годы богоборческой власти из Соловецкого монастыря в Москву, на Бутовский полигон, где приняли мученическую кончину тысячи страдальцев за веру и правду, был принесен поклонный крест. Дай Бог, чтобы память об их подвиге укрепляла наш народ на путях духовного возрождения!

   В минувшем году по милости Божией я многократно совершал богослужения в первопрестольном граде Москве, посещал приходы и монастыри Подмосковья, побывал на Валааме, где освятил скит в честь Смоленской иконы Божией Матери. Господь сподобил меня посетить Вологодскую, Ижевскую и Корсунскую епархии нашей Церкви, свидетельствовать о духовных ценностях и общественной миссии Православия перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Об этом же - о вере нашей, просвещающей и преображающей мир, - я говорил во время встреч с государственными деятелями, с людьми различных вер и убеждений.

   Народы, духовно окормляемые Русской Православной Церковью, твердо идут по пути возрождения. На этом пути достигнуты уже многие успехи. Но жизнь приносит нам и трудности, и испытания, и искушения. В прошедшем году нас не раз пытались разделить по национальному, политическому, социальному признакам. Церковь, пребывающая со своим народом в радостях и горестях, неизменно напоминает людям: лишь единство сделает нас сильными, свободными, способными преобразить мир. Соборное единство народа, от которого не могут отделить себя ни Церковь, ни светская власть, становится для нашего общества основой добрых дел. И мы молимся об этом единстве, стараясь укреплять его.

  Будем свято хранить и в Церкви нашей «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). И в нынешний светлый праздник познаем всей глубиной сердца и разума, что именно к единению призвал нас Родившийся в Вифлееме Господь. «Сколько благ, - пишет святой Василий Великий, - доставило нам Спасителево вочеловечение, потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеченное естество человеческое по мере сил своих снова приходит в единение и с самим собою, и с Богом»!

  С праздником Рождества Христова и наступающим Новолетием, Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю всех вас! Пусть свет Вифлеемской звезды всегда озаряет наши души, подавая силу идти путем Самого Христа, Который да дарует нам здравие, мир, крепость духовную и да ведет нас по нелегким жизненным путям. Грядущее же лето благости Господней да будет для Святой Церкви и народа земли нашей мирным, созидательным и благоуспешным.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь (1 Фес. 5, 28).

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

 

Рождество Христово 2007/2008 года, Москва

 


РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего Антония

Архиепископа

Красноярского и Енисейского

Всечестной пастве

Красноярского Края

2007/2008

«И ты, Вифлеем - Ефрафа... из тебя произойдет Мне

Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и

Которого происхождение из начала, от дней вечных».

(Мих. 5,2)

  Возлюбленные о Господе мои соработники на ниве Христовой, о.о. Благочинные, о.о. Настоятели святых обителей и храмов, все священнослужители, иноки и инокини, представители власти, деятели науки и культуры, славные наши казаки и все воины, студенты, юные кадеты, воспитанники и воспитанницы Воскресных школ, Мариинских и Православных гимназий, дорогие братия и сестры наших необъятных сибирских просторов!

  Ныне исполнилось 2007 лет от Рождества на земле ради нашего вечного спасения Мессии, Господа и Спасителя мира Богомладенца Иисуса Христа! Исполнилось обетование Человеколюбца Бога и Творца нашего, данное при изгнании прегрешившего первозданного человека из Рая сладости жизни -вечной, в юдоль плача жизни сей — временной. Об этом пророчествовал святой пророк Исайя: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил что значит: с нами Бог» (Ис.7,14; Мф.1,23). Несколькими тысячелетиями люди богоизбранные ожидали исполнения этого воистину космического, всемирного события, и вот - оно произошло! Если до Рождества Христова спасались от всепоглощающей тьмы века временного надеждой и верой в пришествие Мессии, то, с чудесным явлением Его в мир, это ожидание воплотилось в реальность спасения в вечной жизни со Христом, чего не могло быть ранее. Не могло быть ранее потому, что Ветхозаветная Церковь, данная Богом тогда, в Ветхом Завете, была лишь пестуном, приуготовлявшим в сердцах людей райское блаженство, в то время как преемница Церкви Ветхозаветной Церковь Христова, Новозаветная, это блаженство сделала реальным, и Царство Небесное - открытым. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16), - говорит святой Иоанн Богослов сердцу каждого православного христианина, через проникновенно-духовные предрождественские и рождественские богослужения, приуготовляющие к переживанию Рождества Христова - сего всемирного события как небесного, так и земного!

  Посмотрим, кто же главные участники этого величайшего и святейшего события в мире небесном и земном? Прежде всего - Сам Богомладенец Христос, принявший человеческую плоть, и потому явленный земле и как Бог, и как человек. Адам первый - прегрешил в Раю, искушенный диаволом и тем лишивший себя гражданства небесного, но во Христе является миру человеческому Адам второй - Христос, это гражданство небесное православноверую-щим - возвращающий. Не будем удивляться, что пишу здесь «православнове-рующим», ибо говорю не от себя, а языком Библии и Евангелия, где создание «многих верований» напрочь исключено, ибо не может быть в исповедании Единого Истинного Бога - «многоверования», как это имело место во времена языческих суеверий и имеет место там, где не знают Истины. Итак, главным участником великого праздника Рождества Христова есть Мессия, Спаситель, Бог и Человек. Христос есть новый Адам, «новая глава человечества», как об этом говорит святой боговдохновенный Апостол Павел, употребив в отношении Христа Спасителя наименование «второй человек - Господь с неба» (1 Кор. 15, 47). Через Адама - первозванного, мы все приобщены к свету и радости вечной жизни, но потерял эту жизнь он, - потеряли и мы, а ныне Рождеством Спасителя вместе с Адамом первым обретаем это блаженство вечное Адамом вторым- Христом!

   Великой всемирной тайне воплощения Христа, Сына Божия, послужила Матерь Божия, - Пресвятая Пречистая Преблагословенная Владычица наша и Приснодева Мария. Воистину именовать Ее только земной, от рода человечества избранной, - будет явно недостаточно, ибо жизнь Ее, от младенчества Богу преданная, воистину была и земной, потому что от своих отца и матери произошла, как и мы, и - небесной, потому что не так, как мы, но как никто другой на земле, Она послужила верой и правдой Богу, живя на земле телом, но пребывая на небе - духом! Посему Святая Церковь верно воспевает Ее как «честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов» - мира небесного, унаследованного Ею за Ее чистую беспорочную жизнь! Вникая в церковное прославление великого сего праздника Рождества Христова, не присоединяемся ли мы к еще одним свидетелям земным Рождества Богомладенца Христа, когда духом любви к Богу движимые и мы, подобно простым пастырям евангельским, направляем стопы свои в храм в эти дни, как они тогда - к яслям Божественным, где родился Христос.

   Глубоко - проникновенно Церковь Христова напоминает все обстоятельства этого величайшего события текстом Святого Евангелия: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лк. 2, 8-18). Как видим из повествования св. Луки, простые некнижные пастыри всем сердцем своим чаявшие явления Мессии, сподобились увидеть и услышать ангелов, воспевших Рождество Христово, а затем узреть и Самого обещанного Израилю Богомладенца Христа.

   Как не удивительно, но после стольких столетий так называемое «пастушково поле» и ныне, после полной плотной застройки площадей вокруг этого места, - свободно, и каждый паломник, посещающий его и воспоминающий то святое событие явления Ангелов, прославляющих Рождество Христово, преисполняется особым священным трепетом и спешит в храм Рождества Христова неподалеку от того места!

   Но Святая Церковь в дни сего праздника не только приобщает нас к этому всемирному событию, но и поучает, «как опасно ходим» (Еф. 5, 15-16), дабы не погубить вечную душу свою, уподобившись Ироду, искавшему погубить Богомладенца Христа, и всем последователям Ирода, кто в озлоблении сатанинском не только не принял Христа в свое сердце, но искал погубить Его, и Его Святую, изначально Православную Церковь. Пророческие слова св. праведного Симеона Божией Матери об оружии, которое «пройдет душу» Ее, и что Ей это испытавшей, «откроются помышления многих сердец», к Ней молитвенно обращающихся после страданий Ее у Креста о распятом Сыне Ее и Боге нашем — полностью сбылись, но увенчались величайшей победой жизни над смертью, славным Христовым Воскресением! По сей день исполняются для всего мира и эти пророческие слова св. праведного старца Симеона о Бого-младенце Христе и Спасителе мира: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2, 34, 35). Эти упомянутые «пререкания» с православием, с Церковью Христовой, увы, до конца мира будут иметь место, ибо многие и ныне, две тысячи лет спустя после Рождества Христова, пытаются противостоять той очевидной Истине, что во главе угла всяческого успеха, ко всякому благополучию человеческой личности и процветанию всеобщему, стоит Он, Христос, Незыблемый Камень всего мироздания, спасающий действительно всех, кто приходит к Нему в Его Святой изначально Православной Церкви.

   Ныне, в день этого великого спасительного для всего человечества праздника Рождества Христова, я от всего сердца всех красноярцев и гостей нашего необъятного края поздравляю с пожеланием Вам мира, принесенного на землю Христом и воспетого небожителями и ангелами в святую рождественскую ночь в этих словах: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк 2, 14) Действительно, где мир Христов, там и благоволение друг к другу, а где последнее - там и успех во всех делах, направленных во благо нашего народа и святого Отечества.

   Ушедший год был знаменателен для нас многими замечательным событиями. Самые памятные из них - это принесение в Красноярск чудотворных мощей святого Апостола и Евангелиста Луки со Святой горы Афон и чудотворного образа Божией Матери «Призри на смирение» из Киева, освящение часовни во имя святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) в Дудинской районной больнице; часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая, расположенной в здании городского автовокзала г. Норильска; храма святого князя Олега Брянского при Св.-Успенском мужском монастыре г. Красноярска; часовни во имя святителя Николая Чудотворца в Ермаковском районе на месте трагической гибели Александра Лебедя; часовни во имя св. равноапостольного Константина Великого под Минусинском; храма во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) в г.Туруханске; часовни во имя св. мч. Василия Мангазейского в пос. Новая Мангазея; часовни во имя св. великомученика и целителя Пантелеймона в г. Минусинске; часовни на святом источнике во имя великомученика и целителя Пантелеймона близ Шарыпово; мемориальной часовни при кладбище г. Дивногорска; часовен на источниках Канского благочиния - во имя св.вмц. Параскевы близ с.Ирбейское и в честь иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской в д.Ивановка Рыбинского района; кладбищенской часовни во имя св. Георгия Победоносца в г. Зеленогорске и храма во имя благоверного князя Александра Невского в Кафедральном граде нашей Епархии. В Красноярске впервые проведена выставка «Православная Русь», в некоторых благочиниях состоялись крестные ходы, а также и миссионерские поездки в наши таежные глубинки, где многие приняли благодаря миссионерам святое Крещение.

   Полагаю, что дальнейшее развитие возможностей духовного просвещения в крае будет в наибольшей степени способствовать всякому благополучию нашего народа, достойного социально защищенного своего статуса края, изобилующего несметными природными богатствами. Ныне явленный миру Господь и Бог наш Иисус Христос да благословит всех нас стоять в твердой православной вере нашей во умножении взаимопонимания и согласия к доброй жизни на земле - в нашей надежде и Вечного Спасения!

С любовью о Господе,

                                                                           Антоний

Архиепископ Красноярский и Енисейский

Рождество Христово

 2007/2008 г.                                                                                        г. Красноярск


  7 января - Рождество Христово!

Кто такой Иисус Христос? Этот вопрос задавали во времена Его земной жизни. Он не переставал звучать с тех пор, как Господа осудили на смерть. Он возвращается с новой силой всякий раз, когда мир празднует Христово Рождество. Что значит этот праздник в новогодние дни? Почему для миллионов и миллионов людей это самая великая радость вот уже две тысячи лет? Рождение Господа, его жизнь и смерть изменили всё на свете.

Те, кто знал Его, переходили от удивления к удивлению. Они встретили Человека, Друга, Спутника. Вместе с Ним разделяли трапезу или проходили пешком долгий путь. Они видели Его то беседующим с толпами, то останавливающимся около больных, то молчащим или удаляющимся на закате дня на молитву. Он уставал, спал в лодке во время бури, когда переплывал со Своими учениками Генисаретское озеро. Более всего поражало слушающих Его то, как Он говорил о Боге, языком столь простым и столь образным, что даже дети протискивались в толпах в первые ряды, чтобы слушать эти Его чудесные рассказы, которые мы называем притчами. Речь в них о полевых работах, о винограднике, о рыбной ловле, о цветах и птицах, о женщине, об отце, не перестающем надеяться на возвращение сына, о человеке, попавшем в руки разбойников. Его слушали взрослые и дети, и для них внезапно всё, что происходит на земле, освещалось новым светом. Люди видели, что Бог существует, что Он - рядом с нами, любит нас. И человеческая жизнь могла бы стать совершенно другой, если бы мы научились у Него этой любви.

Из века в век люди читают в Евангелии эти две тысячи лет назад записанные слова, которые, конечно же, являются бледным отражением того, чем было Его живое слово. Да, никто никогда на земле не говорил так, как Он. Сколь многие от этих слов прикоснулись к самому глубокому, что есть в нас. И несравненно более глубокому, отчего среди беспросветного отчаяния надеждой загораются сердца и люди исполняются решимости во что бы то ни стало следовать за Христом. Кто же Он, Иисус Христос, о Котором с такой убеждённостью и с такой победоносной радостью из года в год возвещает миру Церковь как о победителе смерти и ада, нашей смерти и нашего ада?

Через двадцать пять лет после Сошествия Святого Духа на учеников Христовых - события, которое произошло на пятидесятый день после Христова Воскресения и которое называется днём рождения Церкви, - апостол Павел писал римским христианам о том, кто такой Иисус Христос. Он говорит, что Иисус Христос - человек, но одновременно Он больше, чем человек. Он - Сын Божий, Он - Бог, Он - Творец мира. Мы знаем Его Мать, знаем Её имя. Бог стал через Неё человеком, и потому Церковь именует Её Божией Матерью. Через Неё Христос принадлежит роду человеческому. Но Отца Его не надо искать среди людей. Младенец, родившийся в Вифлееме от Пречистой Девы Марии, - Бог и Человек. Божественное и человеческое - то, что кажется несоединимым, - соединились в Нём. Как Человек, рождённый от Жены, Он - завершение долгого родословия. Он стал в том ряду, где катятся в веках бурные волны греха, страданий и смерти. Но как Бог Он свят, непричастен греху. Оттого, что Он - Человек, Ему надлежит умереть. Оттого, что Он Сын Божий, Он воскреснет. Оттого, что Он - человек, Он - родной нам по крови. Сын Божий, придя в мир, ныне всегда с нами, вместе со Своим Отцом и Святым Духом.

Пророк Исайя за многие века до пришествия Христова назвал Его Эммануилом. Это древнееврейское слово означает: "с нами Бог". Да, мы веруем, и знаем, и исповедуем, что с нами Тот, Кто не от нашего мира, Тот, Кого не ждали, не смели ждать, ибо Он - Сам Бог.

Имя Иисус означает Спаситель. Имя Христос - Помазанник Божий - означает, что Он - от Бога, что Он - Бог. Эммануил, "с нами Бог", говорит о том же. Имя Спаситель означает, что Он пришёл, чтобы разделить с нами нашу жизнь и смерть, спасти нас. И это, пишет апостол Павел, Благая Весть. Рождение всякого человека - радостная весть для его близких. Но приход Иисуса Христа в мир, оттого что Он принадлежит Божественному роду и роду человеческому, оттого что Он - "с нами Бог", оттого что Он приходит спасти нас всех от греха и смерти, потрясает небо и землю, видимый мир и невидимый. И даёт всем, принимающим Его с верою, ни с чем не сравнимую и ничем неотъемлемую радость.

Все, почти все хотят праздновать Рождество Христово. Но как? Мы тоже хотим, чтобы эта радость была дана всем, кто её не имеет. Как постигнуть, кто такой Иисус Христос, как узнать, что это не мечта, не воображение, а самая главная правда, без которой всё исчезает. Как это знание сохранить, как передать другим? Всё - тайна, как Бог - тайна, как человек - тайна. Как заповедь Божия и грех, как любовь Христова и покаяние, как жизнь и смерть, и Воскресение - тайна. И всё - бесконечно реально. Исполнив всё, Воскресший Христос скажет в конце Евангелия: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20).


Как проводить святки

      Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
      В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.
      Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келии", и возбранено совершать священнодействие брака.
      Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного".
      Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни".


Крещение Господне. Богоявление.

В ночи мира светит свет веры, и тьма не может его объять. У Пречистой Девы в Вифлееме родился Младенец от Духа Святого. Бог говорит через молчание этого Младенца и открывает Свою тайну в Духе Святом. Как велика любовь этого Бога! Только любовью Христовой, только Духом Святым узнаем мы, что с нами Бог, что Он пришёл нас спасти, что мы - чада Божии во Христе Иисусе Господе нашем.

    Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить сидящих во тьме и сени смертной (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
   В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
   Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
   В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия — с IV по IX век — все великие отцы Церкви — Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византии написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, водами погрести человеческий грех, исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить водное естество и подать нам образ и пример Крещения.
   Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).


О празднике Обрезания Господня

    На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10–14; Лев. 12, 3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 31–33; 2, 21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11–12). Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; 9, 38, 39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6, 16; Фил. 2, 9, 10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

(Из "Настольной книги священнослужителя")


Непридуманные рассеазы

КАК ИКОНЕ ГЛАЗА ЗАВЯЗАЛИ

…Когда мы на ссылке были и среди ссыльных начали колхозы создавать, из одного такого поселения надергали мужиков и стали строить конный двор - благо леса полно. В дом к хозяйке, живущей по соседству со стройкой, приехал бригадир: "Анна Ивановна! Тут конный двор строят, мужикам обед будешь варить".

Привозили продукты: хлеба, крупы, моркови, мяса - и она кормила этих рабочих. Подошел Великий пост. Привозят, как обычно, мясо, крупу - и все остальное. Анна и говорит: "Да сейчас же пост Великий. Вы же верующие! Как же вы постом мясо будете кушать? Мне даже варить неудобно". А бригадир ей: "Не твое дело. Мужики работают, их надо кормить. Сама не хочешь - не ешь!"

Приходят мужики обедать, а Анна уже наварила мясной суп, мясо приготовила. Приказали так. Но все же душа ее не на месте: "Как вы будете есть? Ведь сейчас пост". И ушла на кухню.

А у нее икона над столом висела. Мужики вроде смутились. Один Иван нашелся - такой "смелый" - взял полотенце, залез на скамейку: "А мы сейчас Боженьке глаза завяжем, и Он не увидит, что мы будем мясо вкушать. Вот нам греха и не будет!" А хозяйка ничего этого не видела. После обеда "смельчак" стал развязывать икону со словами: "Ну вот, Боженька ничего не видел!" Анна Ивановна и увидала: "Ты что делаешь, Иван, с ума сошел? Проси скорей прощения…" А Иван только смеется: "Если Бог есть - пусть накажет меня. Вот у наших все отобрали, всех сослали - Бог никого не наказал. Я не верю теперь, что Он есть".

Когда Иван пришел домой, то своей жене Евдокии рассказал, что он сделал. "Ой, ой! Что ты наделал! Проси прощения! Кайся!" - испугалась она. А он ей: "Ежели есть Бог - пусть накажет меня. Не плачь, Евдокиюшка, ну пострадаю - так пострадаю. Зато буду знать, что Бог есть". Вот до какого помрачения можно дойти - просить у Бога наказания!.. Так и лег спать Иван.

Утром хозяйка встает, на кухне свое дело делает. За ней встает хозяин, пытается лампу керосиновую зажечь, спичкой чиркает… Жена удивляется: "Ты зачем, Иван, лампу зажигаешь? Ведь солнце уже подымается, совсем светло стало. - "Какое светло - темно!" Спичка у него в пальцах горит, а он ее не видит. Достает вторую спичку. Тогда жена отбирает спичку, зажигает перед его глазами и спрашивает: "Ну, теперь видишь?" А он только по столу руками щупает, где лампа стоит. Ни спички, ни солнца - ничего не видит. Черная ночь для него настала.

Жена зарыдала: муж ослеп! Тогда Иван понял: Господь отнял зрение, значит, Он есть! - "Пойдем скорей в больницу!" - говорит жена. - "Больница не поможет, - отвечает Иван. - Бог меня наказал". Евдокия упала на колени, давай перед иконами просить за мужа. - "Что ты плачешь, - говорит Иван, - я же сам просил. Вот наказание и пришло". На следующую ночь он видит сон. Спаситель с той иконы, над которой Иван надсмеялся, говорит: "Ты мне глаза завязал - и Я тебе глаза завязал…" А когда 40 дней прошло - отошли глаза. Видно, жена молилась усердно. А Иван таким проповедником веры православной стал - будь здоров!

Произошло это в 1932 или 1933 году на севере Томской области - в Нарымском крае, куда ссылали людей.

Протоиерей Валентин БИРЮКОВ, из книги "На земле мы только учимся жить"


РОЖДЕСТВО В МОСКВЕ.

ИВАН ШМЕЛЁВ

Вот, о Рождестве мы заговорили... А не видавшие прежней России и понятия не имеют, что такое русское Рождество, как его поджидали и как встречали. У нас в Москве знамение его издалека светилось-золотилось куполом-исполином в ночи морозной – Храм Христа Спасителя. Рождество-то Христово – его праздник. На копейку со всей России воздвигался Храм. Силой всего народа вымело из России воителя Наполеона с двунадесятью языки, и к празднику Рождества, 25 декабря 1812 года, не осталось в ее пределах ни одного из врагов ее. И великий Храм-Витязь, в шапке литого золота, отовсюду видный, с какой бы стороны ни въезжал в Москву, освежал в русском сердце великое былое. Бархатный, мягкий гул дивных колоколов его... – разве о нем расскажешь! Где теперь это знамение русской народной силы?!. Ну, почереду, будет и о нем словечко.

Рождество в Москве чувствовалось задолго, – веселой, деловой сутолокой. Только заговелись в Филипповки, 14 ноября, к рождественскому посту, а уж по товарным станциям, особенно в Рогожской, гуси и день и ночь гогочут, – "гусиные поезда", в Германию: раньше было, до ледников-вагонов, живым грузом. Не поверите, – сотни поездов! Шел гусь через Москву, – с Козлова, Тамбова, Курска, Саратова, Самары... Не поминаю Полтавщины, Польши, Литвы, Волыни: оттуда пути другие. И утка, и кура, и индюшка, и тетерка... глухарь и рябчик, бекон-грудинка, и... – чего только требует к Рождеству душа. Горами от нас валило отборное сливочное масло, "царское", с привкусом на-чуть-чуть грецкого ореха, – знатоки это о-чень понимают, – не хуже прославленного датчанского. Катил жерновами мягкий и сладковатый, жирный, остро-душистый "русско-швейцарский" сыр, верещагинских знаменитых сыроварен, "одна ноздря". Чуть не в пятак ноздря. Никак не хуже швейцарского... и дешевле. На сыроварнях у Верещагина вписаны были в книгу анекдоты, как отменные сыровары по Европе прошибались на дегустациях. А с предкавказских, ставропольских, степей катился "голландский", липовая головка, розовато-лимонный под разрезом, – не настояще-голландский, а чуть получше. Толк в сырах немцы понимали, могли соответствовать знаменитейшим сырникам-французам. Ну и "мещерский" шел, – княжеское изделие! – мелковато-зернисто-терпкий, с острецой натуральной выдержки, – требовался в пивных-биргаллях. Крепкие пивопивы раскусили-таки тараньку нашу: входила в славу, просилась за границу, – белорыбьего балычка не хуже, и – дешевка. Да как мне не знать, хоть я и по полотняной части, доверенным был известной фирмы "Г-ва С-вья", – в Верхних Рядах розничная была торговля, небось слыхали? От полотна до гуся и до прочего харчевого обихода рукой подать, ежели все торговое колесо представить. Рассказать бы о нашем полотне, как мы с хозяином раз, в Берлине, самого лучшего полотна венчальную рубашку... нашли-таки! – почище сырного анекдота будет. Да уж, разгорелась душа, – извольте.

На пребойкой торговой улице, на Фридрихштрассе, зашли в приятное помещение. Часа два малый по полкам лазил, – "давай получше!" Всякие марки видели, английские и голландские... – "а получше!" Развел руками. Выложил натуральную, свою, – "нет лучше!" Глядим... – знакомое. Перемигнулись. "Цена?" – "Фир хундерт. – Глазом не моргнул. – Выше этого сорта быть не может". Говорим – "правильно". И копию фактуры ему под нос: "Катина гофрировка, бисерная, экстра... Москва..." Иголочки белошвейной Катиной, шедевр! Ахнул малый с хозяином. А мы хозяину: "Выше этого сорта быть не может? Покорнейше вас благодарим". 180 процентиков наварцу! Хохотал хозяин!... Сосисками угощал и пивом.

Мало мы свое знали, мало себя ценили.

Гуси, сыры, дичина... – еще задолго до Рождества начинало свое движение. Свинина, поросята, яйца... – сотнями поездов. Волга и Дон, Гирла днепровские, Урал, Азовские отмели, далекий Каспий... гнали рыбу ценнейшую, красную, в европах такой не водится. Бочками, буковыми ларцами, туесами, в полотняной рубашечке-укутке... икра катилась: "салфеточно-оберточная", "троечная", кто понимает, "мешочная", "первого отгреба", пролитая тузлуком, "чуть-малосоль", и паюсная, – десятки ее сортов. По всему свету гремел руссий "кавьяр". У нас из нее чудеснейший суп варили, на огуречном рассоле, не знаете, понятно, – калью. Кетовая красная? Мало уважали. А простолюдин любил круто соленую, воблину-чистяковку, мелкозернисторозовую, из этаких окоренков скошенных, – 5-7 копеек за фунт, на газетку лопаточкой, с походом. В похмелье – первейшая оттяжка, здорово холодит затылок.

Так вот-с, все это – туда. А оттуда – тоже товар по времени, веселый: галантерея рождественская, елочно-украшающий товарец, всякая щепетилка мелкая, игрушка механическая... Наши троицкие руку набили на игрушке: овечку-коровку резали – скульптора дивились! – пробивали дорожку заграницу русской игрушке нашей. Ну, картиночки водяные, краски, перышки-карандашики, глобусы всякие учебные... все просветительно-полезное, для пытливого детского умишки. Словом, добрый обмен соседский. Эх, о ситчике бы порассказать, о всяких саратовских сарпинках... мно-го, не буду откланяться.

Движется к Рождеству, ярче сиянье Праздника.

Игрушечные ряды полнеют, звенят, сверкают, крепко воняет скипидаром: подошел елочный товар. Первое – святочные маски, румяные, пусто-глазые, щекастые, подымают в вас радостное детство, пугают рыжими бакенбардами, "с покойника". Спешишь по делу, а остановишься и стоишь, стоишь, не оторвешься: веселые, пузатые, золотисто-серебристые хлопушки, таинственные своим "сюрпризом"; малиновые, серебряные, зеркально-сверкающие шарики из стекла и воска; звезды – хвостатые кометы, струящиеся "солнца", рождественские херувимы, золоченые мишки и орешки; церквушки-крошки с пунцовыми святыми огоньками из-за слюды в оконце, трепетный "дождь" рождественский, звездная пыль небесная – елочный брильянтин, радостные морковки, зелень, зеркальные дуделки, трубы с такими завитками, неописуемо-тонкий картонаж, с грошиками из шоколада, в осып сладкой крупки, с цветным драже, всякое подражание природ... – до изумления. Помните, "детские закусочки"? И рыбки на блюдечках точеных, чуть пятака побольше, и ветчина, и язычная колбаса, и сыр с ноздрями, и икорка, и арбузик, и огурчики-зелены, и румяная стопочка блинков в сметанке, и хвостик семужий, и грудка икры зернистой, сочной, в лачку пахучем... – все точной лепки, до искушения, все пахнет красочкой... – ласковым детством пахнет. Смотришь – и что-то такое постигаешь, о-очень глубокое! – всякие мысли, высокого калибра. Я хоть и по торговой части, а любомудрию подвержен, с образовательной стороны: Императорское коммерческое кончил! Да и почитывал, даже за прилавком, про всякие комбинации ума, слабость моя такая, про философию. И вот, смотришь все это самое, елочное-веселое, и... будто это живая сущность! души земной неодушевленности! как бы рожденье живых вещей! Радует почему, и старых, и младенцев?.. Вот оно, чудо Рождества-то! Всегда мелькало... чуть намекающая тайна, вот-вот раскрылась!.. Вот бы философы занялись, составили назидающую книгу – "Чего говорит рождественская елка?" – и почему радоваться надо и уповать. Пишу кое-что, и хоть бобыль-бобылем, а елочку украшаю, свечечки возжигаю и всякое электричество гашу. Сижу и думаю... в созерцании ума и духа.

Верите ли... в рождественско-деловом бучиле, – в нашем деле самая жгучая пора, отправка приданого на всю Россию, на мясоед, до масленой, дела на большие сотни тысяч, – всегда урывал часок, брал лихача, – "на Конную!". И я, и лихач, – сияли, мчали, как очумелые... – вот оно, Рождество! Неоглядная Конная черна народом, гудит и хрустит в морозе. Дышишь этим морозным треском, звенящим гудом, пьешь эту сыть веселую, розлитую по всем лицам, личикам и морозным рожам, по голосам, корзинам, окоренкам, чанам, по глыбам мороженого мяса, по желтобрюхим курам, индюшкам, пупырчато-розовым гусям, запорошенным, по подтянутым пустобрюхим поросятам, звенящим на морозе, их стукнешь... слушаешь хряпы топоров по тушкам, смотришь радостными на все глазами: летят из-под топора мерзлые куски, – плевать, нищие подберут, поминай щедрого хозяина! – швыряются поросятами, гусями, рябчиками, тетерками, – берут поштучно, нечего канителиться с весами. Вся тут предпраздничная Москва, крепко ядреная с мороза, какая-то ошалелая... и богач, кому не нужна дешевка, и последний нищий.

– А ну, нацеди стаканчик!..

Бородатый мужик, приземистый, будто все тот же с детства, всегда в широченном полушубке, в вязке мерзлых калачиков на брюхе, – копейка штука! – всегда краснорожий и веселый, всегда белозубый и пахучий, – имбирь и мед! цедит из самовара-шара янтарный, божественный напиток – сбитень, все в тот же пузырчатый стаканчик, тяжелый с детства. Пышит горячим паром, не обжигает пальцы. Мочишь калачик мерзлый... – вкуснее нет!

– Эй, земляки... задавим!..

Фабричные гуляют, впряглись в сани за битюгов, артелью закупили, полным-полно: свиные тушки, сальные, мерзлые бараны, солонина окаменевшей глыбой, а на этой мясной горе полупьяный парень сидит королем – мотается, баюкает пару поросят. Волочат мерзлую живность по снегу на веревке, несут, на санках везут мешками, – растаскивают великий торг. Все к Рождеству готовятся. Душа душой, а и мамона требует своего.

В "городе" и не протолкаться. Театральной площади не видно: вырос еловый лес. Бродят в лесу собаки – волки, на полянках дымятся сбитеньщики, недвижно, в морозе-тиши, радуют глаза праздничным сияньем воздушные шары – колдовской "зимний виноград"; качаются, стряхивая снег, елки, валятся на извозчиков, едут во всю Москву, радуют белыми крестами, терпкой, морозной смолкой, просятся под наряд.

Вот и канун Рождества – Сочельник. В палево-дымном небе, зеленовато-бледно, проступают рождественские звезды. Вы не знаете этих звезд российских: они поют. Сердцем можно услышать, только: поют – и славят. Синий бархат затягивает небо, на нем – звездный, хрустальный свет. Где же, Вифлеемская?.. Вот она: над Храмом Христа Спасителя. Золотой купол Исполина мерцает смутно. Бархатный, мягкий гул дивных колоколов его плавает над Москвой вечерней, рождественской. О, этот звон морозный... можно ли забыть его?!.. Звон-чудо, звон-виденье. Мелкая суета дней гаснет. Вот воспоют сейчас мощные голоса Собора, ликуя, Всепобедно.

"С на-ми Бог!.."

Священной радостью, гордостью ликованья, переполняются все сердца,

"Разумейте, язы-и-и-цы-ы...
и пок-ко-ряй – теся...
Я-ко... с на-а-а-а – ми Бог!"

Боже мой, плакать хочется... нет, не с нами. Нет Исполина-Храма... и Бог не с нами. Бог отошел от нас.

Не спорьте! Бог отошел. Мы каемся.

Звезды поют и славят. Светят пустому месту, испепеленному. Где оно, счастье наше?.. Бог поругаем не бывает. Не спорьте, я видел, знаю. Кротость и покаяние – да будут.

И срок придет:

Воздвигнет русский народ, искупивший грехи свои, новый чудесный Храм – Храм Христа и Спасителя, величественней и краше, и ближе сердцу... и на светлых стенах его, возродившийся русский гений расскажет миру о тяжком русском грехе, о русском страдании и покаянии... о русском бездонном горе, о русском освобождении из тьмы... – святую правду. И снова тогда услышат пение звезд и благовест. И, вскриком души свободной в вере и уповании, воскричат:

"С нами Бог!.."


АЛЕКСЕЙ ХОМЯКОВ

В эту ночь

 

В эту ночь Земля была в волненьи:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.

А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивными полны,
Двигались безшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.

И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.

А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя,
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.

В эту ночь вся тварь была в волненьи,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.

Иеромонах Роман (Матюшин)

Святая ночь! Блаженство и покой!
Стою один под куполом бездонным.
И Млечный Путь Над мирною рекой
Несёт себя к туманам отдалённым.

Ни ветерка, ни звука, ни души.
Снега, снега повсюду под луною.
Забытый скит. Свеча в окне дрожит.
Следы зверей, ещё не зримых мною.

Величие мертвое без тишины.
Она таит пути Богопознанья.
Созвездия застыли у сосны,
Снежинки озаряя ликованьем.

Из этих мест до Вечности – рукой.
Её дыханье за ближайшим стогом...
Святая ночь! Блаженство и покой.
Стою один. И сердце знает Бога.

********************


Полночью, лунной полночью
Шорохи в саду, старом саду.
Речка застыла беспомощно,
В прорубь глядит на звезду.
Руки деревья подняли
В праздничных кружевах.
Служится служба Господняя,
Слышите эти слова?
>
Христос рождается, славите,
Христос с небес, срящите,
Христос на земли, возноситеся,
Пойте Господеви вся земля!

И отражает деревце
Светлые часы пред Рождеством
Ветка со мною поделится
Белым своим торжеством
Светом исполнясь внутренним,
Светится Млечный мост.
Правит Святую Утреню
Хор православных звезд.
>
Христос рождается, славите,
Христос с небес, срящите,
Христос на земли, возноситеся,
Пойте Господеви вся земля!


Рождество 2008. Праздничный рождественский стол

Рождественский праздничный стол – это обязательно традиции! С давних пор и по сей день, сохранились правила подготовки такого праздничного стола, из поколения в поколение передаются кулинарные рецепты блюд специально приготавливаемых к Рождеству, по старинным обычаям накрывается стол, подаются блюда.

Праздник Рождества в христианском мире - самый красивый и торжественный в году. Этому немало способствует рождественский праздничный стол - изящно оформленный, украшенный хвойной веткой и свечой или живыми цветами. Традиционные цвета рождественского стола - красный и зеленый.

По традиции за рождественским обедом принято собираться всей семьей, а праздничный стол украшают традиционные блюда - для каждой страны свои. Праздничный стол к Рождеству готовит вся семья, соблюдая определенные правила. К примеру, скатерть должна «хрустеть» в буквальном смысле этого слова, потому под нее полагается положить сено – в память о вифлиемских яслях. На столе должна стоять самая лучшая посуда.

По русским традициям на праздник Рождества Христова готовили сочиво, кутью, блины, студень, заливную рыбу, окорок, буженину, бараний бок с кашей, домашнюю колбасу, жареного поросенка, поросенка, фаршированного гречневой кашей, гуся или утку с антоновскими яблоками, утку с капустой, пироги и пряники.

В «Домострое» есть следующие указания касательно еды в праздничные рождественские дни:- «В Великий мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареных гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину … кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур».

При взгляде на праздничный рождественский стол поражает обилие мясных блюд, и в этом нет ничего случайного - именно к Рождеству Христову приурочивали убой скота. Свинина - главное блюдо праздничного рождественского стола. Готовили свинину во всех видах, но и другие блюда не уступали свинине по вкусу и сытости.

Многие рождественские традиции праздничного стола сохранились и по наше время. В каждом доме встречают Рождество Христово обильным и вкусным столом, на котором рыбные и мясные закуски, множество вкусных салатов. Поражают разнообразием и горячие блюда.

Мы предлагаем вам кулинарные рецепты из русской кухни, традиционные для Рождества Христова. Вы можете воспользоваться и старинными кулинарными рецептами русской кухни, чтобы сделать ваш рождественский праздничный стол незабываемым!

Жареный фаршированный поросенок.


Жареный поросенок – это праздничное блюдо русской кухни с давних пор. В Рождество и Новый год жареный фаршированный молочный поросенок всегда украшал русский праздничный стол. Попробуйте приготовить его сами по этому праздничному рецепту.

Продукты: поросенок 1,5- 2 кг , 0,5 кг гречневой каши, 100 грамм вареной ветчины или языка, 2 яйца, черный перец, петрушка, лавровый лист, соль.

Чтобы приготовить это блюдо по праздничному рецепту русской кухни нужно поросенка подготовить к жарке. Удалить из тушки поросенка все кости, кроме головы и ножек. Приготовьте фарш: смешайте 0,5 кг гречневой каши с маслом, солью, ветчиной и с приготовленными омлетами (один - из 2 белков, другой - из 2 желтков), добавить перец, петрушку. Наполните поросенка фаршем, разрез заложите листьями черной смородины, добавьте внутрь перца, лаврового листа. Уложите нафаршированного поросенка на подставку так, чтобы поросенок запекался со всех сторон, поставьте подставку на противень и запекайте в духовке 1,5-2 часа при средней температуре. Периодически поливайте поросенка вытопившимся жиром или водой. Готового поросенка уложите на блюдо, украсьте и подавайте к столу.

Приятного аппетита!

Рождественский миндальный кекс

      Для формы диаметром 26 см: 250 г масла, 250 г сахара, одна ваниль (или чайная ложка ванильного сахара), соль на кончике ножа, 20 г рома, 6 яиц, 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя теста, 400 г изюма без косточек, 50 г молотых миндальных орехов, 100 г измельченных цукатов из лимонной корки, 100 г очищенного миндаля (раздробленного на половинки зерен), 2 чайные ложки сахара, 5 столовых ложек воды, 100 г марципана, 60 г сахарной пудры, 2 столовые ложки абрикосового мармелада. Шафран для окраски теста и пергаментная бумага для формы.
      Выстелить пергаментной бумагой форму для кекса. Духовку разогреть до 180 градусов. Растереть масло с сахаром, солью, ванилью и ромом. Добавить яйцо и растирать, пока не получится пышная масса. Если масса осядет, добавить ложку муки. Муку смешать с разрыхлителем, изюмом, молотым миндалем и лимонными цукатами и йостепенно перемешать с яично-масляной массой. Тесто переложить в форму, выровнять верх и уложить по поверхности плотно друг к другу половинки миндаля. Выпекать кекс час-полтора на втором уровне снизу. Прежде чем вынуть его из духовки, проверить с помощью деревянной спицы, полностью ли он пропечен - для этого проткнуть кекс, вытащить спицу, и если тесто к ней не прилипло - кекс готов. Испеченный кекс переложить вверх дном на кухонную решетку и некоторое время бумагу не снимать. Из воды и сахара сварить сироп (варить при постоянном помешивании 3 минуты), намазать верх кекса. Смешать с сахарной пудрой марципаны. Бока кекса намазать абрикосовым мармеладом. Марципановую массу тонко раскатать в полоску и обложить ею бока кекса. Выступающий верхний слой надрезать в виде отделочной бахромы. Из оставшихся марципанов можно сделать разные фигурки и украсить поверхность кекса.

Салат "Оливье"

      Для него используется мясо домашней птицы или дичи. Для "Оливье" лучше использовать не соленые, а маринованные огурцы, яблоки же должны быть сладкие или в крайнем случае кисло-сладкие. И огурцы, и яблоки нужно обязательно очистить от кожицы. В "Оливье", как и в любом другом салате, очень важно соблюсти верную пропорцию: на шесть картофелин берутся три моркови, две луковицы, один-два небольших маринованных огурчика, одно яблоко, 200 г отварной курицы, стакан консервированного зеленого горошка, три яйца, две банки майонеза, соль и молотый перец - по вкусу. В рецепте овощи средней величины. Другое обязательное условие - очень тонко и ровно нарезать все продукты. Выложенный высокой горкой салат украсить веточками петрушки, дольками яблок, кружочками маринованных огурцов, кусочками курицы. Чтобы салата хватило всем гостям, возьмите за основу картофель - сколько едоков будет, столько и берите картофелин. Остальное подберите в той пропорции, что дана.

Мясо заливное

      Куски говядины отварить до готовности, охладить, нарезать на порции. Чтобы стол выглядел богаче, мясо заливают крупными кусками. Мясо кладут в форму или на противень, украшают вареными яйцами, морковью, зеленью, заливают мясным желе, охлаждают, подают с хреном.
      Говядина - 100 г , желе мясное -100 г , яйцо -Юг, морковь -10 г , несколько веточек зелени.

Студень

      Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение
      3-4 часов, хорошенько вымыть, залить холодной водой (на 1 кг субпродуктов 2 л воды) и варить при слабом кипении в течение 6-8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно по желанию добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо.
      Субпродукты - 1 кг , морковь - 60 г , лук репчатый - 60 г , петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.

Печеный окорок

      Куски окорока вымыть, положить в холодную воду на один час. Обсушить, приготовить довольно крутое ржаное тесто, обмазать окорок, смачивая руки холодной водой. Положить осторожно на противень и поставить в духовой шкаф. Когда корка зарумянится, понемногу поливать теплой водой. Печь нужно 1-2 часа, в зависимости от величины окорока. Вынуть из духовки, снять тесто, пока окорок горяч, дать остыть. Подавать с гарниром, с хреном.

Буженина

      Окорок или небольшая часть его, соль из расчета 20 г на 1кг мяса, перец, чеснок из расчета 1 долька на 1 кг мяса.
      Окорок желательно посолить и оставить на одни сутки. Небольшие куски мяса на буженину посолить за час до жаренья. Кожу окорока надрезать острым ножом клетками, натереть солью и перцем, нашпиговать дольками чеснока, положить на противень, налить 1/2 стакана воды и поставить в прогретую духовку. Когда верхняя часть окорока хорошо зарумянится, перевернуть его и, периодически поливая выделившимся соком, довести до полной готовности. Важно не пересушить верхнюю корочку, для этого нужно мясо прикрыть плотной бумагой или фольгой. Подавать как в горячем, так и в холодном виде с маслинами, моченой брусникой, огурцами, свежими салатами, зеленью. Отдельно подать хрен, кетчуп, горчицу.

Лопатка телячья

      1 лопатка, соль, майоран, 2 крупные головки репчатого лука (вместо лука можно использовать чеснок), 2 яблока.
      Лопатку помыть, тщательно натереть солью, майораном. Положить в жаровню или на глубокий противень, обложить кружками репчатого лука и порезанными на четвертинки яблоками (семенное гнездо удалить), подлить 2 стакана воды, прикрыть и поставить в прогретую духовку. Жарить два часа, затем открыть и еще жарить, пока хорошо не зарумянится. Подавать на стол целым куском, соус подать отдельно. В качестве гарнира использовать вареный картофель или овощные салаты, например, салат из квашеной капусты.

Гусь (утка) с яблоками

      1 тушка, 40 г сливочного масла или маргарина, 500 г яблок, майоран, соль.
      Предварительно обработанную тушку натереть солью, и майораном. Оставить на один час. Яблоки помыть, удалить семенное гнездо, разрезать пополам. Начинить ими тушку, зашить, положить на противень или в жаровню, смазанную растительным маслом. Полить сверху маслом, сбрызнуть водой и поставить в хорошо прогретую духовку. Жарить, постоянно увлажняя соусом и сбрызгивая водой. Готового гуся (утку) порезать на порции, положить на овальное блюдо, по краям положить яблоки. Остаток соуса подать в соуснице. Украсить зеленью (салат, петрушка, сельдерей). Подавать с тушеной капустой или свеклой.

Свинина, запеченная с картофелем и луком

      750 г свиного мяса, 4 крупные картофелины, 1 стакан натертого на терке твердого сыра, 1 стакан белого сухого вина, 3 головки репчатого лука, 3 столовые ложки муки и свиного жира, 5 столовых ложек панировочных сухарей, соль, черный молотый перец.
      Свинину обвалять в муке, обжарить со всех сторон, переложить в жаровню. Картофель нарезать ломтиками, лук кубиками, переложить в жаровню с мясом и влить сухое вино, посыпать солью, перцем, прикрыть крышкой и поставить в умеренно горячую духовку примерно на 1 час. Затем посыпать свинину смесью из панировочных сухарей и тертого сыра и, не закрывая крышкой, запекать еще 20-30 минут.
 

Мясо запеченное

      500 г мяса без костей, 25 г свиного сала, 10 г муки, соль, молотый черный перец, майоран.
      Мясо зачистить от пленок, обмыть, натереть солью, обвалять в муке и обжарить в сильно разогретом жиру. Лук нарезать полукружочками, сало тонкими пластинками. Обжаренное мясо положить на противень, обложить луком и пластинками сала. Запекать в духовке при средней температуре, периодически поливая образующимся соусом. Соус нужно восполнять небольшими порциями горячей воды, чтобы не высохло мясо и не пригорел лук. Нарезать ломтиками, полить соусом и подавать к столу с отварным картофелем, макаронами, овощными салатами.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ