ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 11 Ноябрь 2007 г.

4 ноября день празднования Казанской

иконе Божией матери

Казанская икона - одна из величайших святынь, особо чтимая в России икона, считающаяся покровительницей страны. Ее историю знает каждый православный

. Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери установлен в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Присланная тогда в ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского икона из Казани стала всероссийской святыней и помогала русскому воинству и в последующих оборонительных сражениях - в Полтавской битве, на Бородинском поле

    Святая Церковь молитвенно и торжественно почитает икону Богоматери, именуемую "Казанская". Это наиболее радостный и любимый праздник нашего народа, который установлен в память о избавлении Москвы и всей России от поляков в 1612 году. Мы знаем из истории, что опасность порабощения России поляками и шведами была столь велика, и сила их оружия была столь непреодолима, что поколебались стойкость и мужество русских воинов, и они отчаялись во спасении Отечества. И ощутила человеческая природа леденящий страх перед смертью, перед грозящим уничтожением. И, признавая свое ничтожество, свою слабость и недостоинство, взмолился народ к Богоматери и преклонил колени, прося милостивого Ее предстательства пред престолом Сына Ее и Бога нашего. И явила Богоматерь Свое заступление, простерла Свой милостивый Покров над Русской землею, сохранила Отечество наше, наши святыни и народ православный, населявший нашу Отчизну. Устрашились поляки и с трепетом бежали из Москвы.

      Но вот, прошли те далекие, смутные времена, когда было явлено это чудо, это заступничество Богоматери. Нет сегодня, милостью Божией, тех треволнений, о которых мы сейчас вспоминали из истории нашего Отечества, но есть, другие беды и другие враги, которые нас поработили и которые отдаляют нас от Бога. Сегодня мы страдаем опустошением души, и эту пустоту пытаемся заполнить всевозможной житейской суетой, а Дух Божий, Дух Святой становится чуждым для нас, и мы все дальше и дальше отходим от нашего Создателя. Оскудевает наша душевная сила, и остается в человеке лишь внешняя оболочка, не одухотворенная Духом, но движимая своими собственными устремлениями, своими страстями. И мы порабощаемся не внешними врагами, но своими собственными греховными наклонностями, и своим собственным произволением не желаем быть вместе с Богом. И это явление страшнее, может быть, чем опасность поражения от неприятеля. Мы должны бороться за то, чтобы душа наша была наполнена духом Божиим, чтобы в наше сердце и душу не проникло ничто скверное, могущее повредить нашему духовному состоянию. Вот о чем сегодня должна быть наша речь, вот о чем должны мы сегодня молиться, вот в чем должна состоять наша подлинная борьба, в которой мы должны выстоять, прибегая к покрову и заступлению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

4 ноября – Престольный праздник Казанского собора. В этот день, как всегда, Ачинск ожидает своего Правящего Архиерея, Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония, который возглавит в нашем храме праздничное Всенощное бдение и позднюю Божественную литургию.


Димитриевская родительская суббота

Суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, празднуемого 8 ноября (26 октября)

Русская Православная Церковь в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского вспоминает всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой Церкви.

Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского) — день тезоименитства самого Димитрия Донского.

Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но — вместе с ними — и всех, вообще, своих усопших.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.

По материалам сайта Храма Христа Спасителя


21 - ноября  СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА

И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ

             Этот праздник — главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми. Собор — соединение, совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, которые все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.

             Архистратиг Михаил — вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке — меч или копье. Под ногами — пораженный им дракон. С кем же воюет этот отважный предводитель? Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов — Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался, и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», — обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

             Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех пор в руках Архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и поэтому всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога. Может ли меч Архистратига Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии? Конечно, нет! Он не перестает воевать с аггелами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков. И мы должны радоваться, что имеем такого отважного защитника — победоносного вождя Небесных Сил. Нужно помнить, что его охраняющий меч будет всегда за нас, если только мы не вступим в союз с тем, с кем борется Архистратиг Михаил. Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, настолько утвердились в добре, что грех для них стал невозможным. Не потому, что они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не хотят этого делать, не хотят грешить. Обратите внимание на эти слова. Не хотят грешить! Как это назидательно для нас! Не захотеть грешить — значит получить возможность приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его ангелы. Служить Ему, исполняя Его повеления.

История празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных такова. Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах. Среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, почитая их выше Христа. Это учение было настолько опасно, что святые отцы были вынуждены созвать в Лаодикии поместный собор (IV век), на котором было осуждено злочестивое ангелопоклонение и установлено благочестивое почитание Ангелов как служителей Божиих, охранителей человеческого рода, и повелено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 8 ноября по старому стилю (21 ноября — по новому).


Дни покаяния и очищения

 

28 (15) ноября - 6 января (24 декабря) Рождественский (Филипповский) пост

 

Для чего нужен пост, и как велит соблюдать его церковный устав? В пост Церковь призывает нас к покаянию, примирению с Богом и ближними, обузданию страстей. Ограничения в еде нужны для смирения человеческой плоти, это всего лишь средство, а не цель. Сущность поста точно выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаемся неядением, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".

Рождественский пост - самый радостный, он приготовляет нас к чудесному и великому событию - Рождеству Господа Иисуса Христа на земле. В дни этого поста мы учимся быть кроткими и чистыми сердцем, стараемся выполнить повеление Господа: "Станьте как дети!". Потому что без чистой веры невозможно постичь чудо и радость рождения Сына Божия на земле.

Для очищения и приготовления служат постные дни, которые по мере приближения к празднику становятся всё строже и строже: больше ограничений в еде, продолжительнее службы. В рождественский Сочельник нельзя вкушать пищу целый день, до появления первой звезды на небе - в память о Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Спасителя. Накануне праздника Рождества Христова совершается особая служба - Царские Часы. Много лет назад в православной Греции на этой службе обязательно присутствовал император с семьёй, с тех пор и пошло название - Царские Часы.

Дни поста наполнены необъяснимой тихой радостью. Христиане чувствуют особую духовную близость всех членов Церкви. Дети и родители в свободное от трудов время вместе идут в храм, дома читают Священное Писание, Жития Святых, - это укрепляет семью, учит пониманию, чуткости, смирению, любви.

Пост, предшествующий радостному празднику Рождества Иисуса Христа, ещё называют Филипповским, потому что в последний день перед постом - 14 ноября по ст. ст. (27 ноября по н. ст.) - мы вспоминаем одного из двенадцати любимых учеников Иисуса Христа - апостола Филиппа.

Помоги нам Господь провести достойно эти строгие дни и радостно встретить светлый чудесный праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа!


НАСТАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ.

Из творений ИОАННА ЗЛАТОУСТА.

Если грех развлекаться, то зачем построены театры, цирки и прочие зрелищные заведения?

      Это диавол изобрел такое искусство, чтобы привлекать к себе воинов Христовых, и ослаблять силы их духа. На то и построил он в городах театры и, обучив смехотворов, этою язвою поражает целый город.
      Чего Павел велел бегать - я разумею пустословие и шутки, - то диавол убеждает любить. Когда представляющие смешное в театре скажут что-либо богохульное и срамное, тогда многие, будучи еще безумнее их, смеются, забавляются этим. За что надлежало бы побить камнями, тому рукоплещут, и за такое удовольствие сами себе готовят огненную пещь.
      Поистине не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним ты, который поощряешь это делать. Лицедейство многих сделало прелюбодеями, и многие домы расстроило. Если дело худо, то и подражание ему худо. Лучше грязью или навозом вымарать себе лицо, чем смотреть на такое беззаконие, потому что для глаза не так вредна грязь, как любострастный взгляд полуобнаженной женщины. Как будет смотреть на тебя жена, когда ты возвратишься с такого беззаконного зрелища? Как будет говорить с тобою после того, как ты пленился зрелищем и сделался рабом блудницы?
      Не думай, что ты чист от греха, когда не совокупился с блудницею; ты пожеланием все уже сделал. Подлинно, если ты питаешь похотение, то этим больший возжигаешь пламень. Если же зрелище не производит на тебя никакого впечатления, то тем большего ты достоин осуждения за то, что служишь соблазном для других, поощряя такие зрелища, оскверняешь свой взор, а со взором и душу.
      Хорошо, скажете вы - что же нам сделаться монахами? Сожалею, что вы скромность и целомудрие почитаете обязанностью одних монахов, тогда как Христос постановил общие для всех законы, кроме брака. А Павел повелевает и брачным во всем уподобляться монахам: "Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так-что имеющие жен, должны быть как не имеющие" (1 Кор. VII, 29).
      Пребывай дома с детьми и женою; только не бесчесть жены, не соблазняй детей, и не вноси заразы с зрелищ в дом твой!
      Впрочем, если слово мое огорчит вас, то я много вам за то благодарен. Никогда не переставайте рыдать об этом и терзаться; такая скорбь будет для вас началом исправления.

Как относиться к повседневным малым грехам - лжи, злословию?

      И малые грехи суть нечистота и скверна, как например злословие, поношение, ложь; или лучше сказать, и эти грехи не малы, но весьма велики, - так велики, что они лишают Царствия Небесного. Как и каким образом? Кто скажет, говорит Господь, брату своему "бессмысленный" подлежит геенне огненной (Мф 5, 22). Если же так виновен называющий брата своего бессмысленным, - что кажется незначительнее всего и свойственно детской беседе, - то называющий его злонравным, злодеем, завистником, и осыпающий другими бесчисленными злословиями, какому же предан будет суду и наказанию? Что может быть ужаснее этого? Но внимайте, прошу вас, словам моим. Если сделавший одному из меньших братьев; творит самому Господу, и не сделавший одному из сих меньших, не творит Ему Самому (Мф. 25, 40, 45): то не то же ли самое бывает и с злословием и поношением? Злословящий брата своего злословит Бога; и воздающий честь брату своему воздает честь Богу.
      Будем же приучать язык свой говорить доброе... Ибо делающий добро и зло непременно сам первый испытывает то и другое; как вода, истекающая из источника, горькая и вкусная, и наполняет сосуды приходящих, и не уменьшает производящего ее источника, так точно зло и добро, от кого происходит, того или радует или губит.

Как относиться к обидам и страданиям, причиняемым нам ближними?

      Запомните одно правило. Обижающих много, а обижаемого нет ни одного. Чтобы такою загадкою не смутить вас я сейчас же разрешу ее. Обиды несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды. Точно так же мы должны думать и о своих страданиях: этими страданиями мы или заглаждаем грехи наши, или же, если не имеем грехов, получаем за них блистательнейшие венцы. Лазарь достиг покоя потому, что в настоящей жизни претерпевал бесчисленные бедствия. Итак, те, которые кажутся обиженными, не обижены на самом деле, если только все несчастья переносят с мужеством; напротив еще более приобретают, получая удары от самого Бога, или от диавола.


О воспитании подрастающего поколения.

Ещё совсем недавно все твердили о каком-то «поколении «next». Что это за поколение и с чем его едят, ма¬ло кто понимал, но его ждали. Од¬ни с ужасом - как новую для Рос¬сии породу людей-потребителей. Дру¬гие с радостью - как первое по¬ко¬ление россиян американского ти¬па, умеющих работать, хорошо за¬рବбатывать и видеть в этом своё пер¬сональное счастье.

Но вот уже пять лет, как никто не говорит и не пишет о каком-то та¬ком поколении. «Следующие» ока¬зались другими.

Мир ребенка - очень нежное, хрупкое явление. Травмировать, искалечить этот мир куда легче, чем его сохранить. Психика ребенка открыта к окружающим его; современная психология научилась "читать" психику ребенка по его детским поступкам: оказывается, то, что умеет скрывать взрослый человек, не может скрыть ребенок. Его внутренний мир находится как книга в раскрытом состоянии, главное - научиться читать эту книгу. Но эту самую "книгу" можно не только читать, но и самому "писать", т.е. "программировать" подсознание ребенка.                             

  За последнее десятилетие вместе с изменением социально-политической системы в России произошло одно изменение, на которое взрослые, в силу этой самой своей взрослости, не обратили должного внимания. Коренным образом изменился мир ребенка. Родители, дедушки и бабушки современных детей появились на свет, когда мир детства был в основном таким же, как сто, двести, и тысячу лет назад. И в бедных, и в богатых семьях детей любили, им отдавали самое лучшее, рассказывали добрые сказки, ограждали от трудностей и проблем взрослого мира. А мир этот казался детям удивительным и загадочным. В него хотелось поскорее попасть. "Вот когда я вырасту..." — этими словами начиналась греза о будущей жизни каждого мальчишки и каждой девчонки. О жизни, которая не могла быть никакой иной, как только прекрасной... По воскресеньям детей водили в кино. Это был мир героев сказок или ребят, которые старались перещеголять друг друга в исполнении детских добродетелей: помочь одинокой старушке, двоечнику, позорящему класс, урезонить драчуна и грубияна... Добродетели были наивны и милы, а пороки вовсе не страшными. Хулиган был нелепой аномалией, затесавшейся в чудную компанию. Но вершиной блаженства были "мультики". Это был мир воплощенной красоты очаровательных белочек с длинными ресницами и пушистыми хвостами, трогательных зайчат, трудолюбивых бобров, мудрых оленей, сильных и добрых медведей, всегда готовых придти на выручку слабым. В этом сказочном мире злодеи — волки и лисы всегда оказывались посрамленными и наказанными. Представить, что мультик может быть недобрым, было невозможно. Страшные персонажи, наподобие Снежной Королевы или злой мачехи-колдуньи из "Сказки о Мертвой Царевне", были не более зловещи, чем ведущая программы "Слабое звено". А Баба-Яга и Кощей Бессмертный были глупы, смешны, беспомощны и совершенно не страшны. Они обязательно проигрывали при встрече с мужеством, бесстрашием и настоящей любовью.                                                                                    

    И вдруг, в одночасье, взрослые дяди и тети опрокинули и осквернили этот чудный мир. В него ворвались вампиры, демоны, злодеи всех мастей. Зверушки из милых тварей превратились в чудищ, убивающих и пожирающих друг друга. Они заговорили грубыми голосами уличных хулиганов, обрели повадки и манеры отпетой шпаны. Одновременно на всех каналах помногу часов в день страшные монстры стали кричать: "Я убью тебя!"                                   

— Нет, это я тебя убью! — ответили им такие же монстры, которые по замыслу создателей должны были восприниматься как положительные герои. А за окном с подобными криками стали носиться по двору друг за другом мальчишки. И угрозы эти оказались не пустыми...       С каждым месяцем растет число убитых своими сверстниками детей. Убитых безо всяких на то причин. Просто забавы ради. А многим родителям невдомек, что у детей до семилетнего возраста виртуальный и реальный миры абсолютно тождественны... Они просто не умеют отличать того, что им показывают по телевизору, от того, что происходит за пределами экрана. Но на экране все интереснее и динамичнее, чем в жизни. Мир зла страшен, но притягателен. Дети, не обученные отличать добро от зла, начинают вести себя, как экранные герои.                                                                               

 Девятилетнюю девочку спрашивают, почему она ударила ножом в живот соседку по парте. Та пожимает плечами и говорит, что в кино это делают интереснее.

— Папа, я хочу убивать! — шепчет отцу шестилетний сын. И папа идет к психиатру. Рассказывает о том, что купил "приставку", когда сыну было два года, и что каждый день ребенок проводил возле нее несколько часов, играя в компьютерные игры. А что делать? Ведь все заняты. В последний, шестой год его жизни, ребенок даже к автомобильным гонкам охладел, а только нажимает и нажимает на электронный курок. Папе страшно. Ни он, ни мать не могут оторвать его от компьютера. Тем, кто пытается это сделать, сын обещает, что убьет их. И глаза у него ох, какие не детские... И папа, и мама потеряли сон. Они боятся, что сын исполнит угрозу. Они уже прочитали о том, как в Самаре дочь выколола глаза спящему отцу за то, что он запретил ей смотреть "покемонов".                       Наблюдения над семьюстами детьми, показали, что, если ребенок до семи лет проводит за компьютерными играми более часа в день, стреляя и убивая, то в его подсознании закрепляется доминанта, от которой избавиться практически невозможно. Попав в ситуацию, сходную с компьютерной игрой, такой ребенок непременно убьет.  Дело еще и в том, что ребенок, попавший в теле и компьютерную зависимость, может никогда из нее не выйти. Запретительные меры вызывают в нем ярость и страшную агрессию. И если в такой момент родители сурово накажут его, на что ребенок не сможет адекватно ответить, то это может привести его к самоубийству.                                                                                

  Детские самоубийства — это совершенно новое явление. Пять лет назад всех потрясли самоубийства подростков. А теперь из жизни уходят дети. Экономическим фактором это явление не объяснить. Дети бедных родителей в петлю не лезут. Уличные бродяжки борются за жизнь и мечтают поскорее вырасти, чтобы быть сильными. Для борьбы силы нужны. Эти трагедии происходят в обеспеченных и очень богатых семьях, где дети перекормлены не только деликатесами, но и всевозможными забавами и электронными игрушками. Эти дети не могут назвать зверушек, изображенных на картинках. Но они знают киборга, шредера, биороботов, черепашек ниньзя. Их первой в жизни игрушкой был трансформер. Многие дети, увидев ужасы и сцены насилия на экране, пытаются защититься от них. Но они не могут этого сделать. Защита происходит на бессознательном уровне. Психика не в состоянии адекватно реагировать на слишком сильный раздражитель страха, и она "выставляет" блок: перестает реагировать на страх. Психика тупеет. Наступает, так называемое "скорбное бесчувствие". Ребенок не только перестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет способность сопереживать чужим страданиям. Эти дети не смогут нормально жить, любить, строить семью, защищать от врагов страну. Они больны. Теле- и компьютерная зависимость убила в них интерес к жизни. Они навсегда "прописались в компьютерном виртуальном зазеркалье". Мы должны понять, что детям НЕЛЬЗЯ смотреть на насилие. Им нельзя проводить по несколько часов в день у компьютера, стреляя и радуясь тому, что фигурка на экране ими убита.                                                                   

  Некоторые ученые говорят, что мы наблюдаем появление поколения людей с совершенно особой психикой. Живя в современных музыкальных, неестественно организованных ритмах, где частые удары происходят с равными интервалами, их души настраиваются реагировать на окружающий их мир сообразно заданной частотности. Из шумового фона современных городов они улавливают только то, что укладывается в известный частотный диапазон. Остальное пролетает незамеченным. Из огромного разнообразия мира они способны выделять только небольшую эмоциональную и интеллектуальную "пайку". Очень скоро людей, не способных воспринимать многообразие мира будет большинство. И они будут преобразовывать мир, делать его сообразным своему восприятию: то есть примитивным и жестоким. Все, что мешает им, будет устранено… Но уничтожать они будут не то, что расчеловечивает человека, а то, что мешает этому расчеловечиванию. Это, прежде всего, традиционная культура. Отклонение от традиционной культуры ведет к отклонению психики.  И мы это видим. Только не хотим или боимся это признать. А в нашей стране эти процессы происходят гораздо быстрее и разрушительнее, чем в Европе, поскольку у нас нет европейского иммунитета. У нас принципиально иная культурная традиция. Чтобы понять разницу мировосприятия европейца и русского, достаточно сравнить народные праздники, скажем, масленицу и холоуин. Масленицу с блинами, каруселями, песнями, смехом и весельем, заканчивающуюся сжиганием соломенного чучела, которое и отдаленно не походит на воплощение злой силы... и холоуин с вампирами с кровавыми подтеками на лицах, жуткими ведьмами, скелетами с горящими глазницами, мертвецами с вываливающимися наружу кишками и прочей жутью...

   Вспомним героев советских мультфильмов. Бравые пионеры и не менее бравые зверушки не только побеждали злодеев и всяких неприятных личностей, но и переделывали их. Противной старушке Шапокляк захотелось иметь друзей, злых сестер не только наказывали, но и прощали, потому что они раскаивались в своих злых делах. Зло при встрече с добром всегда проигрывало. И это было законом, при котором было легко жить. Этот закон усваивали дети. Они воспитывались на героических и романтических примерах. Детский кинематограф воспитывал, образовывал и даже выполнял психотерапевтическую функцию. Он снимал стрессы. Ласковые интонации успокаивали. Это была настоящая лечебница...                          

    А теперь детское кино приводит ко всеобщей инвалидизации. В этом можно убедиться, посмотрев на то, что и как рисуют современные дети. Педагог-психолог предлагает детям поиграть в телепередачу: представить, что чистый лист бумаги - это телевизор и его нужно заполнить любыми рисунками. 95% детей заполняют экран мортальными образами - образами смерти: дерущимися скелетами, трупами, черепами, костями, уродами с диспропорциональными частями тела. Краски используются только черные, красные и грязно-коричневые. Когда детям предлагают придумать игру с двадцатью фигурками, все участники до единого устраивают перепалку, в результате которой все оказываются убитыми. Почти в половине случаев "последний герой" пускает себе пулю в лоб. — Дима, а зачем же он себя убивает? Ведь он всех победил — спрашивает педагог.              — А на земле не должно быть жизни — отвечает семилетний мальчик.                               

    Его сосед на предложение нарисовать живое существо, рисует страшный черный танк. Педагог долго расспрашивает, почему он его нарисовал. И ребенок отвечает, что ничего иного не может представить. Их сверстница на просьбу нарисовать себя, рисует ангела с золотыми волосами, потом с минуту сидит неподвижно и начинает рисовать над этим ангелом страшную ведьму. И тут же дает объяснение: "Вот такой я должна быть, но буду, как эта ведьма".                                                                                                            Двадцать лет назад при той же установке — нарисовать телепередачу - дети рисовали в основном пап, мам, зверушек, пейзажи. Многие мальчишки рисовали батальные сцены. Но при этом использовали все цвета. И "наши" всегда были победителями. Мальчишки рисовали себя могучими героями, а девочки — румяными красавицами в платьях всех цветов радуги.     Сейчас дети изображают себя очень маленькими и непременно серым цветом. Это говорит о большой тревоге и желании никак не проявляться... И главное — детские рисунки свидетельствуют о тотальной победе сил смерти над жизнью.                 Как выразился один известный ученый: "Современные дети живут под воздействием информационно-поражающего фактора боевого значения". Выдержать его в состоянии очень немногие. Это приводит к информационным неврозам, шизоидной интоксикации. Сверхнагрузки на детскую психику имеют тяжелые аномальные последствия... Ребенок, проводящий долгое время в виртуальном мире, сталкиваясь с реальным миром, неизбежно входит с ним в конфликт. Этот мир не соответствует той модели, которая уже вложена в его подсознание. Он должен быть изменен или уничтожен. Если не получается ни то, ни другое, тогда нужно покончить с собой. Иных вариантов решений создавшегося конфликта для таких детей не существует. Есть запасной выход — уйти из этого мира, но не совсем. А это — наркомания. Наркотическое опьянение снимает напряжение необходимости совершать поступки и делать выбор.                                                                                               

Судя по западным публикациям, американская и европейская телеэлита не позволяет своим отпрыскам смотреть то, что они производят. Пребывание у телевизоров они предельно ограничивают очень спокойными и приличными передачами. Нам нужно последовать их примеру. Они-то знают, что делают. Как никак - профессионалы. Телевизоры ломать не нужно, а изменить то, что по ним показывают, давно пора. И в первую очередь изменить то, чем мы кормим через телевизор своих детей. А это вполне реально. Когда нам говорят, что производство хороших мультфильмов дорого, а денег для этого нет, поэтому мы покупаем низкосортные, но дешевые иностранные поделки, мы должны понимать, что это лукавые отговорки. Нельзя ребенку давать вместо погремушки острый кинжал по причине того, что погремушек не оказалось в продаже. Тем, кто поставляет и прокатывает на отечественном телевидении фильмы со сценами жестокости, насилия и разврата, нужно знать, что если чума приходит в один дом и ее не остановить, то вскоре вымрет весь город. То, что происходит с соседским ребенком, может завтра произойти с твоим. Нужно придерживаться главного принципа - не навреди. Если какой-нибудь фильм представляет опасность для нравственности или для психики, его нельзя приобретать и показывать, даже если его отдают бесплатно.

Еще в античности философы говорили о том, что человек - это микрокосм. Поэтому, будучи связан с мирозданием в целом, человек должен органически вписываться в картину мироздания. Если мы вырвем человека из его естественного мира, мы превратим его в мутанта, в раба техники. Человек разучится чувствовать Божий мир, мир естественный, природный, который еще не успела испохабить рука потребителя. Человек техногенного общества оторвется от всяких корней, связывающих его с мирозданием, разучится чувствовать свою связь с целым и понимать то, что он только частичка в этом целом организме вселенной, - зато превратится в робота с человеческим обличием.

Боюсь, что американская сказка про Терминатора - не совсем сказка. Я вовсе не являюсь противником прогресса, но прогресс должен служить человеку, а не наоборот. Любая вещь, которая становится самоцелью, кумиром и идолом, становится и носителем зла. Если компьютерная техника служит мне и окружающему меня миру - это прекрасно. Но если я и окружающий меня мир начнем преклоняться перед техникой - это настоящее рабство!

Статью подготовил диакон Казанского собора Виталий Каменюк.

по материалам сайта www.zavet.ru.






Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ