ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


№ 4 Апрель 2007 г.

ПАСХАЛЬНОЕ
ПОСЛАНИЕ

Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II
Архипастырям, пастырям, монашествующим
И всем верным чадам Русской Православной Церкви
2007

Снизшел ecu в преисподняя земли
и сокрушил ecu вереи вечныя,
содержащыя связанныя, Христе,
и тридневен, яко от кита Иона,
воскресл ecu от гроба.
Ирмос б-й песни Пасхального канона

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Эти торжествующие, полные ликования слова обращаю ныне к каждому из вас, Преосвященные собратья архипастыри, всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне нашей Святой Православной Церкви.
Пасха Христова вновь пришла в наши храмы и жилища, в наши города и веси, в наши приходские общины и монашеские обители, в наши души и сердца и озарила нас Светом невечерним, Светом Царства Божия, Светом ликующей пасхальной радости.
Искупительная Жертва Господа нашего Иисуса Христа, Его Светлое Воскресение принесли человечеству невиданную прежде свободу - свободу от греха и погибели. Но обретает эту свободу только тот, кто вверяет себя Христу Спасителю, принимает Его как «путь и истину и жизнь» (Ин. 14, 6), по слову Евангелия: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31-32). Истина эта - Воскресший Господь наш Иисус Христос, разрушивший крепость ада и смерти, дарующий нам свободу избрать Жизнь Вечную. В Огласительном слове на Пасху, которое в этот светлый праздник читается в каждом нашем храме, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Никто не страшись смерти, ибо от нее свободила всех нас смерть нашего Спасителя».
Будем же вместе со Святой Матерью Церковью воспевать победу Спасителя над смертью, будем ликовать, радуясь дарованному искуплению, постараемся разделить наше торжество с теми, кто еще пребывает в рабстве греху, дабы и их привести к освобождению во Христе и к Жизни Вечной. Будем блюсти «закон совершенный, закон свободы» (Иак. 1, 25) и научать ему ближних и дальних, помня, что хранение этого закона в сердце и исполнение его дает человеку возможность непостыдно предстать перед лицем Праведного Судии.
Много рядом с нами людей, считающих, что свободу приносят деньги или власть, сила или здоровье, вседозволенность или безнравственность. Поклоняясь этим идолам века сего, соревнуясь в гордыне и эгоизме, они до времени не замечают, как все глубже и глубже погружаются в рабство -в рабство себялюбия, порока и страстей. Благо тем, кто приходит в храм Божий и здесь познаёт, что есть истинная свобода и как стать на путь совершенствования. Благо тем, кто ради обретения этой свободы неленостно трудится над своим спасением, сохраняя верность Христу среди всех невзгод и печалей века сего.
Церковь наша неуклонно идет по пути возрождения. В обществе, где еще совсем недавно отрекались от Бога, а затем немало сил положили в погоне за ложными благами мира сего, ныне умножается число людей, которые стараются жить как православные христиане. Но чтобы совершенная радость, радость о Христе Воскресшем год от года возрастала в сердцах наших соотечественников, нам самим предстоит возрастать в добродетели и призывать к этому наших ближних.
Господь по великой и неизреченной Своей милости благословляет наши усилия по созиданию приходских и монашеских общин. Во всех сферах жизни нашего общества: в экономике, в политике, в семье - укрепляется понимание необходимости строить жизнь на основах христианской нравственности. Но потрудиться нужно еще очень и очень много! Особо следует заботиться об укреплении семьи, дабы сделать ее крепкой и гармоничной, способной к воспитанию новых поколений в правде и чести, Духе и Истине. Если наши семьи воистину станут «малыми церквами», сильными единой верой, полными взаимной любви мужей и жен, родителей и детей, - наши народы забудут о моральном кризисе и о многих бедах, этим кризисом порождаемых.
Везде - и в храме, и дома, и там, где мы совершаем наш трудовой подвиг, - повсюду, куда Господь нас направляет, мы должны быть свидетелями Христа Распятого и Воскресшего, просвещать мир светом духовной радости, разума, мира, свободы. В этом наше посланничество миру, где еще много страданий, безверия, вражды, несправедливости, порока и неправды. Будем же побеждать их Светом Христовым и силой Его благодати! Исполним апостольский завет: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). И будем помнить всегда, что сказал Господь Своим ученикам, являясь им по Воскресении: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19-20).
От всего сердца поздравляю вас, возлюбленные архипастыри, отцы, братья и сестры, с праздником Светлого Христова Воскресения! Шлю пасхальные приветствия всем православным христианам, сущим «от конец даже до конец вселенныя». Спешу разделить радость Святой Пасхи с каждым, кто исповедует Христа Воскресшего, и со всеми людьми, жить среди которых судил нам Господь. Радость, мир, благодатную помощь Свою в добрых делах да дарует всем вам, дорогие мои, Восставший из гроба Спаситель мира!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова
2007 года Москва


ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
Высокопреосвященнейшего Антония
Архиепископа Красноярского и Енисейского
Всечестной пастве
Красноярской, Таймырской, Эвенкийской
2007

«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!»
(Пс. 67, 2)
«Умер Он, и ожили мы. Смерть Его есть жизнь наша»
(Святитель Тихон Задонский)

Дорогие и возлюбленные о Господе мои сослужители у Святого Престола Божия, все иноки и инокини наших святых обителей, представители Красноярской власти, славное казачество, воины, кадеты, воспитанники и воспитанницы гимназий, студенты, учащие и учащиеся школ, все дорогие братья и сестры нашей необъятной Сибири!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Всегда, когда мы в светлый праздник святой Пасхи слышим это обращение к нам, мы взаимно из глубины сердца отвечаем на него: «Воистину Воскресе!»
При этих словах и сердце, и душа наполняются неизъяснимой радостью и ликованием: радостью - о Воскресении из мертвых Христа Спасителя, ликованием - о совоскресении и даровании нам этим событием вечной жизни со Христом!
Как небо отстоит от земли, так и Рай - от ада. Единственное, что им одинаково свойственно, это то, что и там, и там - жизнь вечная.
Святое Евангелие раскрывает нам, что ни одно из мирозданий, нами видимых, не стоит одной человеческой души, потому что они - временны, как и наше физическое тело, а душа - вечная, ибо по замыслу Творца она - богоподобна (Быт. 1, 26, 27; 2, 7). Из-за диавольского обольщения человек лишил себя Рая. Он стал зависимым от своего искусителя, зависимым от времени, он познал смерть физическую, но не лишился души своей, по слову: «Жив Бог и жива душа твоя» (1 Царств. 20, 3). Он попал в тенеты адовы - удел сатаны, но не лишился надежды возврата в первозданное ни с чем несравнимое блаженство. Если бы и капля этого ощущения блаженства райского упала бы в ад, то там наступил бы Рай, что показывает, насколько велика разница между этими двумя состояниями! Совершенно поэтому очевидно, что творческий потенциал, заложенный Богом в душу человека, но скованный временно диаволом - бесконечен и безпределен по свойству вечной души человеческой. Тело, взятое от земли, возвратится в землю, откуда оно взято (Быт. 2, 7), душа же человека каждая предстанет перед своим Создателем в свой час. По Милости Божией дана нам кратковременная, в сравнении с вечностью эта жизнь на земле, чтобы мы сами определили своё отношение к добру и злу, то есть, быть ли нам в союзе с Богом, или в союзе с диаволом окончательно и навечно.
Всемогущ Бог в своей власти, но всемогущ и человек в своей свободе, и как не может человек спастись без Благодати Божией, дабы быть с Богом, так и Бог не может спасти человека без свободной воли человека. Правители земные подчиняют себе народы силой воинов и оружия. Всемогущий же Бог не подчиняет, а призывает к Себе народы, и не всемогущей силой подчинения, имея легионы Ангелов своих (Мф. 26, 53) или огнём с неба, но жертвенной любовью. Он добровольно явил себя Агнцем, распятым за грехи наши (Ио. 1, 29), дабы были отверсты нам врата Рая. Сам Бог сошёл на землю, принял образ младенца и человека, как мы, кроме греха, на кресте искупил нас для Царства Небесного, Воскрес, вывел из ада томившихся там в ожидании Его, Вознёсся на небо, пребывая с нами Благодатию Своею в Его святой соборной и Апостольской Церкви, о которой Им же сказано: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18).
Природа человека, познавшая грех, должны бы была погибнуть окончательно и бесповоротно, но с искуплением в ней греха - Богом, она вернула себе и свободу, и Рай. И пока имеет место временная наша жизнь на земле, будет иметь в ней место и святая Православная изначально эта Церковь Христова! Устами своего великого святителя Иоанна Златоуста, она раскрывает всё значение и силу Воскресения Христова в следующих восклицаниях: «Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?» (1Кор. 15, 55). Воскрес Христос - и ты низвергнут; воскрес Христос - и пали демоны; воскрес Христос - радуются Ангелы; воскрес Христос - и жизнь утверждается!» Наверное трудно найти более гармоничного сочетания слов для выражения пасхальной радости, чем эти!
«Весь Мир во зле лежит» (1Ио. 5, 19), но с Воскресением Христа отверсты спасительные врата Рая, чтобы принять души тех, для кого желанна Церковь Христова и Пасхальная Трапеза в Ней! Пасха есть установление Божественной Литургии, за которой еще на земле нам предлагается пища неба. Сам Христос - эта небесная пища! «Приимите, ядите; сие есть Тело Моё ... сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14, 23, 24), говорит нам с вами Господь за Божественным сим служением. Святой Иоанн Кронштадтский в святом восторге называл Божественную Литургию «Небом на земле». Святой Апостол Павел указывает, что в лице Воскресшего Христа мы имеем «Первосвященника великого; прошедшего небеса» ради нас, ибо, - как говорит он, - «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою во искупление многих» (Мф. 20, 28). Эти «многие» - те, кто составляет единое Тело Христово в единой же Церкви - вечной и неделимой. Церковь всех, кто принял святое Крещение во Христа и от единой Чаши принимают Святое Причастие.
Воскресение Христово и установление Им Новозаветной Церкви есть то, о чем только могли мечтать во времена ветхозаветные. И если то древнее время было только ожиданием Христа и Мессии, то с явлением Христа решительно исполнились о Нём все ветхозаветные пророчества. Изведением из ада праведников ветхозаветных при сошествии Спасителя во ад исполнились слова Его, сказанные ученикам: «Истинно говорю вам, что многие пророки, и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13, 17). Пасха Христова имеет воистину всемирное значение, ибо, как мы видим, она объемлет решительно всех на земле живших и живущих, как Церкви Ветхозаветной, так и Новозаветной, от первого Адама и до последнего из людей, кого застанет на земле Второе и славное Его Пришествие.
Спасительным причащением святыми Тайнами Христовыми мы и предохраняем и избавляем безсмертную душу свою от окружающего нас в жизни всякого диавольского обольщения и непотребства: от ненависти и противостояний, от культивируемых на телевидении бывающих от распутства и пьянства грабежей, убийств, и насилий, от войн и катастроф в мире, где диавол правит свой бал, подчиняя постепенно себе, как кажется, «всё и вся», чуть не каждого - в личной жизни, и общество - в целом. Однако не унывать нас с вами по этому поводу призывает Воскресший Господь, а укрепляться более и более в вере нашей, благодаря чему мир и благополучие с Божией помощью восстанавливаются. Поэтому, как говорит нам святой Апостол Павел: «Будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4, 14-16). Что касается приведенных слов Священного Евангелия об «исповедании нашем», то совершенно ясно, что речь идет о вере в Бога изначально православной, так как ни в Ветхом Завете, ни в преемнике его - Новом, Бог не давал и намёка на множественность религий, а всегда речь шла об одной - Истинной, одним Первосвященником, а не многими - основанной.
Всякая вера, из источников мутных почерпаемая, не спасительна, ибо «не может сострадать нам в немощах наших», не имея в себе ни «Престола благодати», ни силы исцелять грехи наши. Только Христос искушённый «во всём, кроме греха», то есть претерпевший страданиями Своими все грехи наши, имеет эту силу в Православной Божественной Литургии, чтобы и оправдать нас, и возвести в первозданное достоинство! Внимательно вникая в приведенные выше слова святого Апостола Христова о первосвященниках ложных, вывод сам напрашивается о тщетности для спасения вер из мутных источников (Иер. 2, 13). «Един Господь, едина вера», и един - Первосвященник - Христос, ибо никто другой, как только Он отверзает нам крестными муками Своими двери Рая. Всякое многоверие, ныне повсюду, к сожалению, распространяемое у нас, точно отвечает предостережению святого Апостола Павла. «Ибо будет время, -пишет он, - когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим. 4, 3-4).
Приведённые здесь слова Священного Писания, как никогда, сегодня своевременны, после 70-летия у нас безверия и всякого суеверия. Увы, немногие задумываются сейчас о состоянии своей безсмертной души, о правильном воспитании детей, о будущем России, но Бог всё видит, ибо по слову Апостола «нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт» (Евр. 4, 13).
Из проверенных опытом истории времён известно, что долготерпение Божие иногда кончается, и тогда даже самые усердные молитвы и обращения к Нему уже не остановят бедствий, Им попущенных. Упаси нас Бог от этого! Будем помнить, дорогие, что спасение наше не без нас совершается, и что молитве нашей должны сопутствовать и добрые дела. «Когда ты даешь, даришь, тратишь, расточаешь на свои прихоти, на идолов своих страстей, на пиршества, на игры, что еще хуже, на удовлетворение неутомимого сребролюбия, на угождения блуднице и прелюбодейке, то ты даешь, куда не следует, ибо даришь их диаволу, - говорят святые, - а когда даешь на святилище, то есть на устроение церкви, на обновление монастыря, на сосуды церковные, на священные облачения иереев, когда даешь на прокормление бедному, на пропитание сироты, - ты даешь куда следует, ибо приносишь это в дар истинному Богу». Следствие же доброты человека во всех случаях оборачивается ему во благо: чем больше даешь, тем больше умножается то, что даешь, ибо «доброхотного дателя любит Бог» (2Кор. 9, 7). Так говорит Священное Писание, Сам Господь.
В заключение послания сего хочу пожелать, чтобы с возрождением веры нашей в сердцах наших, мы возрождали бы и добрые наши традиции во взаимоуважении, в помощи друг другу, вблаготворительности, в святой обязанности доброго воспитания детей, в милосердии, в заботе о ближних своих, которым является каждый, кто в нас нуждается, живя сами в целомудрии и чистоте.
Праздник Пасхи Христовой да укрепит нас духовно к светлой, чистой и доброй жизни! Воскресением в сердцах наших веры во Христа в единодушии и верности Православию, будем крепить святое наше Отечество, ныне возрождающееся верой своей к утверждению и былой славе. Да будут слова Пасхальной Радости, от чистого сердца нами ныне произносимые, ручательством этого утверждения и воскресения России:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Поздравляю всех Вас со светлым Христовым Воскресением и желаю Вам премногой Пасхальной Радости!
С любовью о Господе Воскресшем - Архиепископ Красноярский и Енисейский

АНТОНИЙ

Св. Пасха Христова 2007 г.
г.Красноярск


7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы

"Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою" Благовещение - это восход Солнца правды, пробуждение после ночи греха, праздник соединения Бога с человеком. В этом празднике - любовь Божественная и человеческая, которая "всё переносит, всего надеется, всему верит" (1 Кор. 13, 7), потому что она раньше всего. Полнота любви - щедрость нашего праздника, открытость его всем людям. В нём уничтожение до конца всего, что стремилось эту любовь не допустить.
Всякое слово о празднике кажется невероятно наивным. Но не о празднике возвещает сегодня Церковь, а предлагает сам праздник. Иными словами - не учение о любви, но любовь. Тайна творения, и чудо Благовещения, и дар Креста Христова соединяются в одном, всё навеки определяющем слове "да будет": "Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему", - говорит в ответ на благовестие архангела Гавриила Пресвятая Дева (Лк. 1, 38). Она произносит эти слова, и Бог наполняет их Своей Божественной благодатною силой.
Она касается высоты и глубины, которых до сих пор никто не касался, которые до сих пор не были известны никому из великих святых во всём роде человеческом. И то, что открывается Ей, превосходит всё, что Она знала о Боге. И превосходит даже то, что Она может знать о Нём сейчас. Она молится Ему, и Её "да будет" тотчас же, в то же самое мгновение принимается Богом. Даром Духа Святого и крепостью всех Её добродетелей, которые запечатлены этими словами "да будет", открывается новое для всех людей, новое совершается с Пречистой Девой Марией, с Её душою и телом. И для всего рода человеческого открывается новизна той жизни, которая есть у Бога. Исполняется воля Божия на земле относительно всех людей.
"Се, Раба Господня". Этими словами Пресвятая Дева объемлет весь мир. Она произносит их от лица всех, кто готов поверить, от лица всей Церкви. Её смирение таково, что все верующие в Бога уподобляются Ей. В самом деле, хотя Она избранная Богом, Та, Которой ангел явился, но и все мы рабы Господни.
Она "благословенна в женах", исполнена благодати. Она должным образом отвечает на эту благодать, но, как простая раба Господня, предпочитает отступить в безвестность. Будучи Личностью, избранною более всех, Она не может не быть со всеми. Пресвятая Дева знает, что Её избрание - ради самого высокого личного рождения, но, отдавая Себя Богу и людям, Она даёт место всякому, кто хочет войти в это служение.
Так непостижимо Её смирение, что как будто нет никакой разницы между Её новым послушанием Богу и продолжением того послушания, которое Она исполняла до сих пор. Это научение всем желающим идти подлинно духовным путём. Хотя небесный мир ангелов уже был Ей знаком, так что архангел Гавриил явился Ей почти как друг, тем не менее, Она как простая верующая, не ждала ни ангела, ни видения. И потому мы предстоим сейчас там, где всё разделение, все границы упразднены, где всему роду человеческому предлагается спасение. Где Она - Матерь Божия и где Она, обручённая Иосифу, где Она не делает никакой разницы между Собою и другими верующими и где границы между небом и землёй уже не существует.

Протоиерей Александр Шаргунов


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Пасха Христова, Светлое Христово Воскресение — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как Крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
8 апреля - Светлое Христово Воскресение! Пасха
Известно, что всем, приходившим к нему, в любое время года, преподобный Серафим с сияющей улыбкой на лице говорил: "Христос Воскресе, радость моя!". Чем выше твой личный подвиг, тем больше твоя пасхальная радость. У святых она - круглый год, и озаряет своим светом всю нашу грешную землю.
На Руси было и есть много святых, потому и пасхальной радости у нас больше, чем в других странах. Кто путешествовал, пусть вспомнит, где ещё так, как в России, радуются на Пасху? Даже в православной Греции (кроме Афона) эта радость на Светлой седмице едва различимая. Ведь остальной мир о Пасхе почти забыл, словно ослеп, - Христос Воскрес! - А у них на Западе всё тот же озабоченно-деловой взгляд и приклеенная вежливая улыбка на лице. Они не понимают, не чувствуют, что Воскресение Христово - это победа над адом и смертью. Это то, что даёт смысл жизни каждому человеку.
У нас в России даже во времена хрущёвских гонений на Церковь (вспоминаю своё детство) была разлита по всем городам и весям эта радость.
Как много это значит, - услышать: "Христос Воскресе!" и испытать незабываемую, Богом данную, пасхальную радость: "Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное... Ныне вся исполнишася света, Небо же и Земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Нем же утверждается."
То есть в этот день светло радуются не только Небо, Земля и всё живущее на ней: люди, звери, леса, поля, горы, но даже во аде, в преисподней находящимся Бог даёт радость. А если в твоей душе и на Пасху серые будни, значит ты слишком зарылся в суету земной жизни и даже в храм, к Богу, ходишь только за тем, чтобы вымолить у Него радости земные. Вот в преисподней знают, как мало они значат, куда ведут. И там каждый грешник чувствует пасхальную радость.
Состояние души в этот день, степень твоей радости о Христе Воскресшем, покажут тебе, к чему ты ближе - к Небу или к Земле, ко Христу или ко всяческой суете, к детскому незлобию или разнузданности страстей. Насильно пасхальную радость взять нельзя, ни за какие деньги её не купишь. Эту радость или даст Бог, или нет. Кому захочет, тому и даст. А если ты не получил её, то смирись и вспомни, каким был в детстве: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18, 3). У каждого пока есть время стать простым и незлобивым, как дитя, и войти в радость Господа Своего ещё при этой жизни. Эта радость залог того, что и в Жизни Вечной ты будешь в Царствии Небесном, а не в преисподней. Будешь во свете, а не во тьме.
Истина Воскресения Христова засвидетельствована историей всего человечества, о ней говорит нам всё творение Божие, все значимые события, происходящие в мире.
И проповедь Евангелия, совершаемая ныне по всей земле, свидетельствует о том, что Христос воистину Воскрес "и дарова нам велию милость" (Пасхальный канон).
Что есть человек без веры? Истинная вера требует мужества, требует от всех верующих в Воскресение Христово, чтобы они не разменивались на мелочи, на временное, на пустое, но шли за Истиной и Истину своей жизнью утверждали. Да, конечно, все мы в разной степени духовны, потому не каждый во всех обстоятельствах может стоять твёрдо. Случаются и падения. Но христианин обязан встать и идти дальше. Ведь это о каждом из нас Господь сказал: "Вы - соль земли" (Мф. 5, 13). А это значит, что нами будет сохраняться земля от разложения, доколе мы несём в мир свет Христов и ни за какие земные блага не продаём свою совесть.
Идти за Воскресшим Христом - это труд, это подвиг. И телесный, и, конечно, прежде всего, духовный. Потому во все времена, а в наше время особенно, многие уходили с этого тесного пути, соблазнялись желанием жить полегче, попроще. Но, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), сходя со креста, остаёшься без Христа.
Все апостолы пострадали, чтобы передать нам Евангелие, благую весть о Воскресении Христовом. И это есть главное свидетельство об Истине - исповедничество её, мученичество за неё.
Надо и нам стараться хоть в какой-то мере быть свидетелями об истине самой жизнью своей. И тогда Господь помилует нас.
Христос Воскресе!


ПРАЗДНИК ПАСХИ,СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.

Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление».
Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.
Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.
Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: "Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором.
Затем священнослужители возглашают стихи древнего пророчества св. Царя Давида: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...", а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: "Христос воскресе из мертвых..." Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма; они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы и апостолы, входит в церковь, залитую светом возженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостною песнью: "Христос воскресе из мертвых!.." Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит преимущественно из пения канона, составленного св. Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным "Христос воскресе из мертвых!". Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом радостно приветствуют всех словами: "Христос воскресе!" На что верующие отвечают: "Воистину воскресе!" Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа ученикам Своим по воскресении.
При конце утрени, после пения: "друг друга обимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением", все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: "Христос воскресе!" и отвечая: "Воистину воскресе!". Это приветствие они запечатлевают целованием и дарением пасхальных яиц, которые служат знаменательным символом восстания из гроба, - воскресения жизни в самых недрах его, силою всемогущества Божия. Затем читается слово Иоанна Златоуста, начинающееся словами: "Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества..." Св. Иоанн Златоуст призывает возрадоваться всех: "Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь..."
"Никто же да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никто же да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть..."
И, наконец, он торжественно возглашает вечную победу Христову над смертью и адом: "Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе (ибо теперь смерть не есть уничтожение, а только временное состояние): Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь".
После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова (начинающееся словами: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово...), в котором изображается божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что всем народам на земле "изыде вещание" о Господе.
Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб, - Артос, который в Светлую Субботу после Литургии раздается верующим, как пасхальное благословение.
После пасхальной Литургии (иногда между Заутреней и Литургией), совершается освящение куличей, пасох, яиц и мяса, для пасхальной трапезы верующих.
В следующие дни Пасхи, после Литургии, при колокольном звоне, бывают крестные ходы около церкви, в которых, как победный трофей, носится крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.
Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 29 гл. 19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу. Отпуст говорит с крестом.
Всю Светлую Пасхальную Неделю звонят во все колокола.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника св. Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
В первый вторник после пасхальной недели св. Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется "Радоницей". После Литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих ближних родных. Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.


Пасхальные рецепты

Кулич пасхальный

• Необходимые продукты:
1. мука пшеничная - 12 стаканов
2. молоко парное - 3 стакана
3. дрожжи - 50 г
4. сахар - 2 стакана
5. яйцо - 7 шт.
6. масло сливочное - 1/2 стакана
7. изюм - 1/2 стакана
8. соль

Способ приготовления:

Разведите дрожжи в молоке, добавьте половину нормы муки и поставьте опару в теплое место. 5 яичных желтков разотрите с сахаром и солью. Когда опара подойдет, положите в нее желтки, вбейте 2 целых яйца, влейте растопленное масло, всыпьте оставшуюся муку и замесите негустое тесто. Тесто вымесите, всыпьте в него изюм и оставьте на ночь для брожения. Утром выбейте тесто еще раз и дайте постоять, затем уложите в формы, дайте подняться и выпекайте.
Остывший кулич оформите взбитым яичным белком с сахаром.

Пасха царская

• Необходимые продукты:
1. творог - 1 кг
2. яйцо - 5 шт.
3. масло сливочное - 200 г
4. сметана - 2 стакана
5. сахар - 1 стакан
6. миндаль - 100 г
7. изюм - 2 стакана
8. ванильный сахар - 1 ч. ложка

Способ приготовления:

Творог протрите через сито, добавьте яйца, масло и сметану. Поставьте на слабый огонь и, постоянно помешивая, доведите до кипения. Снимите с огня, поставьте на лед и перемешивайте, пока масса не остынет. Затем положите сахар, рубленый миндаль, промытый изюм, ванильный сахар.
Все хорошо перемешайте, переложите в форму, выложенную изнутри тканью, и поставьте под гнет, чтобы удалить сыворотку.

Разноцветные пасхальные яйца

Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному.
Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.
Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет.
А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.
Драпаники
Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.
Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Крапанки
Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.
Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.
Писанки
Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки - настоящие произведения народного творчества.
Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым - крестильная сорочка писанки.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.
В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ