ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


 

№ 2 Февраль 2007 г.

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ

Память всех, пострадавших за веру в ХХ веке, Русская Православная Церковь  в этом году отмечает 11 февраля. В этот же день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов. 
Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев- единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Прославление в лике святых сонма Новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
Конечно, подвиг мученичества имел место во все времена существования христианства, однако православное мученичество в послереволюционной России по своим масштабам напоминает собственно мученический период ранней христианской истории. За относительно короткое время, смерти и мучениям подверглись сотни тысяч, миллионы верующих.
Очень характерен описанный в литературе случай, когда духовенство одной из епархий было выстроено комиссарами в шеренги, и каждому из священнослужителей, по очереди, приставляя к голове наган, задавали один и тот же вопрос: «Так есть Бог или нет?». После того, как следовал положительный ответ, раздавался выстрел, и кровь из простреленной головы обрызгивала близ стоящих, ожидающих своей очереди. Среди этих священников, возможно, были разные по степени благочестия люди, но никто из них не отрекся от Господа.
Первым русским новомучеником стал митрополит Владимир (Богоявленский), которого в церковной среде прозвали «всероссийским», поскольку он поочередно занимал все главные кафедры Русской Церкви – Московскую, Петербуржскую и Киевскую. Митрополит Владимир, прибыв в Киев, ответил резким отказом на притязания украинских националистов – сторонников автокефалии, заявив, что Русская Церковь неделима.
Митрополита вывели за монастырские стены и расстреляли. Во время казни митрополит Владимир молился за своих мучителей и сам благословил свой расстрел.
Происшествие в Киеве – расстрел митрополита Владимира, стало предвозвещением грядущего страдания Руси и верных чад Церкви – начиная с Царя и заканчивая крестьянином.
Среди пострадавших за веру в ХХ веке - святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя  (1925), святые Царственные Страстотерпцы, священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937), священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918), священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937), ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937), преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918), а также священномученики земли АчинскойЕвфимий Горячев (1937), Трофим Кузнецов (1919), Владимир Фокин (1919), Михаил Каргополов (1919), и целый сонм святых явленных и неявленных.

  «…В большинстве приходов Ачинского уезда ещё в первой половине 1918 года жители горой вставали на защиту своих святынь от осквернения и глумления. Создавали дружины для защиты храмов, укрывали у себя священников. Разгоралась Гражданская война.
  Одни уходили партизанить по идейным соображениям с верой в построение бесклассового общества. Другие сбивались в банды, делали  налёты на крестьянские обозы, захватывали и грабили  деревни. Начались расправы над служителями Церкви.
Первым принял смерть священник Ново-Еловского прихода Владимир Фокин. Он был истинным пастырем и сердечным, отзывчивым человеком, почему и пользовался большим уважением среди своих прихожан и всех, знав­ших его. 24 января 1919 года он был захвачен отрядом Щетинкина и расстрелян в полутора километ­рах от деревни Лодочная. На теле его, кроме огнестрельных ран, оказалось три штыковых. Ввиду того, что места эти были захвачены большевиками, тело священника было вывезено ночью из села Ново-Еловского и перевезено в город Ачинск, где и состоялось отпевание. Священник был погребен рядом с ачинской Казанской церковью. В погребении, кроме духовенства, участвовало почти все население города.
   Немного позднее был убит священник ачинского благочиния Михаил Каргополов, бывший до принятия сана офицером казачьих войск. Он был арестован 31 января. На передней подводе ехали арестовавшие его красно­армейцы, на задней — священник. Отъехав немногим более километра за село, красноармейцы остановили подводы, вытащили священника из саней, сняли с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда они попытались силой вырвать из рук священника крест, но безуспешно. Сжимая в руках крест, священник молился: "Не ведают, что творят!" Один из палачей выстрелил в упор в голову, отец Михаил упал, и они стали стрелять в него, выпустив зарядов двадцать. 17 марта в Благовещенской церкви города Красноярска было совершено отпевание, возглавленное архиепископом в сослужении духовенства. Тело пастыря-мученика было погребено рядом с Благовещенской церковью.
    В тех же местах, неподалеку от села Бирилюссы, служил священник Трофим Кузнецов. Однажды в январе в село въехал отряд красных; расспросив, где дом священника, красноармейцы направились прямо к нему; вошли в горницу и, ничего не объясняя, приказали: «Ну, отец, давай собирайся. Пошли». Священник оделся, они усадили его в телегу и увезли из села. Наутро выяснилось, что палачи привезли о. Трофима на кладбище, привязали к берёзе, и затем каждый выстрелил в него…»
  (Из книги «175 лет Казанскому собору»)

Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

Тропарь Новомученикам и Исповедникам Российским

Днесь радостно ликует Церковь Русская, / яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныя христианы, / во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века.

Сретение Господне
(Празднуется 15 (2) февраля)

В этот праздник Церковь вспоминает принесение Иисуса Христа Пресвятой Богородицей, по исполнении дней очищения, в храм, согласно установлениям закона данного пророку Моисею (Лев. 12). По этому закону женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пречистая Дева Мария хотя и не имела нужды в очищении, однако явилась в храм, чтобы все исполнить по закону. В храме младенец был встречен праведным старцем Симеоном, которому было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. В этот день, по внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. В священном восторге святой старец воссылает хвалу и благодарение Богу, исполнившему чаяние его сердца, и, проникнутый чувством неземного блаженства, берет в свои объятия Младенца и на закате дней своих произносит дивные слова, которые святая Церковь ежедневно повторяет во время вечернего богослужения:
"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людий: свет во откровение языком, и славу людий Твоих Израиля".
До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.
От события встречи Богомладенца праведным Симеоном получил свое название и сам праздник в Церкви православной. Событие Сретения празднуется 2 февраля по старому стилю или 15 февраля по новому стилю. Такая дата установлена потому, что этот день есть окончание так называемого 40-дневного периода очищения для женщин по закону Моисея. Появление праздника восходит к глубокой древности. Несомненно, что этот праздник в Церкви Иерусалимской был известен в IV веке. Из Иерусалима он перешел к другим Церквям в V-VI веках. В Церкви восточной начало торжественного празднования Сретения относится ко времени византийского императора Юстиниана (527-565 гг.).

       Вселенская родительская Суббота мясопустная.

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Икона Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали".
День празднования - 7 февраля

Самый древний и известный из списков иконы «Утоли моя печали» был принесен казаками в Москву в 1640 году, в царствование Михаила Феодоровича (1613—1645). Предание сохранило нам память о первом прославлении этой иконы, бывшем во второй половине семнадцатого столетия. Чудодейственная сила иконы Богородицы  «Утоли моя печали» открылась при следующих обстоятельствах.
Одна женщина знатного происхождения долгое время страдала расслаблением рук и ног. Врачи были бессильны. В сонном видении ей велено было ехать в Москву и молиться перед образом Божией Матери с надписью «Утоли моя печали». При этом ей была показана и сама икона. В указанном храме женщина не нашла этого образа и обратилась за помощью к священнику, который достал по этому случаю с колокольни все находящиеся там ветхие иконы. На одной из них действительно оказалась надпись «Утоли моя печали». Лишь образ поднесли к женщине, та воскликнула: «Она! Она!» После молебна больная почувствовала в себе столько силы, что без посторонней помощи встала на ноги и сама вышла из церкви. Страждующие со всего города стали стекаться к святыне, и сила Божия проявилась еще во многих чудотворениях. Особенно много чудес произошло во время эпидемии чумы в 1771 г .
Ныне чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в московском Николо-Кузнецком храме. Чтимые списки с иконы Божией Матери, находятся во многих храмах Москвы и других городов.
Перед иконой «Утоли моя печали» молятся о помощи в скорби, печали и в самом отчаянии, об избавлении от болезней и скорбей телесных; от греховных страстей, обуревающих сердце человека.
"Надежда всем концам земным Ты еси, Пречистая Дево Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся меня, скверного, в дерзновенном молении недостойных уст моих, и молю: угаси мой пламень греховный и ороси покаянием, иссохшее сердце мое от мрака греховного очисти, ум от лукавых помыслов, душевные и телесные язвы исцели, облегчи, Владычице, болезнь, утиши бурю злых нападений, Пречистая, отыми бремя грехов моих, Преблагая, и утоли печали мои, сокрушающие сердце. Ты бо еси возведение роду человеческому и в печалях скорая Утешительница. За толикие же Твои милости до последнего моего издыхания славословити буду имя Твое, о Благословенная! Аминь!"

Святая блаженная Ксения.

   Её имя известно всей России, хоть и жила она в Петербурге, в ХУ11 веке. Твердо хранит народная память подвижницу Божию, Христа ради юродивую Блаженную Ксению Петербургскую – ту Ксению, какой стала никем не примечательная Ксения Григорьевна Петрова, после того, как скончался сильный, здоровый и очень любимый ею муж её – Андрей Федорович. А было Ксении Григорьевне тогда всего-навсего 26 лет. Удар был таким неожиданным, что бедная женщина перенести его словно бы не смогла и многим с тех пор казалась лишенная рассудка. Она раздала всё, что имела, и избрала, пожалуй, один из самых тяжелых путей служения Господу – путь юродства. В одиночестве она шла по жизни все 45 лет после смерти мужа. А веру имела такую, при которой все возможно. И этой верой, великим своим смирением, подвигом телесной нищеты, любви к людям и молитвой стяжала дар прозорливости, о которой и по сей день ходят легенды.
  Замечали: в какой бы дом не зашла Ксения, всё в этом доме с того часа шло на лад, воцарялся в доме благодатный мир. Если заходила она в лавку, где до этого торговля шла еле-еле, и брала себе какую-нибудь ничтожную вещицу – орешек, пряник, - начиналась отличная торговля. Если кому-либо из извозчиков доводилось довезти её, целый день езда у него шла успешно. Матери знали: покачает Ксения заболевшего младенца – тот непременно выздоровеет.
    Особенно молятся  Ксении Блаженной, когда возникают проблемы в воспитании детей или когда дети болеют. Говорят, очень помогает она женщинам, страдающим от разладов в семье.
     Случаи чудесного заступничества святой происходят и в наши дни. Она являлась в снах  и наяву самым разным людям: старым и малым, верующим и неверующим, пожилым и молодым. Являлась она даже нашим солдатам в Чечне.
   Вот один из  типичных рассказов: «Тогда шёл бой в самом городе Грозный. Несколько солдат из нашей роты оказались в полуразрушенном доме. Неожиданно перед ними появилась старушка в белом платке и сказала: «Уходите отсюда мальчики!» и куда-то пропала. Не знаю почему, но мы все выскочили из дома. Через несколько минут он взорвался. Когда я вернулся домой, мне как-то попалась на глаза иконка Ксении Блаженной. И я сразу же понял: это была она…»
  А вот рассказ пенсионерки, жительницы Петербурга, Марии Федоровой:
     «Лет семь назад я поехала навестить свою приятельницу на другой конец города. Вечером, когда от неё вышла, обнаружила, что у меня нет ни одной копейки на автобус. Решила пойти пешком. Был январь, холодно, а мне и без того не здоровилось. Наконец, я почувствовала, что не могу больше идти. Вдруг я увидела на некотором расстоянии под фонарем  старенькую женщину, она стояла и манила меня рукой. У меня вдруг появились силы, и я пошла к ней. Женщина тоже двинулась. Через некоторое время мне опять стало нехорошо, я остановилась. Женщина тоже остановилась, махнула мне, и я снова легко пошла за ней, хотя не понимала, откуда она знает, куда мне нужно. Помню у Львиного мостика она, увидев, что я подотстала, опять меня подождала и снова позвала за собой. Так было несколько раз, пока мы не очутились у моего дома.  Я хотела наконец-то приблизиться к ней и спросить, кто она, но она вдруг куда-то исчезла. Я уверена: это была  Блаженная Ксения».

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Празднование этого дня установлено в Византии в 1084 году в память о прекращении споров по вопросу о том, кому из них следует отдать предпочтение. Споры, породившие среди христиан распри, были прекращены после чудесного явления всех трех митрополиту Иоанну, а день 12 февраля (30 января) стал отмечаться как общий день памяти Святителей. Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости ( 311 г ., 325 г .), запрещение жертвоприношений ( 341 г .), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их ( 353 г .) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства ( 381 г .) отдалилась от него Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле.

Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.
В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
В эту неделю святая Церковь как в чтениях из Священного Писания, так и в молитвах и песнопениях разъясняет верующим, в чем состоит истинный пост и покаяние. Она установила, между прочим, обычай, чтобы в воскресенье этой недели верующие прощали друг друга, кто чем кого обидел или согрешил, почему и день этот называется прощальным. Обычай этот Церковь установила во исполнение заповеди Христовой (Мф. 5, 23-24; 6, 14-21):
«Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой...
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ПИСЬМАХ ДУХОВНИКОВ XX ВЕКА.
ЧАСТЬ 4

ВОСПОМИНАНИЕ ПРЕЖНИХ ГРЕХОВ

                            «Но не слишком увлекайся воспоминаниями о сделанных тобою
                             проступках, чтобы не возобновились в тебе грехи твои». 
                                                                                           (Игумен Никон Воробьев)
Наше прошлое и все, что мы пережили, никогда не исчезает бесследно, и воспоминания о прежней греховной жизни часто смущают людей. Воображение и память порой приводят человека в сильное смятение, старые грехи «точно молотом ударят по голове». Когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, по словам схиигумена Иоанна (Алексеева), это «уже явно враг старается возмутить душу». Он советует не слушать его, успокоиться, не усиливать смятение, не унывать, а стараться молитвой отогнать подобные возмущающую душу мысли, помня слова, которые Дух Святый говорит через пророка Иезекииля: «если грешник обратится от грехов своих, то не помянутся ему грехи его» (Иез. 33, 16). Схиигумен Иоанн людям, которые смущаются при воспоминании о своих прежних грехах, приводит слова преподобного Марка: «Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, вредят благонадежного. Ибо, если они приносят с собой печаль, то удаляют от надежды, а, представившись без печали, влагают внутрь прежнюю скверну».
Архиепископ Иоанн (Шаховской) человеку, который сомневается, простил ли Господь исповеданные грехи, пишет, что если «они исповеданы с полной верой, то простил без сомнения». Если «мучают старые грехи», то это или полезное напоминание о своей бывшей греховности, когда мы зазнаемся в чем-либо, или так обнаруживается недостаток веры в совершившееся Божие прощение. Сомнение в прощении бывает искушением от лукавого.

ПОДВИГ СОВРЕМЕННОГО ХРИСТИАНИНА

        «Претерпи трудность подвига, в который ты введен для испытания,    чтобы принять венец от Бога и упокоиться по исходе из мира сего»
Преподобный Исаак Сирин
Игумен Никон (Воробьев) приводит мнение святителя Игнатия Брянчанинова: «Нашему времени дан особый путь спасения, соответственно состоянию всего человечества. Подвиг должен состоять в сохранении веры, безропотном терпении скорбей и искушений, в осознании своей немощи и смирении. Этот подвиг — сознавать свои грехи и бессилие, каяться в них и терпеть без ропота все, что Господь попустит — мы можем совершить, только испрашивая постоянно помощи от Господа. Нашему времени нельзя дать подвигов вследствие гордости, проникшей в каждого человека. «Видя постоянно свои недостатки, желающий может смириться. Самые скорби он тогда будет принимать как благоразумный разбойник — достойное по делам нашим приемлем».
Одному из своих духовных чад архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «Молюсь о Вас неизменно. И Ваших молитв прошу о моем убожестве и немощи. Сяду рядком с Вами и в унисон Вам запою, что и правило не исполняю, как хотелось бы, и богомыслием заниматься обстановка не позволяет. Но все стенания разбиваются о недвижимый камень веры "так надо", тако Богу изволися.
Живи не как хочется, но как Бог велит. А уж так хорошо видишь во всем этом свое бессилие, так легко возникает самоукорение, а за ним и смирение недалеко следует. И надежда одна на Милость Божию остается. А это как раз то, что и надо».
В другом своем письме он предупреждает: «Дорогая моя, в наше время никак нельзя браться за подвиг, да еще самочинно — гордыня до такой степени помрачила умы и чувства, что ничего, кроме пагубы, эти подвиги не дают».
«Явные страсти человек видит, также и вред от них, и бесы стараются все перепутать, придать особое значение переживаниям человека, усиливают одно, ослабляют другое, чтобы ввести человека в заблуждение, придать страсти особые глубокие значения. Неисчислимы их хитрости, лукавство, ложь, всевозможные приемы для обольщения и погубления человека». Развитие греха и искажение жизни происходит постепенно: помрачение ума, расслабление воли, искажение совести и растление тела. По словам отца Иоанна (Крестьянкина), требуется «много трудов и потов, чтобы восстановить хилую, больную волю. Трудитесь! Цена велика — спасение или гибель души».
Схиигумен Иоанн (Алексеев) в  своих письмах предупреждает: «Пьянства, блуда, воровства и близких к сим пороков (как таких, которых многие остерегаются и боятся) избегают; но равнодушно смотрят на пороки гораздо важнейшие,  душевные — зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол, - сребролюбие". Некоторым это, может быть, будет не понятно и не вместимо».
Он приводит слова преподобного Ефрема Сирина, который говорит, что тяжелые душевные пороки  пагубнее телесных, и это ускользает от многих разумных.

ТРУДНОСТИ МОЛИТВЕННОГО ПОДВИГА

                   «Правильности молитвы и преуспеянию в ней противодействует 
                    наше поврежденное естество и падшие ангелы»
                                                                        Святитель Игнатий Брянчанинов 
  Приведем здесь отрывки из писем схиигумена Иоанна (Алексеева) о великом духовном подвиге — молитве: «Правильно твое замечание, что "от молитвы ничего не ждать". При молитве надо себя держать в большем непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает».
Отец Иоанн всегда подчеркивал, что молитва — самый трудный подвиг, она до последнего вздоха человека сопряжена с тяжкой духовной борьбой. При этом Господь, по Своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы тот не ослабевал. Батюшка отмечал, что молитвенное домашнее правило необходимо определять, сообразуясь со временем, при этом не становясь рабом правила и избегая торопливости.
«Ты посмотрела бы, как я утром встаю, точно младенец, который только что учится ходить, потом раскачаюсь и хожу; служить затрудняюсь, причащаюсь в алтаре. Все же пока бодрюсь, ко всем службам хожу, только приходится все больше сидя слушать службу и молиться. Впрочем, св. Отцы сказали, если и сидя по нужде молишься внимательно, Господь принимает твою молитву, а если и стоя молишься, но рассеянно, Господь не внемлет такой молитве. Ибо внимание — душа молитвы».
Он приводит слова преподобного Агафона: «Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы». Схиигумен Иоанн (Алексеев) благословляет своей духовной дочери упражнения в молитве Иисусовой, но просит сохранять внимание. На работе и при людях советует иметь память Божию, умно предстоять перед Богом. Остерегает от стремления к непрестанной умно сердечной молитве, объясняя, что в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. В молитве должен быть труд, а успех зависит от благодати.
В ряде писем он замечает духовным чадам, чтобы не унывали, когда не исполнят все свое правило: «Не смущайся, не будь рабой правилу. Держи правило мытарево: "Боже, милостив буди мне грешной" и имей память Божию, это заменит все правила».
Одной своей духовной дочери, которая жаловалась на утрату молитвы, говорит, что молитва у нее раньше была мечтательной, а теперь она увидела свое состояние.
Чем больше человек приближается к Богу, тем более грешным видит себя. Схиигумен приводит слова святого Петра Дамаскина: «Если человек увидит свои грехи как песок морской, то в этом состоит здравие души».

ПОСТ

«Истинный бо и прямой пост есть воздержание от всякого зла».
 Святитель Тихон Задонский
Рассказывая о посте своей духовной дочери, схиигумен Иоанн (Алексеев), пишет, что мы должны иметь послушание Церкви, в точности выполнять, что она заповедала. Если по немощи не исполним, нужно укорить себя и каяться.
Он приводит слова, которые св. Церковь воспевает на первой неделе Великого поста: "истинный пост есть злых отчуждение, воздержания языка, ярости отложения, похотей отлучения, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный". «Потому никто не был осужден за одно употребление пищи, и если ядущие осуждаются, то это потому, что с употреблением пищи соединяется, или последует за этим предосудительное».

ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ

В первую седмицу Великого поста  в Церкви читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей стихи иеромонаха Романа, написанные на тему этого Великого канона.

КАНОН АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Пост с молитвой сердце отогреет,
Над землею колокольный звон.
Преподобне отче наш Андрее,
Горько читаю твой святой канон.

Что, душе, откуда плакать станем
О прошедших окаянных днях?
Возопий и сердцем и устами:
- Боже, помилуй, не отринь меня!

О Адаме, первый человече,
Пал в раю и плакал без конца.
Плачь, душе, и ты стоишь далече
От своего Владыки и Творца.

О душе, доколе окаянна?
Уподобясь Еве, впала в грех.
Принеси же ныне покаянье
Господу Богу и Владыке всех.

Был изгнан достойно из Эдема
За одну лишь заповедь Адам.
О, душе, с тобою будем где мы,
Все преступая многие года?

О, душе, на что твоя надежда?
Пост и плачь оружием возьми,
Облеклась в раздранные одежды,
В те, что исткал советом древний змий.

О, душе, конец уж недалече,
Воспряни, при дверех Судия.
Нам с тобою оправдаться нечем,
Что ж ты мятешься, о душе моя?!

Надо мной опять сомкнулись воды,
Жизнь проходит, как кадильный дым.
Был Иосиф братиею продан,
Ты же, душе, продалася злым.

Устрелен стрелой прелюбодейства
Пал Давид, но покаяньем встал.
Ты ж, душе, жила лукаво с детства,
Делала злое, позабыв Христа.

О, душе, душе моя, восстании,
Близ конец, и не имеешь слез.
Воззови и сердцем и устами,
Да пощадит тя Иисус Христос!

Припаду к Нескверной Голубице,
Весь в грехах к Пречистой припаду.
Не оставь, Всепетая Царице,
Зришь нашу скорбь и нашу беду.

О, Андрее, отче преблаженне,
Пастырь Критский, я тебе пою.
Да избегнут новых прегрешений
Чтущие верно память твою.

24 марта 1987 г .
Г. Печеры



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ