ГЛАВНАЯ  |  БЛАГОЧИНИЕ  |  ГИМНАЗИЯ  |  ГАЗЕТА  |  ИСТОРИЯ  |  СВ. ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ  |  БИБЛИОТЕКА  |  АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ  |  ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ  |  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Поиск
Казанский собор г. Ачинск

Храм св. Даниила Ачинского

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО:

Слушать радио


ПРАВОСЛАВНОЕ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:


 № 1 январь 200 7 г.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Патриарха Московского и Всея Руси АЛЕКСИЯ II
Архипастырям, пастырям, монашествующим И всем верным чадам
Русской Православной Церкви

Простре земля плещи своя, и приемлет приемлющаго Зиждителя, славу от ангел,
от небес же звезду; от пастырей хваление, от волхвов же дары, и от всего мира познание
.
Тропарь 3-й песни канона на повечерии Предпразднества Рождества Христова

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, боголюбивые пресвитеры и диаконы, честные иноки и инокини, подвигом добрым подвизающиеся  (2 Тим. 4, 7), и все в ограде церковной пребывающие православные христиане! «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1, 2).
   С сердечной радостью поздравляю всех вас с великим праздником – Рождеством по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
   В эти святые дни мы вновь молитвенно переживаем величайшее событие человеческой истории. В великом смирении Своем Господь пожелал прийти на землю в образе человеческом, и родился Он не в богатом дворце, не в жилище сильных мира сего, но в убогом вертепе посреди пустыни. Первыми узнали о Рождестве Христовом не цари и вельможи, но простые пастухи, которые пасли стада неподалеку от Вифлеемской пещеры. Именно к ним, простецам, были обращены ангельские слова, возвестившие миру о начале новой, христианской эры: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2. 10-11).
   Дорогие мои! Вслушаемся в ангельское благовестие: «Я возвещаю вам великую радость!» Мы часто забываем об этой вечной, нетленной радости, ибо живем в мире, пораженном грехом и смертью, в котором мы страдаем от болезней и немощей, подчас переживаем разлуку и горе, сталкиваемся с насилием и жестокостью. Но вера наша научает нас даже посреди житейской скорби хранить в сердцах своих и возвещать всем людям ту радость, которая пришла к нам Свыше и о которой в Евангелии сказано, что никто ее не отнимет у нас (Ин. 16, 22).
   Бог, пришедший к нам в образе младенца, желает, чтобы сердце наше стало пещерой и яслями, где Он почивает, а в душе вечно раздавалось ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14). Чудо и сила христианской веры в том, что эта «радость великая» даруется нам сегодня во всей полноте, так же, как и две тысячи лет назад. Мы не вспоминаем – мы празднуем Рождество Христово, потому что оно, совершившись однажды, вечно наполняет людей миром и радостью!
   Господь Иисус Христос – всегда в центре нашей жизни и нашего свидетельства миру. И Церковь наша не перестает идти путем, начетранным ей Самим Богом, проповедуя спасительное учение Христово, «да уверует мир» (Ин. 17, 21).
   Наша радость, наша вера, наша молитва, наши добрые дела – все, что должно составлять жизненный подвиг православного человека, - пусть свидетельствует о Христе ближним и дальним, пусть делает нас солью земли и светом мира (Мф. 5, 13,14), просвещающим всех, кто ищет истины, любви и чистоты.
   Возлюбленные! Прошедший год стал для нас годом благости Господней. Милостию Божией продолжилось успешное устроение церковной жизни в России и иных странах, куда простираются забота и пастырская ответственность нашей Церкви. Наш народ все больше возвращается к отеческой вере. Во многих городах и весях дети и отроки постигают знания о православной вере и культуре. Храмы наполняются прихожанами всех возрастов и родов деятельности. Миллионы людей молятся Богу, читают духовную литературу, участвуют в делах церковных. Всему этому я стал свидетелем, посетив в нынешнем году Владимирскую, Калининградскую, Нижегородскую, Санкт-Петербургскую и Саранскую епархии. Очень важным для поддержания единства чад церковных стал наш визит в Латвийскую Православную Церковь, встречи и беседы с государственными деятелями Латвии, молитвенное общение с православным народом.
  Видимым знаком благоволения Божия к нашей Церкви стало принесение в ее пределы десницы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Многие чада церковные получили благословение от руки, некогда возложенной на главу Спасителя при Его Крещении. Нашу страну посетили и великие святыни, хранящиеся на Святой Горе Афон, - честная рука святой равноапостольной Марии Магдалины, частицы Животворящего Креста Господня и мощей святого мученика Кириака. Множество верующих, поклонившихся этим святыням, получили от них помощь и утешение.
   Важной вехой церковной жизни стало празднование в прошедшем году 300-летия Успенской Саровской пустыни – места подвигов преподобного Серафима Саровского. Юбилей был ознаменован восстановлением монашеской жизни в этой православной обители. Отныне под сводами некогда разрушенных, а теперь восстановленных храмов вновь будет приноситься Бескровная Жертва «о всех и за вся».
   В завершившемся году Господь сподобил меня вновь побывать на дорогом моему сердцу Валааме. Отрадно, что в древней северной обители возрождается скитская жизнь. Новым свидетельством этого возрождения стали совершенная нами закладка камня в основание храма во имя святого равноапостольного князя Владимира во Владимирском скиту и освящение храма Воскресения Христова в Воскресенском скиту.
   Не могут не радовать всех верных успехи в деле сближения между Церковью в Отечестве и нашими собратьями, объединенными в Русскую Зарубежную Церковь. Единство и общение, прервавшиеся в результате трагических событий более восьмидесяти лет назад, сегодня восстанавливаются, в чем мы видим благоволение Божие.
   Огромную боль сердцам всех верующих причинили трагические события на Святой Земле. Там, где две тысячи лет назад ангелы возвестили: «Слава в вышних Богу, и на земле мир», вновь пролилась кровь невинных людей. Молим Бога, чтобы земля, освященная рождением, жизнью, страданиями и Воскресением Спасителя нашего, стала, наконец, местом, где «правда и мир облобызаются» (Пс. 84, 11).
   Недопустимо оправдание зла ссылками на веру. Участники состоявшейся этим летом в Москве встречи духовных лидеров мировых религий, обращаясь ко всем верующим людям планеты, призвали их «уважать и принимать друг друга, невзирая на религиозные, национальные и иные различия». Церковь наша, как и во все времена, служит благу людей, объединяя усилия с государством и светским обществом, христианами иных исповеданий, людьми других вер и убеждений. Через совместные труды, через участие в общественных делах и дискуссиях мы должны свидетельствовать о Христе Воплотившемся, проповедуя Его не только словом, но и всей своей жизнью.
   Возлюбленные о Господе братья и сестры! Обращаю к вам слова апостола: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 19-23).
   Еще раз поздравляю всех вас с великим, мироспасительным праздником Рождества Христова и Новым, 2007 годом. Да подаст всем вам Господь Спаситель Свою милость, да спасет и сохранит Он всех в земном странствовании и удостоит радости общения с Ним в жизни будущего века. «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны» (Кол. 3, 15).
                                                                     Алексий II
                                                 ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Рождество Христово
2006/2007 года
Град Москва

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего Антония
Архиепископа Красноярского и Енисейского
Всечестной пастве Красноярской, Таймырской, Эвенкийской

                                                                                             «За слова Евы Адам изгнан из Рая;
                                           Слово, рожденное от Девы, открыло Крест,
                                          с которого разбойник вошёл в Рай Адама»
.
                                                                                    (Святитель Григорий Неокессарийский)

Возлюбленные о Господе! Дорогие братия и сестры!

В сей благознаменитый и спасительный для нас и всего человечества величайший праздник Рождества Бога - Слова, Спаса, Искупителя, Мессию и Господа нашего Иисуса Христа, примите прежде всего - моё сердечное поздравление с этим великим и славным событием, никогда не преходящем и радостным как для ангельского мира, так и для человеческого! Ныне мы вместе с небожителями и ангелами воспеваем эту дивную евангельскую песнь: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14). Ныне мы присоединяем свои приветствия друг другу ко всем народам, празднующим сей святой день и этими словами:
«Христос рождается - славите! Христос с небес - встречайте!»
Это событие так велико и значимо и для небесного, и для земного мира, что Ангелы небесные сошли на землю и присоединились к людям, чтобы поклониться Божественному Младенцу, лежащему в Вифлеемских яслях. Они пришли ужаснуться и чуду безболезненного рождества Христова и поклониться избраннице от всего рода человеческого Деве Марии - Матери Божией. Пренепорочная Матерь Христа радостна и спокойна, ибо исполнилось предвозвещённое Богом через Архангела Гавриила это великое, веками ожидаемое Божие обетование! Ангелом извещён о чуде и праведный Иосиф. Св. Иоанн Златоуст, как бы обращаясь словами Ангела, адресованными праведному Иосифу, говорит об этом так: «Да! Жена твоя по обручению, и Дева по обету, произнесенного Ею пред Богом, родит Сына от Духа Святаго; и ты, хотя и не отец Его, но будешь иметь честь по праву отцев наречь имя Ему Иисус, столь приличное Ему, потому что Он спасёт весь род человеческий от греха и смерти вечной!»
Из-за греха отступления от заповеди Божией единственной - пал человек, первый Адам, но так возлюбил Бог человека, что дал Сына Своего Единородного, - второго Адама, чтобы через веру в Него - спасти Своё возлюбленное творение. И это произошло, ибо «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1 Тим. 3, 16). О неизбежном явлении в мире Мессии говорит вся Ветхозаветная Библия, и Он - явился, но «к своим пришёл и свои Его не приняли» (Ио. 1, 11), распяв, впоследствии на Кресте, хотя именно о Нём
было среди важнейших пророчеств сказано и это: «Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог (Мф. 1,23).
По существу ведь вся история человечества существует в некоем постоянном поиске Еммануила в жажде приблизиться к тайне явления Бога, без которой жизнь становится бессмысленной и гибельной. Диавол всегда искусно манипулировал и манипулирует этой естественной человеческой жаждой, внушая равнодушным к вечному спасению людям самые разнообразные ложные постулаты. Не зная Истины, все народы, кроме богоизбранного народа Израиля, поклонялись чему угодно, и кому угодно, создавая кумиры многобожия и к какой бессмыслице это привело ярко демонстрировал Рим в преддверии Рождества Христова. Многие самые именитые философы и богатые люди, получавшие в материальном плане решительно всё - заканчивали жизнь самоубийством: она теряла для них смысл. Из воспоминаний очевидцев того времени приведу несколько строк: «Для толпы устраивались в цирках и театрах даровые великолепные зрелища. Всё это создавало условия легкой, праздной жизни и привлекало из провинции массы праздношатающегося люда. Мало-помалу в Риме и других больших городах скопились громадные толпы праздных, неспокойных, ленивых, привыкших жить за государственный счет, единственным желанием и постоянным воплем которых было: «Хлеба и зрелищ!» Но. выплачивая этой толпе подачки из своих колоссальных богатств, римская знать относилась к ней с нескрываемым презрением и варварской жестокостью. Случалось иногда в цирках, где преобладали кровавые зрелища гладиаторских боёв и травли людей дикими зверями, все жертвы, предназначенные для зверей, были растерзаны, а жажда крови и зверях, и в зрителях еще не была насыщена. Тогда император приказывал выбросить на арену к зверям несколько десятков бесплатных зрителей из простонародья, заполнявших амфитеатр. И это приказание исполнялось при громком хохоте и рукоплесканиях знати. Словом, мир, порабощенный римской политикой, уничтоженный и доведённый до отчаяния ложными религиями, тщетно вопрошающий о тайне жизни и добродетели, этот мир стоял на краю могилы. Само же иудейство, изменившее своему предназначению, находилось при последнем издыхании». Поэтому нисколько не удивительно, что явление Мессии, всё изменив к мощному духовному возрождению, пришлось «на конец веков», т.е. тогда, когда исконный враг рода человеческого и его губитель диавол, развратив народы почти окончательно, мог торжествовать свою полную победу и над языческим суеверием, и над теми от избранных, от ветхозаветных, которые забыли Истину и прельстились той же «тьмой века сего». «Стойте в Истине и Истина соделает вас свободными» от этого непотребства (Ио. 8. 32), говорит всем нам Господь, но - увы! - все ли внимают этому его спасительному призыву? Не уподобляемся ли и мы язычникам 1 века, делавшими то же, что и они? Господь создал человека свободным и вольным, и он вправе выбирать для вечной души своей спасительный ли путь служения Правде Божией, или путь гибельный, ввергающий его в адскую тьму вместе с увлекающими его навсегда низвергнутыми с Неба демонами? Случаи деградации личности и насаждения псевдокультуры слишком явственно порой выступают сегодня. Это бесконечные распады браков из-за полного забвения понятия о верности и подлинного счастья в любви, испытываемой целомудренным воздержанием до Венцов, это воистину бесовское шельмование друг друга в предвы «пиарах» и публичное унижение человеческого достоинства борных, это криминал, достигающий в обществе своего апогея и отнюдь не снижающийся, это, наконец, в подражание древним папуасам вычурные наряды при нанесении на лицо и тело безобразных бесовских изображений, уродующих и то, и другое, что категорически запрещено и Библией и Евангелием. Рабство Богу есть истинная свобода от всякой нечистоты и лжи, рабство же диаволу, наоборот, есть то, что ведёт к полному искоренению в душах людей - Бога, а в мозговых извилинах - здравого смысла. Середины здесь нет, но по Божией Милости и предстательству за нас Божией Матери, постепенно будет возрождаться наша православная вера, а через это и улучшаться всесторонне наша российская жизнь. Как в век Рождества Христова изменился мир, приняв постепенно христианство, так и наша Русь, подпавшая под 70-летнее пленение атеистической ложной идеологией, безусловно со временем воспрянет к свету заповедей Христовых, являя тем благоразумие и всему миру. Скорбями и покаянием мы возвращаем с трудом себе свои храмы - этот источник Правды Божией! Он - залог нашего земного благополучия, источник жизни достойной, с Богом. По мере нашего духовного просвещения Господь не оставит нас, хотя многие - оставили Его.
У св. евангелиста Иоанна далеко не случайно Христос и Спас Mиpa называется «Словом» или «Логосом». Этим подчёркивается особая непостижимая человеческим умом до конца тайна воплощения Богочеловека и Сына Человеческого, Того, Кто был всегда - до Своего рождества, и после Своего вознесения на небо. Господь пребывает с нами и ныне в Его изначально Православной Церкви. Извечно рождённый от Бога-Отца, Он родился ныне на земле, чтобы искупительными за наши грехи страданиями на Кресте и основанием Его св. Церкви спасти и вознести в небесные вечные обители нас своё любимое творение, созданное Советом Св. Троицы в Боге-Отце, в Боге-Сыне, в Боге-Духе Святом, Божестве же - и Единосущном, и Нераздельном.
Безрассудны и суетны те, кто потеряв истинную веру, внимают ныне ложным и обольстительным идеям, что, якобы, время христианства уже ушло, и на смену ему приходит очередной «новый мировой порядок» всемирного господства без Христа. Но Господь сказал: «Аз есмь путь, и истина, и жизнь (Ио. 14,6) и «всякий верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ио. 6,40). Поэтому только Господь по нашей вере в Него может изменить жизнь к лучшему на земле, а не антипод Ему Антихрист, провоцирующий гибельный конец мира. Поэтому будем внимательны и стойки в вере Христовой, дорожа ею как главным божественным достоянием, навсегда явленном миру по слову: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8), и никакого другого пути к спасению вечному, кроме Христа, конечно же - нет, ибо сказано: «неверующий в Сына не увидит Жизни» (Ио. 3, 36).
Будем же всегда помнить, что и наше святое Отечество не обделено Истиной, источаемой нам от Святой Троицы в наших храмах, что и мы являемся сопричастниками в них «Слова» из недр Отчих - Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, что и мы, наконец, питаемые Благодатию Духа Святаго в храмах наших, наследуем жизнь вечную в грядущем Царстве вечной Славы и вечной радости. И тогда таинственный «Логос» - Слово будет нам неизсякаемой пищей, а состояние наше будет вечной радостью обожения в продолжении жизни нашей безмертной души, преисполненной мощью творческого потенциала, безконечного, и уже не подвергаемого никогда негативом сатанинского действа за полнейшим отсутствием этой нелепой субстанции, окончательно и бесповоротно во ад уже - низверженной, но на земле до Второго пришествия Христова - действующей.
Очень медленно, но всё-таки заметно, многие и бывшие атеисты, и сегодняшние нео-идолопоклонники - накопители богатств, и попавшие в те же диавольские секты иноверия, вопреки Христу, создавшему одну церковь, как один институт, а не множество, как было в языческие времена, - просыпаются, возвращаются к российскому своему историческому призванию быть ответственными и за веру, создавшую Россию, и за прочное будущее грядущих поколений во славу России. На духовном своём возрождении стояла Россия во все смутные времена, и стоять - будет, поэтому и ныне - с нами Бог!
Год 2006 ознаменовал себя для нашей Красноярской земли многими знаменательными и добрыми делами. Все отделы Епархии усердно сотрудничали на поприще святого дела благотворительности, в особенности заботой о детях, о всех нуждающихся особо - в праздничные дни Рождества Христова и св. Пасхи. Освящены новые храмы свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, и прекрасный крестильный храм св. Иоанна Крестителя в Красноярске, красавец Свято-Вознесенский - в женском монастыре п.Кочергино, восставший буквально из руин, деревянного зодчества сооруженный Свято-Духовский храм - в п.Курагино, освящён престол свв. Виленских - мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в Свято-Троицком соборе г.Канска, освящение нововосстановленного храма святит. Николая в с. Парная Ачинского благочиния, освящение нового Свято-Троицкого храма в столице Эвенкии Туре.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия Управляющий нашей Епархией для участия в научно-богословских конференциях посетил Киев, Симферополь, возглавил делегацию МП в Стокгольм (Швеция), посетил Иерусалим и свв. Места Палестины, Сербию и страны Западной Европы. Повсюду люди с большим вниманием интересовались нашей сибирской жизнью, совершались богослужения и совместные молитвы с нашими православными братьями, что сопровождалось высоким духовным подъёмом при искренних нам добрых пожеланиях, с просьбой святых молитв.
Благодарно Богу за милости Его, нам подаваемые в 2006 году, с надеждой, что и год грядущий будет благословенным и увенчается таким же усердием в служении Богу наших усердных священнослужителей и молитвенников, уповая и впредь на милость Божию к земле Красноярской, призываю всех священников неопустительно совершать богослужения, а вас, верных чад нашей Церкви, чаще и впредь посещать школу благочестия - святые храмы, дабы жизнь наша и внешне, и внутренне, менялась к лучшему, и да будет ныне явленный миру для нашего Вечного Спасения Христос и Господь во всех нас для наследования нами доброй жизни на земле, в чаянии наследования и вечной - в Царстве Небесном!
Благословение ныне рождшегося Богомладенца Христа да пребывает на всех нас ныне и вовеки.
С любовью о Господе -

Архиепископ Красноярский и Енисейский
АНТОНИЙ
Рождество Христово 2006/2007 г.
г. Красноярск
-

                             Рождество Христово
Празднуется 7 января (25 декабря)

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства — родился Богочеловек, Спаситель мира. "Таинство странное вижду и преславное, — с удивлением воспевает Святая Церковь, — Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву; ясли — вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог" (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, "повит Его и положи в яслех" (Лк. 2).
Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: "Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове", и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до "рабия зрака". Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам "звездословцам", и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого — преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы — "падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф. 2, 11).
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. "Се благовествую вам, — сказал Ангел вифлеемским пастырям, — радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша" (Лк. 2, 10-20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, "яко родися Спас", Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.
Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

Собор Пресвятой Богородицы
Празднуется 8 января (26 декабря)

На следующий день после праздника Рождества Христова, Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, рождшей Спасителя. Это собрание верующих было названо собором Пресвятой Богородицы. Установление этого празднования относится к древним временам Христианской Церкви. Уже Епифаний Кипрский († 402), а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом можно найти в 79 правиле 6 Вселенского Собора, состоявшегося в 691 году

Как проводить святки

     Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
      В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.
      Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлии", и возбранено совершать священнодействие брака.
      Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
      Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству - Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного".
      В Священном Писании говорится: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22,5).
      Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни".

Крещение Господне. Святое Богоявление
19 (6) января — Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
Начало праздника Крещения восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
В III веке на праздник Крещения известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия — с IV по IX век — все великие отцы Церкви — Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).

Тропарь праздника Крещения Господня, глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

О крещенской воде
Зачем освящают воду?

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.
В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь "очищение водою роду человеческому дарует"; "Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...".

Для чего употребляют святую воду?

Крещенская святая вода (ее называют также Великая Агиасма) — одна из величайших святынь. Она не портится длительное время, подает исцеление недугов душевных и телесных, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему ею окропляют жилище и всякую вещь, которую освящают.
Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой крещенской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский послал смертельно больному человеку бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой. Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час. Он говорил также, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.
"Освященная вода,— писал святитель Димитрий Херсонский,— имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею".

Как следует употреблять святую воду

Святую воду, как и просфору, принято употреблять натощак, после утреннего молитвенного правила, с особым благоговением и молитвой: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь".
Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

Нет. И в сочельник, и в сам день праздника вода освящается одним и тем же чином великого водоосвящения.

Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

Это не так! Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

Бывает ли, что святая вода "не помогает"?

Святитель Феофан Затворник пишет: "Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)".
Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. "Род лукавый и прелюбодейный,— говорил Спаситель о своих неверующих современниках,— ищет знамения; и знамение не дастся ему".
Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Святой мученик Вонифатий
1 января (19 декабря) — память святого мученика Вонифатия

Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 году, в царствование римских императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305). Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с Аглаидой в беззаконном сожительстве ("в нечистоте валяшася и пияница бяше"). Вместе с тем он был милостив к нищим и охотно принимал странников. Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.
В то время на Востоке было сильное гонение на христиан. Аглаида пожелала иметь у себя в доме мощи святых мучеников, надеясь под их покровительством получить спасение. Она отправила на Восток Вонифатия с несколькими слугами, чтобы он выкупил святые мощи у нечестивых мучителей. Уезжая, он спросил Аглаиду: "А если мое тело к тебе, за Христа замученное, принесут, примешь ли его с честью?". Аглаида укорила его в глумлении и заметила, что ему нужно хранить кротость и воздержание, чтобы достойно принять мощи святых. Вонифатий запомнил слова своей госпожи и, размышляя в пути о своей жизни, сожалел о прежде содеянных грехах. Все время, пока они добирались до Малой Азии, Вонифатий постился и прилежно молился Богу.
В киликийском городе Тарсе (Малая Азия) Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где при стечении множества народа христианских мучеников подвергали жестоким пыткам. Лица мучеников сияли духовной радостью, ибо благодать Божия укрепляла их в подвиге. Пораженный мужеством святых, Вонифатий исполнился Божественной ревности и всенародно объявил себя христианином. Он бросился к мученикам, стал с благоговением обнимать их ноги и молить Господа о даровании и ему мученического венца. Судья допросил святого Вонифатия и, когда получил от него решительный отказ принести жертву идолам, предал его на мучения.
Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзили под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов. Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но он вновь остался невредим. Внезапно сошел Ангел и оросил мученика Небесной прохладой, смола вылилась, вспыхнула и обожгла самих нечестивых мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову.
Перед казнью святой мученик молился Господу о прощении грехов, в безумии содеянных, и о избавлении стада Христова от всякого нечестия и заблуждения языческого. Из раны святого мученика истекли кровь и молоко. 550 язычников были удивлены этим чудом и уверовали во Христа.
Спутники Вонифатия выкупили тело святого за 500 золотых монет и с почестями доставили Аглаиде, которую Ангел уже предуведомил о происшедшем. Аглаида с благоговением встретила тело святого мученика. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. Они прославились множеством чудес, по молитвам мученика Вонифатия исцелялись больные и страждущие от духов нечистых.
Аглаида раздала все свое имущество нищим и в покаянии провела 15 лет в монастыре. Еще при жизни она получила дар изгнания бесов. По кончине была погребена рядом с мучеником Вонифатием. Подвиг святого мученика Вонифатия учит нас, как "растленное естество имуще, покаянием истинным и добрым изменением" сделаться достойными тех страданий, которые претерпел за нас Господь. По молитвам святого Вонифатия верующие люди обретают исцеление от недугов, избавление от греховных страстей — пьянства и распутства.

Святой Иоанн Кронштадтский
2 января (20 декабря) — память святого Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился глубокой проникновенной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его молитву. После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Петербургскую духовную академию. Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства. По рукоположении молодой священник был назначен ключарем Андреевского собора города Кронштадта. В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. На этих отвергнутых всеми людей и обратил внимание молодой кронштадтский священник. Ежедневно он приходил в их землянки и подвалы не на 10-15 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался вместе с ними. Он сам отправлялся в лавочку за продуктами, в аптеку за лекарством, за доктором, отдавал беднякам все свои деньги, одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный, надеясь, что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается домой босой и без рясы и приносили матушке обувь, говоря: "Твой отдал свою кому-то, придет босым". Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Он призывал жителей Кронштадта помочь бесприютным беднякам. Люди деятельно откликнулись на просьбу пастыря. Стараниями отца Иоанна в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садом, приютом, столовой, библиотекой, бесплатной лечебницей, ночлежным и странноприимным домом. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. Он говорил: "У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую". Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанна считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления — Божественную литургию. Отец Иоанн совершал Литургию каждый день. "Христос Спаситель установил таинство Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою святость и правду, сделать нас достойными рая и радости неизреченной". Когда отец Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан. По его молитвам стали происходить чудотворения, и слухи о них распространились в Кронштадте и Петербурге; их стали публиковать и обсуждать в печати. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями и тысячами. На исповеди, длившиеся по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек. Андреевский собор вмещал 7 тысяч и всегда был переполнен. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел отец Иоанн, не было ни у кого. Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге — духовном дневнике "Моя жизнь во Христе". Не только со всей России, но и из Европы, Индии, Америки присылали ему тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец Иоанн говорил: "Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: "Я прославлю прославляющих меня". Вместе со всем русским народом чтил отца Иоанна и император Александр III, который перед своей кончиной призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил: "Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у господа вымолить. Да будет на все Его святая воля".
9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в декабре 1902 года Иоанновского женского монастыря на р. Карповке в Петербурге.
Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский Собором 1990 года.

Слово Игумена Никона (Воробьева)
в день памяти преподобного Серафима Саровского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем память преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В ночь с 1 на 2 января 1833 года он преставился. Преподобный Серафим еще молодым пошел в монастырь, прошел в нем все монашеские послушания, работы, испытания, прошел все виды монашеского жития и достиг величайшего духовного преуспеяния, творил великие чудеса, исцелял неизлечимых больных, предсказывал события, которые всегда исполнялись. Он издалека видел состояние души человеческой. Так, его современник, великий подвижник Георгий Задонский был долго мучим помыслами уйти из своего монастыря, потому что туда приходили люди и мешали ему сосредоточиться. И вот однажды является ему странник и говорит: "Преподобный Серафим велел тебе сказать, как ты столько времени подвизаешься и не можешь понять, что твои помыслы от лукавого. Оставайся на месте". Георгий Задонский очень удивился. Потом стал искать этого странника, который только что вышел. Но оказывается, никто подобный в монастырь не входил. Тогда Георгий Задонский понял, что это был преподобный Серафим, который видя его душевное состояние, приказал ему, чтобы он оставался на месте. Были случаи воздействия его на внешнюю природу. Однажды вечером он приказал Дивеевским сестрам посадить лук, а утром уже посылает их собрать свежий лук и нести в Дивеевскую обитель. "Батюшка, — пытались было возразить монахини, — мы вчера только лук посадили". Но преподобный Серафим повторил: "идите, соберите лук и снесите в Дивеево". Когда они пришли на огород, то лук уже был больше четверти аршина высотой. Другой раз пришли к нему в келлию гости, кажется, архиерей, и с ним другие. Преподобный Серафим приказал кусту малины зацвесть, принести плод и на глазах гостей, собрав малину, угостил их. Приходил к нему медведь, который не только не трогал угодника Божия и других присутствующих, но однажды по приказу преподобного Серафима поспешно пошел в лес и принес свежего сотового меда. Так сила Божия, благодать Божия зримо почивала на преподобном Серафиме и через него творила многие чудеса.
Был у преп. Серафима близкий человек, некто исцеленный, именем Мотовилов, который с детства размышлял о том, в чем состоит истинное христианство. И вот однажды преподобный Серафим, сказав ему об этой его мысли, объяснил, что цель христианина должна состоять в стяжании Духа Святого, а затем и показал ему, как действует Святой Дух, почивающий в человеке. Они были вдвоем на поляне в лесу. Преподобный Серафим помолился, и вот лицо его — как в Евангелии сказано о славе праведников в Царствии Божии — засияло как солнце, так что Мотовилов не мог на него смотреть. Так преподобный Серафим зримо, наглядно, объяснил ему действие Святого Духа на душу и тело человеческое.
Как же происходит рост духовный у этих великих подвижников? Преподобный Серафим, как и многие другие, в юности поступил в монастырь. Здесь он прошел все монашеские послушания, которые очень необходимы всем вновь поступившим. Ибо среди этих послушаний человек подвергается всякого рода испытаниям и искушениям. Здесь он должен победить свое тщеславие, свой гнев, чревоугодие, должен научиться побеждать всякие помыслы: и нечистые, и помыслы уйти из монастыря, и многие другие — потому что дьявол разжигает человека всячески, делает жизнь монашескую как будто бы невыносимо тяжкой, скучной, бесполезной, гонит каждого истинного христианина из монастыря. Все это нужно преодолевать. Нужно в этой обстановке, среди людей приобрести внутреннюю молитву, молитву сердечную, т.е. чтобы она сама непрестанно действовала в сердце. Эта молитва Иисусова: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного".

Святая мученица Татиана

25 (12) января — память мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226-235) Святая мученица Татиана родилась в Риме в семье знатного сановника, тайно исповедовавшего христианскую веру и воспитавшего свою дочь в христианской вере. Святая Татиана не пожелала выходить замуж, а решила посвятить себя служению церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и все свои силы отдавала исполнению церковных обязанностей.
Святая мученица Татиана пострадала во время гонения на христиан при малолетнем императоре Александре Севере (222-235). Ее схватили и привели в капище Аполлона, где принуждали принести жертву языческому идолу. Отказавшись, святая Татиана была подвергнута жестоким пыткам, однако твердость ее веры и терпения были непоколебимы. Среди мучений она только молилась, чтобы Бог просветил ее мучителей, и Господь услышал молитву праведницы.
По ее молитве трижды разрушались статуи языческих богов. Мучения, которым подвергали святую Татиану, либо не причиняли ей вреда, либо за ночь следы их бесследно исчезали, или сами мучители страдали от ударов, наносимых невидимой рукой. Потрясенные стойкостью святой, ее мучители тут же открыто обращались ко Христу, превращаясь из палачей в мучеников за Христа. Голодный лев, выпущенный на святую Татиану на арене цирка, начал ласкаться к ней, не причинив ей ни малейшего вреда. Знамения силы и истины Господней, явленные в мученичестве святой Татианы, многих привели к вере во Христа, тогда испуганные гонители осудили мученицу на казнь мечом. Вместе с ней был казнен и ее отец.

Не осуждай ближнего своего

Никто из нас не любит слушать, когда кто-нибуть о нас скажет не весьма лестно, зато мы очень любим послушать о ком-нибудь другом.
При этом мы забываем о девятой заповеди Божией, kоторая запрещает:< Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложного >
Господь запрещает в девятой заповеди закона Божия не только говорить, но и слушать в осуждение ближнего.
Но что же можно сказать о тех, кто часто любит рассказывать о ком-нибудь с его плохой стороны, при этом не редко бывает, когда рассказчик, чтобы вызвать больший интерес слушателей его обступивших, не скупиться на прикраску к своему рассказу. И совесть его не говорит ему о том, что, поступая так, он обливает грязью свою жертву с ног до головы. Но что же это, - осуждение? Нет, это больше чем осуждение, - это клевета!
Клеветник собою подобен ядовитой змее, которая кусает свою жертву ядовитыми зубами. Клеветник отравляет своим ядом все окружающее.
Клеветник берет на свою душу сразу три греха:
1. грех клеветы;
2. заражает ядом клеветы тех, кто его слушает;
3. гнев оклеветанного.
Конечно, рано или поздно, но оклеветанному становится известно о клевете на него, и он грешит грехом гнева на клеветнека. И те, которые слушают, они тоже принимают грех клеветы, и становятся соучастниками беззакония.
Когда вы видите людей, осуждающих других, избегайте таких, чтобы не заразиться смертельным ядом клеветы.

Священник Казанского собора Иосиф Янушкявичюс

Как обустроить домашний иконостас

Во-первых, Вам нужно определиться сколько и какие иконы Вы хотите видеть в своём иконостасе. Это очень не просто. Современная практика показывает, что количество икон в доме может быть от одной и до бесконечности, ограниченной площадью ваших стен, а возможно и занавесок. Вот давайте попробуем посчитать сколько их может быть. Образа Спасителя и Божией Матери; иконы Троицы и Ангела Хранителя; Ваш небесный покровитель и небесные покровители жены, детей, бабушки, дедушки..; святые, например: Николай чудотворец, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Святой великомученик и целитель Пантелеимон, благоверный князь Александр Невский, Ксения Петербургская...; праздничные иконы: Воскресения, Рождества Христова, Крещения Господня... (всего двунадесятых и великих праздников - 18); престольные иконы, то есть иконы в честь престолов храма, который Вы посещаете (1, 2, 3...); а что за иконостас без икон Божией Матери: Казанская, Владимирская, Иверская... (в ежегодном календаре Московского Патриархата за 1999 год их указано - 256)... Да учтите, что каждый иконописец пишет их по-своему...
Но, допустим, Вы остановились только на первых двух. Даже в этом случае через некоторое время рядом с ними появится ещё несколько: сегодня принято дарить иконы на православные праздники, дни рождения или какие-то другие знаменательные даты. Вскоре друзья непременно принесут Вам парочку другую образков и не повесить их - обидятся; хорошо, если Ваши друзья это понимающие (воцерковлённые) люди, сталкивающиеся с теми же проблемами, что и Вы.
Будучи осенью 1997 года в Греции, я узнал одну особенность православных греков, которая меня не оставила равнодушным и, судя по оживлению в экскурсионном автобусе (а это были православные паломники), удивило не одного меня. Иеромонах-экскурсовод сказал, что в домах у греков чаще всего одна и иногда - две иконы. Я не был в греческом доме и представить одну икону в доме для меня трудно. Икон, по-русским понятиям, должно быть хотя бы две - Спасителя и Божией Матери.
Но давайте греческие традиции оставим грекам и поговорим о русских традициях конца ХХ века. Как сказано выше - по-русским понятиям, в доме должно быть хотя-бы две иконы. (Я пишу сейчас это и сам себе тихо возмущаюсь потому, что не могу представить верующего ещё и без образка своего небесного покровителя). Сначала устанавливается икона Спасителя и справа от Него, (от Вас - слева) образ Божией Матери. Это может быть не обязательно Казанская икона Божией Матери (как здесь), а, например, Владимирская, Державная, Иверская... Но мне чаще всего встречались иконостасы именно с Казанской иконой Божией Матери. Расположить иконостас нужно в углу, который направлен на восток. Это самый лучший вариант. Если так не получается, то можно просто на восточной стене. Если и так не получается, то хотя бы на стене, которая обращена к ближайшему храму. В каждой квартире есть так называемый "красный угол" сегодня на это место чаще всего ставят телевизор, если для "ящика" не предусмотрено специальное место в стенке. Вот в таких углах наши предки и делали иконостасы. На снимке - пример иконостаса расположенного в углу.
Говорят: "Иконы не украшают". Неправда. Риза и (отчасти) киот - украшения. Украшениями являются и чистые белые или вышитые полотенца или специально сделанные для этого накидки расшитые бусинками. Что-то другое будет излишним.
Теперь, что такое собственно икона. "Под иконой обыкновенно понимают изображение (преимущественно живописное) на камне, дереве, полотне Лика Иисуса Христа, Богоматери, святых апостолов и всех святых угодников Божиих, предназначенное нам для духовного общения с изображённым на нём. Слово "икона" греческое - у нас есть вполне тождественное - "образ". Иконопочитание берёт начало с начала христианства - первой иконой считается икона Спасителя - отпечатлённый на убрусе* Лик Спасителя, посланный им царю едесскому Авгарю. Одним из первых иконописцев считается святой апостол Лука"**.   Икона - это окно в Царствие Небесное уже на том основании, что изображённые на них - там обитают.

Александр ВОСТРИКОВ. Фотография автора.

МОЛИТВОСЛОВ

Покаянная молитва
(Читается каждый день после вечерних молитв)

Господи, Господи! Вот я весь пред Тобою, великий грешник. Я очень много согрешил даже и в сегодняшний день. Умилосердись надо мною, Господи, изгони из меня гнев, гордость, раздражение, осуждение, самолюбие и все прочие страсти, а всели в сердце мое смирение, кротость, великодушие и всякую добродетель. Господи, помоги мне исполнять волю Твою, поставь меня на истинный путь спасения.
Научи меня, Господи, совершать заповеди Твои и приносить покаяние чистосердечное с сокрушением и слезами. Господи! Прости мне согрешения мои, которыми оскорбил я благость Твою.
Помилуй меня, истлевшаго в беззакониях, и милосердием Твоим прости меня, грешнаго. Аминь.

Молитва о чадах

Помилуй мя, Господи, Сыне Давидов! Господи, помилуй нас с детьми нашими, да не увлекутся они духом времени, соблазнами мирскими, да не поддадутся какой-нибудь страсти, какому-нибудь пороку, сотвори, чтобы дети наши были полезными членами и через то счастливыми здесь, на земле, чтобы удостоились блаженства на небеси!

Молитва родителей за детей
о. Иоанна (Крестьянкина)

Сладчайший Иисусе, Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе; и мою, и их души искупил Ты Своею неоцененною кровию; ради крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатию Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным; удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их, яко же Ты сам хочеши, и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже Отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения твои и уставы Твои. И исполнять всё это! Аминь.

ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ

Рождество.

Рождество. Мягкий сумрак метели.
Взгляд вослед устремится лучам
Той Звезды, путь к Небесной Купели
В ранний час указующей нам.
Тишина. Ни тропы, ни тропинки.
Сонмы ангелов. Птичьи следы.
И на низко кружащих снежинках
Блеск растущий – пастушьей Звезды.
Человек – Образ Божий, подобье –
Ангел дальний повторит в ответ...
Не погаснет Рождественский свет,
На снежинки бессчётно раздроблен.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Ты, идущий за мною, сильнее меня,
Я же – глас Твой в пустыне, воин,
Тишина Твоя, словно часть огня,
Я – коснуться Тебя не достоин.
Ты идешь в недоступной мне тишине,
И огонь Твой – в душе, как в нише,
К Иордани-купели приходишь, ко мне,
И с небес Глас глаголющий слышен.
Жизнь Твоя – есть истина, путь, исход –
Гнев секиры падёт на корни,
Фарисей, покаянья отвергший плод,
Не избегнет кары позорной.
Это Ты, тишиною сметающий тьму,
Глас, которого ждал Исайя,
Каждый, сети, увидев Тебя, бросает,
Слыша: «Сделай прямыми стези Ему...»
Тишина Твоя, словно часть огня,
Я – коснуться Тебя не достоин,
Ты, идущий за мною, сильнее меня,
Я же – глас Твой в пустыне, воин...

Иеромонах Роман

Когда часы пробьют двенадцать,
Напоминая о былом,
Не торопитесь подвизаться
За шумным праздничным столом.
Не призываю к воздержанью:
Глухим призванья ни к чему.
Иная жизнь, иное званье, -
Дай, Боже, выплыть самому.
Но призадумайтесь, кто слыщит,
(Все не убудет коньяку), -
И мальчик радуется лыжам,
Не зная, что свернет башку.
Но что слова? Гремит гитара,
И кто-то пляшет от души.
А новый год - брательник старым,
Давай, губерния, пляши!
А в пляске той - ан показалось? -
Веселости - на медный грош.
Чтож, хоронясь за разудалость,
Об пол ногой с тоскою бьешь?
Угомонитесь, в самом деле!
Гулянье катится к утру.
Ах, это бурное веселье,
Как говорится, не к добру.
Затихнут гульбища мирские,
Когда последнее допьют...
И если праздники такие,
То что же будни? Бедный люд!

РЕЦЕПТЫ ПРАЗДНИЧНЫХ БЛЮД

Как приготовить сочиво

      По церковному уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Вот как его приготовить.
      1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки меда, сахар по вкусу.
      Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.
      Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.
      Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо - стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком. Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.
      Для подслащивания лучше использовать только мед.

Гусь (утка) с яблоками

      1 тушка, 40 г сливочного масла или маргарина, 500 г яблок, майоран, соль.
      Предварительно обработанную тушку натереть солью, и майораном. Оставить на один час. Яблоки помыть, удалить семенное гнездо, разрезать пополам. Начинить ими тушку, зашить, положить на противень или в жаровню, смазанную растительным маслом. Полить сверху маслом, сбрызнуть водой и поставить в хорошо прогретую духовку. Жарить, постоянно увлажняя соусом и сбрызгивая водой. Готового гуся (утку) порезать на порции, положить на овальное блюдо, по краям положить яблоки. Остаток соуса подать в соуснице. Украсить зеленью (салат, петрушка, сельдерей). Подавать с тушеной капустой или свеклой.

Свинина, запеченная с картофелем и луком

      750 г свиного мяса, 4 крупные картофелины, 1 стакан натертого на терке твердого сыра, 1 стакан белого сухого вина, 3 головки репчатого лука, 3 столовые ложки муки и свиного жира, 5 столовых ложек панировочных сухарей, соль, черный молотый перец.       Свинину обвалять в муке, обжарить со всех сторон, переложить в жаровню. Картофель нарезать ломтиками, лук кубиками, переложить в жаровню с мясом и влить сухое вино, посыпать солью, перцем, прикрыть крышкой и поставить в умеренно горячую духовку примерно на 1 час. Затем посыпать свинину смесью из панировочных сухарей и тертого сыра и, не закрывая крышкой, запекать еще 20-30 минут.

Буженина

      Окорок или небольшая часть его, соль из расчета 20 г на 1кг мяса, перец, чеснок из расчета 1 долька на 1 кг мяса.
      Окорок желательно посолить и оставить на одни сутки. Небольшие куски мяса на буженину посолить за час до жаренья. Кожу окорока надрезать острым ножом клетками, натереть солью и перцем, нашпиговать дольками чеснока, положить на противень, налить 1/2 стакана воды и поставить в прогретую духовку. Когда верхняя часть окорока хорошо зарумянится, перевернуть его и, периодически поливая выделившимся соком, довести до полной готовности. Важно не пересушить верхнюю корочку, для этого нужно мясо прикрыть плотной бумагой или фольгой. Подавать как в горячем, так и в холодном виде с маслинами, моченой брусникой, огурцами, свежими салатами, зеленью. Отдельно подать хрен, кетчуп, горчицу.

Рождественский миндальный кекс

      Для формы диаметром 26 см: 250 г масла, 250 г сахара, одна ваниль (или чайная ложка ванильного сахара), соль на кончике ножа, 20 г рома, 6 яиц, 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя теста, 400 г изюма без косточек, 50 г молотых миндальных орехов, 100 г измельченных цукатов из лимонной корки, 100 г очищенного миндаля (раздробленного на половинки зерен), 2 чайные ложки сахара, 5 столовых ложек воды, 100 г марципана, 60 г сахарной пудры, 2 столовые ложки абрикосового мармелада. Шафран для окраски теста и пергаментная бумага для формы.
      Выстелить пергаментной бумагой форму для кекса. Духовку разогреть до 180 градусов. Растереть масло с сахаром, солью, ванилью и ромом. Добавить яйцо и растирать, пока не получится пышная масса. Если масса осядет, добавить ложку муки. Муку смешать с разрыхлителем, изюмом, молотым миндалем и лимонными цукатами и йостепенно перемешать с яично-масляной массой. Тесто переложить в форму, выровнять верх и уложить по поверхности плотно друг к другу половинки миндаля. Выпекать кекс час-полтора на втором уровне снизу. Прежде чем вынуть его из духовки, проверить с помощью деревянной спицы, полностью ли он пропечен - для этого проткнуть кекс, вытащить спицу, и если тесто к ней не прилипло - кекс готов. Испеченный кекс переложить вверх дном на кухонную решетку и некоторое время бумагу не снимать. Из воды и сахара сварить сироп (варить при постоянном помешивании 3 минуты), намазать верх кекса. Смешать с сахарной пудрой марципаны. Бока кекса намазать абрикосовым мармеладом. Марципановую массу тонко раскатать в полоску и обложить ею бока кекса. Выступающий верхний слой надрезать в виде отделочной бахромы. Из оставшихся марципанов можно сделать разные фигурки и украсить поверхность кекса.



Rambler's Top100 Яндекс цитирования

© Официальный сайт Казанского кафедрального собора г. Ачинска. При использовании текстовых материалов ссылка на сайт www.aksobor.ru обязательна. Воспроизведение фотоиллюстраций допускается на условиях и с письменного разрешения их авторов. Хостинг от компании СиНТ